Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ «ТЕРРИТОРИЙ РОСТА»: ОТ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН К ТЕРРИТОРИЯМ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ'

РАЗВИТИЕ «ТЕРРИТОРИЙ РОСТА»: ОТ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН К ТЕРРИТОРИЯМ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
186
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИИ РОСТА / РЕГИОН / ИНВЕСТОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пароватов С.Н.

В статье проведено исследование теории и практики функционирования мировых и отечественных особых экономических зон и территорий с особыми экономическими режимами. Исследована эволюция создания и развития данных территорий. Подтверждена и доказана гипотеза о том, что территории с особыми экономическими режимами являются наиболее эффективным инструментом ускоренного развития региональной экономики. Дополнена и усовершенствована сущность понятия «территория опережающего социально-экономического развития» и «свободный порт». Выделены основные элементы, характеризующее зоны со специальными режимами хозяйствования. Установлено превосходство ТОР над ОЭЗ в плане льгот и преференций. Определено, что ТОР соответствуют всем критериям высокоэффективного инструмента социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF "GROWTH TERRITORIES": FROM FREE ECONOMIC ZONES TO TERRITORIES WITH SPECIAL ECONOMIC REGIMES

The article studies the theory and practice of the functioning of world and domestic special economic zones and territories with special economic regimes. The evolution of the creation and development of these territories has been studied. The hypothesis that territories with special economic regimes are the most effective tool for the accelerated development of the regional economy has been confirmed and proved. The essence of the concept of "territory of advanced socio-economic development" and "free port" has been supplemented and improved. The main elements that characterize the zones with special economic regimes are identified. The superiority of the ASEZ over the SEZ in terms of benefits and preferences has been established. It was determined that the ASEZ meet all the criteria for a highly effective tool for the socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ «ТЕРРИТОРИЙ РОСТА»: ОТ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН К ТЕРРИТОРИЯМ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ»

РАЗВИТИЕ «ТЕРРИТОРИЙ РОСТА»: ОТ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН К ТЕРРИТОРИЯМ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ

С.Н. Пароватов, студент

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-1-2-221-225

Аннотация. В статье проведено исследование теории и практики функционирования мировых и отечественных особых экономических зон и территорий с особыми экономическими режимами. Исследована эволюция создания и развития данных территорий. Подтверждена и доказана гипотеза о том, что территории с особыми экономическими режимами являются наиболее эффективным инструментом ускоренного развития региональной экономики. Дополнена и усовершенствована сущность понятия «территория опережающего социально-экономического развития» и «свободный порт». Выделены основные элементы, характеризующее зоны со специальными режимами хозяйствования. Установлено превосходство ТОР над ОЭЗ в плане льгот и преференций. Определено, что ТОР соответствуют всем критериям высокоэффективного инструмента социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: территория с особыми экономическими режимами, особая экономическая зона, территория опережающего социально-экономического развития, территории роста, регион, инвестор, предприниматель.

Формирование высокотехнологичной экономики является наиболее эффективной антикризисной мерой государства. На мировой практике высокая технологичность лидирующих экономик в период антикризисных мер формируется способом «иного качества роста», который обеспечивает создание новых предприятий, новых технологических объектов, современной инфраструктуры, эффективных технологий менеджмента и административного регулирования. Таким образом, у государства появляется необходимость определения четко ограниченного экономического пространства («территорий роста») в рамках национальной экономки.

Результаты исследования. Тематика зон со специальными режимами хозяйствования и особых экономических зон и их влияния на развитие социально-экономической политики государства рассмотрена в работах иностранных ученых: Дж. Йанга, Джин Пин Сяо Линга, Г. Гранберга, Д. Холмса, Ф. Томсона, а также российских: А.В. Виленский, В.А. Коптева, М.А. Никонова, Е.В. Акин-феева, Г.Г. Рубцов, А.Н. Литвиненко, А.Х. Евстафьева, Е.В. Прачева и др.

Исследуя эволюцию создания данных территорий, можно отметить, что во второй половине XX века такие территории получили название свободных (особых) экономических зон, однако самая первая территория с особым экономическим режимом появилась в 1547 году в порту г. Ливорно, и впервые стала называться «свободным портом».

Дефиниция «особая экономическая зона» или «свободная экономическая зона» достаточно современное, оно впервые появилось в конце XIX века в США для обозначения территорий, на которых действует специальный режим экономико-правового регулирования. Однако особые (преференциальные) режимы существовали и за долго до XIX века. Первым в истории мировой экономики стал свободный порт г. Ливорно, начавший свое функционирование еще в 1547 году. Режим в то время носил название «порто-франко» или «свободный порт», однако ведущие управленцы-экономисты XVI века еще не давали порту г. Ливорно классификационную дефиницию особой или свободной экономической зоны. Режим «порто-франко» просуществовал в г. Ливорно 127 лет [9], в

настоящее время порт Ливорно - это один из крупнейших портов мира. Стоит также отметить, что с 2010 года в г. Ливорно вновь установлен особый экономический режим, но уже рекреационной зоны. В российской практике данный режим имеет название «рекреационный парк», сущность режима заключается в развитие эко-направлений в экономике, создании крупнейших зон отдыха, санаториев и различных развлекательных парков. Наиболее распространенной преференцией для таких режимов является безвизовый режим или облегченный вариант получения электронной визы. В настоящее время порт г. Ливорно также сохранил свое прямое назначение и функционирует как один из крупнейших мировых логистических узлов. Численность логистических парков порта составляет 58 компаний, более 50% из которых были построены еще в период функционирования режима «порто-франко» в XVIXVIII веке за счет иностранных инвестиций. Однако режим свободного порта и свободной таможенной зоны в порту Ливорно более не реализуется, все компании, зарегистрированные на территории порта, функционируют согласно установленным нормам законодательства в рамках национальной экономики.

Необходимо отметить, что в то же время (XVII-XIX век) особые экономические зоны так же активно использовались и Правительством Российской Империи, только опять же - в виде режима «порто-франко» или «свободного порта». Наиболее известными стали зоны, созданные в целях освоения Северного Причерноморья и Дальнего Востока: свободный порт Одесса и свободный порт Владивосток.

История мировой экономики продолжила свое развитие и в середине XIX века на Восточном и Западном побережье США создается ряд приграничных территорий, на которых Правительством возложены стратегические цели развития государственной экономики. Определение таким территориям дает ведущий экономист того времени, профессор Калифорнийского университета г. Лос-Анджелес (UCLA) Д.М. Уальд, который называет их «special

economic zones» (особые экономические зоны) [4].

Со временем дефиниция СЭЗ или ОЭЗ стала использоваться для обозначения специальной территории с льготными ва-лютно-финансовыми и налоговыми режимами, при которых поощряется совместная с иностранным капиталом деятельность.

Стоит отметить, что для восточных стран Азиатско-Тихоокеанского региона понятие «особая экономическая зона» заменено понятиями «внешнеторговая зона» (ВТЗ) и «зона свободной торговли» (ВТЗ). Внешнеторговая зона в восточных странах АТР - это приграничная территория, на которой установлен преференциальный режим, предусматривающий отмену экспортных и импортных пошлин, снижение фискальной нагрузки для резидентов ВТЗ. Понятие «зоны свободной торговли» подразумевает обособленную территорию, границы которой определены Правительством, на которой также установлен преференциальный режим, предусматривающий административные преференции и создание инфраструктуры для резидентов ЗСТ. Таким образом, ВТЗ отличается от ЗСТ, во-первых, тем, что находится на приграничной территории (для ЗСТ не обязательно данное условие), и, во-вторых, преференциальным режимом: для ВТЗ характерна программы поддержки импорта и экспорта, плюс налоговые льготы, для ЗСТ - административные преференции и создание инфраструктуры. Ярким примером внешнеторговой зоны АТР может послужить порт Тайбэй (Республика Китай); ЗСТ - Шанхайская зона свободной торговли.

Исследуя практику Российской Федерации, можно выделить проблемы, решение которых в перспективе позволяло бы усовершенствовать механизм развития национальной экономики: до 2005 г. отсутствовала полноценная законодательная база, регламентирующая функционирование особых зон; проявлялась несогласованность действий федерального и регионального центров по вопросам предоставления льгот и прочих преференций для СЭЗ, контроля их деятельности; резиденты использовали СЭЗ главным образом для

снижения налоговых платежей и не проявляли реальной производственной активности; СЭЗ создавались на большой по площади территории, что значительно затрудняло обеспечение этих территорий инфраструктурой [2].

Именно ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ положил основу для упорядочивания функционирования различных зон и «территорий роста». Нельзя также не обратить внимание на то, что согласно закону «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 473-Ф3 [4] и закону № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» [5], ни ТОР, ни СПВ не являются особой экономической зоной. Исходя из чего, нам необходимо дать свое усовершенствованное определение для ТОР и СПВ. Итак, необходимо обозначить их ключевое отличие. Таковым отличием является цель создания территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта. Целью ТОР является развитие внутреннего рынка РФ, а целью свободного порта - интеграция региона в систему мирохозяйственных связей, то есть развитие внешней экономики.

Итак, взяв вышесказанное во внимание, сформулируем и усовершенствуем существующее в научной литературе определение для ТОР и свободного порта.

Территория опережающего социально-экономического развития - это такая территория Российской Федерации, на которой установлен преференциальный режим, состоящий из совокупности налоговых льгот и административных преференций, созданная в целях развития внутренней экономики Российской Федерации. Тогда как свободный порт - это обособленная территория, например, Дальнего Востока, на которой установлен преференциальный режим, состоящий из совокупности налоговых льгот и административных преференций, созданная в целях развития внешней экономики Российской Федерации путем установления новых внешнеэкономических связей.

На мировой практике в 90% случаев «особая экономическая зона» - это при-

граничная территория, для Российской Федерации - это ограниченный участок территории государства, который не обязательно является приграничным. Данное отличие обусловлено тем, что территория Российской Федерации является крупнейшей в мире, а укрепление и развитие региональных экономик требуется не только в приграничных регионах, но и на всей территории государства [7].

Проведя сравнительный анализ понятийно-категориального аппарата исследования, выделим основные элементы, характеризующее данные зоны со специальными режимами хозяйствования: являются обособленной территорией страны (частью национального пространства); на их территории установлен особый режим ведения предпринимательской деятельности [8]; для управления их деятельностью создан специальный управляющий орган; цели создания территорий могут различаться в зависимости от уровня социально-экономического развития страны; деятельность территорий направлена как на отечественных, так и на зарубежных предпринимателей.

В России функционируют следующие ОЭЗ: 10 промышленно-производственных ОЭЗ (в т.ч. ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области, ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан, ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области); 6 технико-внедренческих ОЭЗ (в т.ч. ОЭЗ «Дубна» в Московской области, ОЭЗ «Иннополис» в Республике Татарстан, ОЭЗ «Зеленоград» в г. Москве); 7 туристско-рекреационных зон (в т.ч. ОЭЗ «Ворота-Байка ла» в Иркутской области, ОЭЗ «Архыз» в Зелен-чукском районе Карачаево-Черкесской Республики, ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае). Еще пять ОЭЗ создано на основе отдельных федеральных законов: Республика Крым и город Севастополь, Магаданская область, Калининградская область, свободный порт Владивосток, ИЦ «Сколково» в Московской области [1].

Однако развитие национальной экономики не ограничивается только созданием режимов, нацеленных на укрепление внешнеэкономических связей. Как уже

было упомянуто ранее, Российскому госу- режимами в странах АТР являются инду-дарству необходимо было создание терри- стриальные парки, технопарки и рекреа-торий с особыми экономическими режи- ционные парки, нацеленные на оснащение мами в целях стимулирования внутренней внутренних рынков.

экономики. Территории опережающего Заключение. Таким образом, использо-

социально-экономического развития были вание особых экономических зон и терри-введены в российскую хозяйственную торий опережающего социально-экономи-практику в конце 2014 г. в качестве улуч- ческого развития в целях формирования шенного варианта ОЭЗ, ФЗ «О территори- высокотехнологичной экономики России ях опережающего социально-экономичес- является инструментом ускоренного эко-кого развития в Российской Федерации» номического развития регионов и государ-от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 [5]. На сего- ства в целом. Исследование показало пре-дняшний день в стране действует более ста восходство ТОР над ОЭЗ в плане льгот и территорий опережающего социально- преференций, также определено, что ТОР экономического развития (ТОР). Наиболее соответствуют всем критериям высокоэф-близкими типовыми аналогами для проек- фективного инструмента социально-та территорий с особыми экономическими экономического развития региона.

Библиографический список

1. Виленский А.В. От свободных экономических зон к территориям опережающего развития // Федерализм. - 2020. - №1. - C. 44-65.

2. Рубцов Г.Г. Территории опережающего социально-экономического развития в системе свободных экономических зон РФ: реалии и перспективы / Г.Г. Рубцов, А.Н. Литвиненко // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2019. - № 2. - С. 91-98.

3. Данько Т.П. Свободные экономические зоны - катализатор развития рыночной экономики / Т.П. Данько, З.М. Окрут, А.А. Халдей. - Краснодар, 2014. - 44 с.

4. US Census Bureau. California: Population of Counties by Decennial Census: 1900 to 201 / US Census Bureau- CA: CRC Press, 2016. - 131 p.

5. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

6. О Свободном порте Владивосток: федеральный закон от 13.07.2015 №212-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/

7. Developing a Supply Chain Subsystem to Manage the Process of Obstacle Elimination for the Innovative Development of Business Entities / A.A. Kuzubov, N.V. Shashlo, G.V. Petruk, A.A. Korostelev // International Journal of Supply Chain Management. - 2018. - Vol. 7. - № 5. - P. 621-631.

8. Osipov V. A. Evaluation of economic sustainability of entrepreneurship on the basis of the valuebased efficiency theory / V.A. Osipov, N.V. Shashlo, A.A. Kuzubov // Espacios. - 2017. -Vol. 38. - № 62. - P. 30.

DEVELOPMENT OF "GROWTH TERRITORIES": FROM FREE ECONOMIC ZONES TO TERRITORIES WITH SPECIAL ECONOMIC REGIMES

S.N. Parovatov, Student Lomonosov Moscow State University (Russia, Moscow)

Abstract. The article studies the theory and practice of the functioning of world and domestic special economic zones and territories with special economic regimes. The evolution of the creation and development of these territories has been studied. The hypothesis that territories with special economic regimes are the most effective tool for the accelerated development of the regional economy has been confirmed and proved. The essence of the concept of "territory of advanced socio-economic development" and "free port" has been supplemented and improved. The main elements that characterize the zones with special economic regimes are identified. The superiority of the ASEZ over the SEZ in terms of benefits and preferences has been established. It was determined that the ASEZ meet all the criteria for a highly effective tool for the socioeconomic development of the region.

Keywords: territory with special economic regimes, special economic zone, territory of advanced socio-economic development, growth areas, region, investor, entrepreneur.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.