Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕПЛИЧНОГО ОВОЩЕВОДСТВА'

РАЗВИТИЕ ТЕПЛИЧНОГО ОВОЩЕВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ОВОЩЕВОДСТВО / ТЕПЛИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мачахова А.К.

В статье исследовано современное состояние овощеводства закрытого грунта в России, в частности в Республике Саха (Якутия). Особое внимание уделяется тепличному хозяйству - составной части растениеводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕПЛИЧНОГО ОВОЩЕВОДСТВА»

дешевые кредиты и невысокие налоги. Именно это позволит нашему бизнесу увидеть новые перспективы [5].

В настоящее время малые предприятия играют значительную роль в экономике России. Связано это с тем, что МБ не нуждается во внушительных первоначальных инвестициях, а также позволяет достичь высокой оборачиваемости ресурсов. Так же, малые предприятия могут участвовать в реструктуризации экономики, формировании и насыщении рынка потребительских товаров и услуг в современных экономических условиях.

Малые предприятия делают национальную экономику более конкурентоспособной, они способны быстро реагировать на изменения потребительского спроса. Это дает необходимую гибкость экономике и позволяет добиться равновесия на потребительском рынке.

Список литературы:

1. Институциональные преобразования в экономике: ФГС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#.

2. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opora.ru/news/federal/1084-malyj-biznes-bolshie-perspektivy.

3. Эксперт: Сгоревший мотылек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/siberia/2015/51/sgorevshij-motyilek/.

4. Бюджет.т: В Минэкономразвития оценили долю малого бизнеса в ВВП в 20 % [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/ 283292^.

5. Lenta.ru: Правительство России резко сократило траты на поддержку малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/ 2016/01/19/business/.

6. Московский комсомолец: Налоги на малый бизнес в России резко вырастут в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mk.ru/econo-mics/2015/11/05/nalogi-na-malyy-biznes-v-rossii-rezko-vyrastut-v-2016-godu.html.

РАЗВИТИЕ ТЕПЛИЧНОГО ОВОЩЕВОДСТВА © Мачахова А.К.1

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье исследовано современное состояние овощеводства закрытого грунта в России, в частности в Республике Саха (Якутия). Особое

1 Магистрант.

внимание уделяется тепличному хозяйству - составной части растениеводства.

Ключевые слова сельское хозяйство, растениеводство, овощеводство, тепличное хозяйство.

На сегодняшний день, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации поставлена задача в течение 5 лет нарастить производство овощей защищенного грунта и обеспечить население на 90 процентов продукцией отечественного производства.

Валовой сбор продукции в 2014 году составил 615 тыс. тонн. В тоже время по данным ФТС в Российскую Федерацию в 2014 году было импортировано овощей защищенного грунта 1 млн. 100 тыс. тонн на общую сумму 38,6 млрд. рублей. Фактически этот объем можно увеличить на 30-35 %, поскольку не весь овощной поток поддается учету. Таким образом, импорт продукции защищенного грунта составляет не менее 70 % от объема потребления.

Одна треть общего объема рынка огурцов и томатов составляют овощи, выращенные в закрытом грунте. Всего в закрытом грунте выращивается 12 % огурцов и томатов, производимых в России, остальные 88 % выращиваются в открытом грунте. По различным оценкам экспертов доля потребляемых овощей закрытого грунта в общем объеме потребления колеблется от 5 до 17 % [3].

В нынешнем тысячелетии жители России готовы выделять на свежие овощи и зелень гораздо большую часть своего бюджета, чем 10-15 лет тому назад. Мода на «здоровое питание», рекомендации диетологов, близкое знакомство с «прозападной» цивилизацией культуры потребления пищи, заставляют россиян увеличивать долю овощей в ежедневном меню.

В то же время, особенности климата не позволяют круглогодичное овощное производство. Длительному хранению в свежем виде подлежат далеко не все овощи из традиционного меню россиян. Даже в наиболее благоприятном для овощеводства южном регионе РФ, овощи «с грядки» можно получать в течение максимум 4-5-ти месяцев в году. В Республике Саха (Якутия) период свежих овощей сужается до 2-3-х месяцев.

Таким образом, 8-10 месяцев в году население нуждается в продукции защищенного грунта. К сожалению, в Республике Саха (Якутия) в среднем употребляется почти в 2 раза меньше рекомендованных Институтом питания РАН годовых норм свежих овощей (140 кг.). Причем если в теплое время года потребности удовлетворяются овощами, выращенными в открытом и закрытом грунте, то 8-9 месяцев в году катастрофически не хватает «живых витаминов».

Основными причинами низкого уровня потребления несезонных овощей являются:

- высокие цены;

- сомнительное происхождение импортных овощей;

- дефицит свежей продукции достойного качества в розничной торговле.

Среднероссийский показатель потребления тепличных овощей отечественного производства едва достигает 4 кг на человека в год. Импортные поставки томатов, огурцов, баклажанов, сладкого перца, зелени и других несезонных овощей добавляют еще 7 кг к столу каждому россиянину. При этом потребление тепличных овощей и зелени в России (как импортных, так и отечественного производства) существенным образом различается между регионами.

Предложения местных тепличных хозяйств в основном пользуются приоритетным спросом у населения. Как показывают опросы, жители обычно больше доверяют своим производителям, чем импортным продуктам.

Тепличный бизнес в России в настоящее время переживает далеко не лучшие времена. В СССР площадь защищенного грунта под стеклом и пленкой была в 3 раза больше, чем сейчас.

Во времена перестройки значительная часть промышленных теплиц пришла в упадок, более половины тепличных конструкций были разобраны или просто заброшены. Прекращение привычных дотаций, разрыв межрегиональных связей, гиперинфляция, падение уровня жизни населения, а затем резкий рост цен на энергоносители привели к экономической нецелесообразности деятельности многих тепличных комбинатов.

Таблица 1

Круглогодичные тепличные комплексы в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах

Тепличный комплекс Площадь, га Примечание

Тепличный комбинат Новосибирский 17 Производительность в год: 12 тыс. тонн огурцов, томатов, редиса, салата, шпината, кинзы, укропа, мелиссы, базилика и рукколы. Урожайность: более 50 кг/м2 томатов, более 120 кг/м2 огурцов

ЗАО «ТК ТюменьАгро» 11 Разделение по площадям: 2,5 га - томаты, 7,5 га - огурцы, 1 га - салат

ОАО «Агрофирма» (Ханты-Мансийск) 3 Производительность в год: 2,5 тыс. тонн огурцов, 180 тонн зелени и 500 тонн томатов.

ФГУП «Дальневосточное» 18 Производительность в год: 3-3,5 тыс. т огурцов и томатов и до 600 тыс. шт. зеленых культур виде салатов, редиса и пряно-вкусовых растений (кориандр, укроп, руккола, базилик, котовник и другие). Урожайность: 50-52 кг/м2.

ООО «Тепличный» 3,2 Производительность в год: 1,8 тыс. тонн огурца и зелени. Урожайность: 120 кг/м2.

JGC Evergreen 10 Производительность: 1 тыс. тонн огурца и томата, Урожайность: 50 кг/м2.

На начало 2016 года общая площадь работающего закрытого грунта в стране составляет менее 2,0 тыс. га.

На Дальнем востоке функционируют 6 крупных тепличных хозяйств (см. табл. 1.).

Данные тепличные комплексы в основном построены за последние 3-5 лет и обеспечивают продукцией локальные рынки.

Российский рынок является одним из самых привлекательных для импортеров свежих овощей, как по объему, так и по ценам реализации продукции в холодное время года.

В целом, потребительский спрос в России на тепличную овощную продукцию имеет стабильную положительную динамику.

При осуществлении грамотной маркетинговой стратегии конкурирование отечественной тепличной продукции с импортной вполне возможно. Россияне больше склонны доверять известной им отечественной овощной продукции.

В любом случае, популяризация здорового питания, открытость границ, способствующая внедрению «прозападных» бытовых привычек, доступность информации о полезности свежих овощей ведут к стабильному росту спроса на тепличные овощи и зелень в России в холодное время года.

По нормам, установленным Российской Академии медицинских наук уровень потребления овощей защищенного грунта во внесезонный период должен составлять не менее 14 кг на человека в год. Таким образом, общий объем потребления овощей, произведенных в защищенном грунте РФ должен составлять не менее 2 млн. тонн. Тем самым для полного удовлетворения потребностей населения на 90 % местной продукцией необходимо увеличить производство продукции на 1 млн. 400 тонн [2]. Для чего к имеющимся в наличии теплицам, нужно ввести в строй не менее 2000 га новых современных теплиц.

Что касается Республики Саха (Якутия), анализ ситуации на рынке показывает, что в пределах региона нет серьёзных игроков в отрасли защищенного грунта.

В летний и осенний периоды (июль - август) производством овощей защищённого грунта занимаются частные приусадебные хозяйства КФХ. Однако производители такого рода в значительной степени зависят от уровня профессиональных навыков, климатических условий и, как правило, большую часть собранного урожая используют для собственного потребления.

Основными игроками являются оптовые продавцы свежих овощей, поставляющие томаты и огурцы из-за пределов республики, а также из-за границы Российской Федерации (прежде всего из Китая, Нидерланды, стран Закавказья и Средней Азии). Поступление на региональный рынок импорт-

ной продукции связано с тем, что с начала октября постепенно уменьшается предложение томатов, выращенных в закрытом грунте.

Основным иностранным поставщиком овощей на якутский рынок является Китай. Проведенное исследование показало, что в г. Якутске цены на предлагаемую продукцию находятся в пределах, указанных в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение цен на предлагаемую продукцию в г. Якутске (руб.)

№ Наименование продукции Ед. изм. Показатели в рублях

Китайские овощи Российские и импортные овощи (кроме Китая)

1. Огурцы, помидоры кг 220-250 300-500

2. Зеленные овощи кг 350-800 800-1600

Сезонное снижение цен наблюдается в августе огурцы 50-100 руб. кг., помидоры 80-120 руб. кг.

Как видно из табл. 2, цены на овощи защищенного грунта находятся выше среднероссийских.

По расчетным данным, в Республике Саха (Якутия) потенциальная емкость рынка огурцов составляет 12400 тонн, а помидоров - 28700 тонн.

В связи с чем, возникает задача о MOB (make or buy), то есть делать / производить овощи самим, либо так же продолжать импортировать.

Государственная программа развития сельского хозяйства на период 2013-2020 годы впервые предусматривает поддержку развития тепличного овощеводства. Теперь тем, кто вкладывают в тепличное производство овощей, субсидируют две трети процентной ставки по кредиту. В рамках поддержки экономически значимых программ регионов также субсидируются 25 % прямых понесенных затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов, находящихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

По данным Минсельхоза, собственные местные овощи, культивируемые в закрытом грунте, в России составляют 25 % от потребления, в зимние месяцы это примерно 15 %.

В качестве отечественной овощной продукции сомневаться не приходится, при этом ее себестоимость намного ниже импортной. Именно поэтому российские предприниматели имеют все возможности занять необходимую нишу без особой конкуренции со стороны импортных поставщиков.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2015 № 624 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на

возмещение прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса».

2. Базарумбетов С.Ж. Проблемы и перспективы развития тепличного хозяйства в РФ // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. - 2014. - № 7.

3. Магомедов А.М. Развитие тепличного овощеводства в регионе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ АУДИТЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

© Найденко А.В.1

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

В статье раскрываются особенности оценки системы внутреннего контроля при аудите готовой сельскохозяйственной продукции, формы проведения и документирования этой работы аудитора, её значение для правильного планирования объема аудиторских процедур и сбора аудиторских доказательств.

Ключевые слова система внутреннего контроля, эффективность контроля, аудит готовой продукции.

Организация аудиторского контроля (внешнего, внутреннего) обеспечивает стабильность и экономическое развитие государства. В условиях наличия в России самых разнообразных форм собственности, создания системы внешнего и внутреннего аудиторского контроля, развития аудита эффективности, внедрения международных стандартов и интернациональных систем учета, контроля и аудита одной из главных задач является внедрение механизма эффективного аудиторского контроля за использованием ресурсов на всех циклах хозяйственных операций: приобретение и заготовление, производство, выпуск и продажа готовой продукции, оплата продукции.

В современных условиях хозяйствования деятельность любой организации подвержена большому количеству рисков - как внутренних, так и внешних.

В то же время бухгалтерский учет в сельскохозяйственных предприятиях не всегда организован должным образом, имеются серьезные проблемы и в уровне подготовки кадров, и в качестве формирования учетной политики

1 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.