УДК: 37.035.6 И. А. Поздняков*
Развитие теории и практики
толерантного педагогического взаимодействия
в ходе подготовки иностранных студентов в российских вузах
В статье рассматриваются сущность, содержание и вопросы организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе вузовского обучения. Обосновывается необходимость развития теории и практики толерантного педагогического взаимодействия применительно к подготовке иностранных студентов в российских вузах.
Ключевые слова: толерантное педагогическое взаимодействие, подготовка в вузе, иностранные студенты.
I.A. PozdnjakoV. The theory and practice tolerance of pedagogical interaction in the preparation of foreign students in Russian universities. The article deals with the essence, content and the organization of a tolerant pedagogical interaction in the process of university education. The necessity of developing the theory and practice of a tolerant pedagogical interaction in relation to the preparation of foreign students at Russian universities.
Keywords: tolerance pedagogical interaction, preparing in high school, foreign students.
Современные процессы глобализации, превращения мира в целостный социум обусловили необходимость поиска взаимоприемлемых, компромиссных решений, тесного взаимодействия стран и народов, различных сфер жизни. При этом для населения стран мира появляется больше возможностей учиться и работать за пределами своей страны, возрастает общность культурных стандартов, растёт взаимозависимость наций и народов. Вместе с тем наблюдаемый кризис национальной и культурной идентичности, происходящее усиление агрессии, ксенофобии, этнофобии при одновременной нехватке опыта их преодоления диктуют необходимость активизации деятельности учёных и общественных деятелей стран мира в поиске путей и средств решения данных проблем. Одним из ключевых средств разрешения указанных проблем является выдвинутая в 90-е гг. XX в. парадигма толерантности [1].
Воспитание личности, обладающей толерантностью, является в настоящее время одной из важнейших проблем, стоящих перед образованием.
Глобализация, развитие коммуникаций, интеграционные процессы делают любую эскалацию нетерпимости потенциально опасной для всего мира. Осознание этой угрозы политиками и общественностью сделало одной из важных целей развития мирового сообщества достижение всеобщей толерантности. Декларируя ее принципы, различные правовые и культурные организации демонстрируют обозначившийся кризис терпимости в современном обществе. ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 г. (год 50-летия обеих организаций) Международным годом толерантности. На протяжении всего года вопросы терпимости, разнообразия культур, различия между людьми стали предметом обсуждения более чем на 50 региональных и международных конференциях. Итогом года стало принятие Декларации принципов толерантности. В этой Декларации толерантность как личностное качество, характеризующее социальную зрелость, заявлена ценностью и социальной нормой гражданского общества, обеспечивающей устойчивую гармонию между различными социальными группами. При этом отмечается, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости.
Именно в толерантности, без которой человечеству грозит всеобщая однородность, тоталитарность, серость, обезличивание, ученые видят универсальную норму сосуществования, диалога и преемственности культур.
В 2001 г. началось объявленное ЮНЕСКО Международное десятилетие культуры мира и ненасилия. ЮНЕСКО был учрежден Международный день толерантности — 16 ноября.
Воспитание личности, обладающей толерантной ментальностью, в начале XXI в. становится одной из важнейших проблем и в России. В этот период была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)».
* Поздняков, Игорь Александрович. Заместитель директора по развитию Института русского языка и культуры. Кандидат исторических наук. Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, 12. Тел. 921 9306840. Эл.почта: [email protected].
* Pozdnjakov, Igor Alexandrovich. Deputy Director of Development Institute of the Russian language and culture. The candidate of historical sciences. Russia, St.-Petersburg, Petrozavodskaja str., 12. Tel. 8 921 9306840. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 30 августа 2011 года.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая в 2009 г. перед представителями религиозных конфессий, подчеркнул, что в мире по-прежнему все очень непросто, существуют этнические и конфессиональные конфликты. В своем выступлении он отметил: «К сожалению, во многих регионах планеты заметен рост экстремистских настроений. И, к сожалению, в России деятельность экстремистских организаций является весьма активной. Этот фактор является весьма сложным, дестабилизирующим ситуацию в нашей стране, и мы обязаны, конечно, его учитывать и принимать все меры для того, чтобы его нейтрализовать. В этих условиях важнейшей совместной задачей является распространение идей толерантности и веротерпимости...» [6].
Активная работа по воспитанию толерантности проводится в Петербурге. В 2009 г. Санкт-Петербургу за деятельность по продвижению идей толерантности была присуждена почетная премия ЮНЕСКО. Эта премия была учреждена в 1995 г. и призвана содействовать распространению идей толерантности посредством образования, культуры, науки и коммуникации и широкому общественному признанию усилий в данной сфере.
В российских вузах проблема толерантности становится все более актуальной в связи с определенными противоречиями в ценностных ориентациях студентов, ростом экстремистских настроений, а также интернационализацией вузовского образования за счет притока иностранных студентов дальнего и ближнего зарубежья, а также студентов из различных регионов России. В связи с этим приобщение к культуре толерантности и формирование норм толерантного поведения должно происходить в вузе уже начиная с начального периода обучения и адаптации студентов в вузе.
Само понятие «толерантность» претерпевало изменения в процессе развития общества и научной мысли.
Философские и этические и концепции прошлого основное внимание уделяли ценностному аспекту проблемы толерантности (как терпимости), рассматривая её во взаимосвязи с терпением, смирением. Нравственное обоснование указанных качеств различается в мировых религиях.
В христианстве терпимость имеет высокое нравственное содержание и связана с надеждой на конечную гибель зла. Для ислама характерен дуализм: с одной стороны, оправдывается религиозная нетерпимость, а с другой — приветствуются прощение, терпение, способность сдерживать негативные эмоции и совершать добрые поступки. В буддизме, индуизме собственно терпимость понимается как неучастие во зле, сохранение полного спокойствия.
Новое время отмечено развитием политической толерантности, гарантом которой должно было выступать государство. Вольтер считал толерантность всеобщей ценностью и основополагающей идеей мира и согласия между религиями, социальными группами, народами и государствами.
Проблематика терпимости раскрыта Л.Н. Толстым в его концепции о непротивлении злу насилием. Н.К. Рерих считал, что терпимость приобретается путём воспитания в себе терпения, сдерживания раздражительности, изжития личностных страхов, эгоцентризма. В.В. Розанов рассматривает религиозную терпимость, предполагающую осознание ценности друг друга, равных позиций. И.А. Ильин считал духовное терпение национальной особенностью русского характера, связывал его со смирением, полагая, что смирение побуждает любовь, увеличивает ценность человека и возвышает его духовно.
В педагогической науке идеи толерантности рассматривались в работах представителей свободного воспитания: Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, К.Н. Вентцеля и «вальдорфской педагогики». Гуманистические идеи толерантности содержатся в основе взглядов многих педагогов XX в. [2].
В советский период уделялось большое внимание проблеме межнациональных отношений, однако само понятие «толерантность» не применялось. Изучались вопросы воспитания пролетарского и международного интернационализма и солидарности, дружбы и братства народов.
В современных условиях актуализировалось обращение исследователей к проблеме толерантности, к рассмотрению политических, социальных, культурных, психолого-педагогических аспектов толерантности. Этому способствовала реализация Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 гг.)». Формирование толерантного сознания и поведения личностей рассматривается сегодня как средство достижения устойчивости социума и предупреждения конфликтов в нем.
В современной научной литературе рассмотрены различные аспекты формирования толерантности: общие вопросы толерантности (Л.Н. Бережнова, С.К. Бондырева, И.Б. Гриншпун, В.Н. Гуров, Е.Ю. Клепцова, А.Г. Козлова, Н.М. Лебедева, Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, Г.У. Солдатова, и др.), реализации идей толерантности в педагогической практике (Т.Б. Загоруля, А.А. Погодина, П.В. Степанов, B.C. Чернявская и др.); формирования толерантности в ходе адаптации иностранных студентов (М.И. Витковская, М.А. Иванова, Н.К. Маяцкая, Т.К. Фомина, И.В. Ширяева и др.); разработки соответствующих курсов, программ, пособий для иностранных студентов (Т.М. Балыхина, В.Л. Гаврилова, P.M. Теремова и др.).
Большинство исследователей считают, что толерантность не равна безразличию, уходу от моральных или политических оценок, пассивному согласию, социальной пассивности. В то же время центральным парадоксом толерантности признается требование её соблюдения по отношению к морально неприемлемому поведению. Главным образом это требование не прибегать к насилию по отношению к такому поведению.
Установлено, что люди с гибким мышлением обычно более толерантны, поскольку способны взглянуть на ситуацию с различных сторон, мысленно стать на точку зрения оппонента, принять его доводы, и только на основании всего этого определить свою окончательную реакцию [3].
В эволюционно-биологическом контексте толерантность связывается с адаптационными процессами организма; в этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических идей, в которых подчёркивается ценность различных достоинств и добродетелей человека; в политическом контексте толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе; в социально-философском смысле толерантность понимается как определённое социальное качество отношений.
В качестве одной из форм толерантности рассматривают политкорректность. Это понятие, подразумевающее особую манеру поведения, общения, систему оценок и пр., получив распространение в американских студенческих городках, стало затем использоваться и в других сферах.
В настоящее время большое развитие получило психолого-педагогическое направление в изучении феномена толерантности.
Психологическую основу изучения толерантности составляют идеи гуманистической психологии М. Бубера, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, В. Франкла, А.Г. Асмолова и др. Термин «толерантность» в психологии предполагает два аспекта своего понимания: обозначение индивидуального свойства, характеризующего способность к сохранению саморегуляции при неблагоприятных воздействиях среды; обозначение способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости и относительной независимости от действий другого [5].
В целом толерантность рассматривается в следующих основных аспектах: качество (свойство, способность) индивида разрешать проблемные ситуации без снижения адаптивных возможностей; овладение философией толерантности как ценности и культуры сознания; отношение к действительности, воплощающееся в поведении. Толерантность как способность человека к самосохранению и открытости к взаимодействию с миром необходима для его собственной жизнедеятельности и для обеспечения целостности и гармоничного существования социума.
Толерантность чаще выражается в напряжении усилий, сдерживании с помощью воли и самоконтроля нежелательных импульсивных реакций. Также она может быть выражена в форме рассудительности, готовности использовать случившееся как жизненный опыт, демонстрировать гибкое поведение в ситуации. Соответственно, толерантность предполагает наличие некоторого пространства, в пределах которого человек открыт для взаимодействия.
В основе толерантности лежит или отсутствие оснований для негативной реакции (естественная толерантность), или сдерживание себя, торможение своих побуждений (проблемная толерантность). Выделяют следующие разновидности проблемной толерантности: толерантность подчинения (иерархии); толерантность выгоды; толерантность умысла; толерантность воспитанности [4].
Целью воспитания толерантности является выработка доверия, готовности к компромиссу и сотрудничеству, общительности, дружелюбия по отношению к тем или иным объектам и событиям. Данные отношения проявляются как единство оценки и поведения. При одной и той же оценке объекта поведение индивида может быть различным в зависимости от ситуации. Воспитание толерантности во многом связано со сдерживанием человеком своей негативности: в оценке, отношении, побуждении.
Толерантность как ценность и качество личности выполняет следующие функции:
— адаптивную, предусматривающую приспособление к неблагоприятным факторам среды;
— ориентировочно-коммуникативную, позволяющую понять партнера по общению, совместной деятельности, оптимизировав процесс общения;
— активную как возможность изменения чужого мнения, поведения, другого человека, но без применения средств принуждения в сплочении больших и малых групп;
— рефлексивную как возможность пересмотра личностных смыслов, переоценки ситуации и поиска выхода из нее;
— гносеологическую как возможность самопознания, расширения границ индивидуального и коллективного опыта;
— прогностическую, позволяющую предвидеть стратегии поведения и деятельности личности и групп;
— превентивную, предупреждающую агрессивные поведенческие реакции;
— трансляционную, необходимую для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний, способов деятельности.
По мнению исследователей, педагогика толерантности в научном плане находится в стадии разработки. В то же время идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия.
Сущностью педагогики толерантности определяют воспитание на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, разрешение конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия.
Такое воспитание включает решение следующих задач: воспитание толерантного отношения; гуманизация образовательного пространства через внедрение идей толерантности в учебно-воспитательный процесс; организация толерантного взаимодействия всех субъектов образования.
Среди педагогических условий реализации целей и задач педагогики толерантности выделяют: организацию толерантного пространства в образовательных учреждениях; повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров; актуализацию мотивационной готовности педагогического коллектива к организации толерантного пространства.
В современной педагогике все более активно изучаются вопросы толерантности, воспитания толерантного сознания, толерантного отношения к действительности и способности к толерантному поведению. При этом особое внимание уделяется организации педагогического взаимодействия на основе толерантности.
Толерантное педагогическое взаимодействие в вузе предполагает субъект-субъектные отношения между педагогами и студентами на толерантной основе, эмоционально-волевую готовность к равноправному диалогу и критическому восприятию реалий жизни, обмен ценностями и сотрудничество, учет интересов окружающих, способность к достижению компромисса и продуктивному решению конфликтных ситуаций.
Толерантное педагогическое взаимодействие субъектов подготовки иностранных студентов способствует развитию толерантного образовательного пространства в вузе, профессиональному и личностному развитию всех участников этого процесса.
В качестве видов (уровней) толерантного педагогического взаимодействия выделяют диалог, опеку, компромисс и сотрудничество.
Диалоговое взаимодействие характеризуется равенством позиций в общении, высоким уровнем эмпатии, чувством партнера, отсутствием стереотипности в восприятии других, гибкостью мышления, адекватной оценкой своей личности. Опека как вид толерантного взаимодействия предусматривает заботу и характеризуется эмоциональной стабильностью, высоким уровнем эмпатии, умением прийти на помощь. Компромисс предполагает взаимные уступки на пути реализации своих интересов с учетом интересов противоположной стороны. Сотрудничество включает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения характеризуется наличием контакта, доброжелательности, вежливости, терпения, доверительности, социальной активности, мобильности действий.
Отношение к толерантности как к норме ориентирует личность, а также педагогическую деятельность на конкретные образцы поведения и усиливает упорядоченность социальных взаимодействий.
В процессе вузовской подготовки интолерантность (нетерпимость) в межличностном и межгрупповом взаимодействии может проявляться в следующих формах, формализация и отчуждённость отношений между педагогами и студентами, явное преобладание административно-командных методов над демократическими; невежливость, насмешки, оскорбления, выражение пренебрежения; преследования, запугивания, угрозы, физическое и моральное подавление; дискриминация по признаку пола и других различий (изоляция в коллективе, лишение или ограничение прав); расизм, национализм, этнофобии — демонстрация неприязни к представителям других групп и культур; негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках, воспринятых в процессе социализации; эго- и этноцентризм, связанные с оценкой окружающего мира сквозь призму личных или этнических ценностей; поиск врага, перенос вины за свои проблемы на другого человека или группы людей; религиозное преследование или игнорирование потребностей в отправлении культа; осквернение национальных, религиозных, культурных святынь; бесцеремонное навязывание своего мнения, культуры и поведения; возникновение враждующих неформальных группировок.
Реализация в вузе педагогических программ воспитания толерантности способствует,
— адаптации и социализации студентов; психологической устойчивости и стремлению избегать конфликтов;
— языковой социализации иностранных студентов за счет реализации коммуникативной функции толерантности и сформированной готовности к межкультурному общению в бытовой, учебной и профессиональной сфере;
— сокращает этнокультурную дистанцию и обеспечивает взаимопонимание и сотрудничество в ходе педагогического взаимодействия;
— способствует профессиональному и личностному развитию субъектов подготовки в вузе.
Толерантное педагогическое взаимодействие в вузе предполагает.
— партнерство, демократизм, взаимоуважение и доверие, признание и принятие ценности личности каждого субъекта процесса подготовки, его мнений, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста;
— совместную деятельность, интерактивность, сотрудничество в учебе и общении, объединяющие и согласовывающие действия субъектов по достижению общих целей подготовки в вузе.
Реализация функций толерантности в ходе педагогического взаимодействия руководителей, педагогов и студентов приводит к изменениям сознания, отношений, установок поведения и деятельности толерантного характера. Это должно являться результатом как управленческого и педагогического влияния, так и, что особенно важно, собственной субъектной активности иностранных студентов, проявляющейся в обратной связи, в непосредственных или опосредованных влияниях на педагогов, других студентов и на самих себя (самовоспитание).
Степень толерантности студентов, принятия ими предлагаемой учебной и воспитательной информации зависят от уровня доверия к информации, к педагогу, а также от отношений между студентами и преподавателями.
Важную роль играет организация комплектования учебных групп, исключающая прямые основания для конфликтов посредством учета образовательного уровня и профиля обучения, педагогических традиций и наличие языка-посредника, религиозной принадлежности и этнокультурных
особенностей студентов.
Межкультурная коммуникация в подготовке студентов является самостоятельной частью процессов обучения, воспитания, общения и специфической формой педагогического взаимодействия. Она связана с приобщением студентов к ценностям и нормам российской культуры (общей и профессиональной), а также с решением задач воспитания студентов.
В условиях неродной социокультурной среды иностранные студенты как представители меньшинства более склонны к предпочтению своей группы. Чаще всего представители одной страны и этноса хотят учиться в одной группе, жить компактно, объединяться по интересам и потребностям. Подобный этноцентризм является естественным и изначально не несёт в себе враждебности к другим группам; он может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям, с достаточно объективной или даже критичной оценкой качеств своей группы и попыткой понять особенности чужой группы и расцениваться как благожелательный. Однако тенденция к межэтническому противопоставлению будет сохраняться, а степень её выраженности для групп и их членов будет различной. Наиболее благоприятной в этом плане является тенденция к дифференциации в форме сопоставления — принятие и признание различий. Такая форма социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур возможна только на толерантной основе.
Признание прав на сосуществование различных самобытных культур является важным условием собственного интеллектуального, эмоционального и духовного развития личности.
В основе толерантного отношения ко всему «чужому» лежит позитивная этническая идентичность, которая не является следствием отказа от собственной культуры, а представляет собой характеристику межэтнической интеграции. Поэтому решение проблем адаптации и интеграции иностранных студентов в российское образовательное и социокультурное пространство предполагает соблюдение определенного баланса между этими процессами.
Социализация каждого субъекта образования осуществляется в том или ином типе общества, где толерантность понимается и проявляется неодинаково и в разных сферах. Например, выходцы из обществ с жёсткой иерархией к вышестоящим людям обычно относятся почтительно, а к нижестоящим — снисходительно. В каждой культуре исторически складываются свои представления, оценки и нормы поведения и отношения к людям, а формирование базисных оценок окружающего, эталонных образов и способности человека к выбору начинаются в детстве. Впоследствии каждый решает сам, по отношению к чему или к кому ему следует быть толерантным.
У тех студентов, в ком с самого раннего возраста формировались доброжелательность, умение в своём поведении не выходить за определённые пределы, интерес к различиям, умение сопереживать людям, наблюдается сформированная толерантность. Картина мира, сложившаяся в сознании иностранного студента, основывается на воспринятых еще на родине культурных и этнических ценностях. Общечеловеческие культурные ценности, располагаясь на границе «своего» и «чужого» пространства, выполняют роль информационного фильтра в восприятии новой информации. В силу своей двуязычности культурное пространство границы, с одной стороны, соединяет, связывает разные культуры, а с другой, перерабатывая информацию «чужой» среды, предохраняет «свое» пространство.
Степень напряжения, особенности личности и тип ситуации будут определять индивидуальный уровень толерантности, превышение которого ведет к невозможности конструктивно справляться с проблемной ситуацией. Знания, подкрепленные положительным эмоциональным опытом, помогают в выборе мотива при овладении своим поведением с целью продуктивного выхода из проблемных и конфликтных ситуаций.
В целом организация толерантного педагогического взаимодействия субъектов процесса подготовки иностранных студентов включает:
— формирование толерантной образовательной среды вуза, ориентированной на воспитание толерантности при сохранении самобытности иностранных студентов, культуру взаимоотношений, готовности к продуктивному взаимодействию, предотвращение конфликтов;
— сочетание различных форм учебной и внеучебной деятельности, ориентированной на активное освоение иностранными студентами русского языка, новой для них социокультурной реальности, ценностей толерантности, на вовлечение их в жизнь поликультурного социума, содействие процессам адаптации и аккультурации;
— включение вопросов толерантности в содержание образовательных и воспитательных программ, учебных курсов и обеспечение их освоения;
— обеспечение готовности педагогических кадров к осуществлению толерантного педагогического взаимодействия;
— предоставление субъектам процесса подготовки иностранных студентов психолого-педагогической поддержки, способствующей учету их индивидуальных и групповых особенностей в ходе педагогического взаимодействия.
Для формирования толерантного педагогического взаимодействия его субъекты должны отвечать следующим требованиям: авторитетность руководителей и преподавателей; участие всех субъектов в управлении и организации взаимодействия; сознательный выбор толерантной позиции; взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение; коммуникативная компетентность.
В содержательном плане проблематику толерантности целесообразно включать в той или иной степени
в учебные дисциплины, воспитательные мероприятия, планы воспитательной работы на факультетах. Данный материал должен быть ориентирован на раскрытие вопросов: этнокультурного многообразия России; расового, этнического и культурное разнообразия стран, представляемых студентами; нарушений прав человека, проявлений нетерпимости, результатом которых стало насилие в масштабах человечества, отдельных стран и регионов; общечеловеческих норм и ценностей как основы взаимопонимания и солидарности; уважения индивидуальных и групповых особенностей людей; значимости сотрудничества как ценности, помогающей преодолевать слабость и разобщенность; взаимоприемлемого разрешения конфликтных ситуаций; участия студентов в принятии решений в вузовском самоуправлении; социальной ответственности за построение дружественного сообщества в группе, на факультете, в вузе; психолого-педагогической помощи в решении проблем адаптации к социокультурной и образовательной среде; коммуникативной культуры и коммуникативных компетенций современных специалистов.
Ънеучебная деятельность в плане воспитания толерантности может решать следующие задачи: вовлечение студентов в жизнь поликультурного социума, содействие процессам адаптации и аккультурации, расширение круга межкультурного коммуникативного общения; развитие потребностей в самостоятельном познании окружающей действительности и ее интерпретации, создание условий для личностного развития.
В целом формирование толерантного педагогического взаимодействия в вузе позволяет всем участникам образовательного процесса более эффективно: определять цели; оценивать ситуацию; учитывать межкультурные различия, намерения и способ коммуникации партнера; выбирать адекватные способы коммуникации и оценивать ее успешность; уважать иные взгляды, относиться к ним как к различным ценностям; признавать свои ошибки в нарушении формальных или неформальных норм поведения, быть готовым к изменению собственной позиции и речевого поведения.
Таким образом, толерантность является важной характеристикой педагогического взаимодействия в решении задач современного образования. От уровня толерантности взаимоотношений субъектов образовательного процесса в высшей школе России во многом зависит результат межкультурного, социального, педагогического взаимодействия.
Толерантность способствует стимулированию познавательной активности студентов и расширению их социокультурных контактов, рефлексии и саморегуляции поведения, разрешению проблемных ситуаций и профессиональному росту, обеспечивает им возможность успешной самореализации. Организация толерантного педагогического взаимодействия способствует гуманизации межличностных отношений, оптимизирует образовательный процесс, ускоряет адаптацию студентов из различных стран и регионов, решает проблемы личностного и профессионального самоопределения и развития.
Признание ценности толерантного педагогического взаимодействия способствует закреплению его нормативности, а виды толерантного поведения обеспечивают защиту прав и свобод участников образовательного процесса в вузе и в целом — безопасность личности, общества и государства.
Список литературы
1. Бондырева, С. К. Толерантность. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.
2. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2009.
3. Козлова, Л. Г. Этническая толерантность как основа жизнедеятельности и повседневности. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 173 с.
4. Кочин, Л. Л. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. — СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2005.
5. Кукушин, B. C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Гин Го, 2002. — 404с.
6. Медведев, А. Л. Выступление перед представителями религиозных конфессий // Официальный сайт Президента РФ. http://president.kremlin.ru.
Literature
1. Bondyreva, S. K. Tolerance. — Moscow, 2003.
2. Efremov, O. Y. Pedagogy. — St.-Petersburg, 2009.
3. Ko%lova, A. G. Ethnic tolerance as the basis of life and everyday life. — St.-Petersburg, 2007.
4. Kochin, A. A. Pedagogical concept and technology of prevention of antisocial behavior of juveniles in the activities of the Interior Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 2005.
5. Kukushin, V. S. Pedagogy and ethnic psychology. — Rostov-on-Don, 2002. - 404.
6. Medvedev, D. A. Address to representatives of religious denominations // Official site of the President. http://president.kremlin.ru.