Научная статья на тему 'Развитие теории и практики педагогики правосознания в современном российском обществе'

Развитие теории и практики педагогики правосознания в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ / PEDAGOGIC OF SENSE OF JUSTICE / LEGAL EDUCATION / DEVELOPMENT OF SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климентов Вячеслав Львович

В статье рассматриваются вопросы развития педагогической теории и практики педагогики правосознания в контексте правового воспитания российских граждан, формирования и развития правовой компетентности и правосознания всех слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of pedagogics of sense of justice in the modern Russian society

In article questions of development of the pedagogical theory and practice of pedagogic of sense of justice in a context of education of the Russian citizens, formations and developments of legal competence and sense of justice of all layers of the population are discussed.

Текст научной работы на тему «Развитие теории и практики педагогики правосознания в современном российском обществе»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

5. Узун, Л. С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях : дис. ... докт. пед наук. — СПб., 2000.

6. Устюжанин, В. Н. Формирование военно-профессиональных умений командиров подразделения и курсантов вузов внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1997.

Literature

1. Military pedagogics. — St.-Petersburg, 2008.

2. Vyatkin, L. G. Problem of military pedagogics in internal armies. — Moscow, 1996.

3. Efremov, O. JU. Theory and practice of pedagogical diagnostics at the supreme military school of Russia. — St.-Petersburg, 2001.

4. Kochin, A. A. Increase of efficiency of process of formation of the officer-professional in high school of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 1996.

5. U%un, L. The Theory and practice of vocational training of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in extreme situations. — St.-Petersburg, 2000.

6. Ustju%hanin, V. N. Formation of military-professional skills of commanders of division and cadets of high schools of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 1997.

УДК: 37.032

В.Ё. Климентов*

Развитие теории и практики педагогики правосознания в современном российском обществе

В статье рассматриваются вопросы развития педагогической теории и практики педагогики правосознания в контексте правового воспитания российских граждан, формирования и развития правовой компетентности и правосознания всех слоев населения.

Ключевые слова: педагогика правосознания, правовое воспитание, развитие правосознания.

V.L. Klimentov *. Development of pedagogics of sense of justice in the modern Russian society. In article questions of development of the pedagogical theory and practice of pedagogic of sense of justice in a context of education of the Russian citizens, formations and developments of legal competence and sense of justice of all layers of the population are discussed.

Keywords: pedagogic of sense of justice, legal education, development of sense of justice.

В современных условиях развития российского общества особое внимание уделяется укреплению законности и правопорядка. Провозглашенное руководством страны утверждение и расширение личных прав и свобод личности должны сочетаться с укреплением законности, воспитанием у граждан безусловного уважения к закону [1]. В условиях осуществляемой в нашей стране самой значительной за последние годы реформы деятельности МВД России существенно возрастает роль права, правовых механизмов и рычагов как в деятельности органов внутренних дел, так и в целом в решении российским государством и обществом политических, социально-экономических, воспитательных задач, важное место среди которых занимает формирование правосознание как одного из компонентов механизма регулирования общественных отношений [3]. В связи с этим особую актуальность приобретает научное обоснование теории и практики правового воспитания российских граждан, формирования и развития правовой компетентности и правосознания всех слоев населения.

В современном обществе правовые знания, правовая компетентность востребованы практически всеми людьми, независимо от рода деятельности и общественного положения. В то же время необходимо заметить, что современные взаимоотношения права с политической и экономической практикой в нашей стране остаются непростыми. Это, в частности, проявляется в нигилистическом отношении части населения к праву и пренебрежении к закону. Часть предпринимателей, бизнесменов, руководителей предприятий, считают, что нельзя успешно работать в условиях рынка, не нарушая закона.

С этим непосредственно связана потребность в совершенствовании системы формирования правовых знаний, правовой культуры в целом, правосознания в образовательных учреждениях как главном социальном институте, готовящим к жизни новые поколения российских граждан, будущих должностных лиц, предпринимателей, учителей, экономистов, рабочих, инженеров, юристов, представителей других профессий.

* Климентов, Вячеслав Львович, старший преподаватель, Российский новый университет (г. Москва). Научный руководитель — заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С.М. Будённого, доктор педагогических наук профессор О.Ю. Ефремов. Адрес: Россия, г. Москва, ул. Радио, 22. Тел.: 89112648599. E-mail: 7683604@mail.ru.

* Klimentov, Vyacheslav Lvovich, Senior teacher RosNoU (Russian New University, Moscow). Address: Russia, Moscow, Street of Radio, h. 22. Ph.: 89112648599. E-mail: 7683604@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 21 января 2011 года.

Следует отметить, что в отечественной юриспруденции, педагогике, других отраслях знаний появилось немало работ по проблемам правового воспитания, повышения уровня правосознания. Понятие правосознания весьма подробно исследовано учеными-правоведами.

Существенный вклад в учение о правосознании внес известный правовед И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой «естественное чувство права и правоты», «особую духовную настроенность инстинкта», «особого рода инстинктивное предчувствие», которое имеет естественно-правовое измерение [2, с. 144]. Вместе с тем до сего дня среди специалистов существуют разногласия, разные взгляды на понятие правосознания, его сущность и основные черты.

B.C. Нерсесянц под правосознанием понимает форму осознания права как специфического явления социальной действительности [4]. По мнению А.И. Экимова и А.А. Моисеева, правосознание представляет собой «совокупность чувств, настроений, идей, представлений, взглядов и т.д., в которых выражено отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым юридическим нормам» [7].

В целом проведенный анализ работ российских ученых в данной области показывает, что, применительно к современным условиям развития общества, его правовой системы, недостаточно исследованной является проблема формирования правовой компетентности, правосознания всех слоев населения в системе непрерывного образования, в единстве всех уровней и этапов образования российских граждан [5; 6]. Вне поля зрения ученых также оказались организационно-управленческие аспекты данной проблемы. В связи с этим представляется вполне уместными и актуальными исследования в особой, комплексной области знания — педагогике правосознания, вбирающей в себя теоретические и практические вопросы формирования правосознания в единстве его компонентов, включая правовую компетентность, правовую культуру, правовые знания и др. При этом мы исходим из понимания правосознания, которое достаточно подробно освещено в научной литературе (педагогической, юридической, социологической, политологической и др.), сущность которого заключается в том, что в правосознании находит отражение отношение людей к праву, государственно-правовой системе, к значимому в правовом отношении поведению граждан, к деятельности государственных и общественных организаций. Содержание правосознания включает отраженные в мировоззрении нормы морали и права, правовые представления и идеи.

В качестве предмета педагогики правосознания можно определить формирование и развитие правосознания, как у отдельной личности, так и у общностей людей (групп, организаций и т.д.) на всех уровнях образования и воспитания, что позволяет гражданам более эффективно получать и применять правовые знания в своей деятельности, овладеть правовыми знаниями в виде специального понятийного аппарата для выбора варианта поведения в юридически значимых ситуациях.

Формирование иразвитие правосознания граждан рассматривается как образовательный, педагогический по своей сути процесс, направленный на получение, осмысление и последующее применение гражданами информации о нормах права, правовой теории и практике, деятельности юридических органов, функционировании правовых механизмов. Представляется, что проблема формирования правосознания и в целом развития теории и практики педагогики правосознания — одна из ключевых проблем современного общества и правовой и педагогической науки с учетом того, что правовое сознание входит в систему общественного сознания, является одной из его форм. Её исследование способствует пониманию особенностей правовой деятельности социальных групп и индивидуумов, причин и механизмов правомерного и противоправного поведения, путей и форм целенаправленного правового воспитания граждан, формирования их правовой культуры.

Методология педагогики правосознания определяется его соотношением с общественным бытием. Вся система общественных отношений отражается человеческим сознанием. Материальные отношения — это первый уровень отражения, а производные от них — социальные, идеологические отношения — второй уровень. Последние, сформировавшись под воздействием экономических отношений, их осознания людьми, сами в дальнейшем служат объектом отражения и влияют на структуру общественного сознания. При этом детерминирующим основанием всех духовных образований остаются материальные, экономические, обыденные, научные и иные отношения, составляющие основу общественного бытия. Структура общественного сознания соответствует структуре общественных отношений. Экономическим отношениям соответствует экономическое сознание, политическим — политическое, нравственным — моральное сознание. Соответственно, взгляды, идеи, представления, чувства относительно содержания норм и принципов права, а также идеи усовершенствования права, соответствующие целям и задачам развития общества на каждом конкретном историческом этапе развития, находят отражение в правовом сознании и являются его содержанием.

Обусловленность правосознания общественным бытием определяет качественные особенности формирования правосознания как системы правовых взглядов, идей, теорий, представлений и чувств граждан. Правосознание складывается из представлений людей о необходимых правилах поведения, которые должно поддерживать государство, об оценке как правомерного и неправомерного поведения людей (т.е. защищаемого и запрещаемого государством), о правомерной или неправомерной деятельности учреждений и институтов и т.п. Оно представляет собой совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов и представлений, выражающих отношение людей к праву, а также к поведению людей, оцениваемому с точки зрения этих представлений о праве. В нем содержатся многовековые моральные установки общества, которые применительно к российскому государству изначально представляли собой идеи о справедливости, приоритете общесоциальных интересов, утверждение идей коллективизма, взаимопомощи, а также тесную связь с религией.

Правосознание имеет определенную самостоятельность по отношению к другим видам общественного сознания. Это проявляется, во-первых, в том, что правосознание имеет свой специфический предмет. В отличие от политического сознания, оно отражает лишь ту часть

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

общественных отношений, которая нуждается в правовой регламентации. Во-вторых, правосознание находит свое выражение в юридических понятиях — таких, как права и обязанности, ответственность, законность, правопорядок, преступления, правовые данные и т.д. В-третьих, понятие правосознания разрабатывается на базе политических концепций, которые возникают значительно раньше правовых, т.е. правосознание выступает как определенное закрепление интересов людей в правовой форме. В структуре правосознания выделяют две части — правовую психологию и — правовую идеологию [4; 5].

Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для нее свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

Правовая идеология—это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

Кроме того, правосознание включает в себя и понятия социальной психологии, чувства, стихийно складывающиеся представления, настроения и переживания, привычки, мысли и иллюзии относительно права и правовых явлений, которые существуют в массовом и индивидуальном правосознании граждан. В этой связи закономерно в психолого-педагогическом плане поставить вопрос о том, стоит ли разграничивать такие понятия, как уважение к закону в российском обществе, чувства гнева и возмущения преступлениями, от моральных чувств и представлений, характеризующих морально-психологическую оценку права и правовых явлений. Основными категориями правосознания в контексте проблемы его формирования, теории и практики педагогики правосознания являются категории прав и обязанностей, правила поведения субъектов правоотношений, оценка результатов их деятельности, регулятивные особенности норм права.

В целом в правосознании выражены 1) знание права и правовых явлений; 2) отношение к правовым явлениям (их оценка); 3) требования (стремление) к установлению правовых норм, институтов, прав и обязанностей. В значительной степени правосознание носит оценочно-волевой характер, выражая отношения людей к существующему общественному порядку и их требования к определенной организации общественной жизни. Правовые взгляды отвечают на вопрос, должно ли государство признавать данное поведение или общественные отношения, охранять и защищать их, или наоборот, запрещать, не признавать, не поддерживать. В общей форме ответ на этот вопрос содержится в понятиях правомерности или неправомерности, законности или незаконности как наиболее общих категориях правосознания.

Таким образом, важной целью современного российского образования является достижение (формирование и развитие) соответствующего уровня правосознания всеми гражданами.

Предлагаемый комплексный подход к исследованию и решению проблем педагогики правосознания в практическом плане предполагает обоснование, разработку и реализацию современной комплексной программы непрерывного правового образования, охватывающей все слои населения, все уровни образования в целях достижения уровня правосознания российских граждан, соответствующего требованиям времени, потребностям личности, общества, государства. Следует также отметить важность и актуальность совершенствования правового воспитания не только в системе образования, но и непосредственно на предприятиях, в организациях (включая предпринимательские структуры) с учетом формирования и развития правосознания российских граждан всех возрастов.

Ключевым педагогическим средством формирования правосознания обучающихся в учебных заведениях является правовое образование. В процессе правового образования учащиеся получают необходимую правовую информацию о правовых теориях, концепциях, деятельности юридических органов, учреждений, функционировании правовых механизмов. Правовому образованию как социальному явлению могут быть даны различные определения. С точки зрения характера формирования правосознания в российском обществе правовое образование можно рассматривать как определенный образовательный процесс, в ходе которого различные категории граждан как учащиеся (воспитанники) учебных заведений различных видов и уровней получают необходимые знания о праве, правовых теориях, разнообразных юридических явлениях и процессах.

Правовое образование предполагает не стихийное восприятие окружающей действительности (внешней среды), а целенаправленную передачу определенных, соответственным образом организованных правовых данных. Отсюда ключевым понятием правового образования различных субъектов системы образования является понятие «знания» — правовые знания как знания права, его теорий, концепций и других, связанных с ним явлений.

В процессе формирования правосознания можно использовать понятие «знание» как степень знания правовых идей, взглядов, представлений и т.д. в обществе, которые являются следствием различных объективных и субъективных факторов. Со знанием непосредственно связано понятие правовой информации, поскольку оно обозначает содержание, полученное тем или иным субъектом из внешнего мира в процессе приспособления к нему.

Наличие правовых знаний является неотъемлемой интеллектуальной частью правосознания, базой познавательной деятельности личности. Для правильного ориентирования личности в общественных процессах, формирования у нее правильных установок необходимо всестороннее знание принципов права, его глубокое осмысление. Правовая информация, получаемая учащимися в учебных заведениях, содействует упорядоченности их правовых знаний, правильной оценке правовой действительности. Это дает возможность определить содержание правовой информированности личности или всего общества, оценить

уровень знания права, его теорий, концепций и других явлений, являющихся результатом воздействия правовой информации на сознание, как всех граждан в целом, так и каждой личности в отдельности.

Функции правового образования отражают его сущность и содержание.

Основной функцией правового образования является гносеологическая (познавательная) функция. Определенный уровень знания права дает возможность каждой личности и всему обществу в целом выбрать в процессе правового осознания окружающей действительности внешней среды наиболее нужную информацию, переработать ее с целью дальнейшего использования в практической деятельности. Правовое образование направлено не на простое получение учащимися правовых знаний, а на получение знаний, которые будут использованы ими в повседневной жизни — в учебе, на работе и в быту. Другие функции правового образования — воспитательная, управленческая, контрольная и т.д.

В тесной взаимосвязи с функциями правового образования (как процесса) находится его структура. При этом необходимо учитывать наличие различных уровней знания в рассматриваемой области применительно к различным категориям учащихся (обучающихся), т.е. применительно к школьникам, студентам, студентам юридических факультетов и др. Изучение проблем правового образования предполагает анализ совокупности явлений и процессов: исследование целей образования; анализ программ правовой подготовки; характеристика удовлетворенности правовым образованием, его понимания различными субъектами системы образования; результаты правового образования.

Материалы средств массовой информации свидетельствуют, что за последние годы уровень знания гражданами российского законодательства повышается крайне медленно, в основном в процессе обучения, освоения основ права. Проведенное исследование показывает, что те выпускники вузов, которые располагают необходимым объемом правовых знаний, успешно решают стоящие перед ними задачи, и, наоборот, отсутствие нужной информации в работе заставляет их в ущерб работе, семье и т.д. поспешно обращаться к знаниям и опыту коллег, в библиотеки, в юридические консультации и т.д., чтобы восполнить возникший «информационный пробел». Данная ситуация осложняется тем, что знание законодательства, права у всех опрошенных, кроме юристов, пока еще не достаточны для того, чтобы грамотно, надлежащим образом решать конкретные вопросы, возникающие в процессе трудовой деятельности.

Важным показателем правовой компетентности является наличие навыков, умения пользоваться полученной и правильно понятой информацией. Однако надо отметить, что значительный объем правовой информации, о которой выпускники знают, не используется в решении повседневных вопросов.

Необходимым требованием является достоверность и полнота правовых знаний, под которой понимается соответствие поступающих к учащимся сведений о правовых идеях, взглядах, правонарушениях, правовой системе общества. Соблюдение этого требования в решающей степени зависит от преподавателей, субъектов правового образования.

В процессе правового образования должна соблюдаться систематичность. Это обусловлено непрерывным характером информационных и регулятивных процессов в механизме правосознания. Правовая информация необходима на всех стадиях процесса формирования правосознания учащихся (постановка целей, изучение, осмысление теорий, переживание, контроль и оценка). Возникновение информационного вакуума в ходе формирования правосознания, или поступление правовой информации к учащимся с перебоями, или незнание ими права по собственной вине препятствуют осуществлению процесса правового образования. Также существенным требованием к правовым знаниям, которое должно выполняться в процессе правового образования является своевременность поступления. Как известно, правовая информация, как и любая другая, с течением времени устаревает, становится непригодной для усвоения и использования субъектами правосознания (гражданами, руководителями, бизнесменами и т.д.). Имеют место факты, когда субъектам правосознания необходима та или иная правовая информация для решения определенного вопроса, принятия решения и т.д., а нужной правовой информации нет. Все это требует более оптимальной организации правового образования на основе современных средств и методов информатики и Интернет-технологий, с помощью которых возможно организовать современное обеспечение субъектов правосознания различными правовыми сведениями и данными. В этой связи необходимо инновационное развитие правового образования с учетом современных требований, внедрения интерактивных форм и методов обучения, разработка научно обоснованной системы формирования и развития правосознания всех категорий обучающихся в отечественной системе образования. Все это будет в значительной мере способствовать совершенствованию правового образования в российском обществе.

Таким образом, научное обоснование и практическое решение проблемы формирования и развития правосознания посредством развития теории и практики педагогики правосознания представляется весьма важным с учетом исследования комплекса вопросов, связанных с работой государственных и общественных организаций, образовательных учреждений по правовому воспитанию, формированию правосознания российских граждан в условиях реформ во всех сферах жизни российского общества.

Список литературы

1. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2009.

2. Ильин, И. Л. О сущности правосознания. — М.: Рарогъ, 1993.

3. Кочин, Л. Л. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. — СПб.: Санкт-Петербургский институт I ПС МЧС России, 2005.

4. Нерсесянц, В. С. Правосознание и правовая культура // Общая теория права и государства. — М.: НОРМА, 2002. - С. 267.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

5. Певцова, Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. — № 3. — 2004. — С. 70-81.

6. Шемкова, А. А. Современное правосознание и правовая культура (теоретико-правовые аспекты) / Глобализационные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ. — М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 212-214.

7. Экимов, А. П., Моисеев, А. А. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм // Теория государства и права. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2001. — С. 396.

Literature

1. Efremov, O. Y. Pedagogics. — St.-Petersburg, 2009.

2. Ilyin, И. А. About essence of sense of justice. — Moscow, 1993.

3. Kochin, A. A. Pedagogical the concept and technology of preventive maintenance the antisocial behavior minor in activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 2005.

4. Nersesjants, V. S. Sense of justice and legal culture // General theory of the right and the state. — Moscow, 2002.

5. Pevcova, E. A. Modern approaches to legal culture and legal consciousness // Magazine of the Russian right. — 2004. — № 3.

6. Shemkova, A. A. Modern sense of justice and legal culture (theoretic-legal aspects) / Global processes in right sphere: problems of legal development to Russia and the CIS. — Moscow, 2001.

7. Ekimov, A. I., Moiseyev, A. A. Sense, legal culture and legal nihilism // The state and right Theory. — Moscow, 2001.

УДК: 37.035.6

С. А. Константинов*

Развитие теории и практики патриотического воспитания современных российских школьников

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается необходимость развития теории и практики патриотического воспитания современных школьников. Представлены содержание и результаты реализации программы патриотического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание школьников.

S.A. KonstantinoV . Development of the theory and practice of patriotic education of modern Russian schoolboys. In article the urgency, value, the purposes, problems, directions, forms and methods of patriotic education of the Russian schoolboys are considered. The pedagogical program of patriotic education of modern schoolboys proves. The contents and results of realization the program of patriotic education are presented.

Keywords: education, patriotism, patriotic education of schoolboys.

Развитие российского государства и общества, динамичные процессы в молодежной среде ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ, школьников. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан российского государства, способных и готовых жить в многонациональной стране [1].

Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Эта тема вечная, но очень сложная» [2].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены приоритетные направления образования, среди которых особо отмечается увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. При этом ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в т.ч. и патриотизма.

* Константинов, Сергей Александрович. Начальник управления по воспитательной работе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Правды, 13. Тел.: 9214386103. E-mail: voronkovserg@mail.ru.

* Konstantinov, Sergei Aleksandrovich. The head of department on educational work The St.-Petersburg state university of cinema and TV. The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer. Address: Russia, St.-Petersburg, Pravda st., 13. Ph.: 89214386103. E-mail: voronkovserg@mail.ru.

Статья поступила в редапкцию 21 января 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.