Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСЛАМСКОГО БИЗНЕСА'

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСЛАМСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА БИЗНЕСА / РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИСЛАМСКИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Платини Э.А.

Одной из важных задач, стоящих в области развития отечественной теории социальной ответственности бизнеса, является выявление особенностей функционирования института корпоративной социальной ответственности (КСО) регионального исламского бизнеса. В статье выявлены теоретические и методические проблемы развития КСО исламского бизнеса. Сделанные автором выводы, могут послужить теоретической основой для разработки мер, направленных на совершенствование существующих региональных программ поддержки и развития институтов социальной ответственности исламского предпринимательского сообщества.One of the important tasks in the development of corporate social responsibility theory is the identification of the functioning of the corporate social responsibility (CSR) of the Regional Institute of Islamic business. In the article the number of theoretical propositions that allow to develop practical recommendations on the formation of CSR regulation system of Islamic business. Made by the author conclusions can serve as a theoretical basis for the development of measures aimed at improving the existing regional programs of support and development of the institutions of the Islamic social responsibility of the business community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСЛАМСКОГО БИЗНЕСА»

банковских группах и банковских холдингах [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/documents/PP_550_2016.pdf - Дата доступа: 29.12.2016

2.Рекомендации о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков. Утверждено Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 30.06.2011 № 266 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/documents/P_193.pdf - Дата доступа: 29.12.2016

3.Потери банков выросли [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infobank.by/infolinebigview/poteri-bankov-vyrosli/ - Дата доступа: 29.12.2016

УДК 330.1

Платини Э.А.

аспирант кафедры корпоративного управления Финансового Университета при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСЛАМСКОГО БИЗНЕСА

Аннотация. Одной из важных задач, стоящих в области развития отечественной теории социальной ответственности бизнеса, является выявление особенностей функционирования института корпоративной социальной ответственности (КСО) регионального исламского бизнеса. В статье выявлены теоретические и методические проблемы развития КСО исламского бизнеса. Сделанные автором выводы, могут послужить теоретической основой для разработки мер, направленных на совершенствование существующих региональных программ поддержки и развития институтов социальной ответственности исламского предпринимательского сообщества.

Ключевые слова: этика бизнеса, религия, ислам, исламская экономика, социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность, исламский бизнес

Abstract. One of the important tasks in the development of corporate social responsibility theory is the identification of the functioning of the corporate social responsibility (CSR) of the Regional Institute of Islamic business. In the article the number of theoretical propositions that allow to develop practical recommendations on the formation of CSR regulation system of Islamic business. Made by the author conclusions can serve as a theoretical basis for the development of measures aimed

at improving the existing regional programs of support and development of the institutions of the Islamic social responsibility of the business community.

Keywords: business ethics, religion, Islam, Islamic economy, social responsibility, corporate social responsibility, Islamic Business

Устойчивое развитие современного российского общества обусловливает решение острых проблем, возникающих в социальной, экономической и экологической сферах жизнедеятельности.

На социально-экономическое развитие общества существенно влияет частный бизнес. Предпринимательские структуры постоянно функционируют в условиях растущих общественных ожиданий.

Социальная ответственность бизнеса, являющаяся попыткой собственников компаний обеспечить баланс своих операции и интересов устойчивого развития регионального сообщества, приобретает все большее значение. Наблюдается рост чувствительности бизнеса к социальным и экологическим вопросам регионального развития, которые могут быть эффективно решены при условии расширения взаимодействия государственных и частных предпринимательских структур.

Социальная ответственность - это длительный и непрерывный процесс конструктивного, взаимовыгодного и устойчиво развивающегося взаимодействия частного бизнеса со всеми стейкхолдерами [8, с. 3]. Ценность социальной ответственности для общества состоит в возможности минимизировать негативные последствия производственного процесса, решить проблемы развития, сформировать атмосферу доверия и общих ценностей в обществе.

Объективная необходимость развития социальных практик российских предприятий требует разработки качественно нового подхода к формированию института социальной ответственности регионального бизнеса. Актуализируется научный поиск оптимальных форм и методов реализации института социальной ответственности региональных предпринимательских структур.

Вмешательство государства в дела формализации корпоративной социальной ответственности, приобретение корпоративной социальной ответственности статуса одной из «задач» государственной политики, отдельными авторами рассматривается как основное отличие между историей формирования корпоративной социальной ответственности в России и других странах [3, с. 107; 11]. Необходимость повышения социальной ответственности бизнеса отмечается сегодня на самом высоком государственном уровне.

Взаимодействию общества, институтов власти и бизнеса, предполагает приведение предпринимательской активности в соответствие с базовыми принципами социально ответственной деловой практики, которые применимы

в повседневной деятельности любой организации, и приобретает особую значимость в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований. Однако, по признанию большинства специалистов, в России комплексная государственная политика в данной сфере так и не сформировалась.

Регионы России отличаются по уровню развития, по специфике отношений между государством, бизнесом и обществом, степени активности гражданского общества и многим другим факторам, среди которых особую роль играют сложившиеся культурные традиции [5, с. 14]. Особенности этоса, ориентации культуры, иерархии ценностей населения того или иного региона проявляются и в модели корпоративной социальной ответственности [1, с. 271].

Анализ современной структуры российского бизнеса позволяет сделать вывод, что разнообразие входящих в нее групп обусловливает замкнутый характер каждой из них. Разные источники формирования капитала и способы ведения бизнеса формируют различные уровни и ценностные ориентации, которые в определенной степени определяют корпоративную социальную деятельность предпринимательских структур. Отсутствие внутригрупповой солидарности не позволяют ее представителям вырабатывать общие позиции. Интегрирование религиозных традиций и норм в стратегии корпоративной социальной ответственности способствует ее лучшему распространению. Для России, относящейся к традиционным обществам, а также в силу того, что в отдельных регионах большинство населения исповедуют ислам, эта проблема имеет особую актуальность [1, с. 272].

Исламский бизнес как совокупность целого ряда принципов и институтов несет в себе огромный потенциал, как с точки зрения вовлечения в экономический оборот свободных средств проживающих на территории России народов мусульманской культуры, так и с точки зрения развития и активизации международного бизнес-сотрудничества России со странами мусульманского мираба [4, с. 71].

Исламские финансы, инвестиции, банки могут стать серьезным механизмом для развития реального сектора экономики, создания рабочих мест, внедрения новых технологий и даже выхода на новые рынки. Исламские финансовые услуги позволят привлечь в региональную финансовую систему деньги тех людей, которые по религиозным соображениям не могут использовать традиционные банковские продукты [7, с. 210].

В этой связи актуализируются исследования особенностей функционирования института (корпоративной) социальной ответственности региональных исламских предпринимательских структур и обоснование теоретических положений, позволяющих разработать практические рекомендации по построению эффективной системы взаимодействия

государства и бизнеса, направленной на формирование взаимной социальной ответственности корпораций и общества на современном этапе развития экономики.

Концепция корпоративной социальной ответственности сформировалась более полувека назад, однако, до сих пор в среде ученых не существует консенсуса по поводу ее сущности и содержания; общепринятого определения понятия корпоративной социальной ответственности не выработано.

В многочисленных публикациях, как отечественных, так и зарубежных исследователей, посвященных проблемам корпоративной социальной ответственности, а также в существующих документах различных общественных институтов можно найти самые разные, порой противоположные подходы к трактовке ее понятия. Критический анализ имеющихся к настоящему времени работ, посвященных исследованию корпоративной социальной ответственности региональных

предпринимательских структур, показывает, что среди отечественных и зарубежных ученых и практиков отсутствует единое понимание содержания, целей и специфики социальной ответственности исламского бизнеса, проблемы деловой этики исследуются преимущественно во взаимосвязи с различными социально-экономическими явлениями и процессами, не являясь основным предметом изучения; не определена роль государства в становлении институтов ответственности малого и среднего бизнеса. В настоящее время определенно имеет место противоречие между существующим и требуемым уровнем развития исламской модели корпоративной социальной ответственности на мезоуровне.

Нормативное регулирование комплекса проблем, возникающих при развитии взаимодействия государства и исламских экономических институтов на мезоуровне, в силу объективной инертности правовой формы на данном этапе ощутимо отстает от темпов развития экономических отношений. В результате многие тенденции развития КСО в силу своей крайней востребованности начинают реализовываться, так и не получив надлежащей правовой регламентации.

Разработка эффективного механизма развития КСО исламского бизнеса на региональном уровне очевидно предполагает разработку новых теоретических и методических подходов. В настоящее время основные проблемы, подлежащие при этом решению, замыкаются на:

1. несформированности научно-методического аппарата КСО исламского бизнеса;

2. отсутствие научных разработок и практических исследований института социальной ответственности региональных исламских предпринимательских структур;

3. низкой эффективности взаимодействия государства и исламских экономических институтов на мезоуровне, а также существующих форм реализации корпоративной социальной ответственности в региональной экономике;

4. отсутствие комплексных методик оценки эффективности функционирования института социальной ответственности в региональной экономике.

Решение данных проблем требует определения методологических подходов к познанию понятийно-категориального аппарата исследования КСО исламского бизнеса, которые в силу объективных причин имеет этическое происхождение.

Анализ тематики корпоративной социальной ответственности исламского бизнеса с позиции узкодисциплинарного подхода влечет возможность исключения из нее вопросов, без учета которых проводимый анализ будет сведен к набору инструментальных решений в рамках экономической теории. Не менее важным для целей настоящего исследования является выбор методов познания сущности рассматриваемых явлений, которые зачастую имеют комплексную природу. Целесообразным представляется использование не только методов экономических исследований, но также специфических методов междисциплинарного исследования, способствующих выявлению особенностей этических (религиозных) основ исламского бизнеса. Этичное поведение представляет собой не только простое соблюдение этической нормы, но и имеет предписывающее значение.

Этика «стоит на страже» принципов «правильного» поведения индивида и стимулирует его поступать так, как это принято в конкретном обществе. Этика поведения выходит за рамки правовых требований, которые действуют в качестве основного этического кодекса [12, с. 42]. В поиске основ этических ценностей, религия всегда была связана с предписывающим надлежащим (правильным) поведением. Религия, которая представляет собой совокупность верований в Бога (богов), непосредственно влияя на существующие социальные отношения и личные ценности «оказывает существенное влияние на восприятие социальной ответственности обществом» [10, с. 230]. Каждая религия устанавливает определенные этические нормы и таким образом «...регулирует хозяйственную (экономическую) деятельность, как способ достижения божественного благословения» [9, с. 5]. В этой связи невозможно отрицать роль религии в формировании принципов современной бизнес-этики. В последнее время не только в религиозной, но и в научной литературе получило распространение суждение, что исламская экономика, или исламская экономическая модель, — неотъемлемая часть ислама как всеобъемлющего образа жизни [2]. Дискуссия вокруг основных концепций экономического

развития в мусульманском мире по-новому высвечивает проблемы этики бизнеса и ответственности участников делового взаимодействия [6].

Обращение к исследованиям теоретиков исламской экономической модели, философов, социологов и исламских правоведов добавляет в анализ корпоративной социальной ответственности исламского бизнеса дополнительные характеристики объекта, что, в свою очередь, обеспечивает более репрезентативный результат. Дефицит информации в этой области могут нивелировать исследования зарубежных ученых прошлого и настоящего времени, касающиеся проблем социальной ответственности исламских экономических и финансовых институтов Возможным становится расширение области исследования за счет объединения полученных ранее результатов научных работ и впервые оценить корпоративную социальную ответственность исламского бизнеса с учетом актуального состояния регионального развития.

Использованные источники:

1.Батаева Б.С. Исламские банки сквозь призму развития этических финансов и банков // Проблемы современной экономики, 2013. №1 (45). С. 270-272.

2.Беккин Р.И. Исламская экономика: универсальная теория развития или одна из моделей третьего пути? // ВОСТОК (ORIENS). 2012. № 5. URL: http://www.bekkin.ru/downloads/rb1358330126.pdf.

3.Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Корпоративная социальная ответственность. М.: Прогресс Традиция, 2008. С. 107.

4.Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса и современная деловая практика: эффект финансовой колеи // Вестник Финансового университета. 2010. № 6. С. 71-74.

5.Кулягина Е.А., Бедулина В.В. Современные взгляды (концепции) на экономическое содержание прибыли // Транспортное дело России. 2016. № 2. С. 14-17.

6.Перегудова С.П. и Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М., Прогресс-Традиция, 2008. 448 с.

7.Старкова Н.О., Рзун И.Г., Саватеева А.С. Основные направления и проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 30. С. 209-214.

8.Шарифулина И.И. Социализация институтов предпринимательского сообщества в региональной экономике : на примере Республики Татарстан: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2009. С. 3.

9.Babatunde J.H., Adeyemi A.A. The Effectiveness of Islamic Banks' Corporate Social Responsibility as Perceived By Gender in Malaysia: An Exploratory Research // Journal of creative writing. 2015. Vol. 1, Iss. 2, S. 3-5.

10.Brammer S., Williams G., Zin Kin J. Religion and Attitudes to Corporate Social Responsibility in a Large Cross-Country Sample // Journal of Business Ethics. 2007. № 71(3). S. 230.

11.Mizobata S. Business Society and Corporate Social Responsibility: Comparative analysis in Russia and Japan // Discussion Paper No. 774. Kyoto institute of economic research, May 2011.

12.Mousa R.A.R. In Search of Honesty and Altruism, Finance and the Common Good. 2007. № 27(2). S. 42.

УДК 338.3

Поддубская Н.А, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

доцент кафедры «Экономика и управление» Донской государственный аграрный университет

Россия, п. Персиановский

Ли В.С. студент

4 курс, факультет «Финансы и кредит» Донской государственный аграрный университет

Россия, п. Персиановский ИННОВАЦИИ В АПК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В данной статье рассматривается сущность таких понятий как: инновация, инновационная деятельность, инновационная политика. Рассмотрено современное состояние агропромышленного комплекса России. Основные направления инновационной деятельность в сельскохозяйственной отрасли. Имеющие проблемы по внедрению инновационных технологий в АПК и возможные пути их решения.

Ключевые слова: сущность, инновации, инновационная деятельность, политика, проблемы, перспективы, АПК.

In this article the essence of such concepts is considered as: innovation, innovation activity, innovation policy. The contemporary state of the agribusiness of Russia is examined. Basic directions of innovation activity in the agricultural branch. Having problems on the introduction of innovation technologies in APK and possible methods of their solution.

The keywords: essence, innovation, innovation activity, policy, problem, prospect, APK.

Процесс глобализации мировой экономики сложный экономический процесс, который по масштабу своего действия, оказывает влияние как эконому страны в целом, так и на каждый сектор в отдельности. В сельскохозяйственной отрасли под влиянием данного процесса особую роль приобретает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.