Научная статья на тему 'Социальная ответственность бизнеса исламских стран'

Социальная ответственность бизнеса исламских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭКОНОМИКИ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИСЛАМСКИЕ БАНКИ / ИСЛАМСКИЕ ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батаева Б.С.

В данной статье автор обращается к исламским странам, рассматривая их в качестве примеров альтернативной экономики, и раскрывает принципы функционирования основных институтов, действующих на принципах шариата. Выявлена специфика проявления корпоративной социальной ответственности исламского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность бизнеса исламских стран»

0

1

о

о о;

Социальная ответственность бизнеса исламских стран

Social responsibility of Islamic countries' business

УДК 330.16

Б. С. Батаева

старший научный сотрудник Центра фундаментальных и прикладных исследований Финансовой академии при Правительстве РФ (Москва), кандидат экономических наук 125993, Москва, Ленинградский пр., д. 49

B. S. Batayeva

125993, Moscow, Leningradkiy pr., 49

В данной статье автор обращается к исламским странам, рассматривая их в качестве примеров альтернативной экономики, и раскрывает принципы функционирования основных институтов, действующих на принципах шариата. Выявлена специфика проявления корпоративной социальной ответственности исламского бизнеса.

In the article the author turns to the Islamic countries, which she regards as examples of alternative economic systems, and discovers functioning principles of basic institutions, acting according to Shariat principles. It identifies peculiarities of Islamic business corporate social responsibility actions.

Ключевые слова: альтернативные экономики, ценности, социально-экономическая справедливость, корпоративная социальная ответственность, исламские банки, исламские фонды

Keywords: alternative economic systems, values, social and economic justice, corporate social responsibility, Islamic banks, Islamic funds

Многие ученые-экономисты рассматривают текущий мировой кризис не только как финансово-экономический, но и как системный, выделяя в качестве одной из основных его причин модель «краткосрочной выгоды», следование которой в странах Запада привело к явному «перекосу» в пользу финансовой составляющей рыночной экономики, когда «бизнес превратился в „делание денег из ничего"» [1]. В данной статье мы предлагаем рассмотреть морально-нравственную составляющую кризиса. По нашему мнению, кризис экономической сферы является и кризисом современной экономической мысли.

В переводе с греческого языка слово «кризис» означает «суд». В рождественском богослужении в храме Христа Спасителя в 2009 г из уст Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла прозвучали слова о том, что кризис — это «суд Божий над неправдой и алчностью». Не только теологи различных вероисповеданий, но и экономисты все чаще критикуют ценности сложившейся в западной цивилизации рыночной системы. Речь идет, прежде всего, о критике концепции разумного эгоизма, лежащей в основе современных либеральных обществ.

В этой связи значительный интерес представляют исследования альтернативных путей экономического развития и в частности опыт исламских стран. Исламские экономики создавались в период распа-

да колониальной системы, и их идеологи пытались избежать недостатков, присущих капиталистической и марксистской идеологиям. В отличие от западной экономической мысли, в центре внимания которой находится «человек экономический» (homo economicus), исламская экономическая мысль не разделяет духовную и материальную жизнь людей. Значение «человека нравственного» ни в коем случае не умаляется за счет «человека экономического». Эгоистический интерес, стремление к богатству должны ограничиваться моральными обязательствами перед обществом. В данной статье мы рассмотрим ценностную составляющую социальной ответственности бизнеса (корпоративной социальной ответственности, далее — КСО) в исламских странах и специфику ее проявления.

Согласно исламской этической философии, свобода человека священна и неприкосновенна до тех пор, пока она не вступает в конфликт с интересами общества или пока индивидуумы не нарушают права других людей. Ислам не отрицает наличие эгоистического индивидуального интереса, однако признает верховенство «интересов уммы1 и общества над интересами индивида или отдельных групп в том случае, когда они противоречат друг другу. По мусульманскому праву [шариату], общественное благополучие важнее благополучия индивидуального. Лучше допустить ущемление частного интереса, чем общественного тогда, когда из двух зол приходится выбрать меньшее... [необходимо говорить]... „о смягчении негативных последствий действия путем предпочтения менее вредоносного варианта в том случае, если это действие является неизбежным". Этот же юридический принцип применяется в связи с требованием к власти в исламском обществе защищать слабые и неимущие слои населения: лучше нанести ущерб богатому человеку, чем бедному, если необходимо выбирать» [2].

Организации играют важную роль в обществе и в связи с этим несут ответственность, основанную на их статусе. В данном контексте ответственность означает обязанность компании упрочивать социально-экономическую справедливость в рамках имеющихся у нее возможностей. Рассматривая систему достижения социально-экономической справедливости в исламе, ученые выделяют такие его доктринальные положения, как обязательство выплаты с дохода и имущества своего рода религиозного налога (закята), создание благотворительных фондов (вакфов), подаяние и благотворительность (саадака), беспроцентный заем (кард аль хасан) и др. [3, p. 222].

Важной составляющей рассматриваемой нами системы является лежащий в основе деятельности исламских банков запрет на взимание и выплату процентов (рибы). Согласно нормам ислама, взимание собственником капитала процентов, независимо от того, получил ли заемщик капитала доход или убыток, признается несправедливой эксплуатацией. Вместо этого

1 Умма — мусульманская община.

ислам предлагает сторонам партнерство — участие в прибылях и убытках. На механизме партнерства построено большинство используемых исламскими банками инструментов. Кроме того, партнерство является распространенной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности в исламских странах.

Исламские ученые, как правило, проверяют новые концепции на предмет истинности, обращаясь к Корану и сунне1. В качестве доводов в пользу концепций КСО и устойчивого развития приводятся суры из Корана и хадисы, в которых осуждается расточительность (7:31), поясняется необходимость бережного отношения к воде (21:30), (23:18), важность благотворительности через закят, садака (Сахих аль-Бухари, хадис (1445), хадис 699 (1485) (см. также статью В. В. На-умкина [2])). Известны также суры и хадисы, в которых говорится об этичном ведении торговли, праве человека на труд, своевременной и полной выплате зарплаты и т. п. Ученые из Ноттингемского университета (Великобритания) Дж. Зинкин и Дж. Вильямс отмечали, что некоторые суры и хадисы перекликаются с принципами Глобального договора ООН.

Национальная специфика социальной ответственности бизнеса в исламских странах проявляется преимущественно в деятельности производственных фирм, банков, инвестиционных фондов и страховых компаний. Деятельность компаний из исламских государств в целом и внешне схожа с функционированием

1 Сунна — описание жизненного пути пророка Мухаммада, являющееся сводом правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях.

бизнес-организаций из других стран мира. Основное ее отличие заключается в соблюдении исламскими компаниями запрета на ведение некоторых видов деятельности (игорный бизнес, производство, переработка и продажа свинины, производство и продажа алкоголя, деятельность в области порноиндустрии и пр.). Глобальные компании из исламских стран, также как и их международные конкуренты, ведут деятельность и в области КСО.

Организации, занимающие первые 10 мест в рейтинге крупнейших компаний исламского мира, представлены в табл. 1. В большинстве своем это нефтегазовые компании, за исключением Koc Holding A.S. и корпорации Saudi Basic Industries. Первая известна своими брендами Arcelic (холодильники, посудомоечные и стиральные машины) и BEKO (телевизоры и др.), а к основным областям деятельности второй относятся химическая и перерабатывающая промышленность.

Все компании, входящие в рейтинг, размещают на своих сайтах заявления о приверженности принципам КСО и информацию о социальных программах в отношении местных сообществ и экологии. Часть компаний поддерживает раздел по КСО на первых страницах сайтов. В годовых отчетах корпораций Kuwait Petroleum и Saudi Basic Industries имеются разделы по КСО, а компания Koc Holding A. S. публикует специальный отчет на эту тему. Компания Saudi Telecom (занимает 23-е место в рейтинге) в 2008 г получила награду за лидерство в КСО, присуждаемую Институтом КСО в Дубае (ОАЭ). В совете директоров компании Savola group из Саудовской Аравии (84-е место в рассматриваемом рейтинге) функционирует

<

J

>

Таблица 1

Крупнейшие компании исламского мира

Место в рейтинге Название компании Страна происхождения Денежная выручка за 2007 г., млн долл. США Тип компании Отрасль

1 Saudi Arabian Oil Co. (Saudi Aramco) Королевство Саудовская Аравия 215 985 Государственная Нефтегазовая

2 National Iranian Oil Company Исламская республика Иран 101 631 Государственная Нефтегазовая

3 Petroliam Nasional Bhd. (Petronas) Малайзия 66 215 Государственная Нефтегазовая

4 Kuwait Petroleum Corp. Государство Кувейт 64 913 Государственная Нефтегазовая

5 Iraq National Oil Co. Республика Ирак 55 060 Государственная Нефтегазовая

6 Koc Holding A.S. Турецкая республика 39 500 Открытое акционерное общество Диверсифицированная — автомобильная, энергетическая, финансовая и др.

7 Abu Dhabi National Oil Co. ОАЭ 38 789 Государственная Нефтегазовая

8 Saudi Basic Industries Corporation (SABIC) Королевство Саудовская Аравия 33 659 Открытое акционерное общество Химическая и перерабатывающая

9 Sonatrach Алжирская народная демократическая республика 32 211 Государственная Нефтегазовая

10 Nigerian National Petroleum Corporation Федеративная республика Нигерия 30 738 Государственная Нефтегазовая

Иеточник: [4].

g объединенный комитет по корпоративному управ-s лению и социальной ответственности [5]. Компания

0 Savola group специально подчеркивает, что она рас-Q сматривает КСО сквозь призму ценностей ислама. щ В частности, на сайте компании приводится одно из к изречений пророка Мухаммеда: «Не уверует никто из =Ц вас [искренне] до тех пор, пока не будет желать брату „ своему того же, чего желает самому себе» (хадис под Ц: номером 13 из сорока хадисов Имама Мухйи-д-дин ^ Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави). И далее гово-g рится: «Наша искренняя вера в этот хадис наряду с =j нашими хорошими намерениями даст нам благосло-н- вение Аллаха, которое обеспечит успех нашей корпо-^ ративной социальной ответственности» [5].

1 В то же время глобальный бизнес мусульманских стран перенимает глобальные правила игры и усваивает соответствующие ценности и стандарты поведения. А вот компании малого и среднего бизнеса, как правило, ориентируются на традиционные ценности страны происхождения компании. Например, кооперативы, создаваемые членами одной религиозной общины в Турции и в Узбекистане, называются «исламскими предприятиями». Кооперативы — это предприятия так называемой «производственной демократии», организационная форма которых близка менталитету мусульман, так как она соответствует исламским принципам социальной справедливости. В кооперативах и предприниматель, и наемный работник выступают в одном лице, что открывает возможность разрешения противоречия между трудом и капиталом. В них отсутствует эксплуатация и присвоение результатов чужого труда, поскольку прибыль распределяется между членами трудового коллектива, а часть ее, согласно совместному решению, направляется на другие социально значимые цели.

Исламские банки, по мнению ученых из мусульманских стран, проявляют социальную ответственность уже по роду своей деятельности, поскольку используют соответствующие шариату инструменты. Впервые исламский банк был создан в 1963 г. в Египте. За прошедшие почти 50 лет исламские банки появились во многих странах мира, а объем активов, которые находятся под их управлением, достигает, по разным оценкам, 700-950 млрд долл. США. В большинстве мусульманских стран исламские банки работают наряду с традиционными кредитными учреждениями.

Исламские банки вместо процентов предлагают инструменты, основанные на партнерстве (участии в прибылях и убытках). При этом средства, инвестируемые банком или его клиентами, должны направляться в проекты, не противоречащие шариату. Для соблюдения соответствия инструментов банка принципам исламского банкинга в нем создается шариатский совет.

Исламские банки видят свою роль перед обществом и демонстрируют социальную ответственность помимо основной деятельности через предоставление услуг в виде благотворительных ссуд «кард аль ха-сан» и ведения закятного фонда (практика некоторых банков). Плата за эти услуги не взимается. Исламские банки так же, как и традиционные кредитные учреждения, спонсируют различные мероприятия. Информация о размерах выданных благотворительных ссуд «кард аль хасан» включается в годовые отчеты банков. Организация бухгалтерского учета и аудита в исламских финансовых институтах (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions)

I

выпустила «Руководство № 7 КСО для исламских финансовых институтов» (CSR Conduct and Disclosure for Islamic Financial Institutions), в котором перечисляются обязательные и рекомендуемые для раскрытия показатели.

Следует отметить, что далеко не все исследователи согласны с тем, что деятельность исламских банков полностью соответствует принципам шариата и в этом смысле является социально ответственной. Как в исламских странах, так и за их переделами критике подвергается деятельность шариатских советов и некоторые используемые банками финансовые инструменты. По нашему мнению, несмотря на справедливость некоторых замечаний относительно того, что шариатские советы могут признавать допустимыми сомнительные инструменты, подобные решения являются скорее исключением, чем правилом. В данном случае речь идет о практической реализации принципов исламского банкинга и несовершенстве банковских инструментов, но никак не о самих принципах.

В последнее время растет интерес к исламскому банкингу и к исламским ценным бумагам, как к альтернативным формам банковской деятельности и финансовых инструментов с точки зрения устойчивости. В декабре 2009 г. планируется опубликовать стандарт для исламских производных финансовых инструментов (деривативов), разрабатываемый Международной ассоциацией свопов и дериватов совместно с бахрейнскими институтами, занимающимися регулированием рынка. Правила запрещают исламским финансовым институтам инвестировать в классические деривативы и в высокорисковую ипотеку, что позволяет предотвратить отрыв финансовой сферы от реальной экономики (одна из основных причин текущего кризиса).

Исламские фонды (Shariach Compliance Funds, Islamic Investment Funds) представляют собой разновидность этических фондов или, как их еще называют, фондов социально ответственных инвестиций (Socially Responsible Investment), получивших широкое распространение в развитых странах. Фонды социально ответственных инвестиций осуществляют свою деятельность в соответствии с критериями, которые могут основываться на принципах экологической эффективности, этических принципах, религиозных принципах определенной конфессии (протестантские, католические, фонды меннонитов и т. п.). Исламские фонды осуществляют инвестиции в соответствии с принципами шариата. Их важным отличием является наличие шариатского совета. Такие фонды могут быть и государственными (Dubai International Capital), и создаваться на основе взаимных инвестиций (ANANX, IMANX и др.).

Аналогично фондам, средства исламских инвестиционных компаний должны вкладываться в различные проекты в соответствии с принципами шариата. Исламские инвесткомпании существуют в мусульманских странах наряду с традиционными компаниями. Так, например, в Кувейте по данным центрального банка этой страны, «действуют 48 шариатских финансовых компаний и 45 компаний „классического" образца. Тем не менее, объем активов, которыми управляют исламские компании... не превышает сумм, которыми оперируют обычные финансовые учреждения. Общий объем активов традиционных компаний в июле 2008 г. составлял почти 10,6 млрд динаров (39,8 млрд

долл. США), исламских учреждений — 7,9 млрд динаров (29,7 млрд долл.)» [7].

Шариатские советы — важная особенность деятельности таких исламских финансовых институтов, как банки, фонды и инвестиционные компании. В шариатские советы, функционирующие наряду с традиционными советами директоров, входят, прежде всего, юристы с шариатским образованием, а также экономисты, банкиры и др. Согласно рекомендациям Организации бухгалтерского учета и аудита в исламских финансовых институтах, желательно, чтобы шариатский совет состоял не менее чем из трех человек. Отчет о деятельности шариатского совета банка включается в годовой финансовый отчет кредитного учреждения. На сайтах банков и фондов размещается информация о составе шариатских советов. Участие членов советов директоров в нескольких шариатских советах только приветствуется.

Следует отметить, что исламские страховые компании ^ака^1) также имеют отличия от традиционных страховых компаний. Здесь страхователи выступают в качестве совладельцев страхового фонда, а страховщик — в роли управляющего. Средства страховой компании инвестируются в соответствии с принципами шариата.

В процессе анализа модели социальной ответственности бизнеса в рамках страны или региона необходимо рассмотреть и роли, которые отводятся гражданскому обществу, государству и деловым организациям. В большинстве исламских стран гражданское общество играет не самую важную роль в мотивации компаний к социально ответственной деятельности. Данное положение подтверждается и результатами исследования, проведенного под руководством Дж. Зинкина и Дж. Вильямса, в котором приняли участие 20 тыс. респондентов из 21 страны мира. Ученые пришли к выводу, что граждане исламских стран в меньшей степени, чем представители других государств, озабочены вопросами КСО. В то же время исследователи отметили, что исламская этика бизнеса очень тесно переплетается с КСО и требует высоких стандартов отношений с заинтересованными сторонами.

Ввиду указанных выше причин роль государства в мотивации бизнеса к социально ответственному поведению сводится к единичным воздействиям и использованию косвенных инструментов. В частности, в ОАЭ Министерство по экологии Абу-Даби инициировало программу, направленную на отказ супермаркетов от использования пластиковых пакетов ввиду того, что полиэтилен распадается сотни лет, что наносит ущерб окружающей среде. В Малайзии предпринимались попытки обязать компании, выходившие на листинг местной биржи, предоставлять отчеты в области КСО. Однако поскольку это привело к оттоку компаний на биржи Гонконга, данное требование было отменено. В настоящее время в Турции идет дискуссия о необходимости принятия закона о КСО.

В то же время в исламских странах государство играет важную роль в бизнесе и владеет капиталом в крупнейших государственных компаниях. Что касается частного бизнеса, то государственные органы используют различные инструменты, мотивирующие компании к участию в различных социально ответственных инициативах.

В исламских странах действуют организации, занимающиеся продвижением социально ответственных

практик. Наибольшей известностью пользуются, в част- g ности, КСО — Азия (CSR Asia), КСО — Малайзия (CSR ^ Malaysia), Дубайский центр корпоративных ценностей о (The Dubai Centre for Corporate Values), Центр развития q КСО в Иране (CSR Development Center), Ассоциация ^ КСО в Турции (CSR Association of Turkey) и др. На сайте к Центра развития КСО в Иране перечисляются такие ^ традиционные способы КСО, как беспроцентные зай- ^ мы работникам, создание благотворительных фондов ¡5 для бедных, строительство школ и мечетей. На сайте ^ Ассоциации КСО Турции отмечается: «Поскольку КСО g имеет филантропическую природу, КСО не является и абсолютно новым явлением для турецкого бизне- н-са и общества». Исполнительный директор Дубай- н ского центра корпоративных ценностей М. Наджиб, =п выступая в 2007 г на конференции в Университете г. Кранфилда (Великобритания), отмечал: «Учение ислама диктует, что КСО является неотъемлемой частью жизни/жизнедеятельности, поскольку отдача перед общественностью имеет в ней предельно важное значение. Учитывая то, что нам приходится сталкиваться со множественными вызовами глобализации, включая межкультурные различия, компаниям необходимо включать религиозный аспект для использования наилучших практик в области КСО» [8].

Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что исламские предприниматели, как и их партнеры из зарубежных стран, ориентированы на спрос, норму прибыли и т. п. Они так же не лишены эгоизма. Однако помимо светских законов, действия исламского бизнеса регулируются и религиозными нормами. В исламских экономиках ценностные приоритеты основываются на этических нормах, которые встраиваются в хозяйственную жизнь посредством воспитания и обучения людей и создания и совершенствования соответствующих институтов, ограничивающих эгоистическую погоню за прибылью.

Что касается социальной ответственности бизнеса (или КСО) мусульманских стран, то исламские компании легко переняли опыт корпоративной социальной ответственности западных стран, адаптировав его к своим специфическим ценностям и потребностям.

Однако, исламские страны не всегда являются образцами справедливости и равенства возможностей. Как и многие другие государства, они борются с коррупцией. Многим из них еще предстоит ликвидировать бедность. Тем не менее опыт этих стран в сфере нормативного регулирования хозяйственной деятельности как в финансовой сфере, так и в экономике в целом требует тщательного изучения.

Литература

1. Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления: Мат-лы междунар. научн. конф. 12-13 ноября 2009 г. Коллективный доклад и секции 1, 2, 3, 4, 5. СПб.: ЭФ СПбГУ, 2009.

2. Наумкин В. В. Исламская концепция устойчивого развития // Ислам в современном мире. 2008. № 11. URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/?462. (дата обращения 10.08.09).

3. Farook S., Lanis R. Banking on Islam? Determinants of Corporate Social Responsibility Disclosure // Advances in Islamic Economics and Finance Proceedings of the 6th International Conferences on Islamic Economics and Finance. 2007. Vol. 1.

4. The 2008 DS Summary Report. Overall Growth Slows, but Manufacturing Picks Up Strong // The DinarStandard.com,

J

<

6.

February 13th 2009: http://dinarstandard.com/rankings/ ds100/index.html (дата обращения 30.10.09) Сайт компании Savola group (Саудовская Аравия) // URL: http://www.savola.com/savolae/Ethics.php. (дата обращения 24.09.09)

Shikoh Rafi-uddin. Corporate Islamic Finance: The Good News and the Bad News // The DinarStandard.com, July 20th 2005: http://www.dinarstandard.com/finance/CorporateIF071505. htm. (дата обращения 30.10.09)

В Кувейте больше исламских, чем традиционных финансовых компаний // 2 октября 2008. URL: http: www.islamnews.ru/news-14773.html+ (дата обращения 28.08.09).

Int'l CSR conference calls for Islamic perspective / By a staff reporter // Khaleej Times Online. 27th July 2007: http://khaleejtimes.com/DisplayArticleNew.asp?xfile=data/ business/2007/July/business_July744.xml&section=busines s&col=. (дата обращения 25.10.09).

>

Обеспечение доступа помещений маломобильным группам населения: правовой аспект

Limited mobility people unhindered access provision: legal aspect

УДК 332.812:316.35

И. Ф. Ламов

заместитель директора по научной работе ООО «Научно-исследовательская лаборатория строительной экспертизы Баренц-региона» (г Архангельск), кандидат технических наук

163002, г Архангельск, ул. Романа Куликова, д. 21, оф. 2

I. F. Lamov

163002, Arkhangelsk, ul. Romana Kulikova, 21, office 2

А. Ю. Варфоломеев

инженер ООО «Научно-исследовательская лаборатория строительной экспертизы Баренц-региона» (г Архангельск) 163002, г Архангельск, ул. Романа Куликова, д. 21, оф. 2

A. Yu. Varfolomeyev

163002, Arkhangelsk, ul. Romana Kulikova, 21, office 2

Совершенствование государственного регулирования отношений в градостроительной деятельности по вопросам обязательного обеспечения беспрепятственного доступа в помещения зданий и сооружений маломобильным группам населения позволит повысить качество жизни всего населения страны. В статье рассмотрены отдельные направления совершенствования нормативной правовой базы, которые позволят им наиболее полно соответствовать нормам международного права.

Improvement of state regulation in town planning activities relationship related to obligatory unhindered access to buildings and rooms provision to limited mobility people will improve life quality of country's population. The article reviews separate directions of normative legal base improvement which will allow to more perfectly comply with international law norms.

Ключевые слова: обеспечение беспрепятственного доступа, маломобильные группы населения, градостроительная деятельность

Keywords: unhindered access provision, limited mobility people, town planning activities

Многие россияне, посещая развитые страны, обращают внимание на то, что в общественных местах много людей, самостоятельно передвигающихся в инвалидных колясках. Это свидетельствует вовсе не о том, что там больше людей с ограничениями, скорее речь идет о наличии реальных возможностей для их передвижения не только в своем жилье, но и за его пределами. Благодаря этому инвалиды более полно реализуют свои права, свободы и законные интересы,

к тому же обеспечивается их экономическая самостоятельность и социальное благополучие. Интенсивная интеграция в мировое сообщество обязывает Россию всесторонне учитывать нормы международного права при разработке и принятии решений по внутренним вопросам, в том числе связанным с обеспечением прав инвалидов и других маломобильных групп населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятый в разгар перестройки Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон) содержит требования к градостроительной деятельности в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 15 Закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также беспрепятственного пользования всеми видами пассажирского транспорта людей с ограниченными возможностями (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников). Законом установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.