Развитие теоретических и организационных основ таможенного оформления и таможенного контроля международных почтовых отправлений
Р. В. Цивинский
Специальная таможенная процедура, таможенное оформление и таможенный контроль (ТО и ТК) международных почтовых отправлений1 (МПО), является важнейшей составной частью таможенного дела.
Совершенствование специальной процедуры ТО и ТК МПО с целью развития и оптимизации является актуальной задачей общей унификации таможенного администрирования в России.
Установлено, что есть определенные факторы (данные об отправителях и странах отправления, получателях, наименованиях товаров, весе, стоимости), меняющие динамику ввоза/вывоза МПО и взимания таможенных платежей, влияние которых таможенными органами не может быть учтено по причине отсутствия в таможенных органах единой электронной базы данных о МПО и пользователях услугами почтовой связи2. Эти сведения необходимы таможенным органам для проведения анализа и выявления рисков.
С целью создания благоприятных условий для ускорения перемещения МПО, сокращения времени таможенного оформления и контроля, внедрения безбумажных технологий при ТО и ТК, повышения результативности деятельности таможенных органов предлагается использовать процедуру предварительного информирования (предоставление таможенным органам Российской Федерации информации о товарах пересылаемых в МПО до пересечения ими таможенной грацицы) учреждениями почтовой связи таможенных органов о перемещаемых МПО.
Применение процедуры предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых МПО предполагает использование современных информационно-технических комплексов. Процедура предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых МПО обеспечит повышение результативности таможенного контроля за счет создания принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в международной почтовой связи и регулирования этих процессов с использованием системы управления рисками (СУР)3 и, как следствие, создаст цивилизованные отношения таможенных органов с почтовой службой, а также пользователями услуг почтовой связи.
Схема информационно-аналитического таможенного контроля МПО (см. рисунок 1) разработанная автором базируется на концептуальных положениях Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур4, Таможенного кодекса Российской Федерации, а также на активном использовании принципа предварительного информирования и информационных технологий.
Организация информационно-аналитического таможенного контроля МПО основана на применении четырех подходов к проведению таможенного контроля в зависимости от типов МПО (МПО 1, 2, 3, 4 категории). Первые три категории МПО предполагают активное участие таможенного органа не только в проведении таможенного контроля, но также и при определении таможенной стоимости, таможенных платежей и особенностей их применения,
а именно, их начисления и уплаты. МПО 4 категории предполагаются к оформлению в общем порядке с использованем услуг таможенных брокеров.
Оформление и контроль МПО по категориям предполагают проведение следующих операций.
МПО 1 категории - письма, почтовые карточки, секограммы. Таможенная операция: получение таможенным органом от почтовой администрации электронного пакета с реестром МПО 1 категории - содержащего следующие сведения: номер МПО (присваиваемый
почтовой администрацией); наименование МПО; отправитель; получатель; наименование вложения; вес.
Сотрудник таможенного органа осуществляет прием и обработку электронного пакета с реестром МПО. В ходе проведения форматологического контроля (ФЛК) с использованием программных средств выявляются риски и затем принимаются меры по минимизации рисков, в том числе таможенный досмотр5. Если МПО отвечают условиям выпуска без дополнительного предъявления таможенному органу, таможенный орган принимает решения о выпуске.
Рисунок 1
Схема информационно-аналитического таможенного контроля МПО
МПО 2 категории - мелкие пакеты, посылки, бандероли, стоимостью менее 10000 руб. Таможенная операция: получение таможенным органом от почтовой администрации электронного пакета с реестром МПО, на которые не
требуется начисление таможенных платежей, содержащего следующие сведения: номер МПО (присваиваемый почтовой администрацией); наименование МПО; отправитель; получатель; наименование вложения; вес; стоимость.
Должностное лицо таможенного органа проводит операции, применяемые для МПО 1 категории, а также дополнительно определяет таможенную стоимость товаров, пересылаемых в МПО, осуществляет контроль перемещения МПО в течение одной недели в адрес одного получателя без уплаты таможенных платежей с использованием программных средств, а также контроль за соблюдением нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности. По результатам этого контроля принимается решение о выпуске МПО после проведения осмотра с использованием рентгенустановки или без такого осмотра. Затем принимается решение или о декларировании товаров пересылаемых в МПО с офрмле-нием отдельной таможенной декларации, или
о переводе в МПО 4 категории с предъявлением МПО к таможенному досмотру и запросу дополнительных документов и сведений.
Категория МПО № 3 - посылки, бандероли, стоимостью более 10000 руб. Таможенная операция: получение таможенным органом от почтовой администрации электронного пакета с реестром МПО, на которые требуется начисление таможенных платежей, содержащего следующие сведения: номер МПО (присваиваемый почтовой администрацией); наименование МПО; отправитель; получатель; наименование вложения; вес; стоимость.
При ТО и ТК МПО 3 категории уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет операции, проводимые с МПО 2 категории, но в части применения таможенных платежей проводит начисление и взимание таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин и налогов6 с использованием программных средств при декларировании товаров с оформлением отдельной таможенной декларации. Если по результатам проведенных операций требуется предъявление МПО к таможенному досмотру и запрашиваются дополнительные документы и сведения, то МПО переводится в 4 категорию.
Категория МПО № 4. Проведение декларантом (таможенным брокером) таможенного оформления в общеустановленном порядке: подача таможенной декларации в виде ГТД или письменного заявления; предоставление документов необходимых для таможенного оформления; предъявление МПО для таможенного контроля.
Порядок таможенного оформления и таможенного контроля МПО 4 категории: прием таможенной декларации; проведение документального контроля - классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД7, контроль соблюдения нетарифных мер регулирования, контроль правильности определения таможенной стоимости товаров8, осуществление контроля начисления и взимание таможенных платежей; при необходимости оформление запроса дополнительных документов и сведений; выявление рисков, содержащихся в профилях риска, в том числе используя имеющуюся оперативную информацию; принятие мер по минимизации рисков, включая таможенный досмотр; принятие решения о выпуске (условном выпуске), запрете выпуска товаров, пересылаемых в МПО.
Схема информационно-аналитического таможенного контроля, отличается систематизацией и развитием опыта применения рекомендаций и стандартов международных соглашений. Ее применение позволит повысить результативность деятельности таможенных органов, в том числе по ускорению осуществления таможенных функций, взиманию таможенных платежей, реализации СУР, а также обеспечению безопасности государства,
Примечания:
1 Статья 291 Таможенного кодека Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066
2 По статистическим данным, собранным на таможенном посту Международный почтамт Московской южной таможни ФТС России
3 См. приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»
4 Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур, заключена в г. Киото 18 мая 1973 г. // Документ опубликован не был. Его электронная версия содержится в информационно-справочной системе КонсультантПлюс
5 См. приказ ГТК РФ от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств»
6 См . приказ ПК РФ от 14 мая 1997 г. № 265 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения таможенного приходного ордера и уплаты платежей с его применением»
7 Статья 40 Таможенного кодека Российской Федерации от 28 мая 2003г. № 61-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066
8 См. приказ ГТК РФ от 5 декабря 2003 г. №1399 «Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»
Библиография:
1. Всемирная почтовая конвенция (Вместе с Заключительным протоколом Всемирной почтовой Соглашение о почтовых посылках (Вместе с Заключительным протоколом Соглашения), заключено в г. Сеуле 14 сентября 1994г. // “Бюллетень международных договоров”, № 1, 1997. С. 38-61.
2. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18 мая 1973 г., с доп. от 1999 г.).// КонсультантПлюс. См. о ней также: “Таможенные ведомости”, № 1, 2003. С. 2-6.
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изм., внесенными 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697; 2003. №.28. Ст. 2895.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп., включая от 11 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; 2004. № 27. Ст. 2711; № 34. Ст. 3533; 2004. № 46 (ч.1). Ст. 4494.
5. Приказ ПК РФ от 14 мая 1997 г. № 265
«Об утверждении инструкции о порядке заполнения таможенного приходного ордера и уплаты платежей с его применением» (с изм. от 12 мая 2002 г.) // “Таможенные ведомости”, №
12, 1997; № 1, 2002; № 8.
6. Приказ ГТК РФ от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств» // “Российская газета”, 21 ноября 2003 г.
7. Приказ ГТК РФ от 3 декабря 2003 г. № 1381 «Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров,
пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» // “Российская газета”, 30 января 2004 г.
8. Приказ ГТК РФ от 13 февраля 2004 г. № 203 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» (с изм. от 21 мая 2004г.) // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. №12, №25
Глоссарий:
Международные почтовые отправления - почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации либо следующие транзитом через эту территорию.
Меры по минимизации рисков - комплекс мероприятий, состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных действий с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.
Система управления рисками - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.
Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Таможенное оформление и таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.