Научная статья на тему 'Развитие теоретических и организационных основ таможенного оформления и таможенного контроля международных почтовых отправлений'

Развитие теоретических и организационных основ таможенного оформления и таможенного контроля международных почтовых отправлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1020
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / РИСК / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / THE INTERNATIONAL ITEMS OF MAIL / MINIMIZATION OF RISKS / CONTROL SYSTEM OF RISKS / RISK / CUSTOMS PROCEDURE / CUSTOMS REGISTRATION / CUSTOMS SURVEILLANCE / CUSTOMS PAYMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цивинский Роман Валерьевич

Достижения в области информационных технологий и электронного обмена данными, развитие системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля, а также определение проблем в сфере таможенной деятельности, предопределяют необходимость создания механизмов совершенствования специальной таможенной процедуры таможенного оформления и таможенного контроля международных почтовых отправлений для повышения результативности деятельности таможенных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Achievements in the field of an information technology and electronic data exchange, development of a control system by risks at realization of the customs control, and also definition of problems in sphere of customs activity, predetermine necessity of creation of mechanisms of perfection of a special customs procedure of customs clearance and the customs control of the international items of mail for increase of productivity of activity of customs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие теоретических и организационных основ таможенного оформления и таможенного контроля международных почтовых отправлений»

Развитие теоретических и организационных основ таможенного оформления и таможенного контроля международных почтовых отправлений

Р. В. Цивинский

Специальная таможенная процедура, таможенное оформление и таможенный контроль (ТО и ТК) международных почтовых отправлений1 (МПО), является важнейшей составной частью таможенного дела.

Совершенствование специальной процедуры ТО и ТК МПО с целью развития и оптимизации является актуальной задачей общей унификации таможенного администрирования в России.

Установлено, что есть определенные факторы (данные об отправителях и странах отправления, получателях, наименованиях товаров, весе, стоимости), меняющие динамику ввоза/вывоза МПО и взимания таможенных платежей, влияние которых таможенными органами не может быть учтено по причине отсутствия в таможенных органах единой электронной базы данных о МПО и пользователях услугами почтовой связи2. Эти сведения необходимы таможенным органам для проведения анализа и выявления рисков.

С целью создания благоприятных условий для ускорения перемещения МПО, сокращения времени таможенного оформления и контроля, внедрения безбумажных технологий при ТО и ТК, повышения результативности деятельности таможенных органов предлагается использовать процедуру предварительного информирования (предоставление таможенным органам Российской Федерации информации о товарах пересылаемых в МПО до пересечения ими таможенной грацицы) учреждениями почтовой связи таможенных органов о перемещаемых МПО.

Применение процедуры предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых МПО предполагает использование современных информационно-технических комплексов. Процедура предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых МПО обеспечит повышение результативности таможенного контроля за счет создания принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в международной почтовой связи и регулирования этих процессов с использованием системы управления рисками (СУР)3 и, как следствие, создаст цивилизованные отношения таможенных органов с почтовой службой, а также пользователями услуг почтовой связи.

Схема информационно-аналитического таможенного контроля МПО (см. рисунок 1) разработанная автором базируется на концептуальных положениях Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур4, Таможенного кодекса Российской Федерации, а также на активном использовании принципа предварительного информирования и информационных технологий.

Организация информационно-аналитического таможенного контроля МПО основана на применении четырех подходов к проведению таможенного контроля в зависимости от типов МПО (МПО 1, 2, 3, 4 категории). Первые три категории МПО предполагают активное участие таможенного органа не только в проведении таможенного контроля, но также и при определении таможенной стоимости, таможенных платежей и особенностей их применения,

а именно, их начисления и уплаты. МПО 4 категории предполагаются к оформлению в общем порядке с использованем услуг таможенных брокеров.

Оформление и контроль МПО по категориям предполагают проведение следующих операций.

МПО 1 категории - письма, почтовые карточки, секограммы. Таможенная операция: получение таможенным органом от почтовой администрации электронного пакета с реестром МПО 1 категории - содержащего следующие сведения: номер МПО (присваиваемый

почтовой администрацией); наименование МПО; отправитель; получатель; наименование вложения; вес.

Сотрудник таможенного органа осуществляет прием и обработку электронного пакета с реестром МПО. В ходе проведения форматологического контроля (ФЛК) с использованием программных средств выявляются риски и затем принимаются меры по минимизации рисков, в том числе таможенный досмотр5. Если МПО отвечают условиям выпуска без дополнительного предъявления таможенному органу, таможенный орган принимает решения о выпуске.

Рисунок 1

Схема информационно-аналитического таможенного контроля МПО

МПО 2 категории - мелкие пакеты, посылки, бандероли, стоимостью менее 10000 руб. Таможенная операция: получение таможенным органом от почтовой администрации электронного пакета с реестром МПО, на которые не

требуется начисление таможенных платежей, содержащего следующие сведения: номер МПО (присваиваемый почтовой администрацией); наименование МПО; отправитель; получатель; наименование вложения; вес; стоимость.

Должностное лицо таможенного органа проводит операции, применяемые для МПО 1 категории, а также дополнительно определяет таможенную стоимость товаров, пересылаемых в МПО, осуществляет контроль перемещения МПО в течение одной недели в адрес одного получателя без уплаты таможенных платежей с использованием программных средств, а также контроль за соблюдением нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности. По результатам этого контроля принимается решение о выпуске МПО после проведения осмотра с использованием рентгенустановки или без такого осмотра. Затем принимается решение или о декларировании товаров пересылаемых в МПО с офрмле-нием отдельной таможенной декларации, или

о переводе в МПО 4 категории с предъявлением МПО к таможенному досмотру и запросу дополнительных документов и сведений.

Категория МПО № 3 - посылки, бандероли, стоимостью более 10000 руб. Таможенная операция: получение таможенным органом от почтовой администрации электронного пакета с реестром МПО, на которые требуется начисление таможенных платежей, содержащего следующие сведения: номер МПО (присваиваемый почтовой администрацией); наименование МПО; отправитель; получатель; наименование вложения; вес; стоимость.

При ТО и ТК МПО 3 категории уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет операции, проводимые с МПО 2 категории, но в части применения таможенных платежей проводит начисление и взимание таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин и налогов6 с использованием программных средств при декларировании товаров с оформлением отдельной таможенной декларации. Если по результатам проведенных операций требуется предъявление МПО к таможенному досмотру и запрашиваются дополнительные документы и сведения, то МПО переводится в 4 категорию.

Категория МПО № 4. Проведение декларантом (таможенным брокером) таможенного оформления в общеустановленном порядке: подача таможенной декларации в виде ГТД или письменного заявления; предоставление документов необходимых для таможенного оформления; предъявление МПО для таможенного контроля.

Порядок таможенного оформления и таможенного контроля МПО 4 категории: прием таможенной декларации; проведение документального контроля - классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД7, контроль соблюдения нетарифных мер регулирования, контроль правильности определения таможенной стоимости товаров8, осуществление контроля начисления и взимание таможенных платежей; при необходимости оформление запроса дополнительных документов и сведений; выявление рисков, содержащихся в профилях риска, в том числе используя имеющуюся оперативную информацию; принятие мер по минимизации рисков, включая таможенный досмотр; принятие решения о выпуске (условном выпуске), запрете выпуска товаров, пересылаемых в МПО.

Схема информационно-аналитического таможенного контроля, отличается систематизацией и развитием опыта применения рекомендаций и стандартов международных соглашений. Ее применение позволит повысить результативность деятельности таможенных органов, в том числе по ускорению осуществления таможенных функций, взиманию таможенных платежей, реализации СУР, а также обеспечению безопасности государства,

Примечания:

1 Статья 291 Таможенного кодека Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066

2 По статистическим данным, собранным на таможенном посту Международный почтамт Московской южной таможни ФТС России

3 См. приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»

4 Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур, заключена в г. Киото 18 мая 1973 г. // Документ опубликован не был. Его электронная версия содержится в информационно-справочной системе КонсультантПлюс

5 См. приказ ГТК РФ от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств»

6 См . приказ ПК РФ от 14 мая 1997 г. № 265 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения таможенного приходного ордера и уплаты платежей с его применением»

7 Статья 40 Таможенного кодека Российской Федерации от 28 мая 2003г. № 61-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066

8 См. приказ ГТК РФ от 5 декабря 2003 г. №1399 «Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»

Библиография:

1. Всемирная почтовая конвенция (Вместе с Заключительным протоколом Всемирной почтовой Соглашение о почтовых посылках (Вместе с Заключительным протоколом Соглашения), заключено в г. Сеуле 14 сентября 1994г. // “Бюллетень международных договоров”, № 1, 1997. С. 38-61.

2. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18 мая 1973 г., с доп. от 1999 г.).// КонсультантПлюс. См. о ней также: “Таможенные ведомости”, № 1, 2003. С. 2-6.

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изм., внесенными 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697; 2003. №.28. Ст. 2895.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп., включая от 11 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; 2004. № 27. Ст. 2711; № 34. Ст. 3533; 2004. № 46 (ч.1). Ст. 4494.

5. Приказ ПК РФ от 14 мая 1997 г. № 265

«Об утверждении инструкции о порядке заполнения таможенного приходного ордера и уплаты платежей с его применением» (с изм. от 12 мая 2002 г.) // “Таможенные ведомости”, №

12, 1997; № 1, 2002; № 8.

6. Приказ ГТК РФ от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств» // “Российская газета”, 21 ноября 2003 г.

7. Приказ ГТК РФ от 3 декабря 2003 г. № 1381 «Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров,

пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» // “Российская газета”, 30 января 2004 г.

8. Приказ ГТК РФ от 13 февраля 2004 г. № 203 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» (с изм. от 21 мая 2004г.) // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. №12, №25

Глоссарий:

Международные почтовые отправления - почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации либо следующие транзитом через эту территорию.

Меры по минимизации рисков - комплекс мероприятий, состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных действий с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.

Система управления рисками - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Таможенное оформление и таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.