Лапкина О.Ю. ©
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, Детская школа искусств г. Владикавказ
РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА
Аннотация
В статье рассматриваются основные вопросы развития тембрового слуха, как необходимого фактора музыкальных способностей, описываются методы и формы работы, которые могут использоваться на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ.
Ключевые слова: тембровый слух, методы и формы работы, музыкальная литература. Keywords: timbre recognition, methods and forms of working, music literature.
Развитие тембрового слуха является необходимой задачей обучения на уроках музыкальной литературы. Способность правильно дифференцировать качество звучания развивает исполнительскую технику, помогает более глубокому и полному пониманию содержания музыкального произведения.
Тембр - это звуковая окраска инструмента или голоса, которая создает разные эмоциональные оттенки музыкальной интонации. Тембр отражает акустические свойства звука. Тембровый слух - это способность распознавать тембры, их специфические особенности и свойства.
Процесс формирования тембрового слуха коррелирует с основными процессами психического познания, что позволяет достигнуть более высокого уровня в развитии музыкального мышления учащихся. В течение этого процесса осуществляется самоконтроль аналитических и практических действий, накопление слухового опыта, формирование
эстетических установок, что ведет к достижению профессионализма. Осознание качества тембрового звучания являет собой особую задачу для деятельности будущего музыканта, и требует не только творческого подхода, но и развитых интеллектуальных способностей. Формирование тембрового слуха как особой области музыкального мышления, проявляющейся в восприятии и осознании образного содержания музыкальных произведений, ведет к
глубокому и адекватному пониманию самой сущности музыки в ее философском и эстетическом аспекте. Развитие способности слуха воспринимать выразительный смысл тембрового звучания - важное условие достижения музыкантом профессионализма в музыкально-исполнительской деятельности.
При восприятии различных тембров возникают многоплановые ассоциации. Тембр обладает огромной степенью музыкальной выразительности: обозначить тот или иной момент музыкального произведения, усилить и подчеркнуть контраст. Кроме того, тембр является одним из факторов музыкальной драматургии, образующей сложный комплекс выразительных средств музыки в единстве с образным содержанием. Нивелируя тембровый аспект,
невозможно получить всестороннее представление о художественном замысле композитора и оценить самобытность музыкального произведения.
Образный ряд музыкальных произведений основывается на чувствах, переживаниях, характере настроений и рождается в связи с жизненными обстоятельствами, сложившейся исторической ситуацией. Для создания художественного образа в музыке применяются особые, специфические средства выразительности звука. Благодаря этому выразительные особенности произведения многократно усиливаются и обогащаются. В связи с превалирующей ролью тембра в музыке XX - XXI веков (о чем свидетельствует, в частности, возникновение сонористики), вопросам развития тембрового слуха стало уделяться все больше внимания в
©© Лапкина О.Ю., 2014 г.
российской музыкальной педагогике. Понятие «тембровый слух» исследуется в работах Д. Дувирак, В. Цытовича, Л. Мазеля, И. Шабуновой, В. Ульянова и др.
Понятие тембровый слух включает в себя следующие уровни: осознание тембра отдельного звука (инструментального или вокального) и восприятие общего характера произведения. Формирование данной области музыкального слуха влечет за собой развитие:
• способности устно сформулировать специфические характеристики звучания
• способность определять особенности элементов тембра (метроритма, гармонии, регистра, фактуры и др.)
• способности выявить семантику тембра, определить его роль, как средства музыкальной выразительности
• способности определить функции тембра
• способности выявить стилистические особенности тембра
• способности оценить художественную ценность качества звучания
По способам деятельности можно обозначить внутренний (способность представить звучание инструмента или голоса) и внешний (способность различать тембры различных инструментов или голосов в звучащем музыкальном произведении) тембровый слух. По количественному восприятию - монотембровый и политембровый.
Основными задачами формирования тембрового слуха являются осознание и распознавание:
1. многообразия палитры различных тембров;
2. особенностей одного тембра
3. созвучий различных тембров
4. взаимосвязь тембра как элемента музыкальной речи с другими средствами выразительности
Взаимодействие тембра и фактуры рассматриваются в разнообразных типах изложения (одноголосной, гамофонно-гармонической, аккордовой, полифонической), а также
дифференцируются по количеству инструментов, голосовым функциям (мелодия, бас, средний голос).
Окраска созвучий, которая зависит от гармонического соединения различных звуков, обуславливает взаимодействие тембра и гармонии.
Взаимосвязь тембра и формы служит основой для целостности музыкального произведения.
Функциональность тембра составляют средства музыкальной выразительности: динамика, регистр, метроритмические особенности произведения.
Особенности использования различных тембров в рамках каждого жанра, стиля и авторских интерпретаций обуславливают значимость тембрового слуха, как основополагающей способности профессионального музыканта.
Многоплановость тембрового слуха, его синкретичность, а также главенствующая роль развития ладогармонического слуха в музыкальной педагогике является причиной недостаточной изученности этого явления. Если в области сольфеджио, благодаря работам М. Карасевой, Т Литвиновой, Н. Ивановой и др., эта тема нашла свое применение, то в области преподавания музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ тембровому слуху практически не уделяется внимания. В рамках темы «Музыкальные инструменты» происходит общее ознакомление с тембровым звучанием инструментов, но, как правило, этим все и ограничивается. В связи с этим развитие тембрового слуха как основной музыкальной способности, приобретает особое значение. Перечислим некоторые методы развития
тембрового звука, которые могут использоваться в рамках предмета музыкальная литература:
• Метод ассоциаций - тембр звука может описываться при помощи различных
ощущений, сравниваться с предметом, людьми, животными, характеризоваться при помощи разнообразных эпитетов, метафор и др. (деревянный, прозрачный, шелковистый,
пронзительный, благородный и т. д.);
• Метод преувеличения - усиление нюансировки, исполнение одного и того же музыкального фрагмента с различными динамическими оттенками - от пианиссимо до фортиссимо;
• Метод тестирования - распознавание тембров различных инструментов в сольных произведениях или выделение конкретного тембра из контекста;
• Метод конкретизации - выделение характерных особенностей звучания инструмента или голоса (регистр, специфика звукоизвлечения, способ подачи звука, качество звучания, разнообразная артикуляция, выразительность тесситуры и т.д.);
• Эвристический метод - метод поиска и подбора соответствующего инструмента для исполненной мелодии;
• Метод сравнения - слуховой анализ различного музыкального материала в исполнении одного инструмента или голоса, или исполнение одного и того же фрагмента различными инструментами (голосами);
• Комбинаторный метод (метод ансамблей) - анализ соединения различных тембров в проведении темы, в разнообразных элементах фактуры, гармонии, других элементах музыкальной речи по степени слияния, интервальных соотношений, регистрового звучания, спектральных составляющих.
Особое внимание следует уделять подбору музыкальных произведений. На первых этапах они должны быть достаточно яркими и простыми для восприятия. Также необходимым условием, стимулирующим развитие тембрового слуха, является постоянное обновление музыкального материала, изучение музыки разных эпох и стилей, создание непривычной ситуации в преодолении интонационного барьера.
Господствующий полифонический склад музыки эпохи барокко определил использование тембра в контрастах регистра, динамики, в многообразии артикуляции. В эпоху классицизма возрастает взаимодействие тембра и гармонии, определяя независимость тембра от темы и, напротив, подчиняя роль тембра ладогармонической палитре. В романтической музыке, так же как и в музыке следующих стилей, роль тембра возрастает. Выразительность тембра используется как основополагающее средство для создания музыкального образа.
Использование музыки различных стилей в процессе формирования тембрового слуха систематизирует учебный материал, так как вместо обычного суммирования, информация складывается в определенную систему стилевых элементов. Таким образом, данные методы работы не только увеличивают объем изучаемой информации, но и образных впечатлений, переживаний и ассоциаций учащихся, способствуют накоплению слухового опыта.
Актуальность проблемы формирования тембрового слуха обусловлена тем, что это явление служит основой для всех видов деятельности музыканта. В свете возрастающей роли тембра в музыке XX-XXI века, необходимость постоянного совершенствования музыкального слуха становится неотъемлемой частью современного музыкального мышления.
Литература
1. Гарбузов Н.А. Зонная природа тембрового слуха // Н.А.Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог. М.: Музыка, 1980. - С. 256-271.
2. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития.- М., 1900. 247 с.
3. Назайкинский Е.В. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии //С. С. Скребков. Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979. - С. 132 - 162.
4. Назайкинский Е.В., Pare Ю.Н. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964. - С. 79-100.
5. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 175 с.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2-х томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. - 329 с.
7. Цытович В.И. Некоторые аспекты тембровой драматургии // Современные вопросы музыкознания. М. Музыка, 1976. - С. 207-237.