УДК 785
А. Б. Тихомирова
аспирант, Российский институт истории искусств E-mail: [email protected]
ФУНКЦИИ ТЕМБРА В СОНОРИСТИЧЕСКИХ СИМФОНИЯХ А. ТЕРТЕРЯНА
Симфоническое творчество Авета Тертеряна - благодатная почва для исследования природы сонорного тематизма и функциональных аспектов оркестрового тембра в контексте музыкального языка. Анализ сонористических текстов, где выразительные возможности тембра и фактуры имеют ведущую функцию в организации композиции, актуализирует цель: осуществление шага по пути к теории тембровой системы музыкального текста (сонористической композиции); выявление функции тембра и фактуры в музыкальной поэтике оркестрового стиля и в музыкальном языке композитора. Музыкальная категория тембр - емкий феномен слухового отражения аудиальной информации, формирующий «образ звука». Рассмотрение тембра как средства музыкальной выразительности возможно только в многоплановой и многоуровневой системе координат. Системно-этнофонический метод применен к анализу оркестрового стиля и музыкального языка композитора-симфониста. В системе тембровой организации симфонического текста выразительные, тематизмо- и формообразующие функции тембра и фактуры раскрываются на фоническом, темброструктурном, семантическом, топологическом уровнях музыкальной формы.
Для анализа сонористической фактуры на темброструктурном уровне закономерно ввести метод описания акустической модели, что опирается на концепты музыкальной акустики. На фонологическом уровне системы языка симфонического текста раскрывается принцип членения потока музыкальной аудиоинформации на смысловые объекты с соответствующими им типами «спектров». В качестве исследуемой акустической модели можно рассмотреть любое целостное звуковое событие - от элементарной единицы музыкального текста до макротембра композиции. Строение темброфактуры оркестровой ткани в сравнении с традиционным музицированием позволяет увидеть в акустической информации симфонического текста фундамент музыкального мышления композитора - когнитивные установки глубинных слоев устной музыкальной традиции. В симфоническом мышлении А. Тертеряна преобладает «тембровый слух», ориентированный на восприятие тембро-сонорной и пространственной компоненты музыкальной материи. Принципы творчества, рождающие логику музыкальной формы, опираются на отношение армянского художника к Звуку как философско-религиозной концепции мироздания и в то же время выявляют формообразовательные универсалии различных музыкальных традиций.
Ключевые слова: Авет Тертерян, сонористика, тембр, фактура, музыкальный язык
Для цитирования: Тихомирова, А. Б. Функции тембра в сонористических симфониях А. Тертеряна / А. Б. Тихомирова //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 3 (51). - С. 139-143.
Исследование тембра как музыкальной категории представляет большой интерес и значимо в связи с анализом сонористической партитуры отечественных композиторов и, в частности, симфонического наследия Авета Тертеряна. Поиск ракурсов рассмотрения темброфактуры обусловлен спецификой тембросо-норного тематизма и вытекающих из нее принципов формообразования и особенностей художественного воздействия звукового мате-
риала на слушателя. Для теоретического осознания функций тембра как системы музыкального языка1 важен аспект многоуровневости и полисоставности данного явления. Тембр как средство музыкальной выразительности и поэтики симфонического текста включает в свою сферу как физические свойства звука (акустический и психоакустический компонент), так и
1 Аспектам тембрового мышления посвящено исследование В. Цытовича [12], где также поставлен ряд вопросов.
139
множество характеристик феномена восприятия аудиоинформации [об этом см.: 2; 4-7; 12]. Следовательно, рассмотрение тембра возможно только в многоуровневой системе координат. Системно-этнофонический метод [см.: 3] дает возможность увидеть целостную картину тембровой логической системы.
Подобно тому, как тембр является генеральным свойством звучащего источника [5, с. 33], логическая система организации тембра и фактуры в сонористической композиции -генеральное свойство музыкального языка (а значит, и мышления музыканта). В организации симфонического текста выразительные, тематизмо- и формообразующие функции тембра и фактуры раскрываются на фоническом, темброструктурном, семантическом, топологическом уровнях музыкальной формы.
Для исследования темброструктурных характеристик звуковых элементов текста эффективным инструментом анализа сонорного материала оказалася метод описания акустической модели1, благодаря чему удалось выявить ряд специфических свойств темброфак-турного тематизма сонористических композиций Авета Тертеряна, а именно: 1) темброар-тикуляционный прием, являющийся одним из компонентов акустической модели сонорного пласта (например, вибрато, характер атаки и т. д.), может выполнять функцию тематической единицы и иметь формообразующую роль в континуальном развертывании музыкальной формы; 2) функциональные фонические связи темброфактурных элементов могут проявляться на разных композиционных уровнях и опираться на разные признаки и/или параметры их акустических моделей; 3) тематизмообразующий «механизм», формирующий акустическую основу «музыкальной речи», осуществляется на фонологиче-
1 Термин акустическая модель заимствован автором исследования из музыкальной акустики [1; 13]. Применение метода описания акустической модели к анализу музыкальной ткани подробней раскрывается в статье «Акустическая модель звука как феномен симфонического мышления (На примере Седьмой симфонии Авета Тертеряна)» [9].
ском уровне2 - принцип строения спектральной картины формирует группы «видов спектра», которые определяются как целостные элементы музыкальной «лексики»; 4) для музыкального языка А. Тертеряна типичен производный тембросонорный тематизм, являющийся основой развертывания музыкальной ткани; 5) изоморфическое единство элементов разных иерархических уровней может выполнять композиционную функцию на уровне макротембра симфонии; 6) базовая темброфактурная модель демонстрирует глубинные формообразовательные универсалии (термин И. В. Мациевского)3, режиссирующие логику музыкального языка композитора.
Формирование музыкального языка А. Тер-теряна осуществляется в поле взаимодействий множества музыкальных традиций. Глубинный принцип музыкального мышления композитора опирается на звукоидеал музыкальной культуры Закавказья, что находит отражение в логике строения фактуры, выборе звуковых элементов, музыкальной форме симфоний. «Модель музыкального поведения», формирующая тип композиции, просвечивает постепенно от текста к тексту в строении и развертывании темброфактуры всех восьми симфоний. В процессе анализа выявляется, что «европейский симфонизм» для армянского композитора оказался «чужим» языком.
Интересно, что именно «восточный слух» армянского композитора - источник рождения «тембровой композиции» симфоний, которые можно трактовать как макроцикл. Поиск же конкретных средств для реализации воплощения творческих звуковых идей А. Тертеряна обусловлен классической профессиональной школой - как бы «технической надстройкой» над принципом традиционного музицирования, воспринятого музыкантом эмпирически (слухом). Выбор музыкального инструмента - симфонического оркестра - также обусловлен классическим музыкальным образованием му-
2 Исследованию фонологического слоя музыкального текста посвящена работа О. Никитенко [см.: 6].
3 Данным аспектам посвящены работы И. Мациевского, Г. Орлова [см.: 2; 3; 7].
140
зыканта и его социокультурной средой. Уникальность творческого метода А. Тертеряна и в том, что воссоздание «канонов» традиционного музицирования осуществляется композитором интуитивно. В этом же видится одна из граней феномена творческого «мышления звуком», нашедшая воплощение в философско-эстетической идее «духовного слуха» как особого духовного состояния, которая отражена в мировоззрении Авета Тертеряна [см.: 8].
В поле взаимодействия физического плана звукового поля и психологии восприятия аудиоинформации обнаруживается сфера музыкальной фонологии и соответствующий ей фонологический ракурс исследования сонори-стической ткани. Здесь увиделось закономерным применить сравнение типов спектра, чтобы выявить в сонорном материале «тематические группы», - сходство или отличие акустических моделей показывает их родство или контрастность. Сонорный материал в этом плане оказался очень податливым для анализа, что позволило сравнивать между собой как единицы одного уровня композиции, так и единицы микро- и макроуровней. Выявленное изоморфическое единство элементов разных уровней (тона и макротембра симфонии) [подробнее см.: 10] привело к идее применить такой же метод для сравнения симфонической темброфактуры и звучания традиционного ансамбля. Формирование иллюзорного тембра средствами симфонического оркестра базируется на выборе типа интонирования на инструментах всех оркестровых групп, где каждый фактурный пласт образует макротембр. Вертикальное строение оркестровой ткани А. Тертеряна опирается на темброфак-турную модель, типичную для традиционного музицирования ансамбля сазандаров: три пласта (дам или «оркестровый исон»; солирующий духовой или смычковый инструмент; импровизация мембранофона, дхола или дапа) воссоздаются композитором в трактовке оркестровых групп симфоний (педализирующая ткань смычковых или хоральная фактура органа; сольные построения у духовых или кяманчи; линии мембранофонов и близкие к ним
построения в оркестровых голосах щипковых и ударных хордофонов). Данная трактовка оркестровой фактуры типична практически для всех симфоний композитора начиная со Второй. Все симфонии А. Тертеряна можно прочесть как макроцикл, в котором наряду с современными композитору приемами оркестрового письма проявлены принципы традиционного музицирования.
Применение перечисленных выше методов к элементам «высокого порядка» (макротембр композиции, макроцикл симфоний) позволяет увидеть симфонизм в контексте культуры. Концепты музыкального мышления, обнаруженные в симфоническом почерке А. Тертеряна, отражают мировоззрение композитора. Звуковой строй симфонических текстов высвечивает глубинные знаки восточнохристианской культуры, традиционной музыки, некоторые знаки философии буддизма, а также наследует ряд идей музыкальной эстетики средневековой Армении.
Функциональные фонические связи тем-брофактурных элементов могут проявляться на разных композиционных уровнях и опираться на разные признаки и/или параметры их акустических моделей. В опоре на «невидимый» пласт параметров музыкальной фактуры выявляется формообразующая функция «второстепенных» составляющих. Здесь интересный ракурс открывается при исследовании семиотической функции аудиального пространства музыкального текста. В музыкальном языке А. Тер-теряна звуковая картина симфоний, тщательно выстроенная в координатах панорамы и многоуровневой перспективы, функционирует как «лексика» и «грамматика», обнаруживая в пространственной компоненте симфонической ткани один из логических уровней композиции. Архитектоника искусственного «звукового ландшафта» выступает и как глубинный «архетип», отражающий картину мира художника. Музыка как ипостась духовного опыта - одна из ведущих творческих доминант в отечественном симфонизме последней трети ХХ в. Здесь показательна осознанная и интуитивная трансляция звуковых «маркеров», связанных со сферой религиозной службы [подробнее см.: 11], голоса-
141
ми природы, звучанием человеческой речи, выразительностью интонации и артикуляции традиционных исполнителей (вокалистов и инструменталистов).
Симфонизм как феномен художественного мышления тяготеет к явлению «метаязыка», где элементы текста полифункциональны. Функция тембра может опираться на разные механизмы восприятия музыкального звука. В симфонической композиции со-существуют
несколько разноуровневых логических систем тембровой организации, что может преломляться в многогранной трактовке музыкальной поэтики и раскрывать множество специфических нюансов оркестрового стиля композитора. Стилистический синтез, реализованный в симфоническом творчестве А. Тертеряна, осуществляет парадоксальное единство музыкальных традиций евразийского культурного пространства.
1. Алдошина, И. А. Музыкальная акустика / И. А. Алдошина, Р Приттс. - Санкт-Петербург : Композитор, 2006. - 720 с.
2. Мациевский, И. В. Контонация и формообразование (в музыке европейской и внеевропейской, традиционной и современной) // В пространстве музыки : монография : в 2 т. Т. 1 / И. В. Мациевский. - Санкт-Петербург : РИИИ, 2011. - С. 3-33.
3. Мациевский, И. В. Системно-этнофонический метод в органологии // В пространстве музыки : монография : в 2 т. Т. 1 / И. В. Мациевский. - Санкт-Петербург : РИИИ, 2011. - Т. 1. - С. 97-106.
4. Морозов, В. П. Эмоциональный слух и методы его исследования / В. П. Морозов // Проблемы экологической психоакустики : сб. ст. / под ред. В. Н. Носуленко, Е. Г. Епифанова - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 1991. - С. 240-246.
5. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки : монография / Е. В. Назайкинский. - Москва : Музыка, 1988. - 254 с., нот.
6. Никитенко, О. Б. Фонологические аспекты музыкального языка : дис. ... канд. искусствоведения / О. Б. Никитен-ко. - Ленинград, 1987. - 117 с.
7. Орлов, Г. Древо музыки / Г. Орлов. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург : Композитор, 2005. - 440 с. : ил.
8. Тертерян, Р. А. Беседы с Аветом Тертеряном / Р. А. Тертерян. - Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2014. - 184 с.
9. Тихомирова, А. Б. Акустическая модель звука как феномен симфонического мышления (На примере Седьмой симфонии Авета Тертеряна) / А. Б. Тихомирова // Проблемы музыкальной науки. - 2016. - № 1. - С. 20-26.
10. Тихомирова, А. Б. О свойствах и функциях оркестрового тембра в Седьмой симфонии А. Тертеряна / А. Б. Тихомирова // Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции : реф. докл. и материалы Междунар. инструмент. конф. (Санкт-Петербург, 1-4 дек. 2008 г). - Санкт-Петербург : Астерион, 2008. - С. 131-135.
11. Тихомирова, А. Б. Символика аудиального пространства музыкального текста (Шестая симфония Авета Тертеряна) / А. Б. Тихомирова // Проблемы музыкальной науки. - 2017. - № 2. - С. 135-141.
12. Цытович, В. И. О специфике тембрового мышления Белы Бартока : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / В. И. Цытович. - Ленинград, 1973. - 25 с.
13. Meyer J. 2009. Acoustics and the Performance of Music. 5th ed. Translated from German by U. Hansen. Springer Science+Business Media. 438 p.
Получено 13.07.2017
A. Tikhomirova
post-graduate student, Russian Institute of Art History E-mail: [email protected]
THE FUNCTION OF TIMBRE IN SONORISTIC SYMPHONIES OF A. TERTERIAN
Abstract. Avet Terterian's symphonic art is a breeding ground for studying the nature of the sonoristic themes and functional aspects of the orchestral timbre in the context of the musical language. The analysis of the sonoristic texts, where the expressive power of timbre and texture plays a key role in the composition arrangement, brings up to date a goal to approach the timbre system theory of a musical text (a sonoristic composition); and identify a function of timbre and texture in the musical poetics of the orchestral style and in the composer's musical lan-
142
guage. Timbre is a capacious phenomenon of auditory reflection of auditory information, forming an "image of sound". Treating timbre as a tool for musical expressiveness is only possible in a multidimensional and multilevel system of reference. The system-ethnophonic method (author I. Matsijewsky) is applied to the analysis of the orchestral style and musical language of the composer-symphonist. In the system of timbre arrangement of the symphonic text the functions of timbre and texture such as thematic formation, formcreation, and the expressive functions are revealed on the phonemic, timbre-structural, semantic, and topological levels of the musical form.
To analyze the sonoristic texture at the timbre-structural level it is natural to introduce a method of description of an acoustic model, which is based on the concepts of musical acoustics. At the phonological level of the language system of the symphonic text the principle of division of musical information stream into semantic objects with the corresponding types of "spectra" is shown. As an acoustic model under study one can consider any holistic sound event -from the elementary unit of the musical text to the macro-timbre of the composition. The structure of the timbre texture of the orchestral texture in comparison with the traditional music enables us to see in the acoustic information of the symphonic text the foundation for the composer's musical thinking - the cognitive settings of deep layers of an oral music tradition. A. Terterian's symphonic thinking is dominated by "timbre audition" with a focus on perception of a timbre-sonor and spatial component of the musical matter. The creation principles that give birth to the logic of the musical form are based on the attitude of the Armenian artist to Sound as a philosophical and religious concept of the universe and at the same time reveal the formative universals of various musical traditions. Keywords: Avet Terterian, sonoristics, timbre, orchestral timbre texture, musical language For citing: Tikhomirova A. 2017. The function of timbre in sonoristic symphonies of A. Terterian. Culture and Arts Herald. No 3 (51) : 139-143.
References
1. Aldoshina I., Pritts R. 2006. Muzykal'naya akustika [Musical acoustics]. - St. Petersburg : Kompozitor. 720 p. (In Russ.).
2. Matsijewsky I. 2011. Contonation and form generation (in European and non-European traditional and contemporary music). V prostranstve muzyki [In the Space of Music. Vol. 1]. St. Petersburg : Publishing house of the Russian Institute of Art History. P. 3-33. (In Russ.).
3. Matsijewsky I. 2011. System-ethnophonic method in the Organology. Vprostranstve muzyki [In the Space of Music. Vol. 1]. St. Petersburg : Publishing house of the Russian Institute of Art History. P. 97-106. (In Russ.).
4. Morozov V. 1991. Emotional hearing and its research methods. Problemy ekologicheskoy psikhoakustiki [Problems of ecologicalpsychoacoustics]. Moscow : Publishing house of Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences. P. 240-246. (In Russ.).
5. Nazaykinskiy E. 1988. Zvukovoy mir muzyki [The Sound World of Music]. Moscow : Muzyka. 254 p. (In Russ.).
6. Nikitenko O. 1987. Fonologicheskie aspekty muzykal'nogo yazyka [Phonological aspects of the language of music]. Leningrad. 117 p. (In Russ.).
7. Orlov G. 2005. Drevo muzyki [Tree of Music] 2nd ed., revised. St. Petersburg : Kompozitor. 440 p. (In Russ.).
8. Terterian R. 2014. Besedy s Avetom Terterianom [Conversations with Avet Terterian]. Ekaterinburg : Kabinetnyy uchenyy. 184 p. (In Russ.).
9. Tikhomirova A. 2016. The acoustic model of sound as a phenomenon of symphonic thinking (on the example of the Seventh symphony of Avet Terterian). Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. No 1 : 20-26. (In Russ.).
10. Tikhomirova A. 2008. About properties and functions of an orchestral timbre in the Seventh symphony of A. Terterian. Instrumental'naya muzyka v mezhkul'turnom prostranstve: problemy artikulyatsii [Instrumental music in cross-cultural space: articulation problems]. St. Petersburg : Asterion. P. 131-135. (In Russ.).
11. Tikhomirova A. 2017. The symbolism of auditory spase of the musical text (The symphony of A. Terterian). Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. No 2 : 135-141. (In Russ.).
12. Tsytovich V. 1973. O spetsifike tembrovogo myshleniya Bely Bartoka [About the specifics of the timbre thinking of Bela Bartok]. Leningrad. 25 p. (In Russ.).
13. Meyer J. 2009. Acoustics and the Performance of Music. 5th ed. Translated from German by U. Hansen. Springer Science+Business Media. 438 p. (In Eng.).
Received 13.07.2017
143