Научная статья на тему 'Развитие телевидения и формирование новой информационной среды: опыт регионов Российской Федерации в 1990-х гг. - начале XXI в'

Развитие телевидения и формирование новой информационной среды: опыт регионов Российской Федерации в 1990-х гг. - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
450
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РЕГИОН / ИСТОРИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / TELEVISION / REGION / HISTORY / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич

В 1990-х гг. на региональных государственных студиях ТВ сохранялась сложная ситуация с финансированием, что привело к общему застою. В современных условиях в регионах России активно реализуются новые информационные технологии, идет становление Интернет-СМИ. Формирование информационного общества главная современная тенденция, которая преобладает в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of television and forming of the new informational environment: the experience of regions of the Russian Federation in 1990-s -the beginning of XXI century

In 1990-s regional TV studios remained in bad financing situation that led to the general stagnation. Under modern conditions the new information technologies are actively realized in Russian regions, the formation of Internet-mass media is in progress. The formation of the information-oriented society is the main modern tendency that prevails in Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие телевидения и формирование новой информационной среды: опыт регионов Российской Федерации в 1990-х гг. - начале XXI в»

УДК 654.197

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990-х гг. - НАЧАЛЕ XXI в.

© А.А. Данилов

В 1990-х гг. на региональных государственных студиях ТВ сохранялась сложная ситуация с финансированием, что привело к общему застою. В современных условиях в регионах России активно реализуются новые информационные технологии, идет становление Интернет-СМИ. Формирование информационного общества - главная современная тенденция, которая преобладает в России.

Ключевые слова: телевидение, регион, история, информация.

Нет никаких сомнений в важности модернизации телекоммуникационной отрасли в России, формировании новой информационной среды, поскольку в настоящее время большинство экономик развитых стран основано на сфере нематериального производства, в их числе информационные технологии -сотовая связь, интернет, цифровое вещание и т. д. Становление информационного общества - главная современная тенденция, которая преобладает в России.

Становление информационного общества в России было затруднено в начале 1990-х гг. в силу ряда причин, прежде всего, социально-экономических проблем и нормативноправового несовершенства. Тем не менее 20 января 1994 г. и 21 февраля 1994 г. были изданы указы Президента РФ «Об основах государственной политики в сфере информатизации» и «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации» соответственно, которые заложили фундамент для развития этой сферы. Далее последовали федеральные законы от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене», от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» и др. Кроме того, создавались проекты систем передачи ведомственной информации по телекоммуникационной сети и возможности взаимного информационного обмена - приказ МВД РФ от 10 июля 1995 г. «О порядке внедрения типовых программнотехнических средств информатизации органов внутренних дел», приказ Минсельхозпрода РФ от 3 октября 1996 г. «О создании

телекоммуникационной сети АПК России», приказ Минздрава РФ от 17 июля 1999 г. «Об основных направлениях развития информатизации охраны здоровья населения России на 1999-2002 годы», Соглашение МНС РФ и ГКТ РФ от 8 июня 2000 г. по взаимному информационному обмену и др. Создавалась нормативно-правовая база для улучшения информационного обеспечения населения РФ - Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», Приказ ГТК РФ от 30 октября 2000 г. «Об информационном наполнении web-сервера ГТК России» и др. Формировалась система защиты информации, различные стандарты передачи данных - Приказ Минобразования РФ от 22 сентября 1998 г. «О сертификации информационно-программных средств учебного назначения», Приказ ФАПСИ от 23 сентября 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну», Положение ЦБР от 19 июля 2000 г. «О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России», Постановление ПФР от 26 января 2001 г. «О введении в системе Пенсионного фонда РФ криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи» и др. Подобного рода нормативно-правовые документы принимались также и на уровне субъектов РФ. В 1999-2000 гг. правовая база для перехода к информационному обществу бы-

ла заложена в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др. В 2000 г. в Чувашской республике была разработана и реализована концепция Республиканской информационно-аналитической системы (РИАС).

Ключевым моментом в формировании информационной среды в РФ явилась утвержденная Правительством РФ 28 января 2002 г. федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая аккумулировала в себе все современные тенденции в сфере информационно-коммуникационных технологий и была направлена на преодоление отставания России в телекоммуникационной среде, способствовала развитию собственного рынка информационных услуг.

10 января 2002 г. был принят ФЗ «Об электронной цифровой подписи», реализованный в аппарате Правительства, министерствах и ведомствах РФ, объединив их в единую коммуникационную систему. Также были созданы правительственные информационные Интернет-порталы, в т. ч. и в ряде регионов. Реализация этой программы, таким образом, позволила сформировать принцип «электронного правительства», закрепленного в рамках ФЦП «Электронная Россия». Подобного рода проекты впервые реализуются на территории регионов и, по нашему мнению, должны ориентироваться на международно-правовые акты и законодательство РФ, на межрегиональный опыт.

В 1990-х гг. на региональных государственных студиях ТВ сохранялась сложная ситуация с финансированием, что привело к общему застою - не обновлялось оборудование, не выплачивались своевременно налоги и заработная плата, постоянные кадровые и организационные изменения на ЦТ также отрицательно сказывались на состоянии региональных ГТРК. Этому способствовали также крайне низкие расценки рекламного времени. В среднем минута в прайм-тайм стоила около полторы тысячи рублей. При таких расценках студия не могла существовать самостоятельно, быть финансово независимой.

26 февраля 2004 г. вышло Постановление Правительства РФ, преобразовывающее региональные телерадиокомпании, являющиеся дочерними предприятиями ВГТРК, в ее филиалы. Таким образом, предполагалось

построение жесткой вертикали управления, позволяющей качественно улучшить деятельность телерадиожурналистов, информационную насыщенность региональных выпусков новостей. Это повлекло существенное изменение национальной сетки вещания -приоритет в работе был отдан информационным программам, что повлекло за собой уменьшение количества передач других жанров.

ВГТРК является монополистом на рынке России, правопреемницей советской системы распределения телерадиовещания и оператором, обеспечивающим 86 % рынка телерадиовещания. Тем не менее построенное в 1970-1980-е гг. оборудование устарело, хотя и проведена достаточно серьезная модернизация.

В настоящее время любая вновь создаваемая негосударственная телекомпания, в основном, в своем становлении проходит несколько ключевых этапов: первоначально приобретается приемно-передающее оборудование для ретрансляции какого-либо телеканала, затем создаются предпосылки для производства собственной рекламной продукции. При успешной реализации первых 2-х этапов создается студия со съемочным павильоном для выпуска новостийных, развлекательных, авторских передач, в зависимости от тематической направленности ТВ канала.

В постсоветский период экономические проблемы в России вызвали существенное отставание в области развития информационных технологий по сравнению с развитыми странами. Такой «цифровой разрыв» на протяжении целого десятилетия, по мнению многих специалистов, мог вырасти в необратимую тенденцию. Отрадно, что эта ситуация вызвала понимание у государства и был предпринят ряд мер для сокращения существенного отставания, что вызвало бурный рост сектора информационных технологий и превращение России в мирового лидера в области темпов развития отрасли. Так, сегодня, мобильными услугами пользуется более 80 % населения страны, что является одним из самых высоких показателей в мире.

При помощи компьютеров коммуникация породила множество виртуальных сообществ, под которыми понимается самоорганизующаяся электронная сеть интерактив-

ных коммуникаций, объединенная вокруг общих интересов или целей. В России среди подобного рода проектов можно выделить: «одноклассники», «в контакте», «мой круг». На сегодняшний день в мире существует множество таких сообществ.

К началу XXI в., в эпоху глобальных изменений человек оказался среди большого количества информации (по различным прогнозам объем цифровой информации в мире достигнет тысячи экзабайт к 2010 г.), что приводит к стиранию смысловых границ для него. В этой связи можно спрогнозировать дальнейшую популярность телевидения, поскольку в большинстве своем люди выбирают пути наименьшего сопротивления при получении информации. Например, согласно различным исследованиям, немногие изначально выбирают конкретную программу для просмотра. Зачастую, первое решение - посмотреть телевизор, а в дальнейшем программы переключаются пока не выбирается наиболее интересующая. В отличии от печатных СМИ, которые требуют способности мыслить концептуально, дедуктивно и последовательно, высокой оценки причины и следствия, недопустимости противоречий, большой способности к беспристрастности и объективности, терпимости к замедленной реакции, телевидение обращается к зрителю напрямую - посредством ощущений и чувств.

В современных условиях в регионах России активно реализуются новые информационные технологии. С целью преодоления «digital device» («цифровой разрыв») государство реализует федеральную программу «Электронная Россия», которая позволила регионам получить доступ к мировым информационным ресурсам, к правительственным и муниципальным порталам, посредством пунктов коллективного доступа в Интернет, организованные на базе федеральной почтовой сети по всей России.

Устранение цифрового неравенства в стране и предоставление населению доступа к информационным ресурсам государственных органов власти были поставлены президентом России В.В. Путиным в качестве приоритетных направлений деятельности власти. Немалая доля участия в этом плане должна быть возложена на государство.

В XXI в. развитие спутникового ТВ по прежнему не получило широкого распространения. Возможно, это связано, прежде всего, с дороговизной стандартного комплекта спутникового ТВ/Интернета, который состоит из ресивера и спутниковой «тарелки».

В свою очередь, интернет-журналистика получила бурное развитие. Это связано с расширением возможностей новых информационных технологий. В России активно реализуются различные программы в этой области. Можно выделить основные положительные моменты Интернета по сравнению с телевидением. В глобальной сети, в отличие от телевидения, время передачи информации не ограничено. Информация на веб-ресурсах может отличаться еще одним ценным качеством, которое не в состоянии позволить себе ни телевидение, ни даже подчас газеты: глубиной раскрытия темы.

Интернет-ресурсы телекомпаний позволяют предлагать информацию целенаправленно для различной аудитории, т. е. зритель самостоятельно решает вопрос просмотра того или иного телевизионного продукта.

В настоящее время в России получили развитие все виды печатной и радио интернет-журналистики: газеты, журналы, книжные издания, информационные и рекламные агентства, радиостанции. Вместе с тем предстоит еще проделать определенную работу по организации трансляции телепередач в Интернете.

Исключение составляет ГТРК «Чувашия», 26 октября 2006 г. впервые в стране среди представителей регионального телевидения начавшая прямое интернет-вещание телевидения и радио, предоставив свои информационные выпуски «Вести Чувашия» и ряд других проектов в режиме он-лайн в открытом доступе всему миру. Интернет позволил медиаканалам Чувашской Республики организовать доступ в мировое медиапространство, а представители чувашской диаспоры в других регионах страны и во всем мире получили доступ к новостям и передачам о жизни республики в режиме он-лайн. Кроме того сервер телерадиокомпании поддерживает возможность просмотра обширного архива передач как на русском, так и на чувашском языках. Потенциальная аудитория данного Интернет-проекта составила более 100 тыс. человек в Чувашии, более 15 млн

человек в России и более 500 млн пользователей в мире [1].

Это событие министр культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской республики П. Краснов назвал историческим и знаковым. Впервые в истории регионального телевидения России продукцию телерадиокомпании можно посмотреть в режиме реального времени, в чем убедились участники презентации, посмотрев в прямом эфире информационный выпуск Чувашского телевидения. «Это прорыв», - сказал об этом председатель ГТРК «Чувашия» Н. Григорьев.

«То, что интернет-вещание появилось именно в Чувашии, - еще одно доказательство лидерства Чувашии в развитии современных информационных технологий и инфраструктуры, поскольку без широкого развития общественных коммуникаций подобный проект был бы не возможен», - прокомментировал это событие генеральный директор компании «Инфолинк», занимавшейся созданием информационно-коммуникационного комплекса для проекта, В. Сивов. По его мнению, комплекс дал возможность оцифровывать теле- и радиопрограммы в прямом потоке, в режиме реального времени. Объем комплекса позволил сохранять до 20 тыс. часов телепередач и до 80 тыс. часов радиовещания. Кроме того, предусмотрена удобная система поиска необходимой информации в архивах.

Для осуществления проекта компания-провайдер «Инфолинк» провела высокоскоростную волоконно-оптическую телекоммуникационную сеть, которая объединила ГТРК «Чувашия», Дом правительства Чувашской республики и техническую площадку компании. Сервера трансляции были подключены к сетям Интернет и интранет-Чувашия (ресурсы Интернета Чувашской республики). Интернет-Портал был создан с целью удобства пользования системой вещания и доступа к необходимым пользователю функциям.

Перевод контента в цифровой формат осуществляет мощное современное компьютерное оборудование. По словам В. Сивова, аналоговый видео и аудио сигнал, принимаемый с пульта ГТРК «Чувашия», автоматически оцифровывается в режиме реального времени сервером оцифровки, размещенном

на ГТРК «Чувашия». Затем по высокоскоростному оптическому каналу связи оцифрованный сигнал передается на главный и резервный (в целях минимизации возможности потери контента) сервер трансляции и хранения информации, установленные в техническом центре «Инфолинк» и в центре Госком-связьинформа Чувашской республики. После этого пользователь Интернета получает возможность доступа к серверам, передающим прямую трансляцию программ и содержащим большое количество архивной информации.

В. Сивов также отметил, что смотреть и слушать передачи получили возможность пользователи Интернета и Интранета, подключенные по выделенным линиям и работающие через модем. Качество звука и размер формата видеоизображения автоматически изменяются в зависимости от скорости работы канала связи. Задержка сигнала при Интернет-трансляции составила от 15 до 30 секунд.

По словам гендиректора компании «Инфолинк», в дальнейшем количество теле- и радиоканалов Чувашии, доступных на портале, будет расти. Кроме того, производится оцифровка огромного фонда архивных программ ГТРК «Чувашия». Было обработано 35 % архивных записей из фонотеки Чувашского радио и около 19 % кино- и видеоматериалов из фондов Чувашского ТВ. Архив будет также содержать программы о Чувашии, прошедшие в эфире российских и зарубежных СМИ.

Данный проект был реализован по поручению Президента Чувашии Н.В. Федорова. В связи с этим Министерство культуры Чувашской республики организовало открытый конкурс, победителем которого стала компания «Инфолинк», признанная «Лучшим малым предприятием 2005 г.». Компания была образована в 1997 г. и являлась региональным представителем компании «Вессолинк единая пейджинговая» в Чувашии. На сегодняшний день «Инфолинк» является самостоятельной струкурой, предлагающей широкий объем услуг на рынке телекоммуникаций: доступ в Интернет, цифровое ТВ, телефонную связь и т. д. В рамках проектов «Электронные Чебоксары» и «Чувашия -цифровой дом» компания проводит оптоволоконную сеть, протяженностью более 50 км.

К сети были подключены более 400 жилых, муниципальных и административных зданий в разных районах г. Чебоксары.

Общая закономерность развития СМИ в демократических странах выражается в уменьшении количества государственных газет, теле- и радиокомпаний. Идет процесс преобразования государственных СМИ в открытые общественные организации. В России ситуация прямо противоположная - создаются большие государственные холдинги, концентрируя СМИ в единые структуры.

В современной телевизионной журналистике идет трансформация традиционной устоявшейся в советский период системы жанров. Происходит замена одних жанров другими, видоизменение, взаимодействие друг с другом. Существовавшая прежде типология жанров в современных реалиях не всегда адекватно отражает картину современной реальности.

В конце XX - начале XXI в. региональные телевизионные журналисты активно используют Интернет в своей профессиональной деятельности. Пожалуй, можно констатировать, что с появлением этого нового глобального коммуникационного феномена журналистика и СМИ будут трансформироваться в глобальный источник массовой информации.

В настоящее время Интернет прочно занял нишу в сегменте источников СМИ (во всяком случае, в развитых и развивающихся странах), и вполне очевидно, учитывая очень быстрый прогресс научной мысли, что в ближайшее десятилетие займет главное место среди традиционных источников массовой информации. Эта тенденция может привести к исчезновению всех традиционных средств передачи информации (бумага, телевизор, радиоприемник) в связи с глобализацией Интернета.

В результате развития Интернета журналистика приобрела ярко выраженные новые черты. Почти к двум тысячам ежедневных газет и журналов, представленных сегодня в глобальной сети, присоединяются и аудиовизуальные СМИ (телевидение, радио и т. д.). Пересечение традиционных СМИ в Интернете является столкновением различных «журналистских культур», самоопределяющихся разными техническими особенностями передачи и оформления информации.

По мнению А.В. Дубровского, движение информации в Интернете идет в двух направлениях: первое - информация из сети используется традиционными СМИ, второе -информация создается традиционными СМИ и реализуется в Интернете [2].

В настоящее время, в связи с бурным развитием информационных технологий, к журналисту предъявляются новые требования в области реализации современных технологий поиска, получения, обработки и передачи информации на массовую аудиторию. В связи с этим возникает необходимость переквалификации работающих ТВ журналистов, обучения студентов факультетов журналистики в вузах новым информационным технологиям.

На сегодня любой человек, владеющий компьютером, может найти иллюстрации, текстуальную, видео- или аудиоинформацию по любой интересующей теме. В перспективе он сможет получить эту информацию в любое время и совершенно бесплатно. Через какое-то время искусственный интеллект, параллельный перевод и распознавание голоса сломают последние национальные и языковые барьеры и сделают возможным свободный транснациональный обмен информацией.

По нашему мнению, ценность информации будет определяться исключительно точностью и своевременностью ее доставки. Данные будут цениться не по их первоисточнику, а по тому контент-провайдеру, который организовал их сбор и доставку.

Ничто из сказанного выше не лишает телевидение будущего, которое может приспособиться к новым условиям. Однако предстоит серьезная конкуренция со стороны новой глобальной системы, и, чтобы выжить в этой борьбе, всем традиционным средствам массовой информации придется значительно перестроиться.

Видоизменятся и задачи журналистов, в обязанности которых будет входить, прежде всего, сбор как можно большего количества информации и обрабатывание всех имеющихся фактов для написания обзорных материалов, которые будут помогать потребителю разбираться в море информации.

Но, в любом случае, ни журналистика, ни традиционные СМИ не исчезнут, они бу-

дут подстроены под потребителей с запросами XXI в.

Таким образом, онлайн-журналистика является не столько новым СМИ, сколько эволюцией традиционных СМИ, которая либо расширяет определенные функции других средств передачи информации (например, усиливает интерактивность), либо заменяет их. То есть онлайн-журналистика является дополнительной формой традиционной журналистики, расширяющей возможности последней.

1. Чувашия сделала прорыв в мировое пространство. иЯЬ: http://forum.na-svyazi.ru/7showtopic =118992. Загл. с экрана.

2. Дубровский А.В. Сеть интернет как двусторонний канал распространения информации //

Информационная политика в регионе между прошлым и будущим: материалы Всерос. науч.-практ. конф. в МГУ им. Н.П. Огарева 19 дек. 2002 г. / МГУ им. Н.П. Огарева; под ред. Н.П. Киричек. Саранск, 2003. С. 78.

Поступила в редакцию 20.03.2009 г.

Danilov A.A. The development of television and forming of the new informational environment: the experience of regions of the Russian Federation in 1990-s - the beginning of XXI century. In 1990-s regional TV studios remained in bad financing situation that led to the general stagnation. Under modern conditions the new information technologies are actively realized in Russian regions, the formation of Internet-mass media is in progress. The formation of the information-oriented society - is the main modern tendency that prevails in Russia.

Key words: television, region, history, information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.