И. В. Украинцева
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАТЕГОРИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ФТС РОССИИ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности субъектно-ориентированного подхода, применяемого таможенными органами РФ в рамках системы управления рисками, на основе отраслевого и автоматического категорирования участников внешнеэкономической деятельности, определены перспективы его дальнейшего развития.
Ключевые слова
Категорирование участников ВЭД, «зелёное окно», субъектно-ориентированнный подход, «отраслевое» категорирование, автоматическое категорирование, субъектно-дифференцированная модель СУР.
I. V. Ukraintseva
THE DEVELOPMENT OF THE CATEGORIZATION TECHNOLOGY OF THE PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE RISK
MANAGEMENT SYSTEM OF RUSSIAN FEDERAL CUSTOMS SERVICE
Annotation
The article describes the features of the subject-oriented approach taken by the customs authorities of the Russian Federation in the framework of the risk management system, based on the industry and automatic categorization of foreign economic activity, defines its future prospects.
Key words
Categorization of participants of foreign trade, «green box», a subject-oriented approach, automatic categorization, subject-differentiated model of the RMS.
Переход России на инновационный путь экономического развития, изменение характера, масштабов и форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД) отечественных предприятий предопределяют необходимость обеспечения экономической безопасности государства во внешнеэкономической сфере, а также содействия развитию внешнеторговой деятельности посредством повышения качества таможенного администрирования. Тенденция интенсификации внешнеторгового обмена страны, с одной стороны, и ограниченные ресурсы таможенной службы РФ, с другой, требуют постоянной оптимизации её деятельности посредством внед-
рения новых прогрессивных форм и механизмов реализации функций. В результате, одной из важных задач, стоящих перед РФ в современных условиях, является создание системы таможенного администрирования, способной обеспечить результативность таможенного контроля, с учётом принципа выбороч-ности и облегчения условий ведения международной торговли для бизнеса.
Одним из таких механизмов является система управления рисками (СУР), нацеленная на снижение вероятности пропуска через таможенную границу товаров с нарушением таможенного законодательства, а также создающая основу для упрощения и сокращения
сроков проведения таможенных операций в отношении отдельных категорий участников ВЭД.
Сегодня, в целях создания благоприятных условий ведения бизнеса и сокращения издержек участников ВЭД, таможенной службой РФ осуществляется целенаправленная работа по упрощению таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых крупными предприятиями. Упрощение при этом обеспечивается реализацией субъектно-ориентированного категорирования участников ВЭД, предполагающего дифференциацию выбора форм таможенного контроля и переносом акцента на контроль после выпуска товаров. Для реализации данного подхода ФТС России осуществляется формирование «зелёного сектора» — перечня крупных организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность и имеющих положительную таможенную историю, в отношении которых нецелесообразно применять полный объём форм таможенного контроля. Таким образом, реализация данного инструмента позволяет дифференцированно применять к перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза товарам меры по минимизации рисков, исходя из цели снижения степени проведения таможенного контроля при таможенном декларировании [2].
Применяемая сегодня таможенными органами РФ модель категорирования участников ВЭД предполагает использование субъектно-ориентированного подхода, включающего в себя две технологии — отраслевого и автоматического категорирования, по результатам применения которых все участники ВЭД делятся на две категории — с низким уровнем риска и все остальные [1]. Таким образом формируется сектор добропорядочных участников ВЭД, деятельность которых характеризуется низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства.
«Отраслевой» подход применяется при категорировании лиц, осуществляющих производственную деятельность, в частности: промышленную сборку транспортных средств, импорт мясной продукции, импорт рыбной продукции, экспорт продукции собственного производства. Включение организации в данный перечень осуществляется на основе представленного в таможенный орган заявления, при этом производственное предприятие должно соответствовать 13 критериям [3]. В результате, в отношении таких предприятий ФТС России применяет технологию выборочного таможенного контроля.
Критерии оценки деятельности участников ВЭД, а также порядок проведения анализа информации и применения мер по минимизации таможенных рисков установлены следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ ФТС России № 1945 от
26.09.2011 (для автопроизводителей);
- Приказ ФТС России № 202 от 04.02.2013 (для промышленных предприятий);
- Приказ ФТС России № 1179 от 26.06.2013 (для импортёров рыбной продукции);
- Приказ ФТС России № 626 от 02.04.2013 (для импортёров мясной продукции);
- Приказ ФТС России № 267 от
29.12.2012 (для экспортёров товаров собственного производства без вывозных пошлин).
По данным ФТС России, на конец 2014 г. в перечень организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска на основании отраслевого подхода, включено 333 организации [2]. Анализ динамики структуры «зелёного» сектора (рис. 1), проведенный в разрезе 20112013 гг., показал, что за период 20112012 гг. в него вошли 22 автопроизводителя, 43 производственных предприятия, 9 импортеров рыбной продукции.
В 2013 г. к категории предприятий, в отношении которых используется упрощенный порядок применения мер по минимизации рисков, были ещё добавлены: 1 автопроизводитель, 179 производственных предприятия, 4 импортера рыбной продукции, 9 импортеров мясной
продукции, 4 экспортера товаров собственного производства без вывозных пошлин. На долю этих организаций в 2013 г. пришлось 9,5 % декларационного массива и 13,1 % общей суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет России.
250
200
150
100
50
21
22
222
43
13
0
0
4
Автопроизводители Производственные Импортёры рыбной Импортёры мясной Экспортёры товаров предприятия продукции продукции собственного
производства без вывозных пошлин
- Включено в перечень за 2011 -2012 гг. ■ Включено в перечень за 2013г.
Рисунок 1 — Динамика структуры «зеленого сектора», сформированного на основе отраслевого подхода в 2011-2013 гг.
Разработан автором с использованием данных [4].
9
9
0
В рамках развития субъектно-ориентированного подхода к применению СУР с 2013 г. таможенная служба России начала внедрять технологию автоматического формирования перечня участников ВЭД, осуществляющих импорт товаров, деятельность которых характеризуется низким уровнем риска, вне зависимости от категории перемещаемых ими товаров. Опирается такой подход на международный опыт в области принятия решения о выборе форм таможенного контроля, в основе выработки которого может лежать не только принцип учёта сведений о конкретных товарах, но и анализ особенностей осу-
ществления внешнеторговой деятельности конкретными компаниями.
Технология автоматического кате-горирования заключается в том, что таможенные истории всех импортёров анализируются по определенным критериям. Расчет данных осуществляется в автоматическом режиме с использованием штатных программных средств таможенных органов (Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов). Также при анализе учитываются сведения, полученные от иных государственных контролирующих органов, в частности Федеральной налоговой службы России,
Банка России, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на основании утверждённых алгоритмов расчета критериев. По результатам такого анализа также формируется список предприятий, включаемых в «зелёный сектор», который пересматривается в автоматическом режиме ежеквартально [3]. Главным условием попадания в группу низкого риска является стабильное исполнение компанией-импортёром норм таможенного законодательства.
Критерии, на основе которых осуществляется автоматическое категориро-вание участников ВЭД в рамках субъект-но-ориентированного подхода закреплены Приказом ФТС России № 589 от 26.03.2013 «Об утверждении перечня критериев, характеризующих участника ВЭД, для использования в рамках СУР и порядка их разработки и (или) актуализации». Сейчас применяется 40 критериев, которые разделены на две группы: характеризующие участников ВЭД и характеризующие результаты таможенного контроля. Эти критерии охватывают все аспекты деятельности организации и учитывают как положительные, так и негативные особенности, характеризующие таможенную историю участника ВЭД. В частности, анализируются информация о периоде осуществления ВЭД, объемах ввозимых товаров, динамики изменения стоимостных и весовых показателей ввоза, задолженность перед таможенными и налоговыми органами, наличие либо отсутствие административных правонарушений и т. д. На основе данных, получаемых в рамках проводимого анализа, составляется «электронное досье» компании-импортёра. В основу автоматического категорирования участников ВЭД положен ряд принципов:
- полная автоматизация оценки деятельности участника ВЭД;
- централизация работы, то есть расчет уровня риска производится только ФТС России;
- исключение субъективного подхода: ни одно должностное лицо тамо-
женных органов на результаты повлиять не может;
- периодическая оценка деятельности участника ВЭД (ежеквартально);
- оперативное изменение категории уровня риска [5].
В обобщённом виде базовые характеристики автоматического катего-рирования участников ВЭД в рамках СУР, применяемого таможенными органами РФ, представлены на рисунке 2.
В настоящее время в России насчитывается порядка 67 тыс. компаний-импортеров. Из них на основе автоматического категорирования в «зеленый сектор» входит 2028 юридических лица (около 3 % от общего количества). При этом на долю организаций, отнесенных к категории низкого риска, по результатам 2014 г., приходится порядка 42 % от общего количества оформленных таможенных деклараций и более 55 % от суммы уплаченных таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет при импорте [2].
В целом, внедрение субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР способствовало ускорению проведения таможенного контроля и сокращению времени совершения таможенных операций на этапе таможенного декларирования для добропорядочных компаний, снижению количества партий товаров, в отношении которых применяются меры по минимизации рисков.
Результатом практической реализации инструментария системы катего-рирования субъектов ВЭД при проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых компаниями «зелёного сектора», явилось сокращение количества таможенных досмотров почти в 10 раз, таможенной экспертизы — в 1,7 раза, запроса дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения, — в 9,5 раза, а срока выпуска товаров — в 2,5 раза [2].
Принципы автоматического категорирования
•полная автоматизация оценки •централизация работы •исключение субъективного подхода •оценка деятельности участника ВЭД на регулярной основе
•оперативное изменение категории уровня риска
Информационная база автоматического категорирования
•оаза данных декларацгш на товары
•база данных валютного контроля
•база данных «Задолженность участников ВЭД»
•Центральныйреестр субъектов ВЭД
* АИС «Правоохрана»
•КПС «Постконтроль»
•НАС «Тарифы — 1»
Нормативно-методическая база автоматического категорирования
•Критерии, характеризующие участников ВЭД (приказ ФТС России от 26 03 2013 № 589) •Методики расчета критериев и весовые коэффициенты (приказ ФТС России от 26 03 2013 № 590дсп)
•Порядок проведения анализа информации об участниках ВЭД (приказ от 20 06 2013 № 1139 дсп)
Рисунок 2 — Базовые характеристики автоматического категорирования
участников ВЭД
Составлен автором.
Следует отметить, что применяемая сегодня система категорирования участников ВЭД не лишена недостатков, что привело к необходимости её совершенствования. В результате, на уровне ФТС сформулирована новая модель категорирования участников ВЭД — «субъектно-дифференцированная модель СУР». Предполагается, что данный подход будет основан на выделении 4 основных категорий участников ВЭД: с низким, умеренным, высоким и очень высоким уровнем риска. Данный подход предполагает, что в основе категориро-вания лежат риски, формируемые товарной партией, но объем и способ применения мер минимизации рисков определяется статусом участника ВЭД. Технология строится с учетом того, что будет подана только декларация на товары, а все индикаторы риска на этапе деклари-
рования будут рассчитываться на основании её анализа. Предполагается, что внедрение данной модели позволит таможенным органам сократить средний срок выпуска товаров при импорте в два раза, а для товарных партий с низкой категорией риска — до 5 минут.
В целом, работа по формированию «зеленого сектора» и совершенствованию системы категорирования участников ВЭД в рамках СУР в таможенных органах РФ должна быть направлена на:
- создание оптимальных условий для развития национального производства, роста объемов внешнеторгового оборота, повышения инвестиционной привлекательности отраслей российской экономики;
- стимулирование участников ВЭД к соблюдению норм и требований таможенного законодательства путем
создания положительной истории результатов таможенного контроля;
- сокращение количества объектов таможенного контроля без снижения результатов таможенного контроля;
- оптимизацию использования ресурсов таможенных органов РФ при проведении таможенного контроля.
Для таможенных органов преимуществами создания объективной системы категорирования участников ВЭД должно стать сокращение трудозатрат и нагрузки на должностных лиц таможенных органов, осуществляющих контроль и выпуск товаров, в том числе и путем максимальной автоматизации процедуры проверки. При этом высвобождаемый потенциал может быть направлен на усиление таможенного контроля в отношении недобропорядочных участников ВЭД в целях пресечения рисков совершения таможенных правонарушений [6].
Таким образом, категорирование участников ВЭД в настоящее время необходимо рассматривать как один из эффективных инструментов управления таможенными рисками и, одновременно, снижения излишних административных барьеров при таможенном контроле.
Библиографический список
1. Белоусов, А. Бизнес подводят под категории [Электронный ресурс] // Таможенные новости. — 2014. — № 9 (190). — Режим доступа : http://www.cust omsnews.ru/2014/09/T_News_111%20^^£
2. ФТС России в 2014 г.: события и факты [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.customs.ru/ index.php? opti on=com_content&view.
3. «Зеленый сектор» на основе отраслевого и субъектно-ориентирован-ного подходов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://customs.ru/ index.php?option.
4. Таможенная служба РФ в 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим
доступа : http://customs.ru/index.php? opti on= com_content&vi ew=article&id.
5. Как стать идеальным участником ВЭД [Электронный ресурс]. — URL : http://www.tks.ru/reviews/ 2014/08/ 26/03/print.
6. Иванча, И. И., Хапилин, С. А., Чистяков, Д. В. Императивы модернизации контрольных инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2012. — № 3. — Режим доступа : http://www.online-science.ru/m/ products/economi_sciense/gid139/pg0.
Bibliographic list
1. Belousov, A. Business sum under category [Electronic resource] // Customs News. — 2014. — № 9 (190). — URL : http://www.customsnews.ru/2014/09/T_Ne ws_111%20int.pdf.
2. FCS of Russia in 2014: facts and events [Electronic resource]. — URL : http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view.
3. «Green area» based on the industry and subject-oriented approach [Electronic resource]. — URL : http://customs.ru/index.php?option.
4. Customs Service of the Russian Federation in 2013 [Electronic resource]. — URL : http://customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id.
5. How to be the perfect part of FEA [Electronic resource]. — URL : http://www. tks.ru/reviews/2014/08/26/03/print.
6. Ivancha, I. I., Khapilin, S. A., Chistyakov, D. V. Imperatives of modernization controlling instruments of customs regulation of foreign trade activities [Electronic resource] // Humanitarian, social, economic, and social sciences. — 2012. — № 3. — URL : http://www.online-science.ru/m/products/economi_sciense/ gid139/pg0.