Насруллаева Ф.А. преподаватель
кафедра «Методология профессионального образования»
Низоми ТДПУ Узбекистан, г. Ташкент
РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотaция. В данной статье рассматривается тема развития технического творчества учащихся путем обучения технологии в общеобразовательных школах. Раскрыто основное содержание слов изобретение, открытие, проект, замысел. Выдвинуты сегодняшние проблемы системы образования и стратегические инициативы, направленные на ее развитие.
Ключевые слова: наука о технике, проекты, творчество, персонализация, изобретательство, педагогика, психология, метод, инструмент, проектирование.
Nasrullayeva F.A.
teacher
"Professional Education Methodology " department
Nizomi TSPU Uzbekistan, Tashkent
DEVELOPMENT OF TECHNICAL CREATIVITY IN PUPIL'S THROUGH TECHNOLOGY TEACHING
Abstract. This article covers the topic of developing technical creativity in students by teaching technology in general secondary schools. The main content of the words invention, discovery, project, design has been revealed. Today's problems of the education system and strategic initiatives aimed at its development are put forward.
Key words: Science of technology, projects, creativity, rationalization, invention, pedagogy, psychology, method, tool, design.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня время стремительно развивается. Это развитие также оказало влияние на область педагогики. По этой причине от педагогов требуется стремиться к высоким целям, быть в курсе новостей науки, техники и технологии. Мировым сообществом признано, что наши великие предки были страстными новаторами и положили начало периоду Возрождения на Востоке. Желание получить специальные знания, освоить профессию, стать
профессионалом было очень сильно у наших дедов. Это, в свою очередь, привело к развитию многих ученых, которые внесли большой вклад в развитие мировой науки в нашей стране.
Как заявил наш Президент Шавкат Миромонович Мирзиёев, коренные реформы, реализуемые в сфере образования в нашей стране, служат развитию молодых людей, которые считаются будущим нашей страны, как зрелых во всех отношениях личностей, их превращению в конкурентоспособные кадры.
XXI век - период бурного развития науки и техники. Мы являемся свидетелями проникновения зарубежного опыта и новых проектов во все сферы. Это приводит к изменениям в сфере развития и образования нашей страны. В целях полного сохранения богатого культурного наследия и исторических традиций нашего народа, реформ, проводимых в сфере образования, Указом Президента Республики Узбекистан «О развитии ремесел и технологий» от 2017 года был принят Государственный Разработаны образовательные стандарты. Указы и постановления в области образования в нашей развивающейся стране разработаны в полном соответствии с требованиями сегодняшнего дня и служат повышению качества образования [1].
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Профессия учителя - ответственная профессия, требующая разнообразных комплексных знаний и умений. Учитель технологии, передавая знания студентам в будущем, формирует у них профессиональные навыки. Преподаватель должен иметь высокую квалификацию и профессиональные навыки в подготовке данных предметов. Для достижения этого результата, помимо знаний и умений, преподаватель должен обладать способностью, влиять на учащихся посредством своего проверенного метода, обучения и воспитания. В ходе урока, наряду с передачей знаний учащимся, необходимо развивать у них трудоспособность и воспитывать их через труд [2].
Предмет «Технология» играет важную роль в знакомстве учеников с миром труда и профессии. Совершенствовать ее методологию, обеспечивать материально-техническое обеспечение, укреплять сотрудничество школы с окружающей промышленностью, организовывать общественно-полезную и производительную работу, повышать ее учебно -экономическую эффективность, совмещать ее с обучением, улучшая подготовку учащихся, для работы является одной из актуальных задач сегодняшнего дня. Учащиеся занимаются не деятельностью познания, а деятельностью созидания, посредством использования на уроках дидактических принципов. Инструменты, предметы и процессы науки о технологии служат не простым объектом обучения, а учебным средством, дидактическим материалом, техническим средством обучения, активизирующим работу учащихся [3].
Обучение студентов труду и правильному выбору профессии с юных лет окажет большой эффект в их дальнейшей жизни. Наряду с трудовыми навыками необходимо формировать у учащихся такие способности, как творческие способности, креативные способности, технические знания. Известный философ-идеалист Э.Л. Радлов в одном из наиболее авторитетных философских словарей начала ХХ века говорит: «Творчество связано с созданием чего-либо, способность творить наиболее свойственна Богу, а человек может совершать лишь относительно творческие действия. Помимо подобных утверждений, обращается внимание на существование неосознаваемых процессов в творческом процессе».
В последнее время внимание акцентируется главным образом на том, что создание нового продукта связано с творчеством, которого раньше не было. Творчество проявляется в различных сферах человеческой деятельности, когда создаются новые материальные и духовные ценности. Творчество - это деятельность, способствующая созданию и открытию чего-то ранее неизвестного по конкретной теме. В социальной практике, как правило, креативность измеряется такими инновационными категориями, как открытие, изобретение, рационализация, самостоятельная работа, дизайн.
Изобретатель, конструктор заинтересован в функциональном устройстве, а рационализатор заинтересован в более разумном использовании готового устройства в каких-то личных целях.
Рационализаторское предложение - это решение конкретной проблемы с целью улучшения выполнения конкретной задачи в местной новой специфической среде. В отдельных случаях рационализаторское предложение может являться изобретением.
Изобретение - нововведение, направленное на решение технической проблемы;
Дизайн - создание структуры;
Проект - творческое решение интеллектуального и практического характера, реализуемое студентами.
В настоящее время существует научно-практическое разделение предложений на открытие, изобретение и рационализацию, которые осуществляются только в отношении технических объектов. Таким образом, открытие - это исследование ранее неизвестного, объективно существующего свойства или явления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технологическая наука открывает нам двери возможностей для входа в новые области образовательной системы. Другим примером этого является то, что наука о «трудовом воспитании» была заменена наукой о «технологии». Основная причина этого в том, что слово труд имеет широкое значение и понятие, и это слово не соответствует нашему времени передовой техники и технологий. Необходимо формировать
инновационную инфраструктуру путем внедрения цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс «Технологического образования». Но чтобы достичь высокого уровня в этой области, материально-техническая база должна отвечать требованиям времени. Для устранения этих недостатков следует принять следующие меры:
- содержание практической технологии, преподаваемой в общеобразовательных школах, недостаточно для формирования компетенций технологической грамотности, критического мышления и творчества, которые можно использовать в самостоятельной жизни;
- недостаток метапредметных компетенций и междисциплинарности в технологическом образовании;
- отсутствие разработки критериев оценки в нормативных документах технической науки
- нехватка учебников, рабочих тетрадей и учебников для учителей, мультимедийных приложений, дидактических материалов;
- содержание науки техники включает небольшое количество элементов, необходимых для развития экономики Узбекистана, таких как мехатроника, робототехника, электротехника, автоматизация, лмшпо;
- недостаточное внимание к профессиональным качествам будущих выпускников школ и специалистов;
- недостаток у преподавателей знаний и оборудования, оборудования, направленных на развитие тактильных компетенций в области современных технологий, мехатроники, робототехники, электротехники, автоматизации для формирования сильной мотивации учащихся к обучению;
- что материально-техническая база науки техники устарела;
- тот факт, что технологические цеха не оснащены современным оборудованием и технологиями, а также не разработаны предложения по принятию достаточных мер по обеспечению средств из бюджета.
Нахождение решения ряда перечисленных выше проблем и эффективное его использование в системе образования поможет повысить качество и эффективность технологической науки и внести дальнейший вклад в ее развитие.
Использованные источники:
1. O'zbekiston Respublikasi Prezidentmmg 2017 уй 7-fevraldagi PF-4947- sonli «O'zbekiston Respublikasini yanada rivojlantirish Ьо'у^а Нагака^аг strategiyasi to'g'risida»gi Farmoni. O'zbekiston Respublikasi qonun hujjatlari to'plami, 2017 уП, 6^п, 70-modda.
2. Andrianov P.N. "Maktab о^^сЫкп texnik ijodkorligini rivojlantirish" (o'quv qo'llanma) - Т.: "О^йшсЫ" nashгiyoti, 1989-уй. 128-bet
3. Nasrullayeva F.A. "О^^сМк^ texnik ijodkorlikni rivojlantirishda innovatsion pedagogik texnologiyalardan foydalanish metodikasi" - "O'zbekiston yangi taraqqiyot davrida texnologik ta'lim yo'nalishini fanlaгini o'qitishning
optimallashtirish masalalari" mavzusidagi respublika ilmiy-amaliy anjuman // 2023-yil 15-sentabr.
4. Qo'ysinov O.A., Muslimov N.A., Urazova M.B. "Формирование профессионалной компетенции будущих учителей посредством применения веб-квест технологии «Научное обозрение: гуманитарные исследования» научный журнал, Moskva, Rossiya, 2014 yil. №3. Volgograd. Rossiya. 2015 yil.