Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СПОРТСМЕНОВ-ТУРИСТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОХОЖДЕНИИ ДИСТАНЦИИ 4 КЛАССА СЛОЖНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СПОРТСМЕНОВ-ТУРИСТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОХОЖДЕНИИ ДИСТАНЦИИ 4 КЛАССА СЛОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ДИСТАНЦИЯ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набиуллин Равиль Расипович, Хурамшин Илнур Гумерович, Дерзаев Сергей Владимирович, Исмагилова Алия Фанилевна

В настоящее время различные системы подготовки спортсменов туристов отличаются друг от друга в зависимости от условий дистанций и сложности преодоления препятствий. При этом современные методики подготовки спортсменов-туристов на пешеходных дистанциях практически не отличаются в связи с последней версией трактовки Правил вида спорта «Спортивный туризм». Исходя из изложенного, нами определены основные три направления в подготовке туриста на дистанциях: физическая подготовка, техническая подготовка и тактическая подготовка (гибкость мышления). Особый интерес вызывает изучение взаимосвязи и зависимости отдельных показателей деятельности туриста именно на дистанциях разной сложности с целью формирования тактических навыков. Мы считаем, что совершенствование тактических навыков туриста на дистанции также является важным звеном достижения высоких спортивных результатов в спортивном туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Набиуллин Равиль Расипович, Хурамшин Илнур Гумерович, Дерзаев Сергей Владимирович, Исмагилова Алия Фанилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TACTICAL SKILLS OF SPORTSMEN-TOURISTS ON THE EXAMPLE OF PASSING A DISTANCE OF THE 4TH CLASS OF COMPLEXITY

Currently, various training systems for tourist athletes differ from each other depending on the distance conditions and the difficulty of overcoming obstacles. At the same time, modern methods of training athletes-tourists at walking distances practically do not differ in connection with the latest version of the interpretation of the Rules of the sport “Sports tourism”. Based on the foregoing, we have identified three main areas in the preparation of a tourist at distances: physical training, technical training and tactical training (flexibility of thinking). Of particular interest is the study of the relationship and dependence of individual indicators of the tourist’s activity at distances of varying complexity in order to form tactical skills. We believe that improving the tactical skills of a tourist at a distance is also an important link in achieving high sports results in sports tourism.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СПОРТСМЕНОВ-ТУРИСТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОХОЖДЕНИИ ДИСТАНЦИИ 4 КЛАССА СЛОЖНОСТИ»

Развитие тактических навыков спортсменов-туристов на примере прохождении дистанции 4 класса сложности

Набиуллин Равиль Расипович,

кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» E-mail: n-ravil@mail.ru

Хурамшин Илнур Гумерович,

кандидат биологических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» E-mail: ilnurg73@mail.ru

Дерзаев Сергей Владимирович,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

E-mail: tienv@rambler.ru Исмагилова Алия Фанилевна,

педагог дополнительного образования ДДЮТиЭ «Простор», студент, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» E-mail: sh-a.f@mail.ru

В настоящее время различные системы подготовки спортсменов туристов отличаются друг от друга в зависимости от условий дистанций и сложности преодоления препятствий. При этом современные методики подготовки спортсменов-туристов на пешеходных дистанциях практически не отличаются в связи с последней версией трактовки Правил вида спорта «Спортивный туризм». Исходя из изложенного, нами определены основные три направления в подготовке туриста на дистанциях: физическая подготовка, техническая подготовка и тактическая подготовка (гибкость мышления). Особый интерес вызывает изучение взаимосвязи и зависимости отдельных показателей деятельности туриста именно на дистанциях разной сложности с целью формирования тактических навыков. Мы считаем, что совершенствование тактических навыков туриста на дистанции также является важным звеном достижения высоких спортивных результатов в спортивном туризме.

Ключевые слова: спортивный туризм, дистанция, умственная деятельность, работоспособность, методика подготовки туристов.

Введение. В современных условиях подготовки спортсменов-туристов на первый план выходит формирование и совершенствование умения логически правильно построить последовательность двигательных действий на дистанции с применением специальных туристских снаряжений. При этом, на протяжении всей дистанции, турист должен запоминать очередность этих действий, проявляя гибкость мышления, что со временем приводит к формированию определенного уровня тактических навыков. Характер умственной деятельности спортсмена-туриста в целом имеет отношение к процессу обучения и совершенствования технических действий и тактических навыков на дистанциях. Как на кажется, это является основой достижения высоких спортивных результатов и повышения спортивного мастерства.

Соревнования по спортивной дисциплине «Дистанция» вида спорта «Спортивный туризм» проводятся с целью выявления сильнейших спортсменов и повышения их технического и тактического мастерства. У спортсменов-туристов учебно-тренировочный процесс включает выполнение двигательных действий скоростно-силового характера, на выносливость, а также специальные физические упражнения по спортивному туризму [4]. Целью преодоления дистанции является прохождение спортсменами этапов без нарушения правил и за короткое время. Этапы содержат как естественные, так и искусственные препятствия, требующей их преодоления с использованием технико-тактических приемов. По правилам вида спорта для прохождения дистанций требуется специальные туристские снаряжения. Они обеспечивают безопасность туриста на дистанции и способствуют эффективности выполнения технических и тактических задач с учетом условий дистанций. При этом, некоторые авторы отмечают, что интегральная подготовка является одним из важнейших факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства в спортивном туризме, так как только во время прохождения дистанции совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требования соревновательной обстановки, характерной для данного вида спорта [1]. Рядом авторами доказано зависимость показателей уровня тактических навыков и функционального состояния туриста. Как утверждается в источниках, результат прохождения дистанции у юниоров в большей степени зависит от функционального

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

состояния организма, которое больше выражается через показатели частоты сердечных сокращений. У юниорок для успешного прохождения дистанции требуется в одинаковой степени проявление устойчивого состояния частоты сердечных сокращений и характера умственной деятельности с преимуществом на логику мышления [3]. При необходимости, содержание заданий на дистанциях позволяет определить не только характер мышления (тактика действий), но и в определенной степени прогнозировать спортивную деятельность в спортивном туризме [2].

Следовательно, развитие логику мышления на дистанции является важным фактором в подготовке туриста, так как для соревнований по спортивному туризму важны тактические навыки, умение максимально быстро и эффективно использовать технический прием исходя из ситуации на этапе.

Цель исследования: изучение возможности развития тактических навыков туриста при прохождении дистанции 4 класса сложности. Задачи исследования:

1. Изучить особенности характера умственной деятельности туристов на фоне преодоления дистанции 4 класса сложности;

2. Определить взаимосвязь характера умственной деятельности и уровня спортивной подготовленности спортсменов-туристов при преодолении дистанции 4 класса сложности. Методология исследования. Для изучения

характера умственной деятельности нами выбрана методика В.Я. Анфимова с модификацией в компьютерную версию подсчета результатов. Таблица Анфимова способствует изучению особенности внимания и визуальная реакция при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Анализ работы проводится в двух направлениях: оценивается качественная и количественная сторона внимания за один и тот же промежуток времени. При обработке данных подсчитывают общее количество просмотренных строк всего, количество строк в первом задании, количество ошибок в первом задании, количество всех ошибок, количество пропущенных букв.

Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ДДЮТиЭ «Простор» с сентября 2021 года по май 2022 года. В исследовании приняли участие туристы МБОУ ДО ДДЮТиЭ «Простор» города Казани в количестве 13 спортсменов, членов сборной команды Республики Татарстан по спортивному туризму. Из них: 5 девушек и 8 юношей, 8 спортсменов имеют спортивный разряд кандидат в мастера спорта, 2 спортсмена первый взрослый и 3 - второй взрослый разряды.

По методике экспериментальных исследований спортсмены-туристы должны были преодолеть разработанную нами дистанцию 4 класса сложности на скорость. До старта и после прохождения дистанции спортсмены туристы выполняли задание по методики Анфимова.

Методом математической обработки полученных данных нами изучался характер умственной деятельности по четырём показателям: количество просмотренных букв (К), коэффициент работоспособности (Р), коэффициент точности (Т), коэффициент продуктивности (П).

- К = количество просмотренных строк * 20

- Р = К * Т

- Т = (количество правильных букв - (количество пропущенных букв+количество всех ошибок))/ (количество правильных букв+количество пропущенных букв)

- П = ((количество просмотренных букв/10) х (количество просмотренных букв/10) / (количество просмотренных букв/10) + 12). Результаты исследования. Количество просмотренных букв по корректурной пробе В.Я. Ан-фимова до и после прохождения дистанции в группе юношей и в группе девушек изменяются (Рис. 1). На старте дистанции у юниоров количество просмотренных букв составило 645±103 единиц. Показатели у девушек до старта составило 640±63 единиц, что является не значительно меньше по сравнению с данными у юношей. На финише дистанции у юниорок показатели количество просмотренных букв равняются в среднем к 760±73 единицам, что на 20 букв не значительно больше по сравнению с данными до старта. По сравнению с юношами показатели у девушек после финиша стало больше, что составляет 10 букв. У юниоров показатели после прохождения дистанции увеличивается на 105 букв, а у девушек на 120 знаков.

Рис. 1. Показатели количества просмотренных букв по таблице Анфимова у спортсменов-туристов на старте и финише дистанции 4 класса сложности (единица)

Следовательно, после прохождения дистанции во всех группах количество просмотренных букв увеличивается, при этом средние показатели после прохождения дистанции остаются высокими у юниорок. Как нам кажется, быстрота зрительной реакции у юниорок незначительно улучшается после прохождения дистанции по сравнению с юниорами.

Коэффициент продуктивности по корректурной пробе В.Я. Анфимова до и после прохождения дистанции пешеходная 4 класса в группе юниоров и в группе юниорок изменяется (Рис. 2). На старте

дистанции у юниоров коэффициент продуктивности составил 87,9±22,8 единиц. Показатели у девушек до старта составили 73,2±5,8, что является значительно меньше по сравнению с данными у юниоров. На финише дистанции у юниоров показатели коэффициента продуктивности остаются неизменными. По сравнению с юношами показатели у девушек после финиша увеличились на 14,6 единиц.

Рис. 2. Коэффициент продуктивности по таблице Анфимова у спортсменов-туристов на старте и финише дистанции 4 класса сложности (единица)

Следовательно, после прохождения дистанции у юниоров коэффициент продуктивности не изменился. У юниорок коэффициент продуктивности увеличился на 14,6 единиц.

Коэффициент точности по корректурной пробе В.Я. Анфимова до и после прохождения дистанции пешеходная 4 класса в группе юниоров и в группе юниорок изменяется (Рис. 3). На старте дистанции у юниоров коэффициент точности составил 0,72 единиц. У юниорок до прохождения дистанции эти показатели равняются 0,82 единицам, что на 0,10 единиц больше по сравнению с данными у юниоров. На финише дистанции коэффициент точности у юниоров увеличивается, этот показатель составляет 0,86 единицы, а у юниорок - 0,84 единицы. Следовательно, большой прирост количества просмотренных букв нами зафиксирован у юниоров, что составляет 0,14 единиц. У юниорок показатели уменьшаются на 0,02 единицы.

Коэффициент тонн ости

0,8 0,7

0,2 0,1 0

0,82 °'86 Р.«*

II II

Юниоры Юниорки

■ первая ■ вторая

Рис. 3. Коэффициент точности по таблице Анфимова у спортсменов-туристов на старте и финише дистанции 4 класса сложности (единица)

После прохождения дистанции коэффициент точности у юниоров показывает небольшой при-

рост, а у девушек наоборот, уменьшается. Это говорит о том, что точность у юниоров улучшается после прохождения дистанции, а у девушек - ухудшается.

Коэффициент работоспособности по корректурной пробе В.Я. Анфимова до и после прохождения дистанции в группе юниоров и в группе юниорок изменяются (Рис. 4). На старте дистанции у юниоров коэффициент работоспособности составил 407±63 единиц. Показатели у девушек до старта составили 557±78 единиц, что является значительно больше по сравнению с данными у юношей. На финише дистанции у юниорок показатели коэффициента работоспособности равняются в среднем к 639±62 единицам, что на 82 единицы больше по сравнению с данными до старта. У юниоров показатели после финиша так же стали больше, на 203 единицы.

Рис. 4. Коэффициент работоспособности по таблице Анфимова у спортсменов-туристов на старте и финише дистанции 4 класса сложности (единица)

Следовательно, после прохождения дистанции во всех группах коэффициента работоспособности увеличивается, при этом средние показатели после прохождения дистанции остаются высокими у юниорок. Это говорит о том, что работоспособность юниоров и юниорок улучшается после прохождения дистанции.

Заключение. В ходе исследования нами разработан и внедрен проект дистанции 4 класса сложности по спортивному туризму, на котором были выявлены временные показатели прохождения дистанции, показатели характера умственной деятельности спортсменов-туристов до старта и после финиша. Таким образом, в ходе анализа прохождения дистанции туристами установлено определенная взаимосвязь между уровнем технико-тактической и физической подготовленности, где в том числе выражается их тактические навыки через характера умственной деятельности и логического мышления на дистанции.

Литература

1. Зотова, А.С. Интегральность в подготовке спортсменов-туристов к соревнованиям в закрытых помещениях / А.С. Зотова // Актуальные проблемы теории и практики физической

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

культуры, спорта и туризма: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной Году цифровизации в Республике Татарстан, Казань, 06 апреля 2022 года. -Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2022. - С. 287-289. - EDN VLXVKP.

2. Набиуллин, Р.Р. Педагогические аспекты туристских мероприятий в высшей образовательной организации в рамках выполнения нормативов / Р.Р. Набиуллин, И.Г. Хурамшин, И.В. Филиппов / Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6(125). - С. 89-96.

3. Набиуллин, Р.Р. Особенности насосной функции сердца спортсменов-туристов при физической нагрузке: специальность 03.00.13: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / На-биуллин Равиль Расипович. - Казань, 2008. -24 с. - EDN NKJFZH.

4. Набиуллин, Р.Р. Характер умственной деятельности и функциональное состояние спортсменов-туристов на дистанциях / Р.Р. На-биуллин, К.С. Лисина // Олимпийский спорт и спорт для всех: Материалы XXVI Международного научного Конгресса, Казань, 0811 сентября 2021 года / Под общей редакцией Р.Т. Бурганова. - г. Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2021. - С. 191-193. - EDN HNPLNU.

DEVELOPMENT OF TACTICAL SKILLS OF SPORTSMEN-TOURISTS ON THE EXAMPLE OF PASSING A DISTANCE OF THE 4TH CLASS OF COMPLEXITY

Nabiullin R.R., Khuramshin I.G., Derzaev S.V., Ismagilova A.F.

Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Currently, various training systems for tourist athletes differ from each other depending on the distance conditions and the difficulty of overcoming obstacles. At the same time, modern methods of training athletes-tourists at walking distances practically do not differ in connection with the latest version of the interpretation of the Rules of the sport "Sports tourism". Based on the foregoing, we have identified three main areas in the preparation of a tourist at distances: physical training, technical training and tactical training (flexibility of thinking). Of particular interest is the study of the relationship and dependence of individual indicators of the tourist's activity at distances of varying complexity in order to form tactical skills. We believe that improving the tactical skills of a tourist at a distance is also an important link in achieving high sports results in sports tourism.

Keywords: sports tourism, distance, mental activity, working capacity, methods of training tourists.

References

1. Zotova, A.S. Integrality in the preparation of athletes-tourists for indoor competitions / A.S. Zotova // Actual problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism: Materials of the X All-Russian Scientific and Practical Conference of young scientists, postgraduates, undergraduates and students with international participation, dedicated to the Year of Digitalization in the Republic of Tatarstan, Kazan, April 06, 2022. - Kazan: Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, 2022. - pp. 287-289. - EDN VLXVKP.

2. Nabiullin, R.R. Pedagogical aspects of tourist activities in higher educational organizations within the framework of the implementation of standards / R.R. Nabiullin, I.G. Khuramshin, I.V. Filippov / Kazan Pedagogical Journal. - 2017. - № 6(125). -Pp. 89-96.

3. Nabiullin, R.R. Features of the pumping function of the heart of athletes-tourists with physical activity: specialty 03.00.13: abstract of the dissertation for the degree of candidate of biological sciences / Nabiullin Ravil Rasipovich. - Kazan, 2008. - 24 p. -EDN NKJFZH.

4. Nabiullin, R.R. The nature of mental activity and the functional state of athletes-tourists at distances / R.R. Nabiullin, K.S. Lisi-na // Olympic sport and sport for all: Materials of the XXVI International Scientific Congress, Kazan, 08-11 September 2021 / Under the general editorship of R.T. Burganov. - Kazan: Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, 2021. - pp. 191-193. - EDN HNPLNU.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.