Изложенная последовательность не обязательна. Можно сразу ставить и решать одну из задач без альтернативного рассмотрения. В любом случае изменения структуры загрязнителей экологической емкости территории сопровождается экономическими расчетами, обеспечивающими тот или иной ее уровень.
В этих расчетах учитываются: затраты на природоохранные мероприятия, на внедрение экологически чистого оборудования, техники, технологии, сооружений, обеспечивающих снижение загрязнений на исследуемой территории; определяется экономический и социальный ущерб в зависимости от уровня загрязнений на исследуемой территории; платежи за загрязнения, сбросы и выбросы, складирования отходов, платежи за использование земли и воды; эксплуатационные расходы на природоохранную деятельность и др.
ЗАХАРОВА И.Ю.
РАЗВИТИЕ СВОБОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОДСИСТЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
В целях развития высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры в России создаются особые экономические зоны (ОЭЗ).
Особая экономическая зона - часть территории РФ, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности. Правовой порядок формирования таких зон определяется Федеральным законом РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года №116-ФЗ. На территории РФ могут создаваться промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны. Особая экономическая зона создаётся на 20 лет, срок её существования продлению не подлежит.
Резидентом промышленно-производственной и технико-внедренческой ОЭЗ могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ [1, с. 23]. Резиденты заключают с организацией управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленнопроизводственной или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законом РФ.
Федеральным законом РФ от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», которые имеют непосредственное отношение к инновационной деятельности в туристской сфере.
В целях развития туризма и санаторно-курортной сферы, создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны. Для оценки целесообразности и эффективности создания этих зон учитываются следующие критерии [2, с. 45-50]:
A. Обеспеченность территории объектами инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур и их фактическое состояние.
Б. Предлагаемые показатели развития этих структур и величины затрат.
B. Количество вновь создаваемых рабочих мест.
Г. Прогнозируемая величина туристского потока.
Д. Экологическое состояние территории и возможное воздействие на окружающую среду.
Е. Планируемые объекты внебюджетных инвестиций в развитии туристской и курортной инфраструктур.
Ж. Характеристика туристско-рекреационного потенциала, его специализации на территории субъекта РФ.
З. Доли расходов бюджетов субъекта РФ, муниципального, федерального и из иных источников.
И. Предполагаемый размер доходов в бюджеты субъекта РФ, муниципальный, федеральный.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Для ОЭЗ разработан ряд льгот резидентам:
1. Специальный коэффициент основной нормы амортизации.
2. Резиденты промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ вправе в отношении собственных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент (не выше 2).
3. Пониженная ставка налога на прибыль. Размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%.
4. Льготы по налогу на имущество. Имущество организации - резидента ОЭЗ, созданного или приобретённого в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на территории данной зоны, освобождается от налогообложения в течение 5 лет с момента постановки на учёт указанного имущества.
5. Льготы по земельному налогу. Организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от налогообложения в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
6. Особый порядок исчисления ЕСН (единый социальный налог). Ставка ЕСН снижается с 26 до 14%.
7. Исчисление расходов на НИОКР. Вправе использовать ускоренный порядок признания расходов на НИОКР.
8. Действие режима свободной таможенной зоны. Резиденты ОЭЗ могут размещать и использовать в пределах ОЭЗ импортированные товары без уплаты таможенных пошлин и НДС; российские - с уплатой акцизов, но без вывозных таможенных пошлин.
9. Снятие ограничений по переносу убытков на следующий налоговый период. При переносе убытков на будущее, на резидентов ОЭЗ не распространяется ограничение, установленное п.2, ст.283 Налогового кодекса РФ (налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, при этом совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 30% налоговой базы).
10. Административная поддержка. Применение к резидентам ОЭЗ принципа «одного окна»; отсутствие градостроительных регламентов для земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ; лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке.
Общая сумма федерального финансирования ОЭЗ на всей территории России - 44,5 млрд руб. (по данным Госкомстата). Общая сумма привлечённых средств должна составить 271 млрд руб.
На территории Краснодарского края созданы ОЭЗ туристско-рекреационного типа на 5 участках Черноморского побережья, общей площадью более 1700 гектаров: два участка на территории города-курорта Анапа - «Благовещенская» и «Высокий берег»; участок «Криница - Архипо-Осиповка» на территории города-курорта Геленджик; «Агрия» на территории Туапсинского района и «Малый Ахун» на территории города Сочи.
Целью проекта ОЭЗ является развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня, что будет способствовать перераспределению туристских потоков по сезонам года; доступности отдыха широким слоям граждан. На территории ОЭЗ в Краснодарском крае предполагается развивать пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный виды туризма
В результате маркетинговых исследований, установлено, что растущие потребности рынка в высококачественных рекреационных услугах диктуют необходимость создания новых санаторно-курортных комплексов, отвечающих таким требованиям.
До 2016 года объём внебюджетных инвестиций в ОЭЗ составит 147,42 млрд руб.; потребность в бюджетных средствах - 28,96 млрд руб. [3]. Планируется строительство гостиничных комплексов общей вместимостью 110 тысяч мест размещения категории 3-5 звёзд; спортивных, физкультурно-оздоровительных и культурно-развлекательных центров и сооружений; яхт-клубов; аквапарков; заведений общественного питания; прочих объектов сферы услуг.
По курорту Анапа предлагается развитие 4 приоритетных зон: Утриш - элитный отдых; Анапа - семейный отдых; Пионерский проспект - детский отдых; Благовещенская коса - новая, прак-
тически неосвоенная зона отдыха. Арендатором земли, общей площадью 1800 гектаров является АО «Благовещенское». Из этого количества под рекреационную зону будет использовано 822 гектара. Именно этой территории планируется придать статус свободной экономической зоны на период проектирования, строительства и расчётного периода окупаемости при эксплуатации.
Для быстрого освоения новой рекреационной зоны потребуются масштабные инвестиции: в строительство средств размещения ориентировочно в размере 34,116 млрд руб.; на строительство объектов общественного питания, индустрии отдыха и развлечений - 5,114 млрд руб., с привлечением на строительство этих объектов частных инвестиций [4].
На данной территории нет инженерной и транспортной инфраструктуры. На её создание по нормативным расчётам потребуется около 9 млрд руб. В том числе на развитие автомобильных дорог - 785 млн руб.; на развитие аэропорта Анапа - 1млрд364 млн руб. (средства инвесторов); на газификацию - 135 млн руб.; благоустройство - 30 млн руб.; на санитарную очистку пляжей - 18,4 млн руб.; теплоснабжение - 186 млн руб. [4].
Основную функциональную часть курортного комплекса, расположенную на Бугазской косе, предполагается использовать для создания:
- 60 гостиничных комплексов вместимостью от 400 до 1000 человек, общей площадью 1126000 кв.м;
- 80 резиденций свободного назначения общей вместимостью 8000 человек и площадью 240000 кв.м;
- СПА-отель вместимостью 800 человек, общей площадью 25000 кв.м, в том числе для проживания - 15000 кв.м и лечебной зоной - 10000 кв.м;
- конгресс-центр на 2000 мест с гостиницей на 800 мест;
- торговые пассажи, рестораны, клубы, объекты обслуживания площадью 300000 кв.м;
- летний театр на 3000 мест;
- искусственный остров с мариной, океанариумом, гостиничным комплексом на 6000 мест, общей площадью 180000 кв.м;
- искусственные острова с пляжами, резиденциями и объектами развлечения площадью 50 гектаров;
- благоустроенные песчаные пляжи, протяжённостью 7 км.
Строительство такого комплекса даст возможность отдыхать с детьми практически в любое время года и хорошо обеспеченным гражданам, и россиянам со средним достатком. Комплекс предполагает функционирование по турецкой модели, то есть по привлекательному принципу «всё размещено». Кроме обычного набора развлечений, это будет центр парусного спорта, океанарий, клубные отели. Всё это позволит создать около 2,7 тысяч новых рабочих мест для анапчан (из расчёта 1 новое рабочее место на 15 отдыхающих).
Сводная ведомость всего комплекса, по оценке специалистов, составит 47 млрд 918 млн руб. Объём финансирования из госказны составит 4млрд 342 млн руб.; столько же из бюджета Краснодарского края; от частных инвесторов - 39 млрд 234 млн руб. [3].
Окупаемость бюджетных инвестиций, рассчитанная непосредственно предприятиями, обслуживающими инженерные сети, коммуникации и объекты жизнеобеспечения, по существующим тарифам, составляет 40 лет. Это значительно меньше срока эксплуатации создаваемого комплекса. Окупаемость частных инвестиций, направленных на создание средств развлечения, наступает на 7 год, а объектов общественного питания и индустрии развлечения - на 4 год эксплуатации. Ввод в эксплуатацию санаторно-курортных учреждений, гостиниц будет происходить равными долями в 2009-2011 годах.
ОЭЗ «Агрия» находится на побережье Чёрного моря, в Туапсинском районе, в субтропической зоне, на территории Агрийского ландшафтного заказника. Площадь первой очереди застройки - 60 гектаров, это будут рекреационные комплексы, рассчитанные на общую вместимость 3060 мест, построенные на отдельных плато. Финансирование будет проводиться поэтапно [3].
Источники финансирования (млн руб.):
- федеральный бюджет: 2007 г. - 135,08; 2008 г. - 146,56; 2009 г. - 153,32; 2010 г. - 168,86; итого - 603,82;
- краевой бюджет: 2007 г. - 81,05; 2008 г. - 87,94; 2009 г. - 91,99; 2010 г. - 101,32; итого: 362,29;
- местный бюджет: 2007 г. - 54,03; 2008 г. - 58,62; 2009 г. - 61,33; 2010 г. - 67,54; итого - 241,53.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Малый Ахун» расположена в Хостинском районе города Сочи. Здесь существуют две категории земель: земли поселений и земли Сочинского национального парка. Первая очередь освоения предусматривается на площади 50 га. Проектом планировки предусматривается создание 14 гостиничных и курортно-туристских комплексов, общей ёмкостью 8700 мест. Предполагаемая стоимость комплекса 3360 млн руб.; срок окупаемости - 7 лет.
ОЭЗ в районе посёлков Криница и Архипо-Осиповка близ города-курорта Геленджик занимает площадь 570 га, в том числе земель лесного фонда - 454,56 га. ОЭЗ будет размещаться от посёлка Криница до посёлка Бета и от Беты до курорта Архипо-Осиповка. Данная территория, расположенная на высоком берегу Чёрного моря, будет делиться на северо-западную, центральную и восточную. Северо-западная часть представлена двумя территориями:
- расположенной в районе посёлка Береговое;
- вдоль Чёрного моря, примыкающей восточной границей к устьевой части реки Пшада. Центральная часть расположена вдоль Чёрного моря и примыкает к посёлку Криница;
восточная - вдоль Чёрного моря от посёлка Бета до посёлка Архипо-Осиповка. Общая рекреационная ёмкость составляет 29,5 тысяч отдыхающих. Часть территории заходит далеко в горы по течению реки Пшада - объекта интересного, по мнению автора, для развития зелёного туризма и агротуризма. ОЭЗ «Высокий берег» - проект в городе-курорте Анапа. Это участок побережья от Анапского мыса до станицы Су-Псех. Здесь преобладают каменистые пляжи, расположенные под сланцевым обрывом. В инвестиционном проекте запланировано строительство 20 санаториев и пансионатов, а так же вспомогательной инфраструктуры. Проект займёт 215 га земли, протянувшись на 2 км вдоль моря.
Государственные инвестиции в создание инфраструктуры должны быть освоены до 2013 года. Сам проект ОЭЗ туристско-рекреационного типа рассчитан до 2026 года. За это время администрация Краснодарского края должна привлечь 150 млрд руб. частных инвестиций и создать дополнительно более 110 тысяч мест размещения туристов в отелях среднего и премиум-класса.
Создание ОЭЗ повысит ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, не только от туристской сферы, но и от смежных отраслей - поставщиков туристского сектора. Будут созданы 26 тысяч новых рабочих мест, а дополнительные доходы занятых в туристском секторе превысят 5 млрд руб. в год. По мнению автора, улучшится позиционирование курортов Краснодарского края для всех сегментов туристского рынка. Города-курорты Краснодарского края будут иметь ярко выраженную специализацию, что даст возможность активно конкурировать с курортами Турции, Болгарии, Чехии.
ЛМТЕРАТУРА
1. ЕнджейчыкИ. Современный туристский бизнес. Экостратегия в управлении фирмой. М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: Академия, 2007.
3. Официальный сайт Департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края // http://www.dips.kubangov.ru/
4. Официальный сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами // http://www.rosoez.ru/
ЗИНЧЕНКО А.Б., ГОЛОВАНЬ С.И.
УСТОЙЧИВЫЕ КОАЛИЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И СУПЕРИГРОКИ КООПЕРАТИВНЫХ ИГР С ПОБОЧНЫМИ ПЛАТЕЖАМИ
Кооперативные игры были введены для моделирования экономических ситуаций, интересы участников которых хотя и не совпадают, но и не являются противоположными. В работах [2, 3, 4] описаны модели экономических ситуаций, успешно разрешаемых с помощью кооперативной теории.