Научная статья на тему 'Развитие стрессоустойчивости при подготовке студентов на высокотехнологичном тренажерном оборудовании'

Развитие стрессоустойчивости при подготовке студентов на высокотехнологичном тренажерном оборудовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стрессоустойчивость / тренажерное оборудование / подготовка / развитие / профессиональная деятельности / stress resistance / training equipment / training / development / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина Мария Владимировна

В статье рассмотрены вопросы развития стрессоустойчивости при подготовке студентов транспортного вуза на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Проанализированы исследования, направленные на обеспечение успешного достижения поставленных целей обучения и реализующихся с помощью способов формирующего поведения. Сформулировано понятие стрессоустойчивости при обучении на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Охарактеризованы возможные психологические реакции обучающихся при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Приведены выводы тестирования самооценки стрессоустойчивости бакалавров. Сформулированы выводы о возможности развития стрессоустойчивости при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании в сочетании с комплексом упражнений для саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карелина Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing stress resistance while training students on high-tech training equipment

The article deals with the development of stress resistance when training transport universities students on high-tech training equipment. The research aimed at ensuring the successful achievement of learning objectives and realized by means of shaping behaviors, is analyzed. The notion of stress resistance when training on high-tech training equipment is formulated. Possible psychological reactions of trainees during training on high-tech simulators have been considered. The findings of undergraduates’ stress tolerance self-assessment test are shown. The conclusions are drawn up regarding the possibility of stress resistance development in the process of training on high-tech training equipment in combination with a complex of self-regulation exercises.

Текст научной работы на тему «Развитие стрессоустойчивости при подготовке студентов на высокотехнологичном тренажерном оборудовании»

УДК 378.147 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-248-257

ББК 74.48

РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ТРЕНАЖЕРНОМ ОБОРУДОВАНИИ

DEVELOPING STRESS RESISTANCE WHILE TRAINING STUDENTS ON HIGH-TECH TRAINING EQUIPMENT

Карелина Мария Владимировна

Доцент кафедры «Технология транспортных процессов», Российский университет транспорта (МИИТ), кандидат технических наук E-mail: mv_karelina@mail.ru

Karelina Maria V.

Assistant Professor at the Department "Technology of Transport Processes", Russian University of Transport (MI IT), PhD in Technical sciences E-mail: mv_karelina@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития стрессоустойчивости при подготовке студентов транспортного вуза на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Проанализированы исследования, направленные на обеспечение успешного достижения поставленных целей обучения и реализующихся с помощью способов формирующего поведения. Сформулировано понятие стрессоустойчивости при обучении на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Охарактеризованы возможные психологические реакции обучающихся при подготовке на высокотехнологичном тренажерном

Abstract. The article deals with the development of stress resistance when training transport universities students on high-tech training equipment. The research aimed at ensuring the successful achievement of learning objectives and realized by means of shaping behaviors, is analyzed. The notion of stress resistance when training on high-tech training equipment is formulated. Possible psychological reactions of trainees during training on high-tech simulators have been considered. The findings of undergraduates' stress tolerance

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Карелина М. В., 2024

оборудовании. Приведены выводы тестирования самооценки стрессоустойчивости бакалавров. Сформулированы выводы о возможности развития стрессоустойчивости при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании в сочетании с комплексом упражнений для саморегуляции.

self-assessment test are shown. The conclusions are drawn up regarding the possibility of stress resistance development in the process of training on high-tech training equipment in combination with a complex of self-regulation exercises.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, тренажерное оборудование, подготовка, развитие, профессиональная деятельности.

Keywords: stress resistance, training equipment, training, development, professional activity.

Для цитирования: Карелина М. В. Развитие стрессоустойчивости при подготовке студентов на высокотехнологичном тренажерном оборудовании // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 248-257. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-248-257.

Cite as: KareLina M. V. Developing stress resistance while training students on high-tech training equipment. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 248-257. DOI: 10.31862/2218-87112024-2-248-257.

В связи с изменением содержания труда и использованием новых технологий возрастает значимость проблемы развития стрессоустойчивости обучающихся для подготовки к будущей профессиональной деятельности, и в том числе специалистов транспорта, которые по роду занятий часто вынуждены испытывать стресс на рабочем месте. Соответственно, актуальным оказывается проведение исследований, направленных на выявление конкретных особенностей стресса в данной области и возможностей применения существующих и разработки новых или усовершенствованных методик выработки стрессоустойчивости.

Особый интерес представляет формирование стрессоустойчивости при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании и изменение ее показателей в течение определенного срока обучения. Эта задача решалась нами на конкретном высокотехнологичном тренажерном оборудовании. В процессе подготовки на этом оборудовании обучающийся испытывает «...высокую эмоциональную и нервно-психическую напряженность, вызванную одновременным пребыванием студента в течение длительного времени в сосредоточенном состоянии, в различных неудобных положениях при высоких информационных нагрузках» [1, с. 120].

До настоящего времени не существует единого определения понятия «стрессоустойчивость» и насчитывается около четырех десятков определений понятия «стресс». Наиболее распространенным толкованием понятия «стресс» является данное Гансом Селье (Н. Selye): «.совокупность стереотипных, филогенетических, запрограммированных, неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, к сопротивлению и борьбе» [2, с. 5].

Проблемами стрессоустойчивости занимались многие исследователи (Д. Амир-хан, А. В. Либин, А. В. Либина, У. Кэннон, Р. Лазарус, Л. Мерфи, В. М. Писаренко, Г. Селье, О. А. Сиротин), которые сводили это понятие к термину эмоциональной устойчивости, которая позволяет обеспечить высокую работоспособность в сложных ситуациях и результативность деятельности. Однако понятия эмоциональной устойчивости и стрессо-устойчивости не являются идентичными.

Исследователями, такими как Д. Амирхан, Л. Г. Дикая, О. А. Конопкин, Р. Лазарус, Л. Мерфи, В. И. Моросанова, Р. Р. Сагиев, Н. Сирота, С. Фолкман, Н. Хаан, отмечается, что саморегуляция человека выступает базовым условием стрессоустойчивости и является механизмом психологической защиты, эмоционально обусловленным механизмом (копинг-механизмы), позволяющим справиться со стрессом.

Исследователями А. Г. Бусыгиным и Е. В. Лизуновой под стрессоустойчивостью понимается изостатическое состояние организма, возникающее как ответная реакция на психологические, физиологические и социальные потребности личности [3, с. 82].

Согласимся с позицией исследователей А. А. Андреевой, А. М. Акбаевой, И. Г. Антиповой, П. К. Анохиным, Б. Ф. Ломовым, А. В. Лузько, А. Захаровой, рассматривающих стрессоустойчивость как фактор развития профессиональных компетенций у обучающихся и под термином «стрессоустойчивость» понимающих свойство личности, которое характеризуется необходимой адаптацией студента к воздействию факторов (внешних и внутренних) в процессе учебной деятельности, обеспечивает успешное достижение цели деятельности и реализуется с помощью способов формирующего поведения в эмоциональной, мотивационной, когнитивной и поведенческой сфере деятельности личности [4, с. 353; 5, с. 135].

Термин «стрессоустойчивость» в Большом психологическом словаре Б. Мещерякова, В. Зинченко характеризует совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, обусловленные особенностями будущей профессиональной деятельности, которые возможно развивать активными тренировками и психологическим тренингом [6, с. 357].

Основными способами формирующего поведения являются: поиск поддержки и совместная деятельность обучающегося в решении проблем, их дальнейшее изучение и прогнозирование последствий, оптимистичный подход к проблемам, поддержание самообладания и последующая эмоциональная разрядка.

Под формированием стрессоустойчивости при обучении на высокотехнологичном тренажерном оборудовании будем понимать подготовку обучающегося к воздействию психологических факторов сложной профессиональной ситуации в процессе учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающую успешное достижение результатов и адаптацию к новым условиям с помощью способов формирующего поведения в эмоциональной, мотивационной, когнитивной и поведенческой сфере деятельности личности.

Многими исследователями (В. Я. Апчел, В. Е. Цыган) стресс рассматривается как реакция личности обучающегося и свойств его темперамента (Н. И. Блудов, В. А. Плахти-енко), особенностей эндокринных желез на действие отрицательных факторов. При этом

можно отметить определенные стадии: реакцию тревоги, во время которой сопротивление организма понижается и включаются защитные механизмы; сопротивление (резистентность), когда функционирование систем обеспечивается корректировкой организма к незнакомым условиям; истощение, в которой нарастает нарушение единства жизненных функций и проявляются проблемы защитных механизмов.

Исследователи (К. И. Погодаев, В. Я. Апчел, В. Н. Цыган, В. Д. Трошин, К. В. Судаков, П. Е. Умрюхин) указывают на возможность получения как конструктивного, так и деструктивного стрессов, считая, что он может не только нанести вред, но и активизировать силы организма, являясь как положительной мотивирующей силой, помогающей улучшить «комфортность жизни» (эустресс), так и ослабляющей, повреждающей организм (дистресс), который снижает эффективность учебного процесса, вызывая у обучающегося высокие интеллектуальные и эмоциональные перегрузки, истощает организм.

Отмечается, что эустресс совершенствует возможности человека, способствует самосовершенствованию и развитию способностей, повышению самоуважения и личностного роста, являясь одним из важных инструментов тренировки, приближенной к будущим фактическим условиям работы и закаливая личность, заставляющая быть постоянно бдительным и готовым к экстремальным действиям, развивая резистентность психики и организма в целом, останавливаясь на грани, когда эустресс не переходит в дистресс.

Возможными психологическими реакциями обучающихся при тренировках на высокотехнологичном тренажерном оборудовании могут быть следующие (см. табл.1).

Авторами Л. М. Аболиным, В. А. Бодровым, А. А. Барановым, Б. Х. Варданяном, П. Б. Зильберманом, А. А. Реаном, Ю. В. Щербатых, C. M. Aldwin, A. Bandura, S. E. Hobfoll, E. Hubbard, R. S. Lazarus, S. Folkman, S. Hashman собраны обширные данные по развитию стрессоустойчивости и в основном по совершенствованию устойчивости стресса у педагогов в рамках психологических проблем, тогда как стрессоустойчивость студентов при обучении, и в том числе на высокотехнологичном тренажерном оборудовании (Н. Н. Васягина, О. В. Лозгачева, М. Л. Хуторная, D. Mechanic и др.), является малоизученной проблемой [7, с. 93; 8, с. 34; 9, с. 89; 10, с. 261; 11, с. 82; 12, с. 68; 13, с. 73; 14, с. 294].

Исследователь О. А. Семиздралова отмечает, что эффективность обучающей деятельности в экстремальных условиях определяется не только приобретаемыми знаниями, умениями и опытом, но и значимыми свойствами личности. Стрес-соустойчивость как качество личности, обеспечивающее ее приспосабливаемость к изменяющимся условиям деятельности, включает в себя следующие компоненты: психофизиологические (свойства, тип нервной системы); эмоциональные (опыт личности, накопленный в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций); мотивационный (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость); волевой (сознательная саморегуляция действий, приведение их в соответствие с условиями ситуации); информационную готовность личности к выполнению определенных профессиональных задач; интеллектуальный (оценка, прогноз, принятие решений о способах действий) [15, с. 49].

Таблица 1

Возможные психологические реакции обучающихся при тренировках на высокотехнологичном тренажерном оборудовании

Положительная реакция Отрицательная реакция

Мобилизация психологических возможностей обучающегося Проявление беспокойства, чувства неуверенности, тревоги не успеть в определенное (короткое) время выполнить задание, появление ощущений недоработки

Активация когнитивных способностей и ответственности при выполнении заданий Обострение чувства самосохранения

Возникновение практического импульса Появление страха, боязнь не справиться со сложным техническим устройством, боязнь ошибиться и не перейти на следующий уровень обучения (высокая цена ошибки)

Возникновение азартности и радости от безошибочно пройденного задания Проявление растерянности, ступор из-за возможных неадекватных требований преподавателя

Активизация познавательной деятельности с последующей ее оптимизацией Затруднения в ориентации в происходящем, нарушения в познавательной деятельности при длительном напряжении

Актуализация творческих возможностей Нарушение отработанных умений, появление ошибок во время тренировок, затруднения в запоминании последовательности операций

Повышение готовности к принятию решений, осмысленным действиям Проявление несобранности при выполнении заданий

Повышение выносливости, неприхотливости Утрата самоконтроля, проявление эмоциональных реакций, бессмысленные действия

Ускорение реакции при выполнении заданий Проявление чувства слабости и усталости при информационной перегрузке

Понижение утомляемости, исчезновение чувства усталости Чувство досады, недовольство собой, острые психозы

Регуляторами стрессоустойчивости обучающегося могут служить уровень самооценки и ее адекватность. Если она позитивна - личность стремится к самореализации, уверенна в себе, если негативна - обращается к деспотичной манере как средству психологической защиты. При низкой самооценке личность воспринимает все через призму своих тревог и стрессов (интроверсия, эмоциональная нестабильность, склонность к безрассудным поступкам с неприятными последствиями). Одним из важных факторов повышения стрессоустойчивости обучающегося является также формирование его социально-психологической толерантности, способствующей познавательной и умственной активности.

Показатели формирования стрессоустойчивости студентов в условиях применения высокотехнологичного тренажерного оборудования будут изменяться, если обеспечить обучение антистрессовым стратегиям при развитии когнитивной и эмоционально-регулятивных функций.

Применение итерационно-деятельностного подхода в подготовке на тренажерном оборудовании может являться частью системы обучения студентов транспортного вуза, акцентирующего внимание на результатах адаптации к будущей профессиональной деятельности.

Процесс подготовки на высокотехнологичном тренажерном оборудовании относится к фрустрирующей ситуации, когда обучающийся должен прикладывать определенные усилия для ослабления влияния стресса и личностные ресурсы по разрешению возникшей проблемы (Т. Л. Крюкова, В. Д. Сапоровская, C. M. Aldwin, S. C. Kobasa, S. R. Maddi, S. Kahn). Существует большое количество методик диагностики стресса и нервно-психического напряжения. К этой группе относятся: опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»; методика для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора; шкала психологического стресса PSM-25 Лемура - Тесье - Филлиона; комплексная оценка проявлений стресса Ю. В. Щербатых; тест «Степень напряженности» Н. А. Литвинцева; методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В. Заикина, тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Т. Виллиансона); стрессоустойчивость к организационному стрессу - шкала Мак-Лина; степень предпочтения моделей поведения в стрессовой ситуации-опро-сник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS, С. Хобфолл), уровень ситуативной и личностной тревожности - тест Ч. Спилберга в модификации Ю. Л Ханина [16, с. 321; 17, с. 75; 18, с. 34; 9, с. 29].

За период обучения в течение одного семестра (в начале и по окончании) было проведено тестирование самооценки стрессоустойчивости по С. Коухену и Т. Виллиансону в трех группах (84 человека) бакалавров направления 23.03.01 «Технология транспортных процессов» в РУТ (МИИТ), которые в рамках изучения дисциплин «Управление эксплуатационной работой», «Железнодорожные станции и узлы», «Организация работы экспедиторских фирм», «Технология работы и эксплуатация вокзальных комплексов и транспортно-пересадочных узлов», «Управление грузовой и коммерческой работой» «Современные методы диспетчерского управления перевозочным процессом», «Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения» применяют для подготовки следующие тренажеры: имитационный обучающий комплекс «Приемосдатчик груза и багажа/приемщик поездов»; тренажер-симулятор ЖАТ «Поездной участковый диспетчер/дежурный по железнодорожной станции»; Тренажерный комплекс «Центр автоматизированного управления работой станции Бекасово-Сорти-ровочное».

Всего на тренажерном оборудовании каждый из тестируемых выполнил 12 практических заданий. Тестирование (методика включает 10 вопросов) позволяет обучающемуся самостоятельно определить уровень своей стрессоустойчивости, и в зависимости от суммы набранных баллов он может быть «отличным», «хорошим», «удовлетворительным», «плохим» и «очень плохим». «Закрытый» вариант вопросов тестирования позволял выбрать один из нескольких стандартных ответов: никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто. Тестирование показало, что даже за такой короткий период

времени показатели стрессоустойчивости «отлично» и «хорошо» у студентов увеличились в среднем на 6,2%.

Для повышения стрессоустойчивости и саморегуляции мышечного тонуса возможно комплексное сочетание подготовки на тренажерном оборудовании и проведения аутогенной, идеомоторной тренировок, стимульной релаксации и серии упражнений для расслабления скелетной мускулатуры (А. Г. Панов, В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов). Положительное влияние на эмоциональное состояние обучающегося может оказывать дыхательная гимнастика, формирующая приемы самовнушения в ритме дыхания.

Также большое значение для повышения стрессоустойчивости при подготовке на тренажерном оборудовании имеет процесс саморегуляции, который представляет собой процедуру самоуправления, регуляции своего функционального состояния, поведения и поддержания баланса в системе «субъект-среда-деятельность», освоение начальных навыков релаксации и управления психическими и вегето-соматически-ми функциями, направленными на устранение эмоциональной доминанты, снижение функциональных расстройств, стимуляцию функциональной активности (Л. Г. Дикая, М. Л. Хуторная, Н. А. Коваль, Р. П. Мильруд).

Существует достаточно обширный комплекс упражнений для саморегуляции, представленный в исследованиях [4, с. 353; 19, с. 27; 3, с. 56; 5, с. 135; 2, с. 92; 15, с. 71; 9, с. 41], направленный на нервно-мышечную релаксацию и развитие рефлексивного мышления, последующего расслабления основных мышечных групп тела, уменьшения эмоционального напряжения (мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую), который можно применять в рамках подготовки на высокотехнологичном тренажерном оборудовании.

Выводы

1. Анализ научно-методической литературы в области стрессоустойчивости показал, что в настоящее время недостаточно разработана проблема развития стрессо-устойчивости обучающихся при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании в процессе учебной деятельности, слабо отражена проблема влияния специализации учебной деятельности на подготовку к преодолению стресса при выполнении будущей профессиональной деятельности.

2. Как показал эксперимент, проведенный в условиях, близких к реальной работе, подготовка на высокотехнологичном тренажерном оборудовании способствует формированию положительных черт личности обучающегося (свобода, уверенность в себе, стрессоустойчивость), улучшению координации движений в будущей профессиональной деятельности.

3. Результатом подготовки на тренажерном оборудовании явилась также положительная динамика показателей самооценки стрессоустойчивости (по С. Коухену и Т. Виллиансону) на «отлично» и «хорошо» у студентов.

4. Для комплексного решения задачи развития стрессоустойчивости у студентов, чья профессиональная деятельность будет непосредственно связанна с движением

поездов, эксплуатационной и маневровой работой и др., необходимо не только отрабатывать практические навыки и умения при реальных и нештатных технологических ситуациях на высокотехнологичном тренажерном оборудовании, но и включить в процесс обучения теоретические основы психологии стресса и методы саморегуляции психических состояний.

5. В процессе обучения необходимо оптимально сочетать подготовку на высокотехнологичном тренажерном оборудовании с комплексом упражнений для саморегуляции, направленных на нервно-мышечную релаксацию и уменьшение эмоционального напряжения.

6. Исследования по использованию методик выработки стрессоустойчивости и антистрессовые стратегии, связанные с учебной и педагогической деятельностью, являются наиболее применимыми в учебно-методических материалах различных видов тренажерного оборудования для специалистов направления подготовки «Техника и технология наземного транспорта».

Список литературы

1. Карелина М. В. Возможности применения высокотехнологичного тренажерного оборудования для подготовки студентов в условиях нивелирования рисков для здоровья // Информатизация образования и науки. 2022. № 3. С. 118-128.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 124 с.

3. Бусыгин А. Г., Лизунова Е. В. Стрессоустойчивость инспектора ГИБДД: моногр. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. 123 с.

4. Андреева А. А., Старое М. И. Развитие стрессоустойчивости в учебной деятельности как условие улучшения психологического здоровья // Фундаментальная наука - ресурс сохранения здоровья здоровых людей: материалы Междунар. конгресса. Тамбов, 2008. С. 351-356.

5. Лузько А. В. Стресс у студентов: причины и последствия // Научные труды республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2016. № 16-2. С. 133-138.

6. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. Олма-Пресс, 2003. 672 с.

7. Ванесян А. С., Идрисов К. Л., Петров Ю. Е. Формирование и повышение стрессоустойчивости в Вооруженных Силах РФ: моногр. Уфа: РИК УГАТУ, 2018. 128 с.

8. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности / Н. Н. Смирнова, А. Г. Соловьев, М. В. Корехова [и др.]. Архангельск: Изд-во СГМУ, 2017. 160 с.

9. Хуторная М. Л., Коваль Н. А., Мильруд Р. П. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: от теории к практике: моногр. Воронеж: Научная книга, 2010. 157 с.

10. Aldwin C. M. Stress, coping, and development. An Integrative Perspective. Second Edition. N. Y.: Guilford press, 2007. 432 p.

11. Bandura A. Self-efficacy conception of anxiety // Anxiety research. 1988. Vol. l. P. 77-98.

12. Hobfoll S. E., Shirom A. Conservation of resources theory: Applications to stress and management in the workplace // Handbook of organization behavior. 2000. Vol. 2. P. 57-81.

13. Hubbard E. The cognition stress system: Attitudes, beliefs, and expectations // Stress and health / ed. by L. Rice. Brooks: Cole Publishing Company, 1992. P. 61-84.

14. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y: Springer Publishing House, 1984. 456 p.

15. Семиздралова О. А. Развитие стрессоустойчивости. СПб.: Наукоемкие технологии, 2023. 83 с.

16. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О. В. Барканова. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.

17. Михеева А. В. Методика диагностики стрессоустойчивости // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2011. № 2. С. 74-77.

18. Психология личности. Тесты, опросники, методики / сост. И. В. Киршева, Н. В. Ряб-чикова. М.: Геликон,1995.

19. Бохан Т. Г. Психология стресса: системный подход: учеб. пособие. Томск: Изд. Дом Томского гос. ун-та, 2019. 39 с.

References

1. Karelina M. V. Vozmozhnosti primeneniya vysokotekhnologichnogo trenazhernogo oborudovaniya dlya podgotovki studentov v usloviyakh nivelirovaniya riskov dlya zdorovya. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki. 2022, No. 3, pp. 118-128.

2. Selye H. Stress bez distressa. Moscow: Progress, 1982. 124 p. (In Russian)

3. Busygin A. G., Lizunova E. V. Stressoustoychivost inspektora GIBDD: monogr. Samara: Izd-vo SGPU, 2008. 123 p.

4. Andreeva A. A., Starov M. I. Razvitie stressoustoychivosti v uchebnoy deyatelnosti kak uslovie uluchsheniya psikhologicheskogo zdorovya. In: Fundamentalnaya nauka - resurs sokhraneniya zdorovya zdorovykh lyudey. Proceedings of International congress. Tambov, 2008. Pp. 351-356.

5. Luzko A. V. Stress u studentov: prichiny i posledstviya. Nauchnye trudy respublikanskogo instituta vysshey shkoly. Istoricheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2016, No. 16-2, pp. 133-138.

6. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. Bolshoy psikhologicheskiy slovar. Olma-Press, 2003. 672 p.

7. Vanesyan A. S., Idrisov K. L., Petrov Yu. E. Formirovanie i povyshenie stressoustoychivosti v Vooruzhennykh Silakh RF: monogr. Ufa: RIK UGATU, 2018. 128 p.

8. Smirnova N. N., Solovyev A. G., Korekhova M. V. et al. Professionalnyy stress i stressoustoychivost spetsialistov ekstremalnogo profilya deyatelnosti. Arkhangelsk: Izd-vo SGMU, 2017. 160 p.

9. Khutornaya M. L., Koval N. A., Milrud R. P. Razvitie stressoustoychivosti studentov v usloviyakh intellektualnykh ispytaniy: ot teorii k praktike: monogr. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2010. 157 p.

10. Aldwin C. M. Stress, coping, and development. An Integrative Perspective. Second Edition. N. Y.: Guilford press, 2007. 432 p.

11. Bandura A. Self-efficacy conception of anxiety. Anxiety research. 1988, Vol. l, pp. 77-98.

12. Hobfoll S. E., Shirom A. Conservation of resources theory: Applications to stress and management in the workplace. Handbook oforganization behavior. 2000, Vol. 2, pp. 57-81.

13. Hubbard E. The cognition stress system: Attitudes, beliefs, and expectations. In: Stress and health. Ed. by L. Rice. Brooks: Cole Publishing Company, 1992. Pp. 61-84.

14. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y: Springer Publishing House, 1984. 456 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Semizdralova O. A. Razvitie stressoustoychivosti. St. Petersburg: Naukoemkie tekhnologii, 2023. 83 p.

16. Barkanova O. V. (comp.) Metodiki diagnostiki emotsionalnoy sfery: psikhologicheskiy praktikum. Iss. 2. Krasnoyarsk: Litera-print, 2009. 237 p.

17. Mikheeva A. V. Metodika diagnostiki stressoustoychivosti. Vestnik RUDN. Ser.: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsialnost. 2011, No. 2, pp. 74-77.

18. Kirsheva I. V., Ryabchikova N. V. (comps.) Psikhologiya lichnosti. Testy, oprosniki, metodiki. Moscow: Gelikon,1995.

19. Bokhan T. G. Psikhologiya stressa: sistemnyy podkhod: ucheb. posobie. Tomsk: Izd. Dom Tomskogo gos. un-ta, 2019. 39 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2

Статья поступила в редакцию 04.09.2023 The article was received on 04.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.