Научная статья
УДК 316.6-057.874
https://doi.Org/10.24158/spp.2024.1.9
Исследование стрессоустойчивости старшеклассников
Марина Владимировна Верещагина1, Милана Тахировна Хасханова2, Татьяна Андреевна Юрченко3
12Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия 3Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, Россия 1vermarina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-5227-3102 2milaaa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0458-7764 3tata.yurchenko.18@bk.ru
Аннотация. В статье представлено обоснование изучения стрессоустойчивости личности в старшем школьном возрасте, а также возможности влиять на ее развитие. Дается определение и понимание авторами стрессоустойчивости личности в контексте современных концепций и теорий. Сама работа посвящена изучению особенностей стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте с помощью теста Т. Иванченко с соавторами «Инвентаризация симптомов стресса», теста «Вероятность развития стресса» Дж.Х. Тейлора в адаптации Т.А. Немчина, теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, методики определения доминирующего состояния Л.В. Куликова. Представлены результаты диагностики стрессоустойчивости старшеклассников, вероятности развития у них стресса, инвентаризации симптомов стресса и доминирующих состояний, а также корреляционные связи исследуемых переменных. Приводится анализ эффективности разработанной авторами программы по повышению показателей стрессоустойчивости личности в старшем школьном возрасте, реализуемой в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, инвентаризация стресса, старшеклассники, психодиагностика стрессоустойчивости, повышение стрессоустойчивости
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Верещагина М.В., Хасханова М.Т., Юрченко Т.А. Исследование стрессоустойчивости старшеклассников // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 90-97. https://doi.org/10.24158/spp.2024.1 9.
Original article
Study of Stress Resistance of High School Students
Marina V. Vereshchagina1, Milana T. Khaskhanova2, Tatyana A. Yurchenko3
12Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia 3North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia 1vermarina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-5227-3102 2milaaa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0458-7764 3tata.yurchenko.18@bk.ru
Abstract. The article presents the rationale for studying the stress resistance of an individual in high school age, as well as the possibility of influencing its development. The authors' definition and understanding of personality stress resistance in the context of modern concepts and theories is given. The work itself is devoted to studying the characteristics of stress resistance in high school age using the test by T. Ivanchenko et al. "Inventory of stress symptoms", the test "Probability of Stress Development" by J.H. Taylor adapted by T.A. Nemchin, self-assessment test of stress resistance by S. Couchen and G. Willianson, methods for determining the dominant state of L.V. Kul-ikova. The results of diagnostics of high school students' stress resistance, likelihood of stress development in them, inventory of stress symptoms and dominant states, as well as correlation relations of the studied variables are presented. An analysis of the effectiveness of the program developed by the authors to increase the stress resistance of an individual in high school age, implemented in a secondary school, is provided.
Keywords: stress, stress resistance, stress inventory, high school students, psychodiagnostics of stress resistance, increasing stress resistance
Funding: Independent work.
For citation: Vereshchagina, M.V., Khaskhanova, M.T. & Yurchenko, T.A. (2024) Study of Stress Resistance of High School Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 90-97. Available from: doi:10.24158/spp.2024.1.9 (In Russian).
© Верещагина М.В., Хасханова М.Т., Юрченко Т.А., 2024
- 90 -
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы специалисты в области образования выказывают свою обеспокоенность существенным ростом стрессовых состояний у обучающихся в школе. Процессы глобализации, приводящие к интенсификации воздействий со стороны социальной среды на индивида, зачастую характеризуются стрессоген-ным характером (Юрченко, Верещагина, 2022), т. е. обладают целым набором стрессогенных факторов (Церковский, 2019). Следствием такого негативного воздействия часто является потеря психологического здоровья обучающихся1 (Кубашичева, 2014; Levi, 1974).
Обзор литературы. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе развития психологической науки все же насчитывается ограниченное количество работ, которые посвящены изучению стрессоустойчивости молодежи (Коло-довская, 2013; Коновалова, 2017; Малюшина, 2018), что доказывает недостаточность внимания, которое уделяется специалистами в сфере образования разработке проблемы формирования стрессоустойчивости обучающихся, особенно в условиях школы (Мухина, Коршунова, 2014; Гри-шанова, 2021; Юрченко, Верещагина, 2021).
В своем исследовании мы опирались на понимание стрессоустойчивости как совокупности качеств личности, характеризующейся: положительным эмоциональным фоном и высокой эмоциональной устойчивостью (Катунин, 2012); активным оптимистичным отношением к жизни при ощущении внутренней собранности, полноты энергии и сил; готовностью к работе и преодолению трудностей, сопровождающейся развитой способностью брать на себя ответственность, стремлением к реализации способностей и возможностей, высокой оценкой личной успешности (Еременко, Федотов, 2015), а также верой в свои возможности, что позволяет человеку достаточно легко переносить воздействия стрессоров без вредных эмоциональных всплесков, оказывающих влияние на выполняемую деятельность и на окружающих людей (Юрченко, Верещагина, 2022).
Е.Э. Лисовская, разрабатывая структуру стрессоустойчивости личности, предлагает рассматривать в ее структуре такие компоненты, как: мотивационный, который отражает направленность личности и нацеленность на выполнение поставленной задачи (учебной, коммуникативной, трудовой и др.); познавательный, связанный со степенью осознания и понимания выполняемой задачи; операциональный, который объединяет используемые способы и приемы деятельности; физиологический, определяющий энергетические возможности организма ее выполнения; коммуникативный, связанный с социально-психологическим аспектом достижения цели и процессом взаимодействия с другими людьми в рамках выполняемой деятельности (Лисовская, 2019).
Мы уже отмечали, что важным фактором, определяющим стрессоустойчивость личности, выступают ее ресурсы (Юрченко, Верещагина, 2022). С позиции теории психологического стресса В.А. Бодров разрабатывает понятие «ресурсы личности» (Бодров, 2019), понимая под ними физические и духовные возможности индивида, мобилизация которых обеспечивает выполнение программы поведения и обосновывает использование стратегий и способов, способствующих предотвращению развития стресса или его купирования (Юрченко, Верещагина, 2021; Desai, 1993).
Согласно теории сохранения ресурсов С. Хобфолла именно ресурсы личности определяют развитие стрессоустойчивости (Hobfoll, 2011). А психологическими условиями ее развития выступают: расширение знаний о стрессе и способах его преодоления; развитие навыков саморегуляции; актуализация опыта успешного преодоления стресса; формирование моделей конструктивного поведения в условиях стресса; развитие позитивного и рационального видов мышления; осознание и целенаправленность поведения.
Описание выборки и методик. Провели психодиагностическое исследование старшеклассников на базе МБОУ СОШ № 27 г. Владикавказа и определили показатели стрессоустойчивости у юношей и девушек старшего школьного возраста (16-17 лет) в количестве 40 человек.
В психодиагностическом исследовании применили методики, которые позволяют получить развернутую картину по наличию стрессовых признаков, подверженности стрессовым ситуациям, прогнозу развития стресса, самооценки стрессоустойчивости и личностных ресурсов в виде доминирующих состояний личности, а именно: тест «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванченко с соавторами, который позволяет выявить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса; тест «Вероятность развития стресса» Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчина, направленный не только на диагностику, но и прогнозирование развития стресса; тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, позволяющий определить субъективную оценку стрессоустойчивости личности; методику Л.В. Куликова на определение доминирующего состояния личности, предназначенную для определения характеристик, настроений и некоторых других показателей личностного уровня, психических состояний с помощью субъективных оценок личности2.
1 Завертаная Е.И. Психофизиологические особенности состояния организма школьников выпускных классов общеобразовательных школ г. Тюмени : дис. ... канд. биолог. наук. Тюмень, 2002. 124 с.
2 Куликов Л.В. Определение доминирующего и актуального психического состояния // Практикум по психологии состояний : учебное пособие / под ред. А.О. Прохорова. СПб., 2004. ^ 32-62.
Результаты и их обсуждение. Обобщенные результаты психодиагностики представили в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования стрессоустойчивости и доминирующих состояний старшеклассников, в %
Table 1 - Results of the Study of Stress Resistance
and Dominant States of High School Students, in %_
Шкала Уровень выраженности
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Инвентаризация симптомов стресса 22,5 - 47,5 - 30,0
Стрессоустойчивость 17,5 - 55,0 - 27,5
Самооценка стрессоустойчивости 2,5 15,0 32,5 40,0 10,0
Активное отношение к жизненной ситуации 15,0 27,5 30,0 22,5 5,0
Тонус 10,0 20,0 45,0 20,0 5,0
Спокойствие - тревога 17,5 22,5 27,5 20,0 12,5
Устойчивость эмоционального фона 15,0 17,5 32,5 22,5 12,5
Удовлетворенность жизнью 17,5 20,0 37,5 20,0 5,0
Положительный образ себя 20,0 27,5 32,5 20,0
Итак, с помощью методики «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванченко с соавторами мы получили следующие результаты. 22,5 % старшеклассников обладают низким уровнем стресса. Как правило, эти старшеклассники спокойно и уверенно справляются со стрессом и проблемами, возникающими в их жизни. 47,5 % учащихся старших классов справляются с появляющимися проблемами и в умеренной степени подвержены стрессу. Им характерна активная деятельность и состояние эмоционального напряжения. У них возникают стрессовые состояния как положительного характера, стимулирующие деятельность, так и отрицательного, не способствующие эффективному выполнению поставленных задач. Испытывают сильное эмоциональное напряжение 30,0 % старшеклассников, которым свойственны многочисленные переживания трудностей и проблем, честолюбие, зависимость от чужого мнения и оценок, что приводит к развитию стресса. С крайне высоким уровнем стресса, который напрямую угрожает здоровью, среди респондентов выявлено не было.
Таким образом, можно сказать, что большинство старшеклассников имеют благоприятный прогноз по развитию стрессоустойчивости личности. Однако выявлено около трети обучающихся старших классов, склонных к развитию симптомов стресса.
После проведения исследования с помощью теста Дж.Х. Тейлора в адаптации Т.А. Немчина, мы определили, что 27,5 % старшеклассников обладают высоким уровнем стрессоустойчивости. 55,0 % выборки - со средними значениями исследуемого признака, это говорит о том, что если данные респонденты не будут развивать навыки саморегуляции и осваивать «антистресс-технологии», то у них могут иметь место негативные последствия стресса. Развитие дистресса прогнозируется у 17,5 % школьников, которые склонны к развитию третьей стадии стресса и характеризуются истощением резервов их организма.
С помощью шкалы стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона мы выявили, что с высокой самооценкой стрессоустойчивости личности 10,0 % старшеклассников. Они обладают совокупностью качеств, которые позволяют им спокойно и уверенно переносить воздействие стрессогенных факторов без эмоциональных всплесков, дестабилизирующих взаимодействие с другими людьми и снижающих эффективность выполняемой деятельности. 40,0 % респондентов с показателями стрессоустойчивости, относящимися к уровню выше среднего, когда юноши и девушки успешно справляются со стрессовыми ситуациями. Средний уровень самооценки стрессоустойчивости характерен для 32,5 % выборки. Эти старшеклассники оценивают ее на «удовлетворительно», когда им удается все же справиться со стрессовыми ситуациями при выраженном эмоциональном напряжении. С низкой самооценкой стрессоустойчивости выявлено 15,0 % школьников. Они подвержены стрессу. Также определился респондент с очень низким уровнем стрессоустойчивости, который находится в постоянном напряжении.
Диагностика по методике Л.В. Куликова показала следующее. По шкале «Активное отношение к жизненной ситуации» выявлено, что около половины старшеклассников ведут пассивный образ жизни - 42,5 % (на низком уровне - 15,0 %, на уровне ниже среднего - 27,5 %). Они характеризуются пессимизмом и неверием в возможность самостоятельного и успешного разрешения проблем и преодоления трудностей. 57,5 % выборки с выраженным активным и оптимистичным
отношением к жизни, жизнерадостностью, что сопровождается готовностью к преодолению препятствий и верой в собственные возможности.
25 % старшеклассников показали высокие значения по шкале «тонус», это говорит о том, что им свойственны высокая активность и стенические реакции на возникающие трудности. Они характеризуются ощущением внутренней собранности и энергичности, готовностью к выполняемой работе. У 10 % респондентов низкие показатели по данной шкале, что проявляется в инертности, вялости, хронической усталости и низкой работоспособности, астенических реакциях на возникающие трудности и проблемы. 45 % старшеклассников с показателями по данной шкале, относящимися к среднему уровню, а 20 % - к уровню ниже среднего.
Повышенная тревожность (по шкале «спокойствие - тревога» диагностирована у 12,5 % выборки на высоком уровне и у 20,0 % - на уровне выше среднего. Эти старшеклассники склонны к переживанию беспокойства относительно широкого круга жизненных ситуаций, независимо от реальности их причин и ясного осознания их источников. С низкими показателями по тревожности 17,5 % респондентов. Умеренная тревожность выявлена у 27,5 % старшеклассников, а с показателями ниже среднего - 22,5 %.
С устойчивостью эмоционального фона на низком уровне - 15,0 % опрошенных юношей и девушек, а с показателями ниже среднего - 17,5 %. Эти респонденты характеризуются сниженной эмоциональной устойчивостью, эмоциональным возбуждением и легкостью его возникновения, изменчивым настроением, раздражительностью и преобладанием негативного эмоционального тона. 32,5 % старшеклассников - со средними значениями устойчивости эмоционального фона. У 22,5 % выборки преобладает положительный эмоциональный фон, а для 12,5 % респондентов характерна высокая эмоциональная устойчивость, когда в состоянии эмоционального возбуждения сохраняются адекватность и эффективность выполнения деятельности.
Низкую удовлетворенность жизнью показали 17,5 % старшеклассников. Они не удовлетворены не только жизнью в целом, но и процессом самореализации. 20,0 % оценивают личную успешность на уровне ниже среднего. Они испытывают недовольство тем, как складываются события в их жизни на сегодняшний день. Эти старшеклассники еще не раскрыли своих возможностей и способностей, не определили внутренние опоры собственной успешности, часто проявляют сомнения и уклоняются от необходимости сделать жизненный выбор, принять ответственность за него и за происходящее. Такое положение, вероятно, обусловлено возрастными особенностями в старшем школьном возрасте.
37,5 % юношей и девушек со средними показателями по шкале удовлетворенность жизнью и собственной успешностью. Для 20,0 % выборки характерна удовлетворенность жизнью на уровне выше среднего, а для 5,0 % - полное ощущение удовлетворенности жизнью в целом и успешностью себя. Эти старшеклассники готовы к преодолению трудностей и способны брать на себя ответственность за свой жизненный выбор и происходящее. При этом они высоко оценивают личностную успешность.
По шкале «Положительный образ себя» 32,5 % старшеклассников адекватно оценивают себя, свои возможности, в том числе и психологические особенности, принимают себя со всеми недостатками (средние значения по шкале). Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне критичности в самооценке, о стремлении быть искренним, а иногда о негативном отношении к себе. Высокие показатели по этой шкале у 20,0 % респондентов. Сниженную критичность в самооценивании показали 27,5 % опрошенных, его недостаточную адекватность, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть отрицательное отношение к обследованию; влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных», «хороших» результатах тестирования. 20,0 % старшеклассников показали недостаточно адекватную самооценку и высокую критичность в ней, что создает у них негативный образ себя.
Следовательно, большинство старшеклассников обладают средними и высокими показателями стрессоустойчивости. При этом доминирующими состояниями обучающихся старшего школьного возраста выступают: активное отношение к жизненной ситуации, жизненный тонус, умеренная тревога, устойчивость эмоционального фона, удовлетворенность жизнью и положительный образ себя.
Мы подвергли полученные результаты исследования корреляционному анализу для выявления связи между самооценкой стрессоустойчивости, доминирующими состояниями (активным отношением к жизненной ситуации, тонусом, спокойствием - тревогой, устойчивым эмоциональным фоном, удовлетворенностью жизнью в целом, позитивным образом себя), инвентаризацией симптомов стресса и вероятностью развития стресса у старшеклассников. В результате проведения корреляционного анализа данных были выявлены (табл. 2) прямые и обратные связи между исследуемыми переменными.
Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа самооценки стрессоустойчивости старшеклассников с их доминирующими состояниями, инвентаризацией симптомов стресса и вероятностью развития стресса
Table 2 - Results of Correlation Analysis of Self-Assessment of Stress Resistance of High School Students with Their Dominant States, Inventory of Stress Symptoms and the Likelihood of Developing Stress_
Шкала Коэффициент корреляции Уровень достоверности
Активное отношение к жизненной ситуации 0,723 0,001
Тонус 0,637 0,001
Устойчивый эмоциональный фон 0,632 0,005
Спокойствие - тревога - 0,756 0,001
Удовлетворенность жизнью в целом 0,620 0,001
Позитивный образ себя 0,284 0,050
Инвентаризация симптомов стресса - 0,725 0,001
Вероятность развития стресса - 0,813 0,001
Выявлена сильная корреляционная связь между самооценкой стрессоустойчивости и «активным отношением к жизненной ситуации», то есть чем выше уровень стрессоустойчивости, тем сильнее выражены активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности, и наоборот, чем активнее жизненная позиция, тем выше стрессоустойчивость. Прослеживается прямая связь между самооценкой стрессоустойчивости и доминирующим состоянием «тонус», то есть чем выше уровень стрессоустойчивости, тем по шкале «тонус» значения будут ближе к максимальным, что характеризуется работоспособностью, активностью, запасом сил и энергией. Между стрессоустойчивостью и шкалой «спокойствие - тревога» прослеживается обратная связь. То есть чем выше уровень стрессоустойчивости, тем ниже уровень тревоги, у респондентов проявляется большая уверенность в своих силах и возможностях. И наоборот, при повышении уровня тревоги уменьшается уровень субъективной самооценки стрессоустойчивости. По шкалам «стрессоустойчивость» и «устойчивый эмоциональный фон» прослеживается прямая связь, то есть чем выше уровень стрессоустойчивости, тем выше уровень устойчивости эмоционального фона, а значит преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Выявлено, что чем выше уровень самооценки стрессоустойчивости, тем выше удовлетворенность жизнью в целом, это означает, что субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей, ощущает способность брать на себя ответственность.
Самооценка стрессоустойчивости дает обратную связь со шкалой «инвентаризация симптомов стресса», то есть чем выше уровень стрессоустойчивости, тем слабее респонденты ощущают симптомы стресса. По шкалам «стрессоустойчивость» и «вероятность развития стресса» также прослеживается обратная связь, то есть чем выше уровень стрессоустойчивости, тем ниже уровень тревоги, что снижает вероятность развития стресса.
Таким образом, в данном исследовании определены прямые корреляционные связи между субъективной самооценкой старшеклассников стрессоустойчивости и активным отношением к жизненной ситуации, тонусом, устойчивым эмоциональным фоном, удовлетворенностью жизнью в целом и позитивным образом себя; обратные связи со шкалами «спокойствие - тревога», «инвентаризация стресса» и «вероятность развития стресса», что позволяет содержательно описать особенности уровней стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте.
Согласно проведенной диагностике нами выявлены десятиклассники с низкими значениями стрессоустойчивости, что составило пятую часть выборки. Эти старшеклассники склонны к развитию симптомов стресса, характеризуются низкой самооценкой собственной стрессоустойчивости, а респонденты со средними значениями могут составить группу риска в отношении развития стресса. Определились также учащиеся старшего школьного возраста, которые характеризуются пассивным отношением к жизненной ситуации, неверием в возможность самостоятельного успешного преодоления трудностей; усталостью, инертностью, вялостью, низкой работоспособностью, повышенной раздражимостью, негативным эмоциональным фоном; астеническими реакциями на трудности; склонностью к беспокойству и усматривании угрозы престижу и благополучию без объективных на то причин; неудовлетворенностью жизнью и низкой оценкой своей личной успешности при высокой самокритичности и негативном образе себя.
Представление о стрессоустойчивости личности, ее структуре и условиях развития легли в основу разработанной программы, цель которой заключается в повышении стрессоустойчивости старшеклассников путем получения знаний, развития навыков для сопротивления стрессу и
нервно-психической устойчивости. Задачами предложенной программы выступили: развитие устойчивости к стрессовым ситуациям; повышение выносливости и работоспособности; раскрытие скрытых возможностей; развитие умения самостоятельно справляться со стрессом, используя различные восстановительные техники; развитие контроля за своим физическим и эмоциональным состоянием. Программа рассчитана на 12 занятий длительностью по 1,5 часа с частотой проведения 1 раз в неделю.
Проведя эксперимент со старшеклассниками с низкими и средними показателями по стрессоустойчивости в сочетании с высокими значениями по шкалам «инвентаризация симптомов стресса» и «вероятность развития стресса», мы проанализировали динамику в экспериментальной группе, которую составили 20 человек с помощью ретестовой диагностики и применив f-критерий Стьюдента. В таблице 3 представлены наиболее выраженные различия до и после эксперимента в экспериментальной группе старшеклассников (n = 20).
Таблица 3 - Различия показателей стрессоустойчивости старшеклассников до и после эксперимента
Table 3 - Differences in Stress Resistance Indicators of High School Students before and after the Experiment
Шкала f-критерий Значимость
Инвентаризация симптомов стресса 2,951 0,005
Стрессоустойчивость 2,840 0,007
Вероятность развития стресса 2,558 0,014
Различия выявлены по шкалам: «инвентаризация симптомов стресса» (при p < 0,005), «стрессоустойчивость» (при p < 0,010), «вероятность развития стресса» (при p < 0,050). Это означает, что после эксперимента у старшеклассников повысилась устойчивость к стрессу и стрессовым ситуациям, это подтверждает тот факт, что показатель инвентаризации симптомов стресса снизился, то есть симптомы стресса или пропали вовсе, или ощущаются лишь в легкой степени, а, соответственно, снизился и риск/вероятность развития стресса, что доказано результатами математико-статистической обработки. При этом значительно снизился процент старшеклассников, которые характеризуются эмоциональным напряжением и подверженностью к стрессовым состояниям. Прогноз дистресса значительно понизился - с 35 % до 15 %, а вероятность развития стрессоустойчивости, наоборот, повысилась до 40 %. Это говорит о том, что у старшеклассников сформировались навыки саморегуляции и они могут использовать антистресс-технологии в управлении своим поведением и эмоциями в стрессовой ситуации.
Выводы. В заключение отметим, что практическая значимость данного исследования - в определении особенностей стрессоустойчивости старшеклассников и ее связей с доминирующими состояниями, инвентаризацией симптомов стресса и оценкой вероятности развития стресса, что может быть полезно при разработке программ по повышению стрессоустойчивости школьников, особенно в старших классах, которым предстоит сдавать ЕГЭ. После проведенного эксперимента, в рамках нашего исследования, юноши и девушки научились справляться со стрессом, спокойнее реагировать на стрессовые ситуации, стали активнее, эмоционально более устойчивы, у них повысилась самооценка стрессоустойчивости личности.
Список источников:
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2019. 528 с.
Гришанова О.С. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. Профилактика экзаменационной тревожности / сост. О.С. Гришанова, М.А. Павлова. Волгоград, 2021. 201 с.
Еременко Т.Е., Федотов С.Н. Психологические детерминанты успешности служебной деятельности курсантов образовательных учреждений правоохранительных органов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 3-1 (75). С. 46-52.
Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243-246.
Колодовская Е.А. К вопросу о различных подходах к проблеме причин школьной неуспеваемости и возможных путях ее преодоления (исторический аспект) // Учитель и время. 2013. № 8. С. 80-85.
Коновалова О.В. Формирование стрессоустойчивости у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 701-705.
Кубашичева Л.Н. Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 9-10. С. 171-173.
Лисовская Е.Э. Теоретический анализ механизма стрессоустойчивости курсантов военного вуза // Интернетнаука. 2019. № 15-1(97). С. 89-90.
Малюшина Ю.А. Особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 1 (48). С. 35-37.
Мухина Т.К., Коршунова А.Н. Социально-психологические особенности стресса у подростков // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 749-752.
Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. Т. 10, № 1. С. 6-19.
Юрченко Т.А., Верещагина М.В. К проблеме формирования стрессоустойчивости старшеклассников // Педагогическая деятельность как творческий процесс : мат. Всерос. науч.-практ. конф. (с международ. участием). Махачкала, 2021. С. 536-544.
Юрченко Т.А., Верещагина М.В. Стрессоустойчивость в старшем школьном возрасте // Молодежь. Наука. Будущее : сб. статей Международ. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2022. С. 128-132.
Desai T.P. Stress and Mental Workload: A Study in an Industrial Organisation // Indian Journal of Industrial Relations. Published By: Shri Ram Centre for Industrial Relations and Human Resources. 1993. Vol. 28, no. 3. Pp. 258-273.
Hobfoll S.E. Conservation of resource caravans and engaged settings // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011. Vol. 84, no. 1. Pр. 116-122. https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.2010.02016.x.
Levi L. Psychosocial stress and disease: A conceptual model // Life stress and illness / ed. by E.K. Eric Gunderson, R.H. Rahe. Springfield, 1974. 264 p.
References:
Bodrov, V.A. (2019) Psikhologicheskiy stress: razvitie i preodolenie [Psychological stress: development and overcoming]. Moscow. 528 p. (In Russian).
Desai, T.P. (1993) Stress and Mental Workload: A Study in an Industrial Organisation. Indian Journal of Industrial Relations. Published By: Shri Ram Centre for Industrial Relations and Human Resources. 28 (3), 258-273.
Eremenko, T.E. & Fedotov, S.N. (2015) Psychological determinants of successful performance of cadets of educational institutions of law enforcement agencies. Human Factors: Problems of Psychology and Ergonomics. (3-1 (75)), 46-52. (In Russian).
Grishanova, O.S. (2021) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie EGE. Profilaktika ekzamenatsionnoy trevozhnosti [Psychological and pedagogical support of the Unified State Exam. Prevention of exam anxiety] / Grishanova, O.S. & Pavlova, M.A. (comp.). Volgograd, 2021 p. (In Russian).
Hobfoll, S.E. (2011) Conservation of resource caravans and engaged settings. Journal of Occupational and Organizational Psychology.. 84 (1), 116-122. Available from: doi:10.1111/j.2044-8325.2010.02016.x.
Katunin, A.P. (2012) Stressoustoychivost' kak psikhologicheskiy fenomen [Stress resistance as a psychological phenomenon]. Molodoy uchenyy. (9), 243-246. (In Russian).
Kolodovskaya, E.A. (2013) To the question of different approaches to the problem of school failure causes and possible ways to overcome it (historical aspect). Uchitel' i vremya. (8), 80-85. (In Russian).
Konovalova, O.V. (2017) Formirovanie stressoustoychivosti u studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki "Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie" [Formation of stress tolerance among students studying in the field of training "Psychological and pedagogical education"]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept". 31, 701-705. (In Russian).
Kubashicheva, L.N. (2014) Senior's resistance to stress as one of development tools of mental health. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. (9-10), 171-173. (In Russian).
Levi, L. (1974) Psychosocial stress and disease: A conceptual model. In: Life stress and illness; Gunderson, E.K. Erik & Rahe, R.H. (eds.). Springfield. 264 p.
Lisovskaya, E.E. (2019) Teoreticheskiy analiz mekhanizma stressoustoychivosti kursantov voennogo vuza [Theoretical analysis of the mechanism of stress resistance of military university cadets]. Internetnauka. (15-1 (97)), 89-90. (In Russian).
Malyushina, Yu.A. (2018) Features of resistance to stress at teenage age. Bulletin of Kurgan State University. (1 (48)), 35-37. (In Russian).
Mukhina, T.K. & Korshunova, A.N. (2014) Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti stressa u podrostkov [Socio-psycholog-ical features of stress in adolescents]. Molodoy uchenyy. (18), 749-752. (In Russian).
Tserkovskiy, A.L. (2019) Sovremennye vzglyady na problemu stressoustoychivosti [Modern views on the problem of stress tolerance]. Vitebsk Medical Journal. 10 (1), 6-19. (In Russian).
Yurchenko, T.A. & Vereshchagina, M.V. (2021) On the problem of forming stress resistance of high school students. In: Peda-gogicheskaya deyatel'nost' kak tvorcheskiy protsess [Pedagogical activity as a creative process]. Makhachkala, pp. 536-544. (In Russian).
Yurchenko, T.A. & Vereshchagina, M.V. (2022) Stress resistance in high school age. In: Molodezh'. Nauka. Budushchee [Young people. Science. Future]. Petrozavodsk, pp. 128-132. (In Russian).
Информация об авторах М.В. Верещагина - доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=766896
М.Т. Хасханова - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=763135
Т.А. Юрченко - магистрант направления подготовки «Практическая психология в образовании», Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, Россия.
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors M.V. Vereshchagina - Associate Professor, PhD in Psychology, Associate Professor at the Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=766896
M.T. Khaskhanova - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=763135
T.A. Yurchenko - Master's Degree student majoring in "Practical Psychology in Education", North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia.
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.12.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 30.01.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.