абсолютно нейтральное отношение к ней.
ВЫВОДЫ
Анализ полученных результатов подтвердил присутствие несущественных отклонений в системе отношений к различным сторонам действительности и социальным группам у студентов в зависимости от социально-культурного контекста проживания и принадлежности к различным религиозным конфессиям. Эти различия подтверждают положение о специфическом влиянии городского и сельского образа жизни на процесс социализации личности, на особенности отношений к социальным группам, в частности, к таким, как различные субкультуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Марцинковская Т.Д. Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ / Т.Д. Марцинковская // Психологические исследования. - 2013 - № 6 (30). - С. 12-23.
2. Шамионов Р.М. Взаимосвязь дискриминационных установок личности и социально-демографических характеристик, социально-политических и социально-экономических предпочтений / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7, вып. 4 (28). - С. 326-332.
REFERENCES
1. Marcinkovskaya, T.D. (2013), "Social space: theoretical and empirical analysis", Psychological research, No. 6 (30), рр. 12-23.
2. Shamionov, R.M. and Grigorieva, M.V. (2017), "The relationship between discriminatory attitudes of the individual and socio-demographic characteristics, socio-political and socio-economic preferences", Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, Vol. 7, Issue 4 (28). pp. 326-332.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.05.2022
УДК 159.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
Асият Муссаевна Урусова, доцент, Светлана Николаевна Бостанова, заведующая кафедрой, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Ка-
рачаевск
Аннотация
В статье рассмотрена проблема формирования и функционирования механизмов стрессо-устойчивости в подростковом возрасте. Описываются взаимозависимости физиологического и психического стрессов подростков, рассматриваются виды психологического стресса, прослеживаются связи между различными элементами стрессоустойчивости как системного качества личности. Раскрываются этапы развития стрессоустойчивости, предлагаются виды социально-психологической помощи подросткам. Результаты проведенного исследования расширяют представления практических психологов о специфике влияния механизмов психологической защиты на формирующуюся стрессоустойчивость подростка, способствуют нахождению возможных линий развития и динамики изменения механизмов психологической защиты, обуславливающих особенности проявления стрессоустойчивости у современных подростков.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, дистресс и эустресс, саморегуляция, стрессозави-симые подростки, референтная группа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p583-588
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS AND STRESS
RESISTANCE
Asiyat Mussaevna Urusova, the docent, Svetlana Nikolaevna Bostanova, the department chair, Umar Aliev Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk
Abstract
The article deals with the problem of the formation and functioning of the mechanisms of stress resistance in adolescence. The interdependence of the physiological and mental stress of adolescents is described, the types of psychological stress are considered, the links between the various elements of stress resistance as a systemic personality trait are traced. The stages of development of stress resistance are revealed, types of socio-psychological assistance to adolescents are offered. The results of the study expand the understanding of practical psychologists about the specifics of the influence of psychological defense mechanisms on the emerging stress resistance of a teenager, help to find possible lines of development and dynamics of changes in psychological defense mechanisms that determine the features of the manifestation of stress resistance in modern adolescents.
Keywords: stress resistance, distress and eustress, self-regulation, stress-dependent adolescents, reference group.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы появились научные работы, в которых исследована взаимосвязь между дезадаптацией личности подростка и акцентуациями характера. Изучается также проблема избирательной чувствительности подростков к различным факторам, связанным с их эмоционально-волевой сферой, избираемыми стратегиями осознания, приятия, изменения ситуаций и способов психологической защиты: Ковалевская А.А., Кольцова И.В., Носенко Н.П., Подколзина Л.Г.
Успешность в развитии стрессоустойчивости подростков связана с социальными и личностными факторами коммуникантов: тактичности, деликатности, эмпатии, рефлексии и уважения со стороны как педагогов, так и родителей, умения подростков в преодолении стрессовых ситуаций. В психологии развития, педагогической и социальной психологии проблемы стрессоустойчивости, социально-психологической адаптации и успешности подростков исследуются в рамках учебной деятельности. Остаются недостаточно рассмотренными проблемы влияния стрессовых факторов на физическое и психическое здоровье старших школьников, зависимости стрессоустойчивости от личностных свойств и возрастных особенностей подростков. Все эти факторы обусловили наш научно-исследовательский интерес к обозначенной выше проблеме.
В отечественной психологической теории и практике все еще имеет место противоречие между отсутствием разработанной системы социально-психологических и педагогических технологий формирования стрессоустойчивости в подростковом периоде, и необходимостью параллельной разработки мероприятий психопрофилактического плана, базирующихся на современных методах психологической коррекции стресса.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования стрессоустойчивости и её влияния на психофункциональное состояние подростка обусловили выбор темы исследования. Противоречие исследования состоит между выбором привычных способов психологической защиты подростком, обращающимся к прошлому опыту и его успешностью в совладании со стрессовыми ситуациями, которых в данном возрастном периоде очень много.
Вариативность стрессовых проявлений довольно широка, выделяются виды стресса - дистресс и эустресс, имеющие похожую симптоматику: повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности, который оптимален, поскольку позволяет стереотипно функционировать. В условиях протекания дистресса ситуация с тревожностью
усугубляется, поскольку резкое увеличение тревоги провоцирует ее переход в деструктивную форму. В результате все эти трансформации приводят к расстройствам как когнитивных, так и вегетативных процессов: снижается концентрация внимания, возникают проблемы с памятью, резко падает работоспособность, учащается эмоциональное раздражение, человек констатирует ухудшение аппетита и жалуется на бессонницу.
Что касается психо-вегетативных отклонений, то следует подчеркнуть, что они отражаются на всех системах жизнедеятельности и зачастую маскируются под физиологические симптомы патологий. Так, в деятельности сердечно-сосудистой системы подростка при стрессе педиатрами регистрируется учащение сердечных сокращений, тахикардия, скачки артериального давления, подверженность таким липотимическим состояниям как обмороки. Дыхательная система также дает сбои: появляется одышка, человек ощущает нехватку воздуха, появляется гипервентиляционный синдром. Частые спутники стресса со стороны вегетативной системы - икота, тошнота, диарея, потоотделение, озноб, нервная дрожь, головокружение. В сложных случаях психо-вегетативный синдром может проявляться в виде панических атак.
Стрессоустойчивость мы рассматриваем с позиции умения личности преодолевать трудности, контролировать эмоциональные проявления и прилагать волевые усилия, осознавать перемены настроения у себя и других людей, проявлять тактичность и внимание.
Стрессоустойчивость имеет сложную организацию и представляет собой систему качеств личности, способствующих совладать со сложными когнитивными и эмоционально-волевыми нагрузками без деструктивных последствий для здоровья, различных видов деятельности, микросоциума. Подростки подвержены стрессу в разы сильнее, чем взрослые люди, поскольку в этом возрастном периоде «бури и натиска» на них воздействуют не только физические и природные стрессоры, но и стрессоры оценок. Сниженная стрессоустойчивость подростка часто взаимосвязана с дистимной акцентуацией характера, а также нарушениями вегетативного или физического характера. Подростковые стрессы индивидуализированы для каждого из них по различным показателям: длительности, способам реагирования, стратегиям поведения
Последние десятилетия позволяют ученым условно подразделять физиологический и психический стрессы, поскольку накопленные исследования в данной области психологии свидетельствуют об их тесной взаимосвязи. Если физиологический стресс связан с реальным негативным раздражителем, то в ходе проявления психологического стресса мы способны оценить сложную стрессовую ситуацию на базе накопленных индивидуальных знаний и опыта.
Психологический стресс можно теоретически разделить на следующие виды:
- информационный, связанный с информационной перегрузкой, необходимостью выполнить большой объем работы в условиях лимита времени с высокой степенью ответственности (проблемы с запоминанием, низкая концентрация внимания, повышенная отвлекаемость);
- эмоциональный, проявляющийся в специфических ситуациях какой-либо угрозы, опасности, переживания (увеличение напряжения и тревожности, проблемы со сном, депрессивные состояния, ощущение беспомощности, эмоциональные срывы).
Все сложные физиологические и биохимические трансформации, возникающие в стрессовых ситуациях у каждого из нас - это проявление древней оборонительной «реакции борьбы и бегства», которая мгновенно включается в угрожающих ситуациях, тем самым обеспечивая мобилизацию сил организма и адекватную реакцию на воздействие раздражителя [4, 5].
Стрессоустойчивость можно рассматривать и в качестве функциональной оценки личностью своих способностей и возможности преодоления сложной жизненной ситуации. В современных отечественных исследованиях стрессоустойчивость исследуют как системное качество личности, включающее различные элементы: психофизиологические,
мотивационные, эмоциональный опыт, волевые качества и особенности саморегуляции, информационный, когнитивный [3].
Устойчивость личности к возникновению и проявлению различных реакций на стрессовую ситуацию определяется как индивидуально-психологическими особенностями, так и ее мотивационной ориентацией. Высокий уровень стрессоустойчивости свойственен тем подросткам, в системе ценностей которых преобладают духовно-нравственные ценности. Подростки, выросшие в семьях с преобладанием материальных ценностей, демонстрируют не только низкий уровень стрессоустойчивости, но и развитие зависимости от стресса.
Типология стрессоустойчивости подростков:
- стрессоустойчивые подростки всегда готовы к переменам и с легкостью их воспринимают, относительно легко преодолевают трудности в сложных жизненных ситуациях;
- стрессонеустойчивые подростки демонстрируют сложности социально-психологической адаптации к различным трансформациям, испытывают значительные трудности в ситуациях, требующих изменения своего поведения, установок и привычек;
- стрессотренируемые подростки готовы к последовательным изменениям, в условиях лимита времени на выполнение деятельности они часто впадают в затяжную депрессию. При повторяемости стрессовых ситуаций, подростки данного типа реагирования привыкают к ним и относятся спокойно;
- стрессотормозные подростки характеризуются твердой жизненной позицией и устойчивым мировоззрением, соответственно они не желают изменяться под влиянием извне и испытывают растерянность в стрессовых ситуациях.
Этапы развития стрессоустойчивости подростков:
- интерпретация и оценка ситуации,
- индивидуальные особенности и резервы организма и личности подростка,
- помимо физиологических стрессоров воздействие на личность образа стрессора, а также интерпретация стрессора и ситуации,
- самоанализ стрессовых изменений в организме.
Актуальными потребностями личности в подростковом возрасте являются: потребность в самопознании, в адекватной самооценке, в личностном самоопределении и позитивной коммуникации в референтной группе.
Подростки трепетно относятся к своим индивидуальным особенностям. Ценностные ориентации к данному возрасту уже сложились под влиянием семейного воспитания и социальной коммуникации со сверстниками. Даже манеры и стиль поведения подросток приводит в соответствие представлениям о себе.
В формировании «Я-реального» большое значение имеет способность видеть картину мира с позиции другого человека, даже если она в корне отличается от его собственной. В будущем это поможет подростку соотносить несовпадающие концепции реального и идеального «Я».
Подростки различаются по фактору устойчивости к различным стрессам: стрессоустойчивые подростки могут трансформировать их в поисковую активность; они значительно более устойчивы к соблазнам, чем инфантильные стрессозависимые подростки.
Формирование индивидуальных механизмов психологической защиты происходит в связи с необходимостью субъекта адаптироваться к новой для него жизненной ситуации. Ситуативные способы преодоления возникающего напряжения постепенно трансформируются, становятся генерализованными и далее используются личностью в сложных ситуациях. В подростковый период механизмы психологической защиты все еще не являются генерализованными, постоянными. Однако, учитывая, что подросток часто оказывается в стрессовой ситуации, с одной стороны, ему необходимо продолжать учиться в школе, а с другой стороны, он чувствует себя взрослым, расширяется круг его интересов,
а учебная деятельность уступает доминирующую позицию интимно-личностным взаимоотношениям с ровесниками. Подросток понимает, что он должен всерьез задуматься о своих дальнейших личных перспективах, но его референтная группа и ее интересы становятся для подростка более важными. Понимание того, что он все еще не обладает в полной мере социальной зрелостью, становится основным фактором стресса, и впоследствии способствует активизации имеющихся механизмов психологической защиты. Подростки постоянно испытывают утомление, подвержены стрессам, а временами впадают и в депрессивные состояния. В этом возрасте постоянно наблюдаются различные проявления психосоматики. Все это говорит о том, что подростки, несмотря на пониженный интерес к учебной деятельности, нуждаются в саморегуляции своего эмоционального состояния, в социально-психологической поддержке и сопровождении специалиста-психолога [1].
Целесообразными, по мнению И.В. Кольцовой, В.В. Долганиной [2, с. 66] в процессе нивелирования стрессовых воздействий являются такие виды социально-психологической помощи подросткам:
- выявление и опознание действующих механизмов психологической защиты для выработки эффективных способов их преодоления (поскольку защитные механизмы не являются осознанными, а их наличие часто отвергается самим субъектом);
- своевременный сбор информации без предоставления оценочных мнений (положительных и негативных) способствует искренности и открытости подростка.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе анализа результатов эмпирического исследования был выявлен высокий уровень стрессоустойчивости у старших подростков и доминирующие механизмы психологической защиты, увеличение стрессоустойчивости личности при наличии в профиле защиты личности таких защит, как отрицание (rxy=0,335229 при p<0,05), проекция (rxy=0,36115 при p<0,05), замещение (rxy=0,240398 при p<0,05) и компенса-ция(гху=0,210299 при p<0,05).
Стрессоустойчивость зависит от бессознательного действия либо противодействия подростка, направленные на защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира.
Стрессоустойчивость как яркое свойство личности подростка обусловлено такими защитными механизмами, как отрицание, проекция и замещение, что и составляет основу искомого профиля защиты для формирования способности сопротивляться стрессу, что полностью подтвердило нашу гипотезу. С другими механизмами защиты значимой связи не выявлено. Данные нашего исследования свидетельствуют о необходимости проведения анализа взаимосвязей стрессоустойчивости и механизмов психологической защиты для построения и коррекции работы профориентологов, психологов и педагогов с различными возрастными категориями.
ВЫВОДЫ
Социальный мир, окружающий подростка и взаимодействующий с ним, наполнен внешними факторами, зачастую провоцирующими у него различные стрессовые состояния. В этом возрастном периоде человек сконцентрирован на развитии и познании собственной личности. Стрессоустойчивость у подростков можно увеличить посредством углубления собственных степеней свободы личности через присоединение к своему осознанному «Я» других не менее важных «Я-образов», в таком случае вероятность расхождения между модальностями «Я» будет сведена к минимуму.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалевская, А.А. Стрессоустойчивость подростков / А.А. Ковалевская // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 298-300.
2. Кольцова, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития стрессоустойчивости подростков / И.В. Кольцова, В.В. Долганина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - № 3 (56). - С. 65-76.
3. Круглова, К.С. Выявление взаимосвязи стрессоустойчивости, конфликтности и стиля поведения подростков в ситуации конфликта / К.С. Круглова, М.В. Данилова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 6. - С. 72.
4. Носенко, Н.П. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения / Н.П. Носенко, И.С. Матвеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12(178). - С. 407-414.
5. Подколзина, Л.Г. Стилевые характеристики саморегуляции и стрессоустойчивость у подростков / Л.Г. Подколзина // Научный альманах. - 2018. - № 4-2 (42). - С. 218-221.
REFERENCES
1. Kovalevskaya, A.A. (2018), "Stress resistance of adolescents ", Problems of modern pedagogical education, Vol. 61, No. 2, рр. 298-300.
2. Koltsova, I. V. and Dolganina, V. V. (2021), "Psychological and pedagogical support for the development of stress resistance in adolescents", Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and psychology, Vol. 3, No. 56, рр. 65-76.
3. Kruglova, K.S. and Danilova M.V (2020), "Identification of the relationship between stress tolerance, conflict and behavioral style of adolescents in conflict situations", World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 6, рр. 72-75.
4. Nosenko, N.P. and Matveeva I.S. (2019), "Features of the relationship between emotional intelligence, anxiety and stress resistance in high school students at different stages of education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol . 12, No. 178, рр. 407-414.
5. Podkolzina, L.G. (2018), "Style characteristics of self-regulation and stress resistance in adolescents", Scientific almanac, Vol. 4-2, No. 42, рр. 218-221.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2022
УДК 159.96
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Елена Александровна Федорова, кандидат психологических наук, доцент, Смоленский государственный медицинский университет, Смоленск; Вера Андреевна Князева, медицинский психолог, Смоленский областной, психоневрологический клинический диспансер,
Смоленск
Аннотация
В данной работе представлены результаты психологической готовности к школьному обучению детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В результате проведенного исследования было отмечено, что дети СДВГ имеют преимущественно средний и высокий уровень эмоционально-волевой готовности, высокий уровень развития речи, однако, такие показатели как мелкая моторика, зрительная координация, зрительное восприятие, зрительная память, психосоциальная и личностная зрелость менее развиты по сравнению с аналогичными функциями здоровых детей. Следует отметить, что для разработки новых моделей для школьного обучения необходимо знать уровень готовности к школе детей c синдромом дефицита внимания и гиперактивности, поэтому целью данной работы стало: изучить особенности психологической готовности детей с синдромом двигательной гиперактивности и нарушения внимания к школьному обучению.
Ключевые слова: синдром двигательной гиперактивности и дефицита внимания, психологическая готовность к школьному обучению, эмоционально- волевая готовность, мелкая моторика, зрительная координация, зрительное восприятие, зрительная память, психосоциальная и личностная зрелость.