Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
610
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ВОЗМОЖНОСТИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каган Елена Сергеевна, Тупикина Галина Геннадьевна, Цигичко Елена Александровна

Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование возможностей развития интеллектуальных способностей младших подростков с учетом их уровня стрессоустойчивости. Предмет - особенности интеллектуальных способностей младших подростков с различными уровнями стрессоустойчивости. Проанализированы теоретические подходы к изучению проблемы развития интеллектуальных способностей в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития интеллектуальных способностей в младшем подростковом возрасте. Предложен диагностический инструментарий, включающий набор методик, позволяющих оценить уровень умственного развития испытуемых и их индивидуально-психологические характеристики. Выявлена взаимосвязь интеллектуальных способностей и уровня стрессоустойчивости младших подростков, рассмотрены возможности учета специфики стрессоустойчивости личности при организации процесса развития интеллектуальных способностей. Описаны психологические особенности обучающихся с низким уровнем стрессоустойчивости, проявляющиеся в высоком уровне возбудимости, беспечности, совестливости, низком уровне способности к аналитическому мышлению, а также низком уровне вербальных способностей. Представлены характеристики респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости, выражающиеся в низком уровне возбудимости и совестливости, высоком уровне беспечности, способности устанавливать аналогии, а также высоком уровне вербальных способностей. Для педагогов и родителей предложены рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся с учетом специфики уровня стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каган Елена Сергеевна, Тупикина Галина Геннадьевна, Цигичко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL ABILITIES OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF STRESS RESISTANCE

The research featured the intellectual abilities of teenagers with different levels of stress resistance. The research objective was to describe the options for intellectual development of secondary school students depending on their stress resistance level. The authors reviewed various approaches to intellectual development of younger adolescents. They proposed a set of assessment techniques for the level of mental development. The research revealed the effect of stress resistance on the intellectual abilities of teenagers. Teenagers with a low level of stress resistance were excitable and careless, while demonstrating tender conscience and poor analytical and verbal skills. Respondents with a high level of stress showed a low level of excitability and conscientiousness, a high level of carelessness, a good ability to establish analogies, and admirable verbal abilities. The paper contains some useful recommendations for teachers and parents on the development of teenagers' intellectual skills based on their level of stress resistance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ»

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 2

Педагогика

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-2-125-132

оригинальная статья УДК 373.51

Развитие интеллектуальных способностей младших подростков с различными уровнями стрессоустойчивости

Елена Сергеевна Каган Елена Александровна Цигичко

Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово Кемеровский государственный университет; Средняя

общеобразовательная школа № 80, Россия, г. Кемерово;

1алина Геннадьевна Тупикина

lenacigichko@bk.ru

Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово Поступила в редакцию 01.04.2021. Принята в печать 23.04.2021.

Аннотация: Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование возможностей развития интеллектуальных способностей младших подростков с учетом их уровня стрессоустойчивости. Предмет - особенности интеллектуальных способностей младших подростков с различными уровнями стрессоустойчивости. Проанализированы теоретические подходы к изучению проблемы развития интеллектуальных способностей в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития интеллектуальных способностей в младшем подростковом возрасте. Предложен диагностический инструментарий, включающий набор методик, позволяющих оценить уровень умственного развития испытуемых и их индивидуально-психологические характеристики. Выявлена взаимосвязь интеллектуальных способностей и уровня стрессоустойчивости младших подростков, рассмотрены возможности учета специфики стрессоустойчивости личности при организации процесса развития интеллектуальных способностей. Описаны психологические особенности обучающихся с низким уровнем стрессоустойчивости, проявляющиеся в высоком уровне возбудимости, беспечности, совестливости, низком уровне способности к аналитическому мышлению, а также низком уровне вербальных способностей. Представлены характеристики респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости, выражающиеся в низком уровне возбудимости и совестливости, высоком уровне беспечности, способности устанавливать аналогии, а также высоком уровне вербальных способностей. Для педагогов и родителей предложены рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся с учетом специфики уровня стрессоустойчивости. Ключевые слова: индивидуальные особенности обучающихся, стресс, эмоциональная устойчивость, возможности, диагностический инструментарий, индивидуально-психологические характеристики

Цитирование: Каган Е. С., Тупикина Г. Г., Цигичко Е. А. Развитие интеллектуальных способностей младших подростков с различными уровнями стрессоустойчивости // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 2. С. 125-132. БО!: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-2-125-132

Введение

Термин интеллектуальные способности имеет большое число толкований, однако, как правило, их описывают как мыслительные операции различного уровня и сложности, позволяющие ориентироваться в разнообразных ситуациях, в том числе проблемных, использовать различные стратегии поведения, владеть когнитивными навыками.

Большинство ученых, упоминая интеллектуальные способности, делают акцент на адаптационных возможностях человека. Ж. Пиаже пишет об интеллекте как об «универсальной адаптивности», направленной на равновесие между человеком и средой [1, с. 72]. М. К. Акимова и В. Т. Козлова обращают внимание на активность, которая, по их мнению, является основой интеллекта, а к основным факторам интеллектуальной продуктивности добавляют саморегуляцию и работоспособность [2, с. 74].

По мнению Ю. А. Додоновой и Т. Н. Тихомировой, интеллект следует изучать с учетом динамики когнитивных способностей, имеющих взаимосвязи с факторами образовательной среды [3, с. 5]. Мы опираемся на систематизацию

М. А. Холодной, которая выделила восемь основных подходов к трактовке природы интеллекта: социокультурный, генетический, процессуально-деятельностный, образовательный, информационный, феноменологический, регуляционный, структурно-уровневый [4, с. 46]. Понятие интеллект мы рассматриваем в рамках образовательного подхода, определяя его как процесс и результат умственной деятельности, который формируется в ходе индивидуального развития личности.

Значимый вклад в изучение способностей внесли отечественные ученые К. А. Абульханова-Славская,

A. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн и др. К. А. Абульханова-Славская аргументированно предлагает рассматривать феномен способностей как результат развития способов деятельности, формируемых на основе задатков [5, с. 102].

B. В. Знаков подчеркивает вклад А. В. Брушлинского в части определения бессознательных и интуитивных компонентов понимания и постижения сущности изучаемых явлений [6, с. 10]. С. Л. Рубинштейн обосновывает идею о том, что

© 2021. Автор(ы). Статья распространяется на условиях международной лицензии СС BY 4.0

125

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-2-125-132

способность развивается на основе совокупности психофизических функций и психических процессов [7, с. 537].

Представители психофизиологического подхода (Э. А. Голубева [8], В. М. Русалов [9]) под способностями понимают свойства нервной системы человека. По мнению Л. Л. Баландиной, отдельные свойства темперамента могут являться биологическими предпосылками эмоционального интеллекта [10, с. 7].

Н. Э. Волкова, опираясь на концепцию В. Н. Дружинина, в основе которой лежит суждение о психике как единой системе, перерабатывающей информацию [11], описывает важные для нашего исследования категории следующим образом: интеллект определяется как способность к применению знаний, креативность - как способность к преобразованию знаний, обучаемость - как способность к приобретению знаний [12].

На основании вышеизложенного считаем возможным понимать интеллектуальные способности как способности, необходимые для выполнения различных видов деятельности (урочной и внеурочной, общения, взаимодействия с окружающими людьми)1.

М. В. Браташова, рассматривая интеллектуальные способности младших подростков, подчеркивает их обусловленность мотивацией учебной деятельности [13, с. 94]. Если говорить об интеллектуальных способностях младших подростков (10-14 лет), считается, что этот период является завершающим их развитие. Однако в этом возрасте все же возможна их корректировка посредством занятий, направленных на развитие памяти, восприятия, внимания, мышления.

В подростковом возрасте дети сталкиваются с возрастными проблемами (новое качество отношений между сверстниками, взрослыми, подростковый пубертат, эмоциональные взрывы), с большой учебной и внеучебной нагрузкой, что может привести к нервному истощению и стрессу.

Слово стресс в переводе с английского означает «напряжение». Данный термин ввел в научный оборот Г. Селье в 1936 г., понимая под ним приспособительную реакцию организма в ответ на влияние экстремальных факторов [15, с. 6]. По мнению А. Л. Церковского, стрессоустойчи-вость зависит от стилевых характеристик человека, к числу которых автор относит индивидуальный стиль, а также стили совладающего поведения [16, с. 17]. А. В. Михеева предлагает рассматривать стрессоустойчивость как интегра-тивное свойство личности, обеспечивающее способность управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевая излишнее эмоциональное возбуждение [17, с. 86].

М. А. Краснова обращает внимание на то, что именно в подростковом возрасте стрессовые состояния играют важную роль, выступая фактором становления личности [18, с. 103]. Нам импонирует точка зрения С. А. Анохиной, которая определяет стрессоустойчивость подростка

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 2

как интегративное свойство личности, характеризующее способность личности противостоять стрессорам в определенный промежуток времени, необходимый для организации новых условий, в которых данный стрессовый фактор не определяется как угрожающий [19, с. 218].

Считаем возможным констатировать наличие у подростков следующих личностных и поведенческих характеристик: проявлений тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, нестабильности самооценки. В связи с этим можно отметить, что лица младшего подросткового возраста наиболее подвержены стрессу.

В подростковом возрасте особую актуальность приобретает проблема определения взаимосвязи стрессоу-стойчивости с другими личностными характеристиками [14, с. 1036]. В рамках обозначенного направления интересно исследование А. М. Фёдоровой и Д. В. Фирсовой, выявивших взаимосвязь таких личностных параметров, как стрессоустойчивость, тревожность и агрессивность у подростков, занимающихся музыкально-исполнительской деятельностью, и подростков, обучающихся боевым искусствам [20, с. 68]. Авторы обоснованно доказывают востребованность грамотно организованного психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка, занимающегося различными видами деятельности.

Л. Г. Жданова, Н. М. Манахова и М. А. Сухова обнаружили устойчивые положительные взаимосвязи между стрессоустойчивостью и беглостью мышления, гибкостью мышления, общим уровнем креативности обучающихся старших классов [21, с. 71].

Данные о положительных взаимосвязях между стрессоустойчивостью и толерантностью старших подростков получены в исследовании Т. В. Семеновских. Автор отмечает, что если личность стрессоустойчива, то для нее характерен высокий уровень проявлений толерантности, и, наоборот, если личность не стрессоустойчива, то она характеризуется низким уровнем проявлений толерантности. Важно учитывать, что толерантный младший подросток не является безусловно стрессоустойчивым [22].

Несмотря на то, что проблема стрессоустойчиво-сти достаточно широко освещена, все также остается актуальным вопрос развития интеллектуальных способностей младших подростков с различным уровнем стрессо-устойчивости в современных социальных, образовательных и психолого-педагогических условиях.

Методы и материалы

Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать проблемный вопрос исследования: существует ли взаимосвязь между уровнем интеллектуальных способностей младших подростков и уровнем их стрессоу-стойчивости? Исследование проходило на базе Средней общеобразовательной школы № 80 г. Кемерово. Выборку

1 Способности // Горбачевич К. С. Краткий словарь синонимов русского языка. М.: Эксмо, 2005. С. 23.

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 2

составили 34 обучающихся младшего подросткового возраста: 21 мальчик и 13 девочек (5 класс).

На констатирующем этапе был выбран диагностический инструментарий, включавший набор методик, позволивших оценить уровень умственного развития испытуемых и их индивидуально-психологические особенности (групповой интеллектуальный тест Дж. Вана (ГИТ) и личностный тест Р. Б. Кеттелла). Выполнен количественный и качественный анализ полученных данных.

ГИТ позволяет диагностировать уровень умственного развития младших подростков и содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, установление аналогий, символы [23]. В тестовых тетрадях субтесты названы тестами. Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут).

Личностный тест Р. Б. Кеттелла создан для оценки индивидуально-психологических особенностей личности [24]. Детский вариант теста включает в себя суждения, которые касаются разных сторон жизни ребенка и его взаимодействий с другими людьми. В суждениях имеются прямые и косвенные вопросы, относящиеся к личности испытуемого, включая его социальные установки, самооценку и ряд других качеств. К каждому вопросу теста предлагаются на выбор два ответа в формате возможных альтернативных суждений, с одним из которых опрашиваемый должен согласиться, отклонив другое. Тест включает в себя 12 шкал, которые соответствуют основным чертам личности ребенка: замкнутость / общительность (А), вербальный интеллект (В), неуверенность / уверенность в себе (С), сдержанность / возбудимость (Б), склонность к подчиненности / самоутверждению (Е), склонность к осторожности / риску (Б), несобранность / обязательность (О), социальная робость / смелость (Н), практицизм / чувствительность (I), спокойствие / тревожность (О), низкий / высокий самоконтроль (0_3), расслабленность / напряженность (О4).

Результаты

Показатели интеллектуального развития у обучающихся 5 классов, полученные по методике ГИТ и расположенные в интервале от 80 до 100 баллов, оцениваются как близкие к норме. Если уровень выполнения оценивается в 60-79 баллов, он интерпретируется как индикатор среднего интеллектуального развития. Показатели от 41 до 59 баллов свидетельствуют о низком интеллектуальном развитии, об очень низком уровне говорят показатели ниже 40 баллов.

По тесту ГИТ выявлены следующие тенденции:

1. Уровень интеллектуального развития детей в целом соответствует уровню возрастной нормы. У 14 пятиклассников (41 %) уровень выполнения заданий соответствует высокому, у 17 (50 %) - нормальному, у 3 (9 %) - низкому.

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-2-125-132

2. Выраженными особенностями интеллектуального развития испытуемых являются способность к сосредоточению внимания, сохранению увиденного в памяти.

3. Выявлены высокие показатели при выполнении тестов по русскому языку (50 % пятиклассников) и математике (20 %), что говорит о высоком уровне способностей к выявлению аналогий, пониманию инструкций, а также о достаточном уровне сформированности умения выносить суждения и об активном словаре учащихся.

4. Выявлен достаточный уровень активности и работоспособности обучающихся.

Если говорить о результатах личностного теста Р. Б. Кеттелла, нами были проанализированы анкеты каждого участника и выявлены результаты по 12 шкалам. Приведем пример интерпретации полученных результатов: обучающийся Виктор часто находится в состоянии возбуждения, чувствует усталость и разбитость, не может совладать с эмоциями, негативное отношение к происходящему проявляется часто. Виктор избирателен в общении, ограничивается маленьким кругом друзей. Испытывает стресс, если общается с большой группой людей. В привычной атмосфере чаще всего чувствует себя комфортно и т. д.

Процедура статистического анализа выполнялась с помощью статистического пакета STATISTICA 10. Методами математико-статистической обработки данных стали корреляционный анализ и статистический метод t-критерия Стьюдента для зависимых выборок, направленный на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону (табл. 1). Показатель стрессоустойчивости рассмотрен нами отдельно.

Представленные данные позволяют констатировать, что, чем выше у респондентов уровень смелости, тем выше способность к выполнению инструкций, скорость понимания предложенных заданий, т. е. младшие подростки, обладающие непринужденностью, решительностью и социальной смелостью, способны браться за выполнение любых задач и реализовывать их. Наличие положительных корреляций свидетельствует о том, что, чем выше у респондентов уровень интеллекта, тем выше способность находить логические закономерности построения математической информации, восполнять числовые ряды. Числовые ряды (определение закономерностей) - это теоретическое индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму. Чем выше уровень интеллекта у младших подростков, тем выше способность установления аналогий. Данное обстоятельство свидетельствует о высоком уровне развития мыслительных операций, широте словарного запаса, знании значений слов русского языка. Склонность к чувству вины прямо пропорциональна способности развития внимания, скорости выполнения простой умственной работы, а чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень невербальных способностей, т. е. уровень взаимодействия респондентов без использования речевых и языковых средств (с помощью

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-2-125-132

мимики, жестов, интонации, образов и т. д.). В целом, чем выше уровень интеллекта, тем выше общий уровень интеллектуального развития обучающихся.

На следующем этапе анализа мы сопоставили показатели интеллектуального развития пятиклассников с различными уровнями стрессоустойчивости. Уровень стрессоустойчи-вости мы определили по фактору уверенности / неуверенности в себе (табл. 2).

Значимые различия выявлены по нескольким личностным характеристикам и исследуемым способностям. Группа респондентов с низким уровнем стрессоустойчивости характеризуется высоким уровнем возбудимости, беспечности, совестливости, низким уровнем способности к аналитическому мышлению, низкими вербальными способностями. Такие показатели свидетельствуют о том, что учащиеся в большинстве ситуаций не могут справиться с тревогой и недостаточно владеют навыками саморегуляции, сложно контролируют эмоции в стрессовой ситуации, не обладают достаточной верой в свои силы, испытывают трудности, вступая во взаимодействие со сверстниками.

Группа респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости характеризуется низким уровнем возбудимости и совестливости, высоким уровнем беспечности, способности установления аналогий, высокими вербальными способностями. То есть у общительных и склонных к сотрудничеству подростков уровень стрессоустойчивости выше, чем у замкнутых. У уступчивых, подчиняемых, зависимых

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 2

от других он, конечно, будет ниже. У импульсивных, живых, легкомысленных уровень стрессовой устойчивости будет выше, чем у осторожных, т. к. они легче переключаются на другие виды деятельности, склонны к перемене мест и т. д. Склонные к чувству вины и депрессивные подростки больше будут подвержены стрессам, чем невозмутимые, у которых практически отсутствует чувство угрозы.

Если подростки не научатся справляться со всеми трудностями, если им не помочь сформировать высокий уровень стрессоустойчивости, это может привести к появлению различных аддикций, депрессивных состояний, болезней. Поэтому данные показатели необходимо учесть при разработке и реализации программы развития для младших подростков. По мнению А. А. Ковалевской, необходимо диагностировать данное психологическое явление в реальности школьной жизни, вычленять детерминантные факторы возникновения психологического стресса у подростков [25, с. 300].

Т. Д. Молодцова, изучая возможности организации комплексной работы по профилактике стресса подростков, указывает на важность систематизации знаний о факторах и детерминантах развития стрессов различного характера. Для купирования стрессовых реакций исследователь предлагает применять «Дневник стрессов» и «Календарь радостей» [26, с. 119]. С. А. Анохина предлагает использовать технологии сопровождения, направленные на повышение самооценки подростка и обеспечение равновесия внутренних и внешних паритетов [27, с. 131].

Табл. 1. Взаимосвязи показателей интеллектуального развития и личностных параметров пятиклассников Tab. 1. Mental development and personal parameters of fifth graders

Показатель A B D E F G H I Q Q3 Q4

Инструкции 0,20 0,31 -0,15 0,27 0,14 0,16 0,39 0,10 -0,24 0,11 0,00

Числовые ряды 0,11 0,55 -0,17 -0,05 -0,09 -0,11 0,00 -0,20 0,06 0,13 -0,12

Аналогии -0,19 0,40 0,02 0,12 -0,11 -0,11 -0,04 0,02 0,13 0,04 0,02

Символы 0,09 0,12 -0,33 -0,09 -0,33 0,16 0,19 -0,03 -0,40 0,28 -0,27

Невербальные способности 0,20 0,54 -0,19 -0,05 -0,03 -0,06 0,01 -0,24 -0,03 0,08 -0,14

Общий уровень 0,08 0,40 -0,19 0,14 -0,03 0,06 0,12 0,01 -0,07 0,14 -0,04

Показатель Низкий уровень Высокий уровень t p

Возбудимость 4,82 2,00 2,75 0,00

Беспечность 4,78 2,90 2,18 0,03

Добросовестность 3,60 6,18 -2,37 0,02

Способность к аналитическому мышлению 11,17 16,72 -2,22 0,03

Вербальные способности 36,17 45,36 -1,77 0,08

Общий уровень интеллектуальных способностей 64,78 76,72 -1,89 0,06

Прим.: полужирным курсивом показаны значимые корреляции при p<0,5.

Табл. 2. Средние значения изучаемых показателей в группах испытуемых c различными уровнями стрессоустойчивости Tab. 2. Mean values of intellectual development and individual characteristics in fifth graders with different levels of stress resistance

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 2

Е. В. Лизунова подчеркивает необходимость формирования стрессоустойчивости подростков и убедительно доказывает необходимость введения факультативного курса «Стрессоустойчивость и здоровье», обеспечивающего создание дидактических условий, стимулирующих развитие стрессоустойчивости в нестандартных ситуациях [28, с. 47]. М. А. Блохина определяет социально-психологический тренинг как средство формирования стрессоустойчивости у обучающихся подросткового возраста [29, с. 413].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенного анализа считаем необходимым рекомендовать:

1. Ежегодно проводить диагностическое тестирование на определение уровня стрессоустойчивости (данная информация необходима для формирования субъектами образовательного процесса программы развития подростков).

2. В зависимости от выявленного уровня стрессоустойчивости внедрять различные комплексы мероприятий как общих для всех групп (например, беседы, направленные на формирование базовых теоретических знаний о стрессе, навыках позитивного мышления), так и специфических, для подростков со средним и низким уровнем (обучение навыкам самоконтроля, саморегуляции поведения, развития коммуникативных навыков и навыков группового взаимодействия).

Подростки будут иметь представление о стрессе, причинах его возникновения и способах совладания с ним, получат навыки взаимодействия в группе и навыки стрес-соустойчивости в различных ситуациях.

Для подростков с низким уровнем стрессоустойчивости педагогам и родителям желательно создать учебную и внеучебную среду, которая должна быть гладкой, не создающей слишком большого эмоционального напряжения. Рекомендуется воспроизведение ситуаций, в которых подросток сможет ощутить свою значимость для других людей, почувствовать состоятельность, достигнуть успеха в деятельности. Включение в активную деятельность должно быть планомерным. Можно начать с небольших индивидуальных поручений, далее привлечь к разработке индивидуального проекта или к выполнению индивидуального задания. Стимулирование и поощрение инициативы, опора на волевые качества повышают уровень стрессоустойчивости подростка. Можно рекомендовать занятия спортом, но без участия в соревнованиях. Для таких подростков подойдут индивидуальная работа с учителем, индивидуальные беседы, встречи, психологические консультации и т. д.

Подростков с высоким уровнем стрессоустойчивости следует активно привлекать к участию в школьных образовательных, культурных и спортивных мероприятиях, социально-полезной деятельности, поручать им исполнение заданий, требующих использования коллективного труда. Для них подойдут такие формы работы, как дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, работа в группах, круглые столы, конференции и т. д.

https://d0i.0rg/10.21603/2542-1840-2021-5-2-125-132

В качестве общей рекомендации считаем необходимым привести точку зрения Ю. В. Овчинниковой и ее коллег, предлагающих обеспечивать условия для завершения подростком любого начатого дела, оформления любой идеи посредством актуализации рефлексивных механизмов деятельности [30, с. 185].

Заключение

Интеллектуальное развитие детей младшего подросткового возраста имеет специфические особенности, определяемые степенью выраженности интеллектуальных способностей, демонстрирующих успешность умственной деятельности. К особенностям умственного развития младших подростков относят разноуровневость развития познавательных процессов, недостаточную сформированность самостоятельности мышления, низкий уровень осознанного владения приемами и способами умственной работы, гетерохронность развития высших психических функций, отсутствие адекватной мотивации учения.

Результаты исследования иллюстрируют наличие разноуровневых характеристик интеллектуальных способностей. Определено наличие высокого уровня способностей к выявлению аналогий, пониманию инструкций, а также достаточного уровня сформированности умения выносить суждения. При этом получены данные об отсутствии системы знаний в определенных областях, о недостаточной основательности умственных операций по установлению логико-функциональных отношений между понятиями, об определенной ригидности и стереотипности подходов к решению некоторых заданий.

Выявленная взаимосвязь интеллектуальных способностей и уровня стрессоустойчивости младших подростков может быть учтена при организации процесса развития первых. Описаны психологические особенности респондентов с низким уровнем стрессоусойчивости, проявляющиеся в наличии высокого уровня возбудимости, беспечности, совестливости, низкого уровня способности к аналитическому мышлению и низкого уровня вербальных способностей. Представлены характеристики респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости, выраженные в наличии низкого уровня возбудимости и совестливости, высокого уровня беспечности, способности устанавливать аналогии, высокого уровня вербальных способностей. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию интеллектуальных способностей обучающихся с учетом специфики их личностных особенностей способствуют оптимизации образовательного процесса.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи.

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-2-125-132

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 2

Литература

1. Сухов А. Н. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 615 с.

2. Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 71-77.

3. Додонова Ю. А., Тихомирова Т. Н. Общий интеллект, социальный интеллект и креативность: структура и динамика в контексте образовательной среды // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. T. 3. № 2. С. 5-15.

4. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2019. 334 с.

5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

6. Знаков В. В. Психология субъекта А. В. Брушлинского и психология человеческого бытия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 4. С. 4-10.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.

8. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005. 512 с.

9. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.

10. Баландина Л. Л. Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами // Вестник Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. № 1. С. 5-14.

11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.

12. Волкова Н. Э. Соотношение общих (креативность, интеллект) и понятийных способностей у девушек в период ранней взрослости // Акмеология. 2018. № 3. С. 52-57.

13. Браташова М. В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 1. С. 94-99. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99

14. Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1036-1039.

15. Селье Г. Стресс без дистресса / общ. ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1982. 124 с.

16. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестн. ВГМУ 2011. Т. 10. № 1. С. 6-19.

17. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2010. № 2. С. 82-87.

18. Краснова М. А. Стрессоустойчивость учащихся подросткового возраста // Academy. 2016. № 6. С. 103-105.

19. Анохина С. А. Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. № 1. С. 215-221.

20. Фёдорова А. М., Фирсова Д. В. Сравнительная характеристика стрессоустойчивости подростков, занимающихся музыкально-исполнительской деятельностью и боевыми единоборствами // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 1. С. 66-75.

21. Жданова Л. Г., Манахова Н. М., Сухова М. А. Стрессоустойчивость старшеклассников с разным уровнем креативности // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3. С. 70-72. DOI: 10.34671/SCH.BSR.2019.0303.0017

22. Семеновских Т. В. Взаимосвязь толерантности и стрессоустойчивости в старшем подростковом возрасте // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5. DOI: 10.15862/139PVN515

23. Акимова М. К., Борисова Е. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993. 11 с.

24. Александровская Э. М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. М.: Фолиум, 1995. 34 с.

25. Ковалевская А. А. Стрессоустойчивость подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 298-300.

26. Молодцова Т. Д. Профилактика стрессов у подростков в условиях школьного социума // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2. С. 115-120.

27. Анохина С. А. Динамика развития стрессоустойчивости подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 2. С. 130-136.

28. Лизунова Е. В. К вопросу о формировании стрессоустойчивости у подростков к опасным ситуациям // Карельский научный журнал. 2015. № 1. С. 45-48.

29. Блохина М. А. Формирование стрессоустойчивости у детей подросткового возраста посредством социально-педагогического тренинга // Студенческая наука и XXI век. 2012. № 9. С. 413-416.

BULLETIN

Kemerovo State University Humanities and social sciences

2021, 5(2)

Pedagogics

https://d0i.0rg/10.21603/2542-1840-2021-5-2-125-132

30. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. № 6. С. 183-189.

original article

Intellectual Abilities of Younger Adolescents with Different Levels of Stress Resistance

Elena S. Kagan

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Galina G. Tupikina

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Received 1 Apr 2021. Accepted 23 Apr 2021.

Abstract: The research featured the intellectual abilities of teenagers with different levels of stress resistance. The research objective was to describe the options for intellectual development of secondary school students depending on their stress resistance level. The authors reviewed various approaches to intellectual development of younger adolescents. They proposed a set of assessment techniques for the level of mental development. The research revealed the effect of stress resistance on the intellectual abilities of teenagers. Teenagers with a low level of stress resistance were excitable and careless, while demonstrating tender conscience and poor analytical and verbal skills. Respondents with a high level of stress showed a low level of excitability and conscientiousness, a high level of carelessness, a good ability to establish analogies, and admirable verbal abilities. The paper contains some useful recommendations for teachers and parents on the development of teenagers' intellectual skills based on their level of stress resistance.

Keywords: psychological profile of students, stress, emotional stability, opportunities, diagnostic tools, individual psychological characteristics

Citation: Kagan E. S., Tupikina G. G., Tsigichko E. A. Intellectual abilities of younger adolescents with different levels of stress resistance. Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2021, 5(2): 125-132. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-2-125-132

Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and /

or publication of this article.

Contribution: All the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published

in this article.

References

1. Sukhov A. N. Social psychology, ed. Sukhov A. N. Moscow: YuNITI-DANA, 2012, 615. (In Russ.)

2. Akimova M. K., Kozlova V. T. Accounting for the psychological characteristics of students in the learning process. Voprosy psikhologii, 1988, (6): 71-77. (In Russ.)

3. Dodonova Yu. A., Tikhomirova T. N. General intelligence, social intelligence and creativity: structure and dynamics in the context of the educational environment. Teoreticheskaya i eksperimentalnayapsikhologiya, 2010, 3(2): 5-15. (In Russ.)

4. Holodnaya M. A. Psychology of intelligence. Paradoxes of research. Moscow: Iurait, 2019, 334. (In Russ.)

5. Abulkhanova-Slavskaia K. A. Activity and personality psychology. Moscow: Nauka, 1980, 335. (In Russ.)

6. Znakov V. V. A. V. Brushlinsky's individual psychology and psychology ofhuman existence. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsialnaia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika, 2008, 14(4): 4-10. (In Russ.)

7. Rubinstein S. L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Piter, 2015, 705. (In Russ.)

8. Golubeva E. A. Abilities. Personality. Individuality. Dubna: Feniks+, 2005, 512. (In Russ.)

9. Rusalov V. M. Biological foundations of individual psychological differences. Moscow: Nauka, 1979, 352. (In Russ.)

Elena A. Tsigichko

Kemerovo State University; Secondary School No. 80, Russia, Kemerovo; lenacigichko@bk.ru

© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

1З1

Pedagogics

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-2-125-132

BULLETIN

Kemerovo State University

Humanities and social sciences

2021, 5(2)

10. Balandina L. L. Emotional intelligence and its corellation with temperament features. Vestnik Perm. gos. gumanit.-ped. un-ta. Ser. № 1. Psikhologicheskie ipedagogicheskie nauki, 2017, (1): 5-14. (In Russ.)

11. Druzhinin V. N. Psychology of general abilities. St. Petersburg: Piter, 2007, 368. (In Russ.)

12. Volkova N. E. The ratio of general (creativity, intelligence) and conceptual abilities in girls during early adulthood. Akmeologia, 2018, (3): 52-57. (In Russ.)

13. Bratashova M. V. Learning motivation as a factor in the development of intellectual abilities of younger adolescents. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser.: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, 20(1): 94-99. (In Russ.) DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99

14. Levitskaya L. V., Chernova A. A. Psychological features of adolescence and their effect on stress coping. Molodoi uchenyi, 2016, (9): 1036-1039. (In Russ.)

15. Selye H. Stress without distress, ed. Kreps E. M. Moscow: Progress, 1982, 124. (In Russ.)

16. Tserkovsky A. L. Modern views on the problem of stress resistance. Vestn. VGMU, 2011, 10(1): 6-19. (In Russ.)

17. Mikheeva A. V. Stress stability: the problem of notion. Vestnik RUDN. Voprosy obrazovanija: jazyki i special'nost', 2010, (2): 82-87. (In Russ.)

18. Krasnova M. A. Stress resistance of adolescent students. Academy, 2016, (6): 103-105. (In Russ.)

19. Anokhina S. A. Tendencies in developing teenagers stress resistance. Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 12, 2008, (1): 215-221. (In Russ.)

20. Fedorova A. M., Firsova D. V. The comparative features of forming stress resistance at adolescents involved in musical performance and martial arts. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykalnoe iskusstvo i obrazovanie", 2015, (1): 66-75. (In Russ.)

21. Zhdanova L. G., Manakhova N. M., Sukhova M. A. Stress resistance of high school students with different level of creativity. Balkan Scientific Review, 2019, 3(3): 70-72. (In Russ.) DOI: 10.34671/SCH.BSR.2019.0303.0017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Semenovskikh T. V. Interrelation of tolerance and resistance to stress at the advanced teenage age. Internet-zhurnal Naukovedenie, 2015, 7(5). (In Russ.) DOI: 10.15862/139PVN515

23. Akimova M. K., Borisova E. M., Kozlova V. T., Loginova G. P. A guide to the use of the group intelligence test (GIT) for younger adolescents. Obninsk: Printer, 1993, 11. (In Russ.)

24. Aleksandrovskaia E. M. Adapted modified version ofR. Kettell's children's personality questionnaire. Moscow: Folium, 1995, 34. (In Russ.)

25. Kovalevskaya A. A. Stress stability of adolescents. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniia, 2018, (61-2): 298-300. (In Russ.)

26. Molodtsova T. D. Prophylaxis of stresses for teenagers in the conditions of school society. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chekhova, 2017, (2): 115-120. (In Russ.)

27. Anokhina S. A. Dynamics of the development of stress resistance of adolescents. Vestnik Sankt-Petersburgskogo universiteta MVD Rossii, 2007, (2): 130-136. (In Russ.)

28. Lizunova E. V. To the question about the formation of stress tolerance in adolescents dangerous situations. Karelskii nauchnyi zhurnal, 2015, (1): 45-48. (In Russ.)

29. Blokhina M. A. Formation of stress resistance in adolescent children through socio-pedagogical training. Studencheskaia nauka i XXI vek, 2012, (9): 413-416. (In Russ.)

30. Ovchinnikova Ju. V., Gychev A. V., Grickevich N. K. Psychological and pedagogical means for development of creative abilities of adolescents at institutions of extended education for children. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012, (6): 183-189. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.