Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ИХ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ'

ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ИХ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимов Павел Евгеньевич, Клюшников Николай Владимирович, Новик Евгений Юрьевич

В статье анализируются понятия самоотношение и стрессоустойчивость студентов вузов. Приводятся доказательства положительного влияния самоотношения на стрессоустойчивость при его стимулировании в организованной досуговой деятельности. Подчёркивается важность развития стрессоустойчивости с целью укрепления психического здоровья, воздействия на учебную и профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимов Павел Евгеньевич, Клюшников Николай Владимирович, Новик Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SELF-ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS ON THEIR STRESS RESISTANCE

The paper analyzes the concepts of self-attitude and stress tolerance of university students. The evidence of the positive influence of self-attitude on stress tolerance, when it is stimulated in organized leisure activities, is revealed. The importance of developing stress tolerance in order to strengthen mental health, impact on educational and professional activities is emphasized.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ИХ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Герасимов Павел Евгеньевич

Кандидат педагогических наук, ст.преподаватель кафедры физвоспитания ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им.В.И. Разумовского Минздрава России, г. Саратов

Pavel E. Gerasimov

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Physical Training, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Russia, Saratov

e-mail: sam28031985@mail.ru.

Клюшников Николай Владимирович

Ст.преподаватель кафедры физвоспитания ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им.В.И. Разумовского Минздрава России, г. Саратов

Nikolaj V. Klyushnikov

Senior Lecturer at the Department of Physical Training, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Russia, Saratov e-mail: sam28031985@mail.ru.

Новик Евгений Юрьевич Ст.преподаватель кафедры физвоспитания ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им.В.И. Разумовского Минздрава России, г. Саратов

Evgenij Yu. Novik

Senior Lecturer at the Department of Physical Training, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Russia, Saratov e-mail: sam28031985@mail.ru.

УДК 379.8.092.2

Влияние самоотношения студентов ВУЗов на их стрессоустойчивость

The influence of self-attitude of university students on their stress resistance

В статье анализируются понятия самоотношение и стрессоустойчивость студентов вузов. Приводятся доказательства положительного влияния самоотношения на стрессоустойчивость при его стимулировании в организованной досуговой деятельности. Подчёркивается важность развития стрессоустойчивости с целью укрепления психического здоровья, воздействия на учебную и профессиональную деятельность.

Ключевые слова: здоровье, стресс, стрессоустойчивость, самоотношение, студенты, вуз, учебная деятельность, досуговая деятельность.

The paper analyzes the concepts of self-attitude and stress tolerance of university students. The evidence of the positive influence of self-attitude on stress tolerance, when it is stimulated in organized leisure activities, is revealed. The importance of developing stress tolerance in order to strengthen mental health, impact on educational and professional activities is emphasized.

Keywords: health, stress, stress tolerance, self-attitude, students, university, educational activities, leisure activities.

Психическое здоровье - одна из важнейших проблем современного общества. Проведение Всемирных дней психического здоровья Всемирной организацией здравоохранения подтверждает, что данному вопросу уделяется пристальное внимание, в том числе и со стороны данной организации.

Организаторы кампании по случаю Всемирного дня психического здоровья (ВОЗ, организация «Вместе за психическое здоровье во всем мире» Всемирная федерацией психического здоровья) призывают работодателей спланировать программы обеспечения социально-психологического благополучия работников; государственные органы - взять на себя обязательства по созданию или расширению работы служб охраны психического здоровья; журналистов - рассказать мировому сообществу о том, что еще нужно сделать для надежной защиты психического здоровья каждого человека [1]. Одной из распространённых форм психического расстройства является депрессия, которая, в свою очередь, может усиливать стресс. Также обращает на себя внимание тот факт (важно в контексте данного исследования), что положительное воздействие на человека с лёгкой формой депрессии оказывает физическая активность, упражнения по релаксации, творческой направленности и т.д. [2].

Чтобы определить взаимосвязь самоотношения и стрессоустойчивости, нам в начале исследования необходимо провести теоретический анализ данных понятий.

Понятие "стресс" в научную литературу в 1936 г. ввёл Г.Селье и определил его как состояние организма, возникающее при воздействии на него любых неблагоприятных факторов [3]. Слово "стресс" для современного человека стало обыденным и воспринимается, как правило, как что-то отрицательное. Мы провели опрос среди студентов 1-4 курсов различных специальностей Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского по данной тематике. В опросе приняли участие 200 человек разного пола и возраста. Респондентам был задан вопрос: " Назовите несколько ассоциаций к слову "стресс". Почти 75 % опрошенных ассоциируют данный термин с негативом, нервами, переживаниями, проблемами, экзаменами и т.д. И только 25 % упомянули о том, что стресс может быть и "помощником".

О том, что у стресса есть положительные стороны, было также описано в трудах Г. Селье.

Эустресс - стресс, мобилизующий организм, увеличивающий продуктивную деятельность и т.д. Положительное влияние стресса на организм человека происходит до определённого предела ( у каждого он свой), после чего самочувствие ухудшается и стресс становится разрушительным [3].

Изучение различных подходов к проблеме стрессоустойчивости таких авторов, как: Л.М. Аболин, В.А. Бодров, С.В. Субботин, О.В. Лозгачева, Е.Г. Щукина, Т.В. Середа А.П. Акимова, А.А. Баранов и др., позволяет определить данное понятие как свойство личности, позволяющее сохранить устойчивое поведение в нестандартной, эмоционально сложной обстановке, что в свою очередь, способствует внутренней гармонии, продуктивности и достижению успеха в профессиональной деятельности.

Теоретическую взаимосвязь представленных понятий мы находим при изучении вопроса самоотношения в работах О.С. Газмана. Автор обращает внимание на то, что развитие самоотношения способствует решению теоретических и практических задач в области воспитания и обучения, а также подчёркивает, что через педагогику самосознания происходит стимулирование самоотношения, самовосприятия, самооценки, а также совершенствование способности анализировать свою деятельность и взаимодействие с другими людьми [4]. Применительно к исследованию отмечаем, что при целенаправленном развитии стрессоустойчивости и самоотношения наблюдается положительное воздействие на учебную и профессиональную деятельность.

Изучение феномена" самоотношение" мы проводим в рамках организованной досуговой деятельности (студенческий кружок КВН), т.к. доказано, что организованная досуговая деятельность способствует стимулированию позитивного самоотношения [5].

Мы также соглашаемся с идеей Н.И. Сарджевеладзе о том, что самоотношение является родовым относительно понятий "самозознание", "самооценка", "самопонимание" и других подобных понятий с приставкой "само" [6]. Это означает, что стимулирование самоотношения происходит при непосредственном развитии его составляющих. Дальнейший анализ самоотношения позволил сформулировать авторское представление данного понятия.

Самоотношение - это субъектный опыт отношения личности к себе, имеющий ярко выраженную эмоциональную составляющую. Формирование самоотношения происходит при взаимодействии эмоционально-ценностных, деятельностно-поведенческих и когнитивно-рефлексивных практик.

В логике исследования нам необходимо диагностировать исходный уровень самоотношения и стрессоустойчивости студентов в экспериментальной и контрольной группах.

Matters of Education and Personnel Training

Одним из наиболее популярных и надёжных средств диагностики самоотношения в педагогической практике является тест-опросник оценки самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева [7].

В соответствии с ключом для обработки данных, полученные по данному тесту, результаты переводятся в накопленные частоты (от 0% до 100%).

Как уже было сказано выше, мы рассматриваем самоотношение как понятие, включающее в себя другие "самости", поэтому интерпретировав для удобства обработки данных исходный тест, мы определили уровень самоотношения по среднему показателю исследуемых факторов, а также разделили полученные данные на три уровня: низкий -0% -33%, средний -34% -66%, высокий -67% -100%.

Для определения уровня стрессоустойчивости студентов мы использовали тест самооценки стрессоустойчивости, разработанный С. Коухеном, Г. Виллиансоном [8]. Данный тест мы также переработали для более наглядного и понятного сопоставления полученных данных. В результате чего в данном тесте мы выделили 3 уровня стрессоустойчивости: низкий: 27-40, средний: 14-26, высокий: 0-13. Уровень стрессоустойчивости в данном тесте оценивается в баллах.

Базой научного эксперимента стал "ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им.В.И Разумовского Минздрава России". В экспериментальную группу вошли 48 студентов 1-4 курсов. В контрольную группу -64 студента. Исследование проводилось в течении 2020-2021годов.

Как отмечалось выше, формой организации досуговой деятельности, в рамках которой происходило стимулирование самоотношения студентов, был выбран студенческий кружок КВН. На уровень самоотношения оказывало влияние два направление. Первое - внутриклубные (естественные) процессы, такие как, приобщение к командной деятельности, освоение правил клуба, технологий работы кружка и т.д. Второе направление - специально созданные психолого-педагогические мероприятия, мастерклассы, тренинги, упражнения («Передай маску», «Встаньте с мест», «Повторяю», «А вот и я», «Предмет гордости», «Журнал успеха», «Выражение одобрения» и др.), направленные на развитие компонентов самоотношения и акцентирование внимания на ситуации успеха.

Результаты исходной и итоговой диагностики уровня самоотношения и стрессоустойчивости студентов в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 1 и в таблице 2 соответственно.

Уровень самоотношения / стрессоустой ЧИБОСТИ До эксперимента После эксперимента

экспериментальные группы экспериментальные группы

Само отношение (кол-во студентов) Стрессоустойчивость (кол-во студентов) Самоотношение (кол-во студентов) Стрессоустойчивость (кол-во студентов)

Низкий 15 12 0 0

Средний 26 34 25 32

Высокий 7 2 23 16

Таблица 1. Уровень самоотношения и стрессоустойчивости студентов в экспериментальных группах в начале и в конце эксперимента.

Уровень с амо отношения / стрессоустойчивости До эксперимента После эксперимента

контрольные группы контрольные группы

Само отношение (кол-во студентов) Стрессоустойчивость (кол-во студентов) Самоотношение ( кол-во студентов) Стр ессоустойчиво стъ (кол-во студентов)

Низкий 8 18 6 14

Средний 44 38 47 40

Высокий 12 8 И 10

Таблица 2. Уровень самоотношения и стрессоустойчивости студентов в контрольных группах в начале и в конце эксперимента.

Незначительные изменения показателей уровня самоотношения и стрессоустойчивости в контрольных группах предсказуемо обусловлены естественными условиями. Однако наше внимание привлекает в первую очередь, результаты экспериментальных групп, в которых разница в данных уже существенна. Причём, обращает на себя внимание тот факт, что не осталось студентов с низким уровнем самоотношения и стрессоустойчивости, а показатели по высокому уровню значительно увеличились.

Исходя из результатов исследования, можно утверждать, что стимулирование самоотношения студентов в организованной досуговой деятельности способствует развитию и повышению у них уровня стрессоустойчивости.

Также в рамках развития данной проблематики было бы интересно выявить и обратную взаимосвязь, если таковая существует. Т.е. определить, влияет ли развитие стрессоустойчивости студентов на уровень их самоотношения.

Библиографический список

1. ВОЗ. URL: ttps://www.who.int/ru/campaigns/world-mental-health-day/world-mental-health-day-2020/world-mental-health-day-campaign (дата обращения: 17.10.2021).

2. ВОЗ. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 126 с.

4. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление / О.С. Газман // Ред. А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1989. - С. 221-237.

5. Герасимов П.Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2016. 191 с.

6. Сарджевеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 206 с.

7. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. инта, 2005. - 216 с.

8. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 348 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.