Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ В КОННОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ В КОННОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EQUESTRIANISM / TEENAGE ATHLETES / PERSONAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES OF STRESS TOLERANCE / STRESS TOLERANCE IN THE CONDITIONS OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY / THE FORMATION OF STRESS TOLERANCE OF ADOLESCENTS IN EQUESTRIAN SPORTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буторин В.В., Королева А.Д.

В статье рассмотрены личностные качества спортсмена, определяющие стрессоустойчивость к неблагоприятным факторам соревновательной деятельности. Предложено содержание авторской программы по формированию стрессоустойчивости. Подобраны психодиагностические методики позволяющие выявлять стрессоустойчивость в условиях тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-подростков занимающихся конным спортом. Раскрывается стрессоустойчивость как совокупность личностных и психофизиологических качеств, позволяющих спортсмену переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STRESS RESISTANCE TO ADVERSE FACTORS OF EQUESTRIAN ACTIVITY IN TEENAGERS

The article considers the personal qualities of an athlete that determine the stress resistance to adverse factors of competitive activity. The author's program on the formation of stress resistance is proposed. Selected psychodiagnostic methods that allow to identify stress resistance in the conditions of training and competitive activities of adolescent athletes engaged in equestrian sports. Stress tolerance is revealed as a set of personal and psychophysiological qualities that allow an athlete to bear significant intellectual, volitional and emotional loads caused by the peculiarities of sports activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ В КОННОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

9. Nikiforova, D.M. (2013). "Safety indicators of protective and coping behavior", Psychological science and education, No. 6, pp. 80-87.

10. Shalaginova, K.S. and Kornienko, E.A. (2015), "Features of coping strategies for adolescents in difficult life situations", Bulletin ofpractical psychology of education, No. 4. pp. 36-40.

11. Folkman, S. and Lazarus, R.S. (1998). "Coping as a mediator of emotion", Journal of Personal and Social Psychology, Vol. 54, pp. 466-475.

12. Frydenberg, E. (2004). "Coping Competencies", Theory into Practice, Vol. 43, No. 1, pp. 14-22.

Контактная информация: Irmarbor1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2020

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ

ФАКТОРАМ В КОННОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Владимир Владимирович Буторин, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Дмитриевна Королева, магистрант, Московская государственная академия физической

культуры, Малаховка

Аннотация

В статье рассмотрены личностные качества спортсмена, определяющие стрессоустойчи-вость к неблагоприятным факторам соревновательной деятельности. Предложено содержание авторской программы по формированию стрессоустойчивости. Подобраны психодиагностические методики позволяющие выявлять стрессоустойчивость в условиях тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-подростков занимающихся конным спортом. Раскрывается стрессо-устойчивость как совокупность личностных и психофизиологических качеств, позволяющих спортсмену переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями спортивной деятельности.

Ключевые слова: конный спорт, спортсмены-подростки, личностные и психофизиологические качества стрессоустойчивости, стрессоустойчивость в условии тренировочной и соревновательной деятельности, формирование стрессоустойчивости подростков в конном спорте.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p451-456

FORMATION OF STRESS RESISTANCE TO ADVERSE FACTORS OF EQUESTRIAN ACTIVITY IN TEENAGERS Vladimir Vladimirovich Butorin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Anna Dmitrievna Koroleva, the master student, Moscow State Academy of Physical Culture, Mala-

khovka

Abstract

The article considers the personal qualities of an athlete that determine the stress resistance to adverse factors of competitive activity. The author's program on the formation of stress resistance is proposed. Selected psychodiagnostic methods that allow to identify stress resistance in the conditions of training and competitive activities of adolescent athletes engaged in equestrian sports. Stress tolerance is revealed as a set of personal and psychophysiological qualities that allow an athlete to bear significant intellectual, volitional and emotional loads caused by the peculiarities of sports activity.

Keywords: equestrianism, teenage athletes, personal and psychophysiological qualities of stress tolerance, stress tolerance in the conditions of training and competitive activity, the formation of stress tolerance of adolescents in equestrian sports.

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью конноспортивной деятельности заключается в парном взаимодействии: всадник-лошадь. Если в других видах спорта спортсмен использует техническое

средство или инвентарь, то в нашем случае всаднику необходимо учитывать лошадь не как атрибут спортивной деятельности, а как живое существо, со своими психическими процессами и состояниями. В этом случае важным остаётся достигать всаднику и лошади понимания и принятия друг друга: человек должен научиться правильно обращаться с животным, а лошадь, в свою очередь, положительно реагировать на посылаемые команды и обращения своего всадника. [1]

Одним из важных качеств у спортсменов принято считать - стрессоустойчивость, понимаемую как совокупность личностных и психофизиологических качеств, позволяющих спортсмену переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями спортивной деятельности. [2]

Стрессоустойчивость спортсмена-подростка зависит от психического реагирования и адаптации к различным неблагоприятным внешним объективно существующим (технологическим, социально-культурным, экономическим) и внутренним субъективно переживаемым (эмоциональным, волевым, мотивационным) личностью стресс-факторам, влияющим на эффективность в конноспортивной деятельности. [3]

Спортсмен-подросток чаще всего приходит в конный спорт из-за большой любви к лошади и желанием общаться с ней, а так же приобщиться к миру взрослых и успешных наездников, выступающих на мировых аренах [4].

Уровень стрессоустойчивости в конном спорте рассматривается через сформиро-ванность личностных качеств спортсмена: эмоциональность; тревожность; мотивация; волевые качества; копинг-стратегии; баланс вегетативной нервной системы [5].

Наше исследование обусловлено поиском решения по формированию у спортсменов-подростков стрессоустойчивости в конноспортивной деятельности.

Цель исследования: формирование навыков стрессореагирования на неблагоприятные факторы в конноспортивной деятельности у спортсменов-подростков.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено в конноспортивном клубе «Созидатель» М.о. г. Лыткарино, в нем приняли участие 30 подростков-спортсменов в возрасте от 14 до 16 лет, занимающиеся конноспортивной деятельностью. Сформированы контрольная и экспериментальная группы по 15 человек в каждой.

В качестве диагностических методов исследования стрессоустойчивости на тренировочном этапе были подобраны следующие психологические тесты и опросники, кото -рые позволили диагностировать личностные качества стрессоустойчивости у спортсменов-подростков: Опросник копинг-стратегий; тест на эмоциональность и стрессоустойчивость; тест определения уровня тревожности; тест на определение уровня мотивации к избеганию неудач; опросник на развития волевых качеств спортсменов; измерение вегетативного баланса.

В условиях соревновательной деятельности использовались диагностические методики, направленные на оценку психического состояния как индикатора стрессоустой-чивости: самооценка состояний спортсмена; восьми цветовой тест; измерение вегетативного баланса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На констатирующем этапе эксперимента в условиях тренировочной деятельности были получены суммарные оценки результатов сформированности личностных качеств, которые в своей совокупности характеризовали уровни стрессоустойчивости, в связи с этим было установлено, что у большинства спортсменов выявлен средний уровень стрес-соустойчивости: 51% в экспериментальной и 53% в контрольной группе. Для спортсменов со средним уровнем характерна частичная твердость жизненных принципов и мировоззренческих установок, не стабильное реагирование на внезапные внешние изменения.

Только у 40,4% в экспериментальной группе и у 37,8% в контрольной группе выявлен высокий уровень стрессоустойчивости.

Обработка данных показателей стрессоустойчивости в условии тренировочной деятельности между группами, по статистическому критерию Манна-Уитни, выявило недостоверность различий г= 0,748 при уровне значимости Р< 0,05, что свидетельствовало о статистической однородности двух групп на начало эксперимента.

В соревновательной деятельности оценивалось текущее психическое состояние спортсменов, которое нами рассматривалось как индикатор стрессоустойчивости. Сохранение контроля за психическим состоянием в условиях соревновательной детальности свидетельствовало о высокой стрессоустойчивости.

Оценивая показателей психического состояния как индикатора стрессоустойчиво-сти в условии соревновательной деятельности, нами были выявлены следующие показатели: у 58% спортсменов-подростков в экспериментальной группе выявлен оптимальный уровень психического состояния, а в контрольной группе, тот, же уровень у 60% спортсменов-подростков. Статистически достоверных различий по данному критерию не выявлено г= 0,448 при уровне значимости Р< 0,05.

По результатам экспертной оценки были получены неудовлетворительные результаты эффективности конноспортивной деятельности подростков выступавших на соревнованиях - все это объяснило необходимость в разработке программы и проведении формирующего этапа эксперимента.

Была разработана, внедрена и апробирована авторская программа по формированию стрессоустойчивости к неблагоприятным факторам в конноспортивной деятельности у подростков экспериментальной группы. Основными направлениями работы со спортсменами были: коррекционно-развивающая; консультативная; информационно-просветительская. Мероприятия проводились в групповой и индивидуальной форме и были направлены на снижение эмоционального переживания по поводу неудач, развитие навыка саморефлексии, формирование навыков аутогенной релаксации; обучение алгоритмам стрессореагирования спортсмена-подростка на нестандартные ситуации в условиях тренировочной деятельности и т.д.

Содержание авторской программы

Занятие № 1.

Тема: «Знакомство с экспериментальной группой» (45 мин.).

Метод: социально-психологический тренинг.

Цель: формирование благоприятного психологического климата, знакомство с экспериментальной группой и содержанием программы эксперимента.

Занятие № 2.

Тема: «Эмоциональные переживания» (135 мин.).

Метод: переживания образов (символ-драма) Х. Лейнера.

Цель: вытеснение эмоциональных переживаний.

Занятие № 3.

Тема: «Психомышечная тренировка» (45 мин.).

Метод: релаксации и мобилизации.

Цель: освоение техники релаксации и мобилизации спортсменам-подросткам.

Занятие № 4.

Тема: «Рефлексия спортсмена» (45 мин.).

Метод: Обучение техники рефлексии и саморефлексии.

Цель: обучение спортсменов-подростков навыку саморефлексии.

Занятие № 5

Тема: «Здоровый образ жизни» (45 мин.).

Метод: лекция, посвященная проблеме здорового образа жизни.

Цель: культурно-массовое просвещение спортсменов-подростков о ведении здорового образа жизни.

Занятие № 6

Тема: «Поведение спортсмена в условиях тренировочной деятельности» (60 мин.).

Метод: алгоритмы поведения в условиях тренировочной деятельности.

Цель: освоение навыка стрессореагирования и стрессосовладания в условиях тренировочного процесса с помощью алгоритмов действий.

Занятие № 7

Тема: «Идеомоторная тренировка» (45 мин.)

Метод: Сочетание визуализации с выполнением двигательного действия.

Цель: Мысленно-двигательная отработка элементов упражнений по выездке.

Занятие № 8.

Тема «Рабочая тропа спортсмена» (60 мин.)

Метод: игровой, соревновательный.

Цель: Включение спортсмена-подростка в условие соревновательной деятельности с помощью игрового метода, отработка техники и навыков верховой езды, а также психоэмоциональная разрядка спортсменов-подростков, включение в совместный процесс деятельности тренеров и родителей юных спортсменов.

Занятие № 9

Тема: «Поведения спортсмена в условиях соревновательной деятельности»(60

мин.)

Метод: моделирование алгоритмов поведения в соревновательной деятельности.

Цель: обучение алгоритмам действий в условиях соревновательной деятельности.

Занятие № 10.

Тема: «Открытая тренировка» (75 мин.)

Метод: мастер-класс.

Цель: обмен информацией и опытом высококвалифицированного спортсмена с участниками эксперимента.

Занятие № 11.

Тема: «Основные правила судейства по выездке» (90 мин.)

Метод: семинар, «теневое судейство»

Цель: Ознакомить спортсменов-подростков с правилами и критериями судейства по выездке, научиться рационально оценивать свою конноспортивную деятельность, а также конноспортивную деятельность других спортсменов.

Занятие № 12

Тема: «Круглый стол» (45 мин.)

Метод: психологический.

Цель: психологическое объединение участников эксперимента, обсуждение результатов авторской программы, обратная связь.

После психолого-педагогического воздействия повторно проведена диагностика личностных качеств определяющих стрессоустойчивость, которая выявила следующие результаты: у 63,7% спортсменов-подростков экспериментальной группы отмечен высокий уровень стрессоустойчивости. Такие спортсмены обладают сформированными личностными качествами, позволяющими уверенно преодолевать стрессовые ситуации спортивной деятельности, а так же адекватно реагировать на неблагоприятные факторы без снижения ее продуктивности, а в контрольной 41,8 %.

Выявлен средний уровень стрессоустойчивости спортсменов-подростков контрольной группы 52%, а в экспериментальной 34,7%. В контрольной группе преимущественно преобладают спортсмены со средним уровнем стрессоустойчивости. Они частично адаптированные к внезапным внешним событиям, обладают не полной уверенностью в себе и своей спортивной деятельности. Статистическая обработка дан-

ных свидетельствует о достоверности различий r= 0,001 при уровне значимости P< 0,05.

На этапе соревновательной деятельности было выявлено, что у 73% спортсменов-подростков в экспериментальной группе определен уровень оптимального психического состояния. Таким спортсменам свойственна адекватная реакция в критической ситуации, готовность спокойно принимать любые перемены, быстрой адаптацией в стрессовых ситуациях, а в группе спортсменов-подростков контрольной группе выявлено оптимальное психическое состояние только у 63,0 %.

После эксперимента выявлены статистически достоверные различия по показателям стрессоустойчивости r= 0,022 при уровне значимости P< 0,05, что свидетельствует об эффективности формирующего эксперимента.

ВЫВОДЫ

Стрессоустойчивость - это совокупность личностных и психофизиологических качеств, таких как: копинг-стратегии; эмоциональность; тревожность; самооценка; мотивация; волевые качества; баланс вегетативной нервной системы. Диагностика стрессо-устойчивости на констатирующем этапе эксперимента показала неудовлетворительные результаты личностных качеств определяющих стрессоустойчивость и не эффективность конноспортивной деятельности у экспериментальной и контрольной группы, в соответствии с этим был запланирован формирующий тип эксперимента. Полученные результаты обусловили необходимость в разработке и апробации программы по формированию стрессоустойчивости к неблагоприятным факторам конноспортивной деятельности у подростков, включавшая следующие направление работы: проективно-личностную; кор-рекционно-развивающую; групповую; консультативную и информационно-просветительскую. После психолого-педагогического воздействия повторно проведенная диагностика стрессоустойчивости, которая выявила улучшение личностных качеств, определяющих высокий уровень стрессоустойчивости и повышение эффективности конноспортивной деятельности спортсменов-подростков экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гервек, Г. Психология лошади. Нрав, чувства, поведение / Г. Герввек. - Москва : Аквариум-Принт. - 2013. - 128 с.

2. Буторин, В.В. Особенности стресс-факторов соревновательной деятельности в биатлоне / В.В. Буторин, В.Ф. Сопов // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова. - Москва, 2017.- С. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Хабиулина, М.М. Выбор инновационной стратегии как условие развития детского конного спорта / М.М. Хабиулина // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. - Москва, 2013. - С. 134-135.

4. Крылова, А.С. Возможности самореализации подростков, занимающихся конным спортом / А.С. Крылова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития : сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. -С. 174-176.

5. Королева А.Д., Программа формирования стрессоустойчивости у подростков к неблагоприятным факторам в конноспортивной деятельности / А.Д. Королева, В.В. Буторин // Актуальные вопросы теории и методики физической культуры и спорта: сборник материалов l научно-практической конференции. - Москва, 2020. - С. 58-60.

REFERENCES

1. Gervek, G. (2013), Psychology of the horse. Temper, feelings, behavior, Aquarium-Print, Moscow.

2. Butorin, V.V. and Sopov, V.F. (2017), "Features of stress factors of competitive activity in biathlon", International psychological and pedagogical symposium in memory of Professor Vadim Alber-tovich Rodionov, Moscow, pp. 17-21.

3. Khabiulina, M.M. (2013), "The choice of an innovative strategy as a condition for the development of children's equestrian sports", Prospects for the development of science and education, collection of scientific papers on the materials of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 134-135.

4. Krylova, A.S. (2016), "Opportunities for self-realization of adolescents involved in equestrian sports", Innovative research: challenges in implementing results and direction of development, collection of articles of the international scientific and practical conference, Ufa, pp. 174 - 176.

5. Koroleva, A.D. and Butorin, V.V. (20020), "Program for the formation of stress resistance in adolescents to adverse factors in equestrian activities", Current issues of the theory and methodology of physical culture and sports, collection of materials of the l scientific and practical conference, Moscow, pp. 58-60.

Контактная информация: but_vlad@list.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2020

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Александра Викторовна Вэтра, старший психолог, Управление по охране Государственного научного центра имени. В.П. Сербского Управления Федеральной Службы

Исполнения Наказаний, Москва

Аннотация

Введение - в статье показана актуальность и необходимость изучения самоотношения несовершеннолетних, так как оно дает более полное понимание о целостности его личности, возможных причин деструктивного поведения и способствует своевременной коррекции самоотношения, которое подверглось негативному влиянию со стороны биологических, социальных, индивидуально-психологических факторов. Цель исследования - описать особенности самоотношения личности несовершеннолетних и определить детерминанты становления самоотношения личности в подростковом возрасте. Выводы - результаты исследования можно использовать в образовательных и уголовно-исполнительных учреждениях для обучения специалистов, участвующих в психологическом и воспитательном сопровождении несовершеннолетних с негативным самоотношением.

Ключевые слова: самоотношение, несовершеннолетние, подростковый возраст, правонарушители.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p456-458

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-ATTITUDE OF A MINOR'S

PERSONALITY

Alexandra Viktorovna Vetra, the senior psychologist, Department for the Protection of the State Scientific Center named after. V.P. Serbsky Office of the Federal Service for the Execution

of Punishments, Moscow

Abstract

Introduction - the article shows the relevance and necessity of studying the self-attitude of minors, as it provides a more complete understanding of the integrity of their personality, possible causes of destructive behavior and contributes to the timely correction of self-attitude, which was negatively affected by biological, social or individual psychological factors. The purpose of the study was to describe the features of self-attitude of the individual of minors and determine the determinants of the formation of self-attitude of the individual in adolescence. The results of the research can be used in educational and penal institutions to train specialists involved in the organization of psychological and educational support for minors with negative self-attitude.

Keywords: self-attitude, minors, teenagers, delinquents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.