_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-12 УДК 332
РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)
Кушнерова О.Н.
Тихоокеанский государственный университет
Аннотация. Система профессионального обучения за триста с лишним лет претерпела множество преобразований. Наиболее сложный период пришелся на конец 1990-х и начало 2000-х годов, когда в меняющихся экономических условиях квалифицированные рабочие и специалисты среднего уровня становились невостребованными. Сегодня для ускоренного развития Дальнего Востока и всей реальной экономики нужны специалисты с новыми рабочими компетенциями и поэтому к их профессиональной подготовке предъявляются достаточно высокие требования. В статье приведен анализ современной ситуации, сложившейся на рынке рабочих специальностей в Хабаровском крае, рассмотрены основные направления и перспективы развития среднего профессионального образования на территории дальневосточного региона.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, колледжи, техникумы, система профессионального обучения, квалифицированные рабочие специалисты среднего звена, образовательные кластеры, профессионалитет.
DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (USING THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK TERRITORY)
Oksana N. Kushnerova
Pacific National University
Abstract. The vocational training system has undergone many transformations over more than three hundred years. The most difficult period occurred at the end of the 90s and the beginning of the 2000s, when, in changing economic conditions, skilled workers and mid-level specialists became unclaimed. Today, for the accelerated development of the Far East and the entire real economy, specialists with new working competencies are needed and therefore quite high demands are placed on their professional training. The article analyzes the current situation in the market for blue-collar jobs in the Khabarovsk Territory and examines the main directions and prospects for the development of secondary vocational education in the Far Eastern region.
Keywords: secondary vocational education, colleges, technical schools, vocational training system, qualified mid-level workers, educational clusters, professionalism.
Введение. Первые школы профессионального образования в России появились в начале XVIII века при Петре I. Главной целью этих учебных заведений была подготовка специалистов для государственных учреждений, армии и флота. Впоследствии стали открываться школы, которые готовили квалифицированные кадры для промышленности, медицины, торговли, образования.
Целостная система профессионального образования в России сформировалась в 80-90-е годы XIX века и была признана лучшей в мире. Эта система оперативно отвечала на запросы и потребности страны того времени [1].
В советское время получить рабочую профессию и начать трудовую деятельность с ранних лет было очень популярно и даже почетно.
В 90-е годы ХХ столетия поменялся политический строй, в стране произошли масштабные
изменения. В постсоветское время стало модным переименовывать техникумы в колледжи, при этом особо не заботясь об изменении самой системы подготовки профессиональных кадров в соответствии с новыми веяниями. Большинство колледжей финансировались по остаточному принципу. Выпускники техникумов и колледжей не всегда могли устроиться по специальности, а кому это удавалось получали довольно скромные зарплаты. В ссузы, в основном, шли те ребята, которые слабо учились в школе и считались «трудными» подростками. В итоге, сочетание всех этих факторов привело к снижению престижа рабочих специальностей и, что вполне естественно, к значительному сокращению количества абитуриентов.
Обсуждение. Результаты. К началу ХХ! века произошли серьезные структурные изменения в экономике, стали появляться новые профессии с запросом на новые знания и умения. Начал
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
формироваться новый рынок труда, где требовались новые компетенции. В этой связи, обнажилась острая проблема нехватки кадров среднего звена и встал вопрос о преобразовании системы профессиональной подготовки с применением новых нестандартных подходов.
Благодаря работе, проведенной правительством в сфере СПО, удалось серьезным образом переломить неблагоприятную ситуацию, связанную с нежеланием молодежи поступать в колледжи и техникумы. Был разработан целый ряд мероприятий, направленных на модернизацию и развитие средних специальных учебных заведений, с целью повышения их привлекательности и улучшения качества обучения. В ст. 68 федерального закона ФЗ-273 от 29.12.2012. (с изм. и доп. от 01.01.2024) четко прописана миссия среднего профобразования: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [2].
Современное поколение молодежи подходят к выбору учебного заведения достаточно осознано, тем более, что сейчас наличие диплома о высшем образовании не является основным конкурентным преимуществом как для молодежи, так и для работодателей, а в приоритете - это получение реальных навыков, опыта и желания много работать.
Сегодня можно наблюдать своеобразную конкуренцию между университетами и СПО за будущих абитуриентов. И в этом соперничестве кол-
Дополнительная потребность в
леджи нисколько не уступают вузам. Обучение в колледже уже не считается каким-то «второсортным», а на некоторые специальности отмечается даже конкурс. Так, по данным опроса Бире^оЬ [3] в 2021 году количество выпускников, которые хотели поступить не в высшие, а именно в средние профессиональные учебные заведения возросло более, чем в 2,5 раза. У современных подростков нет культа высшего образования, они, в отличие от большинства их родителей, более прагматичны. Их цель - это реальная профессия и ускоренный выход на рынок труда.
В условиях внешних угроз и санкционного давления необходимо использовать весь ресурсный потенциал для ускоренного развития отечественной промышленности. В этой связи, большие надежды связывают с дальневосточными регионами России.
Хабаровский край в настоящее время является территорий опережающего социально-экономического развития. Структура его экономики многопрофильна, она основана на развитом промышленном производстве и широкой инфраструктуре транспортных магистралей.
Базисом для ускоренного развития экономики региона является эффективная система профессионального образования. Регион является одним из ведущих центров подготовки кадров в ДФО и занимает лидирующие позиции в процессах синхронизации системы профобразования с экономическими потребностями региона и запросами работодателей. По данным Хабаровского краевого института развития профессионального образования [4], потребность в квалифицированных кадрах будет только расти в связи с активным развитием экономики Дальнего Востока (табл. 1).
Таблица 1
:книках организаций СПО, чел.
Наименование отраслей 2022-2025
Здравоохранение 944
Информатика и вычислительная техника 1662
Культура и искусство 654
Металлургия, машиностроение и металлообработка 1246
Образование и педагогика 799
Строительство 3320
Сфера обслуживания 1808
Транспортные средства 3627
Экономика и управление 3522
Электротехника, радиотехника и связь, энергетика 1343
В Хабаровском крае в текущем году обучение проходит в 29 профессиональных образовательных организациях по 73 профессиям среднего профессионального образования. В колледжах и техникумах региона обучается свыше 30 тыс. человек и в последние годы наметилась положи-
тельная тенденция роста количества студентов, получающих образование в средних профессиональных заведениях края (табл. 2).
Между тем, рост количества выпускников колледжей и техникумов не удовлетворяет потребно© Кушнерова О.Н.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
сти в квалифицированных кадрах большинство ведущих, а также небольших предприятий края. Дефицит таких работников наблюдается во всех Дальневосточных регионах. Тем не менее, одной из проблем для СПО до недавнего времени была проблема трудоустройства выпускников. По данным Росстата, в 2021 году более 30 % выпускников с дипломами средних профессио-
Численность обучающихся
нальных заведений находились в статусе безработных.
По мнению Т.Н. Блиновой и А.В. Федотова [6], существует некоторая диспропорция между реальными потребностями экономики Дальнего Востока в рабочих кадрах и их подготовкой в колледжах и техникумах (табл. 3).
Таблица 2
I, тыс. человек (на начало уч. года)
2019/2020 2020/2021 2021/2022 Изменение 2022/2020
абс., +/- | отн., %
Подготовка квалифицированных рабочих, служащих
6,1 6,4 6,6 +0,5 | 108,2
Подготовка специалистов среднего звена
28,1 29,5 30,5 +2,4 | 108,5
Составлено автором по данным Росстата [5].
Таблица 3
Показатели занятости и безработицы по уровню образования в Хабаровском крае на конец 2021 года, в % к итогу
среднее профессиональное, всего из него по программам подготовки
высшее специалистов среднего звена квалифицированных рабочих и служащих
Занятые
30,8 44,6 25,2 19,1
Безработные
18,7 35,2 19,5 15,7
Распределение выпускников по каналам занятости
Были направлены на работу 71,9
Были призваны на военную службу 12,4
Решили продолжить обучение 7,4
Находились в отпуске по уходу за ребенком 3,6
Трудоустроились самостоятельно 4,7
Составлено автором по данным [5].
Однако министр образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова на заседании Госсовета РФ по направлению «Образование» в 2023 году отметила, что сейчас процент трудоустройства выпускников средних профессиональных заведений в Хабаровском крае выше, чем в среднем по стране и составляет более 72 % [7].
В настоящее время среднее профессиональное образование находится под пристальным вниманием государства. Разработанная государственная Программа социально-экономического развития Дальнего Востока № 2664-р от 24.09.2020 г., сроком до 2035 года, предусматривает поэтапную реализацию мероприятий, направленных на создание привлекательных условий для обучения современным рабочим специальностям. Сегодня каждый колледж имеет свое направление профессиональной подготовки (профиль). Согласно профилю, осуществляется оснащение или модернизация материально-технической базы, актуализируются образовательные программы, а управленческие и
педагогические работники обязаны проходить курсы для повышения своих профессиональных компетенций.
С 2022 года в крае запущена новая модель отраслевой подготовки кадров согласно феде-р ал ь н о му п р о екту « Профессионалитет». Главные задачи проекта - создание современных практикоориентированных комплексов в системе профобразования. И здесь, активными участниками в подготовке молодых специалистов являются партнеры-работодатели, которые не только предоставляют свои производственные мастерские, привлекают своих работников к наставничеству на производстве, но и становятся инвесторами в процессе софинансирования национального проекта «Образование».
В 2023 году на территории края участниками проекта «Профессионалитет» стали четыре образовательно-производственных центра:
- Губернаторский авиастроительный колледж (г. Комсомольск-на-Амуре);
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
- Хабаровский техникум железнодорожного транспорта;
- Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша;
- Хабаровский технологический колледж.
Осенью 2024 года к участию в проекте «Профес-сионалитет» готовятся стать еще два колледжа:
- Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности;
- Хабаровский технологический колледж.
Заключение. Таким образом, анализируя все те изменения, которые произошли в последнее десятилетие после начала преобразований в системе образования и, в частности, среднего специального образования, наметились определенные положительные результаты. Существенно изменилось отношение к системе профессионального образования в крае. Обучение в колледжах и техникумах меняется согласно региональной производственной специфики, под за-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
просы работодателей открываются новые направления подготовки в соответствии с новыми образовательными и профессиональными стандартами - ФГОС и WorldSkills. Рост спроса на специалистов среднего звена и рабочих специальностей создало тенденцию к ежегодному увеличению бюджетных мест за счет региональных средств. Продолжается активная работа по созданию образовательно-производственных кластеров в Хабаровском крае, которая, по мнению министра В. Хлебниковой, должна привести к запуску краевого проекта «Региональный про-фессионалитет» [7].
Важно также, что сами колледжи и техникумы заинтересованы в обеспечении прикладного характера подготовки и к максимальному приближению образовательных методик к реалиям производственного процесса. Руководители средних профессиональных учреждений тесно сотрудничают с непосредственными работодателями, формируя определенную управленче-ско-производственную структуру обучения, разрабатывая новое содержание образовательных программ и создавая новые учебно-производственные центры.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Щеглова Т.М. Развитие системы отечественного среднего профессионального образования. URL : https://cyberleninka.ru
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). URL : https://www.consultant.ru/document
3. SuperJob. URL : https://www.superjob.ru/research/articles/112739/16
4. Профессиональное образование. Министерство образования и науки ХК. URL : https://minobr.khab krai.ru
5. Регионы России. 2022. URL : https://rosstat.gov.ru
6. Оценка соответствия структуры подготовки специалистов среднего звена кадровым потребностям экономики Дальневосточного федерального округа. URL : https://www.po-rt.ru/articles/1935
7. Процент трудоустройства выпускников техникумов в Хабаровском крае. Рамблер новости. URL : https:// news.rambler.ru/education/50179533
References:
1. Shcheglova T.M. Development of the system of domestic secondary vocational education. URL : https:// cyberleninka.ru/
2. Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ (as amended on December 25, 2023) «On Education in the Russian Federation» (as amended and supplemented, entered into force on April 01, 2024). URL : https:// www.consultant.ru/document
3. SuperJob. URL : https://www.superjob.ru/research/articles/112739/16
4. Professional education. Ministry of Education and Science HC. URL : https://minobr.khabkrai.ru
5. Regions of Russia. 2022. URL : https://rosstat.gov.ru
6. Assessing the compliance of the structure of training of mid-level specialists with the personnel needs of the economy of the Far Eastern Federal District. URL : https://www.po-rt.ru/articles/1935
7. Percentage of employment of technical school graduates in the Khabarovsk Territory. Rambler news. URL : https://news.rambler.ru/education/50179533
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Информация об авторе
Кушнерова Оксана Николаевна
старший преподаватель Высшей экономической школы, Тихоокеанский государственный университет [email protected]
Oksana N. Kushnerova
Senior Lecturer
at the Higher Economic School, Pacific State University [email protected]