УДК 337
Дзюба Кристина Смбатовна, магистрант (e-mail: [email protected]) Мазанкова Татьяна Васильевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Дальневосточный институт управления -филиал РАНХиГС, г. Хабаровск
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ХАБАРОВС КОГО КРАЯ
Аннотация. В работе проанализирована динамика выпуска специалистов среднего звена в образовательных организациях Хабаровского края, сделаны выводы об изменении структуры выпуска. Дана оценка трудоустройству выпускников учебных заведений среднего профессионального образования в Хабаровском крае. Показаны перспективы развития системы подготовки кадров для предприятий Хабаровского края через создание образовательно-производственных центров (кластеров).
Ключевые слова: система среднего профессионального образования, программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), количество выпускников, рынок труда, трудоустройство.
Главная задача, которая стоит перед системой среднего профессионального образования - подготовка специалистов и квалифицированных рабочих (служащих) соответствующего уровня для обеспечения актуальных и перспективных потребностей экономики региона. В Стратегии развития среднего профессионального образования до 2030 года сделан акцент на увеличение роли среднего профессионального образования в подготовке кадров для экономики регионов.
В Постановлении Правительства Хабаровского края от 13.06.2018 № 215-пр (ред. от 25.11.2022) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года» отмечается острая потребность в кадрах: «...на территории Хабаровского края наиболее острая потребность в квалифицированных кадрах сформирована в следующих отраслях: строительство, сельское и лесное хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность, транспорт и связь, здравоохранение и образование». В этой связи, необходимо уделять большее внимание формированию развитию системы среднего профессионального образования в крае, формированию прогнозов потребности в кадрах на среднесрочный период путем индивидуального взаимодействия с работодателями, а также подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих (служащих).
Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации)» определяет: «... среднее профессиональное образование - один из уровней профессионального образования, направленный на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»4. Исходя из вышесказанного, потребителями услуг среднего профессионального образования становятся: индивид - получатель услуги, который был направлен для его развития, и расширения образования; общество, то есть работодатели, получающие кадры с необходимыми качествами, наборами способностей и навыков; и государство - заинтересованное в обеспечении кадрами наиважнейших экономических секторов.
Среднее профессиональное образование в Хабаровском крае имеет целью подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих (служащих), удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного и среднего общего образования.
В систему среднего профессионального образования Хабаровского края входят 39 образовательных организаций, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования (в том числе филиалы). Из них 74 % - профессиональные образовательные учреждения, 26 % - образовательные организации высшего образования.
Образовательные учреждения подведомственны следующим органам исполнительной власти края:
- 25 министерству образования и науки Хабаровского края;
- 3 (из них 2 филиала) министерству здравоохранения Хабаровского края;
- 1 министерству культуры Хабаровского края.
Всего в системе образования разработаны и реализуются 42 направления подготовки. В Хабаровском крае организациями образования осуществлялась и осуществляется подготовка по 33 направлениям. Не осуществляется обучение по 9 направлениям подготовки: 07.00.00 Архитектура, 12.00.00 Фотоника, приборостроение и биотехнические системы и технологии, 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния, 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, 50.00.00 Искусствознание, 52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество, 55.00.00 Экранные искусства, 57.00.00 Обеспечение государственной безопасности.
4 Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации)»
Проанализируем динамику выпуска специалистов среднего звена в Хабаровском крае в 2020 - 2022 учебных годы (таблица 1).
Таблица 1. Выпуск специалистов среднего звена в профессиональных
образовательных организациях Хабаровского края по группам _специальностей и направлений_
Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки 2020 год 2021 год 2022 год
Выпуск, чел. Структура выпуска, % Выпуск, чел. Структура выпуска, % Выпуск, чел. Структура выпуска, %
Математические и естественные науки 9 0,14 0 0 0 0
Инженерное дело, технологии и технические науки 4031 62,27 4070 58,29 4436 59,07
Здравоохранение и медицинские науки 508 7,85 660 9,46 530 7,06
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 246 3,8 238 3,41 197 2,62
Науки об обществе 1191 18,4 1441 20,64 1768 23,55
Образование и педагогические науки 311 4,8 332 4,75 355 4,73
Гуманитарные науки 39 0,6 105 1,5 53 0,71
Искусство и культура 138 2,13 137 1,96 172 2,29
Оборона и безопасность государства, военные науки - - - - - -
6473 100 6983 100 7511 100
Источник: составлено авторами на основе информационных материалов министерства образования и науки Хабаровского края за период 2020 - 2022 гг.
Ежегодно на протяжении всего исследуемого периода выпуск специалистов среднего звена увеличивался. Количество подготовленных специалистов среднего звена в 2022 году выпустили 7511 человек, что на 16 % больше, чем в 2020 году. В структуре выпуска наибольший удельный вес имеют группы специальностей «инженерное дело, технологии и технические науки» - 59,07% в 2022 году (доля этой группы в динамике незначительно снизилась, на 3,2%) и «науки об обществе» - 23,55% в 2022 году (доля этой группы в динамике увеличилась на 5,15%). Доля остальных направлений подготовки в общей структуре менее составляет всего 17,41%: 530 выпускников (7,06% в 2022 году) по направлению «здравоохранение и медицинские науки»; 355 выпускников (4,73% в 2022 году) по направлению «образование и педагогические науки», 197 выпускников (2,62% в 2022 году) по направлению «сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» и 53 выпускника (0,71% в 2022 году) по направлению «гуманитар-
ные науки».
В структуре выпуска по направлению «инженерное дело, технологии и технические науки» преобладают следующие направления: «техника и технологии строительства» (2022 год - 9,11 %; 2021 год - 8,69 %; 2020 год - 8,76 %), «машиностроение» (2022 год - 7,19 %; 2021 год - 7, 36 %; 2020 год - 6,30 %), «техника и технологии наземного транспорта» (2022 год -16,68 %; 2021 год - 17,53 %; 2020 год - 18,04 %). Наименьший выпуск в следующих направлениях: «информационная безопасность», «химические технологии», «аэронавигация и эксплуатация авиационной и космической техники».
В структуре выпуска по направлению «науки об обществе» преобладают следующие направления: «экономика и управление» (2022 год - 9,99 %; 2021 год - 9,74 %; 2020 год - 8,7 %), «сервис и туризм» (2022 год - 7,3 %; 2021 год - 5,27 %; 2020 год - 4,09 %), «юриспруденция» (2022 год - 5,98 %; 2021 год - 5,27 %; 2020 год - 4,96 %), «социология и социальная работа» (2022 год - 0,28 %; 2021 год - 0,36 %; 2020 год - 0,65 %).
В структуре выпуска по направлению «здравоохранение и медицинские науки» преобладают следующие направления: «клиническая медицина» (2022 год - 3,5 %; 2021 год - 3,47 %; 2020 год - 3,07 %), «сестринское дело» (2022 год - 3,09 %; 2021 год - 5,26 %; 2020 год - 4,02 %), «фармация» (2022 год - 0,47 %; 2021 год - 0,76%; 2020 год - 0,76 %).
Не смотря на увеличение выпуска, наблюдается дефицит кадров. Такая ситуация складывается и в других регионах. Например, по мнению Раки-тиной Н.А. [2, с. 98] на рынке труда сохраняется недостаток кадров больше чем по 70 профессиям и специальностям и существующая система профессионального образования не в полной мере удовлетворяет потребности предприятий в квалифицированных рабочих и специалистах.
В Хабаровском крае, в сравнении с прогнозом потребности экономики края в специалистах среднего профессионального образования в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки на период до 2025 года, по направлению «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и космической техники» потребность в выпускниках в 2022 году составила 136 чел., фактический выпуск - 31 чел., «Химические технологии» потребность составила 131 чел., а выпуск - 64 чел., «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» потребность - 66 чел., выпуск составил - 197 чел. Таким образом, если готовить специалистов не учитывая потребности экономики Хабаровского края, то выпускники в дальнейшем не смогут по своей специальности устроиться на работу, это приведет к снижению процента трудоустроенных выпускников, а также нехватке в специалистах по тем направлениям, которые действительно нужны краю.
В связи с этим необходимо проводить мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений с целью выявления соответствия среднего профессионального образования и предстоящего рода трудовой деятельности, что в дальнейшем позволит повысить
продуктивность работы образовательных учреждений, рассчитав отношение выпускаемых кадров и необходимость в них на рынке труда.
В научной литературе есть мнения (например, Чередниченко Г.А. [4, с.262]), что «...трудности, которые возникают при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений связаны с низкой эффективностью подготовки кадров в системе среднего профессионального образования, а также с условиями рынка труда, со сложностями взаимной адаптации сферы образования, работников, работодателей и государства в социально-экономической ситуации». поэтому, как считает Резинкина Л.В. [3, с. 35] в профессиональном образовании необходимо решать не только задачу подготовки будущего высококвалифицированного специалиста, обладающего новым мышлением, профессиональными компетенциями и профессиональной культурой, но также важным направлением является воспитание специалистов среднего звена и привитие им гибких навыков, которые помогут найти свое место на рынке труда.
Данные о динамике трудоустроенных выпускников приведены в таблице
2.
Таблица 2. Трудоустройство выпускников профессиональных _образовательных организаций Хабаровского края_
Показатель 2020 2021 2022
Выпуск по программам СПО 6 73 6 983 7 511
Трудоустройство официальное, из них: 4 892 80,8% 4 457 68,1% 4 777 66,7%
- индивидуальные предприниматели 14 0,2% 12 0,2% 23 0,3%
- самозанятые 18 0,3% 50 0,8% 82 1,1%
Служба по контракту 462 7,6% 167 2,5% 109 1,5%
ИТОГО трудоустроены 5 386 88,4% 4 686 70,6% 4 569 68,2%
Источник: составлено авторами на основе информационных материалов министерства образования и науки Хабаровского края за период 2020 - 2022 гг.
По имеющимся данным процент трудоустройства выпускников ежегодно снижается: с 88,4 % в 2020 году снизился до 68,2 % в 2022 году. Отсюда следует сделать вывод, что после получения среднего профессионального образования, не все выпускники устраиваются на работу по своей специальности. Причин может быть много, например, дефицит рабочих мест на рынке труда - выпускников в 2022 году по некоторым направлениям было больше, чем запрос потребностей работодателей, соответственно, выпускники не могут найти себе работу по специальности. Также к причинам можно отнести несоответствие уровня подготовки специалиста требованиям работодателей, отсутствие опыта работы, низкий уровень мониторинга эффективности проводимых мероприятий с работодателями и выпускниками для дальнейшего их трудоустройства. Часть выпускников выбирает продолжение обучения в образовательных организациях высшего профес-
сионального образования. Ситуация осложняется также тем, что часть выпускников после завершения обучения уезжает с территории Дальнего Востока. Как отмечается в работе Лукасевич Т.А. [1. с. 72] «отношение числа уехавших с территории Дальневосточного федерального округа выпускников к числу оставшихся составляет 0,165 или 1 : 6».
В развитие системы среднего профессионального образования в крае в продолжение проекта «Молодые профессионалы» началась реализация федерального проекта «Профессионалитет». Проект заключается в создании образовательно-производственных центров (кластеров), включающих интеграцию колледжей и предприятий-работодателей. В Хабаровском крае созданы:
- образовательно-производственный центр (кластер) по направлению «машиностроение», включающий Губернаторский авиастроительный колледж в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. ЮА. Гагарина;
- образовательно-производственный центр (кластер) по направлению «железнодорожный транспорт», включающий Дальневосточный государственный университет путей сообщения - структурное подразделение «Хабаровский техникум железнодорожного транспорта» и Российские железные дороги;
- образовательно-производственный центр (кластер) по направлению «водный транспорт», включающий Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности и АО Амурское пароходство.
Планируется создание образовательно-производственный центра (кластера) по направлению «судостроение», включающего Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум им. Героя Советского Союза В.В. Орехова и Амурского судостроительного завода.
В заключении следует подчеркнуть необходимость осуществления сотрудничества между предприятиями Хабаровского края и образовательными учреждениями, в целях дальнейшего трудоустройства выпускников, также необходимо производить среднесрочное и долгосрочное планирование, основываясь на потребности края в кадровых ресурсах и воспроизводства его в соответствии с выявленной потребностью.
Список литературы
1. Лукасевич Т. А. Образовательный потенциал рынка труда: дальневосточный колорит // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). С. 66-73. DOI 10.22394/1818-4049-2019-89-4-66-73.
2. Ракитина Н.А. Взаимодействие профессионального образования с рынком труда на основе социального партнерства // Иновационная научная современная академическая исследовательская траектория (Инсайт). 2020. № 3 (3). С. 97 - 106. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44446465_13921792.pdf
3. Резинкина Л.В. Трудоустройство выпускников системы СПО: факторы и эффективные инструменты // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 33 - 39. DOI: 10.54509/22203036_2022_4_33
4. Чередниченко Г. А. Положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профессионального образования // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 256 - 282. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-256-282.
Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 25.02.2023; принята к публикации 01.03.2023.
Dzyuba Kristina Smbatovna, master's student (e-mail: [email protected])
Mazankova Tatyana Vasilevna,Candidate of Economics,Associateprofessor (e-mail: [email protected])
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA, Khabarovsk
TRAINING OF SPECIALISTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FOR THE ECONOMY OF THE KHABAROVSK TERRITORY
Abstract: The authors analyzed the dynamics of the release of mid-level specialists in educational institutions of the Khabarovsk Territory. The authors drew conclusions about the change in the structure of the graduation of specialists. The assessment of the employment of graduates of secondary vocational education institutions in the Khabarovsk Territory is given. The prospects for the development of the personnel training system for enterprises of the Khabarovsk Territory through the creation of educational and production centers (clusters) are shown.
Key words: the system of secondary vocational education, training programs for mid-level specialists, training programs for qualified workers (employees), the number of graduates, the labor market, employment