РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ: СУБЪЕКТНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТЫ
К. В. Макарова, О. А. Таллина
Аннотация. В статье авторы рассуждают о том,, что способности можно рассматривать в трех аспектах - как способности индивида, субъекта деятельности и личности. Авторы полагают, что способности субъекта деятельности развиваются благодаря формированию операционных механизмов способностей и оперативности, что экспериментально изучалось на примере специальных способностей. Способности личности развиваются за счет развития регулирующих механизмов. Экспериментально установлена интеграция операционных и регулирующих механизмов в процессе развития способностей дошкольников.
Ключевые слова: способности и их развитие, операционные механизмы, регуляционные механизмы, специальные способности, регулирующие механизмы развития способностей дошкольника.
Summary. The authors argue that human abilities can be viewed in three ways - as the abilities of an individual, those of the agent of the activity and those of a personality. The abilities of the agent of the activity develop thanks to the formation of the operating mechanisms and efficiency, which has been experimentally studied as exemplified by special abilities. The abilities of a personality develop thanks to the development of regulatory mechanisms. The authors present experimentally established integration of operating and regulatory mechanisms in the development of preschool children's abilities.
Keywords: abilities and their development, operating mechanisms, regulatory mechanisms, special abilities, regulatory mechanisms of the development of preschool children's abilities.
189
В понимании способностей мы опираемся на теорию В. Д. Ша-дрикова, где способности рассматриваются в трех аспектах - как способности индивида, субъекта деятельности и личности. Способности индивида являются свойствами функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и каче-
4 / 2010-
ственном своеобразии познания окружающего мира и организации адаптивного поведения [1]. В основе окультуренного развития функциональных систем лежат взаимодействия функциональных, операционных, и мотивационно-регулирующих механизмов. В процессе жизнедеятельности и деятельности природные способности индивида преобразуются в способности субъекта деятельности и далее обогащаются лич-
Преподаватель |_
190
ностными отношениями и мотивами, становясь личностными [2].
Развитие способностей субъекта деятельности начинается с момента включения человека в деятельность, формирования и постепенного осознания интеллектуальных операций, что проявляется уже в дошкольном возрасте. Развивающиеся операционные механизмы, взаимодействуя с функциональными механизмами, повышают продуктивность деятельности.
Способности субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей в соответствии с требованиями, которые предъявляет деятельность к способностям за счет овладения субъектом интеллектуальными операциями и оперативности, то есть тонкого приспособления способностей к требованиям деятельности, причем разные виды деятельности развивают различные способности субъекта деятельности.
Оперативность психического отражения, по Д. А. Ошанину [3], служит преодолению избыточности и неопределенности ситуаций для человека. Универсальность человека по отношению к меняющейся среде является его природным свойством, выработанным в процессе эволюционного развития. Наделенный от природы общечеловеческими способностями психического отражения, человек имеет возможность гибко использовать их в многообразных условиях жизнедеятельности в соответствии с задачей. Если деятельность специфична, то путем такой подстройки общие способности специализируются, и в этом случае можно говорить о специальных способностях, как о способностях к специальным видам деятельности.
В качестве примера специальных способностей изучались музыкальные способности [4]. Субъект музыкальной деятельности оперирует звуковым материалом. Целью музыкальной деятельности является создание музыкального художественного образа с помощью звуков и звуковых последовательностей, поэтому общая способность звуковысотного восприятия в процессе музыкальной деятельности подстраивается под анализ именно звуковой ткани музыкального произведения. Существенной стороной музыкальных звуков, отличающей их от других звуков, является их ладовая окраска. Именно «ладовость» как система тяготений, взаимосвязи звуков несет основной смысл, художественное содержание музыкального произведения.
В экспериментальном изучении ладового звуковысотного восприятия [4] установлено, что оно развивается из общей способности путем придания ей черт оперативности. Ладовый эталон содержит необходимые и достаточные параметры высотной организации звуков с точки зрения достижения цели музыкальной деятельности. Высота, как наиболее значимое свойство, требует и соответствующих способов зву-ковысотного восприятия (операционных механизмов). По мере возрастания опыта музыкальной деятельности изменяется состав и количество применяемых операционных механизмов. Чем выше опыт музыкальной деятельности, тем более тонко операционные механизмы подстраиваются к ладовой организации музыкальных звуков, что отражается в более точном звуковы-сотном восприятии.
В процессе любой деятельности, кроме увеличения и рекомбинаций
Преподаватель XX
4 / 2010
операционных механизмов способностей, видоизменяются их регуляционные механизмы, поскольку в деятельность вступает человек как личность со своей системой отношений, личностных качеств, ценностей и смыслов. Мотивационная, эмоциональная, волевая регуляции конкретной личности одновременно становятся регуляционными механизмами структуры ее способностей. Конкретные регулирующие механизмы как системные новообразования составляют мотиваци-онный уровень функциональных систем. Личностные мотивы, установки на выделение определенных свойств объекта в ситуации, гностические интересы и другие свойства, оказывают регулирующее влияние как на функциональные, так и на операционные механизмы способностей. В этом случае можно говорить о личностном уровне способностей.
Высшим уровнем проявления личностных способностей человека являются духовные способности. По В. Д. Шадрикову, духовные способности - это способности определенного состояния, порождающегося духовными ценностями личности, устремленностью к пониманию предмета, идеи, отношения [5]. Уже в деятельности мотивационный компонент структуры способностей может приводить к изменению в развитии и проявлении личностных способностей. Но в полной мере личностные способности человека проявляются в поведении и конкретном поступке. Развитие и проявление духовных способностей может осуществляться при вхождении в духовное состояние или при актуализации личностных качеств человека в деятельности и поведении. В том и дру-
гом случае происходит изменение функционального состояния.
В экспериментальном исследовании изучалось развитие духовных способностей младших школьников под воздействием музыки [6]. Результаты проведенного исследования уровней понимания (текста) у младших школьников в зависимости от влияния значимой музыки позволяют предположить, что на понимание влияет развитие внутренней познавательной мотивации, оно является условием для проявления личностью продуктивного мышления. Можно заключить, что музыка стимулирует поисково-исследовательскую активность, которая приводит к повышению возможностей прогнозирования, поиску смысловых связей и интеграции материала, образному воображению. Музыка в данном случае выступает фактором изменения психического эмоционального состояния, изменения отношения, переструктурирования смысловых связей, которые и влияют на понимание и в дальнейшем на развитие продуктивности деятельности и качественное изменение способностей, которое и будет характеризовать, с нашей точки зрения, проявление духовных способностей.
Результаты экспериментального исследования развития познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности Д. В. Гриник [7], проведенного под руководством К. В. Макаровой, показали, что специально организованные занятия позволяют развивать и интегрировать операционные механизмы способностей субъекта деятельности и регулирующие механизмы личности. Например, в экспериментальной группе после раз-
4 / 2010
Преподаватель XXI
192
вивающих занятий, помимо ранее использованных операционных механизмов повторения, ассоциаций, группировки, обнаружено применение испытуемыми новых операций: аналогия (15%), структурирование (6%) и достраивание материала (6%). Произошли позитивные изменения с желаниями, направленными на оказание помощи и установление взаимоотношений с другими людьми (с 31% до 60%). Количество дошкольников с преобладающими общественными мотивами увеличилось с 19% до 50%, по сравнению с контрольной группой (с 21% до 31%). Подобные изменения могут свидетельствовать о более интенсивном развитии социальных мотивов у детей экспериментальной группы.
Появление новых и развитие имеющихся операционных механизмов происходит не изолированно, а в совокупности с развитием регулирующих механизмов личности. Развивающиеся регулирующие механизмы, в частности мотивационные предпочтения, интегрируясь в общую структуру способностей, делают способность личностной, повышая продуктивность деятельности уже в дошкольном возрасте. Человек, находясь в каком-либо эмоциональном состоянии, мобилизует регулятивные механизмы и свойства личности на анализ ситуации и выработку стратегии реагирования. Любое изменение функционального состояния организма за счет энергетической, информационной, эмоциональной подпитки извне, а также включение механизмов личностной регуляции может детерминировать изменения связей в структуре способностей и приводить их к развитию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Шадриков В. Д. Профессиональные способности. - М.: Университетская книга, 2010.
Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006.
Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ. - М-Воронеж: МПСИ, 1999.
Таллина О. А. Развитие музыкальных способностей. - Махачкала: Юпитер, 1996. Шадриков В. Д. Духовные способности. - М.: Магистр, 1996.
Макарова К. В. Развитие духовных способностей (на примере младших школьников): Дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2006.
Гриник Д. В. Включение регуляционных личностных механизмов в развитие способностей субъекта деятельности старших дошкольников средствами изобразительной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета, серия «Психологические науки». - М.: МГОУ, 2009. - № 2. ■
Преподаватель
4 / 2010