Д. В. Гриник
РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой педагогической психологии Московского психолого-социального института.
Научный руководитель - доктор психологических наук, доцент К В. Макарова
В статье изложены результаты эксперимента по изменению качества перцептивных способностей старших дошкольников, в результате развития их операционных механизмов в процессе овладения детьми изобразительной деятельностью. Что свидетельствует о развитых способностях субъекта деятельности и способствует более высокой продуктивности перцептивной деятельности детей.
Ключевые слова: способности, функциональные системы, перцептивные способности, способности субъекта деятельности, операционные механизмы, развитие способностей, старшие дошкольники, познавательные способности.
D. Grinik
DEVELOPMENT OF PERCEPTIVE ABILITIES OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN’S ACTIVITY SUBJECT BY MEANS OF PICTORIAL ACTIVITY
The article presents the account of experimental figures on qualitative changes in perceptive abilities of elder preschool children as a result of the development of their perceptive mechanisms in the process of mastering pictorial activities. This testifies to the developed abilities of an activity subject and stimulates productivity of children’s perceptive activities.
Key words: abilities, functional systems, perceptive abilities, abilities of an activity subject, operating mechanisms, development of abilities, elder preschool children, cognitive abilities.
На современном этапе развития науки стно-деятельностный, второй - функцио-
существуют два подхода к изучению про- нально-генетический подход к рассмотрению
блемы способностей. Один из них - лично- способностей. Первый подход рассматривает
способности в тесной связи с теорией деятельности и личности. Особенностью функционально-генетического подхода является рассмотрение структуры способностей с позиции функции и функциональной системы, а возникновения (генезиса) способностей - с точки зрения генетической теории [2; 3; 7; 8; 9; 10].
Современные научные данные позволяют представить мозг как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные психические функции. Функциональные системы специализированы вследствие своего строения и свойств элементов, из которых они сформированы. Они обладают свойствами, благодаря которым в психическом процессе человек ощущает, мыслит, чувствует, действует, запоминает. Детально этот вопрос представлен в работах сторонника функционально-генетического подхода В. Д. Шадрикова, который приходит к выводу, что понятие «способность» является психологической конкретизацией категории свойства. Он определяет способности «как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [9, с.12].
Согласно схеме Б. Г. Ананьева, «развитие психических свойств проявляется как развитие функциональных, операционных и мотивационных механизмов, которые образуют структуру способностей» [1, с. 127]. Функциональные механизмы на раннем этапе возникновения реализуют филогенетическую программу. Основываясь на трудах предшественников, В. Д. Шадриков утверждает, что для каждой психической функции формируются свои операционные механизмы (например, для процессов восприятия это системы измерительных, соизмерительных, построи-тельных, коррегирующих, контрольных, регуляторных и других действий). Анализ способностей восприятия, мнемических способностей, осуществленный в исследованиях под
руководством В. Д. Шарикова, показывает, что в качестве операционных приемов выступают и общие мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции [11].
В дошкольном возрасте наибольшей продуктивности достигает развитие перцептивных способностей. При включении ребенка в целенаправленно организованную развивающую деятельность формы и операции мышления, постепенно становятся средствами развития восприятия, дошкольники учатся управлять ими [4].
В данный возрастной период начинает усиливаться «реконструкция» способностей индивида в способности субъекта деятельности. Действия и операции детей интеллектуа-лизируются. В процессе развивающей деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки материала и тем самым тренируют и развивают психические функции, включая функцию восприятия.
Развитие познавательных способностей у детей идет в первую очередь за счет овладения операционными механизмами. С возрастом растет число используемых операций и увеличивается частота их применения. Важнейшим моментом развития способностей является тонкое приспособление операционных механизмов к условиям деятельности. В этом процессе проявляется конкретность психической функции. В результате операционные механизмы приобретают черты оперативности [5]. Итогом развития познавательных способностей становится повышение продуктивности деятельности детей.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети владеют некоторыми операционными механизмами познавательных способностей (повторение, ассоциация). Однако в процессе целенаправленного развития способностей средствами изобразительной деятельности
намечается формирование операционных механизмов, характерных для более старшего возраста. При специально организованном воздействии дошкольники способны усвоить приемы упорядочивания, выделения опознавательных признаков.
Данные факты позволили нам предположить, что в процессе перцептивной деятельности и при дальнейшей целенаправленно организованной развивающей изобразительной деятельности возможно качественно развивать познавательные способности старших дошкольников за счет качественных и количественных изменений в структуре, во-первых, операционных механизмов способностей и, во-вторых, регуляционных механизмов (мотивационных предпочтений и развивающихся социальных эмоций). Однако в данной статье изложены результаты экспериментального исследования развития операционных механизмов перцептивных способностей старших дошкольников (способностей субъекта деятельности) без рассмотрения участия регуляционных механизмов.
В эксперименте приняли участие 104 ребенка 6-7 лет, посещающие подготовительные группы дошкольных учреждений. Экспериментальная группа изучалась в разных условиях: до воздействия средствами изобразительной деятельности (1-й этап) и после специально организованного развивающего воздействия (3-й этап). Само развивающее воздействие по специально созданной программе обозначено как 2-й этап эксперимента. Контрольная группа также изучалась с интервалом 6 месяцев, но развивающего воздействия на нее не оказывалось.
В качестве диагностического инструментария использовали адаптированный вариант методики «Изучение восприятия картины» (предложена Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной) [6]. Цель методики - исследовать особенности восприятия картин (уровень осознанности эстетической оценки картины, особенности восприятия цвета, умения вычленять причинно-следственные связи в предложении с опорой на наглядный материал, влияние наглядного образца на связную речь) (табл. 1).
Таблица1
Сравнительная таблица развития операционных механизмов перцептивных способностей
старших дошкольников, %
Операционные механизмы Группа / этапы эксперимента
Экспериментальная Контрольная
1-й этап 3-й этап 1-й этап 3-й этап
1. Ассоциация 29 48 31 38
2.1. Смысловая группировка 6 21 6 12
2.2. Группировка по эмоционально-оценочному признаку 17 44 21 21
3. Выделение визуального опорного пункта 81 98 98 100
4. Сериационная организация материала 16 31 17 15
5. Перекодирование 77 100 83 85
6. Достраивание 0 17 0 0
7. Аналогия 0 8 0 0
8. Классификация 4 12 6 4
9. Структурирование 12 21 10 10
10. Схематизация 0 0 0 0
11. Соизмерение 27 50 31 33
12. Упорядоченное сканирование 0 0 0 0
Ко второму замеру (3-й этап) в экспериментальной группе изменения в количественном преобладании испытуемых, имеющих ряд сформированных операционных механизмов, более значительны, чем в контрольной группе. Подобное заключение касается всех исследуемых операционных механизмов, кроме схематизации и упорядоченного сканирования, которые отсутствуют как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Важно, что в экспериментальной группе у отдельных испытуемых диагностированы такие операционные механизмы, как достраивание материала (17%) и аналогия (8%), чего не отмечалось на 1-м этапе эксперимента, а также не встречается в контрольной группе ни на 1-м этапе, ни на 3-м.
При сравнении набора операционных механизмов восприятия на 3-м этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах статистический анализ (критерий Фишера ф) подтвердил различия (на уровне значимости 1%) по наличию следующих операционных механизмов перцептивных способностей: группировка по эмоционально-оценочному признаку (2,55), перекодирование (2,42), достраивание (4,38), аналогия (2,87); а также на уровне значимости 5% по таким механизмам, как сериационная организация материала (1,87), структурирование (1,66), соизмерение (1,81).
Статистически значимых различий не обнаружено по следующим операционным механизмам: ассоциация (0,99), смысловая группировка (1,34), выделение опорного визуального пункта (1,48), классификация (1,53).
Таким образом, у испытуемых экспериментальной группы разворачивание перцептивной деятельности при восприятии картин происходит не только с применением способов обработки, направленных на обнаружение перцептивных особенностей и выделение визуальных связей воспринимаемого объекта, присутствовавших уже на 1-м констатирующем этапе эксперимента. Отмечается на-
личие более сложных действий, которые направлены на выделение содержательных особенностей, связей и отношений внутри воспринимаемого объекта (смысловая группировка, структурирование, классификация, аналогия). У испытуемых экспериментальной группы обнаружен ряд операционных механизмов, которые не выявлены у дошкольников контрольной группы или встречаются гораздо реже. А значит, перцептивные способности субъекта деятельности дошкольников экспериментальной группы более развиты и сформированы.
Появление значительного числа операционных механизмов зрительного восприятия у испытуемых экспериментальной группы связано с тем, что в процессе развивающей работы дошкольники постоянно были включены в разнообразные виды изобразительной деятельности. А как известно, в процессе деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к требованиям деятельности, они приобретают черты оперативности и становятся специальными способностями [5].
Развитие отдельных операционных механизмов перцептивных способностей в экспериментальной группе сказывается на продуктивности деятельности детей. Развитые интеллектуальные операции, свидетельствующие о развитых способностях субъекта деятельности, в дальнейшем обогащаются регуляционными механизмами, которые, интегрируясь в структуру способностей, постепенно приводят к окрашиванию способности личностными смыслами, а значит, делают способность личностной.
Можно заключить, что развивающая работа, осуществляемая в экспериментальной группе, являлась эффективной и способствовала развитию операционных механизмов перцептивных способностей, развитию общих мыслительных операций дошкольников и в итоге развитию познавательных способностей старших дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л., 1945. 157 с.
2. Ильин Е. П. Одаренность, способности, качества-синонимы или разные понятия? // Теория и практика физической культуры. 1981. № 9. С. 48-50.
3. Ильин Е. П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. 1987. № 2. С. 37-47.
4. Макарова К. В. Развитие духовных способностей (на примере младших школьников): Дис. на соис. учен. степени д-ра психол. наук. М., 2007.
5. Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ. М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 304 с.
7. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1985. Т. 4. № 5. С. 3-10.
8. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
9. Шадриков В. Д. Способности человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 288 с.
10. Шадриков В. Д. Введение в психологию (способности человека). М.: МОСУ, 2001. 66 с.
11. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с.