Научная статья на тему 'Развитие способностей дошкольников в условиях поисково-исследовательской деятельности'

Развитие способностей дошкольников в условиях поисково-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / CONDITIONS OF DEVELOPMENT / SEARCH AND RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ольга Фёдоровна, Морозова Ирина Станиславовна

В статье актуализируется проблема развития способностей детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях. Посредством теоретического анализа доказано, что единицами поисково-исследовательской деятельности являются задачи, способствующие развитию способностей субъекта и активизирующие его поисково-исследовательскую деятельность. Определены особенности развития интеллектуальных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Описана специфика организации поисково-исследовательской деятельности, учтены особенности построения предметно-развивающей среды. Выделены основные компоненты, обязательные для любого типа проблемных ситуаций: потребность в новом способе действия, обусловленная невозможностью решить интеллектуальную задачу с помощью известных способов; неизвестное (в данном случае это способ познавательных действий), которое должно быть найдено; возможности ребенка (уровень развития способностей, необходимый для поиска). Доказана эффективность разработанной программы развития способностей детей на различных этапах дошкольного детства. Полученные результаты позволяют утверждать, что выделение взрослым момента нахождения решения задачи и положительное оценивание преодоления трудностей в процессе решения способствовало повышению продуктивности познавательной деятельности и, как следствие, росту уровня способностей дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Ольга Фёдоровна, Морозова Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL ABILITIES OF PRESCHOLLERS IN THE CONDITIONS OF SEARCH AND RESEARCH ACTIVITIES

The authors of this article actualize the problem of developing the abilities of children of senior preschool age in specially organized conditions. Through theoretical analysis, it was proved that tasks are units of search and research activities that contribute to the development of the subject’s abilities and activate his search and research activities; the specifics of the development of intellectual and artistic abilities of preschool children were determined; the specifics of the organization of search and research activities, taking into account the features of the construction of the subject-developing environment were described. The main components that were required for any type of problem situations were identified: the need for a new mode of action, caused by the inability to solve an intellectual problem using known methods; unknown (in this case it is a method of cognitive actions), which must be found; the ability of the child (the level of development of abilities necessary for the search). Also, the effectiveness of the program for developing abilities of children at various stages of pre-school childhood was proved. The obtained results allow to assert, that the allocation by adults of the moment of finding the solution of the problem and the positive assessment of the overcoming of difficulties in the decision process contributed to an increase in the productivity of cognitive activity and, as a result, an increase in the level of abilities of preschool children.

Текст научной работы на тему «Развитие способностей дошкольников в условиях поисково-исследовательской деятельности»

УДК 372.3/.4

Григорьева Ольга Фёдоровна

Старший воспитатель, детский сад № 155 «Центр развития ребенка - детский сад», ofgrigorieva@yandex.ru, Кемерово

Морозова Ирина Станиславовна

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет, Кемерово

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛьНИКОВ В УСЛОВИЯХ

поисково-исследовательской деятельности

Аннотация. В статье актуализируется проблема развития способностей детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях. Посредством теоретического анализа доказано, что единицами поисково-исследовательской деятельности являются задачи, способствующие развитию способностей субъекта и активизирующие его поисково-исследовательскую деятельность. Определены особенности развития интеллектуальных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Описана специфика организации поисково-исследовательской деятельности, учтены особенности построения предметно-развивающей среды. Выделены основные компоненты, обязательные для любого типа проблемных ситуаций: потребность в новом способе действия, обусловленная невозможностью решить интеллектуальную задачу с помощью известных способов; неизвестное (в данном случае это способ познавательных действий), которое должно быть найдено; возможности ребенка (уровень развития способностей, необходимый для поиска). Доказана эффективность разработанной программы развития способностей детей на различных этапах дошкольного детства. Полученные результаты позволяют утверждать, что выделение взрослым момента нахождения решения задачи и положительное оценивание преодоления трудностей в процессе решения способствовало повышению продуктивности познавательной деятельности и, как следствие, росту уровня способностей дошкольников.

Ключевые слова: способности детей дошкольного возраста, условия развития, поисково-исследовательская деятельность.

Изменения, происходящие в обществе, требуют от человека реализации способности находить решения возникающих проблем, прогнозировать негативные факторы, учитывать специфику сложившейся ситуации. Интеллектуальные способности помогают человеку справиться со всем этим.

Общественная иерархия, социальный статус индивида, в первую очередь, основываются на оценках интеллектуальных способностей. Интеллектуальные способности опосредуют успешность деятельности человека, от них зависит разумность поведения и взаимоотношения с окружающими.

В отечественной и зарубежной психологии существует много теорий и точек зрения по поводу интеллектуальных способностей. По мнению ученых, интеллект является ведущим качеством, с ним связаны направленность и установки личности, система ее ценностей и самоотношение. Интеллектуальные способности играют важнейшую роль в структуре личности.

На основании теоретического анализа мы выявили наличие трех направлений интерпретации понятия «интеллектуальные способности» в психологической литературе.

1. Интеллектуальные способности как общая способность к познанию и решению проблем, лежащая в основе других способностей и определяющая успешность деятельности.

2. Совокупность когнитивных процессов индивида.

3. Способность к решению проблем без внешнего сопровождения.

По мнению В. Штерна, интеллект может рассматриваться как «некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным эквивалентом объекта, посредством «действия в уме». Благодаря этому решение некоторой проблемы субъект осуществляет без внешних поведенческих проб, правиль-

но и одноразово» [цит. по: 8]

Р. Стернберг предпринял попытку представить определение понятия «интеллект» на уровне описания повседневного обращения. К числу таких обращений автор относил: вербальный интеллект, способность находить решение проблем и практический интеллект.

Изучая детей с высоким уровнем одаренности, автор определил, что «способность к индивидуальному инсайту присуща именно одаренным, вместе с тем подсказки улучшают процесс решения задач обычными детьми, но мало влияют на продуктивность работы одаренных детей» [8]. По мнению автора, способности детерминируют не только успешность деятельности, но и результативность решения новых для индивида задач.

В отечественной психологии большой вклад в данную область внес Б. М. Теплов, который предложил учитывать признаки изучаемого феномена.

Первый признак проявляется в том, что способность представляет собой индивидуально-психологическую особенность, отличающую одного человека от другого.

Второй признак проявляется в том, что индивидуально-психологические особенности соотносятся с успешностью деятельности или многих деятельностей.

Третий признак проявляется в отличиях способности от знаний, умений и навыков.

При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б. М. Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» [8].

Б. М. Теплов указывает на то, что, «помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обуче-

ния может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе - «субъективная цена», переживание трудности) скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению» [8].

В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л. С. Выготского проблема интеллекта рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Развитие интеллекта осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий, овладение знаками, включение в социальное взаимодействие с другими людьми.

По мнению Л. С. Выготского [6], существует принципиальная разница между натуральным интеллектом как продуктом биологической эволюции и исторически возникшей формой человеческого интеллекта, строение которого основано на функциональном употреблении слова. Поэтому механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей.

Л. С. Выготский выделяет следующие этапы развития детских понятий: мышление в синкретических образах; мышление в комплексах; мышление в понятиях.

Только на этапе появления понятийного мышления происходит «интеллектуализация» всех элементарных познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий.

С. Л. Рубинштейн - основоположник про-цессуально-деятельностного подхода - подчеркивал, что психическое характеризуется процессуальностью, динамичностью, непрерывностью. Умственные (интеллектуальные) способности, по мнению автора, с одной стороны, представляют собой результат обучения, а с другой - могут быть рассмотрены в качестве предпосылки обучения.

Теория М. А. Холодной, разработанная в рамках когнитивного подхода, позволяет выделить базовые свойства интеллекта:

«1) уровневые свойства, которые характеризуют достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорные различия, оперативная и долгосрочная память, объем и распре-

деление внимания и т. д.);

2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений - способность комбинировать в различных сочетаниях компоненты опыта;

3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов;

4) регуляторные свойства характеризуют обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности» [8].

Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта функциональ-но-уровневого подхода, разработанной под руководством Б. Г. Ананьева [8]. В качестве исходной была идея о том, что интеллект -это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. В рамках данной теории, вслед за положением Л. С. Выготского, получил развитие тезис об интеллекте как эффекте межфункциональных связей основных познавательных процессов на разных уровнях познавательного отражения. В рамках эмпирического исследования изучались такие познавательные функции, как психомоторика, внимание, память, мышление, которые рассматривались как компоненты интеллектуальной системы.

По мнению Б. Г. Ананьева, критерием развития интеллекта является характер внутри- и межфункциональных связей различных познавательных функций, мера их ин-тегрированности. Б. Г. Ананьев подчеркивал единство тории интеллекта с теорией личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта.

Однако, несмотря на имеющиеся в психологической литературе значительные данные, относящиеся к раскрытию природы интеллектуальных способностей, про-

блема еще недостаточно разработана и нет общепринятого ответа на вопрос о природе умственных способностей, о механизме их развития.

Поисково-исследовательская познавательная деятельность как психологическая категория раскрывается при помощи основных понятий, поскольку, с одной стороны, является видом деятельности вообще, с другой стороны, занимает одно из ведущих мест в развитии познавательной сферы личности. Проблематика поисково-исследовательской деятельности личности во все времена была архиважной исследовательской задачей. Современная образовательная и социокультурная среда лишь обострили ее актуальность. Прежде всего, это связано с изменяющимися условиями обучения, увеличением инновационных образовательных технологий и авторских программ, как показывает практика, не всегда прогрессивных, а также с потребностью общества в компетентных, достаточно информированных в современном информационном пространстве специалистах.

По мнению А. В. Коротковой, О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддъякова, данный вид познавательной деятельности представляет собой сложную саморазвивающуюся систему [2; 6]. Психолого-педагогические исследования Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, А И. Савенкова показали, что единицами поисково-исследовательской деятельности в частности, как и познавательной в целом, являются задачи, способствующие развитию интеллектуальных способностей субъекта и активизирующие его поисково-исследовательскую деятельность [4; 5]. Путь к достижению требуемого уровня эффективности познавательной деятельности предполагает психологическое обеспечение в решении ряда промежуточных задач, находящихся по отношению друг к другу в четкой логической взаимосвязи. По сути, речь идет о психологическом сопровождении субъекта познавательной деятельности и последовательном «наращивании» интенсивности, продуктивности и надежности его деятельности.

Согласно А. М. Матюшкину, проблемная задача - это задача, требующая нового, еще не известного личности способа решения. Проблемная ситуация - ситуация, возникающая в результате попытки применить известный, но в данном случае неадекватный спо-

соб решения и вызывающая необходимость поиска нового способа [цит. по: 2].

Поэтому мы определили, что проблемное обучение посредством познавательной деятельности характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем. Значит для того, чтобы субъекту научиться решать задачи (в том числе и проблемные), понимаемые в традиционном смысле, очевидно, нужно создать условия для развития способностей, связанных, прежде всего, с анализом учебной ситуации и синтезом знаний, а также формированием индивидуальной программы достижений цели-задания.

Рассматривая познавательную деятельность как условие развития интеллектуальных способностей [1; 3; 7; 8], мы определяем ее в качестве одного из источников интеллектуального развития личности. Задача исследования заключалась в выяснении влияния поисково-исследовательской деятельности на интеллектуальные способности детей 5-7 лет.

Мы выделяем особую роль поисково-исследовательской познавательной деятельности в конструировании для развития интеллектуальных способностей детей 5-7 лет, поскольку в данном виде познавательной деятельности взаимосвязаны мыслительные и практические действия. В процессе организации деятельности данного вида у старших дошкольников развиваются следующие виды интеллектуальных способностей:

1) способность целенаправленно рассматривать, исследовать предметы, анализировать их;

2) способность сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное;

Уровни развития невербальны

3) способность к обобщению и умозаключениям;

4) способность анализировать условия задачи, находить решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность [5-7]. Однако в процессе исследования мы пришли к выводу, что такое интеллектуальное развитие осуществляется только в процессе продуктивной поисково-исследовательской деятельности, стимулирующей, прежде всего, активность мышления детей.

Учитывая изложенное, мы поставили перед собой следующие задачи: 1) выяснить в процессе исследования характер поиска испытуемыми решения проблемных интеллектуальных задач и определить влияние этого поиска на изменение уровня интеллектуальных способностей; 2) разработать содержание программы организации поисково-исследовательской познавательной деятельности детей 5-7 лет.

Исследование проходило на базе МДОУ № 155 г. Кемерово, продолжалось в течение одного учебного года и носило характер систематического воздействия на занятиях по экспериментальной авторской программе.

В исследовании мы использовали набор методик, результаты которых позволили оценить некоторые аспекты организации познавательной деятельности испытуемого, а также уровень его интеллектуальных способностей.

Для оценки уровня развития невербальных комбинаторных способностей мы использовали сокращенный вариант теста «Прогрессивные матрицы Дж. Равена».

Таблица 1

комбинаторных способностей

Уровень Количество испытуемых

человек %

Низкий 16 13,33

Средний 70 58,33

Высокий 34 28,34

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет утверждать, что уровень развития невербальных комбинаторных способностей у испытуемых имеет качественное разнообразие. Распределение по уровням развития изучаемого признака имеет воз-

растно-психологическую обусловленность.

Для оценки уровня развития вербальных логических способностей мы использовали сокращенный вариант модифицированного теста Р. Амтхауэра. Субтест «Логический отбор» был использован с целью изучения

способности к умозаключениям и исследо- вания индуктивного мышления.

Таблица 2

Уровни развития вербальных логических способностей

Уровень Количество испытуемых

человек %

Низкий 18 15

Средний 64 53,33

Высокий 38 31,67

Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет утверждать, что уровень развития вербальных способностей (способности к умозаключениям) у испытуемых имеет качественное разнообразие. Распределение по уровням развития изучаемого признака

имеет возрастно-психологическую обусловленность.

Для оценки уровня развития вербальных комбинаторных способностей мы использовали субтест «Аналогии» модифицированной методики Р. Амтхауэра.

Таблица 3

Уровни развития вербальных комбинаторных способностей

Уровень Количество испытуемых

человек %

Низкий 25 20,84

Средний 61 50,83

Высокий 34 28,33

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет утверждать, что уровень развития вербальных комбинаторных способностей у испытуемых имеет качественное разнообразие.

Распределение по уровням развития изучаемого признака имеет возрастно-пси-

хологическую обусловленность.

Для оценки уровня развития способности к обобщению мы использовали субтест «Обобщение» модифицированной методики «Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста У В. Ульенковой.

Таблица 4

Уровни развития способностей к обобщению

Уровень Количество испытуемых

человек %

Низкий 20 16,67

Средний 79 65,83

Высокий 21 17,5

Анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет утверждать, что уровень развития способностей к обобщению у испытуемых имеет качественное разнообразие. Распределение по уровням развития изучаемого признака имеет возрастно-психологи-ческую обусловленность.

Для оценки уровня развития вербальных комбинаторных способностей мы использо-

вали модифицированный вариант субтеста «Словарный запас» теста Д. Векслера.

Анализ данных, представленных в таблице 5, позволяет утверждать, что уровень развития вербальных способностей у испытуемых имеет качественное разнообразие. Распределение по уровням развития изучаемого признака имеет возрастно-психологи-ческую обусловленность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Уровни развития вербальных способностей к обобщению

Уровень Количество испытуемых

человек %

Низкий 8 6,67

Средний 75 62,5

Высокий 37 30,83

Уровень сформированности познавательных действий детей старшего дошкольного возраста оценивался при помощи следующего набора диагностических методик:

- методика «Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам» (О. М. Дьяченко);

- методика «Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными дей-

ствиями» (В. В. Холмовская);

- методика «Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления» (Л. А. Венгер);

- методика «Диагностика уровня развития логического мышления: действия систематизации» (Л. А. Венгер).

Результаты исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6

Соотношение показателей уровня развития интеллектуальных способностей со степенью овладения познавательными действиями

Показатели уровня развития интеллектуальных способностей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Действия отнесения свойств предметов к заданным эталонам 1,00 -0,07 -0,07 0,13 -0,19 -0,09 -0,29 -0,03 -0,07 -0,04

2. Действия перцептивного моделирования 1,00 0,53 0,29 0,82 0,44 0,20 0,42 0,30 0,48

3. Действия схематизации 1,00 0,17 0,79 0,35 0,45 0,54 0,31 0,17

4. Действия систематизации 1,00 0,49 0,30 0,17 0,24 0,13 0,21

5. Общее 1,00 0,44 0,29 0,54 0,30 0,34

6. Вербальные способности 1,00 0,30 0,38 0,41 0,41

7. Способности к умозаключениям 1,00 0,61 0,66 -0,12

8. Способности к обобщению 1,00 0,78 0,22

9. Вербальные комбинаторные способности 1,00 0,29

10. Невербальные комбинаторные способности 1,00

Анализ данных, представленных в таблице 6, позволяет утверждать, что успешность выполнения действий перцептивного моделирования соотносится с высоким уровнем развития комбинаторных способностей (г = 0,48). Испытуемые, которые имеют более высокий уровень овладения перцептивными

действиями моделирующего типа, имеют более развитую способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей в пространственном аспекте.

Успешность выполнения действий перцептивного моделирования соотносится с высоким уровнем развития способности

обнаруживать закономерности в организации вербальной информации (г = 0,44). Уровень сформированности действий схематизации испытуемых имеет положительную корреляционную связь с уровнем развития способности к обобщению (г = 0,54). Высокая корреляционная связь (г = 0,45) обнаружена у испытуемых между способностями к умозаключениям и уровнем сформированности действий схематизации. Сформированные мыслительные действия лежат в основе формирования процессов категоризации, выступающих в качестве специфического механизма соотнесения и связывания впечатлений, представлений и идей.

Анализ полученных данных показал наличие достоверной связи сопоставляемых показателей: развитие интеллектуальных способностей (способности к обобщению,

Средние значения изучаемых характерисл

способности проводить аналогии, осуществлять умозаключения) осуществляется в процессе поисково-исследовательской познавательной деятельности.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что степень сформированности действий в структуре поисково-исследовательской познавательной деятельности определяет уровень интеллектуальных способностей личности.

Для выявления влияния поисково-исследовательской деятельности на уровень развития интеллектуальных способностей в процессе исследования нами была использована авторская программа, направленная на развитие различных видов интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Ниже приводится таблица 7, в которой представлены основные статистические показатели.

Таблица 7

способностей в экспериментальной группе

Интеллектуальные способности Начальный этап Заключительный этап Т-критерий Уровень значимости

х & х & Т р

невербальные комбинаторные 5,7000 1,1492 5,7667 1,3047 -0,2200 0,827388

к обобщению 6,9333 1,6801 6,5000 1,3326 2,7651 0,009792

к умозаключениям 7,0000 1,2594 6,2000 1,1265 6,5955 0,000000

вербальные 5,2000 2,2804 3,8667 1,4559 4,9680 0,000028

вербальные комбинаторные 7,0667 1,3880 5,0667 1,2847 10,1170 0,000000

Активность мышления обеспечивается наличием проблемной ситуации, которая возникает только после попыток решить задачу известными способами [6]. Мы выделяем три компонента, обязательные для любого типа проблемных ситуаций: потребность в новом способе действия, вызываемую невозможностью решить интеллектуальную задачу с помощью известных способов; неизвестный способ познавательного действия, который должен быть найден; уровень развития интеллектуальных способностей, необходимый для поиска. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с целью усвоения детьми способов решения задач с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [1]. В данной системе первая задача играла особую роль. В ходе ее решения дети

получали первичные знания, необходимые для решения последующих задач. Вторая и третья задачи носили проблемный характер и были направлены на организацию самостоятельного поиска детьми неизвестного им способа познавательного действия. Вводя вариативность вышеуказанных задач, мы ставили перед собой следующую цель: помочь детям закрепить и обобщить найденные способы действия. Однако проблема была еще и в том, что при решении вариантов основных задач перед детьми возникали более мелкие проблемные задачи - составляющие основных задач.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что на момент завершения опытно-экспериментальной работы уровень развития интеллектуальных способностей испытуемых экспериментальной группы

значимо изменился по сравнению с уровнем бальных способностей; показывают более

развития интеллектуальных способностей высокую степень овладения действиями на-

испытуемых на начальном этапе по целому глядно-образного и логического мышления,

ряду показателей. Так, на заключительном перцептивного моделирования, отнесения

этапе эксперимента испытуемые проявляют свойств предметов к заданным эталонам.

большую способность к обобщению конкрет- Данное обстоятельство свидетельствует о по-

ных видовых понятий при помощи родовых; ложительной динамике развития интеллекту-

имеют более высокий уровень развития вер- альных способностей испытуемых.

Библиографический список

1. Гальперин П. Я. К исследованию интеллек- 4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском туального развития ребенка // Вопросы психоло- саду и школе. - М.: Издательский центр «Акаде-гии. - 1969. - № 1. - С. 15-25. мия», 2000. - 232 с.

2. Короткова А. В. Специфика ориентировоч- 5. Слово и образ в решении познавательных заной основы в мыслительной деятельности при дач дошкольниками. - М.: ИНТОР, 1996. - 128 с. решении комплексных проблем: дис. ... канд. 6. Содержание и методы умственного воспита-психол. наук. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, ния дошкольников. - М.: Педагогика, 1980. - 216 с. 2005. - 302 с. 7. Фриман Дж. Одаренные дети и их об-

3. Нургалеев В. С. Психологические факторы разование // Иностранная литература. - 1999. -развития воображения в процессе когнитивной № 11. - С. 10-18.

деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - Ново- 8. Шадриков В. Д. Деятельность и способно-

сибирск, 1999. - 378 с. сти. - М.: Логос, 1994. - 243 с.

Поступила в редакцию 12.07.2017

Grigoreva Olga Fyodorovna

Senior Teacher Child Development Center - Kindergarten, ofgrigorieva@yandex.ru, Kemerovo

Morozova Irina Stanislavovna Dr. Sci. (Psycholog.), Prof. of the Department of General Psychology and Psychology of Development of the Kemerovo State University, Kemerovo

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL ABILITIES OF PRESCHOLLERS IN THE CONDITIONS OF SEARCH AND RESEARCH ACTIVITIES

Abstract. The authors of this article actualize the problem of developing the abilities of children of senior preschool age in specially organized conditions. Through theoretical analysis, it was proved that tasks are units of search and research activities that contribute to the development of the subject's abilities and activate his search and research activities; the specifics of the development of intellectual and artistic abilities of preschool children were determined; the specifics of the organization of search and research activities, taking into account the features of the construction of the subject-developing environment were described. The main components that were required for any type of problem situations were identified: the need for a new mode of action, caused by the inability to solve an intellectual problem using known methods; unknown (in this case it is a method of cognitive actions), which must be found; the ability of the child (the level of development of abilities necessary for the search). Also, the effectiveness of the program for developing abilities of children at various stages of pre-school childhood was proved. The obtained results allow to assert, that the allocation by adults of the moment of finding the solution of the problem and the positive assessment of the overcoming of difficulties in the decision process contributed to an increase in the productivity of cognitive activity and, as a result, an increase in the level of abilities of preschool children.

Keywords: abilities of children of preschool age, conditions of development, search and research activity.

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ References

1. Halperin, P., 1969. Ya To the study of intellectual development of the child. Questions of psychology, 1, pp. 15-25. (In Russ.)

2. Korotkova, A. V., 2005. The Specificity of an indicative basis in intellectual activity while solving complex problems. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ., 302 p. (In Russ.)

3. Nurgaleev, V. S., 1999. Psychological factors in the development of imagination in the process of cognitive activity. Dr. Sci. (Psychol.). Novosibirsk, 378 p. (In Russ.)

4. Savenkov, A. I., 2000. Gifted children in kin-

dergarten and school. Moscow: Academy Publ., 232 p. (In Russ.)

5. Word and image in solving cognitive tasks with preschoolers. Moscow: INTOR Publ., 1996, 128 p. (In Rus.)

6. The content and methods of mental education of preschool children. Moscow: Pedagogy Publ., 1980, 216 p. (In Russ.)

7. Freeman, J., 1999. Gifted children and their education. Foreign Literature, 11, pp. 10-18. (In Russ.)

8. Shadrikov, V. D., 1994. Activity and abilities. Moscow: Logos Publ., 243 p. (In Russ.)

Submitted 12.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.