ФОРМИРОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ИНТЕГРАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К.В. Макарова, О.А. Таллина
Аннотация. В статье анализируется и подчеркивается системный характер проявления одаренности в деятельности. Авторы полагают, что развитие одаренности представляет собой интеграцию функциональных, операционных и регулирующих механизмов внутри отдельных способностей, а также интеграцию механизмов этих способностей в одаренность.
Ключевые слова: одаренность, способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности, функциональные механизмы, операционные механизмы, регулирующие механизмы.
Summary. The article analyses systemic manifestations of giftedness in the activities. Development ofgiftedness is the integration of functional, operational, and regulatory mechanisms within the individual abilities.
Keywords: giftedness, ability of the individual, the ability of the subject, activities, the individual's ability, functional mechanisms, operating mechanisms, regulatory mechanisms.
В российской психологии разрабатывается качественный подход к проблеме одаренности (Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Те-плов, В.Д. Шадриков и др.). Одаренность понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренность - это не просто высокий уровень когнитивных способностей человека, как считалось ранее. Современный взгляд на одаренность носит комплексный характер, при котором считается, что в одаренности взаимодействуют и когнитивные, и личностно-
мотивационные, и эмоционально-волевые составляющие в различных со-ци ально-средовых условиях.
Выделяют два основных аспекта проявления одаренности - инструментальный (стратегии и способы деятельности) и мотивационный -(повышенная познавательная потребность, ярко выраженный интерес) [1].
Подчеркивая системный характер одаренности, мы можем отметить, что это не сумма способностей к какой-либо деятельности, а интеграция способностей в целях конкретной деятельности. При этом каждая способность представляет собой сочетание и взаимодействие
369
1 / 2013
Преподаватель XXI
ВЕК
370
функциональных, операционных и регулирующих механизмов (В.Д. Ша-дриков). Механизмы структуры способностей имеют свои траектории развития: изменение функциональных механизмов обусловлено биологическим созреванием; операционные механизмы формируются в процессе научения при овладении интеллектуальными операциями и тонкого приспособления к требованиям деятельности (оперативность); мо-тивационные (регулирующие) механизмы способностей развиваются благодаря общению, приобретению жизненного опыта в процессе социализации [2-3].
Таким образом, развитие способностей происходит на трех уровнях -уровне индивида, субъекта деятельности и личности [4]. Следовательно, одаренность, как качественное своеобразное сочетание способностей, можно рассматривать как одаренность индивида (природную одаренность), одаренность субъекта деятельности и одаренность личности.
Развитие операционных механизмов способностей и, соответственно, развитие инструментального аспекта одаренности происходит постепенно в онтогенезе по мере вхождения ребенка в деятельность. В процессе любой деятельности видоизменяются и регуляционные механизмы, поскольку в деятельность вступает человек как личность со своей системой отношений, личностных качеств, ценностей и смыслов, отражающих мотивационный аспект одаренности. При этом происходит интеграция всех механизмов внутри отдельных способностей, а также и интеграция нескольких способностей в одаренность [5]. В
процессе интеграции способностей в рамках одаренности возможна компенсация недостаточно развитых отдельных способностей.
Если рассматривать одаренность по отношению к широкому кругу дея-тельностей, то в этом случае она выступает как общая одаренность, включающая познавательные способности с их операционными и регулирующими механизмами. Их интеграция приводит к высокому уровню продуктивности деятельности.
Проблема одаренности затрагивается почти во всех современных теориях личности. Личностные характеристики, определяющие одаренность, такие как предпочтение сложности, независимость, умение отстаивать свою точку зрения, ответственность в принятии решения, любознательность относятся к разным видам одаренности и проявляются на разных ее уровнях. Само по себе наличие подобных личностных качеств еще не говорит об одаренности ребенка, лишь тесные связи с другими составляющими одаренности могут отражаться на эффективности и своеобразии результата деятельности. В процессе поиска решения задачи, поставленных целей у одаренных детей происходит повышение познавательной потребности, активности и использование новых способов действий и переработки информации. В таких случаях развития одаренности важна степень связи с операционной стороной познавательных способностей, то есть с интеллектуальными операциями.
Одна из ярких личностных составляющих одаренности - потребностно-мотивационная, особенно тогда, когда эта мотивация не адаптивная, а про-
Преподаватель XX
ЕК
1 / 2013
дуктивная, стимулирующая развитие познавательной активности и творческого поиска.
На каждом этапе жизнедеятельности происходит взаимодействие присоединяющихся, формирующихся составляющих одаренности, которое имеет индивидуальную степень интеграции. По изменению степени интеграции можно судить о развитии одаренности.
Поскольку мы касаемся детской одаренности, следует рассмотреть используемые в нашей стране подходы к обучению детей с признаками одаренности. Выделяют четыре стратегии обучения - ускорение, углубление, обогащение, проблема-тизация. Каждая из них вносит свой вклад в развитие одаренности. Ускорение - это подход, направленный на удовлетворение потребностей детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Ускоренное обучение оправдано лишь по отношению к обогащенному и углубленному в той или иной мере обучению (раннее поступление в школу, перепрыгивание через класс), способствующих проявлению особого интереса к конкретным областям знаний и деятельности. Углубление формирует компетентность в предметной области знаний. Обогащение - выход за рамки традиционных тем, установление связей с новыми темами по определенным дисциплинам. Обогащенная программа предполагает обучение приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств как самоконтроль, критичность и др. Проблема-тизация предполагает стимулирование личностного развития учащихся, пересмотр личного отношения,
поиск новых собственных смыслов и интерпретаций, развитие рефлексии. Чаше всего такой подход реализуется во внеучебных программах и часто бывает компонентом обогащенных программ [2].
Наши экспериментальные исследования, проведенные на детях разного возраста, показали интеграцию компонентов, как в структуре отдельной способности, так и нескольких способностей в структуре одаренности.
Результаты экспериментального исследования когнитивных способностей детей 5-6 лет, занимающихся изобразительной деятельностью (элементы стратегии обогащения и углубления), показали, что после проведения развивающей программы улучшились показатели операционных и регулирующих механизмов внимания и памяти, а также изменились взаимосвязи между ними. Например, сформировались значимые связи между операционными механизмами когнитивных способностей и личными мотивами и социальными эмоциями. 3''
В исследовании В. Шульги когнитивных способностей детей 6-7 лет, выполненных под нашим руководством, установлено наличие достоверных связей между интеллектуальными операциями внимания и мышления и мотиваций отношения к школе (табл.)
Наличие статистической связи между уровнем развития интеллектуальных операций мышления и преобладающим мотивом будущего школьного обучения подтверждает необходимость личностного понимания способностей и начинающей формироваться одаренности. Мыс-
1 / 2013
Преподаватель XXI
ВЕК
Таблица
Взаимосвязь операционных и регулирующих механизмов когнитивных способностей
старших дошкольников
Операционные / регулирующие механизмы Классификация Обобщение Перекодирование
Внутренняя позиция школьника 0,78*** 0 74*** 0,65***
Мотивы к учению 0,58** 0,38* 0,11
372
лительная деятельность разворачивается на основе мотивации, делающей задачу актуальной для субъекта деятельности, благодаря формирующимся связям развивается одаренность дошкольника.
При изучении операционных и регулирующих механизмов когнитивных способностей детей 7-8 лет (Е. Марсова) выявлена тенденция достоверной связи между мотиваций учения первоклассников и гибкостью мышления (по Е. Торрансу). Следует отметить, что дети, поступившие в школу, находятся в процессе адаптации к учебной деятельности, их мотивация касается школьной жизни в целом, узкая познавательная мотивация еще на начальной стадии формирования. Это говорит о неравномерном развитии одаренности, неустойчивости связей в ее структуре.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте можно обнаружить развитие
структурных компонентов способностей, появление взаимосвязей между операционными и регулирующими механизмами способностей и интеграцию способностей в целях деятельности, что характеризует формирование одаренности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рабочая концепция одаренности. - М.: Магистр, 2003.
2. Макарова К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях. -М.: Прометей, 2004.
3. Макарова К.В., Таллина О.А. Развитие способностей: субъектный и личностный аспекты // Преподаватель XXI век. - М., 2011. - № 1.
4. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. - М.: Университетская книга, 2010.
5. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2007. ■
Преподаватель
1 / 2013