Научная статья на тему 'Изучение мнемических способностей младших школьников'

Изучение мнемических способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
440
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / FUNCTIONAL MECHANISMS / ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / OPERATING MECHANISMS / РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ / REGULATORY MECHANISMS / MNEMONIC ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дюпина Светлана Александровна

В данной статье рассматривается проблема результативности мнемических способностей современных первоклассников. Автор приходит к обоснованному выводу, что испытуемые с третьим уровнем развития мнемических способностей являются более успешными при запоминании простого и усложненного невербального бессмысленного материала. Испытуемые со вторым уровнем развития мнемических способностей менее успешны при запоминании невербального бессмысленного материала. Субъекты со вторым уровнем развития мнемических способностей характеризуются внешней регуляцией мнемических действий, субъекты с третьим уровнем внешне-внутренней. Особое внимание в статье уделено сравнению операционных механизмов мнемических способностей младших школьников с выявленными уровнями развития функциональной системы мнемических способностей. Младшие школьники 7-8 лет при запоминании простого и усложненного бессмысленного материала не применяют операционные механизмы схематизации и структурирования. Запоминание предлагаемого материала осуществляется субъектами благодаря операционным механизмам: опорного пункта, группировки, аналогии, ассоциации, перекодирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the mnemonic abilities of younger schoolchildren

This article deals with the problem of the effectiveness of the mnemonic abilities of modern first-graders. The author comes to a reasonable conclusion that subjects with a third level of development of mnemonic abilities are more successful in remembering a simple and complicated non-verbal meaningless material. Subjects with a second level of development of mnemonic abilities are characterised by external regulation of mnemonic actions, subjects with a third level externally internal. Subjects with a second level of development of mnemonic abilities are less successful in memorising non-verbal meaningless material. Particular attention in the article is given to comparison of operational mechanisms of mnemonic abilities of youngerschoolchildren with the revealed levels of development of the functional system of mnemonic abilities. Younger schoolchildren of 7-8 years of age when memorising simple and complicated senseless material do not use operational mechanisms of schematisation and structuring. Memorisation of the proposed material is carried out by the subjects due to operational mechanisms: reference point, grouping, analogy, association, transcoding.

Текст научной работы на тему «Изучение мнемических способностей младших школьников»

УДК 159.95

Дюпина Светлана Александровна

кандидат психологических наук Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево

[email protected]

ИЗУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается проблема результативности мнемических способностей современных первоклассников. Автор приходит к обоснованному выводу, что испытуемые с третьим уровнем развития мнемических способностей являются более успешными при запоминании простого и усложненного невербального бессмысленного материала. Испытуемые со вторым уровнем развития мнемических способностей менее успешны при запоминании невербального бессмысленного материала. Субъекты со вторым уровнем развития мнемических способностей характеризуются внешней регуляцией мнемических действий, субъекты с третьим уровнем - внешне-внутренней. Особое внимание в статье уделено сравнению операционных механизмов мнемических способностей младших школьников с выявленными уровнями развития функциональной системы мнемических способностей. Младшие школьники 7-8 лет при запоминании простого и усложненного бессмысленного материала не применяют операционные механизмы схематизации и структурирования. Запоминание предлагаемого материала осуществляется субъектами благодаря операционным механизмам: опорного пункта, группировки, аналогии, ассоциации, перекодирования.

Ключевые слова: мнемические способности, функциональные механизмы, операционные механизмы, регулирующие механизмы.

Прочность запоминания учебного материала является основой успешного обучения в условиях современной школы. Проблема всестороннего, глубокого изучения запоминания учащимися необходимой информации приобрела особую значимость как для организации учебной деятельности в целом, так и для оказания своевременной и систематической помощи слабоуспевающим младшим школьникам. В этой связи особую актуальность приобрел всесторонний качественно-количественный анализ развития и функционирования мне-мических способностей первоклассников.

Б.Г. Ананьев полагал, что способности - это «...наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие количественный и качественный уровень деятельности и поведения» [1].

B.Д. Шадриков утверждал, что способности -«это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии и реализации отдельных психических функций» [5, с. 74].

А.А. Смирнов ввел в отечественную науку понятие «мнемические способности», под которым понимал быстроту, точность, прочность запоминания [3].

C.А. Изюмова писала: «Мнемические способности представляют собой сложное многоуровневое иерархически организованное образование. Они являются многомерными и динамичными» [2].

Л.В. Черемошкина определила мнемические способности как «средства мнемической активности и мнемической деятельности, имеющие качественно-количественное своеобразие, проявляющееся в запоминании, сохранении, забывании, узнавании и воспроизведении информации» [4]. Мнемические способности реализуются системой функциональных, операциональных и регулирующих механизмов.

Результатом и высшим уровнем формирования мнемических способностей является функциональная система мнемических способностей. Уровневая схема развития ФСМС подробно описана в работах Л.В. Черемошкиной (2000, 2009).

Для изучения эффективности и качественного своеобразия запоминания невербального бессмысленного материала испытуемыми применялся метод развертывания мнемической деятельности (Л.В. Черемошкина, 2009) [4, с. 297-306].

В исследовании приняли участие 80 первоклассников (40 мальчиков и 40 девочек 7-8 лет). Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ № 18 города Орехово-Зуево.

Средние показатели эффективности запоминания простого (карточка № 2) и усложненного (карточка № 3) бессмысленного материала младшими школьниками 7-8 лет отличаются всего на 8 секунд. Показатель продуктивности функциональных механизмов первоклассников составляет в среднем 11,7 секунд. Эффективность функциональных и операционных механизмов - 19,8 секунд.

В выборке обследованных нами школьников были выделены две группы учащихся. Первую группу составили дети со вторым уровнем развития мнемических способностей. Таковых оказалось 70 человек или 87,5% (рис. 1). Первоклассников с третьим уровнем развития ФСМС всего 10 человек или 12,5%. Таким образом, младших школьников с третьим уровнем развития мнемиче-

0 Второй уровень ■ Третий уровень

Рис. 1. Уровень развития мнемических способностей первоклассников

© Дюпина С. А., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

57

ИСИХОЛ ОГИЯческих способностей младших школьников

ских способностей в 7 раз меньше, чем детей со вторым уровнем.

Представляется целесообразным указать на тот факт, что у детей со вторым уровнем развития мнемических способностей (87,5%) регулирующие механизмы только формируются. Процесс запоминания осуществляется довольно продолжительно. В течение всей мнемической деятельности мы наблюдали преобладание эмоционального отношения к материалу и исключительно внешнюю регуляцию: «Я запоминала потому, что вы так сказали», «Можно мне рассказать стихотворение, а эти картинки выучим потом». Данная категория детей 7-8-летнего возраста нуждалась в установлении доверительно-дружеских отношений с экспериментатором. Абсолютно все обследованные нами первоклассники пережили свои субъективные трудности и только после этого принимали и начинали работать над поставленной перед ними задачей.

Младшие школьники с третьим уровнем мнемических способностей (12,5%) отличаются существенно иной стадией сформированности регулирующих механизмов. Стадия эмоционально непринятия задания продолжается намного короче. Мотивация установления контакта с экспериментатором выражена не так ярко: «Я все запомню сам, раз так нужно», «Задание интересное, но трудное». Дети охотно рассказывают о том, как запоминали картинки, но уже после выполненного задания. Следует подчеркнуть, что единого плана до запоминания не формируется вовсе. Дети выбирают одну линию или точку и постоянно пересчитывают линии на рисунке. Механизмы коррекции и контроля производимых действий слит воедино и выражен в виде «сличения» с образцом.

Таким образом, мы пришли к заключению: у первоклассников со вторым уровнем развития мнемических способностей (87,5%) выражена внешняя регуляция мнемических действий, у младших школьников с третьим уровнем развития мнемических способностей (12,5%) регуляция внешне-внутренняя.

Мы считаем правильным указать, что испытуемые со вторым уровнем развития мнемических способностей запоминают карточку № 2 в среднем на 0,7 секунды дольше, чем в целом все обследованные нами дети. Карточку № 3 они запоминают медленнее на 0,6 секунды (табл. 1). Младшие школьники с третьим уровнем развития мнемиче-ских способностей запоминают карточку № 2 бы-

стрее на 4,7 секунды, а карточку № 3 - на 4,4 секунды скорее.

Показатели эффективности запоминания простого и усложненного материала испытуемых позволяют утверждать: мнемические способности младших школьников со вторым уровнем развития слабее (табл. 1). Данный результат отчетливо проявляется как при запоминании простого бессмысленного материала (карточка № 2), так и при запоминании усложненного бессмысленного материала (карточка № 3). Скорость запоминания простого бессмысленного материала детьми со вторым уровнем развития ФСМС составляет 12,4 секунды. Первоклассники с третьим уровнем ФСМС справляются с данным заданием всего за 7 секунд. Это значит, что для запоминания карточки № 2 данной категории школьников требуется на 5,4 секунды меньше. Выявленная нами закономерность сохраняется также при запоминании усложненного бессмысленного материала. Так карточку № 3 дети с третьим уровнем развития ФСМС запоминают за 15,4 секунды. Учащимся со вторым уровнем развития мнемических способностей требуется 20,4 секунды для успешного выполнения задания.

Следовательно, первоклассники с третьим уровнем развития мнемических способностей запоминают усложненный бессмысленный материал на 5 секунд быстрее, чем школьники со вторым уровнем развития.

По данным наших наблюдений за испытуемыми во время запоминания и анализу их словесных отчетов после запоминания мы установили: операционные механизмы субъектов со вторым уровнем развития мнемических способностей включаются в процесс запоминания на 12-13 секунде. Операционные механизмы мнемических способностей младших школьников с третьим уровнем развития мнемических способностей включаются в деятельность значительно скорее, на 7-8 секунде.

Таким образом, в первой группе обследованных нами субъектов (87,5%) при запоминании предъявляемой картинки не используются операционные механизмы: схематизации, структурирования, достраивания материала (табл. 2). Запоминание простого и усложненного бессмысленного материала осуществляется при активном применении детьми группировки (70 человек, 100%), опорного пункта (70 человек, 100%), ассоциации (44 человека, 63%), аналогии (40 человек, 57%). Операционный механизм перекодирования

Таблица 1

Средние показатели продуктивности ФМ и эффективности ФМ и ОМ младших школьников с выявленными уровнями развития мнемических способностей

Уровень развития ФСМС Показатели

Продуктивность ФМ, с Эффективность ФМ и ОМ, с

Второй 12,4 20,4

Третий 7 15,4

58

Вестник КГУ 2018

Таблица 2

Операционные механизмы младших школьников с выявленными уровнями развития мнемических способностей

Виды операционных механизмов (ОМ) и частота их использования испытуемыми, %

Уровень развития ФСМС схематизация структурирование аналогия ассоциация опорный пункт группировка достраивание материала перекодирование

Второй - - 57 63 100 100 - 10

Третий - - 40 60 100 100 80 20

используют всего лишь 7 первоклассников, что составляет 10%.

Проанализировав полученные нами результаты и обобщив ответы детей при запоминании, мы можем с уверенностью заключить: у обследованных нами младших школьников со вторым уровнем развития мнемических способностей (87,5%) выражен перцептивный уровень развития операционных механизмов с элементами образного уровня. Дети воспроизводят задание неверно 7-8 раз подряд. Они не выделяют главного на картинке и не достраивают ее до целостного образа: «Тут просто такая каракатица», «Это, наверное, что-то разлили, а потом нарисовали», «Я просто отдельные палочки запоминаю». Только после настойчивой просьбы экспериментатора младшим школьникам удается назвать фигуру «ежиком» или «талым снегом».

Младшие школьники с третьим уровнем развития функциональной системы мнемических способностей (12,5%) при выполнении задания не используют схематизацию и структурирование. Представляется необходимым также указать, что операционные механизмы группировки и опорного пункта используют все испытуемые данной категории (10 человек, 100%) (табл. 2). При этом операционный механизм ассоциации используют 6 человек (60%), аналогию 4 человека (40%). Перекодирование применяют 2 субъекта (20%). Однако, операционный механизм достраивания материала, который был полностью проигнорирован при запоминании детьми со вторым уровнем развития функциональной системы мнемических способностей, первоклассниками с третьим уровнем используется весьма активно (8 человек, 80%).

Первоклассники с третьим уровнем развития мнемических способностей (12,5%) продемонстрировали нам образный уровень развития операционных механизмов с некоторыми элементами мыслительной обработки материала. Дети воспроизводят наше задание совершенно неправильно 3-4 раз. Затем они самостоятельно начинают считать элементы на карточке и продолжают ошибаться. Субъекты называют картинку «домиком»,

«жучком», «бабочкой», стараются задание дорисовать и достроить, перевернуть: «Я сначала дорисую картинку до шалаша, поверну и пририсую флажок». Однако, несмотря на всевозможные способы обработки запоминаемого материала, мы констатировали отсутствие системности и апперцепции при работе.

Проведенное нами исследование и последующий поэтапный анализ полученных данных позволяет заключить: появление в выборке первоклассников испытуемых с третьим уровнем развития мнемических способностей связан с использованием большего количества операционных механизмов. При этом у младших школьников начинает формироваться внутренний контроль как результат взаимодействия функциональных и операционных механизмов.

По результатам качественно-количественного анализа полученных нами данных можно сделать следующие выводы:

1. Младшие школьники с третьим уровнем развития мнемических способностей являются более успешными при запоминании простого и усложненного невербального бессмысленного материала. Первоклассники со вторым уровнем развития мнемических способностей менее успешны при запоминании невербального бессмысленного материала.

2. Субъекты со вторым уровнем развития мне-мических способностей характеризуются внешней регуляцией мнемических действий. Младшие школьники с третьим уровнем развития мнемиче-ских способностей отличаются внешне-внутренней регуляцией запоминания.

3. Испытуемые со вторым и третьим уровнями развития функциональной системы мнемических способностей осуществляют запоминание предлагаемого материала при использовании операционных механизмов: опорного пункта, группировки, аналогии, ассоциации, перекодирования.

4. Первоклассники с третьим уровнем развития мнемических способностей отличаются более быстрым включением в мнемическую деятельность

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

59

ИСИХОЛ ОПеМЯческих способностей младших школьников

операционных механизмов. У детей со вторым уровнем развития мнемических способностей более медленная скорость включения операционных механизмов.

5. Младшие школьники с выявленными нами уровнями развития мнемических способностей при запоминании материала не применяют операционные механизмы схематизации и структурирования.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. - М.: Наука, 1977. - 207 с.

2. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1995. - 474 с.

3. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966. - 423 с.

4. Черемошкина Л.В. Психология памяти. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 318 с.

5. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.

References

1. Апаи'еу B.G. O problemakh sovremennogo chelovekovedeniya. - M.: Nauka, 1977. - 207 s.

2. Izyumova SA. Priroda mnemicheskikh sposobnostej i differentsiatsiya obucheniya: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 1995. - 474 s.

3. Smirnov А.А. Problemy psikhologii pamyati. -M.: Prosveshhenie, 1966. - 423 s.

4. CHeremoshkina L.V. Psikhologiya pamyati. -M.: Аspekt Press, 2009. - 318 s.

5. SHadrikov V.D. Mental'noe razvitie cheloveka. -M.: Аspekt Press, 2007. - 284 s.

Вестник КГУ 2018

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.