Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПОДДЕРЖАНИЮ РАВНОВЕСИЯ У ЕДИНОБОРЦЕВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПОДДЕРЖАНИЮ РАВНОВЕСИЯ У ЕДИНОБОРЦЕВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛОМЕТРИЯ / ПОСТУРАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТАТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / ПРОБА РОМБЕРГА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / STABILOMETRY / POSTURAL STABILITY / STATIC EQUILIBRIUM / ROMBERG TEST / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нагаева Елена Ивановна, Бирюкова Елена Александровна, Мишин Николай Петрович

В статье представлены результаты стабилометрического исследования уровня развития способностей к поддержанию равновесия у детей младшего школьного возраста, занимающихся различными видами единоборств на этапе начальной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нагаева Елена Ивановна, Бирюкова Елена Александровна, Мишин Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE ABILITY TO MAINTAIN BALANCE IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING

The article presents the results of a stabilometric study of the level of development of abilities to maintain balance in primary school children engaged in various types of martial arts at the stage of initial training

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПОДДЕРЖАНИЮ РАВНОВЕСИЯ У ЕДИНОБОРЦЕВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 УДК 612.886:796.856.2

Нагаева Елена Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры факультета физической культуры и спорта Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, РФ e-mail: [email protected]

Бирюкова Елена Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животных и биофизики факультета биологии и химии Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, РФ

e-mail: [email protected]

Мишин Николай Петрович старший преподаватель кафедры медико-биологических основ физической культуры факультета физической культуры и спорта Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, РФ

e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПОДДЕРЖАНИЮ РАВНОВЕСИЯ У ЕДИНОБОРЦЕВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье представлены результаты стабилометрического исследования уровня развития способностей к поддержанию равновесия у детей младшего школьного возраста, занимающихся различными видами единоборств на этапе начальной подготовки

Ключевые слова: стабилометрия, постуральная устойчивость, статическое равновесие, проба Ромберга, младший школьный возраст.

Nagaeva Elena Ivanovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Biomedical Foundations of Physical Culture, Faculty

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 of Physical Culture and Sports, Tauride Academy of Physical Culture, FGAOU VO "KFU named after V.I. Vernadsky," Simferopol, RF e-mail: [email protected]

Biryukova Elena Alexandrovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Human and Animal Physiology and Biophysics, Faculty of Biology and Chemistry, Tauride Academy of Physics and Technology, Vernadsky KFU, Simferopol, RF

e-mail: [email protected]

Mishin Nikolai Petrovich senior lecturer at the Department of Biomedical Fundamentals of Physical Culture of the Faculty of Physical Culture and Sports of the Tauride Academy of Physical Education of the Federal State University "KFU named after V.I. Vernadsky," Simferopol, RF e-mail: [email protected]

DEVELOPING THE ABILITY TO MAINTAIN BALANCE IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING

Annotation. The article presents the results of a stabilometric study of the level of development of abilities to maintain balance in primary school children engaged in various types of martial arts at the stage of initial training.

Keywords: stabilometry, postural stability, static equilibrium, Romberg test, primary school age.

Введение

С каждым годом стабилометрические исследования постурального баланса приобретают все большую популярность в спортивной медицине. Выявлен ряд факторов, которые оказывают влияние на способность человека к поддержанию равновесия: возраст (по мере роста и развития ребенка постуральные способности улучшаются), анатомо-морфологические особенности (избыточный вес и рост могут негативно повлиять на

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 постуральный баланс), физиологические особенности (тип мышц и нервно-мышечные характеристики) физиологическое и психофизиологическое состояние испытуемых [10]. Одним из основных факторов, способных оказывать влияние на постуральный баланс - является двигательный опыт, т.е. все физические действия, включая быт и досуг, а также спорт и физические упражнения [6].

Показано, что регулярная физическая активность улучшает постуральный баланс, вызывая положительные функциональные адаптации [4, 7, 9]. Существует взаимосвязь между постуральной производительностью и спортивными результатами у здоровых людей, которые регулярно занимаются физической или спортивной деятельностью [5, 7]. Кроме того, регулярные упражнения на равновесие и силовые упражнения улучшают постуральный баланс [4, 8, 9].

Вместе с тем, практически отсутствуют экспериментальные работы, связанные с изучением постурального баланса у детей младшего школьного возраста и влияния на функцию поддержания равновесия таких видов спортивной деятельности как спортивные единоборства. Очевидно, что только детальное изучение постурального баланса у детей младшего школьного возраста позволит провести оценку и прогноз развития координационных способностей [1], и соответственно быть прогностическим критерием успешности соревновательной деятельности в спортивных единоборствах, а также может быть использовано в процессе профессионального отбора в различных видах спорта. В связи с вышесказанным, целью исследования явилось изучение постуральной устойчивости детей младшего школьного возраста с помощью метода компьютерной стабилометрии.

Цель исследования: изучить постуральный баланс у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными единоборствами повести оценку и прогноз развития координационных способностей и проанализировать эффективность применения различных методик развития способностей к поддержанию равновесия.

Задачи:

1. Изучить с помощью стабилометрии основные показатели постуральной устойчивости у детей младшего школьного возраста не занимающихся спортом.

2. Сравнить основные показатели постуральной устойчивости у детей, не занимающихся спортом и занимающихся спортивными единоборствами (тайский бокс, каратэ и тхэквондо).

3. Повести оценку развития координационных способностей. Проанализировать эффективность применения различных методик развития способностей к поддержанию равновесия

Материалы и методы исследования

Исследования проводились на базе МБОУ СОШ № 2 г. Симферополя, Спортивого клуба «Кедр», клуба таиского бокса СК «Альтида» г. Симферополя. В исследованиях принимало участие 47 мальчиков в возрасте 10±0,9 лет. Были обследованы 4 группы детей: 1 группа - 13 мальчиков, занимающиеся каратэ, 2 группу составили тайбоксеры 13 человек и 3 группа состояла из 10 мальчиков, занимающихся тхеквондо на этапах начальной подготовки 2-го года обучения. Четвертая группа (контроль) состояла из 11 детей младшего школьного возраста, не занимающихся спортом.

Исследования проходили с использованием стабилометрической платформы ST-150 с помощью программного обеспечения STPL (ООО Мера-ТСП, г. Москва). Электронное стабилометрическое устройство ST-150 (ТУ 9441-005-49290937-2009) имеет метрологическую аттестацию (Свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.C28.004A № 41201) и внесено в государственный реестр средств измерений. В ходе исследования регистрировалась длина статокинезиограммы.

Для математической обработки фактического материала использовались пакет программ STATISTICA 5.0. Для анализа полученных данных применялись стандартные методы вариационной статистики: мерами центральных тенденций, иллюстрирующими выраженность исследуемых

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 признаков, выступали значения среднего и стандартной ошибки среднего. Нормальность распределения данных определялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Для выявления межгрупповых различий применяли критерий Стьюдента для независимых выборок.

Результаты и их обсуждение

В результате проведенного исследования основных показателей постуральной устойчивости в пробе Ромберга у детей младшего школьного возраста занимающихся единоборствами и не занимающимися спортом было выявлено, что показатель длины статокинезиограммы имеет достоверные различия в исследуемых группах с открытыми глазами. Относительные различия в выраженности данного показателя представлены на рисунке 1.1 и в таблицах 1.1-1.5.

Наименьшие значения длины статокинезиограмы выявлены у 1 группы детей младшего школьного возраста, занимающихся каратэ как с открытыми, так и с закрытыми глазами. По сравнению с контролем разница составила 26,07% (р<0,05) и 15,46% соответственно.

Таблица 1.1.

Достоверность различий длины стабилограммы в пробе Ромберга при открытых и закрытых глазах в группах детей младшего школьного возраста занимающихся каратэ (группа 1) и не занимающихся спортом (контрольная

группа).

Основные показатели стабилограммы Группа 1 X±Sx Контрольная группа Х±Бх р %

Глаза открыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 249,13±12,54 336,98±21,56 0,0031 26,07%

Глаза закрыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 358,38±12,60 423,94±26,67 0,0629 15,46%

120

100

80

^60

40

20

I контроль

1 группа

2 группа

3 группа

Глаза открыты

Глаза закрыты

0

Рисунок 1.1 Относительные различия в выраженности показателя длины статокинезиограммы выраженные в процентах изменений относительно контроля в исследуемых группах детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными единоборствами (* - р<0,05).

Во 2 группе тайбоксеров значения исследуемого показателя были несколько выше, а разница по сравнению с контрольными значениями составила 21,49% (р<0,05) и 13,70% (таб.1.2). А в 3 группе детей занимающихся тхэквондо не выявлено достоверных различий по сравнению с о значениями контрольной группы, а разница составила 6,82% с открытыми глазами и 4,08% с закрытыми глазами соответственно (таб.1.3).

Таблица 1.2.

Достоверность различий длины стабилограммы в пробе Ромберга при открытых и закрытых глазах в группах детей младшего школьного возраста занимающихся тайским боксом (группа 2) и не занимающихся спортом

(контрольная группа).

Основные показатели стабилограммы Группа 2 X±Sx Контрольная группа X±Sx р %

Глаза открыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 264,53±11,2 336,98±21,5 0,0154 21,49

3 6 %

Глаза закрыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 365,84±22,7 9 423,94±26,6 7 0,1338 13,70 %

Таблица 1.3.

Достоверность различий исследуемых показателей стабилограммы в пробе Ромберга при открытых и закрытых глазах в группах детей младшего школьного возраста занимающихся тхэквондо (группа 3) и не занимающихся

спортом (контрольная группа).

Основные показатели стабилограммы Группа 3 X±Sx Контрольная группа Х±8х р %

Глаза открыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 313,97±7,78 336,98±21, 56 0,6539 6,82%

Глаза закрыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 441,26±41,7 0 423,94±26, 67 0,9176 4,08%

В результате проведенного исследования были выявлены межгрупповые различия исследуемого стабилометрического показателя в группах детей младшего школьного возраста занимающихся каратэ (группа 1) и тайским боксом (группа 2), которые представлены в таблице 1.4. Анализ межгрупповых различий в показателях длины статокинезиограммы с открытыми глазами не показал статистически достоверную разницу р>0,05 между исследуемыми группами. Так в 1 группе данный показатель составил 249,13±12,54 мм, а во 2 группе детей младшего школьного возраста, занимающихся тайским боксом 264,53±11,23 мм. Относительные различия в выраженности данного показателя составили 6,18%, что свидетельствует о более совершенном контроле баланса у детей занимающихся каратэ. С закрытыми глазами длина статокинезиограммы в 1 группе составила 358,38±12,60 мм, а во 2 группе 365,84±22,79 мм (р>0,05).

Таблица 1.4.

Достоверность различий исследуемых показателей стабилограммы в пробе Ромберга при открытых и закрытых глазах в группах детей младшего школьного возраста занимающихся каратэ (группа 1) и тайским боксом (группа

2).

Основные показатели стабилограммы Группа 1 X±Sx Группа 2 X±Sx р %

Глаза открыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 249,13±12,5 4 264,53±11,2 3 0,3621 6,18%

Глаза закрыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 358,38±12,6 0 365,84±22,7 9 0,7623 2,08%

В результате проведенного исследования были выявлены межгрупповые различия исследуемых стабилометрических показателей в группах детей младшего школьного возраста занимающихся каратэ (группа 1) и занимающихся тхэквондо (3 группа), которые представлены в таблице 1.5 Анализ межгрупповых различий в показателях длины статокинезиограммы с открытыми глазами показал статистически достоверную разницу р<0,05 между исследуемыми группами.

Таблица 1.5.

Достоверность различий исследуемых показателей стабилограммы в пробе

Ромберга при открытых и закрытых глазах в группах детей младшего школьного возраста занимающихся каратэ (группа 1) и тхэквондо (группа 3).

Основные показатели стабилограммы Группа 1 X±Sx Группа 3 X±Sx р %

Глаза открыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 249,13±12,5 4 313,97±7,7 8 0,0015 26,02%

Глаза закрыты

Длина статокинезиограммы (L, мм) 358,38±12,6 0 441,26±41, 70 0,2315 23,12%

Так в 1 группе данный показатель составил 249,13±12,54 мм, а в 3 группе детей младшего школьного возраста, занимающихся тхэквондо 313,97±7,78 мм. Относительные различия в выраженности данного показателя составили 26,02%, что свидетельствует о более совершенном контроле баланса у детей

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 занимающихся каратэ. Анализ межгрупповых различий в показателях длины статокинезиограммы с закрытыми глазами показал статистически недостоверную разницу в 1 группе она составила 358,38±12,60 мм, а в 3 группе 441,26±41,70 мм (р>0,05).

Проведенное исследование выявило наименьшие значения длины статокинезиограммы в группах каратэ и тайского бокса, что может быть объяснено возрастанием стабильности баланса в основной стойке у испытуемых и высокой эффективностью спортивной тренировки. Во многом это связано с тем, что при обучении детей этими видами единоборств на начальном этапе подготовки особое внимание уделяется развитию координационных способностей.

В каратэ совершенствование работы различных анализаторов осуществляется подготовительными (общеразвивающими и специальными) упражнениями. Особое внимание при этом уделяется совершенствованию проприоцептивной чувствительности, точности регистрации положений и движений различных частей тела, чувству равновесия и др. Для этого применяют общеразвивающие упражнения на равновесие, акробатические упражнения (кувырки, перевороты и др.). С помощью упражнений на равновесие усиливается деятельность вестибулярного и проприоцептивного анализаторов путем выключения зрительного анализатора (при выполнении упражнений с закрытыми или завязанными глазами) [2].

В тайском боксе в содержание учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки вводят: общефизическую подготовку с широким диапазоном средств всестороннего физического воздействия, подготовительные упражнения, способствующие овладению разнообразными технико-тактическими приемами, подводящие и основные упражнения, способствующие овладению техническими и тактическими приемами; подготовительные игры и игровые упражнения. Координация тай-боксера развивается имитационными упражнениями: элементарными и произвольными (бой с тенью), в основе которых лежат элементы техники передвижений, ударов

и защит.

В тхэквондо на этапе начальной подготовки приоритет в развитии физических качеств, представляется скоростным и скоростно-силовым качествам, а также гибкости [3].. Именно особенностями тренировки и объясняются наименьшие показатели статодинамической устойчивости у детей младшего школьного возраста, занимающихся тхэквондо по сравнению с другими группами единоборцев.

Выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. При сравнении показателей стабилометрического исследования между контрольной группой и группами детей, занимающимися спортивными единоборствами были выявлены достоверные различия. Наименьшие значения длины статокинезиограмы в пробе Ромберга (в фазе как с открытыми, так и с закрытыми глазами) выявлены у 1 группы детей младшего школьного возраста, занимающихся каратэ. По сравнению с контролем разница составила 26,07% (р<0,05) и 15,46% соответственно, во 2 группе тайбоксеров разница по сравнению с контрольными значениями составила 21,49% (р<0,05) и 13,70%, а в 3 группе детей занимающихся тхэквондо разница составила 6,82% с открытыми глазами и 4,08% с закрытыми глазами.

2. Значительное уменьшение исследуемых показателей длины статокинезиограммы может быть объяснено возрастанием стабильности баланса в основной стойке у испытуемых и высокой эффективностью спортивной тренировки в группах каратэ и тайского бокса. Данные результаты свидетельствует о более совершенных двигательных стратегий для поддержания равновесия в 1 и 2 группах школьников занимающихся каратэ и тайским боксом.

3. Наилучшие результаты были выявлены в 1 группе детей, занимающихся каратэ, во многом это связано с тем, что при обучении детей каратэ на начальном этапе подготовки особое внимание уделяется развитию координационных способностей. В каратэ совершенствование работы различных анализаторов осуществляется подготовительными

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 (общеразвивающими и специальными) упражнениями. Особое внимание при этом уделяется совершенствованию проприоцептивной чувствительности, точности регистрации положений и движений различных частей тела, развитию чувства равновесия.

Список источников:

1. Нагаева Е.И., Развитие специализированных навыков координации балансировочных движений у детей младшего школьного возраста / Е.И. Нагаева, Е.А. Бирюкова, С.В.Черный, В.В. Власова, Т.В. Кускевич // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. - Симферополь, 2018. - Т. 4 (70), № 2. - С. 123-132.

2. Степанов С. В. Теоретико-методологические основы многолетней подготовки спортсменов-каратистов / С. В. Степанов, Л. С. Дворкин. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. - 380 с.

3. Шулика Ю.А. Тхэквондо. Теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство: Учебник для СДЮШОР / Ю.А. Шулика, Е.Ю. Ключников. -М:Феникс, 2007 г. - 800с.

4. Behm, D.G., Muehlbauer, T., Kibele, A., Granacher, U. 2015. Effects of strength training using unstable surfaces on strength, power and balance performance across the lifespan: a systematic review and meta-analysis. Sports Med. 45, 16451669.

5. Hrysomallis, C. 2011. Balance ability and athletic performance. Sports Med. 41, 221-232.

6. Khan, K.M., Thompson A.M., Blair S.N., Sallis J.F., Powell K.E., Bull F.C., Bauman A.E. 2012. Sport and Exercise as Contributors to the Health of Nations. Lancet 380, 59 64.

7. Kiers, H., van Dieёn, J., Dekkers, H., Wittink, H., Vanhees, L. 2013. A systematic review of the relationship between physical activities in sports or daily life and postural sway in upright stance. Sports Med. 43, 1171-1189.

8. Kummel, J., Kramer, A., Giboin, L.S., Gruber, M. 2016. Specificity of

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 Balance Training in Healthy Individuals: A Systematic Review and Meta-Analysis. Sports Med. 2016 Mar 18. [Epub ahead of print] Review.

9. Lesinski, M., Hortobagyi, T., Muehlbauer, T., Gollhofer, A., Granacher, U. 2015a. Dose-response relationships of balance training in healthy young adults: a systematic review and meta-analysis. Sports Med. 45, 557-576.

10. Paillard T.Plasticity of the postural function to sport and/or motor experience.Neuroscience and biobehavioral reviews, 2017, Vol: 72, Page: 129-152.

Исследование выполнено в рамках поддержанного ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» гранта № АААА-А20-120012090163-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.