Развитие специальной выносливости у пловцов 10 -11 лет
Бранкевич Д.А.
Бранкевич Денис Анатольевич /Brankevich Denis Anatolyevich - учитель физической культуры, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов», пос. Чернянка
Аннотация: современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы. Использование гипоксической тренировки в целях реабилитации и повышения специальной выносливости, наряду с традиционными средствами, позволяет добиваться высоких результатов у спортсменов-пловцов за более короткие сроки подготовки.
Ключевые слова: пловцы, выносливость, специальная выносливость, гипоксия, гипоксическая тренировка.
Проблема построения тренировочного процесса занимает центральное место в системе подготовки квалифицированных пловцов. Для оптимизации тренировочного процесса в настоящее время в плавании достаточно широко используются гипоксические методы тренировки, проводимые в горных условиях, в специально оборудованных барокамерах, или с использованием специальных упражнений с задержкой дыхания.
Гипоксия - состояние относительной кислородной недостаточности, возникающее в процессе жизнедеятельности организма под влиянием различных причин как внешнего так и внутреннего характера. Кислородная недостаточность, проявляющаяся прежде всего на клеточном уровне, возникает уже в начале любой мышечной работы, как результат несоответствия между возрастающим уровнем кислородного запроса и медленно увеличивающейся скоростью доставки кислорода к работающим мышцам. На этот стрессовый стимул, организм отвечает активацией адаптационных механизмов, что приводит к усилению деятельности кардио-респираторной системы: увеличивается МОД, учащается дыхание, увеличивается дыхательная поверхность альвеол, увеличивается кислородная емкость крови за счет повышения содержания в ней гемоглобина, увеличивается объемная скорость кровотока [ 2 ,с . 31 ] .
Наиболее доступным методом гипоксической тренировки в плавании является метод упражнения с задержкой дыхания. Этот метод используется как при выполнении имитационных движений на суше, так и в плавании. Продолжительность задержки дыхания регулируется способностью пловцов выполнять плавательные движения без нарушения техники плавания. Увеличение гипоксического эффекта достигается увеличением количества циклов плавательных движений, выполняемых на задержке дыхания (например, выполнение вдоха через 7 циклов создает большую гипоксию организма, чем выполнение вдоха через 3 цикла). Также применяются упражнения с проплыванием коротких отрезков без дыхания. Результаты исследований Н.Ж.Булгаковой [1 , с. 1 0] , свидетельствуют о том, что плавание с задержкой дыхания -эффективное средство не только для улучшения функциональных возможностей спортсмена, но и для совершенствования техники плавания: равновесия, высокого положения тела, непрерывности плавательных движений, ритма, темпа, скорости.
В вопросах, связанных с влиянием искусственной и естественной гипоксии на организм спортсменов, использования гипоксической тренировки в современной системе их подготовки существует достаточно большое количество исследований, посвящённых применению упражнений гипоксической направленности в подготовке высококвалифицированных пловцов, однако подобных исследований применительно к пловцам в возрасте 10-11 лет не обнаружено. В эксперименте, направленном на развитие специальной выносливости и ее влияния на динамику роста спортивных достижений приняли участие две группы пловцов 10-11 лет, специализирующихся на дистанции 100 м «кроль на груди», каждая численностью по 6 человек. Он проводился в течение 5 месяцев.
На основе полученных данных, в экспериментальной и контрольной группе для удобства проведения исследования, на основе метода попарной выборки мы подвергли анализу 12 пловцов, специализирующихся в плавании «кроль на груди». Количество тренировочных занятий как в контрольной, так и в экспериментальной группе составляли 6 раз в неделю (30 минут на суше и 1ч.30 мин. в воде). Схема тренировки в обеих группах была одинаковой, примерно идентичным был и объем средств, направленных на повышение специальной выносливости. Отличие заключалось в том, что в экспериментальной группе для возникновения изменений в организме спортсмена, характерных для работы в зоне как стайерских, так и спринтерских дистанций, тренировочные упражнения выполнялись в условиях недостатка кислорода. В целом упражнения гипоксического воздействия в тренировке экспериментальной группы занимали до 1/3 общего времени занятия в воде.
Состояние относительной кислородной недостаточности пловцами экспериментальной группы достигалось за счет уменьшения количества вдохов (выполнении одного вдоха на 2, 3, 4 и 5 циклов движений) по сравнению с обычным ритмом дыхания, проплыванием отрезков дистанции на задержке дыхания и использованием устройства для внешнего дыхания (плавательная трубка со значительным мертвым пространством и нагрузочным узлом). Так, в упражнении 10x50 м испытуемые делали один вдох
на 3-4 цикла, в серии 4x400 м — на 2-3 цикла. Паузы отдыха между упражнениями определялись по времени восстановления частоты сердечных сокращений до заданного уровня 120 уд./мин. Использование плавательной трубки позволяло снизить парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе за счет обеспечения вдыхания выдохнутого воздуха, который смешивается со свежим. В качестве нагрузочного устройства использовались сменные пробки с диаметром отверстий 10, 9 и 8 мм. Это позволяло развивать силу и выносливость дыхательных мышц. В зависимости от задач тренировки использовались следующие варианты дыхания: акцент на быстрый вдох, акцент на быстрый выдох. Повторения упражнений выполнялись на скорости, составляющей 90 - 100% от соревновательной, а частота сердечных сокращений максимальная или близко к ней.
Регулярное применение прерывистых гипоксических воздействий в сочетании с тренировочными нагрузками различной направленности позволило существенно улучшить уровень спортивных достижений на различных дистанциях плавания. Наибольшие величины прироста показателей работоспособности пловцов под влиянием гипоксических упражнений проявляются на длинных дистанциях плавания (400, 800 м ) и в показателях критической скорости, отражающей уровень развития аэробных способностей спортсмена. Длительное гипоксическое воздействие всегда несет повышенный риск декомпенсированных энергетических потребностей и развитие патологических состояний. Однако кратковременные сеансы гипоксии, перемежающиеся с паузами отдыха, позволяют добиваться заметного усиления метаболических сдвигов, не выходя за пределы границ где начинаются предпатологические изменения в организме. Режимы, где используются гипоксические воздействия длительностью от 30 до 90 секунд будут в основном способствовать развитию гликолитических анаэробных процессов, а упражнения с продолжительностью гипоксического стимула от 1,5 минут и более при умеренной степени гипоксического воздействия (снижение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе не ниже 12%) будут стимулировать в основном развитие аэробных возможностей организма. Комбинируя вышеуказанные режимы с повторными физическими нагрузками различного характера, мы имеем возможность избирательно воздействовать на отдельные физиологические функции и биоэнергетические возможности спортсменов. Для того чтобы добиться эффективного и постоянного повышения общей и специальной выносливости занимающихся, нужно систематически применять значительные и большие нагрузки, широко использовать упражнения в плавании с большой скоростью и т. п.
Литература
1. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебн. для ИФК/ Н.Ж.Булгакова - М.: 1996.- 425 с.
2. Волков Н.И. Максимум аэробной и анаэробной работоспособности у пловцов: Н.И. Волков, С.М. Гордон, Е.А. Ширковец, В.С. Иванов //Теория и практика физ.культуры / - 2008. - №10. - С.31.