Научная статья на тему 'Развитие специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ высокой квалификации'

Развитие специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1771
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маслова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются наиболее эффективные тренировочные режимы развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ. Критериями соответствия тренировочных нагрузок нагрузке соревновательного упражнения являлись показатели темпа гребли и уровень лактата в капиллярной крови, зарегистрированный после выполнения упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маслова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the special endurance of kayak and canoe rowers with high qualification

The article examines the most effective mode for the training the special endurance of highly skilled kayak and canoe rowers. The criteria for compliance of the training loads to the competitive load include the indicator of the competitive exercise rowing tempo and the level of lactate in capillary blood, registered after the exercise.

Текст научной работы на тему «Развитие специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ высокой квалификации»

7. Makeeva, V.S., Barkalov, S.N. and Gerasimov, I.V. (20150, "Physical training in ensuring the personal safety of the students enrolled in the traffic profile", Physical culture and health, No. 3 (54), pp. 48-50.

8. Makeeva, V.S., Barkalov, S.N. and Aldoshin, A.V. (2015), "Formation of the security needs of cadets enrolled in the traffic profile", Scientists note. Electronic scientific journal of the Kursk State University, No. 3, available at: www.scientific-notes.ru/pdf/040-014.pdf.

9. Mos'kin, S.A. (2015), "Features of methods of teaching to fighting techniques of combat", Science and innovation in the education and production spheres, Orel State University, Orel, pp. 157-161.

10. Pereverzev, A.G. (2014), "Formation of the military man personality with the safe behavior type in the average professional soldier", Scientific messenger of Omsk, No. 5 (132), pp. 139-141.

11. Syromyatnikov, I.V. (20070, "Activity-situational way of training and its role in development of professional subjectivity of officers", Messenger of MGOU. Series: Pedagogical sciences, No. 1, pp. 132-142.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.05.2016

УДК 797.122.2

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее эффективные тренировочные режимы развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ. Критериями соответствия тренировочных нагрузок нагрузке соревновательного упражнения являлись показатели темпа гребли и уровень лактата в капиллярной крови, зарегистрированный после выполнения упражнения.

Ключевые слова: тренировочные нагрузки, методы тренировки, педагогические и биохимические показатели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p143-148

DEVELOPMENT OF THE SPECIAL ENDURANCE OF KAYAK AND CANOE ROWERS WITH HIGH QUALIFICATION

Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education, Voronezh

Annotation

The article examines the most effective mode for the training the special endurance of highly skilled kayak and canoe rowers. The criteria for compliance of the training loads to the competitive load include the indicator of the competitive exercise rowing tempo and the level of lactate in capillary blood, registered after the exercise.

Keywords: training loads, training methods, teaching and biochemical parameters.

ВВЕДЕНИЕ

С учетом известных физиологических механизмов обеспечивающих специальную работоспособность высококвалифицированных гребцов важнейшим критерием соответствия тренировочных нагрузок нагрузке соревновательного упражнения является уровень лактата в крови, зарегистрированный после выполнения упражнения, из внешних признаков соответствия тренировочной нагрузки соревновательному режиму наиболее информативным критерием и доступным для регистрации является темп гребли [1, 2].

Для выявления наиболее эффективных тренировочных режимов целесообразно проводить сравнительный анализ характеристик исследуемых средств и режимов соревновательной деятельности по выше обозначенным критериям, которые относятся к биохимическому (биологический) и биомеханическому (педагогический) контролю.

С учетом того, что в гребле возможно применение исключительно многообразных формул нагрузки, было принято решение исследовать упражнения, наиболее часто применяемые в тренировке гребцов на предсоревновательном и соревновательном этапах подготовки, а именно повторное прохождение коротких, средних и длинных дистанций и их комбинации в разных классах лодок [3].

В экспериментах участвовали гребцы на байдарках и каноэ высокой квалификации (члены основного и молодежного составов сборной команды России).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В серии педагогических экспериментов изучалось влияние на организм спортсменов комплексов тренировочных средств направленных на развитие специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ (таблицы 1- 9).

Таблица 1

Показатели нагрузки повторной тренировки в лодке К-1 (мужчины, призеры Чемпионата мира 2010), 9x300 м_

№ п/п 3-й отрезок 6-й отрезок 9-й отрезок

Ф.И. t, T, Ьа, t, T, Ьа, t, T, Ьа,

c гр/мин мМ/л c гр/мин мМ/л c гр/мин мМ/л

1. Р. А. 57 112 11,6 57 114 11,4 - - -

2. М.И. 59 118 10,7 60 118 10,7 61 120 9,4

3. Ж.С. 59 116 10,7 60 118 11,3 61 118 11,6

Анализ полученных результатов свидетельствовал, что для гребцов-мужчин нагрузке соревновательного упражнения по механизмам активации функциональных резервов, обеспечивающих специальную работоспособность при сохранении внешней структуры основного соревновательного упражнения (лактат крови и темп гребли) в наибольшей степени соответствовало серийное прохождение коротких и средних дистанций повторным методом с превышением средней соревновательной скорости на дистанции 1000 м на 5^10% и следующими формулами нагрузки: для экипажей К-1 и К-2 -5 серий 4^250 м, 7*375 м, С-1 - 2*750 и 2*300 м, а так же выполнение тренировочной нагрузки контрольным методом на дистанциях 1000 и 500 м.

Анализ результатов серии педагогических экспериментов позволил установить, что для разработки программ развития специальной соревновательной выносливости гребцов на байдарках и каноэ высокого класса (на предсоревновательном и соревновательном этапах подготовки) комплексы упражнений (формулы нагрузок) должны включать упражнения на коротких и средних отрезках 250^375 м с превышением средней соревновательной скорости на дистанции 1000 м на 5^10%, выполняемых повторным методом. В серии целесообразно планировать не более 4-6 повторений.

Таблица 2а

Показатели нагрузки интервальной тренировки в лодках

К-2, К-1, 4x250 м - 1,2 серии ^ (режим работы 3 мин)__

Серия 1 - 4x250 м Серия 2 - 4x250 м Ьа мм/л

Класс Ф.О. T, гр/м T, гр/м T, гр/м T, гр/м T, гр/м T, гр/м T, гр/м T, гр/м

t, c t, c t, c t, c t, c t, c t, c t, c

К-2 С.Е. 104 102 105 105 107 103 106 111 12.8

В.А. 47"8 46"4 49"4 46"2 48"3 45"9 50"0 44"2 11.9

К-2 М.И. 107 102 105 104 109 102 112 107 10.3

В.К. 51"1 46"0 49"2 45"9 49"1 47"6 48"2 44"7 12.2

К-2 Г.В. 111 103 102 102 110 1105 111 108 13.0

А. Р. 48"0 47"0 48"4 46"8 49"0 47"5 49"6 49"6 11.8

Класс Ф.О. Серия 1 - 4x250 м Серия 2 - 4x250 м Ьа мм/л

T, гр/м t, c T, гр/м t, c T, гр/м t, c T, гр/м t, c T, гр/м t, c T, гр/м t, c T, гр/м t, c T, гр/м t, c

К-1 Т.Д. 98 56"0 97 52"8 106 54"3 100 53"5 99 55"7 99 53"2 100 56"9 101 53"8 12.6

К-1 Н.П. 99 54"0 103 52"8 114 54"1 111 52"9 101 55"7 102 53"1 102 56"9 108 52"3 10.5

Таблица 2б

Показатели нагрузки интервальной тренировки в лодках

Серия 3 4x250 м Серия 4 - 4x250 м Серия 5 - 4x250 м

Класс Ф.О. T, T, T, T, T, T, T, T, T, T, T, T, Ьа

гр/м гр/м гр/м гр/м гр/м гр/м гр/м гр/м гр/м гр/м гр/м гр/м мм/л

t, c t, c t, c t, c t, c t, c t, c t, c t, c t, c t, c t, c

К-2 С.Е. 108 103 104 106 106 107 108 113 111 115 113 13.7

В.А. 49"7 47"9 50"1 51"2 51"2 49"7 46"2 48"3 46"8 49"2 47"2 13.2

К-2 М.И. 112 110 117 109 107 108 112 120 111 109 114 111 12.3

В.К. 50"4 46"8 49"8 46"4 49"4 47"3 50"9 45"1 49"6 46"4 49"3 46"0 12.9

К-2 Г.В. 114 109 122 108 115 101 112 110 112 106 110 109 12.8

А. Р. 48"5 46"8 50"0 50"2 50"1 49"4 48"8 47"8 48"2 48"8 50"1 48"3 11.0

К-1 Т.Д. 100 58"5 104 52"1 104 56"1 100 53"3 112 57"1 101 54"4 107 56"2 109 53"4 100 55"6 98 54"6 104 57"8 111 53"7 12.3

К-1 Н.П. 110 104 110 110 107 106 114 115 110 108 117 109 8.4

58"5 53"0 55"9 52"2 58"2 53"8 56"2 53"0 55"6 54"6 56"9 54"7

Таблица 3

Показатели нагрузки повторной тренировки в лодках К-1

№ Фамилия 1000 м, мин,с 2000 м-1, мин,с Ьа 1, мМ/л Темп, гр./мин 1000 м, мин,с 2000 м-2, мин,с Ьа 2, мМ/л.

1 Р. А. 3'57" 7'54"24 9.7 103-75 4'03" 8'06"47 10.1

2 С. А. 4'20" 8'31"47 8.6 72-77 4'31" 8'49"55 6.1

3 Ж. О. 4'12" 8'24"23 7.8 86-86 4'12" 8'17"63 9.0

4 М. И. 3'58" 8'01"21 6.8 111-99 4'03" 8'14"53 5.8

5 Ю. В. 4'07" 8'09"40 6.7 83-89 4'07" 8'10"17 6.9

6 В. А. 4'07" 8'11"54 8.7 90-95 4'08" 8'12"99 9.3

7 А. Р. 4'04" 8'07"60 5.9 104-83 4'07" 8'03"43 6.5

8 В. К. 4'05" 8'11"51 8.9 85-87 4'05" 8'12"21 9.4

9 Т.Д. 4'12" 8'27"24 5.4 85-77 4'21" 8'37"21 5.4

10 Л. К. 4'12" 8'26"23 6.7 90-79 4'20" 8'34"60 6.4

11 Д. А. 4' 13" 8'32"23 6.3 85-77 4'26" 8'46"14 6.5

12 З. Р. 4' 13" 8'31"42 8.1 88-78 4'20" 8'47"93 6.9

13 Е. К. 4'16" 8'34"07 7.9 90-66 - 8'28"43 8.4

14 Е. А. 4'14" 8'29"31 9.1 80-86 4'17" 8'31"44 10.6

15 Х. С. 4'22" 8'45"35 7.7 81-86 4'33" 8'51"54 8.7

Таблица 4

Показатели нагрузки комплексной тренировки в лодках К-1 (мужчины, принимали участие финалисты Чемпионата мира и призеры

№ п/п Ф.И. 1 2 тах Против ветра (с грузом) По ветру (без груза)

t, мин/с Т, гр./мин Ьа, мМ/л 3 (Ft) 4 (Ft) 5 (Ft) 6 (Ft) 7 8 9 10

П.В. - 3'02"82 112-92 11,4 3 '51" 3'50" 3'41" 3'39' 3'36" 3'21" 3'20" 2'59"

В.К. 3'37" 3'03"32 112-105 10,8 3'34" 3'44" 3'41" 3'35" 3'30" 3'24" 3'13" 3'07"

В.А. 3'40" 3'03"67 110-114 10,5 3'27" 3'29' 3'23" 3'22" 3 ' 17" 3'14" 3'04" 2'59"

Ю.В. 3'32" 3'04"22 121-100 9,5 3'36" 3'43" 3'35" 3'36" 3'21" 3'10" 3'22" 3'05"

Л.К. 3'32" 3'04"39 122-100 9,4 3'36" 3'43" 3'35" 3'36" 3'21" 3'10" 3'22" 3'05"

Д.А. 3'40" 3'06"27 122-99 10,9 3'33" 3'34" 3'32" 3'23" 3'21" 3'13" 3 '14" 3' 17"

А. Р. 3'40 3'06"51 105-102 8,1 3'27" 3'29' 3'23" 3'22" 3 ' 17" 3 ' 14" 3'04" 2'59"

№ п/п Ф.И. 1 2 тах Против ветра (с грузом) По ветру (без груза)

t, мин/с Т, гр./мин Ьа, мМ/л 3 (Ft) 4 (Ft) 5 (Ft) 6 (Ft) 7 8 9 10

С.К. 3'37" 3'07"45 105-90 9,9 3'44" 3'44" 3'41" 3'35" 3'30" 3'24" 3'13" 3'07"

З.В. 3'46" 3'10"03 125-110 10,0 3'49" 3'40" 3'40" 3'37" 3'35" 3 '21" 3'23" 3'25"

Л.К. 3'42" 3'10"27 106-101 8,5 3'43" 3'54" 3'51" 3'30" 3'26" 3 '18" 3 '14" 3'09"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д.С. 3'50" 3'11"04 117-92 8,9 3'53" 4'06" - - - 3'21" 3'43" 3'21"

К. А. 3'36" 3'15"40 104-87 8,9 3'43" 3'46" 3'44" 3'39" 3'36" 3'22" 3'20" 3'03"

Ш.А. 3'43" 3'18"23 105-96 8,6 3'46" 3'54" 3'51" 3'30" 3'26" 3 '18" 3 '14" 3'23"

Таблица 5

Показатели нагрузки повторной тренировки в лодках К-2, К-1

(мужчины, принимали участие финалисты Чемпионата мира 2010 г.), 7x375 м

№ п/п Ф.И. 1 Т, гр/мин t, мин,с 2 Т, гр/мин t, мин,с Ьа мм/л 3 Т, гр/мин t, мин,с 4 Т, гр/мин t, мин,с 5 Т, гр/мин t, мин,с 6 Т, гр/мин t, мин,с 7 Ьа мм/л 8 Т, гр/мин t, мин,с

К-2 М.И. С.Е. 132-121 1'10"1 125-118 1'10"4 8.8 12.4 123-113 1'10"9 121-115 1'12"1 125-111 1'11"6 128-124 1'11"9 10.5 13.0 138-110122-127 1'10"2

К-2 В.А. В.К. 135-127 1'11"1 121-112 1'11"8 11.9 12.0 118-122 1'12"4 117-122 1'11"8 122-122 1'12"8 119-122 1'13"5 13.4 13.7 1'04"0

К-2 Г.В. А. Р. 138-125122-116 1'10"5 118-109114-120 1'10"7 10.6 9.6 140-122118-119 1'12"0 136-119119-123 1'11"4 138-122123 1'12"9 128-115123-122 1'13"8 12.2 10.9 147-127130-120 1'08"7

К-1 Т.Д. 95-96 1'20"6 109-105 1'17"9 9.8 107-103 1'17"3 105-110 1'17"5 108-112 1'19"2 105-113 1'20"3 11.9 116-113 1'18"6

К-1 Н.П. 98-96 1'20"6 113-124 1'17"9 9.5 112-114 1'17"9 112-114 1'19"0 107-122 1'17"9 114-108 1'21"3 - -

Таблица 6

Показатели нагрузки комплексной повторной тренировки в лодке С-1, _2x750 м, 2x300 м_

№ п/п 750 м 750 м 300 м 300 м

Ф.И. t, T, Ьа, t, T, Ьа, t, T, Ьа, t, T, Ьа,

c гр/мин мМ/л c гр/мин мМ/л c гр/мин мМ/л c гр/мин мМ/л

1. Ш.И. 3.02 57 12,2 3.05 57 11,9 1,11 62 12,2 1.03 65 11,8

2. К. И. 3.03 53 8,9 3.03 53 11,0 1,08 62 10,5 1.08 63 10,0

3. Т.Л. 3.06 64 10,8 3.08 58 11,2 1,05 68 3,7 1.10 75 10,7

4. Ш.О. 3.08 58 10,0 3.12 54 11,6 1,12 55 10,3 1.08 60 12,7

Таблица 7

Показатели нагрузки комплексной повторной тренировки в лодке К-1, _2000 м, 1500 м, 1000 м, 4x500 м_

№ п/п Ф.И. 2000 м 1500 м 1000 м Ьа, мМ/л 500 м 500 м 500 м 500 м Ьа, мМ/л

t, мин,с t, мин,с t, мин,с t, мин,с T, гр/мин t, мин,с T, гр/мин t, мин,с T, гр/мин t, мин,с T, гр/мин

1. Ч.С. 8,21 6,18 3,49 8,2 1,52 83 1,54 83 1,53 89 1,52 93 9,3

2. Ч.А. 8,44 6,4 4,06 7,1 1,57 91 1,58 97 1,56 99 1,56 98 6,4

3. Б.Р. 8,34 6,36 3,58 7,3 1,54 92 1,57 103 1,57 91 1,58 104 7,4

4. Ш.М. 8,25 6,29 3,57 8,2 1,57 92 1,58 94 2,06 98 1,59 94 8,7

Таблица 8

Показатели нагрузки контрольной тренировки К-1 (мужчины, принимали участие финалисты Чемпионата мира 2010 г и призеры _молодежного Чемпионата^ мира 2010 г.), 1000 м, 500 м_

№ п/п 1000 м - Старт раздельный № п/п 500 м - Старт раздельный

Ф.И. Т, гр/мин t, мин,с Ьа, мМ/л Ф.И. Т, гр/мин t, мин,с Ьа, мМ/л

Старт Финиш Старт Финиш

В. А. 100 117 3'29"16 11,6 1. В. А. 119-107 117 1'41"43 14,7

П. В. 90 90 3'28"64 12,8 2. П. В. 107-97 102 1'42"14 13,2

№ п/п 1000 м - Старт раздельный № п/п 500 м - Старт раздельный

Ф.И. Т, г з/мин t, мин,с La, мМ/л Ф.И. Т, гр/мин t, мин,с La, мМ/л

Старт Финиш Старт Финиш

В.К. 96 103 3'34"77 14,1 3. В. К. 114-107 112 1'42"15 12,9

А. Р. 102 112 3'34"04 10,7 4. А. Р. 123-111 115 1'42"61 9,4

С.К. 95 100 3'36"35 11,9 5. С.К. 126-105 111 1'42"78 13,5

Ю.В. 100 102 3'34"24 9,7 6. Ю. В. 125-96 118 1'43"41 8,9

Е. А. 102 110 3'36"28 10,2 7. Е. А. 118-114 114 1'44"95 14,0

Т. А. 86 96 3'35"15 14,3 8. Т. А. 124-110 108 1'43"22 12,1

К. А. 86 96 3'38"00 12,7 9. К. А. 124-96 96 1'48"83 9,6

Д. А. 90 102 3'37"04 8,4 10. Д. А. 112-106 115 1'42"70 14,4

З. В. 90 98 3'43"54 8,9 11. З. В. 123-115 124 1'47"20 12,2

П. Ю. 90 90 3'35"55 12,6 12. П. Ю. 114-102 107 1'45"07 11,3

Л. К. 96 106 3'40"50 11,8 13. Л.К. 112-104 119 1'45"62 12,3

Е. К. 92 100 3'49"13 10,1 14. Е. К. 118-104 111 1'47"22 11,8

Л. К. 94 98 3'46"14 13,2 15. Л. К. 112-104 102 1'49"96 9,4

М. М. 90 92 3'44"73 8,3 16. М.М. 114-103 108 1'47"55 8,5

К. А. 100 107 3'36"94 12,0 17. К. А. 132-106 115 1'46"22 10,4

Таблица 9

Показатели нагрузки повторной тренировки в лодке К-1 (мужчины), __9x300 м с заданным результатом 64-68 с_

№ п/п Ф.И. Показатели Отрезки

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. В. К. T, с 71 67 67 67 68 69 68 68 69

t, гр./мин 88 88 96 96 94 96 92 92 98

2. С. Е. T, с 71 68 67 66 70 - - - -

t, гр./мин 88 92 96 100 100 - - - -

3. М. И. T, с 67 67 66 68 70 63 66 70 67

t, гр./мин 96 96 100 98 92 100 104 85 96

4. В. А. T, с 67 67 66 68 63 65 66 70 67

t, гр/мин 90 90 92 96 94 95 96 85 92

5. Л. К. T, с 67 67 66 68 68 63 66 65 67

t, гр./мин 80 96 94 88 96 100 100 92 92

6. К.С. T, с 65 68 70 -- 69 67 71 72 69

t, гр./мин 90 92 96 -- 100 102 96 96 100

7. Х.С. T, с 67 70 72 72 69 70 71 70 --

t, гр./мин 94 102 90 92 92 96 96 94 --

8. Ш.С. T, с 67 67 73 70 69 67 69 73 67

t, гр./мин 94 92 96 100 96 96 100 96 100

9. Т. А. T, с 67 71 71 70 73 73 71 75 74

t, гр./мин 92 92 90 96 96 96 92 92 96

10. З.Р. T, с 65 63 67 65 65 68 72 66 69

t, гр./мин 92 96 96 96 96 96 88 96 88

ВЫВОДЫ

Эффективным для развития специальной соревновательной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ является контрольный метод выполнения тренировочной нагрузки. При этом длина дистанции может находиться в диапазоне 500-1200 м.

Полученные результаты так же свидетельствуют, что для оценки специальной соревновательной выносливости гребцов на байдарках и каноэ целесообразно использовать серии повторных нагрузок на дистанциях 250-375 м с регламентированными паузами отдыха.

В качестве методических рекомендаций для мужчин предлагается тест 5*250 м, выполняемый интервальным методом с периодом 2 мин. или 4*350 м, выполняемый интервальным методом с периодом 3 мин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахов, В.И. Педагогический контроль за специальной подготовленностью гребцов на байдарках и каноэ / В.И. Астахов, Я.С. Вайнбаум, Ю.А. Желдыбин // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №11. - С. 17-19.

2. Емчук, И.Ф. Управление специальной подготовкой гребца / И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарёв. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 90 с.

3. Тимофеев, В.Д. Определение дистанции для комплексного тестирования специальной подготовленности в гребле на байдарках и каноэ / В. Д. Тимофеев, Д.В. Земляков, Л.П. Игнатьев // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта. - Вып. 2. - Волгоград : [б.и.], 1995. - С. 167-174.

REFERENCES

1. Astakhov, V.I., Weinbaum Yu.S. and Zheldybin, Yu.A. (1986), "Teaching control for the specially trained bidarkee and canoe rowers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11, pp. 17-19.

2. Emchuk, I.F. and Zhmarev, N.V. (1970), Management of special training of rower, Physical Education and Sports, Moscow.

3. Timofeev, V.D., Zemlyakov D.V. and Ignatiev, L.P. (1995), "Determination of distance for complex testing of special readiness in Canoe Sprint", Actual questions of preparation of sportsmen in cyclic sports, Vol. 2, Volgograd, pp. 167-174.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.05.2016

УДК 316.422

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОЗНАВАЕМОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Любовь Александровна Матвеева, старший лаборант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Краснодар

Аннотация

В статье предложены модель и метод диагностики осознаваемости образовательной среды, выделены соответствующие критерии оценки. Известно, что осознаваемость образовательной среды - показатель сознательной включенности в неё всех субъектов образовательного процесса. С точки зрения авторов, при диагностике осознаваемости образовательной среды необходимо помнить, что она - неотъемлемая составляющая социальной системы более высокого порядка. В свою очередь, осознаваемость студентом образовательной среды - один из критериев его патриотизма; осознаваемость образовательной среды её субъектами во многом зависит от эффективности воспитательной работы в учебном заведении. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики воспитательной работы в образовательных учреждениях, моделирование, методы квалиметрии, методы теории множеств и отношений. Методологические основы исследования: системный, социологический, квалиметрический и компетентностный подходы.

Ключевые слова: студенты, образовательная среда, осознаваемость, модель, критерии, диагностика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.