Научная статья на тему 'Развитие современного законодательства в сфере социального обеспечения граждан России'

Развитие современного законодательства в сфере социального обеспечения граждан России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8873
1043
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ / КОДИФИКАЦИЯ / КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / SOCIAL SECURITY / LEGAL RELATIONS / SYSTEMATIZATION / CODIFICATION / CODE OF SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Марина Алексеевна, Попов Николай Васильевич

В статье рассмотрены состояние и пути развития современного законодательства в сфере социального обеспечения граждан Российской Федерации. Проанализирована классификация правоотношений, выделены необходимые условия и предложены пути решения реформирования управления социального обеспечения. Особо оговорены условия создания Кодекса социального обеспечения как способа решения рассматриваемых проблем. Ключевые слова: социальное обеспечение, правоотношения, виды систематизации, кодификация, кодекс социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MODERN LEGISLATION IN THE SPHERE OF SOCIAL SECURITY OF CITIZENS OF RUSSIA

The article considers the state and ways of development of modern legislation in the sphere of social security of citizens of the Russian Federation. Analyzed the legal classification, the allocation of the necessary conditions and proposed solutions to reform Department of social services. Specifically provided the conditions for the establishment of the social security Code as a way of addressing the issues under consideration.

Текст научной работы на тему «Развитие современного законодательства в сфере социального обеспечения граждан России»

УДК 349.3

Лазарева М.А., Попов Н.В.

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ

Лазарева Марина Алексеевна, выпускница юридического отделения (ИЭМ);

Попов Николай Васильевич, к. ю. н., доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин. e-mail:[email protected]

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047 Москва А-47, Миусская пл., д.9

В статье рассмотрены состояние и пути развития современного законодательства в сфере социального обеспечения граждан Российской Федерации. Проанализирована классификация правоотношений, выделены необходимые условия и предложены пути решения реформирования управления социального обеспечения. Особо оговорены условия создания Кодекса социального обеспечения как способа решения рассматриваемых проблем. Ключевые слова: социальное обеспечение, правоотношения, виды систематизации, кодификация, кодекс социального обеспечения.

THE DEVELOPMENT OF MODERN LEGISLATION IN THE SPHERE OF SOCIAL SECURITY OF CITIZENS OF RUSSIA

Lazareva M. A., Popov N. V.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The article considers the state and ways of development of modern legislation in the sphere of social security of citizens of the Russian Federation. Analyzed the legal classification, the allocation of the necessary conditions and proposed solutions to reform Department of social services. Specifically provided the conditions for the establishment of the social security Code as a way of addressing the issues under consideration.

Keywords: social security, legal relations, systematization, codification , code of social security

Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права; перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения [1]. Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и

благотворительность.

Правоотношения по социальному обеспечению -это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами - гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными

предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями - по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно-правовых способов его осуществления (организационно-правовых форм социального обеспечения) [2, с.9]. Классификацию правоотношений по социальному обеспечению проводят по разным основаниям, критериям или признакам, к числу которых относятся:- характер правоотношений, определяемый целями; - срок действия правоотношений; - способы организации

социального обеспечения (организационно-правовые формы социального обеспечения); - форма социального обеспечения как способ удовлетворения потребностей граждан, - юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений; - субъект правоотношений; - объект (или виды социального материального блага) правоотношений, и др. Перечисленные основания классификации правоотношений по социальному обеспечению позволяют отделять их от правоотношений в других отраслях системы российского права. Право на социальное обеспечение является приоритетным, придающим всем социальным правам их сущностную характеристику, отличающую данную группу прав от иных прав, позиционирующим все социальные права как права, нацеленные на обеспечение достойного существования человека.

В группу рассматриваемых правоотношений входят: 1) материальные социально-обеспечительные правоотношения по выплате или выдаче соответствующего социального материального блага (назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат), оказанию социальных услуг, медицинской помощи и лечения, государственной социальной помощи; 2) процедурные правоотношения по установлению юридических фактов для права на соответствующий вид социального обеспечения, его назначению либо отказу в нем и 3) процессуальные правоотношения, которые возникают по поводу разрешения споров о социальном обеспечении. Они могут быть двух видов в зависимости от того, кто является субъектом, рассматривающим спор: правоотношение гражданина с вышестоящим органом социального обеспечения, которому обжалуются

действия нижестоящего органа, и правоотношение гражданина с судом по рассмотрению спора, если он обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение. Данные правоотношения носят смежный характер с административными и гражданскими правоотношениями.

По срокам действия правоотношения существуют: - постоянные или длительно длящиеся (пенсионные); -периодические или кратковременно длящиеся до четко установленного срока (пособие по безработице); -единовременные или разовые (единовременное пособие при рождении ребенка). По формам организации социального обеспечения (по имеющимся организационно-правовым формам социального обеспечения) правоотношения осуществляются в рамках:- обязательного социального страхования; -государственного социального обеспечения определенных контингентов граждан (за счет ассигнований из государственного бюджета). По формам социального обеспечения как способам удовлетворения потребностей граждан существуют правоотношения по поводу: - денежных выплат; -натуральных выдач.

Важнейшим демографическим феноменом на рубеже ХХ-ХХ1 вв. явилось глобальное увеличение продолжительности жизни населения и, как следствие, рост доли пожилых людей среди населения стран всего мира. Резкое старение населения является важнейшей социальной проблемой, которая оказывает значительное влияние на экономические, производственные и общественные отношения современного мира. Наряду с процессом демографического старения, существует проблема увеличения доли инвалидов среди всех возрастных групп населения, в том числе молодежи [3]. Другой проблемой развития Российской Федерации остаются низкий уровень жизни и сильная дифференциация доходов, что приводит к резкому социальному расслоению и возможным социальным потрясениям. В этой связи задачей демографической политики, а значит, и социального обеспечения, становится сокращение масштабов бедности и неравенства. В условиях рыночной экономики у государства есть два способа воздействия на уровень жизни населения: 1) регулирование доходов; 2) система социальной защиты.

Обеспечение высокого дохода от занятости в виде оплаты труда, в условиях отсутствия у государства прямых рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты, является трудновыполнимой задачей государственных институтов. Так, по данным Росстата, за последние два года россияне потеряли около четверти доходов. «По отношению к октябрю 2014 г. -последнему месяцу роста доходных показателей - в мае 2016 г. доходы населения в реальном выражении составили 80,7%», - сообщают специалисты Института социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) [4]. Сокращение реальных доходов населения по итогам 2017 г. может составить около 3%. Хотя эксперт уточнил, что в 2018-м кое-что может измениться: «Все-таки это будет год президентских выборов. Государство скорее пойдет на более интенсивную трату резервов, чем на явный провал по доходам. «И российские, и иностранные эксперты ожидают, что экономический рост в 2017 г. составит

1-2%. Помимо этого скажется снижение инфляции. Годовая инфляция сейчас около 7%, в следующем году она будет меньше - может быть, около 4-5%», -ожидает Разуваев. «И в этом случае доходы населения начнут расти». В такой ситуации государство имеет возможность использования инструментов

социального обеспечения.

Социальное обеспечение - эффективный механизм противодействия неравенству, поскольку выступает способом перераспределения внутреннего валового продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков для поддержания их полноценного социального статуса. Решение данной задачи, способствующее ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения, необходимо определять как решение задачи политической. Поэтому институт государственной социальной помощи получает все большее развитие в системе права социального обеспечения. Правовая политика подразделяется на несколько взаимосвязанных элементов:

концептуальное (стратегическое) направление, правотворчество, правоприменение и правовое воспитание, которые нацелены на достижение общих результатов. Стратегический уровень в этой области общественных отношений определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [5], утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р, среди основных направлений которого указаны - социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов, в том числе: обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями; развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому; обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального

обслуживания; развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.

Следующим концептуальным направлением является изменение экономики в сфере социального обслуживания населения, да вообще в социальной сфере, а именно развитие сектора негосударственных

организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе: преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки

негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги; содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

Одним из направлений проводимой в России административной реформы является

совершенствование разграничения полномочий между уровнями государственной власти. Результатом этих конституционно-правовых процессов стало расширение самостоятельности органов

государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию общественных отношений в различных сферах, в т.ч. в системе социального обеспечения, например, во исполнение Федерального закона № 461-ФЗ по предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан [6]. В системе источников права социального обеспечения нет единого, законодательно закрепленного свода принципиальных положений, что не позволяет последовательно развивать эту отрасль законодательства и права и, напротив, создает благодатную почву для его частых изменений в силу финансовых и иных конъюнктурных обстоятельств. В этой связи весьма актуальным становится вопрос систематизации права на социальное обеспечение. О необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении на страницах юридических изданий говорилось неоднократно, к примеру, Васильевой Ю.В., Виноградовой З.Д., Толоконским В.А. и другими, но перевести научные дебаты в практическую плоскость до сих пор не удавалось [7]. Задача кодификации законодательства о социальном обеспечении требует решения многих концептуальных вопросов, один из которых касается формы кодифицированного акта. На наш взгляд, наиболее предпочтительным является создание Социального кодекса Российской Федерации. По нашему мнению, именно кодекс как законодательный акт сводного характера позволит охватить всю важнейшую часть

нормативного материала законодательства о социальной сфере и на основе единых принципов достаточно детально и полно урегулировать соответствующие общественные отношения.

Социальный кодекс Российской Федерации станет законом, рассчитанным на длительный период действия и излагающим в систематизированном виде различные правовые нормы. В Общей части Кодекса целесообразно разместить нормы, определяющие общие положения о социальной защите граждан Российской Федерации. В Особенной части Кодекса -нормы, устанавливающие единые подходы к оказанию различных видов социальной поддержки различным категориям лиц, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, Социальный кодекс Российской Федерации может быть использован в качестве базовой площадки для разработки аналогичных законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Наиболее актуальной проблемой в России на сегодняшний день остается начисление и выплата пенсий и всевозможных пособий. Ввиду того, что цены на продукты продолжают расти, услуги обходятся нам в три дорога, спрос на стабильную адекватную пенсию увеличился в несколько раз. Пенсионеры надеются, что долгожданная прибавка пенсий в 2017 г. все-таки состоится, и они смогут доживать свой век в гармонии и достатке.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями). URL: http://constrf.ru/ (дата обращения: 21.05.2017).

2. Галаганов В. П. Право социального обеспечения. М., Кнорус. 2016. 512 с.

3. Концепция активного долголетия населения Российской Федерации на период 2014- 2025 гг. URL:http://zodorov.ru/materiali-k-proektu-gosudarstvenmj-programmi-na-perюd-2014-.html/(дата обращения 21.05.2017).

4. Башкатова А. Граждане будут беднеть и в 2017-м. Независимая газета от 29.08.2016. URL: http://www.ng.ru/economics/2016-08-29/1_2017.html (дата обращения 21.05.2017).

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения 21.05.2017).

6. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части передачи полномочий по предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан».URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1060 671/ (дата обращения 21.05.2017).

7. Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: Теоретические и практические проблемы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.05 - трудовое право; право социального обеспечения. М., 2010, 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.