УДК 327 ББК 66.4(0)
DOI 10.22394/1682-2358-2022-5-54-71
Idriss Ahmat, intern at the Comparative Political Science Department, Peoples' Friendship University of Russia
Soumaila Kanoute, postgraduate student of the Comparative Political Science Department Peoples' Friendship University of Russia
DEVELOPING JOINT PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND AFRICAN COUNTRIES IN THE CONTEXT OF REGIONAL INTEGRATION ON THE CONTINENT
Various aspects of cooperation between Russia and the countries of the African continent, following the path of political, socio-economic, scientific and technological development are considered. The progressive development of trade and economic relations between Russia and the countries of the African continent, as well as ensuring growth in the field of energy, agriculture, use of mineral resources, development of infrastructure and high technology are analyzed. The necessity of development of joint projects between Russia and African countries in the context of regional integration on the continent is assessed.
Key words and word-combinations: projects, Russian Federation, African countries, cooperation, joint projects, regional integration.
Идрисс Ахмат, стажер кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов (idiahmat98@mail.ru)
Сумайла Кануте, аспирант кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов (kanoutesoumaiia@yahoo.fr)
РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ И АФРИКАНСКИХ СТРАН В КОНТЕКСТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА КОНТИНЕНТЕ
Аннотация. Рассматриваются разные аспекты сотрудничества России и стран Африканского континента. Поступательное развитие торгово-экономических связей между Россией и африканскими странами связывается с обеспечением роста в области энергетики, сельского хозяйства, использования недр, развития инфраструктуры и высоких технологий. Анализируются совместные проекты России и африканских стран в контексте осуществления региональной интеграции на континенте.
Ключевые слова и словосочетания: Российская Федерация, африканские страны, сотрудничество, совместные проекты, региональная интеграция.
Тр
радиционно Россия развивает глубокие отношения со странами Северной и Южной Африки. На четыре
54
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
страны Северной Африки (Египет, Алжир, Марокко, Тунис) и Южную Африку приходится более 70% общего объема торговли с континентом. Если к ним добавить Судан и Нигерию, то на их долю будет приходиться около 85% торговли России с африканским континентом. Следовательно, фактически вся Южная Африка, за исключением нескольких стран, не выходит за рамки экономических интересов России, в то время как эти страны, на юге Сахары, развиваются весьма быстро и высокими темпами. Именно эти страны обладают природными и экономическими ресурсами, что достаточно интересно для России.
Одна из главных задач сегодня — стимулировать торговлю со странами «черной Африки». Там у России нет даже посольств во всех странах; в ЮАР имеются только торговые представительства. При желании какой-либо российской компании открыть филиал или представительство в любой из этих стран, по сути, ей даже не к кому будет обращаться.
В 2019 г. внешнеторговый оборот России со странами Африки составил 16,8 млрд долларов США, при этом в структуре российского экспорта в страны Африки в 2019 г. 24% составили машины, оборудование и транспортные средства, 22,4% — продовольствие и сельскохозяйственное сырье, 19,9% — минеральное сырье. Остальные категории продукции — это металлы, химические продукты, резина, дерево, целлюлозно-бумажные изделия, а также жемчуг и драгоценные камни.
Африканский континент по-прежнему характеризуется обширной базой алмазных ресурсов и перспективами новых открытий, что объясняет интерес компаний к потенциальному развитию в этой области.
В 2019 г. в структуре импорта России большая часть (56,8%) пришлась на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, благодаря сотрудничеству с Египтом (37,2%), Алжиром (20,2%), Марокко (7,6%), ЮАР (6,6%), Сенегалом (4,3%), Тунисом (3,9%), Нигерией (2,5%), Суданом (1,6%) и Кот-д'Ивуар (1,6%).
С января по сентябрь 2020 г. из-за распространения коронави-русной инфекции объем торговли между Россией и Африкой упал на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., достигнув 8,9 млрд долларов США [1].
Сегодня Россия готова стать партнером всех африканских стран во многих регионах. В число этих проектов входит оснащение металлургических и горнодобывающих предприятий новейшим российским оборудованием, а также развитие транспортно-логистических систем — не только предоставление подвижного состава для железных дорог, самолетов и вертолетов различных марок и назначения, но и контроль транспортировки, включая системы безопасности для различных видов транспорта. Кроме того, Россия заинтересована в участии в
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5 55
строительстве энергетической инфраструктуры стран африканского региона — нефти и газа, а также объектов производства электроэнергии, в том числе воды и атомной энергетики, обеспечения продовольственной безопасности, развития систем здравоохранения и лекарственного обеспечения [2].
Россия не только обеспечивает единую экспортную сделку, но также предоставляет товары, включая поставку и обслуживание продукции, обучение специалистов и возможную передачу технологий и частичную локализацию. Это позволяет африканским странам повышать свою конкурентоспособность в различных отраслях.
Для местных компаний африканский континент в настоящее время является одним из самых привлекательных рынков сбыта и долгосрочного инвестирования. За последние годы африканские страны сделали огромный скачок в создании условий для развития бизнеса и благоприятной инвестиционной среды.
Перспективными направлениями и нишами для российских экспортеров в Африке являются поставка готовых автомобилей и комплектов оборудования, строительство и модернизация железнодорожной инфраструктуры, поставка оборудования для переработки муки и нефтепереработки. Отечественные поставщики сельхозтехники и крупные производители автомобилей уже начали работу на африканском рынке. Достаточно успешно реализуются проекты по техническому обслуживанию и модернизации африканских электростанций, добыче и транспортировке нефти, а также созданию объектов для африканской химической и горнодобывающей промышленности. Поставка сельскохозяйственной продукции и продуктов питания играет важную роль в экспорте. Активно развиваются проекты в новых направлениях, таких как современные технологии, «умные» города, образование, здравоохранение.
В настоящее время основной страной, продвигающей несырьевой экспорт, является Египет, на который приходится более одной трети торговли между Россией и Африкой. Со стратегической точки зрения устойчивое развитие африканских стран позволит оптимально использовать инвестиционный потенциал за счет привлечения заинтересованных компаний для реализации проектов на их территории [3].
Качество продукции российских компаний соответствует мировым стандартам, и Россия заинтересована в коммерческих проектах, особенно в строительстве аэропортов, гидроэлектростанций, школ и университетов. В перспективе также расширение сотрудничества в культурной сфере.
Фундаментальные исследования советских и российских ученых содержат ценный материал по вопросам мировой экономики, внеш-
56 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
неэкономических проблем развивающихся стран, места Африки в современных международных отношениях и перспектив развития континента. По мнению А.М. Васильева, до недавнего времени Африка была слабо представлена в макроэкономических и прогностических исследованиях, тем более в разрезе российско-африканских отношений. В конце 1980-х — начале 1990-х годов широкое распространение приобрел миф, сформированный как СМИ, так и неосведомленностью и предрассудками: «Африка не нужна России. Она провалилась в черную дыру непреодолимой отсталости, кризисов и конфликтов и не представляет для нас интереса как партнер» [4]. С тех пор этот миф основательно потускнел, и есть веские причины в пользу того, что к концу второй декады нынешнего столетия он будет забыт.
В настоящее время параметры российско-африканского партнерства существенно расширяются. Этот процесс вряд ли примет прорывной характер, но Россия преодолеет важный этап на пути своего полноформатного «возвращения» в Африку в плане достижения таких масштабов сотрудничества, которые адекватно соответствовали бы взаимным интересам и темпам формирования многополярного и справедливого миропорядка в сложных и противоречивых условиях XXI в. [4].
И.О. Абрамова считает, что сдвиги в мировой экономике и политике в последние десять лет изменили глобальный экономический ландшафт и повысили интерес к Африканскому континенту. Конкурентная борьба на континенте обострилась. Сегодня перед Российской Федерацией и африканскими государствами стоит общая задача: формирование более справедливого и соответствующего новым реалиям миропорядка. Для африканцев Россия до сих пор представляется наиболее вероятным союзником в отстаивании своих интересов на мировой арене, как естественный противовес гегемонистским устремлениям одной или группы мировых держав. России же пора рассматривать Африку как стратегического партнера [5].
Н.И. Высоцкая утверждает, что, оставляя без рассмотрения объективные трудности российско-африканского сотрудничества, связанные со спецификой африканских партнеров, было бы неправильно пройти мимо очевидных недоработок, допускаемых российской стороной. Нельзя не обратить внимание на недостаточное использование таких важных рычагов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, как сотрудничество в образовательной сфере и сфере культурных контактов [6].
О.И. Трофимова подчеркивает возможность восстановления сотрудничества с учетом имеющихся у Москвы еще с советского времени заделов в регионе и рассматривает основные причины привлекатель-
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5 5 7
ности стран Африки южнее Сахары для развития торговли и инвестиционных связей. Особый интерес представляет энергетическое сотрудничество на фоне истощения запасов углеводородов в России, а также расширение поставок сельскохозяйственной продукции для диверсификации продовольственного импорта в условиях экономических санкций. Не менее важной представляется деятельность в этих странах российских компаний, занимающихся информационными технологиями и программным обеспечением, а также отечественных банков [7].
С. Мевел отмечает значение создания Большой арабской зоны свободной торговли для более глубокого соглашения о свободной торговле между странами Северной Африки и Европейским союзом. Основные результаты показывают, что каждая конфигурация соглашения о свободной торговле будет стимулировать в относительном выражении экспорт стран Северной Африки из ряда основных отраслей. В то время как промышленная продукция составляет самую большую долю экспорта стран Северной Африки в Африку в целом, добыча полезных ископаемых и энергетика преобладают в экспортных доходах стран Северной Африки в остальные страны Лиги арабских государств, а продукты питания преобладают в экспорте в Европейский союз. Таким образом, создание континентальной зоны свободной торговли, сопровождаемое мерами по упрощению процедур торговли, имеет решающее значение для поддержки индустриализации стран Северной Африки [8, р. 296].
Внешнеполитическая ситуация последних лет наложила глубокий отпечаток на все формы международного взаимодействия. Характерными признаками международных отношений стали «взаимное отчуждение» и «расслоение», а также «сужение связей и повышение тонуса», серьезно ухудшающее положение во всех предыдущих областях успешного сотрудничества — экономике, торговле и промышленности, здравоохранении, сельском хозяйстве, общественных отношениях, науке, и, соответственно, всего политического курса. Однако сегодня межличностные отношения и социальные связи по-прежнему являются ключом к установлению диалога и одним из наименее конфликтующих инструментов.
В современном хрупком, многополярном мире люди становятся все более уязвимым и недоверчивыми. При этом каждый человек обладает своей парадигмой ценностей и целей — общечеловеческих, корпоративных, семейных. Но все, что делается, ориентировано на благо будущих поколений. Именно здесь возникает широкое поле для выстраивания «нового» формата межнационального и наднационального практического взаимодействия России и Африки, в том числе в общемиро-
58 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
вом контексте. Необходимо заложить основы «нового» общественного мнения — мнения, базирующегося на ценностях человеческой жизни, уникальности культурно-исторического и языкового наследия, уважения к экономическому и политическому суверенитету, на изменении сознания от «потребительского» к «созидающему», на возрождении или создании новых прочных основ государственности.
Общество во всем мире, в том числе Африка как «самый молодой» континент на планете [9], стоит перед одними и теми же вызовами: угрозами безопасности и суверенитету, эпидемиями и пандемиями, бедностью, высоким уровнем смертности и низким показателем рождаемости, киберугрозами и насилием. Вовлеченность и участие гражданского общества в разработку и принятие решений позволит странам активнее и результативнее внедрять новые подходы и технологии для решения насущных проблем. Аналитикам и экспертам, общественным организациям, представителям государственной власти и молодежным организациям, а также бизнес-сообществу России и Африканского континента предстоит совместно обсудить и выработать инновационные подходы и практические рекомендации к самым насущным, связанным с вызовами времени проблемам человечества, ориентированного на выживание. У истоков перемен находится общество с уже накопленными знаниями, умениями и навыками и готовое применять все это через призму новой реальности во благо новых поколений [4].
Одна из актуальных проблем — недостаточное освещение достижений деятельности и положительного влияния Российской Федерации на Африканском континенте. Пандемия коронавируса доказала, насколько взаимосвязаны все процессы, происходящие в современном мире, и как проблемы одной страны быстро становятся проблемами всего человечества. Именно поэтому сотрудничество между Россией и африканскими странами — это не только надежда на получение выгоды от одной или обеих сторон, но и реальная необходимость в контексте изменений, которые переживает мир.
Сегодня Африку все чаще называют континентом будущего. Эти прогнозы основаны на огромном человеческом и природном еще далеко не реализованном потенциале африканских стран. Предполагается, что к 2050 г. общее население 54 африканских стран будет составлять 1/4 населения мира, а огромные запасы ресурсов в глубинах континента могут не только обеспечить благосостояние его жителей, но и стать основой масштабного развития высокотехнологичных отраслей особенно в контексте конкурентных отношений, касающихся Африки, и существующего потенциала всего человечества [10, с. 3].
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5 59
Международное соперничество на африканском континенте развивается. На протяжении веков эта территория была колонией нескольких европейских держав, а сегодня она привлекает все больше внимания политиков и инвесторов из Китая, Индии, Саудовской Аравии, Бразилии, США и, конечно, России.
На рис. 1 показан объем инвестиций из ЕАЭС в Африканский континент и обратно.
1
Ь0ЛЬ 46^5
I Г PI
i 111
I Из ЕАЭС в Африканский союз I из Африканского союза в ЕАЭС
Рис. 1. Объем инвестиций в Африканский континент
Успешный саммит Россия — Африка, состоявшийся в октябре 2019 г., продемонстрировал стремление России определить и занять место на Африканском континенте. Поскольку ни один крупный участник не желает отказаться от своей позиции на Африканском континенте, этот процесс будет иметь характеристики геополитической борьбы с возможными неблагоприятными ситуациями. Новые политические и экономические реалии в Африке затрудняют поддержание традиционных интерактивных моделей. Методы установления двусторонних отношений и стремление максимизировать прибыль с наименьшими усилиями постепенно угасают [5]. Теперь все стороны ищут пути сотрудничества по модели «беспроигрышный вариант» и внимательно изучают Африканский континент, уделяя особое внимание расширяющимся возможностям и проблемам, которые с ним связаны.
В настоящее время, будучи лидерами в области прямых иностран-
60 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
ных инвестиций в Африку, Китай, США, Франция и Великобритания разрабатывают различные стратегии для оптимизации наилучшего времени выхода на африканский рынок. Несмотря на открытие заводов по производству африканских смартфонов и создание новых технологических центров, реальные «классические» проблемы Африканского континента все еще имеют практическое значение [3]. Чтобы лучше понять вызовы, с которыми сталкиваются страны континента, а также продемонстрировать пути их решения, проведем SWOT-ана-лиз четырех ключевых для континента направлений: экологии и природных ресурсов; политики; экономики; социальной сферы.
Экономика
1. Strengths (сильные стороны):
— высокий потенциал роста;
— самая большая зона свободной торговли на материке.
Хотя ВВП стран Африканского континента все еще далек от развитых стран, Африканский континент имеет огромный потенциал. ВВП стран Африканского континента показан на рис. 2.
В последние годы темпы экономического роста многих африканских стран были впечатляющими [11]: в 2018 г. ВВП Руанды вырос на 8,7%, Кот-д'Ивуара — на 7,4%, Эфиопии — на 6,8%, Ганы — на 6,3% (рис. 3).
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5 61
14
12
10
10,5
I
S 10,1 .»
I ■ J
8Д
itTS-
Руанда I Кот-д'Ивуар Эфиопия I Гана
2010
2012
2014
2016
2018
Рис. 3. Рост ВВП африканских стран
Руанда — уникальный пример страны. После геноцида 1994 г. и краха государственных институтов Руанда достигла в 2019 г. стабильной, безопасной, инновационной и динамичной экономики. Ожидается, что и Гана станет первой в мире по темпам экономического роста, благодаря внедрению новой государственной политики, способствующей быстрому развитию промышленности и сельского хозяйства. Большинство стран Восточной Африки также демонстрируют быстрое экономическое развитие. Растет тенденция к интеграции. 21 марта 2019 г. в Кигали (Руанда) было подписано Африканское континентальное соглашение о свободной торговле (АГСБТА), ставшее крупнейшим по количеству государств-членов. Соглашение подписали 54 африканские страны, 27 из которых уже ратифицированы. Территория официально начала работу 7 июля 2019 г.
По оценкам ЮНКТАД, к концу 2022 г. межконтинентальная торговля увеличится на 34,6 млрд долларов США, или на 52,3%. В тексте соглашения объявлены такие задачи, как создание континентального таможенного союза, упрощение процедур таможенного оформления товаров, устранение тарифных и нетарифных барьеров, углубление межгосударственного сотрудничества в торговле и инвестициях, защита прав интеллектуальной собственности и гармонизация политики защиты конкуренции [11].
Через отмену тарифов проект будет способствовать продвижению внутренней торговли и более эффективному перераспределению ре-
62
Bulletin of the Volga Région Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
M
6
сурсов в регионе. Зона свободной торговли становится крупнейшим в своем роде объединением и в будущем может стать пионером инновационной формы экономической интеграции — Панафриканского таможенного союза.
Приоритеты интеграционной программы субрегиональной ассоциации во многом определили масштабы и характер крупных инфраструктурных проектов, инициированных в той или иной части Африки. В то же время географическое положение международных контактов этих ассоциаций в определенной степени определяет потенциальных зарубежных партнеров, участвующих в реализации данной деятельности, включая агентства развития, специальные международные фонды и банки. Высокие темпы экономического роста в Африке и растущая интеграция африканских стран отличают Африку от других регионов, где участились экономический застой и торговый протекционизм.
2. Weaknesses (слабые стороны):
— финансовая неустойчивость;
— низкая инвестиционная активность.
Несмотря на быстрый экономический рост многих африканских стран, следует учитывать так называемую «низкую базу», которая влияет на этот рост, и «дальнюю дорогу», по которой африканским странам предстоит пройти.
По данным Всемирного банка, общий ВВП стран Африки к югу от Сахары составляет около 2% мирового ВВП. Даже крупнейшие экономики африканского континента, такие как Нигерия и ЮАР, занимают лишь 30-е место в мире по объему ВВП (30-е и 33-е соответственно), причем Руанда, Эфиопия, Кот-д'Ивуар и Гана находятся, соответственно, на 143, 66, 90, 73-м местах. В частности, одной из проблем является снижение стоимости сырья, которое активно экспортируется странами африканского континента и составляет значительную часть их бюджетов [11].
Чтобы обратить вспять эту тенденцию, африканским странам необходимо мобилизовать внутренние ресурсы для дальнейшей диверсификации своей экономики и улучшения управления государственными инвестициями. Речь идет о мерах по увеличению налогов, мобилизации сбережений и повышению эффективности использования республиканского бюджета.
3. Opportunities (возможности):
— применение новых технологий;
— свободные ниши для инвестиций.
Ожидается, что Африканская зона свободной торговли не только откроет границы африканских стран друг для друга, но и для третьих стран, желающих сотрудничать с Африкой. Степень снижения тор-
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5 63
говых барьеров во многом зависит от результатов переговоров между странами, участвующими в соглашении. Сегодня ведутся так называемые «переговоры второго этапа» и есть надежда, что будет достигнут консенсус по таким вопросам, как защита интеллектуальной собственности, защита инвестиций и координация политики конкуренции.
С прикладной точки зрения компаниям весьма важно понимать логику развития африканской интеграции. Конечно, в современной реальности, например при планировании долгосрочных инвестиций в определенный регион, следует обратить внимание на то, какой регион Африки может создать единый рынок или гарантировать свободный поток товаров, услуг, капитала и рабочей силы [8].
Продолжающаяся технологическая революция на Африканском континенте открыла новые возможности для более тесного сотрудничества между Африкой и странами, которые хотят инвестировать в перспективные рынки. Предполагается, что изменения в Африке в ближайшие десять лет превысят изменения прошлого века.
4. Threats (угрозы):
— сырьевая зависимость крупнейших экономик континента;
— высокий уровень долгов и бюджетные дефициты.
В 2019 г. темпы экономического роста трех крупнейших экономик Африки были ниже ожидаемых. Нигерия (1,9%) и Ангола (—2,1%) показали результаты ниже ожиданий из-за медленного роста в ненефтяной отрасли, а ЮАР (0,8%) не оправдала ожиданий из-за низкого доверия инвесторов. Хотя Нигерия и Ангола стремятся диверсифицировать свою экономику, для получения первых результатов потребуется больше времени. Согласно отчету Африканского банка развития и Центра развития ОЭСР «African Economic Outlook», общий рост ВВП африканского континента в 2018 г. составил 3,5%, а в 2019 и 2020 гг. — 4,0 и 4,1% соответственно. Однако, если экономика континента будет расти такими темпами и в дальнейшем, бюджетный дефицит и неприемлемый уровень общей задолженности станут серьезной угрозой для Африки.
Политика
1. Strengths (сильные стороны):
— развивающиеся демократические процессы, укрепление демократических традиций и собственной государственности;
— волна панафриканизма;
— реализация новых стратегий Африканского союза.
Тревожное наследие колониализма, войн, геноцида, переворотов,
апартеида и других потрясений на Африканском континенте определяет многие политические процессы, характеристики которых на первый взгляд не всегда понятны третьим странам. Например, Южная
6^4 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
Африка часто ассоциируется с политическими и социальными волнениями, в значительной степени с историей апартеида.
2. Weaknesses (слабые стороны):
— военные противостояния, территориальные конфликты и внутренняя нестабильность;
— высокий уровень терроризма и протестной активности;
— препятствия в преодолении последствий колониализма.
Несмотря на появление новой тенденции мирного разрешения конфликтов, Африка по-прежнему остается одним из самых неспокойных регионов на планете. Колониальная история региона остается одним из основных факторов социально-экономической отсталости, межнациональной и религиозной розни [12, с. 1].
3. Opportunities (возможности):
— поиск сильных партнеров, действующих по принципам «win-win»;
— перспективы участия в глобальных процессах.
Рост политической и экономической независимости, интенсивное сотрудничество на материке и рост интересов третьих стран позволили Африке выбирать партнеров исходя из собственных интересов. Вместе с тем сегодня сотрудничество с Африканским континентом уже не ограничивается разработкой сырья.
В современных условиях Африка — динамичный и развивающийся регион, который продемонстрировал стремление интегрироваться в континентальное пространство. В значительной степени этому может способствовать введение общих механизмов: банковского дела, правосудия, законодательства. Внутренние противоречия существенно усложняют эти процессы. Однако сегодня можно смело заявлять о перспективах развития Африки как политической системы.
4. Threats (угрозы):
— риск непреодоления территориальных, религиозных и политических конфликтов;
— дестабилизация внутриафриканской экономической системы.
Основная угроза устойчивому развитию африканского континента —
это преодоление рисков территориальных, религиозных и политических конфликтов. Обычно развитие события кажется маловероятным, но возможным. Это связано с тем, что исторические тенденции развития африканских стран носят противоречивый характер. Только путем демократизации социальной и политической системы с целью преодоления этих тенденций и повышения политической и экономической грамотности населения (что должно произойти рано или поздно) можно устранить опасность беспорядков в каждой стране и на всем Африканском континенте.
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5 65
Энергетика, экология и природные ресурсы
1. Strengths (сильные стороны):
— существенные запасы природных ресурсов на континенте (доказанные и неразведанные);
— потенциал для развития экотуризма [13].
Африканский континент имеет самые большие в мире сельскохозяйственные угодья, обширные тропические леса и бесчисленные реки, которые составляют самую большую ирригационную систему в мире и становятся основным транспортным маршрутом. На Африку приходится около 30% всех запасов полезных ископаемых в мире.
В Африке около 16,9 млрд тонн запасов нефти (8% мировых запасов) и запасы природного газа в размере 17,5 трлн кубометров природного газа (7% мировых запасов). Экспорт углеводородов из Восточной Африки быстро увеличивается, и к 2040 г. тропическая Африка (страны Африки к югу от Сахары) может стать крупным поставщиком природного газа. Кроме того, в ближайшее время сланцевый газ могут добывать Алжир, Ливия, Тунис, Марокко, Мавритания и Западная Сахара. Сегодня полезные ископаемые составляют в среднем 70% всего экспорта Африки и примерно 28% ВВП. Доходы бюджетов некоторых стран Африканского континента практически полностью зависят от добывающих отраслей [14].
Доля мирового запаса африканских природных ресурсов показана на рис. 4.
I Платина I Алмазы Золото |Уран I Нефть Газ Уголь Медь
2010 2018 Рис. 4. Доля мирового запаса природных ресурсов в Африке
66
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
2. Weaknesses (слабые стороны):
— низкий уровень занятости в энергетическом секторе и отсутствие квалифицированных кадров;
— незаконная торговля природными ресурсами;
— низкая эффективность управления доходами от природных ресурсов;
— практическое отсутствие как таковой энергетической системы (распределения энергии);
— энергетическая нищета;
— слабое использование потенциала возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Несмотря на ошеломляющее количество полезных ископаемых на Африканском континенте, капиталоемкость проектов в добывающих отраслях и чрезмерный упор на экспорт сырья привели к относительно низкому уровню занятости в регионе, особенно по сравнению с другими регионами, столь же богатыми природными ресурсами. Эту ситуацию можно изменить за счет инвестиций в строительство инфраструктуры, увеличения объемов переработки полезных ископаемых на месте и развития всей обрабатывающей промышленности. Существующая проблема незаконной торговли природными ресурсами усугубляет эту ситуацию[15].
3. Opportunities (возможности):
— развитие ВИЭ;
— новый курс энергетической политики континента;
— грамотное и осознанное использование ресурсов.
Африка имеет большой потенциал в области возобновляемых источников энергии. Например, гидроэнергетический потенциал оценивается в 13% мировой площади, а из-за своего географического положения континент считается наиболее перспективным для использования и развития солнечной энергии.
4. Threats (угрозы):
— «Голландская болезнь»;
— ограниченные природные ресурсы;
— риск экологической катастрофы.
В среднем полезные ископаемые составляют 70% всего экспорта Африки и примерно 28% ВВП. В некоторых африканских странах государственные доходы почти полностью зависят от добывающих отраслей. Отсутствие адекватной экономической диверсификации делает континент уязвимым для периодического повышения цен на полезные ископаемые. В долгосрочной перспективе из-за неизбежного истощения ресурсов и изменения климата эта экономическая модель очень нестабильна, ограничивая возможности добывающих отраслей.
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5 6 7
Социальная сфера
1. Strengths (сильные стороны):
— высокие темпы естественного прироста населения;
— снижение детской и материнской смертности [16].
Население Африки (сегодня 1,3 млрд человек) неуклонно растет;
Африканский банк развития прогнозирует, что к 2100 г. население вырастет до 4,5 млрд, при этом средний возраст составляет 25 лет. Это означает, что Африка обладает сильным человеческим капиталом и потребителями, которые могут изменить экономику. В качестве жизни простых граждан Африка за последние годы сделала большой шаг вперед. В период с 2000 по 2017 г. уровень детской смертности в Руанде снижался на 10% ежегодно, а уровень детской смертности в Малави, Уганде и Сенегале снижался на 6% ежегодно. Ботсвана и Руанда ежегодно снижают уровень материнской смертности более чем на 7%.
2. Weaknesses (слабые стороны):
— низкий уровень образования;
— уровень и качество жизни населения (антисанитария, отсутствие пригодного для жизни жилья, чистой питьевой воды и т.д.)
— отсутствие рабочих мест.
Быстрый рост населения в Африке также имеет определенные недостатки. Людей нужно кормить, одевать, обучать и обеспечивать работой. По данным Всемирного банка, 416 млн африканцев по-прежнему живут в крайней бедности (их ежедневный доход в 2015 г. составлял 1,90 доллара США). Имеется множество недостатков в доступности медицинской помощи; лишь 40% населения имеют среднее или высшее образование.
3. Opportunities (возможности):
— развитие сельского хозяйства и решение проблем продовольственной безопасности;
— внедрение новых технологий для решения социальных проблем.
Две сферы особенно важны для развития африканского континента —
образование и еда. Если африканские государства не только достигнут консенсуса в отношении покупки новых технологий, но и договорятся о проведении обучения, это создаст новые возможности для трудоустройства и повысит профессиональную квалификацию региональной рабочей силы. Второе не менее важное направление сотрудничества с другими странами — продовольственная безопасность. Чтобы прокормить 1,3 млрд человек, необходимо увеличить производство продуктов питания. Переход к интенсивному сельскому хозяйству потребует новых методов, техники и оборудования, удобрений, химикатов для борьбы с вредителями и защиты растений. Учитывая постоянно
68 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
меняющиеся отношения между Африкой и внешним миром, можно с высокой степенью уверенности предположить, что люди хотят создавать и производить на местном уровне большую часть основных ингредиентов для сельскохозяйственного производства и переработки. Это возможность для выгодных инвестиций и партнерства.
4. Threats (угрозы):
— социальная напряженность;
— возникновение конфликтов на почве полиэтничности африканского населения;
— конфликты на религиозной почве [17].
С ростом населения перед государственным управлением в странах региона также возникают новые вызовы. Если государствам не удастся обеспечить достойный уровень жизни населению, континент может вновь скатиться в социальные конфликты и растерять весь достигнутый прогресс [18].
Исходя из исследования возможностей и угроз, можно определить направления сотрудничества России и африканских стран (таблица).
Приведенный анализ свидетельствует о том, что некоторые проблемы современной Африки делают беспомощными всех российских игроков на Африканском континенте. Им необходим всеобъемлющий, последовательный и единый подход для поиска решений.
Возможности сотрудничества России с африканскими странами
Возможности Угрозы
1 2
В России правительство придает большое значение направлению развития Африки. Сформировались предпосылки для того, чтобы отношения России и Африки были стратегическими, системными и всеобъемлющими Давняя «пауза» в российско-африканских отношениях, которую принято называть «уходом» России из Африки, началась в конце 1980-х - начале 1990-х годов (соответственно, нынешняя ситуация, зафиксированная на саммите 2019 г Россия -Африка, обозначилась как «возврат в Африку», а пустая «рыночная ниша» заполнилась мощными «игроками»)
Создание механизма координации партнерства Форум партнерства Россия -Африка, высшим органом которого является Саммит Россия - Африка, ставит цель - способствовать устойчивому развитию взаимных отношений В годы, когда Россия была «вне Африки», торговые и культурные представительства были закрыты, а количество русских учебных центров сократилось некоторые полностью закрылись. Число посольств России в несколько раз ниже показателей США и Китая
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5
Окончание таблицы
1 2
Россия понимает и поддерживает свой социально-экономический план «Повестка дня до 2063 года» (январь 2015 г, 24-я Ассамблея Африканского союза) и цели африканских стран, изложенные в «Повестке дня в области устойчивого развития до 2030 года» (Утв. резолюцией 70/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г) Объем торговли между африканскими странами и Россией, по данным 2017-2018 гг., составлял 20 млрд долл. США (США - около 54,2 млрд; ЕС -303 млрд; Китай - 148 млрд; материковые страны ЕС - 60-40 млрд)
Сходства и совпадения между оценками и методами двух сторон по многим вопросам глобальной и региональной политики Нехватка кадров высших и средних технических специальностей (ослабление системы среднего профессионального образования на уровне профессионально-технических училищ).
Россия тесно сотрудничает, чтобы деколонизировать и закрепить успешный опыт и традиции независимости африканских стран. Россия внесла большой вклад в успешную реализацию проектов деколонизации Африки в 1950-х и 1960-х годах Россия существенно зависит от внешних поставок (технологий, инвестиций). Санкции, введенные против России, усугубили эту ситуацию
В таких условиях целесообразно найти новые эффективные формы двустороннего и многостороннего сотрудничества, которые имеют прочную основу в общем прошлом и учитывают текущую геополитическую ситуацию, нацеленные на решение глобальных задач. Необходимо использовать научную информацию о странах Африканского континента для систематического «управления» имиджем Африки, изучения инвестиционной среды, законов и прецедентов [7].
Для формирования положительного имиджа африканских стран и международных африканских отношений имеет смысл привлекать общественные организации, бизнес-группы, государственные учреждения и СМИ. Потребуется множество организационных и управленческих решений. Без согласованных действий всех участников процесса сотрудничества с Африкой решение не будет достаточно эффективным. Каждый участник должен четко понимать свою роль и цели и координировать действия с другими [19]. Чтобы Африка не превратилась в глобальный «детонатор», необходимо приложить серьезные усилия для установления нового баланса и отказа от передвижения по узким политическим коридорам.
70 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2022. Vol. 22. № 5
Библиографический список
1. Торговля России со странами Африки в 2019 г. URL: //russian-trade.com
2. Абрамова И.О. Россия и Африка: вызовы и возможности в новых глобальных реалиях // Азия и Африка сегодня. 2017. № 12. С. 2-7.
3. Российско-южноафриканские отношения (справка) // Официальный сайт МИД России. URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsrafr.nsf/89414576079db559432569d-8002421fc/9e2f1d440987db1043256c0c006d 2d1e!OpenDocument
4. Васильев А., Корендясов Е. Российско-африканские отношения через десять лет: новый старт // Российский совет по международным делам. 22.05.2013. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1858#top
5. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Потенциал Африканского континента в стратегии развития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 9. С. 24-35.
6. Высоцкая Н.И. Россия - Африка // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. - 14.05.2009. URL: http:// www.perspektivy.info/rus/ekob/rossija_afrika_2009-05-14.htm
7. Трофимова О., Щедрин А. Экономические приоритеты отношений России и Африки южнее Сахары // Международные процессы. 2015. № 4. С. 122-134.
8. Mevel S., Karingi S. Towards a Continental Free Trade Area in Africa - A CGE Modeling Assessment with a Focus on Agriculture // Shared Harvests: Agriculture, Trade and Employment. Geneva: ILO-UNCTAD, 2013. URL: https://unctad.org/en/Publication-sLibrary/ditctncd2013d2_en.pdf
9. Рубинштейн Г.О. Африка в мировом хозяйстве и международной торговле на рубеже XXI в. М., 1994.
10. Доклад «African Economic Outlook» 2019. URL: https://www.afdb.org/fileadmin/ uploads/afdb/Documents/Publications/2019AE0/AE0_2019-EN.pdf
11. База данных Всемирного банка World Development Indicators. URL: https:// datacatalog.worldbank.org/dataset/world-development-indicators
12. Гневашева В. «Голландская болезнь» России // Международные процессы. 2016. № 4. URL: http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/1734/5TOYmTPRyo.pdf
13. Доклад «GSMA Ecosystem Accelerator Tech Hubs Landscape Report 2018». URL. https://www.gsma.com/mobilefordevelopment/blog/618-active-tech-hubs-the-back-bone-of-africas-tech-ecosystem
14. Africa's new free trade area is promising, yet full of hurdles. URL: https://www. weforum.org/agenda/2019/09/africa-just-launched-the-world-s-largest-free-trade-area/
15. Foster V., Butterfield W., Chen C., Pushak N. Building Bridges. China's Growing Role in Infrastructure Financier for Sub Saharan Africa / The World Bank. Washington, 2008.
16. Gordon A. Capital Reforms in Sub-Saharan Africa // Geneve - Afriqu». 1992. Vol. 30, № 1.
17. Абрамова И.О. Ресурсный потенциал Африки в мировой экономике XXI века (Эндогенные детерминанты участия африканских стран в новой экономической модели мира): автореф. ... д-ра экон. наук. М., 2011.
18. Богуславский А.Р. Китай - Африка: Оценивая перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 2017. № 8. C. 9-14.
19. Шубин В.Г., Архангельская А.А. ЮАР: трудное время для стратегического партнера России // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 77-88.
Вестник Поволжского института управления • 2022. Том 22. № 5