Столыпинский вестник №7/2022
Научная статья Original article УДК 327
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО
СТРАНАМИ АФРИКИ
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S RELATIONS WITH
THE COUNTRIES OF AFRICA
Толстых Ангелина Игоревна, студентка 1 курс магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета факультета международных отношений (191060, г. Санкт-Петербург, улица Смольного 1/3, подъезд 8), тел. +7 (904) 555-70-90.
Tolstykh Angelina Igorevna, 1st year student of the St. Petersburg State University, Faculty of International Relations (191060, St. Petersburg, Smolny street 1/3, entrance 8), phone. +7 (904) 555-70-90.
Аннотация
В настоящее время, которое характеризуется сменой однополярного вектора развития, на многополярный, многие отношения между странами, претерпевают значительные изменения. Россия, некогда утратившая экономические и военно-политические связи со странами Африки, начинает активно возвращать утраченные позиции. Поскольку санкции продолжают лишать ее доступа к западным финансовым и экономическим рынкам, Россия
Столыпинский вестник
3751
полагается на других международных игроков, чтобы компенсировать свои потери. В последние годы Россия возродила свои исторические связи со странами африканского континента. Многие страны Африканского континента, начинают ориентироваться на Россию и Китай в своих векторах внешнеполитического взаимодействия, а не на США и Европейский Союз как было ранее. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления перспективы развития отношений России со странами Африки.
Abstract
At present, which is characterized by a change from a unipolar development vector to a multipolar one, many relations between countries are undergoing significant changes. Russia, which once lost economic and military-political ties with African countries, is beginning to actively regain lost positions. As sanctions continue to deny it access to Western financial and economic markets, Russia is relying on other international players to make up for its losses. In recent years, Russia has revived its historical ties with the countries of the African continent. Many countries of the African continent are beginning to focus on Russia and China in their vectors of foreign policy interaction, and not on the United States and the European Union, as it was before. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical reflection on the prospects for the development of Russia's relations with African countries.
Ключевые слова: международное сотрудничество,
внешнеполитические стратегии, Россия, страны Африканского континента, экономическое сотрудничество, военно-политическое взаимодействие.
Keywords: international cooperation, foreign policy strategies, Russia, countries of the African continent, economic cooperation, military-political interaction.
3752
В последние годы Россия уделяет внешней политике на африканском направлении очень серьезное внимание. В октябре 2019 года Президент Российской Федерации В.В. Путин пригласил более 40 глав африканских государств на саммит Россия-Африка в олимпийскую деревню в Сочи. Первый саммит Россия-Африка привлек большое внимание мирового сообщества к интересам России и их реализации в африканских странах.
Целью саммита было изучить текущие и потенциальные отношения между Россией и Африкой, развить и улучшить взаимодействие в политической, экономической, гуманитарной и культурной областях. В ходе саммита Президент заявил о весьма амбициозной цели удвоить объем российско-африканской торговли за пять лет. Следует напомнить, что в период с 2006 по 2018 годы объем торговли России с африканскими странами увеличился в 4 раза. [2, с. 228]
По итогам саммита лидеры России и африканских стран приняли итоговую декларацию. Учитывая международную ситуацию, наиболее важное выраженное в ней намерение заключается в том, чтобы «противостоять политической диктатуре и финансовому шантажу в международном торгово -экономическом сотрудничестве», а также добиваться того, чтобы все страны соблюдали международное право. Важно отметить, что декларация устанавливает новую основу для диалога - Форум партнерства Россия-Африка, который будет созывать саммиты каждые три года и проводить ежегодные политические консультации для министров иностранных дел России и Африки.
Однако ценность встречи в Сочи не ограничивалась только политической дискуссией и принятой декларацией, решались и конкретные проблемы. В ходе мероприятия состоялась 31 сессия, включающая 268 презентаций, а также 569 деловых встреч, посвященных трем ключевым темам в сфере экономики, совместных проектов и сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере. Кроме того, в Сочи подписано 92 договора, контракта и
3753
меморандума (не считая коммерчески конфиденциальных) на общую сумму более 1 трлн рублей. [3, с. 102]
В ходе пленарного заседания министр экономического развития России М.С. Орешкин представил карту компетенций России для Африки, которая включает 39 продуктов в семи категориях: медицина, управление природными ресурсами, цифровое государство, образование, транспортная инфраструктура, энергетика и сельское хозяйство.
Результаты саммита и потенциальные связи между Россией и Африкой были хорошо выражены президентом ЮАР С. Рамафосой. Сказав, что встреча «превзошла его ожидания», он поблагодарил Россию за поддержку, которую она оказала африканским странам в их борьбе против колониализма и апартеида. Он сравнил форум Россия-Африка со второй волной поддержки со стороны России. Сочинский саммит показал миру, что Россия возвращается на африканский континент. Регион снова становится частью российской стратегии. Однако, как считает соискатель, целостной африканской стратегии у России пока нет, а она очень нужна. [5, с. 109]
Высшее руководство России неоднократно подчеркивало готовность принять участие в цивилизованном и взаимовыгодном сотрудничестве с Африкой, а также нетерпимость к попыткам вернуть бывшие колонии под новым обличьем и получить сверхприбыли в результате эксплуатации континента без оглядки на интересы африканского населения, на экологические и другие риски. В ходе визита в Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию в марте 2018 года министр иностранных дел С.В. Лавров подтвердил, что в прошлом «наша страна сделала все возможное, чтобы африканские страны стали свободными». Что же касается будущего, то Россия стремится к развитию связей в торгово -экономической, научнотехнической, гуманитарной и других областях, при этом пытается найти новые перспективные направления сотрудничества.
3754
В XXI веке получили дальнейшее развитие экономические связи России с африканскими государствами. Российские интересы в Африке включают добычу драгоценных металлов, нефти и газа, а также строительство атомных электростанций. На африканском рынке присутствует ряд ключевых игроков из России: «Алроса», «Лукойл», «Росатом», «Роснефть», «Рособоронэкспорт», «Русал» и некоторые другие. Эти государственные и частные компании занимают прочные позиции в ряде стран Африки и расширяют его на континенте. «Лукойлу» удалось найти новых партнеров в Нигерии и Экваториальной Гвинее. Крупнейший в мире производитель алюминия «Русал» обосновался в Гвинее. [1, с. 80]
Проекты сотрудничества России с африканскими странами в области ядерной энергетики показывают, что Россия мыслит стратегически, мобилизуя значительные финансовые и технологические ресурсы. Почти с 20-ю странами континента уже налажено сотрудничество в этой сфере, а в Сочи в дополнение к ним подписаны соответствующие соглашения с Руандой и Эфиопией. В Эль-Дабаа (Египет) будет построена самая большая атомная электростанция в Африке мощностью 4,8 гигаватт. Строительство, оцениваемое в 25 млрд долларов, должно быть завершено в 2029 году. Данный энергетический проект на 85% профинансирован за счет российских кредитных средств. Реализация компанией «Росатом» столь масштабного проекта работает на узнаваемость российских технологий на континенте и повышает привлекательность российской ядерной энергетики.
Российско-африканское сотрудничество развивается и в других энергетических областях. Россия демонстрирует в Африке отличные конкурентные преимущества своих проектов в гидроэнергетике. Гидроэлектростанции были построены с помощью России в четырех странах: Ангола, Экваториальная Гвинея, Замбия и Зимбабве. В газовой области российский «Газпром» вместе с алжирской «Sonatrach» в настоящее время обеспечивает значительную часть европейского экспорта газа. Некоторые
3755
другие российские газовые компании, помимо «Газпрома», такие как «Стройтрансгаз», «Союзнефтегаз» и «Роснефть», успешно работают в Алжире. В целом российский подход к торговле и инвестициям в Африке -без условий или моральных предписаний Запада - также открывает путь для экономического взаимодействия на континенте. Действительно, по данным Comtrade, объем торговли и инвестиций между Россией и Африкой в период с 2005 по 2020 год вырос на 510% и составляет около 20 миллиардов долларов в год. [4, с. 76]
Москва создала благоприятные условия для развития африканских стран, списав 20 миллиардов долларов долга за последние 20 лет и создав систему преференций для традиционных африканских экспортных товаров. В числе достижений, по мнению соискателя, следует также выделить создание финансовых механизмов поддержки делового взаимодействия России и Африки, таких как Российский экспортный центр и участие России в Африканском экспортно-импортном банке в качестве акционера.
Значительную роль в политике России в отношениях со странами Африки играет военное сотрудничество. За последние пять лет Россия подписала 39 новых соглашений о военном сотрудничестве с государствами Ближнего Востока, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. В Африке Россия укрепила связи с Алжиром, Анголой, Египтом, Замбией, Мали и Марокко. Кроме того, взаимодействие усилилось с Мозамбиком, Нигерией, Суданом, Угандой и ЮАР.
Рост импорта африканскими странами отечественных вооружения и военной техники способствует укреплению позиций России на континенте. Москва предлагает своим африканским партнерам современные образцы вооружения и военной техники, а также содействие в эксплуатации и ремонте техники, поставленной в советское время. На этой военной технике должны работать африканские специалисты, их готовят в российских военных вузах. За последние пять лет более 2,5 тысяч военнослужащих из африканских стран
3756
окончили военные учебные заведения Минобороны России, и ежегодно российское военное ведомство и МВД России вносят вклад в подготовку сил безопасности и полицейских сил для участия в миссиях Организации Объединенных Наций. [6, с. 745]
Успехи России в Африке вызывают озабоченность в западных странах. Франция бьет тревогу, что Россия вытесняет ее из традиционного региона Сахеля. В странах традиционного присутствия Французской Республики, а это в основном бывшие колониальные владения Парижа, наблюдается смена ориентиров. Африканские партнеры стремятся к внешнеполитической диверсификации своих отношений. В большей степени это связано с необходимостью обеспечения мира и безопасности.
С учетом наметившейся тенденции на переориентацию ряда африканских стран в сторону прагматичного сотрудничества с широким кругом международных игроков Париж уступает свои позиции.
Итак, Россия сотрудничает со странами Африки в политической, экономической, военной и гуманитарной сферах. Россия приносит пользу странам африканского континента различными способами, привлекая инвестиции для энергетического и горнодобывающего секторов, помогая наращивать военный потенциал. Африканским странам создаются возможности диверсифицировать свои международные отношения таким образом, чтобы уменьшить сохранившуюся с колониальных времен зависимость от международных партнеров, таких как страны ЕС и США. По мнению соискателя, в ближайшие годы конкуренция за позиции в африканских странах в связи с ростом их значимости усилится, и России необходимо быть готовой к этой конкуренции.
Литература
1. акланов, А. Г. Россия - Африка: в основе отношений лежат традиции солидарности / А. Г. Бакланов // Азия и Африка сегодня. - 2021. - № 1. - С. 79-80.
3757
2. Дейч, Т. Л. Сотрудничество Китая со странами Африки: современный этап / Т. Л. Дейч // Африка в условиях формирования полицентричного мира: Коллективная монография. - Москва: Институт Африки РАН, 2020. - С. 224-232.
3. Медушевский, Н. А. Анализ российской модели стратегического взаимодействия со странами Африки / Н. А. Медушевский // Теории и проблемы политических исследований. - 2020. - Т. 9. - № 5A. - С. 95106.
4. Сибилев, В. И. Об отношениях между Россией и Сообществом развития Юга Африки / В. И. Сибилев // Международная жизнь. - 2020. - № 8. -С. 74-77.
5. Особенности внешнеэкономических связей России со странами Африки / С. В. Захарова, О. Ю. Соколова, Н. Л. Власова [и др.] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2021. - № 1(57). - С. 103-114.
6. Белова, И. Н. Торговые отношения России со странами Северной Африки в продовольственной сфере: состояние, проблемы и перспективы / И. Н. Белова, М. А. Аль-Хамати // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2021. - Т. 29. - № 4. - С. 739-749.
Literature
1. Baklanov, A. G. Russia - Africa: traditions of solidarity lie at the heart of relations / A. G. Baklanov // Asia and Africa today. - 2021. - No. 1. - P. 7980.
2. Deitch, T. L. Cooperation between China and African countries: the current stage / T. L. Deitch // Africa in the conditions of the formation of a polycentric world: Collective monograph. - Moscow: Institute for African Studies RAS, 2020. - P. 224-232.
3758
3. Medushevsky, N. A. Analysis of the Russian model of strategic interaction with African countries / N. A. Medushevsky // Theories and problems of political research. - 2020. - T. 9. - No. 5A. - P. 95-106.
4. Sibilev, V.I. On the relationship between Russia and the Southern African Development Community / V.I. Sibilev // International Affairs. - 2020. - No. 8. - P. 74-77.
5. Zakharova S.V., Sokolova O.Yu., Vlasova N.L. [et al.] Peculiarities of Russia's foreign economic relations with African countries // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Volga region. Social Sciences. - 2021. - No. 1 (57). - P. 103-114.
6. Belova, I. N. Trade relations of Russia with the countries of North Africa in the food sector: state, problems and prospects / I. N. Belova, M. A. Al-Hamati // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economy. - 2021. - T. 29. - No. 4. - P. 739-749.
© Толстых А.И., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.
Для цитирования: Толстых А.И. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ АФРИКИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.
3759