Научная статья на тему 'Развитие советско-турецких отношений в контексте Кипрского конфликта'

Развитие советско-турецких отношений в контексте Кипрского конфликта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
830
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ТУРЦИЯ / КИПРСКИЙ КОНФЛИКТ / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / АМЕРИКАНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кайгусуз Дж.

Во время решения Кипрского конфликта военным путем в 1974 г. Москва оказала скрытую политическую поддержку Анкаре. На протяжении военного вмешательства, которое осуществлялось по инициативе Турции на острове в июле 1974г., СССР воздержался открыто осуждать военную операцию турецкой армии, поскольку присутствие турецких войск на острове практически являлось серьезной проблемой и глубоким противоречием между странами-союзниками НАТО. В статье рассматривается развитие советско-турецких дипломатических и экономических отношений в контексте данного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие советско-турецких отношений в контексте Кипрского конфликта»

УДК 94(47).08+94(560)

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ КИПРСКОГО КОНФЛИКТА

© 2016 Дж. Кайгусуз

аспирант кафедры истории и политики России ИМОМИ e-mail: cumhurkaygusuz@gmail.com

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Во время решения Кипрского конфликта военным путем в 1974 г. Москва оказала скрытую политическую поддержку Анкаре. На протяжении военного вмешательства, которое осуществлялось по инициативе Турции на острове в июле 1974г., СССР воздержался открыто осуждать военную операцию турецкой армии, поскольку присутствие турецких войск на острове практически являлось серьезной проблемой и глубоким противоречием между странами-союзниками НАТО. В статье рассматривается развитие советско-турецких дипломатических и экономических отношений в контексте данного кризиса.

Ключевые слова: СССР, Турция, Кипрский конфликт, «холодная война», советско-турецкие отношения, американо-турецкие отношения

Проамериканские стратегии и методы военной диктатуры под названием Ьежим «черных полковников», которые пришли к власти в Афинах после завершения военного переворота в Греции в 1967 г., вместе со многими столицами в регионе также начали беспокоить Москву. Свержение президента архиепископа Макариоса на Кипре военным переворотом под руководством Никоса Сампсона 15 июля 1974 г. таким же образом вызвало в Москве недовольство, потому что сам Макариос успешно вел политику нейтралитета и придавал большое значение хорошим отношениям с СССР.

Военный переворот и его последствия форсировали столкновения между турецким и греческим обществами на острове и привели к массовым протестам в Турции. На фоне бурных событий на Кипре советская политическая элита предвидела возможное нежелательное их развитие на острове и сообщила свое предупреждение путем дипломатической ноты Афинам в начале 1974 г. Именно в те дни, во время своего визита в Турцию, посол СССР Василий Фёдорович Грубяков проинформировал министра иностранных дел Турции Турана Гюнеша о том, что Москва предупреждала Афины дипломатической нотой, поскольку наблюдаются опасность и напряжение на Кипре, и посоветовал действовать в полной осторожности [Birand 1990: 19].

Действительно, после завершения военного переворота под руководством Никоса Сампсона 15 июля 1974 г. на Кипре правительство СССР заявило, что советские власти не признают никакое руководство на острове, кроме правительства Макариоса. Именно этот факт объясняет отсутствие реакции Москвы после первого военного вмешательства Турции на территории Кипра. Как известно, в ответ на переворот Никоса Сампсона и его военные преступления на острове 20 июля 1974 г. турецкая армия начала операцию «Аттила» и высадила на острове свои войска в целях защиты местного населения. По мнению известного турецкого политолога -профессора и бывшего декана факультета политологии университета Анкары Фахира Армаоглу, на фоне надежды на возвращение Макариоса к власти после военного вмешательства Турции советская сторона предпочитала не давать никакой реакции в этом процессе. Однако содержание совместной декларации от 30 июля 1974 г., которая была опубликована после завершения первого этапа Женевской конференции, не

удовлетворило ожидание Москвы, поскольку в ней не упоминалось о свергнутом президенте Макариосе или его возможном возвращении к власти [Armaoglu 2010: 806807]

Старт второй военной операции Турции на острове от 14 августа 1974 г. заставил СССР изменить позицию, поскольку Москва опасалась возможной трансформации Кипра в военную базу НАТО при успешном захвате турецкими военными силами. Как известно, после завершения второй военной операции турецкая армия оккупировала около 38% территории острова. Данный результат практически привел к фактическому расколу острова на две обособленные части. На самом деле, основная позиция СССР в этом процессе неоднократно была сказана послом СССР в Турции В.Ф. Грубяковым на встречах с Министром иностранных дел Турции Т. Гюнешем: «защита и сохранность территориальной целостности, суверенитета и независимости Кипра» [Birand 1990: 225].

По сути, свержение Никоса Сампсона сначала устраивало советскую сторону, но после не осталось никаких сомнений в том, что свергнутый Макариос никак не может вернуться к предыдущей должности, поскольку между ним и новым президентом Глафкосом Клиридисом были большие разногласия. Тем более Турция продолжала наращивание военных сил на острове без перерыва. В дополнение к этим фактам еще наблюдалась вероятность принятия решения по инициативе стран НАТО в рамках Женевской конференции, которое предусматривало полную отмену независимости и суверенитета Кипра. Все эти факторы принуждали Москву изменить свою позицию к этой проблеме. После прекращения огня 18 августа 1974 г. в рамках процесса урегулирования СССР предложил сторонникам этого конфликта и международному сообществу сохранить целостность и суверенитет острова. Важно подчеркнуть, что на протяжении конфликта и военных действии на Кипре, СССР воздержался осуждать военную операцию Турции, поскольку присутствие турецких войск на острове являлось серьезной проблематикой для стран НАТО [Oran 2012: 779].

Официальное личное послание президента США Линдона Джонсона от 5 июня 1964 г. премьер-министру Турции Исмету Иньеню, которое было написано в грубой форме, стало поворотным пунктом для американо-турецких отношений. Как известно, данное письмо Джонсона было отправлено на фоне начальной стадии обострения Кипрского конфликта, когда Греция и Турция, два союзника в рамках НАТО, начали военные приготовления друг против друга. Соответственно, это встревожило американских инициаторов НАТО. По этой причине президент Джонсон написал, что в условиях возможного вступления в конфликт СССР США не придут на помощь своему союзнику, поскольку речь идёт о «таких действиях Турции, которые будут предприняты без согласия и одобрения наших союзников по НАТО» от 5 июня 1964 г.1 Позиция Вашингтона в процессе решения Кипрский конфликта военным путем в 1974 г. нанесла большой удар по американо-турецким отношениям. Длительность эффекта второго удара продолжалась и ощущалась долгие годы.

Еще одной причиной напряжения в американо-турецких отношениях во второй половине 1970 гг. являлось введение американским сенатом эмбарго на поставку оружия Турции с февраля 1975 г. по сентябрь 1978 г. из-за позиции Анкары в Кипрском конфликте и военного вмешательства турецкой армии на острове. Данная ситуация явно форсировала сближение в советско-турецких отношениях и укрепила сотрудничество между двумя соседскими странами особенно, в экономическом плане.

1 Amerika Birle^ik Devletleri Ba^kani Lyndon Baines Johnson tarafmdan 5 Haziran 1964 tarihinde dönemin Türkiye Ba^bakani Ismet Inönü'ye yazilan mektup - Официальное личное послание президента США Линдона Джонсона от 5 июня 1964 г. премьер-министру Турции Исмету Иньеню. http://www.bilgebilir.com/johnson-mektubu-nedir/ (дата обращения: 16.08.2016)

Важной вехой в процессе развития экономического партнерства между СССР и Турцией является рабочий визит председателя Государственного комитета по внешней торговле СССР Семена Скачкова в Турцию в июле 1975 г., поскольку в итоге данного визита было подписано Соглашение между правительством СССР и правительством Турции о дальнейшем развитии экономического и технического сотрудничества от 9 июля 1975 г. [ТигЫуе СишЬипуей Никишей... 1975]. Согласно данному соглашению, стороны договорились о дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества, исходя из взаимного желания укрепить дружественные, добрососедские отношения на фоне успешной реализации советско-турецкого договора от 25 марта 1967 г.

Значительное место в процессе развития отношений между двумя странами этого периода занимает визит в Турцию председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина с 26 по 29 декабря 1975 г. по приглашению турецкого правительства. Данный визит был посвящен открытию Искендерунского металлургического завода, который был построен в рамках советско-турецкого договора от 25 марта 1967 г. Открытие металлургического завода состоялось 28 декабря 1975 г. в городе средиземноморского побережья Искендерун. В церемонии открытия приняла участие делегация СССР во главе с председателем Совета министров СССР Алексеем Николаевичем Косыгиным. В своей речи на масштабном митинге Косыгин подчеркнул, что экономическое сотрудничество между СССР и Турцией стало уже стабильным и традиционным. Начало этого положительного процесса был положено еще в 1930 гг., когда при сотрудничестве и технической помощи советских специалистов в Турции были построены два текстильных завода. СССР намерен развивать и поддерживать данное дружественное партнерство со своим близким соседом. Будущее расширение взаимовыгодных, экономических и технических связей с СССР укрепит позиции Турции и принесет наибольший вклад в экономическую независимость страны. В своем выступлении президент Турецкой Республики Фахри Корутюрк также заявил, что это грандиозное предприятие является символом развивающегося сотрудничества между СССР и Турцией [Беш1г-£еНк... 1975].

В советско-турецком коммюнике, которое было опубликовано после завершения официального визита делегации СССР в Турцию, данное событие рассматривалось в качестве нового, значительного шага в процессе развития связей на высоком уровне, которые в течение 1970-х гг. сыграли главную роль в укреплении и развитии советско-турецких отношений: «В ходе обмена мнениями по вопросам советско-турецких отношений и актуальным международным проблемам стороны с удовлетворением отметили, что плодотворное сотрудничество между Советским Союзом и Турцией последовательно развивается в соответствии с традициями, заложенными В.И. Лениным и К. Ататюрком». Кроме этого в совместном коммюнике было подчеркнуто, что Декларация о принципах добрососедских отношений между СССР и Турцией от 1972 г. является важным документом, который укрепляет процесс развития партнерства между двумя близкими соседними странами и обеспечивает политическую атмосферу взаимопонимания. В ходе переговоров между председателем Совета министров СССР Алексеем Николаевичем Косыгиным и премьер-министром Турецкой Республики Сулейманом Демирелем было отмечено, что двусторонние отношения в последние годы продвинулись вперед и развиваются с каждым днем. Главы обоих правительств подчеркнули и положительно оценили увеличивающийся объем экономического сотрудничества между двумя странами. Далее в совместном коммюнике также отмечается значимость частых встреч представителей обоих государств, обмена мнениями по проблемам двусторонних отношений и проблемам на международном уровне, которые связаны с регионом, укрепление отношений и контактов между парламентами двух стран, успешная реализация соглашений в сфере

экономического, технического и торгового сотрудничества. С удовлетворением было отмечено успешное сотрудничество советских и турецких организаций и специалистов, принимающих участие в строительстве металлургического завода в городе Искендерун. В рамках визита была подписана программа культурного и научного обмена между СССР и Турцией на 1976-1978 гг. Между главами правительств обоих стран реализовался широкий обмен мнениями по актуальным проблемам на региональном и международном уровне. Главы правительств убедительно заявили, что обе стороны будут прилагать усилия для будущего расширения и укрепления советско-турецких отношений [Türk-Rus Dostluk... 1975].

В своем докладе о внутренней и внешней политике на 25 съезде КПСС 1976 г. Л.И. Брежнев заявил, что существующее сотрудничество с Турцией передвигается от экономической сферы к политической: «Говоря вообще о наших отношениях с государствами Азии, необходимо назвать нашего доброго соседа Афганистан, с которым мы недавно продлили имеющий почти полувековую давность Договор о нейтралитете и взаимном ненападении. Упомяну также Турцию, сотрудничество с которой из сферы главным образом экономической распространяется постепенно и на вопросы политические» [25- съезд КПСС. 1976: 38].

В данную положительную атмосферу внес еще большой вклад официальный визит министра иностранных дел Турции Ихсана Сабри Чаглаянгила в СССР с 13 по 18 марта 1977 г. В рамках этого визита состоялось подписание соглашения о развитии советско-турецкого экономического сотрудничества, соглашения о научно-техническом сотрудничестве и соглашения о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов в общем размере 1,3 млрд долл. Таким образом, помимо стран социалистического блока, Турция фактически стала самой большой партнерской страной, в которую инвестирует Советский Союз. В совместном советско-турецком коммюнике о визите в СССР министра иностранных дел Турции был сделан акцент на развивающиеся отношения и эффективное взаимопонимание по проблемам на региональном и международном уровне: «Стороны с удовлетворением отметили позитивную и благоприятную направленность развития советско-турецких отношений в соответствии с принципами и положениями Заключительного акта общеевропейского совещания и констатировали, что в результате обоюдных усилий сотрудничество между СССР и Турцией в последние годы расширилось. Такое развитие советско-турецких отношений является важным фактором стабильности в этом районе и вносит свой вклад в дело укрепления мира и безопасности, разрядки международной напряженности. Стороны подтвердили свое желание укреплять отношения между СССР и Турцией в различных областях. Они с удовлетворением отметили значительный рост объема экономического сотрудничества, увеличение товарооборота между двумя странами за последние десять лет. В этой связи было констатировано, что экономическое сотрудничество между двумя странами представляет собой важный фактор, оказывающий положительное влияние на развитие советско-турецких отношений, а объекты, сооруженные к настоящему времени в рамках этого сотрудничества, являются вкладом в турецкую экономику. Было подтверждено обоюдное стремление содействовать успешному завершению переговоров между заинтересованными организациями СССР и Турции относительно новых проектов, зафиксированных в протоколе первого заседания смешанной межправительственной советско-турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству, а также реализации договоренностей о расширении некоторых сооруженных ранее объектов»2.

В 1978 г., после того как власть в стране перешла к Республиканской народной

2 Совместное советско-турецкое коммюнике о визите в СССР министра иностранных дел Турции И. С. Чаглаянгиля. URL: http://istmat.info/node/22917 (дата обращения: 20.10.2016)

партии, начался новый этап внешнеполитической стратегии в Турции. Конкретным показателем данного переменного процесса является выступление премьер-министра Бюлента Эджевита на пресс-конференции в Международном институте стратегических исследований 15 мая 1978 г. в Лондоне. Акцентируя внимание на кардинальном изменении мирового порядка, Эджевит подчеркнул, что время «холодной войны» осталось уже позади, однако в оборонной структуре и логике Турции все-таки существуют некоторые сильные тенденции, которые сформировались в условиях обострения конфронтации времен «холодной войны». В своей речи, обращая внимание на то, что угрозы, с которыми сталкивается Анкара в 1978 г., имеют разный характер и происхождение, Эджевит четко заявил, что на фоне нынешних изменений характера мировых проблем и взаимовыгодного сотрудничества с СССР Москва больше не является непосредственной угрозой для национальной безопасности Турции [Ecevit: 1978: 29].

Позже, летом 1978 г., премьер-министр Эджевит посетил СССР с рабочим дружественным визитом по приглашению советского правительства. В рамках данного визита Эджевита в Москву был подписан совместный политический документ о принципах сотрудничества и добрососедства между СССР и Турцией. Кроме того, было заключено соглашение о разграничении черноморского шельфа и намечен детальный план экономического и технического сотрудничества.

Несомненно, данный визит внес большой вклад в процесс развития советско-турецких отношений. Однако после завершения визита Эджевита, к сожалению, не наблюдается дополнительное экономическое преимущество для турецкой экономики. Несмотря на то что премьер-министр Турции отправился в СССР вместе с делегациями высокого уровня от Министерства промышленности и технологии, Министерства торговли и Министерства энергетики и природных ресурсов Турции, все-таки он не сумел получить дополнительную экономическую поддержку из Москвы.

По мнению известного турецкого журналиста, политического обозревателя и писателя Мехмета Али Биранда, премьер-министр Эджевит, который постоянно подвергался резкой критике консервативными и радикальными политическими кругами Турции в сближении с СССР, на самом деле получил самую минимальную политическую и экономическую поддержку со стороны Москвы, поскольку возможный успех социал-демократической политической тенденции в Турции являлся нежеланным для СССР. Как известно, Эджевит и его партия были яркими представителями социал-демократического круга страны. Однако советские политические технологи считали социал-демократию всего лишь очередной стратегией запада, неопределенной позицией между абсолютным социализмом и абсолютным капитализмом; для Москвы социал-демократия являлась оппортунистической тенденцией. Необходимо обратить внимание на одну интересную деталь - в ходе борьбы за мировое лидерство СССР всегда поддерживал социалистические режимы. Однако были исключения в отношении отдельных стран: самым ярким доказательством этой теории является Турция. СССР сделал крупнейшую инвестицию в турецкую экономику в период правления правой консервативной Партии справедливости во главе с премьер-министром (главный политический соперник Эджевита) Сулейманом Демирелем [Birand 1993А 104].

После завершения официального визита Эджевита наблюдается некая стагнация в советско-турецких отношениях на фоне военного вмешательства СССР в Афганистан 1979 г. и заключения нового соглашения о сотрудничестве в оборонной сфере между Турцией и США от 29 марта 1980 г. Данная ситуация продолжалась до военного переворота в Турции 12 сентября 1980 г.

Опыт советско-турецких дипломатических отношений в 1970 гг. демонстрирует перспективность его использования в ходе развития современного российско-турецкого

сотрудничества. При этом он показывает, что в нашей совместной истории дипломатии во время Кипрского конфликта Анкара и Москва успешно нашли общий язык для урегулирования региональных проблем и развития советско-турецкого экономического и политического сотрудничества.

Библиографический список

25-й съезд КПСС (24 февраля - 5 марта 1976 года): Стенографический отчет. Том 1. Москва: Издательство политической литературы, 1976. 472 с.

Гасратян М.А. Моисеев П.П. СССР и Турция 1917-1979. М.: Главная редакция восточной литературы, 1981. 320 с.

Киреев Н.Г. История Турции XX век. М.: ИВ РАН, 2007. 608 с.

Adamson F. B. Democratization and the domestic sources of foreign policy: Turkey in the 1974 Cyprus crisis // Political Science Quarterly. 2001. №2 P. 277-303.

Armaoglu F. 20. Yüzyil Siyasi Tarihi(1914-1995). istanbul: Alkim Yayinevi, 2010.

1200 p.

BirandM.A. 30 Sicak Gün. 14. Baski. istanbul: Milliyet Yayinlari, 1990. 496 p. Birand M.A. 12 Eylül saat: 04.00. istanbul: Milliyet yayinlari, 1993. 320 p. Demir-^elik Tesislerini Demirel ve Kosigin A#i // Milliyet. 1975. 29 Aralik Ecevit Bülent (Prime Minister). Speeches. May-June 1978. Ankara: Torunoglu Offset, 1978. 84 p.

Oran B. Türk Di§ Politikasi Cilt 1. istanbul: ileti§im Yayinlari, 2012. 900 p. Türkiye Cumhuriyeti Hükümeti ile Sovyet Sosyalist Cumhuriyetleri Birligi Hükümeti Arasinda Ekonomik ve Teknik i§birliginin Sürdürülmesine ili§kin 9 Temmuz 1975 Tarihli Anla§ma - Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Турецкой Республики от 9 июля 1975г. о дальнейшем развитии экономического и технического сотрудничества T.C. // Resmi Gazete. 1975. 9 Kasim Kararnameler. Sayfa 1-3.

Türk-Rus Dostluk Anla§masi Yapilacak: Kosigin ve Demirel görü§melerin yeni ufuklar vaadettigini ve memnun olduklarini söylediler // Milliyet. 1975. 30 Aralik

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.