Научная статья на тему 'Особенности советско-турецких экономических отношений в 1960-е годы'

Особенности советско-турецких экономических отношений в 1960-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1279
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ХОЛОДНАЯ" ВОЙНА / ТУРЦИЯ / СССР / НАТО / СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЕОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кайгусуз Дж.

Во время «холодной войны» наблюдалось резкое столкновение интересов ведущих мировых игроков на международной арене. В этих условиях советско-турецкие отношения оставались в определенных, узких рамках с момента завершения Второй мировой войны до начала 1960-х гг. Однако начиная с 1960 г. наблюдалось значительное сближение и улучшение данных отношений. В статье рассматривается процесс создания на территории Турции крупных предприятий при советской экономической и технической помощи в контексте советско-турецкого соглашения от 25 марта 1967 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF SOVIET-TURKISH ECONOMIC RELATIONS IN THE 1960s

During the «Cold War», there was a sharp clash of interests of the leading players in the international arena. Under these conditions, the Soviet-Turkish relations remained within narrow bounds until the early 1960s. However, since 1960, there was a significant rapprochement and improvement of these relations. The article deals with the Soviet economic and technical assistance in the context of the Soviet-Turkish agreement of March 25, 1967, which envisaged the construction of large enterprises in the territory of Turkey.

Текст научной работы на тему «Особенности советско-турецких экономических отношений в 1960-е годы»

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 3, с. 29-35

УДК 94(47).08+94(560)

ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 1960-е ГОДЫ

© 2016 г. Дж. Кайгусуз

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

cumhurkaygusuz@gmail.com

П-ступила в редакцию 10.04.2016

Во время «холодной войны» наблюдалось резкое столкновение интересов ведущих мировых игроков на международной арене. В этих условиях советско-турецкие отношения оставались в определенных, узких рамках с момента завершения Второй мировой войны до начала 1960-х гг. Однако начиная с 1960 г. наблюдалось значительное сближение и улучшение данных отношений. В статье рассматривается процесс создания на территории Турции крупных предприятий при советской экономической и технической помощи в контексте советско-турецкого соглашения от 25 марта 1967 г.

Ключевые слева: «холодная» война, Турция, СССР, НАТО, советско-турецкие отношения.

Взаимоотношения России и Турции имеют длительную историю, однако всегда носили крайне противоречивый характер: периоды многочисленных российско-турецких войн, идеологических и внешнеполитических разногласий сменялись беспрецедентным сближением государств и интенсификацией межгосударственных торгово-экономических, политических и культурных связей. Сегодня все мировое сообщество с интересом наблюдает, как история российско-турецких отношений вновь вступила в конфронтационную фазу. Существенные внешнеполитические разногласия России и Турции на Ближнем и Среднем Востоке, достигшие своего апогея после инцидента с уничтожением российского бомбардировщика Су-24 турецким истребителем, вылились в отмену безвизового режима, а также в приостановление торгово-экономических двусторонних отношений. Ухудшение взаимоотношений, безусловно, имеет взаимные последствия как для России и Турции, так и для всего мирового сообщества, так как станет серьезным дополнением к дестабилизирующей ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока.

Однако в российско-турецких отношениях существовали периоды, когда внешнеполитические расхождения оттенялись экономическими интересами и отношения между государствами удавалось нормализовать. Одним из таких прецедентов является торгово-экономическое сотрудничество СССР и Турции в годы «холодной войны» в рамках соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве от 25 марта 1967 г. Эти аспекты комплексно проанализированы в тексте данной статьи, которая является первым в своем роде исследованием советской эконо-

мической дипломатии в Турции именно в контексте «прорывного» на тот момент документального соглашения о двустороннем сотрудничестве.

После завершения Второй мировой войны внешнеполитическими задачами Турции, подкрепленными необходимостью социально-экономических преобразований в стране, стали установление дружественных отношений с западным миром и противостояние коммунистической идеологии «северного соседа» - Советского Союза. При таком геополитическом раскладе близкие экономические отношения между Турцией и СССР никак не могли реализоваться до начала 1960-х гг.

В послевоенные годы Турция активизировала политику, которая предусматривала тесные отношения с государствами Западной Европы и США. Основными внешнеполитическими установками Турции в 1950-60-х гг. являлись антикоммунизм и антисоветизм. Турецкие власти принимали активное дипломатическое участие в вовлечении государств Ближнего и Среднего Востока в военно-политическое блоковое противостояние под эгидой НАТО, что, в свою очередь, затрудняло развитие советско-турецких отношений [1, с. 407].

Нельзя сказать, что в этот период турецкая сторона сильно нуждалась в сотрудничестве с СССР, поскольку одной из главных причин ее партнерства с Западом и сближения с США и НАТО была враждебная позиция Москвы по отношению к Анкаре. Турция крайне осторожно подходила к вопросу о возможной экономической и технической помощи со стороны Советского Союза, так как зачастую «северному соседу» инкриминировали агрессивное посяга-

тельство на независимость и территориальную целостность страны. Как известно, в 1945-46 гг. советским правительством были предъявлены некоторые территориальные претензии СССР к Турции. Данные претензии привели к необходимости восстановления русско-турецкой границы 1914 года и воссоединения некоторых турецких городов - Эрзурума, Вана, Битлиса и Элешкирта - с Арменией. Помимо основных требований СССР обратился к Турции с нотой от 7 августа 1946 г., в которой говорилось о контроле над черноморскими проливами. В данных условиях Турция, соответственно, не хотела прилагать усилия к нормализации отношений с Москвой.

После смерти И.В. Сталина со стороны советского руководства предпринимались попытки наладить отношения с Турцией, в частности их экономическую составляющую. И Анкара, в свою очередь, также начала воспринимать всерьез идею под названием «развитие советско-турецких отношений и в политическом, и в экономическом плане».

Военный переворот в Турции 27 мая 1960 г. и приход к власти Джемаля Гюрселя позволили советскому руководству официально признать новое турецкое правительство и выразить надежды на установление «добрососедских отношений между Турцией и Советским Союзом, основанных на взаимном уважении, которые смогли бы развиваться в условиях международного мира и безопасности» [2].

После завершения Второй мировой войны до начала 1960-х гг. советско-турецкие отношения оставались в ограниченных внешнеторговых рамках. Доля СССР в турецком импорте составляла в 1948-1953 гг. лишь сотые доли процента, а к концу 1950-х гг. едва превысила 1%. Аналогичное положение было и с турецким экспортом [3, с. 6162]. Однако с 1960 по 1969 г. наблюдались очень важные и кардинальные изменения в данных отношениях. В основе этих положительных изменений лежат две главные причины:

• сложность ситуации, в которой находилась турецкая экономика (трудности поиска новых финансовых ресурсов на мировом рынке, обесценивание национальной валюты, отсутствие конкурентоспособной тяжелой промышленности и т.д.);

• разногласия между Турцией и западным миром, в особенности с США, которые появились по поводу кипрского конфликта в 1960 г.

Несмотря на антисоветские кампании, проводимые турецкими средствами массовой информации, об умалении объемов экономической помощи странам Азии и Африки, клевету о бедственном положении тюркских народов,

проживающих на территории СССР, турецкое правительство принимает решение о делегировании представителей деловых кругов Турции в Советский Союз. В ноябре 1960 г. именитые турецкие промышленники и банкиры посетили советские предприятия и встретились с главами советских внешнеторговых объединений.

С апреля 1961 г. Москвой были инициированы переговоры о пересмотре советско-турецкой железнодорожной конвенции от 1922 г. и о прямом железнодорожном сообщении между Советским Союзом и Турцией. Соглашение от 27 апреля 1961 г. установило регламент перевозок грузов и пассажиров через границу на Карс-Ленинаканском участке. Следующим шагом стало заключение в июне 1962 года соглашения об установлении телефонной связи между СССР и Турцией.

Ключевым фактором готовности государственных деятелей Турции принять экономическую и техническую помощь от Советского Союза стало турецкое общественное мнение, которое признавало целесообразность развития добрососедских отношений в социально-экономической сфере, усиливалась критика односторонней ориентации внешней политики Турции на западный мир.

Заявления депутата Джошкура Кырджа о выгоде советской экономической помощи, а также поддержки в разрешении кипрского вопроса были позитивно встречены даже противниками сближения с «северным соседом». Таким образом, первым важным событием начала советско-турецкого экономического сотрудничества данного периода является официальный визит министра иностранных дел Турции Фери-дуна Джемала Эрикина в Москву с 30 октября по 6 ноября 1964 г. В ходе данного визита обсуждались кипрский конфликт, а также развитие советско-турецких экономических отношений и был подписан договор о культурном сотрудничестве и обмене.

В совместной декларации, которая была опубликована после визита турецкого министра, обе стороны выразили желание развития советско-турецкого сотрудничества в экономическом плане: «Разные темы, которые связаны с развитием советско-турецких экономических отношений, обсуждались делегациями. Стороны согласились о том, что товары, в которых нуждается СССР (особенно табак, фундук и цитрусовые фрукты), больше будут импортированы из Турции. И Турция, в свою очередь, будет покупать у СССР индустриальные товары и оборудование, в том числе бурильные установки, строительные материалы и машинное оборудование» [4, с. 7].

Осебеннести севетске-турецких экенемических -тн-шений в 1960-е гиды

31

Безусловно, данный визит можно считать важным переломным моментом, однако кардинальное ускорение развития советско-турецких взаимоотношений началось после официального визита премьер-министра Турции Суата Хайри Ургуплю в Москву с 9 по 17 августа 1965 г. и его встречи с председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным. В своем выступлении 9 августа 1965 г. в Кремле премьер-министр С. Ургуплю заявил, что формирование близких отношений и экономического сотрудничества между двумя государствами является ключевой задачей данного визита: «Уверен, что развивать торгово-экономические отношения между Турцией и СССР - это реально и вполне возможно. Верю в то, что развитие данных отношений принесет большую пользу для экономики обеих стран и укрепит сотрудничество и дружбу между нами» [5, с. 477].

После официального визита премьер-министра Турции Суата Хайри Ургуплю в Москву советско-турецкие отношения стали интенсивно развиваться, особенно в экономическом плане. В интервью, который дал С. Ургуп-лю турецким журналистам 19 августа 1965 г., он заявил о достижении соглашения об открытии в Турции около 10 крупных заводов и предприятий при финансовой поддержке и технической помощи СССР. В числе данных проектов были металлургический, алюминиевый, нефтеперерабатывающий заводы, заводы по производству серной кислоты и древесноволокнистых плит и Ахурянское водохранилище, а советская финансовая поддержка для реализации данных проектов будет оплачена турецкими национальными товарами после открытия этих заводов в течение 15 лет с процентной ставкой 2.5% [6, с. 7].

Сближение и углубление двусторонних отношений между СССР и Турцией продолжилось и при руководстве консервативной партии «Справедливость», которая пришла к власти в Турции в 1965 г. В сентябре того же года советская делегация посетила Анкару. В ходе официальных встреч был подписан меморандум о сотрудничестве по вопросам торговли между СССР и Турцией. После этого разные технические делегации двух стран неоднократно посещали друг друга и обсуждали ключевые нюансы и динамику будущего сотрудничества.

С 20 по 27 декабря 1966 г. председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин посетил Турцию с рабочим визитом. Таким образом, впервые в истории двух стран глава советского правительства официально посетил Турцию.

Беседуя с представителями деловой элиты Турции, А.Н. Косыгин заявил: «Развитие эко-

номического сотрудничества может быть плодотворным тогда, когда развивается и политическое сотрудничество между государствами, укрепляется взаимное доверие. Ведь нельзя полагать, что экономическое сотрудничество можно развивать в условиях, когда между государствами накаляется обстановка, усиливается международная напряжённость» [7, с. 98-99].

В совместной декларации, которая была опубликована после визита А. Н. Косыгина, говорилось, что стороны подчеркнули важность развития политических и торгово-экономических отношений между СССР и Турцией. После этого важного визита совместные работы были продолжены, и 25 марта 1967 г. был подписан договор об экономическом и техническом сотрудничестве между Анкарой и Москвой. Данным соглашением предусматривалось открытие некоторых крупных предприятий в Турции при финансовой и технической поддержке СССР, предоставлении промышленного оборудования, технических услуг и условий оплаты [8, с. 130].

Соглашение об экономическом сотрудничестве между СССР и Турцией от 25 марта 1967 г. состояло из 12 пунктов и приложения. Согласно договоренности, СССР предоставлял оборудование, техническую поддержку и финансовую помощь для реализации крупных промышленных проектов на территории Турции. Заводы и предприятия, которые входили в рамки данного договора, таковы:

1. Один интегрированный сталелитейный завод (мощность 1 миллион тонн в год).

2. Один алюминиевый завод и одна гидроэлектростанция (в приложении договора мощность алюминиевого завода определена как 60000 тонн алюминия и 25000 тонн сырья в год; кроме этого, мощность гидроэлектростанции, которая обеспечит электричеством данный алюминиевый завод, будет определена между сторонами позже).

3. Один нефтеперерабатывающий завод (мощность 3 миллиона тонн сырой нефти в год).

4. Один завод по производству серной кислоты (мощность 120000 тонн в год).

5. Один завод по производству древесноволокнистых плит (мощность 28000 тонн в год).

6. Расширение стекольного завода в городе Чайырова.

7. Расширение стамбульского спиртзавода (добавление нового отделения по производству русской водки мощностью 2 миллиона литров в год) [9, с. 1-3].

На последующих переговорах после подписания данного договора стороны договорились о том, что интегрированный сталелитейный завод будет построен в городе Искендерун, алю-

миниевый завод - в городе Сейдишехир, нефтеперерабатывающий завод - в городе Алиага, завод по производству серной кислоты - в городе Бандырма и завод по производству толстолистового стана - в городе Артвин. Два проекта в городах Чайырова и Стамбуле (расширение стекольного завода и спиртзавода соответственно) были отменены.

Во втором пункте этого договора говорилось, что предполагаемая сумма оплаты советской технической поддержки и промышленного оборудования не будет превышать 200 миллионов долларов. Вместе с этим, если предполагаемая итоговая сумма будет выше 200 миллионов долларов, тогда превышенная часть будет оплачена с процентной ставкой 2.5%, а срок оплаты превышенной части также будет определен в будущих переговорах между сторонами. Советский кредит на 200 миллионов долларов будет оплачен турецкими национальными товарами после открытия данных заводов в течение 15 лет с процентной ставкой 2.5%. Для возвращения долга турецкое правительство откроет специальный счет под названием «Специальный счет Внешнеторгового банка СССР» в Центральном банке Турции. Суммы, которые будут зачислены на этот счет, будут использованы для экспорта турецких национальных продуктов, в их числе фундук, табак, изюм, цитрусовые, оливковое масло, свежие фрукты и овощи, хлопок, обувь, меха, трикотаж, руды, другая сельскохозяйственная и продовольственная продукция и т.д. [10, с. 1-3].

После подписания этого важного договора премьер-министр Турции Сулейман Демирель посетил с рабочим визитом с 19 по 29 сентября 1967 г. Москву и обсудил с председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным ключевые вопросы советско-турецкого экономического сотрудничества и кипрскую проблему. В совместной декларации, которая была опубликована после визита С. Демиреля, говорилось: главы обоих государств согласились, что кипрская проблема должна решиться только мирным путем и только путем переговоров всех заинтересованных сторон, а также что развитие советско-турецких торгово-экономических отношений в ближайшем будущем принесет взаимную выгоду и пользу и послужит укреплению дружбы между народами СССР и Турции [11, с. 1].

В состав делегации входили министры иностранных дел, промышленности, энергетики и природных ресурсов, девять парламентариев, официальные лица Турции и Советского Союза. В ходе визита турки посетили крупные промышленные города - Ленинград, Киев, Ташкент

и Баку. Согласно советско-турецкому коммюнике о визите Сулеймана Демиреля в СССР, двусторонние отношение благоприятно развиваются на базе экономического сотрудничества, политические разногласия нивелируются протоколом о редемаркации советско-турецкой границы, схожими позициями по заключению договора о нераспространении ядерного оружия, созданию единого пространства безопасности в Европе на основе взаимного доверия и уважения национальных интересов.

Продолжая курс на укрепление советско-турецких отношений, в апреле 1968 г. министр иностранных дел Турции Исхан Чаглаянгиль прибыл в Советский Союз для обсуждения долгосрочного соглашения о транзите турецких товаров в Скандинавские страны через территорию СССР. Были согласованы позиции Анкары и Москвы по кипрскому вопросу, относительно войны во Вьетнаме, а также исхода арабо-израильского конфликта.

Кроме успешного сотрудничества по линии создания и модернизации промышленного комплекса в Турции между Советским Союзом и Турецкой Республикой были установлены прямые транспортные связи - авиалиния, железнодорожное пассажирское сообщение Москва -Стамбул, определены условия для железнодорожных и авиаперевозок из СССР в страны арабского мира через территорию Турции.

Кульминацией устойчивого развития добрососедских отношений стало обсуждение возможностей подписания долгосрочного торгового соглашения и соглашения по автоперевозкам в ходе визита президента Турции Джевдета Су-ная в ноябре 1969 года. И президент, и министр иностранных дел Турецкой Республики придавали особое значение расширению внешнеполитического курса, в частности «оттепели» в советско-турецких отношениях, однако обещания ратифицировать культурное соглашение 1964 г. и определить ключевые моменты долгосрочных торговых отношений не были рассмотрены всерьез турецкими властями.

В период с 1967 по 1974 г. объём торговли между двумя странами увеличился в 2.5 раза и составил 129.1 млн руб. Основными товарами, экспортируемыми Советским Союзом, оказались оборудование, приборы, инструменты, запасные части, удобрения, полезные ископаемые. В свою очередь, значительную долю турецкого экспорта в СССР составляли сельскохозяйственные культуры - цитрусовые, хлопок-сырец, табак, а также готовые изделия лёгкой и пищевой промышленности.

Осебеннести севетске-турецких экенемических етнешений в 1960-е геды

33

Таблица

Турецкие предприятия, созданные при помощи СССР

_||(| договору от 25 марта 1967 года__

Наименование завода Мощность в год Год открытия Официальный сайт Дополнительная информация

ОАО «Искендерунский металлургический завод» 1 млн тонн 1970 http://www.isdemir.com.tr Приватизирован в 2002 г.

Сейдишехирский алюминиевый завод 60000 тонн 1973 http://www.etialuminyum.com.tr Приватизирован в 2005 г.

НПЗ «Алиага» 10 млн тонн (1987) 1972 http://www.tupras.com.tr Приватизирован в 2002 г.

Завод по производству серной кислоты «Бандырма» 240000 тонн 1972 http://www.etimaden.gov.tr/ch/ page/uretim-bandirma Закрыт в 2004 г.

Завод по производству древесноволокнистых плит «Артвин» 25000 тонн 1975 - Закрыт в 1999 г.

Премьер-министр Турции Сулейман Де-мирель в интервью, которое он дал в 1986 г., оценил данное соглашение и внешнеполитические события данного периода следующими словами: «Как известно, Турция всегда лояльно относилась к Соединенным Штатам, однако поведение США по поводу кипрской проблематики, которая имеет стратегическую важность для Анкары, создало большое разочарование и шок. Именно в этот период Турция нуждалась в новых возможностях на внешнеполитической арене. В 1964 г., когда мы начали дружелюбные отношения с СССР, наши союзники, в первую очередь США, осуждали и резко критиковали нас. В 1965 г. у власти было коалиционное правительство, и я сам принимал участие в этом правительстве в качестве заместителя премьер-министра. В то время решили ускорить инициативу развития нашей страны. Для этого, прежде всего, необходимо было решать проблему отсутствия железа и стали. В стране нет алюминия... Еще другая проблема - нефть, поскольку валютные ресурсы были весьма ограничены, и эта ситуация оказала большое давление на экономическую систему. Были два нефтеперерабатывающих завода - Аташ и Ипраш, но эти предприятия полностью принадлежали иностранному капиталу. Надо было создать свой, национальный нефтеперерабатывающий завод. Для создания подобных проектов мы искали финансовую помощь и поддержку на Западе. Международный консорциум по оказанию помощи Турции и другие партнеры нам отказали. Тогда мы обратились к СССР. Москва заинтересовалась нашими проектами и оказала нам помощь. Таким образом мы смогли реализовать данные проекты, которые имеют важное значение для нашей национальной экономики. В 1965 г.

был очень важный период для нашей страны. Именно в этот период во внешнеполитическую концепцию и позицию Турции вошли следующие крайне важные факторы: 1) развитие отношений с большим соседним государством - СССР и с другими социалистическими странами, 2) развитие отношений с исламскими государствами, 3) новая жизнеспособность в экономических отношениях с государствами - членами Движения неприсоединения, 4) использование любых внешних экономических источников, в том числе японского, для развития страны» [1].

После ввода в эксплуатацию металлургический завод в Искендеруне к середине 1970-х гг. обеспечивал 40% производства стали, алюминиевый завод в Сейдишехире - 100% производства алюминия и глинозема по стране, сернокислотный завод в Бандырме - до 27% серной кислоты, нефтеперерабатывающий завод в Алиаге - около 28% нефтепродуктов [13].

Не развитые и весьма слабые до начала 1960-х гг. советско-турецкие отношения с 1964 года начали достаточно бурно развиваться. Причинами этого положительного процесса стали отношение США к кипрской проблематике и осознание турецким руководством старых внешнеполитических ошибок [14, с. 384]. На самом деле, в тот период не наблюдалось резкого изменения внешнеполитического курса Турции. Невозможно было думать об этом без преобразований экономической системы и общественных отношений внутри страны, однако в течение 1960-х гг. турецкое руководство пыталось изменить внешнеполитические ориентиры, акцентируя свое внимание на перемене микроэкономической системы и социальной структуры. Данная трансформация турецкой внешней политики была чисто прагматичной. Для реше-

ния кипрского кризиса на международном уровне искалась помощь, в том числе советская, а экономическая поддержка, которая была оказана Советским Союзом, стала «призом» данной политики. В конечном итоге, можно сказать, что крупные предприятия, которые созданы в Турции при советской экономической и технической помощи в контексте договора от 25 марта 1967 года, стали заметными символами сотрудничества, солидарности, партнерства и создали много новых мест занятости для населения. Данное сотрудничество между Турцией и СССР сильно мешало западным партнерам Анкары, и с 1970 г. начались агрессивные политические действия со стороны Запада, чтобы предотвратить данное сближение, и эти политические шаги имели частичный успех в 1970-80-х гг.

Список литературы

1. Дружиловский С.Б. Эволюция концепции безопасности на Среднем Востоке (Иран, Афганистан, Турция) // Восток /Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Д. Воскресенского; МГИМО(У) МИД России. М.: РОССПЭН, 2002. С. 407-414.

2. Yonca Poyraz Dogan Two views on... Turkey and Russia. Режим доступа: http://www.turkishreview.org/ interviews/two-views-on-turkey-and-russia_552826. Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2016).

3. Свилас С.Ф. Турция в дипломатии Н.С. Хрущева // Беларусь - Турция: Материалы Второй Междунар.

науч.-практ. конф., Минск, 25 февраля 2011 г. Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2011. С. 59-70.

4. Milliyet. 7 Kasim 1964 «Türk Sovyet ticari iliçkileri geliçtirilecek. Türk-Rus Bildirisi» Sayfa 7.

5. Gönlübol M. Olaylarla Türk Di§ Politikasi. Ankara: Siyasal Kitabevi, 1990. 727 c.

6. Milliyet. 20 Agustos 1965 «Ürgüplü: Ruslar bir baraj ile 9 fabrika kuracak».

7. Желобцов Ф.Ф. Советско-турецкие отношения в 1950-е гг. по материалам демократического еженедельника «Акис» // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №4 (1). С. 98-102.

8. Altan M. Süperler ve Türkiye. Istanbul: AFA Yayincilik, 1986. 243 с.

9. T.C. Resmi Gazete. 2 Haziran 1967. Kararnameler -T.C. ile SSCB arasinda bazi sinai tesisler kurulmasi için Sovyetler Birligi tarafindan Türkiye'ye teslim edilecek teçhizat ve malzeme ile saglanacak teknik hizmetlere ve bunlarla ilgili ödeme çarlarma dair Anla^ma. Sayfa 1-3.

10. Milliyet. 30. Eylül. 1967. «Demirel: Rusya ile itimat saglandi».

11. Iktisat Dergisi. «Yeni Soguk Sava§». Aktaran Altan M. С. 133.

12. Çelik E. 100 Soruda Türkiye'nin di§ politika tari-hi. Istanbul: Gerçek Yayinevi, 1997. 223 c.

13. Turkey - Growth and Structure of the Economy. Режим доступа: http://data.mongabay.com/reference /country_studie s/turkey/ECONOMY.html# sthash.mwxp 3GYH.dpufhttp://data.mongabay.com/reference/country _studies/turkey/ECONOMY.html. Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2016).

14. Hale W. Türk Di§ Politikasi 1774-2000. Istanbul: Arkeoloji ve Sanat Yayinlari. 2003. 414 c.

SOME FEATURES OF SOVIET-TURKISH ECONOMIC RELATIONS IN THE 1960s

C. Kaygusuz

During the «Cold War», there was a sharp clash of interests of the leading players in the international arena. Under these conditions, the Soviet-Turkish relations remained within narrow bounds until the early 1960s. However, since 1960, there was a significant rapprochement and improvement of these relations. The article deals with the Soviet economic and technical assistance in the context of the Soviet-Turkish agreement of March 25, 1967, which envisaged the construction of large enterprises in the territory of Turkey.

Keywords: Cold War, Turkey, Soviet Union, NATO, Soviet-Turkish relations.

References

1. Druzhilovskij S.B. Ehvolyuciya koncepcii be-zopasnosti na Srednem Vostoke (Iran, Afganistan, Turciya) // Vostok /Zapad: Regional'nye podsistemy i regional'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij: Uchebnoe posobie dlya vuzov / Pod red. A.D. Voskresenskogo; MGIMO(U) MID Rossii. M.: ROSSPEhN, 2002. S. 407-414.

2. Yonca Poyraz Dogan Two views on... Turkey and Russia. Rezhim dostupa: http://www.turkishreview.org/ interviews/two-views-on-turkey -and-russia_552826. Zagl. s ehkrana (data obrashcheniya: 10.04.2016).

3. Svilas S.F. Turciya v diplomatii N.S. Hrushcheva // Belarus' - Turciya: Materialy Vtoroj Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 25 fevralya 2011 g. Minsk: Izd-vo «Chetyre chetverti», 2011. S. 59-70.

4. Milliyet. 7 Kasim 1964 «Türk Sovyet ticari iliçkileri geliçtirilecek. Türk-Rus Bildirisi» Sayfa 7.

5. Gönlübol M. Olaylarla Türk Di§ Politikasi. Ankara: Siyasal Kitabevi, 1990. 727 c.

6. Milliyet. 20 Agustos 1965 «Ürgüplü: Ruslar bir baraj ile 9 fabrika kuracak».

7. Zhelobcov F.F. Sovetsko-tureckie otnosheniya v 1950-e gg. po materialam demokraticheskogo ezhene-del'nika «Akis» // Izvestiya Altajskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2010. №4 (1). S. 98-102.

8. Altan M. Süperler ve Türkiye. Istanbul: AFA Yayincilik, 1986. 243 s.

9. T.C. Resmi Gazete. 2 Haziran 1967. Kararnameler -T.C. ile SSCB arasinda bazi sinai tesisler kurulmasi için Sovyetler Birligi tarafindan Türkiye'ye teslim edilecek teçhizat ve malzeme ile saglanacak teknik hizmetlere ve bunlarla ilgili ödeme çarlarina dair Anla^ma. Sayfa 1-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OeoôeHHoemu coBemcKO-mypeqKux экономицеских omHomeHuù b 1960-e годu

35

10. Milliyet. 30. Eylul. 1967. «Demirel: Rusya île itimat saglandi».

11. Iktisat Dergisi. «Yeni Soguk Sava§». Aktaran Altan M. S. 133.

12. Çelik E. 100 Soruda Turkiye'nin di§ politika tari-hi. Istanbul: Gerçek Yayinevi, 1997. 223 c.

13. Turkey - Growth and Structure of the Economy.

Rezhim dostupa: http://data.mongabay.com/reference /country_studie s/turkey/ECONOMY.html# sthash.mwxp 3GYH.dpufhttp://data.mongabay.com/reference/country _studies/turkey/ECONOMY.html. Zagl. s ehkrana (data obrashcheniya: 10.04.2016).

14. Hale W. Turk Di§ Politikasi 1774-2000. Istanbul: Arkeoloji ve Sanat Yayinlari. 2003. 414 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.