Научная статья на тему 'Британский проект урегулирования ситуации на Кипре в 1957-1958 годах: «План Макмиллана»'

Британский проект урегулирования ситуации на Кипре в 1957-1958 годах: «План Макмиллана» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
738
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИПР / МАКМИЛЛАН / ПЛАН МАКМИЛЛАНА / МЕНДЕРЕС / ЭНОЗИС / МАКАРИОС III / CYPRUS / MACMILLAN / MACMILLAN'S PLAN / MENDERES / ENOSIS / TAKSIM / MAKARIOS III

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестеров Александр Геннадьевич, Златоустова Марина Игоревна

Рассматривается вопрос о статусе Кипра в конце 50-х годов XX века, а также политика Великобритании, связанная с решением кипрской проблемы. На основе британских документов, а также источников по внешней политике США середины XX века дается обзор британской внешней политики по отношению к подконтрольному ей острову. Особое внимание уделяется проекту премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана, согласно которому статус Кипра в течение семи лет должен был оставаться неизменным, а греки-киприоты и турки-киприоты могли участвовать в политической жизни острова через новые органы власти, функционирующие отдельно для каждой общины. Анализируется подход министра иностранных дел, а впоследствии премьер-министра Великобритании Г. Макмиллана к нормализации обстановки на Кипре во второй половине 1950-х годов, осложнившейся в результате развернувшейся на острове национально-освободительной борьбы греков-киприотов, которые поддерживали идею энозиса (движение за присоединение к Греции). Также освещаются основные проблемы и разногласия в позициях Турции, Греции и Великобритании по отдельным статьям проекта Макмиллана. Рассматривается ряд статей проекта о возникновении новых органов власти и распределении полномочий между губернатором острова и правительственными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нестеров Александр Геннадьевич, Златоустова Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

British Draft Resolution of Situation in Cyprus in 1957-1958: “Macmillan’s Plan”

The status of Cyprus in the late 1950-ies as well as the UK policy associated with the solution of the Cyprus problem are discussed. On the basis of British documents and sources on USA foreign policy of the mid-20th century an overview of British foreign policy in relation to controlled island is made. Special attention is paid to project of the Prime Minister of Great Britain Harold Macmillan, according to which the status of Cyprus were to remain unchanged for seven years, and the Greek Cypriots and the Turkish Cypriots could participate in the political life of the island through new organs of power, functioning separately for each community. The approach of foreign Minister and later Prime Minister of Great Britain H. Macmillan is analysed to normalization of the situation in Cyprus in the second half of 1950-ies, complicated as a result of national liberation struggle of the Greek Cypriots unfolding on the island, who supported the idea of enosis (a movement for annexation to Greece). Also the main problems and disagreements in the positions of Turkey, Greece and the UK on certain articles of Macmillan draft are highlighted. The number of the articles are considered on the emergence of new authorities and distribution of powers between the Governor of the island and government authorities.

Текст научной работы на тему «Британский проект урегулирования ситуации на Кипре в 1957-1958 годах: «План Макмиллана»»

Нестеров А. Г. Британский проект урегулирования ситуации на Кипре в 1957—1958 годах: «план Макмиллана» / А. Г. Нестеров, М. И. Златоустова // Научный диалог. — 2017. — № 5. — С. 240—253. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-5-240-253.

Nesterov, A. G., Zlatoustova, M. I. (2017). Presentational Vocabulary of Samara Dialects. Nauchnyy dialog, 5: 240-253. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-5-240-253. (In Russ.).

I5E научная (S3 БИБЛИОТЕКА ^бИШШУ.ЙЦ

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 94(564.3).03+94(410).086

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-5-240-253

U 1. Fi I С Н ' S

PERKXMCALS iilKfC TORY-

Британский проект урегулирования ситуации на Кипре в 1957—1958 годах: «план Макмиллана»

© Нестеров Александр Геннадьевич (2017), orcid.org/0000-0002-3349-6204, доктор исторических наук, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения, директор Центра Азербайджановедения, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), agn1154@yandex.ru.

© Златоустова Марина Игоревна (2017), магистр зарубежного регионоведения, ассистент кафедры зарубежного регионоведения, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), marina3060@list.ru.

Рассматривается вопрос о статусе Кипра в конце 50-х годов XX века, а также политика Великобритании, связанная с решением кипрской проблемы. На основе британских документов, а также источников по внешней политике США середины XX века дается обзор британской внешней политики по отношению к подконтрольному ей острову. Особое внимание уделяется проекту премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана, согласно которому статус Кипра в течение семи лет должен был оставаться неизменным, а греки-киприоты и турки-киприоты могли участвовать в политической жизни острова через новые органы власти, функционирующие отдельно для каждой общины. Анализируется подход министра иностранных дел, а впоследствии премьер-министра Великобритании Г. Макмиллана к нормализации обстановки на Кипре во второй половине 1950-х годов, осложнившейся в результате развернувшейся на острове национально-освободительной борьбы греков-киприотов, которые поддерживали идею энозиса (движение за присоединение к Греции). Также освещаются основные проблемы и разногласия в позициях Турции, Греции и Великобритании по отдельным статьям проекта Макмиллана. Рассматривается ряд статей проекта о возникновении новых органов власти и распределении полномочий между губернатором острова и правительственными органами.

Ключевые слова: Кипр; Макмиллан; план Макмиллана; Мендерес; энозис; так-

сим, Макариос III.

1. Введение

В соответствии с Кипрской конвенцией, подписанной между Великобританией и Турцией в 1878 году, Великобритания оккупировала Кипр. При этом англичане обязались ежегодно выплачивать турецкому султану 99 799 фунтов стерлингов за сохранение за ними права на управление островом. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, британское правительство объявило об аннексии Кипра; Турция признала этот факт в 1923 году после подписания Лозаннского мирного договора [Tornaritis, 1980, p. 4].

Установление над островом власти англичан ознаменовало появление нового типа управления — колониального. В то же время англичане сохранили значительную часть традиционных структур управления, существовавших в период османского владычества над островом. Основой создания административных и политических учреждений было разделение населения Кипра на этнические группы во главе с этнархами (миллет-баши) — руководителями соответствующей общины — греческой, турецкой, армянской и др.

В 1920-е годы в среде греков-киприотов начинает усиливаться недовольство, вызванное британским правлением. Особое значение начинают играть националистические идеи, ведущей из которых была идея энозиса, то есть присоединения острова к Греции. Эта идея появилась еще на рубеже XIX—XX веков, после того как в 1912 году в состав Греции вошел остров Крит. Идеологами энозиса были как греческие националисты Кипра и Греции, так и Кипрская православная церковь.

В 40—50-е годы XX века большинство греков-киприотов, стремившихся освободить остров от британского колониализма, поддерживали идею энозиса [Tornaritis, 1980, p. 62]. Английские колониальные власти в ответ на требования греков-киприотов о самоуправлении давали обещания даровать Кипру новую конституцию и усовершенствовать местные органы власти. Несколько конституционных проектов было предложено киприотам во второй половине 1940-х и в первой половине 1950-х годов, но ни один из этих проектов не был реализован, поскольку не устраивал греческую кипрскую общину [Нестеров и др., 2016; Нестеров и др., 2017].

2. Позиция Великобритании по Кипру во второй половине 1950-х годов. Начало вооруженной борьбы на острове

Великобритания в первой половине 50-х годов XX века занимала довольно жесткую позицию относительно статуса Кипра в целях сохранения

своих стратегических интересов в регионе. Британский премьер-министр Энтони Иден (1955—1957) отказался обсуждать положение дел на острове с главой греческого правительства маршалом Александром Папагосом, указав, что Кипр является исключительной сферой британских интересов [FRUS 1952—1954, vol. VIII, p. 676].

В первой половине 1950-х годов позиции этнических общин на острове по вопросу о пути развития Кипра были разными: греки-киприоты поддерживали идею энозиса, турецкая община Кипра, несмотря на свое численное меньшинство, стремилась к равенству в правах с греческой общиной и сохранению Кипра в статусе отдельной территории, не включенной в состав Греции, а Великобритания была заинтересована прежде всего в сохранении на острове своих военных баз, что было обусловлено нарастанием очередного кризиса в регионе Ближнего Востока (связанного с национализацией Египтом Суэцкого канала).

В 1954 году Греция решила поставить вопрос о самоопределении киприотов на обсуждение в ООН [Faustmann et al., 2008, p. 79]. Таким образом, вопрос о статусе Кипра вышел за рамки Британской империи и двухсторонних британско-греческих отношений.

Турция заняла активную позицию в решении кипрской проблемы именно с середины 50-х годов XX века. Премьер-министром Турции с 1950 года был Аднан Мендерес, виднейший политический деятель, в 1946 году основавший Демократическую партию, которая и победила на выборах 1950 года [Поцхверия, 1976, с. 201]. А. Мендерес оставался у власти в Турции до военного переворота 1960 года и вел очень активную политику в регионе Восточного Средиземноморья. Естественно, что положение на Кипре не могло оставаться вне сферы внимания турецкого руководства.

В 1954 году британцы во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН фактически поддержали притязания турецкой стороны на Кипр для того, чтобы нейтрализовать требования осуществления энозиса греческой стороны [Cicioglu et al., 2014, s. 9].

Отставка с поста главы британского правительства сэра Уинстона Черчилля (1955) и создание нового правительства, в котором место премьер-министра занял Энтони Иден, а министром иностранных дел стал Гарольд Макмиллан, позволили Великобритании провозгласить новый курс по вопросу о Кипре. Было решено привлечь к обсуждению вопроса о конституции на Кипре и Турцию, и Грецию. Трехсторонняя конференция состоялась в конце августа — начале сентября 1955 года [Tornaritis, 1980].

Г. Макмиллан в 1955 году заявил о том, что для Великобритании важны прежде всего ее стратегические позиции на Кипре для защиты Ближнего

Востока и реализации британских стратегических и экономических интересов [Tornaritis, 1980]. Во время трехсторонней конференции Макмиллан отклонил греческое требование о предоставлении Кипру права на самоопределение. Он также заявил о том, что самоопределение, если таковое случится, будет достигнуто лишь за счет раздела острова. Такую позицию поддержала и Турция, выдвинувшая в качестве обязательного условия для самоопределения или даже самоуправления Кипра признание равенства греческой и турецкой общин острова [Kodal, 2013, s. 779]. Предложение британской стороны включало предоставление конституционного самоуправления как коронной колонии Соединенного Королевства. Британия при этом четко дала понять, что она не предусматривает отказа от своего права на управление Кипром.

Конференция показала, что сторонам не удалось достичь согласия по вопросу будущего статуса Кипра на международной арене, поэтому обсуждение вопроса было отложено, а конференция была распущена. После ее провала на острове началась вооруженная борьба греков-киприотов за энозис.

Кампанию за освобождение Кипра от британского колониального управления в 1955 году повела ЭОКА (Национальная организация борьбы за свободу) во главе с Георгиосом Гривасом, бывшим военным офицером, ярым сторонником союза Кипра с Грецией [Kadioglu, 2010, p. 122].

В переписке с госсекретарем США Дж. Ф. Даллесом министр иностранных дел Г. Макмиллан говорил о том, что Великобритания несмотря на провал конференции хочет продолжать переговоры с Турцией и Грецией [FRUS 1955—1957, vol. XXIV, p. 295].

Необходимо отметить, что и в 40-х годах XX века, и во второй половине 1950-х годов британские власти выдвигали планы конституционных преобразований системы управления на острове, которые, однако, не были приняты греческой общиной острова. Проект лорда Винстера во второй половине 1940-х годов не встретил поддержки греческой части населения, так как не предусматривал идеи реального самоуправления для острова [Нестеров и др., 2017, с. 181]. Другой проект, подготовленный лордом Рэдклиффом в середине 1950-х годов, был отвергнут греками-киприотами ввиду тезиса о двойном самоопределении, что включало в себя предоставление обеим общинам на острове равных прав и могло привести к дальнейшему разделению острова на две части [Нестеров и др., 2016, с. 294]. План губернатора Фута по решению кипрской проблемы, выдвинутый им в 1957 году, также не был принят ввиду нарастания на острове революционных настроений и более жесткой политики Турции, заявляв-

шей во второй половине 1950-х годов о необходимости раздела Кипра [Sankoyuncu Degerli, 2012, s. 95].

К концу октября 1956 года, несмотря на нестабильное положение на острове, Кипр стал отправной точкой для неудачных англо-французских попыток по захвату Суэцкого канала, национализированного новым националистическим египетским правительством [Faustmann et al., 2008, p. 47]. В 1956 году Кипр достиг своего апогея важности в глазах британских властей, но неудача англо-французского удара по Египту показала, что Кипр не является хорошей заменой египетским базам.

3. Конституционные предложения Г. Макмиллана для Кипра (1957—1958)

После Суэцкого кризиса 1956 года Гарольд Макмиллан, сменив на посту премьер-министра Энтони Идена, в январе 1957 года возглавил консервативное правительство Великобритании. За год ситуация на Кипре ухудшилась, а Суэцкий кризис способствовал снижению стратегической значимости острова. Одним из главных решений нового премьер-министра по урегулированию положения на Кипре стало решение о возвращении архиепископа Кипрской церкви Макариоса III и митрополита Кириней-ского Киприана из ссылки (они были сосланы на Сейшельские острова), что и произошло 28 марта 1957 года. Однако архиепископу и митрополиту было запрещено находиться на Кипре и предложено выбрать место жительства в любом другом месте, поэтому кипрские церковные иерархи поехали в Афины. В знак протеста против политики нового правительства, связанной с возвращением из ссылки архиепископа Кипрской церкви, лорд Солсбери, возглавлявший Палату Лордов в британском Парламенте, подал в отставку в конце марта 1957 года [Holland, 1994, p. 184].

Целью нового правительства Англии стало проведение трехсторонних переговоров по вопросу о Кипре между Англией, Турцией и Грецией, которые бы обеспечили участие Турции, но обошли бы стороной греков-киприотов. В свою очередь Греция стремилась вовлечь в переговоры греков-киприотов, оставив Турцию в стороне.

Напряжение вокруг кипрского вопроса нарастало и в 1957 году, когда Турция готовилась к новым выборам. В турецком обществе росло недовольство политикой А. Мендереса и деятельностью Демократической партии из-за нерешенности ряда экономических и политических проблем. С помощью нового избирательного закона Демократическая партия в 1957 году смогла заполучить большинство мест в парламенте [Поцхве-рия, 1976, с. 205]. Тем самым правительство А. Мендереса сумело удер-

жать власть, но позиции его внутри страны были ослаблены и уязвимы ввиду внешнеполитических проблем. Турецкое правительство решило, что настало время укрепить свои позиции во внешней политике и оказать давление на Великобританию по решению кипрского вопроса.

Турция решила передать вопрос в НАТО [Sankoyuncu Degerli, 2012, s. 96]. Недовольство по отношению к Англии возникло и потому, что та выступила за готовность обсуждать вопрос о предоставлении Кипру независимости с «повстанцем» Макариосом, вслед за освобождением которого весной 1957 года Турция ужесточила свои позиции по кипрскому вопросу, ставя вопрос о разделе острова как единственный способ решения проблемы [Поцхверия, 1976, с. 207].

Политическую ситуацию на острове осложнило начало кампании турок-киприотов за раздел Кипра (таксим) под лозунгом «Ya taksim, ya olum» («Или раздел, или смерть») [Sarikoyuncu Degerli, 2012, s. 95—96]. Таким образом, после выдвижения ответных турецких требований, связанных с разделом острова, энозис стал невозможен. Вплоть до августа 1958 года Турция занимала довольно агрессивную позицию по отношению к Великобритании, заявляя о необходимости немедленного раздела Кипра.

На заседании Палаты Общин 19 июня 1958 года премьер-министр Макмиллан говорил о том, что политика Великобритании на Кипре преследует четыре главные цели:

1) служить интересам всего кипрского народа;

2) стремиться к достижению решения вопроса таким образом, чтобы учесть интересы обеих общин, а также интересы правительств Греции и Турции;

3) гарантировать безопасность британских военных баз на Кипре, служащих для выполнения Соединенным Королевством своих международных обязательств;

4) содействовать укреплению мира и безопасности, а также сотрудничества между Великобританией и ее союзниками [HC Deb 1958].

Далее премьер-министр объявил о том, что ввиду различия позиций правительств Греции и Турции, а также отсутствия согласия между двумя общинами Кипра и из-за возможных катастрофических последствий затянувшегося конфликта на правительство Великобритании возлагается задача найти выход из тупика. Тем самым в основе плана Макмиллана лежала базовая идея о том, что вследствие невозможности компромисса между различными сторонами Великобритания должна самостоятельно выработать Конституцию для Кипра и принять меры для введения ее в действие независимо от того, согласны ли на это другие стороны или нет.

План предполагал сотрудничество между греческой и турецкой общинами, а также между Великобританией, Грецией и Турцией. На протяжении семи лет статус Кипра должен оставаться неизменным. Каждая община должна будет проводить свою собственную политику через Палату Представителей. Все управление на острове должно осуществляться Советом, который будет состоять из губернатора, представителей от Греции и Турции, а также шести киприотских министров, четверо из которых должны быть избраны из греческой Палаты Представителей, а двое — из турецкой. Губернатор острова, по договору с представителями Греции и Турции, сохраняет свои полномочия по руководству внешней и внутренней политикой, а также политикой безопасности. Представители Греции и Турции наделяются правом отправить любой, по их мнению, дискриминирующий закон на рассмотрение беспристрастного трибунала [HC Deb 1958].

Таким образом, план предусматривал ассоциацию Кипра не только с Великобританией, но и с Грецией и Турцией как со сторонами, имеющими свои интересы, которые касались данной территории. Предусматривалось, что трехстороннее сотрудничество будет способствовать восстановлению мира, дальнейшему процветанию и благополучию острова.

В своей речи в Палате Общин 19 июня 1958 года Макмиллан отметил, что реализация данного плана приведет к прекращению насилия на острове и отмене чрезвычайного положения, введенного ранее британским правительством. По его словам, положения данного договора направлены на предоставление кипрскому народу наиболее благоприятного статуса. Путем реализации политики через новые представительные органы власти у греков-киприотов и у турок-киприотов появятся новые возможности волеизъявления. Более того, соглашение способствует установлению и развитию мирных отношений и сотрудничества между Великобританией, Грецией и Турцией. Кипр в данном случае должен выступать как символ успеха их политики сотрудничества, а не служить причиной конфликта между странами [HC Deb 1958]. Премьер-министр заявил и о том, что Совет НАТО одобряет и поддерживает выдвинутые предложения по урегулированию конфликта.

План был отвергнут и Грецией, и Турцией, а также архиепископом Ма-кариосом III. Архиепископ обозначил, что партнерство в данном случае выглядит как трехсторонний кондоминиум. Британские лейбористы раскритиковали план, заявив о том, что он скорее направлен на разъединение общин Кипра, чем на их мирное сосуществование. Реакция общин Кипра проявилась в интенсификации военных действий. Спустя двенадцать дней после объявления плана Макмиллана турки-киприоты приступили к под-

жогам в Никосии и положили начало борьбе с греками-киприотами. Это противостояние продолжалось два месяца, в результате чего погибли пятьдесят шесть человек с греческой стороны и пятьдесят три — с турецкой [Borowiec, 2000, p. 36]. На Кипр были направлены дополнительные военные отряды из Великобритании. Численность британских войск на острове составила около 20 000 человек.

В августе 1958 года премьер-министр Макмиллан посетил Грецию, Турцию и Кипр и объявил о некоторых изменениях в выдвинутом им плане урегулирования конфликта [Borowiec, 2000, p. 39]. Самым важным из них было то, что теперь представители от Греции и Турции не должны были входить в состав управляющего Совета, они напрямую были связаны с губернатором. Даже будучи пересмотренным, план все еще оставался неприемлемым для правительства Греции и Макариоса. Спустя несколько недель Турция заявила о решении сотрудничать с Великобританией в реализации плана. С этой целью 1 октября 1958 года турецкая сторона выбрала своего представителя на острове [Cicioglu et al., 2014, s. 18].

Смягчение позиции Турции в отношении кипрского вопроса произошло и из-за давления США. Обострение обстановки на острове не играло на руку державам, входившим в НАТО, так как это могло способствовать росту популярности и влияния патриотических, прежде всего левых сил.

План Макмиллана имел определенную привлекательность для Турции, так как предоставлял последней право участвовать не только в международных переговорах по обсуждению ситуации на Кипре, но и в управлении островом. План откладывал решение вопроса о самоопределении на семь лет и фактически гарантировал для Турции наложение вето на эно-зис к концу данного срока. Не предусматривалось создание центрального законодательного органа, который бы находился под властью греческого большинства. Наоборот, положение о создании отдельных парламентских собраний для каждой общины и добавленное позже положение о раздельных муниципалитетах подготовило плацдарм для возможного полного разделения общин в будущем.

План способствовал росту уверенности греческой стороны в том, что Великобритания с Турцией состоят в сговоре против нее. 21 августа 1958 года ЭОКА призвала к полному бойкоту британской администрации в ответ на договоренности между Великобританией и Турцией [Holland, 1994, p. 204]. Перемирие, длившееся с начала месяца в связи с обращениями премьер-министров Греции и Турции, было прекращено. Возобновились активные военные действия, которые не только создали угрозу перерастания конфликта в гражданскую войну между греческой и турецкой общинами

острова, но и привели к углублению отчуждения греков-киприотов по отношению к британцам. ЭОКА все сильнее призывала к прекращению любого сотрудничества с британскими колониальными властями.

Тогда же британское правительство приступило к претворению плана Макмиллана в жизнь. Было принято решение о создании отдельных муниципальных советов для греков-киприотов и турок-киприотов, благодаря чему возросли опасения греческой общины о разделении острова де-факто. В конфиденциальной беседе с представителями греческого правительства Макариос III объявил о том, что он согласен принять независимость для Кипра под покровительством ООН вслед за окончанием периода самоуправления. 18 сентября 1958 года архиепископ опубликовал в официальном органе Кипрской православной церкви — журнале «Апостол Варнава» послание к греческому народу Кипра. В своем послании архиепископ Макариос III, в частности, писал: «Путем тяжких битв и жертв приобрели мы божественный дар свободы, право руководить политической и общественной жизнью и создали предпосылки для мира и благоденствия на острове. Доблесть и патриотизм эллинских киприотов выковались в величайщих страданиях и жертвах и стали примером подражания для грядущих поколений. Но если путем жестокой борьбы была приобретена свобода и колониальный режим переживает свой конец, то свободный режим на нашем острове еще не установлен. Нам предстоит пройти стадию применения Цюрихского и Лондонского соглашений, и в течение этого переходного периода, мы, естественно, столкнемся с большим числом проблем и трудностей. Нужно большое внимание ко всему этому, и мы охотно посвящаем наши старания достойному применению договоров, на основе которых мы строим независимую Кипрскую республику.

В этот решающий переходный период, когда предначертывается будущее Кипра, требуется единство и единодушие, чтобы сделать все возможное, достойное наших трудов и жертв <...> Сражаясь в единении, вы завоевали себе свободу, и нужно, чтобы опять, объединенные на могилах ваших детей, вы укрепили свободное государство Кипра <.> Политическая устойчивость и мир на острове, являющиеся не только правом, но и долгом его обитателей, суть не менее героическое дело, чем борьба за свободу. В этот период основания и построения нашего нового государства покажите вашу доблесть и ваши таланты, как и во время освободительной борьбы, и трудитесь вместе как свободные граждане, с уверенностью прозревая счастливое будущее» [Метода, 1959, с. 3—5].

В письме к полковнику Гривасу от 28 сентября 1958 года, объясняя причины перемены своей позиции по отношению к плану британского

правительства, архиепископ Макариос назвал изменение подхода к урегулированию конфликта на острове со стороны правительства Великобритании, охлаждение интереса Лейбористской партии к урегулированию конфликта, а также поддержку британской политики на Кипре со стороны властей США [Holland, 1994, p. 207]. Макариос писал о том, что в принципе рассмотрения вопроса о судьбе Кипра в ООН можно достичь, лишь добиваясь независимости острова. В противном случае греков-киприотов могут просто поставить перед свершившимся фактом раздела острова.

В декабре 1958 года состоялось очередное заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Впервые в истории кипрского кризиса США открыто выступили против позиции Греции по вопросу о предоставлении независимости острову. Таким образом, британцы одержали верх над греками, и идея энозиса была отложена на неопределенное время. Процессы на Ближнем Востоке привели Турцию к согласию о предоставлении гарантий независимости Кипра. Прошедшее в декабре 1958 года заседание Генеральной Ассамблеи ООН завершилось принятием резолюции, в которой выражалась уверенность в справедливом и мирном решении кипрского вопроса в соответствии с Уставом ООН [Резолюция 1287 (XIII) Генеральной Ассамблеи ООН. Кипрский вопрос].

4. Выводы

Таким образом, во второй половине 1950-х годов очевидными стали нарастание напряженности на Кипре и столкновение интересов как двух общин на острове, так и интересов Великобритании, Греции и Турции в регионе. Было очевидным несовпадение позиций стран по проблеме Кипра. Великобритания несмотря на все свои усилия не смогла предотвратить перерастания конфликта в международный. Любые предложения по введению конституции на острове пресекались греками-киприотами, ввиду того что ни один проект не соответствовал основному требованию греков-киприотов — предоставлению острову независимости.

Британское правительство, понимая невозможность достичь договоренности с Грецией и Турцией по ряду вопросов, к концу 1950-х годов решило самостоятельно разработать план по урегулированию ситуации на Кипре. План Макмиллана был разработан и представлен сторонам в 1957 году. Однако предложения Макмиллана, предусматривавшие возможности будущего разделения острова на греческую и турецкую части, вызвали протест в среде греков-киприотов и привели к росту напряженности в кипрском обществе и интенсификации военных действий на острове со стороны ЭОКА. В 1957 году план не поддержали Греция, Турция, а так-

же архиепископ Кипрской церкви Макариос III. В 1958 году Г. Макмиллан внес изменения в план, которые поначалу также не были приняты сторонами. Несмотря на начальное неприятие предложений по переустройству власти на Кипре план в 1958 году все же был поддержан Турцией, которая в соответствии с новыми положениями плана могла принимать непосредственное участие в управлении Кипром. Изменив свое отношение к плану Макмиллана, его также поддержал и Макариос III. Согласие сторон по урегулированию кипрской проблемы имело важное значение и впоследствии привело к подписанию Цюрихско-Лондонских соглашений 1959 года и провозглашению независимого государства Кипр в 1960 году [Tomaritis, 1980].

Источники и общепринятые сокращения

1. Резолюция 1287 (XIII) Генеральной Ассамблеи ООН. Кипрский вопрос [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://daccess-ods.un.org/ TMP/54261.852055788.html.

2. FRUS — Foreign Relations of the United States, 1952—1954. — Washington,

1988. —Vol. VIII. — 1463 p.

3. FRUS — Foreign Relations of the United States, 1955—1957. — Washington,

1989. — Vol. XXIV. — 768 p.

4. HC Deb 1958—House ofCommons Debates. 1958, June 19 [Electronic resource]. — Access mode : http://hansard.millbanksystems.com/commons/1958/jun/19/cyprus.

5. Kodal T. Kibris sorununun jozumu konusunda bilinmeyen bir kaynak : Prof. Dr. Nihat Erim'in ba^bakan Adnan Menderes'e sunmu§ oldugu rapor / T. Kodal // Belgi. — 2013. — № 2. — S. 771—801.

6. Мцуица тои ApxismaKonou MaKapiou rq^ Кипром exx^vikou Xaoti // О Алоато^ BapvaPa^. — 1959. — № 9—10. — Z. 3—5.

7. Tornaritis C. G. Cyprus and its constitutional and other legal problems [Electronic resource] / C. Tornaritis. — Nicosia, 1980. — Access mode : http://www.kypros.org/ Documents/Tornaritis/docs/nicosia.html.

Литература

1. Нестеров А. Г. Британская политика на Кипре во второй половине 1940-х гг. : конституционный проект лорда Винстера / А. Г. Нестеров, М. И. Златоустова // Научный диалог. — 2017. — № 3 (60). — С. 176—188.

2. Нестеров А. Г. Конституционный проект лорда Рэдклиффа и обсуждение вопроса о независимости Кипра в середине 1950-х гг. / А. Г. Нестеров, М. И. Златоустова // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 290—301.

3. Поцхверия Б. М. Внешняя политика Турции после второй мировой войны / Б. М. Поцхверия. — Москва : Наука, 1976. — 304 с.

4. Borowiec A. Cyprus : A Troubled Island [Electronic resource] / A. Borowiec. — London : Praeger, 2000. — Access mode : http://books.google.ru/books?id=hzEDg6d80

MC&pg=PA27&lpg=PA27&dq=Cyprus:+A+Place+of+Arms&source=bl&ots=phgtKM bsjo&sig=KU9Bo74kc-W7kh7fAFCZtuGRYg&hl=ru&sa=X&ei=T7VsU8r5Ece6ygPN kILIAg&ved=0CE8Q6AEwBw#v=onepage&q=Cyprus.

5. Cicioglu H. Türkiye'nin Kibris politikasini belirleylen olaylar (1923—1960) / H. Cicioglu, T. B. Göktürk // 9 Kibris arastirmalari kongresi materiallari. — Antalya, 2014. — S. 3—26.

6. Faustmann H. The Government and Politics of Cyprus [Electronic resource] / H. Faustmann, J. Ker-Lindsay. — New York : Peter Lang International Academic Publishers, 2008. — Access mode : http://books.google.ru/books?id=AzIXtVdDDwg C&p g=PA62&lpg=PA62&dq=Hubert+Faustmann+Divide+and+Quit&source=bl&ots=DGO mAVdvek&sig=2h3jwdfgS26Z7mSHxrS5OhGY7fU&hl=ru&sa=X&ei=ZghtU6eiOMv YygPLh4GABg&ved=0CE8Q6AEwBg#v=onepage&q=Hubert%20Faustmann.

7. Holland R. Emergencies and disorder in the European empires after 1945 [Electronic resource] / R. Holland. — New York : Routledge, 1994. — Access mode : http:// books.google.ru/books?id=iBaGTG9GZ0AC&pg=PA203&lpg=PA203&dq=Reddaway +J.+Burdened+with+Cyprus:+the+British+Connection&source=bl&ots=LzF5KFz8q9 &sig=osFmfPXzgEYgxYjAmbtFP5TrXSo&hl=ru&sa=X&ei=YH_uUtOlHsag4gT5go HYDw&ved=0CHcQ6AEwCQ#v=onepage&q=Reddaway.

8. Kadioglu P. The rise of Ethno-nationalism in Cyprus under the British Rule : Submitted / P. Kadioglu . — Qankaya Ankara, 2010. — 155 p.

9. Sarikoyuncu Degerli E. Demokrat Parti döneminde Türkiye'nin Kibris politikasi (1950—1960) / E. Sarikoyuncu Degerli // Akademik Baki§. — 2012. — № 6. — S. 85—101.

British Draft Resolution of Situation in Cyprus in 1957—1958: "Macmillan's Plan"

© Nesterov Aleksandr Gennadyevich (2017), orcid.org/0000-0002-3349-6204, Doctor of History, Head of Department, Department of Foreign Region Studies, Director of Centre of Azerbaijan Studies, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), agn1154@ yandex.ru.

© Zlatoustova Marina Igorevna (2017), master's degree holder, assistant lecturer, Department of Foreign Region Studies, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), marina3060@list.ru.

The status of Cyprus in the late 1950-ies as well as the UK policy associated with the solution of the Cyprus problem are discussed. On the basis of British documents and sources on USA foreign policy of the mid-20th century an overview of British foreign policy in relation to controlled island is made. Special attention is paid to project of the Prime Minister of Great Britain Harold Macmillan, according to which the status of Cyprus were to remain unchanged for seven years, and the Greek Cypriots and the Turkish

Cypriots could participate in the political life of the island through new organs of power, functioning separately for each community. The approach of foreign Minister and later Prime Minister of Great Britain H. Macmillan is analysed to normalization of the situation in Cyprus in the second half of 1950-ies, complicated as a result of national liberation struggle of the Greek Cypriots unfolding on the island, who supported the idea of enosis (a movement for annexation to Greece). Also the main problems and disagreements in the positions of Turkey, Greece and the UK on certain articles of Macmillan draft are highlighted. The number of the articles are considered on the emergence of new authorities and distribution of powers between the Governor of the island and government authorities.

Key words: Cyprus; Macmillan; Macmillan's plan; Menderes; enosis; taksim; Makarios III.

Material resources

FRUS — Foreign Relations of the United States, 1952—1954. VIII. 1988. Washington.

FRUS — Foreign Relations of the United States, 1955—1957. XXIV. 1989. Washington.

HC Deb 1958 — House of Commons Debates. 1958, June 19. Available at: http://han-sard.millbanksystems.com/commons/1958/jun/19/cyprus.

Kodal, T. 2013. Kibris sorununun jozumu konusunda bilinmeyen bir kaynak: Prof. Dr.

Nihat Erim'in ba^bakan Adnan Menderes'e sunmu§ oldugu rapor. Belgi, 2: 771—801.

M^vu^a tou ApxismoKonou MaKapiou rq^ Kunpo^ exx^vikou Xaou 1959. O Anootolog Bapvafiag, 9/10: 3—5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rezolyutsiya 1287 (XIII) Generalnoy Assamblei OON. Kiprskiy vopros. Available at: http://daccess-ods.un.org/TMP/54261.852055788.html. (In Russ.).

Tornaritis, C. G. Cyprus and its constitutional and other legal problems. 1980. Nicosia.

Available at: http://www.kypros.org/Documents/Tornaritis/docs/nicosia. html.

References

Borowiec, A. 2000. Cyprus: A Troubled Island. London: Praeger. Available at: http:// books.google.ru/books?id=hzEDg6d80MC&pg=PA27&lpg=PA27&dq= Cyprus:+A+Place+of+Arms&source=bl&ots=phgtKMbsjo&sig=KU9Bo7 4kc-W7kh7fAFCZtuGRYg&hl=ru&sa=X&ei=T7VsU8r5Ece6ygPNkILIA g&ved=0CE8Q6AEwBw#v=onepage&q=Cyprus.

Cicioglu, H., Gokturk, T. B. 2014 Turkiye'nin Kibris politikasini belirleylen olay-lar (1923—1960). In: 9 Kibris arastirmalari kongresi materiallari. Antalya.

Faustmann, H., Ker-Lindsay, J. 2008. The Government and Politics of Cyprus. New York: Peter Lang International Academic Publishers. Available at: http://books. google.ru/books?id=AzIXtVdDDwg C&pg=PA62&lpg=PA62&dq=Huber t+Faustmann+Divide+and+Quit&source=bl&ots=DGOmAVdvek&sig=2h 3jwdfgS26Z7mSHxrS5OhGY7fU&hl=ru&sa=X&ei=ZghtU6eiOMvYygP Lh4GABg&ved=0CE8Q6AEwBg#v=onepage&q=Hubert%20Faustmann.

Holland, R. 1994. Emergencies and disorder in the European empires after 1945. New York: Routledge. Available at: http://books.google.ru/books?id=iBaGTG9G Z0AC&pg=PA203&lpg=PA203&dq=Reddaway+J.+Burdened+with+Cyp 252

rus:+the+British+Connection&source=bl&ots=LzF5KFz8q9&sig=osFmfP XzgEYgxYjAmbtFP5TrXSo&hl=ru&sa=X&ei=YH_uUtOlHsag4gT5goH YDw&ved=0CHcQ6AEwCQ#v=onepage&q=Reddaway.

Kadioglu, P. 2010. The rise of Ethno-nationalism in Cyprus under the British Rule.

A Thesis Submitted to the Graduate School of Social Sciences of Middle East Technical University.

Nesterov, A. G., Zlatoustova, M. I. 2016. Konstitutsionnyy proekt lorda Redkliffa i ob-suzhdeniye voprosa o nezavisimosti Kipra v seredine 1950-kh gg. [Lord Radcliffe's Draft Constitution and Problem of Independence of Cyprus in Middle of 1950-ies]. Nauchnyy dialog, 12 (60): 290—301. (In Russ.).

Nesterov, A. G., Zlatoustova, M. I. 2017. Britanskaya politika na Kipre vo vtoroy po-lovine 1940-kh gg.: konstitutsionnyy proyekt lorda Vinstera [British Policy in Cyprus in the Second Half of 1940-ies: Lord Winster's Constitutional Draft]. Nauchnyy dialog, 3 (60): 176—188. (In Russ.).

Potskhveriya, B. M. 1976. Vneshnyaya politika Turtsii posle vtoroy mirovoy voyny. Moskva: Nauka. (In Russ.).

Sarikoyuncu Degerli, E. 2012. Demokrat Parti döneminde Türkiye'nin Kibris politikasi 1950—1960). Akademik Baki$, 6: 85—101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.