Научная статья на тему 'Развитие социальных представлений о жестоком обращении с детьми'

Развитие социальных представлений о жестоком обращении с детьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / CRUEL TREATMENT OF CHILDREN / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маргиева Дина Асланбековна

Статья посвящена проблеме современного общества, имеющей не только социокультурный, но и медико-психологический характер жестокому обращению с детьми. Представлены различные стадии отношения к детям со стороны общества в разные периоды его развития. Автор рассматривает данный вопрос в историческом аспекте и демонстрирует, что только создание государственной службы охраны интересов ребенка позволяет эффективно защитить их права. Подчеркивается также необходимость междисциплинарного подхода к помощи детям, подвергшимся жестокому обращению и/или оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Social Views on Cruel Treatment of Children

The article is dedicated to the problem of modern society of not only sociocultural, but also medical-psychological type cruel treatment of children. Various stages of treatment of children by the society at different periods of social development are given. The author considers this issue in its historical aspect and shows that only creation of a state service of children’s interests’ protection can efficiently protect the children's rights. The author also emphasizes the need in an interdisciplinary approach in helping the children who have been treated cruelly and/or have found themselves in a difficult life situation.

Текст научной работы на тему «Развитие социальных представлений о жестоком обращении с детьми»

Медико-психолого-педагогическая помощь детям

Д.А. Маргиева

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания, Российская Федерация

Развитие социальных представлений о жестоком обращении с детьми

Контактная информация:

Маргиева Дина Асланбековна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного педагогического института Адрес: 362003, РСО-Алания, Владикавказ, ул. К. Маркса, д. 36, тел.: (8672) 64-18-80 Статья поступила: 22.02.2013 г., принята к печати: 24.07.2013 г.

Статья посвящена проблеме современного общества, имеющей не только социокультурный, но и медико-психологический характер — жестокому обращению с детьми. Представлены различные стадии отношения к детям со стороны общества в разные периоды его развития. Автор рассматривает данный вопрос в историческом аспекте и демонстрирует, что только создание государственной службы охраны интересов ребенка позволяет эффективно защитить их права. Подчеркивается также необходимость междисциплинарного подхода к помощи детям, подвергшимся жестокому обращению и/или оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, междисциплинарный подход.

(Педиатрическая фармакология. 2013; 10 (4): 124-127)

124

Развитие в современном обществе гуманистических, в том числе и семейных, ценностей приводит к пониманию проблемы жестокого обращения с детьми и его последствий, а также к разработке механизмов его предотвращения [1, 2]. Исключение из семьи практики насилия над ребенком является залогом гармоничного развития личности, а главное того, что в будущем молодое поколение не прибегнет к жестокости в своих собственных семьях [3].

По мнению большинства ученых, жестокое обращение с детьми — это сложное системное социокультурное явление, которое отражает степень зрелости общества, социального, экономического и психического благополучия каждого его члена. Многим представляется, что жестокое обращение с детьми — это единичные, вопиющие случаи, свойственные только определенным категориям семей (с трудным экономическим положением, расстройствами психики или низким уровнем образо-

вания родителей). Реальность, к сожалению, выглядит иначе.

Увеличение случаев жестокого обращения с детьми по всему миру, в том числе в России, подтверждает актуальность данной проблемы, требующей междисциплинарного подхода к ее решению. По данным статистики, ежегодно в России около 17 тыс. детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около 2 млн детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% детей побои заканчиваются смертью. Более 50 тыс. детей уходят из дома. По данным МВД по РСО-Алания, в 2011 г. по статье 156 УК РФ не было заведено ни одного уголовного дела, при этом в 2012 г., после начала активной кампании в стране против жестокого обращения с детьми, привлечены 5 граждан по той же статье. Такая тенденция

D.A. Margieva

North Ossetian State Pedagogical University, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia — Alania, Russian Federation

Development of Social Views on Cruel Treatment of Children

The article is dedicated to the problem of modern society of not only sociocultural, but also medical-psychological type — cruel treatment of children. Various stages of treatment of children by the society at different periods of social development are given. The author considers this issue in its historical aspect and shows that only creation of a state service of children's interests' protection can efficiently protect the children's rights. The author also emphasizes the need in an interdisciplinary approach in helping the children who have been treated cruelly and/or have found themselves in a difficult life situation. Key words: cruel treatment of children, interdisciplinary approach. (Pediatricheskaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2013; 10 (4): 124-127)

свидетельствует, что истинная картина данного явления остается неизученной и требует пристального внимания исследователей.

Следует отметить, что отношение к подрастающему поколению (в том числе представление о жестоком обращении) меняется со временем, развиваясь по пути более гуманного отношения к детям и большей дифференциации представлений о недопустимых формах обращения с ними [3]. Как правило, широко распространенные и считавшиеся социально приемлемыми методы воспитания, принятые в менее развитых культурах, на следующей ступени развития становятся неприемлемыми.

На ранних этапах развития человеческого общества воспитание не было прерогативой общественных институтов. Широкое распространение в некоторых культурах имел инфантицид, обусловленный дефицитом средств к существованию. Ребенок в буквальном смысле этого слова принадлежал родителям, как собственность. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноценными. Вместе с тем иметь детей считалось не только почетом, но и было предметом заботы всей общины.

В Европе с распространением христианства (в конце IV в. н. э.) право распоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей. Умерщвление детей стало рассматриваться законом как убийство. После Везонского собора (442 г. н. э.) о нахождении брошенного ребенка следовало заявлять церкви. В то же время в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям: их избивали за малейшую провинность, продавали в рабство или крепостную зависимость.

В XVI в. сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств.

В результате неразвитых условий труда, жизни, отсутствия необходимой медицинской помощи в XVN-XVIN вв. в странах Западной Европы до 20 лет доживало менее половины детей. Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми затруднялось высокой смертностью потомков.

Отношения в русской патриархальной семье были жесткими и иерархичными, основанными на принципе старшинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение. Жестокими были и методы воспитания. Даже в Петровскую эпоху, когда репрессивная педагогика стала подвергаться критике, строгость и суровость оставались нормой.

В конце XIX в. отмечается рост преступлений, связанных с «арендным пользованием детьми»: их тяжелый труд на фабриках и заводах, а также передача в «аренду» для нищенского промысла бродягам, содержателям цирков и др.

В некоторых слоях общества мнение о том, что «младенцы и дети — всего лишь нечувствительная движимость, которая не может реагировать на что-либо или помнить», сохранялась до начала XX в. Именно в этот период во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения.

На рубеже XIX-XX вв. в Европе открывается все больше и больше учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В Германии после Первой мировой войны были открыты детские приюты и госпитали для детей, потерявших родителей.

В России еще при Петре I были открыты госпитали «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, при церквах». Екатерина I 12 сентября

(1 сентября по старому стилю) 1763 г. своим Указом дала начало государственной службе детского здравоохранения учредив в Москве «Сиропитальный Дом»с госпиталем для бедных родильниц и создав при нем первое в России государственное лечебное заведение для младенцев. А позже в тяжелые годы революции и гражданской войны также открывались детские дома для детей-сирот, в которых ребенок мог полноценно развиваться умственно и физически. Появились воспитательные колонии для трудных подростков А. С. Макаренко. В 30-40-х гг. ХХ в. в СССР появляются дома младенца, где воспитываются дети раннего возраста.

В 20-х гг. ХХ в. начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребенка. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых уделялось изучению условий развития личности ребенка (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, П. П. Болонский, Б. Скиннер, Ж. Пиаже, З. Фрейд и мн. др.), что позволило обществу сориентироваться в возрастных и индивидуальных потребностях детей, улучшить условиях воспитания и обучения подрастающего поколения.

Согласно сравнительно-историческому анализу Л. Демоза, основанному на опыте Европы, можно выделить следующие стадии отношения к детям со стороны общества, соответствующие приведенным историческим периодам:

1. Стиль детоубийства (античность, IV в.) характеризуется особой жестокостью (детоубийством, насилием) вследствие низкой способности семьи обеспечить жизнь ребенка.

2. Оставляющий стиль (IV-XIN вв.) отличается правом ребенка на жизнь, признанием наличия у него души, которую необходимо держать в строгости. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре.

3. Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.) проявляется в авторитарной опеке со стороны родителей, использованием труда ребенка, отказом ему в самостоятельном духовном существовании.

4. Навязчивый стиль (XVIII в.) характеризуется психологической близостью родителей и детей, повышенным контролем поведения и внутреннего мира ребенка.

5. Социализирующий стиль (XIX — начало XX вв.) отличается признанием главной роли взрослых в социализации ребенка, подготовкой его к будущей самостоятельной жизни.

6. Помогающий стиль (середина XX в.) ориентирован на гуманистических принципах, на основании которых взрослый стремится помочь индивидуальному развитию ребенка.

Сравнительно-исторические данные показывают, что сегодняшнее отношение к детству — результат длительного и весьма противоречивого развития. Даже в настоящий период, когда помогающий стиль является доминирующим, существуют общества (или семьи), в которых подавление ребенка считается приемлемым. Современная ситуация характеризируется не столько сокращением распространенности жестокого обращения с детьми, сколько признанием существования этого явления и готовностью общества принять все необходимые меры для предупреждения насилия.

Начало современного научного представления о проблеме жестокого обращения с детьми было положено в 1962 г., когда американский педиатр Генри Кемпе организовал в Денвере мультидисциплинарную конференцию под названием «Синдром избитого ребенка» [4].

о и

со и о

о

о

2£ <

5

а.

<

в

и

ш т

а.

ч

ш

125

г а н

V

ч .а 3

о г о с ос 16 X

о

Щ т

16 ч

V

о о

X

0

X 5

ч

V

1

Итогом конференции стало понимание ответственности врача, выявившего жестокое обращение с ребенком, а также гарантия того, что факт насилия над ребенком не будет проигнорирован. Под руководством Генри Кемпе были организованы первые группы специалистов разного профиля для оказания помощи пострадавшим детям.

На Первом международном конгрессе по жестокому обращению с детьми (Женева, 1976) ведущей темой стало создание соответствующих институтов, которые включали бы в себя агентства по защите детей, психологические службы, правовую систему, суды и полицию. В этот же период в большинстве стран Западной Европы и Америки вышел ряд новых законодательных актов по защите детей.

В настоящее время в литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы жестокого обращения с ребенком, расширяют представление о его видах [5, 6]. Под жестоким обращением с детьми понимают «любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей или лиц, их заменяющих; лиц, на которых обязанности по воспитанию ребенка возложены по закону, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинивших вред физическому или психическому здоровью ребенка, или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка, либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья» [7]. В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, следует говорить о следующих формах жестокого обращения:

• физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);

• психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);

• сексуальное насилие (нарушается психосексуальное развитие);

• пренебрежение основными потребностями (нарушается психофизическое развитие). Современные междисциплинарные исследования

направлены на изучение причин насилия над детьми, разработку программ психопрофилактики насилия в семье, разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму. Особое внимание исследователей занимает проблема жестокого обращения с ребенком в семье [8-10]. Как правило, родители и дети становятся заложниками тяжелой психологической ситуации, требующей профессионального вмешательства педиатра, психолога, социальных работников и общества [9]. Поэтому эффективная помощь детям, пострадавшим от насилия в семье, не всегда совместима с применением правоохранительных мер в отношении их родителей.

Своевременное выявление жестокого обращения в семье в рамках профилактического психологического обследования позволяет оказать родителям и детям первую психологическую помощь в сложившейся ситуации. Консультирование родителей семейным психологом повышает их эмоциональную устойчивость и родительскую компетенцию. Индивидуальные занятия с детским психологом позволяют подобрать оптимальный стиль взаимоотношений с ребенком, мотивируют на дальнейшую психологическую работу по предотвращению случаев жестокости в семье.

В настоящее время Мировое сообщество признает проблему насилия, жесткого обращения и пренебреже-

ния нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современности. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (^РСА^ объединяют усилия специалистов по созданию действенной системы защиты детей от жестокого обращения.

В качестве одного из самых действенных в данный момент и наиболее разработанных механизмов защиты детей от жестокого обращения является законодательная поддержка со стороны государства. Принципиальное значение для развития законодательства о защите детей от жестокого обращения имеет Конвенция Организации объединенных наций (ООН) о правах ребенка, вступившая в силу 20 ноября 1989 г. (ратифицирована СССР (Россией как правопреемником 15.09.1990 г.) [11]. Она является свидетельством признания мировым сообществом значимости прав ребенка и необходимости закрепления единых обязательных для всех государств, требований к защите этих прав. Основополагающими принципами, на которых основывается Конвенция, являются:

• право ребенка на особую защиту и помощь;

• необходимость обеспечения ребенку вследствие его физической и умственной незрелости специальной охраны и заботы;

• семья, в которой создана атмосфера счастья, любви и понимания как необходимого условия полного и гармоничного развития личности ребенка;

• предоставление семье необходимой защиты и содействия, с тем чтобы она могла в полном объеме выполнять свои функции по воспитанию ребенка. Нормы, направленные на защиту детей от жестокого обращения, включены в ряд статей Конвенции. Так, ст. 19 обязывает государства-участники принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Эти меры включают выявление случаев жестокого обращения с детьми, передачу информации о них в соответствующие социальные службы, проведение расследования, оказание необходимой помощи детям и их законным представителям, а также профилактику насилия по отношению к детям. Особая важность реабилитации детей-жертв насилия подчеркивается в ст. 39. Согласно указанной норме, государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции детей, ставших жертвами жестокого обращения, пренебрежения, эксплуатации, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Ряд статей Конвенции обязывает государства-участники защищать детей от отдельных форм жестокого обращения и эксплуатации: экономической эксплуатации (ст. 32), сексуальной эксплуатации и совращения (ст. 34), любых форм эксплуатации, наносящих ущерб благосостоянию (ст. 36), пыткам или другим жестоким, бесчеловечным либо унижающим достоинство ребенка видам обращения или наказания (ст. 37).

В российском законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком: административная, гражданско-правовая и уголовная [12].

126

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством (ограничение в родительских правах, отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью — соответственно, ст. 73 и ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, каждые пять лет представляют в Комитет ООН по правам ребенка доклады о ее выполнении. Проанализировав доклад Российской Федерации (2005), эксперты Комитета ООН по правам ребенка отметили характерную для РФ особенность: расхождение между требованиями законодательства и правоприменительной практикой. Эксперты отмечают, что большинство законов и федеральных целевых программ учитывают принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, однако на практике данный принцип соблюдается не в полной мере в силу недостаточности финансирования, ресурсов и программ подготовки, а также бытующих в обществе взглядов. В российском законодательстве нет прямого запрета на использование телесных наказаний в семье. Сами телесные наказания считаются социально приемлемыми, поэтому продолжают использоваться не только в семьях, но и в образовательных учреждениях, где они запрещены. Комитет ООН по правам ребенка отметил, что значительное число детей живет в семьях с низким (ниже прожиточного минимума) доходом. Бедность не только ограничивает возможности родителей удовлетворить основные потребности детей, но и является одним из наиболее значимых факторов риска жестокого обращения с ними. Улучшение экономической ситуации, рост расходов на социаль-

ную сферу, развитие системы учреждений социального обслуживания, укрепление их кадрового потенциала создают благоприятные условия для активизации усилий, направленных на предотвращение жестокого обращения с детьми. Однако, практическая реализация этих предпосылок зависит от осознания значимости проблемы жестокого обращения с детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях каждым специалистом, работающим с детьми.

В РФ, как и в других странах, для защиты прав и законных интересов детей используются два механизма: гражданско-правовой и уголовно-правовой. Нормы семейного права применяются в тех случаях, когда в действиях родителей не содержится признаков состава какого-либо преступления. Однако, ориентация только на перечисленные меры приводит к тому, что помощь жертвам оказывается лишь тогда, когда насилие уже повлекло тяжелые последствия и сохранить семью невозможно. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и особенно психологического вреда со стороны близких взрослых, при этом родители редко осознают, а иногда и совсем не понимают, что они жестоко обращаются с ребенком. Все это обесценивает значимость правовых воздействий, а прямая агитация вовсе остается безадресной. Таким образом, на первое место следует выдвинуть задачу осознания указанной проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и в целом общественностью.

Естественно, что в РФ необходимо усилить меры, направленные на проведение работы на начальных этапах зарождения кризиса семьи. Но, к сожалению, в российском законодательстве отсутствуют основания для осуществления мер воздействия в обязательном порядке на этапе возникновения проблемы домашнего насилия над ребенком.

Таким образом, жестокое обращение с детьми сегодня является общемировой проблемой, требующей междисциплинарного подхода к ее решению. Повышенный интерес общества к решению этой проблемы свидетельствует о развитии ценностей детства, заботы о подрастающем поколении. Признание существования этого явления социумом (в том числе увеличение случаев жестокого обращения), осознание необходимости принятия конструктивных мер для предупреждения насилия по отношению к детям создают основы для будущего социокультурного развития.

о и

со и о

CN

О

о

sc <

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о.

<

в

о ш т

S

о.

S

ч

ш

127

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей. Вопросы теории и практики. М., 2009.

2. Основные принципы превенции жестокого обращения с детьми. Информационное письмо Минздрава РФ. РГМУ, кафедра поликлинической педиатрии. М., 2003

3. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга. Под ред. Е. Н. Волковой. Нижний Новгород. 2004. 266 с.

4. Kempe R. S., Kempe C. H. Child Abuse. Fontana/Open books. London, 1978. 157 p.

5. Боннер Б., Балашова Т., Чаффин М., Соонетс Р. Краткий очерк по развитию предотвращения насилия над детьми в Восточной Европе. Будапешт. 2001. 44 с.

6. Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации. Ярославль: Филинъ. 1996.

7. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М.: НАН. 2007. 166 с.

8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо. 2005. 1136 с.

9. Лазуренко С. Б., Мазурова Н. В., Намазова-Баранова Л. С., Свиридова Т. В. Жестокое обращение с детьми как проблема, требующая междисциплинарного решения. Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (2): 80-84.

10. Ладыкова О. В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004. 175 с.

11. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия. Дополнение № 49 (А/44/49). С. 230-239.

12. URL: http://www.zakonrf.info/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.