Научная статья на тему 'Феномен насилия и жестокого обращения с детьми'

Феномен насилия и жестокого обращения с детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1056
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / НАСИЛИЕ / ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоренко Евгения Игоревна

В статье рассмотрены основные классификации видов насилия над детьми, исторические аспекты жестокого обращения с детьми. Трудности выявления причин, признаков и последствий жестокого обращения требуют глубокого изучения этого феномена человеческих взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен насилия и жестокого обращения с детьми»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФЕНОМЕН НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ДЕТЬМИ Федоренко Е.И.

Федоренко Евгения Игоревна - психолог, отделение участковой социальной службы, Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области

Дзержинский комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие», г. Дзержинский, Московская область

Аннотация: в статье рассмотрены основные классификации видов насилия над детьми, исторические аспекты жестокого обращения с детьми. Трудности выявления причин, признаков и последствий жестокого обращения требуют глубокого изучения этого феномена человеческих взаимоотношений. Ключевые слова: жестокое обращение, насилие, пренебрежение нуждами, защита детей.

На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. И человеком по праву зовется лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бескорыстна, а поступок не мним.

А. Лиханов

Проблема жестокого обращения с детьми в семьях - одна из самых наболевших в современном обществе.

Мнение, что младенцы и дети - всего лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до конца ХХ века [2]. Считается, что в ХХ веке появилось другое отношение к детям, которые заслуживают заботы, защиты, достойных условий существования со стороны государства. Однако Первая и Вторая мировые войны, гражданская война и иные социальные потрясения повлекли за собой: рост количества детей-сирот, беспризорность и безнадзорность, еще более жестокое обращение с детьми.

В 1920-х годах интенсивно развивалась детская психология. Российскими учеными были раскрыты основные закономерности нормы развития ребенка и их отклонения. Было продемонстрировано, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его базовых потребностей. Большое внимание в работах ученых уделялось изучению социально-психологических условий развития ребенка в семье и других социальных институтах.

Жестокое обращение с детьми отечественные ученые рассматривают с точки зрения теории девиантности, т.к. в этой форме многие усматривают причину отклонений в развитии и поведенческих реакций детей.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или в стремлении к их причинению. Понятия «жестокость» и «насилие» -более узкие и входят в семантическое поле понятия «агрессия», которая рассматривается как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и законам нахождения людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них дискомфорт [3, 1].

В Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. термин «жестокое обращение с детьми» впервые внесен как юридическое понятие, которое может являться основанием для лишения родительских прав. Однако суть понятия не раскрывалась. В действующем Семейном кодексе Российской Федерации (от 29 декабря 1995 года

№ 223-Ф3) понятие также носит размытый характер и упоминается совместно с такими понятиями как «вред», «интересы детей», «насилие».

В Конвенции о правах ребенка (ст. 19) термин «насилие» понимается как любая форма физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы и небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление.

Отечественные психологи Т.М. Журавлева, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цимбал (2001, 2007) не разделяют понятий «жестокое обращение» и «насилие», считая их синонимами, и определяют «жестокое обращение» следующим образом: «Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка и (или) создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [5, 24]. Выделяют 4 формы насилия: психологическое, физическое, сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка.

Психологическое насилие возникает в тех ситуациях, когда ребенку угрожают, оскорбляют, обвиняют, высмеивают. Большую роль также играет отсутствие эмоционального тепла, вовлечение ребенка в семейный конфликт, отвержение, угрозы самоубийством, изоляция. При этой форме насилия наиболее страдает эмоциональное развитие ребенка. Нарушения в области интеллектуальной сферы не обязательно могут быть сильными, это зависит от индивидуальной степени устойчивости к стрессу и от степени эмоционального насилия, которому ребенок подвергался. Физическое развитие может не страдать.

Физическое насилие - это побои, различные телесные повреждения. Оно включает в себя одновременно и психологическое насилие, и пренебрежение нуждами. Следовательно, страдают наиболее всего эмоциональная и интеллектуальная сферы. Взрослым, применяющим физическое насилие по отношению к детям, необходимо воспользоваться помощью специалистов для коррекции методов воспитания и выстраивания приоритетов в пользу ненасильственных методов взаимодействия с детьми.

Сексуальное насилие - любые сексуальные действия по отношению к ребенку. Сюда может относиться показ порнографических снимков детям, вовлечение ребенка к наблюдениям за действиями сексуального характера, привлечение к проституции и т.д. Выявить физические признаки сексуального насилия не всегда представляется возможным. Но, зная, что эмоциональные последствия сексуального насилия носят долгосрочный характер, - они могут быть диагностированы спустя длительное время [1, 9].

Пренебрежение нуждами ребенка - игнорирование взрослыми базовых потребностей детей. Это отсутствие необходимой еды и одежды, изоляция ребенка, психологическая депривация со стороны родителя, отсутствие медицинского ухода за детьми (особенно за детьми до 3-х лет). Если пренебрежение нуждами связано не с психологической депривацией ребенка, а с бытовым укладом жизни семьи, то эмоциональная сфера ребенка пострадает меньше, чем его физическое и интеллектуальное развитие. По степени тяжести нанесенного вреда психике ребенка наименее тяжкая форма насилия - это пренебрежение нуждами ребенка или так называемое содействие беспризорности.

Ответственность за совершение эмоционального насилия предусмотрена УК Российской Федерации (Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; Статья 110. Доведение до самоубийства; Статья 125. Оставление в опасности; Статья 127. Незаконное лишение свободы; Статья 129. Клевета; Статья 130. Оскорбление).

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным

67

законодательством: лишению родительских прав (ст.69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) [3, 3].

Подведя итог, можно утверждать, что самыми частыми негативными последствиями жестокого обращения с детьми является нарушение в эмоциональной сфере. Нарушаются самовосприятие, межличностные взаимоотношения, формируются негативные поведенческие модели. Интеллектуальное развитие не всегда нарушается в сильной степени. Вероятнее всего, интеллект может нарушаться и задерживаться в своем развитии в связи с эмоциональными травмами. Психологические и физические травмы необходимо преодолевать при помощи врачей и психологов. Этот процесс равно как длительный, так и необходимый для психического и физического здоровья личности ребенка, а также его дальнейшей адаптации в обществе.

Список литературы

1. Защита детей от насилия и жестокого обращения / под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой, Н. Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.

2. Панюшина Т. Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддержка, 2015.

3. Фирсова Е.В. Жестокое обращение с детьми: проблемы терминологии и классификации // Гуманитарные научные исследования, 2015. № 2.

4. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е.Н. Волковой. Спб.: Питер, 2007. 256 с.

5. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям / под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цимбала ПМЦС» Озон», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.