РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПРОГРАММУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
В СЕМЬЯХ
© Дивненко О.В.*
Институт международных социально-гуманитарных связей, г. Москва
В статье описывается концепция Программы «Твори добро вокруг себя», направленная на профилактику жестокого обращения с детьми в семьях. В качестве одного из факторов эффективной реализации проекта рассматривается развитие социальных компетенций социальных работников, социальных педагогов, психологов, включенных в процессы профилактики семейного насилия.
Ключевые слова: социальные компетенции, профессиональные компетенции, профилактика жестокого обращения с детьми в семьях, су-первизия, тренинговая программа.
Социальные компетенции являются необходимым сегментом структуры профессиональной компетентности специалистов, включенных в деятельность по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях.
Анализируя деятельность социальных работников, социальных педагогов, психологов, направленную по профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, важно понимать, что эффективный результат возможен только при комплексном подходе в системе непрерывного профессионального образования.
Профессорско-преподавательский коллектив кафедры социологии, социальной работы и молодежной политики, Центра дополнительного профессионального образования и отдела науки Института международных социально-гуманитарных связей (Москва) разработали Программу «Твори добро вокруг себя». Данный проект реализуется по заказу Комитета общественных связей города Москвы.
Программа направлена на развитие социально-психологических технологий коллективного позитивного поведения детей / подростков и членов их семей, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, а также на психологическую помощь детям, подвергшимся жестокому обращению, для реабилитации и профилактики насилия в их будущих семьях.
В программе участвуют дети и подростки, их родители, профессионалы в сфере социальной работы и психологии, а также преподаватели и специалисты Института.
* Проректор по учебно-методической и научной работе, профессор кафедры Социологии, социальной работы и молодежной политики, кандидат педагогических наук.
Основными задачами проекта являются повышение уровня социально-психологических детей и взрослых, направленных на коллективное позитивное поведение; уровня социально-психологических компетенций родителей, направленных на использование продуктивных форм взаимодействия с детьми, налаживание эффективных детско-родительских взаимоотношений.
При подготовке Программы учитывалось достижение следующих показателей результативности:
1. Повышение уровня социально-психологических компетенций детей / подростков, направленных на коллективное позитивное поведение;
2. Повышение уровня социально-психологических компетенций родителей, направленных на использование продуктивных форм взаимодействия с детьми, налаживание эффективных детско-роди-тельских взаимоотношений;
3. Повышение профессиональной компетентности социальных работников и других специалистов для профилактики семейного насилия и налаживания детско-родительских взаимоотношений;
4. Повышение уровня профессиональной компетентности тренеров в сфере социальной работы;
5. Оказание психологической помощи детям, родителям;
6. Разработка пакета социально-психологических технологий для 4-х целевых групп (дети / подростки; родители; специалисты; НКО, предоставляющие услуги населению в области профилактики жестокого обращения с детьми);
7. Тиражирование пакета социально-психологических технологий;
8. Информирование населения о социально-психологических технологиях профилактики социально-психологических технологий.
Целевые группы Программы - семьи с детьми от 8 до 15 лет, включенные в деятельность государственных учреждений города Москвы, Детских досуговых центров Москвы, образовательных учреждений, ориентированных на деятельность с детьми; родители детей, включенных в Программу и их другие родственников; социальные работники, психологи, социальные педагоги, тренеры, включенные в деятельность конкретных организаций; некоммерческие и общественные организации, ведущие деятельность в сфере защиты прав детей; работы с детьми по месту жительства; защиты детей от жестокого обращения.
Особенностью разработанной Институтом Программы является комплексное проведение тренингово-просветительских программ для следующих групп:
- «Тренеры»;
- «Дети»;
- «Родители»;
- «Специалисты - социальные работники, психологи, социальные педагоги, тренеры»;
- «Дети - Родители»;
- «Дети и специалисты»;
- «Родители и специалисты».
Отдельно реализуется программа для супервизии тренеров.
Для того чтобы Программа была эффективной, необходим особый подход к развитию профессиональных компетенций специалистов, которые в нее включены. Безусловно, знание методик, профессиональная грамотность, учет возрастных особенностей детей, подростков и их родителей, крайне важны и необходимы. Однако, что в первую очередь может мешать продуктивной работе и провоцировать профессиональное выгорание специалистов? С чего нужно начинать? С того, что каждый профессионал, включенный в работу с детьми - жертвами домашнего насилия, должен быть сам «освобожден» от желания выражать агрессию и использовать насильственные методы. Ведь он сам - ребенок, родитель, взрослый.
Исследователи [4-6] выделяют следующие виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, а также использование детей для установления контроля над взрослой жертвой.
Под физическим насилием понимается такое поведение как толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и / или кулаком и / или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи.
К сексуальному насилию относят постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям в присутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицами; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера).
При описании психологического насилия отмечают вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе); эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы.
К экономическому насилию относят отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинст-
ва финансовых решений - это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками.
При использовании детей для установления контроля над взрослой жертвой чаще всего выделяют физическое или сексуальное насилие над детьми; использование детей как заложников; принуждение детей к совершению физического и психологического насилия над взрослой жертвой; борьба за родительские права с использованием манипуляции над детьми и угроз; использование посещения детей для контроля над взрослой жертвой; упреки, выражающиеся в таких словах как «ты плохая мать, так как хочешь работать».
При анализе результатов анкетирования основных групп участников проекта (дети, родители, специалисты, тренеры), в том числе, было выявлено, что определенная группа социальных работников, психологов, социальных педагогов
- в детстве сами подвергались насилию в семье и эти ситуации (воспоминания, состояния) ими еще не «отработаны»;
- использует в своих семьях, а также при работе с детьми и взрослыми некоторые элементы насилия (в большей степени, вербального характера);
- испытывают сложность самостоятельно решать данные задачи и нуждаются в помощи специалистов, однако, данную потребность вслух не выражают;
- в связи с чем (в том числе) развиваются процессы профессионального выгорания, влияющие на эффективность работы.
Для развития социальных компетенций в программах для специалистов, а также для тренеров актуальны следующие требования к системе непрерывного профессионального образования. Прежде всего, важно усилить работу по коррекции эмоционально-ценностной стороны личности профессионалов; самооценке и уверенности в себе; вести работу по выявлению и раскрытию ресурсов развития личностных и профессиональных компетенций. Также важно увеличить количество времени на практикум разрешения конфликтных ситуаций, а также форм и методов релаксации. Также в учебной программе должны быть предусмотрены формы работы, позволяющие усилить работу по формированию и развитию профессиональных компетенций, направленных на достижение позитивных результатов; по формированию навыков речевого воспроизведения своих эмоций, чувств, а также мнений и убеждений; по развитию эмпатии и аналитических профессиональных способностей.
Важно понимать, что большая часть профессионалов нуждается в поддержке - супервизии; респонденты заинтересованы в развитии своих профессиональных компетенций; а также не всегда готовы участвовать в качестве равноценных партнеров в тренингах с детьми и их родителями в образовательно-просветительских программах по профилактике насилия в семье.
Таким образом, в системе непрерывного профессионального образования при развитии компетенций специалистов, включенных в работу по профилактике насилия в семье, необходимо использовать комплекс подготовительных и сопровождающих процесс обучения и трудовой деятельности мер.
Прежде всего, исследовать состояние самих специалистов по отношению к рассматриваемой проблеме. Также важны корректировка учебной программы повышения квалификации и обязательное включение в программу индивидуального консультирования и супервизии, постоянный мониторинг результатов обучения и профессиональной деятельности. Только при таких условиях можно говорить о профессиональной подготовке специалистов, а также об эффективной деятельности по профилактике насилия в семье и формирования у детей / подростков позитивного образа собственной будущей семьи.
Список литературы:
1. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012.
2. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социологические исследования. - 2005. - № 1. - С. 102-104.
3. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.
4. Зырина А.И., Индейкина Т.Л. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье. - Пермь: «Ресурс», 2009.
5. Луковцева З.В. К вопросу о структуре психологических последствий жестокого обращения с несовершеннолетними // Психология и право. -2013. - № 1.
6. Насилие в отношение женщин: тренинг для профессионалов. - М.: Национальный Центр по предотвращению насилия, 2007.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© Погорелова М.А.*
Детский сад № 14 «Золотой ключик», г. Белгород
В современном мире образование рассматривается как общечеловеческая ценность. В большинстве стран право человека на образование закреп-
* Воспитатель.