Научная статья на тему 'Развитие социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями в процессе инклюзивного добровольчества'

Развитие социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями в процессе инклюзивного добровольчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
626
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЛЮДИ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / SOCIAL ACTIVITY / PEOPLE WITH DISABILITIES / PEOPLE WITH MENTAL DISABILITIES / DISABILITY / INCLUSIVE VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Токарев Александр Игоревич

В статье рассматривается социальная активность людей с ментальными нарушениями, их включение в добровольческую деятельность. Приводится статистика людей с инвалидностью в Тюменской области. Представлены результаты социологического опроса с целью выявления роли добровольчества в развитии социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями. Предложена программа, направленная на содействие развитию социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями через включение их в реализацию инклюзивных проектов в качестве волонтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Токарев Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями в процессе инклюзивного добровольчества»

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА_

Токарев Александр Игоревич

Педагог-организатор ГАУДО ТО «ДТиС «Пионер»

г. Тюмень

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.5.61.37

АННОТАЦИЯ.

В статье рассматривается социальная активность людей с ментальными нарушениями, их включение в добровольческую деятельность. Приводится статистика людей с инвалидностью в Тюменской области. Представлены результаты социологического опроса с целью выявления роли добровольчества в развитии социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями. Предложена программа, направленная на содействие развитию социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями через включение их в реализацию инклюзивных проектов в качестве волонтеров.

ABSTRACT.

The article discusses the social activity of people with mental disabilities, their inclusion in voluntary activities. The statistics of people with disabilities in the Tyumen region. Presents the results of a sociological survey to identify the role of volunteering in the development of social activity of young people with mental disabilities. A program was proposed to promote the development of social activity of young people with mental disabilities through their inclusion in the implementation of inclusive projects as volunteers.

Ключевые слова: социальная активность, люди с ограниченными возможностями здоровья, люди с ментальными нарушениями, инвалидность, инклюзивное добровольчество.

Keywords: social activity, people with disabilities, people with mental disabilities, disability, inclusive volunteering.

Введение

Социальная активность - один из системообразующих факторов личности, характеризующий человека с позиции его ценности, стремления внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя в деятельности как личность.

В качестве направлений развития социальной активности могут выступить: участие в общественных объединениях, организациях, волонтерских движениях и молодежных субкультурах; работа с пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями здоровья.

В современном мире волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности современной молодежи. Но что, если поставить цель - вовлечь людей с ограниченными возможностями здоровья разных групп инвалидности в добровольческий процесс. Ведь развитие социальной активности важно для любой категории людей.

В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни [1].

Это всё затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей

изоляции и, соответственно к недостаткам развития. За последние годы число молодых людей с ментальными особенностями в стране постоянно увеличивается. По состоянию на 01.11.2018 в Тюменской области проживает 101 250 людей с инвалидностью (6,4% от общей численности населения), в том числе:

- инвалидов трудоспособного возраста - 31 492 чел. (31,1% от общей численности инвалидов в Тюменской области);

- инвалидов старше трудоспособного возраста - 63 328 чел. (62,5% от общей численности инвалидов в Тюменской области);

- детей-инвалидов - 6 430 чел. (6,4% от общей численности инвалидов в Тюменской области и 1,8% от численности детского населения Тюменской области) [5].

Из общей численности людей с инвалидностью, численность инвалидов, детей-инвалидов, нуждающихся в особых условиях создания безбарьерной среды и оказании ситуационной помощи, составляет 27 899 чел., в т.ч.:

- инвалидов, использующих кресло-коляски

- 5 240 чел., в т.ч. дети - 975 чел.

- инвалидов по зрению - 5 104 чел., в т.ч. дети - 438 чел.

- инвалидов по слуху - 2 804 чел., в т.ч. дети

- 299 чел.

- инвалидов с психическими расстройствами

- 14 751 чел., в т.ч. детей - 2 023 чел.

Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом.

Инклюзивное добровольчество дает возможность всем молодым людям с ограниченными возможностями в полном объеме участвовать в жизни

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (61), 2019 общества, а значит и может повлиять на развитие социальной активности.

Инклюзивное добровольчество базируется на основных принципах:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение, быть услышанным.

Важно вовлекать добровольцев с ограниченными возможностями здоровья в те сферы деятельности, которые являются личностно и социально значимыми. Например, работа на компьютерной технике во время поисков или поздравлений, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику, беседы в социальных сетях о здоровом образе жизни и тех ошибках, которые не стоит повторять и т.д. Любая работа может выполняться добровольцами по их мере возможности. И при этом, они почувствуют собственную нужность и значимость, что тоже важно для развития социальной активности. Причины быть волонтером у молодых людей с ограниченными возможностями могут быть разными, поэтому и мотивировать их к участию можно используя разные способы. Вот основные:

- благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности; - внутренняя психологическая потребность быть нужным;

- потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе;

- творческие возможности, можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста;

- решение своих проблем. Важно, чтобы у людей с ОВЗ была возможность получить знания и умения, соответствующие уровню их способностей. Необходимыми условиями для достижения этих целей являются развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм

взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Методика исследования. Учитывая многоас-пектность изучаемой проблемы, в исследовании был использован комплекс методов социологического исследования качественного и количественного характера: разработана социологическая анкета и гайд фокус-группы.

Данные эксперимента. Перед реализацией нашей программы был проведено фокусированное интервью с целью обсуждения понятия социальная активность, и влияния волонтерского движения на развитие социальной активности у лиц с ментальными нарушениями.

К категории «ментальная инвалидность» относится целый спектр отклонений психического и когнитивного развития, такие как: эпилепсия, шизофрения, аутизм; умственная отсталость, деменция; дефекты речи клиническая депрессия; органические нарушения центральной нервной системы; генетические заболевания.

В целевую группу нашего исследования вошли 16 человек со следующими нарушениями: органические нарушения центральной нервной системы вследствие бытовой травмы, замедленное психическое развитие, умственная отсталость, органические нарушения центральной нервной системы вследствие операции, органические нарушения центральной нервной системы вследствие родовой травмы, органические нарушения центральной нервной системы вследствие пулевого ранения, шизофрения.

В процессе транскрибирования фокусированного интервью было выявлено, что волонтерское движение является ресурсом самореализации людей с ОВЗ. Это подтверждают ответы на вопросы участников, например, один из участников сказал следующее: «для меня самореализация - это то, что я хожу в клуб «Горизонт», а также волонтерство. Мне нравится, что, когда я занимаюсь этим, я выполняю какую-то работу, в этом я и самореализуюсь.», также мы еще получили подтверждение от другого участника: «волонтерство - это очень полезно, я еще люблю общаться с детьми, помогать им. Мне вообще нравится помогать».

Следующим этапом было проведение социологического опроса с целью выявления роли добровольчества в развитии социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями.

Всего было опрошено 100 человек в возрасте от 16 до 55 лет. Соотношение участников опроса по полу в нашем исследовании составило 63,5 к 36,5 где, в первом случае - респонденты женского пола, а во-втором - мужского.

Рис. 1 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, относится к видам социальной активности?»

Один из вопросов был посвящён изучению мнений о видах социальной активности. Первый вопрос этого блока звучал следующим образом: «Что, по Вашему мнению, относится к видам социальной активности?». Ответы респондентов на этот вопрос мы можем увидеть на рисунке 1.

Анализ ответов показал, что большинство (60% опрошенных), считают, что к видам социальной активности можно отнести все перечисленные

виды: борьба за свои права, неформальные движения, волонтерская деятельность), 35%, говорят о том, что главный вид социальной активности - это участие в волонтерской деятельности, также имеет место быть (3,2%) - борьба за свои права и участие в неформальных движениях (1,1%).

Ответы респондентов на вопрос «Что для Вас значит общественная волонтерская деятельность?» мы можем увидеть на рисунке 2.

Общение с людьми Приобретение опыта Добрая воля человека проявлять свою... Общественная деятельность в свободное время Участие в обществнной жизни Возможность принести людям пользу

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис.2 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что для Вас значит общественная волонтерская деятельность?»

Большое количество волонтеров, а это 80% выбрали такой вариант, как возможность принести людям пользу, что вполне свойственно добровольцам, совсем близко 62% и 53% - это варианты участие в общественной жизни и добрая воля человека проявлять свою активность, занимаются общественной деятельностью в свободное время чуть

более 20% опрошенных, почти 40% отмечают важным тот факт, что волонтерская деятельность важна и ценна тем, что можно приобрести коммуникативные навыки - опыт общения с людьми.

Ответы респондентов на вопрос «Как Вы считаете, какие социальные группы наиболее активно принимают участие в инклюзивном добровольчестве?» представлены на рисунке 3.

Затрудняюсь ответить I Молодежь Пенсинеры

Люди без особенностей здоровья Люди с инвалидностью Семьи с детьми

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, какие социальные группы наиболее активно принимают участие

в инклюзивном добровольчестве?»

Анализируя полученные данные, можно сде- принимающее участие в инклюзивном доброволь-лать вывод, о том, что большее количество человек честве - это люди с инвалидностью (57,9% опрошенных), люди без особенностей здоровья - 10,3%.

С целью развития социальной активности лиц с ментальными нарушениями нами разработана и реализуется программа на базе ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер», включающая молодых людей с ментальными особенностями в различные волонтерские проекты.

Цель программы: содействие развитию социальной активности молодых людей с ментальными нарушениями через включение их в реализацию инклюзивных проектов в качестве волонтеров - 16 человек в течение 1-го года - в рамках реализации поручений Президента РФ 2019 года.

Задачи программы:

1. Организовать группу молодых людей с ментальными нарушениями и провести первичную диагностику.

2. Спланировать реализацию проектов, включающих разнонаправленную добровольческую деятельность.

3. Включить участников в реализацию добровольческих проектов, учитывая их индивидуальные особенности, позволяющие выполнять различные функции.

4. Проведение итоговой диагностики, направленной на определение динамики эмоциональных и поведенческих изменений.

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ВОЛОНТЕРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Программа социокультурной реабилитации и интеграции детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «ПЕРЕЗАГРУЗКА»

1 блок нацелен на людей с инвалидностью, проживающих в Муниципальных образованиях Тюменской области и города. Участники систематически посещают творческие мастер-классы, выполняют домашние задания, получают навыки и умения, общаются в условиях клубного объединения, включающего: посещение объектов культуры г. Тюмени, встречи с творческими коллективами, профессиональными сообществами, презентации, концертные выступления. - сопровождение участников различных нозологий; проведение обучающих мастер-классов в местах проживания

2 блок - Модуль «Покорители вершин» нацелен на людей с инвалидностью, проживающих в городе Тюмени. Основной целью дисциплины является социальная адаптация молодых людей с особенностями здоровья и формирование социальных компетенций через получение опыта социального взаимодействия и развитие интеллектуального потенциала. - участие в партнерских проектах и мероприятиях; - реализация собственных проектов

Проект по сокращению социальной разобщенности «инвалид-неинвалид» «Есть контакт». Проект включает обучение волонтеров инклюзивного направления и проведение интерактивных игр, где участники, временно «лишенные» одного из органов чувств (с завязанными глазами, с ограничением в передвижении, в наушниках, с тростью и т.д.), пробуют воспринимать мир нестандартно, по-новому, выходя за рамки стереотипов. Игры приближают нас к действительным проблемам, имитируют конкретные ситуации. - работа в образовательных учреждениях, конференциях, фестивалях в качестве игротехников на интерактивных площадках (инклюзивные игры)

Проект по организации инклюзивного туризма в Тюменской области «Истоки». Реализация проекта - это комплекс мероприятий, содействующих организации инклюзивной туристической деятельности. Группы участников совершают путешествия по маршрутам, адаптированным под определенную целевую категорию, учитывая когнитивные способности людей с нарушениями зрения, слуха, потребности маломобильных граждан. Команда проекта - люди с инвалидностью, семьи. - сопровождение участников различных нозологий; - выполнение необходимых бытовых действий (приготовление пищи, постановка палаток)

Организация и администрирование финала фестиваля КВН молодых людей с особенностями здоровья. Целью проведения мероприятия является создание благоприятных условий для развития и реализации творческого потенциала молодых людей с ОВЗ через игры КВН. - сопровождение участников различных нозологий; работа в службе этикета, питания

Проект гражданско-патриотического воспитания «Встреча поколений». Проект направлен на воспитание патриотических чувств, гражданских ценностей, формирование уважительного отношения к истории страны и ветеранам. В рамках проекта участники организуют акцию «Георгиевская ленточка», готовят творческую программу и посещают на дому ветеранов ВОВ, участвуют в Параде Победы, в акции «Бессмертный полк» - подготовка и проведение акции, творческой программы; - участие в Параде Победы, в акции «Бессмертный полк»

В результате реализации программы в проек- ника не менее чем в 3-х проектах, инициатива в ре-тах принимают участие 16 человек с ментальными ализации собственных проектов. В ходе реализации нарушениями, причем занятость каждого участ- программы наблюдаются положительные поведен-

ческие реакции в процессе добровольческой деятельности, повышение социальной активности в обычной жизни, положительные оценки родителей и педагогов, инициативы участников в повышении эффективности проектов, наличие взаимопомощи, инклюзивной культуры в команде добровольцев и наличие мотивации к дальнейшей добровольческой деятельности.

Вывод: Проведенное исследование подтверждает вывод о том, что добровольчество, как форма гуманистической деятельности, основанной на принципах взаимопомощи и самопомощи, добровольной поддержки и участии в самореализации лиц с ОВЗ является распространенным и перспективным явлением в обществе и развитию социальной активности у молодых людей с ментальными нарушениями.

Проведенный анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что у молодых людей с ментальными нарушениями достаточно высокий уровень социальной активности, базирующийся, в основном, на желании помогать окружающим на добровольной основе. Участники волонтерского движения высоко оценивают значимость существования волонтерских инициатив. Были выявлены сферы общественно - полезной деятельности, которые предпочтительны волонтерам, и те, в которых они хотели бы принять участие, а также основные мотивы участия в добровольчестве - многие приходят помогать людям, общаться и получать бесценный опыт. Чаще всего волонтерами в инклюзивной среде сегодня становятся люди с инвалидностью, а также молодежь без особенностей здоровья.

Результатами реализации программы является: процесс интеграции в системе конструктивных отношений в обществе, трансляция полученных знаний; практика инклюзивного общения, формирующая основы социального наставничества и инклюзивной культуры; системный подход к инклюзивному туризму в Тюменской области; формирование новых компетенции в процессе бытовой абилитации и участия в образовательных модулях.

Список литературы

1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. - Хабаровск, 2008. - 20с.

2. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. -Москва: Карапуз, 2004.

3. Костко Н.А., Попкова А.А. Опыт исследования социальной активности молодежных общественных объединений и молодежных сообществ// Тюмень: Печатник. — 2012.

4. Михайлова С. В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации

5. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv ru/society/social policv/re habilitation of disabled/more.htm?id=11534232%40c msArticle

THE ORAL SKILLS CLASS

Chubchenko Yana. Olegovna

assistant professor

Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoy, Vladivostok

ABSTRACT.

Current practice in oral skills pedagogy is discussed here in terms of how to structure an oral skill class and determine its content, along with implementing a variety of classroom activities that promote skills development, and issues related to classroom evaluation of speaking and testing via large-scale oral examinations. Key words: oral skills, discussions, speeches, role plays, conversations, assessment.

When deciding how to structure and what to teach in an oral skill class, there are such questions to be considered as: Who are the students? Why are they there? What do they expect to learn? What am I expected to tech?

One of the basic things is the level of the students and their perceived needs. It is possible to determine the level by a placement test administered by the institution or by a diagnostic test given by the teacher. Also it is necessary to obtain information on learner needs by means of a student information sheet where they can report the amount of time they spend speaking English, their future goals? Their assessment of their speaking ability, confidence in speaking English, their pronunciation, listening ability.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Today, oral skills classes at all levels are often structured around functional uses of language. In non-academic context, these may include greetings, talking on the telephone, shopping, directions, and the like. With academic adults there are discussions, oral reports or presentations, etc.

When choosing textbooks or materials for teaching the oral skill class, teachers should take into account the following: if the text is appropriate for the audience, what sorts of topics can be used, if there is the focus on authentic communication. So more often teachers choose activities from a variety of sources and create some of their own material as well.

There are some major types of speaking activities that can be implemented in class: discussions, speeches, role plays, conversations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.