1УДК 159.9.072.433 ББК 88.4
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ
В. А. Балашова
Аннотация. Статья посвящена изучению уровня развития и динамических особенностей социального интеллекта (по методике Дж. Гилфорда) в профессиональной деятельности, где объектом труда является человек, на примере педагогов. Актуальность данного исследования состоит в том, что профессиональная деятельность педагогов предъявляет к ним требования по успешному и эффективному социальному взаимодействию в процессе осуществления образовательной и воспитательной работы.
Ключевые слова: динамические особенности, педагог, профессиональная категория, социальный интеллект, социальный объект.
DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL QUALIFICATION ON THE EXAMPLE OF TEACHERS
V. A. Balashova
Abstract. The article examines the level of development and dynamic characteristics of social intelligence in professional activity, where the object of work is a man, for example teachers.The relevance of this study is that the professional activities of teachers challenge their successful and efficient social interaction in the process of implementing educational work.
Keywords: dynamic features, teacher, professional category, social intelligence, social object.
Очевидно, что в общественной жизнедеятельности человек пытается адаптироваться и реализовать себя различными возможными средствами. Одним из таких средств является социальный интеллект. В социально-психологической науке существует несколько определений социального интеллекта.
Например, Э. Торндайк подразумевал под социальным интеллектом специфическую познавательную способность, которая обусловливает правильное понимание людей, и, как следствие, прогнозирует их поведение. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект - это интеллектуальная способность интегрального характера, за счет которой реализуется успешность адаптации и общения. Кроме того, социальный интеллект - это характеристика, которая объединяет и регулирует познавательные способности, которые задействованы в отражении различных социальных объектов: человека, группы людей, социальных событий и явлений.
В структуру социального интеллекта включены такие процессы, как: социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Также Дж. Гилфорд отмечал, что социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта.
По мнению Г. Олпорта, социальный интеллект - это одно из «личностных качеств». Он рассматривал его как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми и проявляемое в прогнозировании поведения. При этом Г. Олпорт связывал социальный интеллект, в основном, с поведенческим умением, а не с познавательной способностью.
В отечественной социальной психологии понятие «социальный интеллект» было определено Ю. Н. Емельяновым. Под ним он понимал устойчивую способность, базирующуюся на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опы-
та; способность, которая отвечает за умение понимать себя и других людей, особенности взаимодействия и прогнозировать межличностные отношения. Формирование данной устойчивой способности, согласно Ю. Н. Емельянову, определено сензитивностью.
Исследование Н. А. Кудрявцевой, направленное на соотношение общего и социального интеллекта, показало, что важным компонентом в структуре социального интеллекта является самооценка человека и социальный интеллект, который относительно независим от общего интеллекта. Результаты исследования М. Л. Кубышкиной выявили связь социального интеллекта с деятельностью, направленной на достижение высоких результатов в социально значимой деятельности.
Изучение социального интеллекта В. Н. Ку-ницыной позволило определить, что социальный интеллект - это способность, формирующаяся на основании комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, в который включается уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, обусловливающие прогнозирование межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.
На основании выделенных концептуальных положений становится очевидной роль социального интеллекта в жизнедеятельности человека, особенно в отношении социального взаимодействия: он позволяет оценить, осмыслить значение социальных объектов; определить способы взаимодействия и стратегию поведения; спрогнозировать развитие социальных явлений и событий.
Нельзя недооценить роль социального интеллекта в профессиональной деятельности специалистов, где объектом труда является человек. С точки зрения социального интеллекта, человек - это социальный объект, подвергающийся анализу, на основании которого происходит выбор оптимальной тактики поведения и общения.
В профессиональной деятельности педагога взаимодействие с социальными объектами, в качестве которых выступают другие люди, ситуации профессионального и межличностного взаимодействия, происходит постоянно. Имеется в виду не только работа с учениками, но и
различные ситуации и события, связанные с реализацией образовательной и воспитательной работы. Кроме того, для педагога особое значение имеет владение методом индивидуального подхода, применение которого требует оперативно и адекватно оценить, проанализировать и соориентироваться в выборе стратегии поведения в конкретной ситуации.
Исследование развития уровня развития социального интеллекта у педагогов-предметников в зависимости от уровня их профессиональной квалификации с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Салливена продемонстрировало следующие результаты (рис.).
На данном рисунке отражены результаты исследования, направленного на определение уровня развития социального интеллекта в рамках профессионального развития на примере педагогов-предметников. В зависимости от уровня профессиональной квалификации выявляются определенные динамические особенности в каждой группе испытуемых. Наиболее наглядны здесь результаты испытуемых -педагогов с высшей и первой категорией профессиональной квалификации.
Рассмотрим график, отражающий результаты испытуемых - педагогов высшей профессиональной категории. В начале и середине график представляет собой плавную изломанную линию, а в конце происходит некоторый скачок. Динамика графика позволяет отметить, что уровень развития социального интеллекта у данной группы испытуемых определенным образом стабилизирован.
Следующий график отражает результаты испытуемых, имеющих 1-ю категорию профессиональной квалификации. Он динамичен и скачкообразен. По сравнению с предыдущим графиком, имеет больше высоких показателей. На основании этого следует отметить, что уровень развития социального интеллекта у данной группы испытуемых выше, чем у предыдущей, однако его динамика менее устойчива. Таким образом, развитие социального интеллекта данной группы происходит активно и динамично.
Рассмотрим график, демонстрирующий результаты группы испытуемых-педагогов, имеющих 2-ю профессиональную категорию. Среди всех остальных групп этот график показывает
Испытуемые
-Высшая категория-1-ая категория 2-ая категория-Разряды
Рис. Динамика развития социального интеллекта на примере профессионального развития педагогов-предметников
самые низкие значения. Возможно предположить, что уровень развития социального интеллекта у данной группы является самым низким. Однако результаты по данной группе немногочисленны и не позволяют дать более развернутую оценку, в том числе по динамическим особенностям проявления социального интеллекта.
График, относящийся к группе испытуемых, не имеющих категории профессиональной квалификации, имеет более высокие показатели развития социального интеллекта, по сравнению с группой педагогов второй категории. Однако выявить динамические особенности развития социального интеллекта данный график не представляет возможности.
Изучение социального интеллекта в профессиональной деятельности, где объектом труда является человек, имеет актуальное значение. Особенно это относится к профессиональной деятельности педагогов, поскольку данный специалист осуществляет не только непосредственное взаимодействие с другим человеком, но и оказывает на него психолого-педагогическое воздействие. Профессии, где объектом труда является человек и социальные события или явления, обладают наибольшей вероятностью профессионального выгорания, которое проявляется в неадекватном, несправедливом, неверном понимании и оценивании ситуации. Поэтому изучение уровня развития социального интеллекта у педагогов в силу названных объяснений имеет огромное
профессиональное, социальное и психолого-педагогическое значение.
Результаты данного исследования выявили, что наиболее высокий уровень развития социального интеллекта у группы педагогов, имеющих первую категорию; затем отмечается группа педагогов высшей категории профессиональной квалификации. Далее следует группа педагогов, не имеющих никакой профессиональной категории, а самый низкий уровень развития среди педагогов у группы педагогов, имеющих вторую категорию.
Анализ результатов позволяет предположить, что в начале своей профессиональной деятельности педагоги обладают относительно развитой способностью адекватно и успешно оценивать социальные объекты (так сказать, «глаз еще не замылен»). Потом, когда педагог находится уже внутри профессии, имеет определенный уровень профессиональной квалификации и профессиональный опыт, происходит спад этой способности. И такая ситуация отражается и в группах педагогов первой и высшей категорий. Следовательно, в рамках профессиональной деятельности у педагогов в течение приобретения ими профессионального опыта и профессионального развития с определенной периодичностью, действительно, происходит некоторый спад (деформация), связанный с успешностью понимания и адекватностью осмысления ситуаций взаимодействия социального характера.
Подобная иерархия уровня развития социального интеллекта у педагогов может быть объяснена еще и тем, что данные специалисты проходят периодически повышение профессиональной квалификации, которое и возвращает педагогов в нужный «строй».
Динамические особенности развития социального интеллекта у педагогов продемонстрировали относительно стабильный характер у группы с высшей категорией квалификации и активный характер у группы с первой категорией.
Немногочисленность испытуемых в остальных группах не позволяет дать оценку динамическим особенностям проявления социального интеллекта.
На основании результатов проведенного исследования можно отметить рекомендации по проведению с педагогами тренинговых занятий, направленных стабилизацию и развитие социально значимых умений и навыков.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанщиков, Б. А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса [Текст] / Б. А. Барабанщиков. - М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. - 240 с. - (Университетское образование).
2. Климов, Е. А. Основы психологии [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Климов. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 462 с.
3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
4. Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих: акмеоло-
гический подход [Текст] / под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 295 с.
5. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
6. Мартынова, В. А. Модель и динамические особенности социально-перцептивной компетентности в профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / В. А. Мартынова. - М., 2007. - 212 с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
REFERENCES
1. Barabanshchikov B. A. Psikhologiya vospriyat-iya: organizatsiya i razvitie pertseptivnogo protsessa. Moscow: Kogito-Tsentr; Vysshaya shkola psikhologii, 2006. 240 p. (Universitets-koe obrazovanie).
2. Klimov E. A. Osnovy psikhologii: uchebnik dlya vuzov. Moscow: YuNITI-DANA, 2003. 462 p.
3. Leontyev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Li-chnost. Moscow: Politizdat, 1975. 304 p.
4. Lichnostno-professionalnaya kompetentnost gosudarstvennykh sluzhashchikh: akmeo-logicheskiy podkhod. M.: Izd-vo RAGS, 2005. 295 p.
5. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. M., 1996. 308 p.
6. Martynova V. A. Model i dinamicheskie osoben-nosti sotsialno-pertseptivnoy kompetentnosti v professionalnoy deyatelnosti. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2007. 212 p.
7. Andreeva G. M. Sotsialnaya psikhologiya: uchebnik dlya vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Aspekt Press, 2006. 363 p.
Балашова Вера Алексеевна, кандидат психологических наук, магистр юриспруденции, преподаватель Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя e-mail: [email protected]
Balashova Vera A., PhD in Psychology, Master of Jurisprudence, V. Kikotya Moscow University of Ministry of
Internal Affairs of Russia
e-mail: [email protected]