УДК 159.9.07
И. Г. Соснина
Психологическая адаптация младших подростков в новом социуме
Исследование ориентировано на теоретико-эмпирические задачи. Представлены обобщенные сведения о понятии адаптации. Выявлены возрастные и социальные особенности подростков и их влияние на общее психосоциальное развитие. Даны практические рекомендации педагогам.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, интеграция, уровень притязаний, школьная тревожность, социальный интеллект, подросток, образование, педагог, сопровождение, исследование, социум.
I. G. Sosnina
Psychological Adaptation of Junior Adolescents in New Society
The study is focused on theoretical and empirical tasks. Integrated data about the notion of adaptation are presented. Age and social characteristics of adolescents and their impact on the overall psychosocial development are presented. Practical recommendations to teachers are given.
Keywords: dysadaptation, adaptation, integration, a level of claims, school anxiety, social intelligence, a teenager, education, a teacher, a research, support, social medium.
На современном этапе развития науки психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды [2]. Автор этого определения Ф.Б. Березин выделил три аспекта психической адаптации: собственно психический, социально-психологический, психофизиологический. Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.
Современные научные представления о феномене адаптации послужили основанием для формулировки понятия «социально-
психологическая адаптация». Социально-психологическая адаптация рассматривается как прогресс организации социального взаимодейст-
© Соснина И. Г., 2013
вия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала [2]. Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования [4].
Говоря о социально-психологическом аспекте адаптации, уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения можно определить как адаптиро-ванность [8]. Показателями адаптированности человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении. Наиболее заметным показателем нарушения адаптации является личностная, дея-тельностная, поведенческая или эмоциональная разбалансированность. В таких случаях можно говорить о преддезадаптации, если нарушения эпизодические, и о дезадаптации, если эти нарушения обширные и устойчивые [7].
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму [1]. К формальным критериям адаптации детей к школе
обычно относят успешность обучения и дисциплинированность. В группу дезадаптированных школьников включают детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками или учителями, т.е. с нарушением социальных контактов [1]. На адаптацию ребенка в новом социуме оказывает влияние социальный интеллект личности и самооценка [6].
Оптимальные условия для становления у подростка качественно нового уровня самосознания складываются лишь в рамках той деятельности, которая не только отвечает основным его потребностям, но и развивает у него общественно необходимые личностные качества.
Изменяется по сравнению с младшим школьным возрастом и значимость различных качеств личности [5].
Имеющимися исследованиями определено, что в зависимости от восприятия ученика одноклассниками, а следовательно, и желательности контакта с ним в различных ситуациях, каждый школьник в системе личных взаимоотношений попадает в одну из пяти категорий: звезд, предпочитаемых, принятых, не принятых и пренебре-гаемых (изолированных) [3].
Затруднения, приводящие к нарушению адаптации, чаще всего носят временный характер, однако у некоторых детей они отличаются серьезностью и препятствуют общему психосоциальному развитию.
Д.Н. Исаев [3] классифицировал невротические ситуации, вызывающие нарушения адаптации: неспособность справиться с нагрузкой; враждебное отношение педагога; неприятие детским коллективом.
В ходе исследований и анализа литературы по проблеме адаптации сформировалась гипотеза о том, что процесс адаптации младших подростков, попадающих в новый социум, осложнен наложением проблем, связанных с возрастными и социальными особенностями.
На основании выдвинутой гипотезы определена цель исследования: выявить особенности адаптации младших подростков в системе профессионального образования.
Для решения поставленных задач был определен комплекс методик, позволяющих исследовать проблему дезадаптации, уровень социального интеллекта испытуемых, их уровень тревожности, уровень притязаний и социальное положение.
Исследование проводилось в 1-2 классах Пермского хореографического училища. Возраст испытуемых 10-11 лет.
Специфические особенности выборки заключаются в следующем: в 10 лет дети попадают в условия нового закрытого социума со строгими правилами, режимом и множеством ограничений. Поступая в училище после окончания третьего класса общеобразовательной школы, дети десяти лет оказываются самыми младшими среди учащихся, попадая снова в первый класс. С первых дней обучения дети вынуждены заниматься профессиональной деятельностью наравне со взрослыми. Учебный план насыщен множеством новых предметов, которые не изучаются в условиях общеобразовательных школ. Наиболее значимый предмет - классический танец, т.к. неудовлетворительная оценка по данному экзамену влечет за собой отчисление из училища.
В ходе исследования использовались следующие методики: тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта»; оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса; социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе (по методике Марино); методика определения уровня притязаний.
Анализ проведенных исследований показал, что у большого количества учащихся 1-2 классов хореографического училища имеются проблемы с адаптацией. Это подтверждается:
1) низким уровнем развития социального интеллекта (84% испытуемых);
2) повышенным уровнем школьной тревожности (84% испытуемых);
3) нарушением социальных контактов;
4) несформированностью коллектива;
5) низкой успеваемостью учащихся по наиболее значимому предмету;
6) низкой самооценкой учащихся (20% испытуемых).
Корреляционный анализ между показателями уровня притязаний и показателями социального статуса позволил выделить прямые зависимости социального статуса испытуемых от ожидаемых и фактических оценок за экзамен по классическому танцу.
Корреляционный анализ между показателями уровня развития социального интеллекта и показателями уровня притязаний позволил выделить зависимость фактической оценки по классическому танцу от способности понимать
логику развития сложных ситуаций взаимодействия. Эта зависимость прослеживается в виде обратной корреляционной взаимосвязи.
Корреляционный анализ между показателями уровня притязаний и показателями тревожности позволяет проследить влияние состояния повышенной тревожности испытуемых на их прогностическую оценку по наиболее значимому предмету.
Обратные корреляционные взаимосвязи на уровне р<0,05 позволяют утверждать, что чем выше показатель низкой физиологической приспособленности к ситуациям стрессогенного характера и показатель страха не соответствовать ожиданиям окружающих, тем ниже ожидаемая оценка по наиболее значимому предмету.
Корреляционный анализ между показателями тревожности и показателями социального статуса выявил прямую корреляционную взаимосвязь, которая указывает на влияние состояния переживания социального стресса, на фоне которого развиваются социальные контакты, на фактическую оценку по историческому танцу.
Обратная корреляционная взаимосвязь на уровне р<0,05 прослеживается между особенностью психофизиологической организации, снижающей приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающей вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, и социальным положением испытуемых.
Корреляционный анализ между показателями социального статуса и показателями уровня развития социального интеллекта показал, что социальное положение неофициального лидерства определяется зависимостями от способности
понимать невербальный язык общения и от способности понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений. Прямая корреляционная взаимосвязь на уровне р<0,05 показывает, что лица, способные лучше других оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), чаще становятся неофициальными лидерами.
Корреляционный анализ между показателями уровня развития социального интеллекта и показателями уровня тревожности позволил проследить наибольшее количество зависимостей. Так, умение предвидеть последствия поведения находится в обратной корреляционной взаимосвязи с уровнем тревожности по поводу ситуации проверки знаний и в обратной корреляционной взаимосвязи с общим эмоциональным состоянием ребенка, связанным с различными формами его включения в жизнь школы.
Способность понимать невербальный язык общения косвенно связана корреляционными взаимосвязями показателями низкой приспособляемости к ситуациям стрессогенного характера и с показателями общей школьной тревожности.
Негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей находятся в косвенных корреляционных взаимосвязях со способностью понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия и с уровнем развития социального интеллекта.
Кластерный анализ полученных данных позволил разделить всю выборку испытуемых на две группы: тревожных и нетревожных (Рис.1).
■Кластер 1 Кластер 2
Рис. 1 Кластерный анализ
Условные обозначения: ОТШ - общая школьная тревожность; ПСС - переживание социального стресса; ФПВДУ - фрустрация потребности в достижении успеха; СС - страх самовыражения; ССПЗ - страх ситуации проверки знаний; СНОО - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФС - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ - проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Анализ по Т-критерию Стьюдента показал, что между этими группами прослеживаются существенные различия по показателям общей школьной тревожности, фрустрации потребности в достижении успеха, страхе ситуации проверки знаний, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, социальном статусе делового лидера, ожидаемой оценки по классическому танцу.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась и позволяет сделать следующие выводы:
1. Процесс адаптации учащихся хореографического училища первых лет обучения осложнен наложением на подростковый кризис «кризиса первоклассника».
2. Низкий уровень социальной адаптации во многом осложнен слабо развитым социальным интеллектом. Лица с низким социальным интеллектом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.
3. Высокий уровень школьной тревожности также осложняет процесс адаптации учащихся, нарушая баланс эмоционального состояния учащихся, связанного с различными его включениями в жизнь школы.
4. Нарушение социальных контактов учащихся, низкий коэффициент удовлетворенности своего положения в группе у большинства испытуемых также тормозит процесс адаптации.
5. Способность понимать других существенно усиливается повышением чувствительности к невербальной экспрессии.
6. На основании выполненных исследований следует, что для адаптации подростков в новом социуме необходима психолого-педагогическая поддержка комплексной направленности, которую преимущественно осуществляет учреждение по причине тотальной включенности учащихся в систему профессионального образования.
Библиографический список
1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф .Б. Березин. - Л.,1988, 270 с.
2. Громбах, С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся [ Текст] / С.М. Громбах // Школа и психическое здоровье учащихся. - М.,1988 - С.9-32.
3. Завьялова, Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека [ Текст]/ Е.К. Завьялова // Вестник Балтийской педагогиче-
ской академии / СПб, 2001. - Вып.40 - С.55-60
4. Лозоцева, В.Н. Развитие ребенка при переходе от младшего школьного возраста к подростковому возрасту [Текст] / В.Н. Лозоцева // Психология современного подростка.- М., 1987 - С.56-87.
5. Михайлова (Алешина), Е.С. Диагностика социального интеллекта [Текст]: методическое руководство / Е.С. Михайлова (Алешина); 2-е изд. -СПб:ГП «Иматон», 2002.
6. Молодцова, Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих педагогов) [Текст] / Т. Д. Молодцова. - Изд-во Ростовского ГПУ, 1997.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - М., Педагогика, 2000.
8. Социальное развитие ребенка [Текст] / под ред. О.Л. Зверевой. - М., 1994.
Bibliograficheskij spisok
1. Berezin, F.B. Psikhicheskaya i psikhofiziologi-cheskaya adaptatsiya cheloveka [Tekst] / F.B. Berezin. -L.,1988, 270 s.
2. Grombakh, S.M. Rol' shkoly v formirovanii psikhicheskogo zdorov'ya uchashhikhsya [Tekst] / S.M. Grombakh // SHkola i psikhicheskoe zdorov'e uchashhikhsya. - M.,1988 - S.9-32.
3. Zav'yalova, E.K. Psikhologicheskie mekhanizmy sotsial'noj adaptatsii cheloveka [Tekst]/ E.K. Zav'yalova // Vestnik Baltijskoj pedagogiche-skoj akademii / SPb., 2001. - Vyp.40 - S.55-60
4. Lozotseva, V.N. Razvitie rebenka pri perekho-de ot mladshego shkol'nogo vozrasta k podrostkovomu vozrastu [Tekst] / V.N. Lozotseva // Psikhologiya so-vremennogo podrostka.- M., 1987 - S.56-87.
5. Mikhajlova (Áleshina), E.S. Diagnostika so-tsial'nogo intellekta [Tekst]: metodicheskoe rukovo-dstvo / E.S. Mikhajlova ^shina); 2-e izd. - SPb:GP «Imaton», 2002.
6. Molodtsova, T.D. Psikhologo-pedagogicheskie problemy preduprezhdeniya i preodoleniya dezadap-tatsii podrostkov (na materiale deyatel'nosti bu-dushhikh pedagogov) [Tekst] / T.D. Molodtsova. - Izd-vo Rostovskogo GPU, 1997.
7. Prikhozhan АМ. Trevozhnost' u detej i podrost-kov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Tekst] / А.M. Prikhozhan. - M., Pedagogika, 2000.
8. Sotsial'noe razvitie rebenka [Tekst] / pod red. O.L. Zverevoj. - M., 1994.