Научная статья на тему 'Развитие социально-педагогическои терминологии в дореволюционным период на территории Смоленской губернии: социолингвистическим анализ'

Развитие социально-педагогическои терминологии в дореволюционным период на территории Смоленской губернии: социолингвистическим анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СМОЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL TERMINOLOGY / SOCIAL EDUCATION / SMOLENSK PROVINCE / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдова А.А., Двойнев В.В.

Проведение социолингвистического анализа социально-педагогической терминологии, используемой в образовательных и воспитательных учреждениях Смоленской губернии в дореволюционный период позволяет выявить корреляции между развитием социально-педагогической терминологии и происходившими социально-экономическими и политическими преобразованиями, а также сделать выводы о характере социального воспитания в данном регионе в рассматриваемый период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Давыдова А.А., Двойнев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL TERMINOLOGY DURING THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD ON THE TERRITORY OF THE SMOLENSK PROVINCE: SOCIOLINGUISTIC ANALYSIS

The sociolinguistic analysis of social and pedagogical terminology used in the educational and upbringing institutions of the Smolensk province in the pre-revolutionary period makes it possible to identify the correlation between the development of social and pedagogical terminology and the social, economic and political transformations that took place, as well as draw conclusions about the nature of social upbringing in the region in the period of time under study.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-педагогическои терминологии в дореволюционным период на территории Смоленской губернии: социолингвистическим анализ»

УДК 37.035 ДАВЫДОВА А.А.

канд. педагогических наук, доцент кафедры социологии, философии и работы с молодежью, Смоленский государственный университет E-mail: anndavydova88@gmail.com ДВОЙНЕВ В.В.

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, философии и работы с молодежью, Смоленский государственный университет E-mail: vassilidvoinev@yandex.ru

UDC 37.035 DAVYDOVA A.A.

Candidate of pedagogic sciences, Associate Professor of the Department of sociology, philosophy and work with youth,

Smolensk state university E-mail: anndavydova88@gmail.com DVOYNEV V.V.

Candidate of sociologic sciences, Associate Professor of the Department of sociology, philosophy and work with youth ,

Smolensk state university E-mail: vassilidvoinev@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ*

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL TERMINOLOGY DURING THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD ON THE TERRITORY OF THE SMOLENSK PROVINCE: SOCIOLINGUISTIC ANALYSIS

Проведение социолингвистического анализа социально-педагогической терминологии, используемой в образовательных и воспитательным учреждениях Смоленской губернии в дореволюционный период позволяет выявить корреляции между развитием социально-педагогической терминологии и происходившими социально-экономическими и политическими преобразованиями, а также сделать выводы о характере социального воспитания в данном регионе в рассматриваемый период времени.

Ключевые слова: социально-педагогическая терминология, социальное воспитание, Смоленская губерния, контент-анализ.

The sociolinguistic analysis of social and pedagogical terminology used in the educational and upbringing institutions of the Smolensk province in the pre-revolutionary period makes it possible to identify the correlation between the development of social and pedagogical terminology and the social, economic and political transformations that took place, as well as draw conclusions about the nature of social upbringing in the region in the period of time under study.

Keywords: social and pedagogical terminology, social education, Smolensk province, content analysis.

В методологии науки настоящего времени одной из главных становится проблема формы, в которой представлены результаты научного поиска. Особого внимания требуют понятия и термины социально-гуманитарных наук, роль которых в настоящее время возрастает, при этом уровень развития и методологическая оснащенность социального познания не соответствуют требованиям науки XXI века. Цепочка «объективная реальность - отображающее ее научное понятие - называющий и объект, и термин» (представляемая в семиотике как семиотический треугольник) в научном познании не является простым выведением понятия из реальности, а затем присвоением имени, то есть терминологической формы. Сложность процесса взаимоуточнения всех трех вершин треугольника отражается в истории введения термина в научный оборот [9].

Данное исследование имеет целью проведение социолингвистического и контент-анализа социально-педагогических терминов, используемых в образовательных и воспитательных учреждениях на территории Смоленской губернии в дореволюционный период. Возможность проследить корреляцию между объективной

реальностью и развитием педагогической терминологией позволит судить об особенностях развития данной области знания в тот период, а также использовать полученные закономерности для изучения процесса развития современной педагогической терминологии.

Для характеристики особенностей социально-педагогической деятельности на территории Смоленской губернии в середине XIX - начале XX веков важно представлять, как развивалась региональная система образования в данный исторический период. Согласно Т.В. Леонтьевой, в развитии региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке можно выделить ряд периодов [8]:

1. Первый период - 1802-1828 гг., который характеризовался стремлением создать региональную систему образования Смоленщины как элемента образовательной системы России.

2. Второй период - 1829-1849 гг., отличительными особенностями которого, п мнению автора, являлось сосредоточение сети учебных заведений в губернском центре, фактическое отсутствие женского и

* Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 18-013-00024 «Развитие социально-педагогической терминологии в дореволюционный период на территории Смоленской губернии: социолингвистический анализ».

© Давыдова А.А., Двойнев В.В. © Davydova A.A., Dvoynev V.V.

профессионального образования, а также сословное разделение учащихся.

3. Третий период - 1849-1871 гг характеризовался введением в России бессословного образования за счет открытия сети земских школ.

4. Четвертый период - 1872-начало XX века характеризуется активной работой попечительных и педагогических советов, что способствовало развитию общественной инициативы в управлении учебными заведениями.

Очевидно, что пик развития системы социального воспитания в Смоленской губернии в XIX веке пришелся на третий период, поскольку именно тогда в школах создавалась соответствующая социальная среда с учетом бытовых, религиозных, трудовых и эстетических особенностей региона. Однако, несмотря на выраженные положительные тенденции, проявившиеся в развитии и становлении региональной системы образования Смоленской губернии, существовавшие в XIX веке, в целом процесс развития системы обучения и воспитания шел достаточно медленно.

В ходе изучения социально-педагогической терминологии в г. Смоленске и на территории Смоленской губернии в XIX веке был проведен компаративный контент-анализ документов местных органов власти, учебно-воспитательных учреждений, общественных организаций, а также органов местного самоуправления и документов частных лиц. В качестве основных объектов анализа выступило более 100 архивных документов, в том числе «Сведения Приказа Общественного призрения», «Устав Смоленского ремесленного училища», «Устав Смоленского Общества исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних», письма из Министерства Юстиции, «Ведомость о существующих народных школах» и многие другие [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7].

Анализу подверглись печатные документы, использовавшиеся в период с 1847 по 1892 годы. Целью контент-анализа было изучение и сравнение артикуляции

социально-педагогической проблематики в местных органах власти, а также выявление корреляции между развитием социально-педагогической терминологии и происходившими социально-экономическими и политическими преобразованиями.

В качестве единиц анализа выступают слова и словосочетания «социальное воспитание», «опекун», «попечение», «приют» и т. д. Для всего исследования была также определена система категорий.

В результате, главными категориями данного контент-анализа являются категории Социальное воспитание, Социализация, Социально-педагогическая деятельность, Социальные отклонения, Социально-педагогическая поддержка (сопровождение) и Социальное обучение. В каждой из этих категорий выделяются основные понятия, которые несут нейтральную, положительную и отрицательную коннотацию, которая была определена из окружающего код контекста. В нашем случае, предложение, в котором обнаружен код, - предложение впереди и предложение после, то есть, по трем предложениям. Для реализации контент-анализа применялись следующие исследовательские инструменты: классификатор и протокол контент-анализа, регистрационная карточка и каталог проанализированных документов.

Следующим шагом исследования текстов явилось определение кодов по главным категориям (Таблица 1).

Для каждого кода нами была составлена карточка контент-анализа, включающая всю необходимую информацию данных понятий. К примеру, для кода Призрение были определены следующие характеристики: даты использования, количество упоминаний, коннотация, название и объем документа, а также субъект мнения (Таблица 2).

В результате контент-анализа было выяснено, что за исследуемый период терминология социально-педагогического дискурса занимала не более 3,8% всего объема исследуемых документов. Максимальное количество текстов и писем на данную тематику пришлось на 1858 и 1892 годы (6,5% и 8,3% соответственно). В целом частота появлений публикаций на исследуемую тему на страницах

Таблица 1.

Классификатор контент-анализа (на примере социально-педагогической терминологии

№ П/п Основные категории Понятия / коды (в том числе синонимы и словоформы)

1. Социальное воспитание нравственное воспитание, семейные ценности, общественно-значимые ценности, поведение в обществе, социально значимые качества, развитие, раскрытие способностей, формирование личности, воспитатель (наставник), воспитуемый, воспитанник(ца).

2. Социализация социальные нормы, культурные ценности, система общественных отношений, интеграция, усвоение, воспитание, воспитательные организации (заведения), учебные заведения, адаптация, требования общества, ценности, социальные отношения, социальная среда, взаимодействие, индивид, дезадаптация, обособление.

3. Социально- педагогическая деятельность социальная работа, помощь ребенку, создание условий, самореализация, семья, школа, общество, посредничество, социальные услуги, социальное окружение

4. Социальные отклонения малолетние преступники, несовершеннолетний ребенок, бродяжничество, детские колонии, профилактика, девиантное поведение, правонарушение, культура, норма, патология.

5. Социально-педагогическая поддержка (сопровождение) помощь ребенку, поддержка, сопровождение, профилактика, консультирование, коррекция, социальная защита, трудная жизненная ситуация, благотворительность, призрение, пособие, попечение, детский приют, опекун.

6. Социальное обучение целенаправленный процесс, передача социальных знаний, формирование социальных умений и навыков

Таблица 2.

Карточка контент-анализа кода «призрение»

Дата Кол-во упоминаний Коннотация Название документа Объем документа, стр. Субъект мнения

1847 1 Позитивная Сведение Приказа Общественного призрения к ведомости под № 10 за 1847 год 4 Орган региональной власти

08/06/1858 1 Нейтральная Письмо из Министерства Юстиции 1 Орган государственной власти

30/05/1875 2 Позитивная Письмо губернатору из хозяйственного департамента МВД 3 Орган государственной власти

06/11/1892 1 Позитивная Устав Смоленского Общества исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних 12 Общественная организация

документов государственных органов власти и уставов общественных организаций отличалась нерегулярностью и резким понижением до 0,7% в 1855 г. Подобные подъемы и спады частоты упоминаний социально-педагогических терминов в официальных документах рассматриваемого периода можно объяснить взаимосвязью развития социальной защиты, благотворительности, социального воспитания с происходящими тогда социально-экономическими и политическими событиями.

В частности, многие исследователи соглашаются с тем фактом, что сильным стимулом к развитию общественной благотворительности в Смоленской губернии в 1862 - 1869 годах стала почти повсеместная череда неурожаев и последовавший за ним голод [10].

Другим катализатором распространения филантропических настроений стала война с Турцией 1877-1878 годов. В этот период начинают свое активное развитие общественные организации, а также специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с особыми возможностями здоровья, например, 13 февраля 1881 г было учреждено «Смоленское отделение попечительства императрицы Марии Александровны о слепых», при которым было открыто Училище слепых. В данном заведении педагоги занимались воспитанием и обучением слепых детей, а также выдачей пособий и трудоустройством взрослых слепых [7].

При этом, поскольку большая часть источников представляла собой документы государственных, региональных и муниципальных органов власти, данные социально-педагогические категории использовались преимущественно в нейтральной коннотации (443 упоминания). Частота появления терминов в позитивной коннотации составила 174, а в отрицательной - всего 22, что свидетельствует в целом о положительном отношении правительственных и общественных организаций, а также частных лиц к проблеме социальной и педагогической поддержки населения.

Кроме того, согласно полученным данным в рассматриваемый период времени наибольшее количество упоминаний социально-педагогических терминов по категориям приходится на документы общественных и благотворительных организаций (Таблица 3).

В результате, проведенный контент-анализ архивных документов Канцелярии Смоленской губернии позволяет сделать вывод о том, что в данном регионе в XIX веке

Таблица 3.

Частота упоминаний социально-педагогических категорий

Субъект мнения

Категория Органы региональной власти Образовательные учреждения Государственные органы Судебная инстанция Общественная организация Органы местного самоуправления Официальное лицо

Социальное воспитание 4 21 3 0 5 0 0

Социализация 7 77 56 0 38 13 2

Социально- педагогическая деятельность 36 5 34 0 152 1 0

Социальные отклонения 6 0 10 0 25 0 0

Социально-педагогическая поддержка (сопровождение) 9 9 28 8 22 0 0

Итого 62 112 131 8 242 14 2

активно, хотя и не всегда стабильно, развивалась система государственного и общественного призрения, основными формами которой были социальная поддержка и попечение о больных, престарелых, сиротах и детях неимущих родителей, а также обеспечение условий для получения начального образования и воспитания детям крестьян и рабочих.

Несмотря на отсутствие в исследуемый период такой самостоятельнойобластизнанийкак социальная педагогика, анализ понятий, используемых правительственными и общественными организациями при работе с различными категориями населения, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, свидетельствует об активном развитии деятельности, которая в настоящее время рассматривается как социальное воспитание и социально-педагогическая поддержка.

Библиографический список

1. ГАСО. Ф. 1. Оп. 2 (Т. 1). Д. № 258.

2. ГАСО. Ф. 1. Оп. 2 (Т. 1). Д. № 27.

3. ГАСО. Ф. 1. Оп. 2 (Т. 1). Д. № 315.

4. ГАСО. Ф. 1. Оп. 2 (Т. 1). Д. № 412.

5. ГАСО. Ф. 1. Оп. 5 (Т. 1). Д. № 301.

6. ГАСО. Ф. 1. Оп. 5 (Т. 1). Д. № 73.

7. ГАСО. Ф. 1. Оп. 6. Д. № 56.

8. ЛеонтьеваТ.М. Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке: дисс. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2002. 194 с.

9. Макарихина О.А. Анализ и моделирование понятийной структуры терминов социально-гуманитарных наук: на примере термина «этнос»: дисс. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2007. 142 с.

10. ПерсЮ.И. Развитие общественной благотворительности в Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX веков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 27. С. 50-56. URL: http://e-koncept.ru/2016/56448.htm (дата обращения: 27.05.2018).

References

1. SASR. F. 1. Op. 2 (T. 1). D. № 258.

2. SASR. F. 1. Op. 2 (T. 1). D. № 27.

3. SASR. F. 1. Op. 2 (T. 1). D. № 315.

4. SASR. F. 1. Op. 2 (T. 1). D. № 412.

5. SASR. F. 1. Op. 5 (T. 1). D. № 301.

6. SASR. F. 1. Op. 5 (T. 1). D. № 73.

7. SASR. F. 1. Op. 6. D. № 56.

8. Leont'eva T.M. Development of the regional education system of the Smolensk province in the XIX century: diss. ... cand. ped. sciences. Smolensk, 2002. 194 c.

9. Makarikhina O.A. Analysis and modeling of the conceptual structure of the terms of social and human sciences: by the example of the term «ethnos»: diss. ... cand. philos. sciences. Nizhny Novgorod, 2007. 142 pp.

10. Pers Yu.l. The development of public charity in the Smolensk province in the second half of the XIX - early XX centuries / / Scientific and methodical electronic magazine «Concept». 2016. Vol. 27. P. 50-56. URL: http://e-koncept.ru/2016/56448.htm (date of reference: May 27, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.