Научная статья на тему 'Развитие социально-педагогической терминологии в дореволюционный период на территории Смоленской губернии: социолингвистический анализ'

Развитие социально-педагогической терминологии в дореволюционный период на территории Смоленской губернии: социолингвистический анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СМОЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдова А.А., Двойнев В.В.

Проведение социолингвистического анализа социально-педагогической терминологии, используемой в образовательных и воспитательных учреждениях Смоленской губернии в дореволюционный период позволяет выявить корреляции между развитием социально-педагогической терминологии и происходившими социально-экономическими и политическими преобразованиями, а также сделать выводы о характере социального воспитания в данном регионе в рассматриваемый период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-педагогической терминологии в дореволюционный период на территории Смоленской губернии: социолингвистический анализ»

УДК 37.035

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2018 А. А. Давыдова1, В. В. Двойнев2

1канд. пед. наук, доцент кафедры социологии, философии и работы с молодежью e-mail: anndavydova88@gmail. com 2канд. социол. наук, доцент кафедры социологии, философии и работы с молодежью e-mail: vassilidvoinev@yandex.ru

Смоленский государственный университет

Проведение социолингвистического анализа социально-педагогической терминологии, используемой в образовательных и воспитательных учреждениях Смоленской губернии в дореволюционный период позволяет выявить корреляции между развитием социально-педагогической терминологии и происходившими социально-экономическими и политическими преобразованиями, а также сделать выводы о характере социального воспитания в данном регионе в рассматриваемый период времени.

Ключевые слова: социально-педагогическая терминология, социальное воспитание, Смоленская губерния, контент-анализ.

В методологии науки настоящего времени одной из главных становится проблема формы, в которой представлены результаты научного поиска. Особого внимания требуют понятия и термины социально-гуманитарных наук, роль которых в настоящее время возрастает, при этом уровень развития и методологическая оснащенность социального познания не соответствуют требованиям науки XXI в. Цепочка «объективная реальность - отображающее ее научное понятие - называющий и объект и понятие термин» (представляемая в семиотике как семиотический треугольник) в научном познании не является простым выведением понятия из реальности, а затем присвоением имени, то есть терминологической формы. Сложность процесса взаимоуточнения всех трех вершин треугольника отражается в истории введения термина в научный оборот [Макарихина 2007].

Данное исследование имеет целью проведение социолингвистического и контент-анализа социально-педагогических терминов, используемых в образовательных и воспитательных учреждениях на территории Смоленской губернии в дореволюционный период. Возможность проследить корреляцию между объективной реальностью и развитием педагогической терминологии позволит судить об особенностях развития данной области знания в тот период, а также использовать полученные закономерности для изучения процесса развития современной педагогической терминологии.

Для характеристики особенностей социально-педагогической деятельности на территории Смоленской губернии в середине XIX - начале XX в. важно представлять, как развивалась региональная система образования в данный исторический период. Согласно Т.В. Леонтьевой, в развитии региональной системы образования Смоленской губернии в XIX в. можно выделить ряд периодов [Леонтьева 2002].

Первый период, 1802-1828 гг., характеризовался стремлением создать региональную систему образования Смоленщины как элемента образовательной

системы России, представленную приходскими и уездными училищами начального образования, а также гимназией и семинарией для получения среднего образования.

Отличительными особенностями второго периода, 1829-1849 гг., по мнению автора, являлось сосредоточение сети учебных заведений различных ведомств в губернском центре, фактическое отсутствие женского и профессионального образования, а также сословное разделение социального состава учащихся.

Третий период, 1849-1871 гг., характеризовался тенденцией к введению в России бессословного образования, чему способствовало открытие в Смоленской губернии сети земских школ. Кроме того, по мнению Т.В. Леонтьевой, этот период характеризовался созданием в школах необходимой педагогической среды и уменьшением влияния зарубежной педагогической культуры на учебно-воспитательный процесс.

В четвертый период, 1872 - начало XX в., главной задачей, стоящей перед Министерством народного просвещения, было введение всеобщего обучения. Данный период характеризуется плодотворной работой попечительных и педагогических советов, что способствовало развитию общественной инициативы в управлении учебными заведениями.

Очевидно, что пик развития системы социального воспитания в Смоленской губернии в XIX в. пришелся на третий период, поскольку именно тогда в школах создавалась соответствующая социальная среда с учетом бытовых, религиозных, трудовых и эстетических особенностей региона. Однако, несмотря на выраженные положительные тенденции, проявившиеся в развитии и становлении региональной системы образования Смоленской губернии, существовавшие в XIX в, в целом процесс развития системы обучения и воспитания шел достаточно медленно.

В ходе изучения социально-педагогической терминологии в г. Смоленске и на территории Смоленской губернии в XIX в. был проведен компаративный контент-анализ местных органов власти, учебно-воспитательных учреждений, общественных организаций, а также органов местного самоуправления и документов частных лиц. В качестве основных объектов анализа выступило более 100 архивных документов, в том числе «Сведения Приказа Общественного призрения», «Устав Смоленского ремесленного училища», «Устав Смоленского Общества исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних», письма из Министерства юстиции, «Ведомость о существующих народных школах» и многие другие1.

Анализу подверглись печатные документы, использовавшиеся в период с 1847 по 1892 г. Целью контент-анализа было изучение и сравнение артикуляции социально-педагогической проблематики в местных органах власти, а также выявление корреляции между развитием социально-педагогической терминологии и происходившими социально-экономическими и политическими преобразованиями.

В качестве единиц анализа выступают слова и словосочетания «социальное воспитание», «опекун», «попечение», «приют» и т. д. Для всего исследования была также определена система категорий.

В результате главными категориями данного контент-анализа являются категории Социальное воспитание, Социализация, Социально-педагогическая деятельность, Социальные отклонения, Социально-педагогическая поддержка (сопровождение) и Социальное обучение. В каждой из этих категорий выделяются основные понятия, которые несут нейтральную, положительную и отрицательную коннотацию, которая была определена из окружающего код контекста (в нашем случае предложение, в котором обнаружен код, - предложение впереди и предложение после,

1 ГАСО. Ф. 1. Оп. 2 (Т. 1). Д. 258, 27, 315, 412; Оп. 5 (Т. 1). 301, 73; Оп. 5 (Т. 2). Д. 183.

то есть по трем предложениям). Для реализации контент-анализа применялись следующие исследовательские инструменты: классификатор и протокол контент-анализа, регистрационная карточка и каталог проанализированных документов.

Следующим шагом исследования текстов сказок явилось определение кодов по главным категориям (табл. 1).

Таблица 1

Классификатор контент-анализа (на примере социально-педагогической терминологии)_

№ п/п Основные категории Понятия / Коды (в том числе синонимы и словоформы)

1. Социальное воспитание Нравственное воспитание, семейные ценности, общественно-значимые ценности, поведение в обществе, социально значимые качества, развитие, раскрытие способностей, формирование личности, воспитатель (наставник), воспитуемый, воспитанник(ца)

2. Социализация Социальные нормы, культурные ценности, система общественных отношений, интеграция, усвоение, воспитание, воспитательные организации (заведения), учебные заведения, адаптация, требования общества, ценности, социальные отношения, социальная среда, взаимодействие, индивид, дезадаптация, обособление

3. Социально-педагогическая деятельность Социальная работа, помощь ребенку, создание условий, самореализация, семья, школа, общество, посредничество, социальные услуги, социальное окружение

4. Социальные отклонения Малолетние преступники, несовершеннолетний ребенок, бродяжничество, детские колонии, профилактика, девиантное поведение, правонарушение, культура, норма, патология

5. Социально-педагогическая поддержка (сопровождение) Помощь ребенку, поддержка, сопровождение, профилактика, консультирование, коррекция, социальная защита, трудная жизненная ситуация, благотворительность, призрение, пособие, попечение, детский приют, опекун

6. Социальное обучение Целенаправленный процесс, передача социальных знаний, формирование социальных умений и навыков

Для каждого кода нами была составлена карточка контент-анализа, включающая всю необходимую информацию о данных понятиях. К примеру, для кода Призрение были определены следующие характеристики: даты использования, количество упоминаний, коннотация, название и объем документа, а также субъект мнения (табл. 2).

Таблица 2

Карточка контент-анализа кода Призрение _

Дата Кол-во упоминаний Коннотация Название документа Объем документа, стр. Субъект мнения

1847 1 Позитивная Сведение Приказа Общественного призрения к ведомости под № 10 за 1847 год 4 Орган региональной власти

08/06/ 1 Нейтральная Письмо из Министерства 1 Орган

1858 юстиции государственной власти

30/05/ 2 Позитивная Письмо губернатору из 3 Орган

1875 хозяйственного департамента МВД государственной власти

06/11/ 1 Позитивная Устав Смоленского 12 Общественная

1892 Общества исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних организация

В результате контент-анализа было выяснено, что за исследуемый период социально-педагогическая тематика занимала не более 3,8% всего объема исследуемых документов. Максимальное количество текстов и писем на данную тематику пришлось на 1858 и 1892 гг. (6,5% и 8,3% соответственно). В целом частота появлений публикаций на исследуемую тему на страницах документов государственных органов власти и уставов общественных организаций отличалась нерегулярностью и резким понижением до 0,7% в 1855 г. Подобные подъемы и спады частоты упоминаний социально-педагогических терминов в официальных документах рассматриваемого периода можно объяснить взаимосвязью развития социальной защиты, благотворительности, социального воспитания с происходящими тогда социально-экономическими и политическими событиями.

В частности, многие исследователи соглашаются с тем фактом, что сильным стимулом к развитию общественной благотворительности в Смоленской губернии в 1862-1869 гг. стала почти повсеместная череда неурожаев и последовавший за ним голод [Перс 2016].

Другим катализатором распространения филантропических настроений стала война с Турцией 1877-1878 гг. В этот период начинают свое активное развитие общественные организации, а также специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с особыми возможностями здоровья; например, 13 февраля 1881 г. было учреждено «Смоленское отделение попечительства императрицы Марии Александровны о слепых», при которым было открыто Училище слепых. В данном заведении педагоги занимались воспитанием и обучением слепых детей, а также выдачей пособий и трудоустройством взрослых слепых2.

При этом, поскольку большая часть источников представляла собой документы государственных, региональных и муниципальных органов власти, данные социально-педагогические категории использовались преимущественно в нейтральной коннотации (443 упоминания). Частота появления терминов в позитивной коннотации составила 174, а в отрицательной - всего 22, что свидетельствует в целом о положительном отношении правительственных и общественных организаций, а также частных лиц к проблеме социальной и педагогической поддержки населения.

Кроме того, согласно полученным данным, в рассматриваемый период времени наибольшее количество упоминаний социально-педагогических терминов по категориям приходится на документы общественных и благотворительных организаций (табл. 3).

Проведенный контент-анализ архивных документов Канцелярии Смоленской губернии позволяет сделать вывод о том, что в данном регионе в XIX в. активно, хотя и не всегда стабильно, развивалась система государственного и общественного призрения, основными формами которой были социальная поддержка и попечение о больных, престарелых, сиротах и детях неимущих родителей, а также обеспечение условий для получения начального образования и воспитания детям крестьян и рабочих.

2 ГАСО. Ф. 1. Оп. 5 (Т. 2). Д. № 183.

Таблица 3

Частота упоминаний социально-педагогических категорий

Субъект мнения

Категория Органы региональной власти Образовательные учреждения Государственные органы Судебная инстанция Общественная организация Органы местного самоуправления Официальное лицо

Социальное воспитание 4 21 3 0 5 0 0

Социализация 7 77 56 0 38 13 2

Социально-педагогическая деятельность 36 5 34 0 152 1 0

Социальные отклонения 6 0 10 0 25 0 0

Социально-педагогическая поддержка (сопровождение) 9 9 28 8 22 0 0

Итого 62 112 131 8 242 14 2

Несмотря на отсутствие в исследуемый период такой самостоятельной области знаний, как социальная педагогика, анализ понятий, используемых правительственными и общественными организациями при работе с различными категориями населения, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, свидетельствует об активном развитии деятельности, которая в настоящее время рассматривается как социальное воспитание и социально-педагогическая поддержка.

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 18-013-00024 «Развитие социально-педагогической терминологии в дореволюционный период на территории Смоленской губернии: социолингвистический анализ».

Библиографический список

Леонтьева Т.М. Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2002. 194 с.

Макарихина О.А. Анализ и моделирование понятийной структуры терминов социально-гуманитарных наук: на примере термина «этнос»: дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2007. 142 с.

Перс Ю. И. Развитие общественной благотворительности в Смоленской губернии во второй половине XIX - начале XX веков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 27. С. 50-56. URL: http://e-koncept.ru/2016/56448.htm (дата обращения: 12.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.