Научная статья на тему 'Развитие социально-экономического потенциала сельскохозяйственных территорий России и Азербайджана'

Развитие социально-экономического потенциала сельскохозяйственных территорий России и Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РОССИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акберов К.Ч., Малозёмов Б.В.

Статья продолжает тематику, поднятую авторами ранее на страницах журнала, а также в других опубликованных материалах, и посвящена развитию социально-экономического потенциала сельскохозяйственных территорий России и Азербайджана. Приводятся подходы к созданию модели использования ресурсов, имеющихся в распоряжении районных органов управления, и анализируются сочетания различных ресурсов при решении задач социально-экономического развития муниципального сельского образования в России и Азербайджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article continues the topic that was raised early by the authors in previous issues of this magazine and other pub-lished materials. The paper is dedicated to the development of social and economic potential of rural areas Russia and Azerbaijan. The approaches suitable for the creation of resource use, available to the district administration are shown and the combination of various resources to tackle the problems of social and economic development of municipal agricultural education in Russia and Azerbaijan are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-экономического потенциала сельскохозяйственных территорий России и Азербайджана»

УДК 338.2:323.3

К. Ч. Акберов

Сибирский университет потребительской кооперации (Новосибирск, Россия)

Б. В. Малозёмов

Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, Россия)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА

Статья продолжает тематику, поднятую авторами ранее на страницах журнала1, а также в других опубликованных материалах2, и посвящена развитию социально-экономического потенциала сельскохозяйственных территорий России и Азербайджана. Приводятся подходы к созданию модели использования ресурсов, имеющихся в распоряжении районных органов управления, и анализируются сочетания различных ресурсов при решении задач социально-экономического развития муниципального сельского образования в России и Азербайджане.

Ключевые слова: социально-экономический потенциал, социально-экономическое развитие, сельские территории, Россия, Азербайджан.

Использование ресурсов (прежде всего финансовых), имеющихся в распоряжении районных органов управления, предопределяется необходимостью их оптимального распределения при выборе вариантов социально-экономического развития сельской территории. Сочетание тех или иных ресурсов при решении любой задачи социально-экономического развития приносит синергетиче-ские эффекты одновременно нескольких видов. Оптимизация факторов при планировании затрат на развитие потенциалов муниципальных сельских образований является приоритетным направлением для развития экономики муниципального образования и страны в целом как в России, так и в Азербайджане.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года"»3, объемы и источ-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 1 (7).

© К. Ч. Акберов, 2017

© Б. В. Малозёмов, 2017

1 См.: Акберов К. Ч., Малозёмов Б. В. Оптимизация затрат на развитие потенциалов сельских муниципальных образований // Развитие территорий. 2016. N° 2 (5). С. 40—43.

2 См.: Малозёмов Б. В., Акберов К. Ч. Оптимальный выбор составляющих потенциала развития сельского хозяйства // Продовольственная безопасность, импортозамещение и социально-экономические проблемы развития АПК : материалы междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 9—10 июня 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 254—259.

3 О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 июля 2013 г. № 598. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».

ники финансирования представлены в следующих составляющих:

— общий объем финансирования программы составляет 299 167,4 млн руб.;

— средства федерального бюджета — 90 415 млн руб.;

— средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 150 612,2 млн руб.;

— средства внебюджетных источников — 58 140,2 млн руб.

В Азербайджане доля выделяемых средств также является достаточно высокой. В Концепции развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее» указано, что с учетом приоритетов регионального развития будут координироваться инфраструктурная и инвестиционная политика государства в регионах и инвестиционные стратегии бизнеса; будут задаваться приоритетные направления, в основном с точки зрения экономической эффективности (с проведением анализов расходов и доходов); будут сокращены существующие между экономическими районами страны различия по уровню и качеству жизни, объему выпускаемой продукции и инвестиций на душу населения. В рамках современного подхода будет повышена оперативность местных органов управления в принятии экономических решений; будут осуществлены специальные проекты по развитию сельской местности, продолжены меры по улучшению инфраструктуры и социальных услуг; будет расширена сеть справочно-консультационных услуг для молодежи, особенно живущей в отдаленной и сельской местностях. С целью эффективного управления земельными ресурсами будут осуществляться меры по предотвращению про-

цессов опустынивания, реабилитации земель, пришедших в непригодное состояние в результате деятельности крупных промышленных и горнопромысловых объектов, по усовершенствованию системы использования пригодных для сельского хозяйства земель, по усилению защиты земель от антропогенного загрязнения1.

В Министерстве сельского хозяйства Азербайджана 29 февраля 2016 г. прошел семинар с целью подготовки к проекту «Консолидация земель», финансируемого Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. В ходе семинара была выработана стратегия управления землями сельскохозяйственного назначения в Азербайджане, консолидации земель сельских территорий в кластеры по сходным видам деятельности и стратегическим целям Министерства сельского хозяйства.

Согласно собранной статистической информации2, необходимо отметить следующее. Проблемы сельских территорий России и Азербайджана все же имеют место быть. Несмотря на значительные средства, выделяемые на развитие социальной сферы сельских территорий в рамках государственных программ, уровень и качество жизни на селе в последние годы не получили положительных изменений и миграционный отток из села не снизился. Приходят в упадок селообра-зующие предприятия, и, как следствие, происходит объединение не только в один муниципалитет двух-трех сел, но и двух ранее самостоятельных муниципальных районов в один.

Причиной тому во многом является сформированное годами бесправия муниципальной власти отсутствие у органов государственного и муниципального управления взгляда на сельскую территорию не только как на имеющиеся в их распоряжении ресурсы, но и как на заложенный в этих ресурсах потенциал, а на совокупность этих ресурсов — как на устойчивую взаимосвязь экономики и социальной сферы, видения собственных возможностей в использовании данных в их руки ресурсов для развития территории как единой социально-экономической системы.

В экономике, социологии, экономической и социальной географии и других общественных науках понятие «сельская местность» традиционно определяется как территория вне городов с природными условиями и ресурсами, сельским населением, разнообразными элементами материальной культуры и расположенными на ней основными производственными фондами. Под сельской территорией авторы исследования понимают административно ограниченные один или несколько муниципальных районов, расположенных

1 Текст концепции см.: Официальный сайт Президента Азербайджана. URL: http://www.president.az/files/future_ru.pdf

2 Акберов К. Ч., Малозёмов Б. В. К вопросу о рациональ-

ном использовании ресурсов сельскохозяйственных агломераций // Продовольственная безопасность, импортозамещение и социально-экономические проблемы развития АПК : материалы междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 9—10 июня 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 72.

в сельской местности и имеющих сформировавшуюся структуру управления. Такой подход необходим в силу того, что использование потенциала сельской территории возможно только при наличии определенного управленческого воздействия, а в большинстве сельских территорий его может осуществлять только местное самоуправление. Это территория, требующая особых подходов к изучению и разработке направлений развития.

Для решения этих проблем необходимо реализовать следующие принципы:

— разработать теоретические основы, методические подходы к определению и принципы формирования социально-экономического потенциала сельской территории, предпосылки повышения эффективности его использования;

— выявить тенденции использования социально-экономического потенциала сельской территории;

— оптимизировать факторы производства в структуре социально-экономического потенциала;

— предложить направления повышения эффективности использования административного потенциала.

Уровень развития производительных сил и производственных отношений позволяет утверждать, что сельская местность представляет собой сложную природно-хозяйственную территориальную систему. Интеграционные связи между природной, экономической, социальной средой и органами управления определяют развитие системы и зрелость интеграционных связей между выделенными средами. Как для всех иных систем, в соответствии с системным подходом, для нее характерно проявление:

— целостности (единства целей, функций и структуры);

— автономности (стремления к большей упорядоченности);

— относительной устойчивости (сохранения и развития внутренней структуры);

— наличие систем и подсистем управления (выделение общих районных приоритетов, дифференциация экономических нормативов центра и экономических интересов хозяйствующих субъектов, местных инициатив населения), а также государственное управление, муниципальное управление, включающее три уровня — районный, межпоселенческий и поселковый, самоуправление — общественное (в лице совета народных депутатов) и хозяйственное (в лице руководителей экономических субъектов и совета или ассоциации предпринимателей территории)3.

Многофункциональность сельской территории определяет потребность углубленного изучения, выявления элементов и компонентов территории, взаимодействие между которыми определяет тенденции ее развития. Экономическая наука

3 Акберов К. Ч., Малозёмов Б. В. К вопросу о рациональном использовании ресурсов сельскохозяйственных агломераций. С. 74.

К. Ч. Акберов, Б. В. Малозёмов. Развитие социально-экономического потенциала сельхозтерриторий

связывает понятие развития сельской территории с изменением ее социально-экономического потенциала. Для его оценки используется большое количество показателей, отражающих состояние, динамику изменения, качество социальной и экономической жизни территории.

Смысловое содержание термина «потенциал», его широкая трактовка позволяют применять его к различным отраслям науки и хозяйственной деятельности. Среди наиболее распространенных его видов — экономический, народно-хозяйственный, природно-ресурсный, научно-технический, кадровый, производственный потенциалы и другие1.

Совокупность потенциалов, обладающих различной степенью влияния на совокупный потенциал территории в зависимости от ее особенностей, представляет собой потенциал территории, который рассматривается с различных позиций. В частности, в своем монографическом исследовании Ю. Н. Шулькова выявила более 10 видов потенциалов территории: ресурсный, природный, человеческий, инвестиционный, инновационный, трудовой, научно-технический, демографический, градостроительный, туристический, налоговый, финансовый, рекреационный, маркетинговый, кластерный, инфраструктурный2.

Очевидно, что все виды потенциалов, их состояние, динамика их изменений, характеристики имеют взаимообусловливающий характер, находятся в постоянной взаимосвязи и влияют на общее состояние территории. Однако развитие территории чаще всего связывают с развитием ее экономики и эффективностью использования в этом процессе всех видов ее потенциала.

С точки зрения специалистов, экономический потенциал территории формируется за счет четырех составляющих:

— населения территории, являющегося субъектом материального производства и потребления, характеристики которого отражаются в группе потенциалов: демографического, трудового, потребительского, образовательного, научного и культурного;

— земли как природной среды и природных ресурсов территории, объединяющих естественные сырьевые запасы и источники, климатические условия, экологический, природно-сырьевой, природно-климатический и экологический потенциалы;

— капитала как производственно-экономических ресурсов в составе материально-технической базы производственной и непроизводственной сфер, а также товарной продукции, отраслевой и территориальной структуры промышленного и сельскохозяйственного производства;

1 См.: Акберов К. Ч., Малозёмов Б. В. К вопросу о рациональном использовании ресурсов сельскохозяйственных агломераций. С. 73.

2 См.: ШульковаЮ. Н. Экономика, управление и организация строительства // VESTNIK MG SU : Электрон. журнал. С. 148—149. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-usloviy-razvitiya-territoriy-i-predpriyatiy

помимо собственно отраслевых потенциалов, включая сферу услуг, следует выделить совокупный научно-технический, финансовый и внешнеэкономический потенциалы;

— управления экономическим потенциалом территории3.

К. М. Миско использует понятие «совокупный ресурсный потенциал», в состав которого входят:

— потенциал земельных ресурсов сельского хозяйства;

— потенциал лесных ресурсов;

— потенциал ресурсов животного мира;

— потенциал земельных ресурсов урбанизированных территорий;

— потенциал водных ресурсов;

— потенциал минерально--сырьевых ресурсов;

— трудовой потенциал населения;

— фондовый потенциал;

— потенциал ресурсов интеллектуальной де-ятельности4.

Экономический потенциал сельской территории ученые рассматривают как совокупную способность субъектов социально-экономической деятельности, находящихся в ее границах, производить материальные и нематериальные блага и услуги, удовлетворять общественные потребности, обусловленную фактическими, прогнозируемыми и скрытыми ресурсами и условиями их использования. Социальный потенциал рассматривается как нереализованные возможности отдельных личностей, формирующие социальные потенциалы различных групп населения, наиболее значимыми из которых следует считать работающих, молодежь и пенсионеров, предпринимательский потенциал, включающий потенциалы личности руководителя, коллектива и предприятия в целом, административный потенциал органов муниципального управления и систему жизне-обеспечения5.

Чаще всего в научной литературе используется обобщенное понятие социально-экономического потенциала как способности его носителя (экономического субъекта или территории) производить продукцию или услуги, востребованные обществом, и за счет этого обеспечивать социальное развитие участников процесса (коллектива или населения). Наличие данного потенциала свидетельствует о способности его носителя к воспроизводству.

Таким образом, задавая исходные условия социальных и экономических благ при сложившихся в социально-экономической системе ограничениях, можно определить их оптимальное со-

3 См.: Смирнова Т. Г., Селянова С. А., Кожина Е. Н. Развитие производственного потенциала сельского района. Вологда, 2010. С. 5—6.

4 Приводится по: Винничек Л. Б., Зябликова О. А., Терзо-ва Г. В. Ресурсный потенциал сельскохозяйственных организаций и эффективность его использования : моногр. Пенза, 2015.С. 27.

5 См.: Акберов К. Ч., Малозёмов Б. В. К вопросу о рациональном использовании ресурсов сельскохозяйственных агломераций. С. 75.

отношение в структуре затрат бюджета. Кроме этого, оптимальное сочетание ресурсов (инфраструктурный, инновационный, синергия трудовых) позволяет рассчитывать на проявление всех синергетических составляющих эффективности. Это даст возможность районным органам управления сельскими территориями определять объем дополнительных затрат бюджетных средств на развитие определенной услуги или ресурса в социальной или экономической сферах, а также определять объем бюджетных средств, необходимых для производства оптимального количества

благ сельскохозяйственных территорий России и Азербайджана.

На современном этапе политика и стратегия развития сельских территорий России и Азербайджана приближаются друг к другу с точки зрения законодательной базы и практических реализаций проектов по землеустройству и землеправлению, поэтому очень важно объединить усилия родственных стран — России и Азербайджана — в направлении развития социально-экономического потенциала сельхозтерриторий для выработки наилучших совместных решений.

K. C. Akberov, B. V. Malozemov

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF RURAL AREAS OF RUSSIA

AND AZERBAIJAN

The article continues the topic that was raised early by the authors in previous issues of this magazine and other published materials. The paper is dedicated to the development of social and economic potential of rural areas Russia and Azerbaijan. The approaches suitable for the creation of resource use, available to the district administration are shown and the combination of various resources to tackle the problems of social and economic development of municipal agricultural education in Russia and Azerbaijan are analyzed.

Keywords: social and economic potential, social and economic development, rural areas, Russia, Azerbaijan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.