Научная статья на тему 'Информационный капитал как составляющая организационно-экономического потенциала развития сельских территорий'

Информационный капитал как составляющая организационно-экономического потенциала развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ТОЧКИ РОСТА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / INFORMATION CAPITAL / RURAL AREAS / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / AGRICULTURAL INDUSTRY / GROWTH AREA / INFORMATION RESOURCE / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пецух Нина Ивановна

Рассматривается информационный капитал как составляющая организационно-экономического потенциала развития сельских территорий, роста аграрного сектора экономики, сельской экономики в условиях импортозамещения и экспортной направленности деятельности в экономике России. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий определяются на основе использования программно-целевых механизмов управления, позволяющих существенно повысить эффективность производственных и бюджетных затрат, особенно инвестиционного характера. Определяются возможности экономического роста за счет использования информационных технологий и механизма бюджетных субсидий в АПК. Предложенные элементы оценки их эффективности в процессе экономического анализа позволяют углубить научное познание и способствуют формированию новых подходов к использованию информационных ресурсов в сельском хозяйстве, включая реализацию проектов, расширение взаимодействия между поселениями и регионами. Разумное сочетание новых подходов с экономикой муниципальных образований обеспечивает развитие инфраструктуры и устойчивое развитие отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, достаточного для обеспечения продовольственной независимости страны, устранения барьеров на пути развития экспортирования, повышению доходов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отличие наших оценок территориальной ресурсной базы от других точек зрения состоит в комплексном подходе, учитывающем не только сочетание природных ресурсов, но также трудовой, материально-технический и информационный потенциал, ибо информационный ресурс, формирующийся на основе принципов инновационного развития, традиций и новых знаний, правомерно рассматривать в качестве территориального ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CAPITAL AS A PART OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF RURAL AREA DEVELOPMENT

Information capital is considered as a part of organizational and economic development potential of rural areas, the growth of the agricultural sector of the economy, agricultural economy in terms of import substitution and export-oriented activities in the Russian economy. The problems and prospects of sustainable development of rural areas are determined on the basis of using program-target management tools which enable to significantly improve the efficiency of the production and budgetary costs especially investment related costs. The opportunities for economic growth through the use of information technologies and the mechanism of budgetary subsidies in agricultural industry are identified. The proposed means to evaluate their effectiveness in the process of economic analysis enable deeper scientific knowledge and contribute to the formation of new approaches to the use of information resources in agriculture, including project implementation and expansion of cooperation between rural communities and regions. A reasonable combination of new approaches with the economy of municipalities enables the development of infrastructure and sustainable development of the domestic agricultural and food production sufficient to ensure food independence of the country and removal of the barriers to the development of export, and increase the incomes of domestic agricultural producers. The difference of our estimates of territorial resource base from other view-points is a comprehensive approach that takes into account not only the combination of natural resources, but also labor resources, material and technical and information potential, for the information resource which is formed on the basis of innovative development principles, traditions and new knowledge may be considered as a territorial resource.

Текст научной работы на тему «Информационный капитал как составляющая организационно-экономического потенциала развития сельских территорий»

населения, добиться роста человеческого капитала и существенным образом позитивно изменить процесс социально-экономического развития страны. Оптимальным решением этой задачи становятся разработка и реализация долгосрочной Федеральной программы «Создание государственной системы обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения Российской Федерации», цель которой — создание и развитие в Российской Федерации и ее субъектах политических, научных, правовых, нормативных, институциональных, социальных и экономических основ высокого качества жизни и здоровья нации как стратегических базисных факторов качественного и количественного роста человеческого капитала.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».

2. Бобков В.Н. Методологические вопросы измерения качества жизни // Повышение качества жизни населения — важнейшая проблема Российской федерации: сб. науч. ст. по матер. II Междунар. форума «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» / А.Г. Тюриков и др. — М.: Муниципальный мир, 2005. — Ч. 2. — С. 91-98.

3. Бондаренко Л.В. Интегральная оценка уровня жизни сельского и городского населения. — М.: Гриф и К, 2009 — 88 с.

4. Волгин Н.А. Опыт развития человеческого капитала. — М., 2006. — 504 с.

5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]: база содержит статистическую информацию по Алтайскому краю в

целом — URL: http://www.akstat.gks.ru/, свободный.

6. Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России // Инновации. — 2007. — № 1. — С. 33-44.

7. Политика доходов и качество жизни населения /под ред. H.A. Горелова. — СПб.: Питер, 2003. — 653 с.

References

1. Federal'nyi zakon № 131 FZ «Ob ob-shchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi federatsii».

2. Bobkov V.N. Metodologicheskie voprosy izmereniya kachestva zhizni // Povyshenie kachestva zhizni naseleniya — vazhneishaya problema Rossiiskoi federatsii: Sbornik nauch-nykh statei po materialam II mezhdunarodnogo foruma «Kachestvo zhizni: sodruzhestvo nauki, vlasti, biznesa i obshchestva / A.G. Tyurikov i dr. Ch. 2 — M.: Munitsipal'nyi mir, 2005. — S. 91-98.

3. Bondarenko L.V. Integral'naya otsenka urovnya zhizni sel'skogo i gorodskogo naseleniya — M.: Grif i K, 2009. — 88 s.

4. Volgin N.A. Opyt razvitiya chelovech-eskogo kapitala. — M., 2006. — 504 s.

5. Ofitsial'nyi sait Territorial'nogo organa Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Altaiskomu krayu [Elektronnyi resurs]: baza soderzhit statisticheskuyu informatsiyu po Altaiskomu krayu v tselom. — URL: http://www.akstat.gks.ru, svobodnyi.

6. Lozhko V.V. Bazisnye innovatsii dlya per-spektivnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii // Innovatsii. — 2007. — № 1. — S. 33-44.

7. Politika dokhodov i kachestvo zhizni naseleniya / pod red. N.A. Gorelova. — SPb.: Piter, 2003. — 653 s.

+ + +

УДК 338.431:339.924(571.15) Н.И. Пецух

N.I. Petsukh

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

INFORMATION CAPITAL AS A PART OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC POTENTIAL

OF RURAL AREA DEVELOPMENT

Ключевые слова: информационный капитал, сельские территории, социально-экономическое развитие, агропромышленный комплекс, точки роста, информационный ресурс, организационно-экономический потенциал.

Keywords: information capital, rural areas, social and economic development, agricultural industry, growth area, information resource, organizational and economic potential.

Рассматривается информационный капитал как составляющая организационно-экономического потенциала развития сельских территорий, роста аграрного сектора экономики, сельской экономики в условиях импортозамещения и экспортной направленности деятельности в экономике России. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий определяются на основе использования программно-целевых механизмов управления, позволяющих существенно повысить эффективность производственных и бюджетных затрат, особенно инвестиционного характера. Определяются возможности экономического роста за счет использования информационных технологий и механизма бюджетных субсидий в АПК. Предложенные элементы оценки их эффективности в процессе экономического анализа позволяют углубить научное познание и способствуют формированию новых подходов к использованию информационных ресурсов в сельском хозяйстве, включая реализацию проектов, расширение взаимодействия между поселениями и регионами. Разумное сочетание новых подходов с экономикой муниципальных образований обеспечивает развитие инфраструктуры и устойчивое развитие отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, достаточного для обеспечения продовольственной независимости страны, устранения барьеров на пути развития экспортирования, повышению доходов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отличие наших оценок территориальной ресурсной базы от других точек зрения состоит в комплексном подходе, учитывающем не только сочетание природных ресурсов, но также трудовой, материально-технический и информационный потенциал, ибо информационный ресурс, формирующийся на основе принципов инновационного развития, традиций и новых знаний, правомерно рассматривать в качестве территориального ресурса.

Information capital is considered as a part of organizational and economic development potential of rural areas, the growth of the agricultural sector of the economy, agricultural economy in terms of import substitution and export-oriented activities in the Russian economy. The problems and prospects of sustainable development of rural areas are determined on the basis of using program-target management tools which enable to significantly improve the efficiency of the production and budgetary costs especially investment related costs. The opportunities for economic growth through the use of information technologies and the mechanism of budgetary subsidies in agricultural industry are identified. The proposed means to evaluate their effectiveness in the process of economic analysis enable deeper scientific knowledge and contribute to the formation of new approaches to the use of information resources in agriculture, including project implementation and expansion of cooperation between rural communities and regions. A reasonable combination of new approaches with the economy of municipalities enables the development of infrastructure and sustainable development of the domestic agricultural and food production sufficient to ensure food independence of the country and removal of the barriers to the development of export, and increase the incomes of domestic agricultural producers. The difference of our estimates of territorial resource base from other view-points is a comprehensive approach that takes into account not only the combination of natural resources, but also labor resources, material and technical and information potential, for the information resource which is formed on the basis of innovative development principles, traditions and new knowledge may be considered as a territorial resource.

Пецух Нина Ивановна, гл. бухгалтер, филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Алтайскому краю, г. Барнаул. E-mail: nina.petsukh@yandex.ru.

Petsukh Nina Ivanovna, Chief Accountant, Branch of FGBU "Rosselkhoztsentr" for the Altai Region, Barnaul. E-mail: nina.petsukh@yandex.ru.

Введение

Одними из главных направлений повышения эффективности организационно-экономического потенциала в условиях обострения проблемы продовольственной безопасности и международных санкций чрезвычайно актуальными в РФ становятся вопросы замещения импорта продовольствия в РФ и, соответственно, региональные проблемы развития сельских территорий. В связи этим возникает необходимость в разработке стратегий территориального развития, определения полюсов роста, которые будут способствовать повышению эффективности использования экономического потенциала сельских территорий и экономическим преобразованиям в аграрной сфере, в том числе за счёт эффективного использования информационного капитала.

Предметом исследования является информационный капитал, его роль в развитии сельских территорий в современных условиях. Информационный капитал сельских территорий приобретает в настоящее время все большее значение. Он заключает в себе ценные данные, касающиеся всех сфер деятельности экономического субъекта, а также отношений по поводу производства, распределения, обмена и реализации товаров и услуг. Без информационного капитала информационная инфраструктура (и соответствующий ей информационный потенциал) становится просто имуществом, не приносящим дохода, но требующим расходов на свое содержание. Доля информационно-коммуникационных услуг в ВВП в странах ЕС в настоящее время превышает 15%, а в США достигает 25%. В России этот показатель со-

ставляет примерно 3% ВВП. Доля занятых в производстве информационных продуктов и услуг (без сферы телекоммуникаций) у нас в стране не превышает 1%, что не сопоставимо с развитыми странами (более 20%) [1].

В современных условиях актуальная и оперативная информация оказывается полезной для выработки эффективного плана действий и принятия верного управленческого решения. Информационные технологии значительно расширили возможности в принятии управленческих решений, в части учета и анализа взаимосвязанных факторов. Наибольшего успеха в развитии экономик в короткие сроки добились страны, которые сохранили и существенно пополнили накопленный национальный человеческий капитал: Япония, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея, некоторые европейские страны. Все эти страны включили идеологические, научные и экономические ценности Запада в состав своего человеческого капитала и переложили их на свою землю с учетом национальных традиций, и всё же основополагающим началом успехов «азиатских тигров» является созидательный менталитет населения и в целом накопленный веками качественный человеческий капитал, базирующийся на менталитете трудолюбивых народов, воспитанных на уважении к труду, и рыночных традициях [2]. В то же время известный американский экономист Герберт А. Саймон (Simon), анализируя процессы принятия управленческих решений, отмечает, что практически всегда человек использует ограниченную информацию и ограниченные вычислительные возможности для решения возникающих проблем [3].

Применение информационного ресурса в сельских территориях регионов способствовало некоторому повышению урожайности в отрасли растениеводства, эффективности сельского хозяйства в целом. Так, Краснодарский край первым в стране разработал систему эффективного управления сельскохозяйственной отраслью — единый ситуационный центр АПК, в котором программный комплекс спутникового мониторинга помогает аграриям производить спектральный анализ состояния сельхозугодий, повышать урожайность сельскохозяйственных культур, значительно снижать их себестоимость. Урожайность основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах, использующих эту систему, становится выше на 10-20%. До 2016 г. по прогнозам специалистов применение информационных технологий позволит увеличить долю продукции АПК во внутреннем региональном продукте края до 22% [4].

Таким образом, информационные технологии становятся факторами повышения производительности труда и эффективности про-

изводства сельскохозяйственных предприятий, ЛПХ, домохозяйств.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции организационно-экономического потенциала устойчивого развития сельских территорий, включающего информационный капитал.

По нашему мнению, информационный капитал, как важный фактор достижения устойчивого развития сельских территорий, представляет собой аккумулирование информационных ресурсов, знаний для осуществления эффективного управления многофункциональной сельской экономикой. С его помощью реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы и обеспечивается процесс расширенного воспроизводства в отраслях сельского хозяйства региона. Информационный капитал определен нами так же как фактор выявления стратегических приоритетов развития агропромышленного комплекса региона, локальных сельских территорий с целью обеспечения населения страны продукцией собственного производства.

Одним из элементов информационного капитала сельских территорий являются ведомственные государственные информационные ресурсы в сфере сельского хозяйства (рис. 1). Данные информационные ресурсы формируются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе статистической и другой документированной информации о состоянии сельского хозяйства и тенденциях его развития. Они доступны федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным юридическим лицам и гражданам, а также подведомственным организациям [5].

М.Г. Шилина предлагает прогностический взгляд на тенденции в исследованиях развития и перехода к обществу, основанному на знаниях, производстве знание емкого/ наукоемкого продукта (англ. knowledgeintensive), к «разумной экономике», интеллектуальной экономике, экономике инноваций. При всех различиях в трактовке терминов, которыми обозначают современный этап социально-экономического развития, экономика не может функционировать без опоры на информацию, коммуникации, знания, которые становятся необходимым условием создания интеллектуального и инновационного продукта. Развитие производства все отчетливей предстает как функция разви-

тия самого человека; онтологией инновационной экономики является новое качество развития человеческого капитала как основного фактора воспроизводства инноваций [6].

Существует немало информационных источников в зависимости от разных способов и отраслей использования. В процессе проведения исследований мы уделили особое внимание информационному капиталу как важной и значимой составляющей организационно-экономического потенциала устойчивого развития сельских территорий в современных условиях.

Потенциал устойчивого развития сельских территорий представляется нами не только как совокупность ресурсных, но и организационных и экономических возможностей, обеспечивающих рациональное и эффективное использование земель, природных условий, труда жителей сел, имеющихся технических средств, создание необходимой производственной и социальной инфраструктуры. При этом его составляющими являются земля и природные ресурсы, трудовые ресурсы, организационный и экономический потенциал, важнейшей составляющей которого является информационный потенциал (рис. 2).

В таком составе и взаимодействии его составляющих потенциал сельских территорий может обеспечить их устойчивое развитие.

Отличие наших оценок территориальной ресурсной базы от других точек зрения состоит в комплексном подходе, учитывающем

не только наличие и сочетание природных ресурсов, но также трудовой, материально-технический и информационный потенциал, так как информационный ресурс, формирующийся на основе возможностей доступа к информации и информационным сетям, также правомерно рассматривать в качестве территориального ресурса.

Для создания эффективной системы использования информационного ресурса регионов Дмитрий Медведев утвердил Концепцию региональной информатизации в органах государственной власти субъектов федерации, а также организационную модель управления указанной деятельностью. Концепция рассчитана до 2018 г., а ее основными задачами являются улучшение качества жизни граждан и повышение эффективности государственного управления. Основные цели концепции: повышение качества жизни граждан за счет использования ИКТ при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления; выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах РФ и повышение эффективности государственного управления за счет ИКТ. Одной из основных задач, требующей решения для достижения указанных целей, является комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов [7].

Государственные информационные ресурсы информационной системы в сфере сельского хозяйства

Министерство сель ского хозяйства РФ

Федеральная служба государственной статистики

Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ

Юридические лица и граждане

Органы местного са моуправления

Федеральная таможенная служба

УЧ

Федеральные органы исполнительной власти

Подведомственные организации Министерства сельского хозяйства РФ

Рис. 1. Государственные информационные ресурсы в сфере сельского хозяйства

Организационно-экономический потенциал сельских территорий

00

ф

Г) ч X X

X >

а ч

01 х<

Г) X О

О

п ■<

Ь

а> "О п ч

п

ф

X X О —1

О

ш —1 "О а> "О х О

х

X

л

ф

п

X

ч

ф

ч

01

X

Земля и природные ресурсы

С.-х. угодья, пашня

Природные условия, плодородие почв

Природный ландшафт

Население Образова-

ние и под-

готовка

кадров

Правовое обеспече-

Обеспечение средствами производства, капитал

Экологический потенциал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Водные ресур-

Информацион-ный потенциал

Возможность кооперации и интеграции

Господдержка предприятий

Инвестиционный потенциал

Ш X

О х О

г ►

► э

X

Инновационный потенциал

Производственная и социальная инфраструктура

Рис. 2. Организационно-экономический потенциал устойчивого развития сельских территорий

Специфика развития региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления на основе показателей развития экономики и социальной сферы. В 2011 г. Алтайский край в числе первых среди субъектов Российской Федерации принял Закон о стратегическом планировании социально-экономического развития, в котором определен состав документов стратегического планирования на уровне края и на муниципальном уровне. Разработаны и утверждены такие документы, как Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г., Программа социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период, отраслевые стратегии. Действуют 103 региональные целевые программы. Все муниципальные образования также имеют утвержденные Программы социально-экономического развития до 2017 г., для 2 городских округов (Барнаул и Бийск) разработана Стратегия развития до 2025 г. [8]. Муниципалитеты Алтайского края разрабатывают муниципальные целевые программы для обеспечения устойчивого развития экономики сельских территорий с целью повышения конкурентоспособности основных видов деятельности на селе, повышение качества жизни населения. Реализуемая программа социально-экономического развития муниципального образования Бурлинского района Алтайского края на период до 2017 г. учитывает особенности текущего периода развития района и Алтайского края в целом, что особенно важно в условиях увеличивающейся нестабильности мировой экономики.

С позиций управления организационно-экономическим потенциалом целесообразно повышение роли информационного ресурса и организационного потенциала для реализации всех действующих на региональном уровне программ, что обеспечит возможность решать системно социально-экономические задачи и удовлетворять потребности общества. В Алтайском крае господдержка развития сельских территорий направлена на стимулирование жилищного строительства и реализацию проектов по комплексной компактной застройке населенных пунктов в сельской местности. К приоритетам программы отнесены строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры: детских садов, больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов, а также спортивных сооружений. Продолжается работа над развитием инже-

нерной и коммунальной инфраструктуры сел и реализации проектов в социальной сфере, предусмотрена поддержка проектов на принципах государственно-частного партнерства. Также получают поддержку проекты по модернизации систем тепло- и водоснабжения, реконструкции культурных и спортивных объектов.

Возможность экономического роста и перспективы устойчивого развития сельских территорий определяются на основе использования программно-целевых механизмов управления, позволяющих существенно повысить эффективность производственных и бюджетных затрат, особенно инвестиционного характера, за счет использования информационных технологий и механизма бюджетных субсидий в АПК на основе государственных программ Алтайского края. При этом стратегии развития сельских территорий на местах являются основой для государственных планов и программ развития территорий края.

Таким образом, информация и знания, расширение сети информационно-консультационных служб для сельских предприятий, предпринимателей, ЛПХ, домохозяйств, наличие информационных коммуникаций представляются как главная составляющая потенциала социально-экономического развития сельского хозяйства и сельских территорий.

Библиографический список

1. Костюк В.Н., Смолян Г.Л., Череш-кин Д.С. Об экономическом фундаменте информационного общества. http://emag.iis. ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ b80ed146359f9d7c32569ed004663f0.

2. Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. Инвестиционные стратегии стран с догоняющими экономиками ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики сайт www.lerc.ru.

3. Саймон Герберт А. Рациональность как процесс и продукт мышления // Thesis. — 1993. — № 3. — С. 34.

4. IT-технологии в сельском хозяйстве // Вестник Россельхозцентра. — 2014. — № 4. — С. 10-11.

5. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ О развитии сельского хозяйства.

6. Коммуникация в современном обществе: проблемы изучения: матер. круглого стола Научные доклады Posted April 27th, 2012 by Editor.

7. Концепция региональной информатизации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р.

8. Локтев С. «С 2015 года на региональном и муниципальном уровнях должен быть завершен переход к программному бюдже-

ту» http://www.altairegion22.ru/region_

news/pervyi-zamestitel-gubernatora-altaiskogo-kraya-sergei-loktev-s-2015-goda.

References

1. Kostyuk V.N., Smolyan G.L., Cheresh-kin D.S. Ob ekonomicheskom fundamente in-formatsionnogo obshchestva. http://emag. iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b80ed14635 9f9d7c32569ed004663f0.

2. Korchagin Yu.A., Malichenko I.P. Investit-sionnye strategii stran s dogonyayushchimi ekonomikami. TsIRE: Tsentr issledovanii region-al'noi ekonomiki. www.lerc.ru.

3. Saimon Gerbert A. Ratsional'nost' kak protsess i produkt myshleniya // Thesis. — 1993. — No. 3. — S.34.

4. IT-tekhnologii v sel'skom khozyaistve // Vestnik Rossel'khoztsentra. — 2014. — № 4. — S. 10-11.

5. Federal'nyi zakon ot 29.12.2006 N 264-FZ O razvitii sel'skogo khozyaistva.

6. Kommunikatsiya v sovremennom ob-shchestve: problemy izucheniya. Materialy kruglogo stola. Nauchnye doklady. Posted April 27th, 2012 by Editor.

7. Kontseptsiya regional'noi informatizatsii utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Ros-siiskoi Federatsii ot 29 dekabrya 2014 g. № 2769-r.

8. Loktev S. «S 2015 goda na regional'nom i munitsipal'nom urovnyakh dolzhen byt' zavershen perekhod k programmnomu byudzhetu» http://www.altairegion22.ru/ region_news/pervyi-zamestitel-gubernatora-altaiskogo-kraya-sergei-loktev-s-2015-goda.

+ + +

УДК 338.27:330.15.002.2

А.В. Миненко, К.Ч. Акберов A.V. Minenko, K.Ch. Akberov

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT FORECASTING OF THE PRODUCTION POTENTIAL OF A RURAL MUNICIPALITY

Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономическая система, производственный потенциал, прогнозирование, методы прогнозирования, алгоритм прогнозирования, прогнозные расчеты.

Рассмотрен производственный потенциал муниципального образования как объект прогнозирования. Обоснована потребность в специальных методиках построения и анализа моделей прогнозирования развития сельских муниципальных районов и их производственного потенциала. Производственный потенциал муниципального образования — это трудовой, земельный, материально-технический и финансовый потенциалы, интерпретируются учеными по-разному в зависимости от цели своего исследования, а само муниципальное образование, как носитель производственного потенциала, — совокупность элементов, в которую, помимо производственного потенциала, входят состояние окружающей среды, внутриполитическое устройство и система управления. Это

позволило применить одинаковые подходы к прогнозированию и муниципального образования, и его производственного потенциала как к социально-экономическим системам, которым как объектам прогнозирования характерны сложность структурных элементов, стохастическое влияние человека и эволюционность. Предоставлена система прогнозирования развития производственного потенциала сельского муниципального образования как совокупность институтов, специализированных субъектов и процедур, объединенных организационно и обеспечивающих формирование научно обоснованного суждения о возможных будущих состояниях, альтернативных путях и сроках его достижения. Значительные различия в условиях развития сельских муниципальных образований Сибирского федерального округа не могут служить препятствием для выработки общих методических подходов к систематизации процесса прогнозирования. Поэтому предложенный в исследовании алгоритм прогнозирования развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.