Научная статья на тему 'Экономический потенциал устойчивого развития сельских территорий'

Экономический потенциал устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтиярова Т. И., Хилинская И. В.

В решении задачи развития сельских территорий в рамках реализуемой государством управленческой стратегии возрастает роль сложившихся и приоритетных подходов к решению проблем разработки механизмов повышения эффективности организационно-экономического потенциала устойчивого развития сельских территорий. Определена совокупность проблем, снижающих их привлекательность: во-первых, проблемы жизнедеятельности (высокий уровень безработицы, низкое качество и доступность инфраструктурной среды); во-вторых, экономические проблемы (неразвитость производственной инфраструктуры, отсутствие системного управления конкурентоспособностью территории производства продукции, низкий уровень диверсификации экономики). Низкий уровень жизни в сельской местности вызван отсутствием эффективных механизмов управления развитием данными территориями использование проектных методов хозяйствования в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, усиление внимания к методикам составления и реализации целевых программ формирования благоприятной среды с целью эффективного ведения хозяйственной деятельности. Для достижения устойчивого развития сельских территорий необходимо создание комплексной системы управления развитием сельских территорий, в рамках которой должны быть реализованы эффективные механизмы стимулирования и оптимизации инвестирования ресурсов различного характера в сельскую экономику, повышения эффективности разработки программ инновационного развития сельских территорий и механизма их реализации. Необходимость решения задачи именно в такой логике определяется системным подходом к проблеме: ключевые факторы, определяющие развитие сельских территорий находятся в сфере возможностей и необходимости формирования организационноэкономического потенциала устойчивого развития. Очевидно, что все перечисленное актуализирует проблему поиска совершенствования инструментов производственного и экономического развития конкретных сельских территорий. С целью создания условий для повышения качества жизни населения разработка механизма формирования и реализации организационно-экономического потенциала устойчивого развития сельских территорий является актуальной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический потенциал устойчивого развития сельских территорий»

333^»- Аграрный вестник Урала № 08 (162), 2017 г. - « JJJf^l

Экономика *

УДК 330.341

экономический потенциал устойчивого развития сельских территорий

т. и. бухтиярова,

доктор экономических наук, профессор,

и. в. хилинская,

старший преподаватель

Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ

(454077, г. Челябинск, ул. Комарова, д. 26)

Ключевые слова: экономический потенциал, экономические интересы, механизм реализации экономического потенциала.

В решении задачи развития сельских территорий в рамках реализуемой государством управленческой стратегии возрастает роль сложившихся и приоритетных подходов к решению проблем разработки механизмов повышения эффективности организационно-экономического потенциала устойчивого развития сельских территорий. Определена совокупность проблем, снижающих их привлекательность: во-первых, проблемы жизнедеятельности (высокий уровень безработицы, низкое качество и доступность инфраструктурной среды); во-вторых, экономические проблемы (неразвитость производственной инфраструктуры, отсутствие системного управления конкурентоспособностью территории производства продукции, низкий уровень диверсификации экономики). Низкий уровень жизни в сельской местности вызван отсутствием эффективных механизмов управления развитием данными территориями использование проектных методов хозяйствования в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, усиление внимания к методикам составления и реализации целевых программ формирования благоприятной среды с целью эффективного ведения хозяйственной деятельности. Для достижения устойчивого развития сельских территорий необходимо создание комплексной системы управления развитием сельских территорий, в рамках которой должны быть реализованы эффективные механизмы стимулирования и оптимизации инвестирования ресурсов различного характера в сельскую экономику, повышения эффективности разработки программ инновационного развития сельских территорий и механизма их реализации. Необходимость решения задачи именно в такой логике определяется системным подходом к проблеме: ключевые факторы, определяющие развитие сельских территорий находятся в сфере возможностей и необходимости формирования организационно- экономического потенциала устойчивого развития. Очевидно, что все перечисленное актуализирует проблему поиска совершенствования инструментов производственного и экономического развития конкретных сельских территорий. С целью создания условий для повышения качества жизни населения разработка механизма формирования и реализации организационно-экономического потенциала устойчивого развития сельских территорий является актуальной задачей.

ECONOMIC POTENTIAL OF susTAINABLE DEVELOPMENT

of rural areas

t. i. bukhtiyarova,

doctor of economics, professor,

i. v. khilinskaya,

senior lecturer,

Chelyabinsk Branch of the Russian presidential Academy of National Economy and public Administration

(26 Komarova Str., 454077 Chelyabinsk)

Keywords: economic potential, economic interests, mechanism for realizing economic potential. When solving the problem of development of rural territories within the administrative strategy realized by the state the role of the developed and priority approaches to the solution of problems of development of mechanisms of increase in efficiency of organizational and economic potential of sustainable development of rural territories increases. The set of the problems reducing their appeal is defined: first, activity problems (high unemployment rate, poor quality and availability of the infrastructure environment); secondly, economic problems (backwardness of production infrastructure, lack of system management of competitiveness of the territory of production, low level of diversification of economy). The low standard of living in rural areas is caused by lack of effective mechanisms of management of development by these territories use of design methods of managing in the sphere of production and sale of agricultural production, strengthening of attention to techniques of drawing up and implementation of target programs of formation of the favorable environment for the purpose of effective conducting economic activity. Achievement of sustainable development of rural territories requires creation of a complex control system of development of rural territories within which effective mechanisms of stimulation and optimization of investment of resources of various character into rural economy, increases in efficiency of development of programs of innovative development of rural territories and the mechanism of their realization have to be implemented. The need for the solution is defined by system approach to a problem: the key factors defining development of rural territories are in the sphere of opportunities and need of formation of organizational economic potential of sustainable development. It is obvious that everything listed staticizes a problem of search of improvement of instruments of production and economic development of concrete rural territories. For the purpose of creating the conditions for improvement of quality of life of the population, development of the mechanism of formation and realization of organizational and economic potential of sustainable development of rural territories is a relevant task.

Положительная рецензия представлена Е. Д. Вайсман, доктором экономических наук, профессором Южно-Уральского государственного университета (НИУ).

Принятие эффективных управленческих решений, способствующих формированию и организации процесса социально-экономического развития сельских территорий, зависит от комплексной оценки экономического потенциала, системности применения данной оценки и позволяет учитывать объективные факторы, оказывающие влияние на формирование экономического потенциала и повышение эффективности его использования [8].

Изучению механизма реализации индивидуальных и коллективных экономических интересов посвящены работы В. Богдановского, Л. Бондаренко, И. Буздалова, В. Гимпельсона, П. Дугина, И. Загай-това, В. Закшевского, З. Калугиной, Р. Капелюшни-кова, К. Копач, А. Костяева, Н. Макарова, И. Мерен-ковой, А. Минина, В. Пациорковского, Р. Прауста, А. Рыбникова, Т. Савченко, Е. Серовой, И. Суркова, К. Терновых, В. Узуна, А. Улезько, В. Ухоботова, А. Чаянова, А. Челинцева, И. Четвертакова, Т. Шанина и др. [11].

Цель и методики исследования. Формирование методических подходов к созданию механизма определения потенциала устойчивого развития сельских территорий на основе требований заинтересованных сторон, выработка моделей, инструментов, форм и институтов реализации социально-экономической политики.

Научная методология исследования основывается на системном подходе к изучаемой проблеме и комплексном рассмотрении концептуальных положений развития сельских территорий, теории экономических интересов и ее прикладного значения в институциональной экономике, наиболее актуальных разработок методики целевых стратегических программ, формирующих организационно-экономический потенциал территории [6].

В качестве методов исследования использованы социально- экономический анализ; факторный метод; кластерный анализ; методы экономического анализа; экспертная оценка в эмпирических исследованиях, экономико-математическое моделирование и пр. [6].

Результаты исследования. Экономический потенциал сельских территорий - комплекс различных видов ресурсов, расположенных на определенной территории и используемых для достижения стратегических целей ее развития, с учетом количественной оценки и наличия набора качественных характеристик, определяющих эффективность их использования и потенциальные возможности развития этих ресурсов [8].

Под устойчивым развитием сельских территорий понимается комплексная реализация социально-экономической цели, осуществляемая всеми субъектами управления территорией [2].

В основе идеи устойчивого развития лежит восприятие сельских территорий в качестве независимых экономических субъектов, способных принимать индивидуальные (но согласующиеся с федеральной политикой) решения по поводу целей своего развития и способов его достижения [4].

Поиск научно обоснованных рекомендаций формирования механизма развития сельских территорий определен целью создания условий для наращивания объемов аграрного производства, повышения уровня товарности и качества продукции хозяйств, улучшения условий труда, качества жизни населения. Это тем более важно, если учесть, что реализованные в последние годы программы не обеспечили качественный перелом в развитии сельских территорий, их финансовую устойчивость [5].

Система управления экономическим потенциалом региона, представляет пятиблочную модель взаимосвязи структурных элементов потенциала с элементами внешней среды (бизнес-среда, природная, финансово-экономическая, институциональная, информационно-инновационная среда), учитывающих особенности новых институциональных условий, связанных с реализацией политики импортозамеще-ния [8].

Перечень вопросов формирования организационно-управленческих и организационно-экономических основ управления развитием сельских территорий, дифференцированные механизмы организации инвестиционно-инновационного их развития определяют не только необходимость разработки системных классификационных признаков разграничения типов сельских территорий, но и развитие элементов организационно-экономического потенциала с учетом региональной специфики и территориальных особенностей [12].

Стабильное и устойчивое развитие сельских территорий предусматривает процесс приведения территорий в состояние перспективы их подготовки к последующим этапам развития.

Алгоритм управления потенциалом сельских территорий, состоит из пяти этапов (комплексная оценка потенциала территорий, определение ведущих отраслей, оценка их потенциала и эффективности его использования; разработка организационно- управленческой модели и программы управления потенциалом; организация производства импортозамещающих товаров), реализующихся как параллельно так и последовательно друг за другом и направлен на эффективное использование возможностей в условиях реализации политики импортозамещения [8].

Методический подход, отличается двухуровневой структурой проведения аналитических исследований, позволяющих оценить экономический потенциал сельских территорий и приоритетных для

> п

Посглвагкы!

| рмлрюггил-ькчьур^нгш j

10

Конкур енто спо с о бно стъ территории_

tr

13

Эффект™ ность функций HttpOIâHItH субъитоЕ территории

14

Рис. 1. Механизм формирования конкурентоспособности сельских территорий Fig. 1. The mechanism of formation of competitiveness of rural territories 1 - production potential, 2 - resource potential, 3 - human potential, 4 - innovation potential, 5 - financial potential, 6 - managerial potential, 7 - marketing potential, 8 - consumers, 9 - suppliers, 10 - competitors, 11 - internal efficiency, 12 - external efficiency,

13 - territory competitiveness, 14 - efficiency of functioning of territorial subjects

развития отраслей: систематизация факторов-стимуляторов развития; учет возможностей и ограничений сельской территории [8].

Достижение параметров, характеризующих эффективную экономику, уровень и пропорции, соответствующие целевым установкам стратегии социально-экономического развития сельских территорий оказывается возможным в результате управленческого взаимодействия заинтересованных в развитии сторон: бизнес; исполнительные органы государственной власти; население; организации сферы образования, исследований и разработок; институты гражданского общества, в процессе которого формируется территориальная идентичность, обусловленная эндогенными возможностями и предрасположенностью территории [4].

К основным характеристикам потенциала относятся: территориальный аспект; отраслевой аспект; система различных видов ресурсов; потенциал реализации определенной цели; количественные и качественные характеристики потенциала [8].

В классификацию элементов потенциала включены: природно-ресурсный потенциал, трудовой потенциал, материально-технический потенциал, информационно- инновационный потенциал, финансово-экономический потенциал [8].

Рассмотрение эффективности управления устойчивым развитием территорий с точки зрения тради-

ционных подходов, (ресурсно-затратный, целевой, воспроизводственный) не позволяет выявить достаточно существенные особенности ее проявления в современных условиях. В этой связи предлагается рассматривать категорию «эффективность развития сельских территорий» с позиции системно-рыночного подхода (учет актуальных целевых ориентиров, выделение структурных элементов эффективности устойчивого развития, выявление их взаимосвязи и влияние, определение механизма ее формирования -рисунок 1 [1].

Достижение баланса интересов между экономическими субъектами, функционирующими в сельской местности, относится к ключевым функциям механизма управления сельским развитием [11].

Механизм реализации экономических интересов представляет собой совокупность элементов, инструментов и методов, ориентированных на управление процессами формирования условий реализации экономических интересов сельского сообщества в целом, отдельных групп, проживающих на локализованных территориях, характеризующихся собственной спецификой развития [11].

Экономические интересы - это относительно устойчивый способ проявления отношений экономической системы (рис. 2) [11].

Реализация экономических интересов связана: а) с устойчивым сокращением занятости сельского на-

Экономика

РЕГИОН МЕСТНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Рис. 2. Субъекты и объекты экономических интересов региона в системе территории [10].

Fig. 2. Subjects and objects of economic interests of the region in the territory system [10]. 1 - region (administration), 2 - local territories of the region, 3 - representatives of the sectoral structure, 4 - subjects, 5 - objects, 6 - resources - natural, labor, financial, 7 - Results of economic activities of enterprises, 8 - Socio-economic situation In the region, 9 - the standard of living of the population, 10 - the social sphere, 11 - the level of employment of the able-bodied population,

12 - business activity of subjects of territories

селения и рабочих мест на селе, более низким уровнем оплаты труда работников сельского хозяйства и среднедушевых доходов, ограниченным экономическим и физическим доступом к значительной части экономических благ, невозможностью обеспечения полноценного питания жителей сельской местности; б) медленными темпами развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры села; в) повышением роли малых форм хозяйств в балансировании доходов и расходов сельских семей и обеспечении их воспроизводства; г) деформацией демографической структуры, ростом трудовой миграции; д) падением уровня предпринимательской активности жителей села, и др. [11].

Формирование системы целевого управления устойчивым развитием территории для обеспечения эффективного равного взаимодействия субъектов аграрной экономики в процессе достижения общетерриториальных целей, сопряженных с развитием институциональной среды территории позволяет определить структуру системы в соответствии с проблемами общерегионального развития и позиционирования исполнительных органов государственной власти в качестве интегрирующего субъекта, осу-

ществляющего управленческое взаимодействие с остальными группами [4].

Механизм формирования и реализации долгосрочной целевой программы устойчивого развития сельских территорий представляет возможность стимулирования инвестиционной активности в целях экономических преобразований в аграрной сфере, создания благоприятных инфраструктурных условий.

Приоритетные направления развития механизма реализации экономических интересов - предполагают координацию действий государства, административно-территориальных образований территориально-отраслевых комплексов, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления и домашних хозяйств с целью обеспечения баланса общественных, групповых и индивидуальных интересов [11].

Алгоритм управления потенциалом представлен на рис. 3 [8].

Инновационный сценарий формирования и развития потенциала сельских территорий основывается на широком применении факторов инновационного развития, создающих условия роста производства сельскохозяйственной продукции в целях удовлетво-

У- j

Ш

f Определение факторов развития потенциала. Комплексная оценка экономического потенциала \

Determination of the factors of capacity1 development. Comprehensive assessment of economic potential /

Определение приоритетных отраслей, оценка потенциала м эффективности его использования Identifying priority industries, assessing the potential and effectiveness of its use

Разработка модели процесса управление экономическим потенциалом Development of the process model management of economic potential

Разработка программы и целевых показателей развития потенциала сельских территорий De\'elopment of a program and targets for capacity' development of rural areas

....... • .... .... : : • : ... ....... . .. .. SS jl

1 s V Организация мер по ооеспеченшо эффективности управления экономическим потенциалом Organization of measures to ensure the effectiveness of management of economic potential \ J

рения внутренних потребностей по всем основным группам товаров и выход на международные рынки сбыта [10].

Для реализации инновационного сценария развития необходимо увеличить количество занятых на производстве сельскохозяйственной продукции на 1,5-2 миллиона человек, обеспечить рост производительности труда, увеличить долю высококвалифицированных работников, занимающихся внедрением и использованием инновационных технологий, работающих на современных машинах и оборудовании, занятых в сфере обслуживания современных технических средств [10].

В сфере землепользования необходимо расширить площади под посевы сельхозкультур, для этого надобно дополнительно ввести в оборот неиспользуемые в настоящее время пахотные земли. Перечисленные мероприятия потребуют усиления технической обеспеченности аграрного производства: тракторами - до 600 тыс. шт., зерноуборочными комбайнами - до 250 тыс. шт., а также двойное увеличение уровня использования минеральных удобрений [10].

Возможность инновационного сценария формирования ресурсного потенциала сельских территорий обусловлена не менее чем трехкратным увеличением объемов инвестирования аграрного производства, прежде всего, в освоение ресурсосберегающих технологий, инновационных решений (рис. 4) [10].

В настоящее время в странах с развитым аграрным сектором наукоемкие технологии обеспечивают

лс. 3. Алгоритм управления потенциалом сельских территорий Fig. 3. Algorithm for managing the potential of rural areas

до 80-85 % экономического роста аграрного производства, а инновационность является важнейшим конкурентным преимуществом сельскохозяйственных товаропроизводителей всех организационно-правовых форм и определяющим фактором устойчивого развития аграрного сектора экономики [3].

Исследование специфики инновационной деятельности в аграрном секторе экономики позволило выявить внутренние и внешние факторы ее развития и основные проблемы ее осуществления [3]:

— низкая доля государственных затрат на НИОКР; ведомственная разобщенность,

— слабость научного потенциала аграрной науки и образования;

— тяжелое финансовое состояние агробизнеса;

— низкий уровень оплаты труда научных кадров и работников отрасли;

— диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

— недостаток информации о новых технологиях и статистических данных о развитии инновационной деятельности в аграрном секторе экономики.

С точки зрения социально-экономического развития реального сектора экономики сельскохозяйственных территорий проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных.

Процедура инвестирования в развитие сельских территорий часто затруднена, и связана с тем, что [9]:

— целый ряд сельских предприятий находятся в зоне низкой рентабельности и низких доходов;

Экономика

Концепция управления инновационной деятельностью в аграрном секторе экономики России

_The concept of innovation management in the agrarian sector of the Russian economy_

Цель: создание эффективной модели управления инновационной деятельностью в аграрном секторе экономики России, обеспечивающей инновационное развитие аграрного производства.

Objective: to create an effective model of innovation management in the agrarian sector of the Russian economy that provides innovative development of agricultural production.

Объект управлении: инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России как социо-эко-биотехно-логическом комплексе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Object of management: innovative activity in the agrarian sector of the Russian economy as a socio-eco-biotechnological complex Подход к управлению: системно-комплексный. Approach to management: system-integrated.

Аспекты управления: производственно-экономический; социально-экономический; образовательный потенциал; сфера производства и потребления.

Management aspects: industrial and economic; socio-economic; educational potential; sphere of production and consumption. Задачи управления: - создание мотивационного механизма с обеспечением восприимчивости аграрной системы к инновациям, с включением трех сфер мотивации: экономической, социальной, административной; - гибкое приспособление аграрной инновационной системы к внешним условиям, а не случайное реагирование; - создание условий для расширенного воспроизводства, что неразрывно связано с процессами интенсификации в отрасли; - выбор эффективных путей использования и наращивания инновационного потенциала.

Management tasks: - creation of a motivational mechanism ensuring the susceptibility of the agrarian system to innovations, with the inclusion of three areas of motivation: economic, social, administrative; - flexible adaptation of the agrarian innovation system to external conditions, rather than an accidental response; - creation of conditions for expanded reproduction, which is inextricably linked with the processes of intensification in the industry; - the choice of effective ways of using and building innovative capacity.

Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Management functions: planning, organization, motivation, control.

Требования к управлению: - учет: отраслевых особенностей аграрного сектора экономики; особенностей освоения инноваций в аграрном секторе; особенностей инновационной деятельности и инновационных процессов в аграрном секторе; закономерностей технологического развития экономики; мировых тенденций развития аграрного сектора экономики; эволюции поколений моделей инновационных процессов (особенно пятого «сетевого» и шестого «знаниеориентированного» поколений моделей).

Requirements for management: accounting: sectoral features of the agricultural sector of the economy; peculiarities of development of innovations in the agricultural sector; features of innovative activity and innovative processes in the agricultural sector; regularities of technological development of the economy; global trends in the development of the agricultural sector of the economy; the evolution of generations of models of innovation processes (especially the fifth "network" and the sixth "knowledge-oriented" generations of models).

Факторы, влияющие на управление: экзогенные (социально-экономические, институциональные, организационно-управленческие); эндогенные (биологические, экологические, технико-технологические, информационные, уровень квалификации кадров, уровень инновационной культуры); неформальные (исторически сложившиеся традиции, устои и обычаи сельской жизни).

Factors affecting governance: exogenous (socio-economic, institutional, organizational and managerial); Endogenous (biological, ecological, technical and technological, information, skill level of personnel, level of innovative culture); Informal (historically established traditions, customs and customs of rural life).

Принципы управления: - дифференцированный подход к управлению деятельностью научных организаций, особенно фундаментального профиля; - восприимчивости систем (технологических, инновационных), с разработкой организационно-экономического механизма управления технолого-инновационным развитием; - сочетания централизации и децентрализации управления технолого-инновационным развитием, централизованного управления по стратегическим направлениям инновационных процессов на основе программно-целевого подхода; - комплексности; - перспективности; - прозрачности методов принятия решений и финансирования.

Management principles: - a differentiated approach to managing the activities of scientific organizations, especially the fundamental profile; - susceptibility of systems (technological, innovative), with the development of an organizational and economic mechanism for managing the technological and innovative development; - a combination of centralization and decentralization of management of technological innovation development, centralized management of strategic directions of innovation processes on the basis of a program-targeted approach; - complexity; - prospects; - transparency of decision-making and financing methods.

Критерий оценки эффективности управления: интегрированное выражение использования инновационного потенциала аграрного сектора экономики.

Criterion for assessing management effectiveness: an integrated expression of the use of the innovative potential of the agrarian sector of the economy._

Рис. 4. Концепции управления инновационной деятельностью в аграрном секторе экономики России [3] Fig. 4. Concepts of innovation management in the agrarian sector of the Russian economy [3]

Общественные интересы в области инновационной деятельности в аграрном секторе экономики Public interests in the field of innovative activity in the agrarian sector of the economy

Обеспечение продовольственной безопасности Ensuring food security Повышение экономической эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей Increase of economic efficiency of agricultural producers Развитие конкурентоспособного и устойчивого аграрного производства, рост производительности труда Development of competitive and sustainable agricultural production, productivity growth Увеличение доходов, занятых в аграрном секторе экономики Increase in incomes occupied in the agrarian sector of the economy

Функции целеполагания (цели формирования эффективной модели управления инновационной деятельностью в аграрном сектора экономики) Functions of goal-setting (the goals offorming an effective model of innovation management in the agricultural sector of the economy)

Развитие инфраструктуры инновационной деятельности в аграрном секторе экономики Infrastructure development Innovative activity in the agricultural sector of the economy Создание и внедрение в производство новых агротехно-логий Creation and introduction into production of new technologies Разработка концепций и программ развития инновационной деятельности в аграрном секторе экономики Development of concepts and programs for the development of innovative activities in the agricultural sector of the economy Развитие государственно- частного партнерства в аграрном секторе экономики Development of public-private partnership in the agrarian sector of the economy

Функция реализации целей (целереализация) Goal implementation function (goal-setting)

Эффективное использование и наращивание инновационного потенциала аграрного сектора экономики Effective use and increase of innovative potential of the agricultural sector of the economy Совершенствование законодательства в области инновационной деятельности Improvement of legislation in the field of innovation Создание механизма мотивации инновационной деятельности в аграрном секторе экономики Creation of a mechanism for motivating innovation in the agricultural sector of the economy Создание единой системы информационного обеспечения при организации инновационного процесса в аграрном секторе экономики Creation of a unified system of information support in the organization of the innovation process in the agricultural sector of the economy

Рис. 5. Логическая схема формирования эффективной модели управления инновационной деятельностью в аграрном секторе

экономики

Fig. 5. Logical scheme for the formation of an effective model of innovation management in the agrarian sector of the economy

— диспаритет цен в агропромышленном комплексе, ограничивающий прибыль производителей (что негативно отражается как на малом, так и на крупном бизнесе);

— краткосрочность интересов в агропромышленном комплексе;

— дефицит кадров, вызванный оттоком сельского населения;

— низкая привлекательность сельской территории для проживания;

— отсутствие системной стратегии инвестирования развития сельских территорий, то есть, для большинства территорий уровень перспективности не превышает среднего.

Совершенствование экономического регулирования инвестиционной деятельности в сфере сельскохозяйственной недвижимости должно отвечать требованиям [7]:

— создания условий, способствующих обеспечению устойчивого роста и развития сельских территорий на основе инновационно-инвестиционного типа расширенного воспроизводства;

— необходимости обеспечения импортозамещения сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

— роста инвестиционной привлекательности сельских территорий, экономики;

— повышения эффективности использования основных факторов производства в сельском хозяйстве (земли, труда и капитала).

Возможность формирования потенциала сельских территорий России по инновационному сценарию обусловлена возрастающей ролью инновационных факторов в развитии всей современной мировой экономики [10].

Оценка эффективности управления инновационной деятельностью в аграрном секторе экономики России осуществляется на основе критерия максимально возможного использования и развития инновационного потенциала аграрного сектора экономики (рис. 5) [3].

Выводы. Необходимость реализации эффективного социально-экономического развития территорий, обеспечения производства высококачественной и конкурентоспособной агропродукции, осуществления модернизации и технического перевооружения в значительной степени определяются возможностями, направления эффективного и рационального использования их потенциала.

В этих условиях значим вопрос разработки методики, способной оценить потенциал, выявить факторы, на него влияющие, охарактеризовать сравнительные преимущества и слабые стороны развития

Аграрный вестник Урала № 08 (162), 2017 г. - « JJJ^^l

Экономика

сельских территорий [8]. Определенные выше обстоятельства подтверждают значимость разработки теоретико-методического базиса управления потенциалом устойчивого развития сельских территорий [8].

Необходимость достижения цели эффективности использования потенциала устойчивого развития сельских территорий потребовала решения следующих задач: а) разработать концептуальные положения управления потенциалом сельских территорий; б) сформировать систему управления потенциалом устойчивого развития сельских территорий на основе обоснования взаимосвязи между его структурными элементами; в) обосновать алгоритм управления потенциалом устойчивого развития сельских территорий; разработать методический подход, позволяющий оценить потенциал приоритетных для его развития отраслей [8].

Классификация элементов развития потенциала включает: природно-ресурсный потенциал, трудовой потенциал, материально-технический потенциал, информационно- инновационный потенциал, финансово-экономический потенциал [8].

Разработку организационно-управленческой модели процесса устойчивого развития сельских тер-

риторий предложено осуществлять путем анализа следующих блоков: нормативно-правовое обеспечение, организационно-информационное обеспечение, финансовое обеспечение и инфраструктурные основы [8].

Механизм реализации экономических интересов сельского населения, представляет собой совокупность структурных и функциональных элементов, обеспечивающих подсистем, инструментов и методов, ориентированных на управление процессами формирования благоприятных условий реализации экономических интересов сельского сообщества в целом, так и их отдельных групп, проживающих на локализованных территориях, характеризующихся собственной спецификой развития [11].

Именно достижение баланса интересов между экономическими субъектами, функционирующими в сельской местности, относится к ключевым функциям механизма управления сельским развитием, глобальная цель которого заключается в повышении качества воспроизводства человеческого капитала аграрной сферы даже в условиях сокращения численности сельского населения и ухудшения демографической структуры села [11].

Литература

1. Беспахотных Л. А. Приоритетные направления повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2016. 26 с.

2. Бухтиярова Т. И., Хилинская И. В. Устойчивое развитие сельских территорий: теория и практика // Агро-продовольственная политика России. 2016. № 7. С. 108-113.

3. Гончаренко И. Ю. Формирование эффективной модели управления инновационной деятельностью в аграрном секторе экономики России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2016. 33 с.

4. Гончаров А. Ю. Структурное управление сбалансированным социально-экономическим развитием региона : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Воронеж, 2016. 45 с.

5. Колоскова Ю. И. Механизм развития человеческого капитала сельских территорий (на материалах Красноярского края) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2016. 30 с.

6. Куликова Е. С. Формирование и развитие маркетинга территории: теория, методология, практика : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2016. 46 с.

7. Матвеева В. С. Экономическое регулирование инвестиционной деятельности в сфере сельскохозяйственной недвижимости в условиях рынка : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2017. 24 с.

8. Мерещенко О. Ю. Управление ресурсным потенциалом экономики региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курск, 2017. 23 с.

9. Нотяг А. В. Формирование механизма развития сельских территорий в рамках региональной социально-экономической политики : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2016. 19 с.

10. Потапов А. П. Сценарий формирования ресурсного потенциала аграрного производства России // Проблемы прогнозирования. 2015. № 2. С. 77-88.

11. Семенова И.М. Развитие механизма реализации экономических интересов сельского населения : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2017. 25 с.

12. Семин А. Н., Михайлюк О. Н Современные тенденции развития сельских территорий в Российской Федерации // Наука в современном информационном обществе : мат. VI междунар. науч.-практ. конф. Норт-Чарлстон, 2015. С. 228-231.

References

1. Bespakhotnykh L. A. Priority directions of increase in efficiency of functioning of the agricultural enterprises : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. Voronezh, 2016. 26 p.

Экономика *

2. Bukhtiyarova T. I., Khilinskaya I. V. Sustainable development of rural territories: theory and practice // Agrofood policy of Russia. 2016. № 7. P. 108-113.

3. Goncharenko I. Yu. Formation of effective model of management of innovative activity in the agrarian sector of economy of Russia : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. M., 2016. 33 p.

4. Goncharov A. Yu. Structural management of the balanced social and economic development of the region : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. Voronezh, 2016. 45 p.

5. Koloskova Yu. I. The mechanism of development of the human capital of rural territories (on materials of Krasnoyarsk Krai) : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. Novosibirsk, 2016. 30 p.

6. Kulikova E. S. Formation and development of marketing of the territory: theory, methodology, practice : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. Ekaterinburg, 2016. 46 p.

7. Matveeva V. S. Economic regulation of investment activities in the sphere of the agricultural real estate in the conditions of the market : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. M., 2017. 24 p.

8. Mereshchenko O. Yu. Management of the resource potential of economy of the region : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. Kursk, 2017. 23 p.

9. Notyag A. V. Formation of the mechanism of development of rural territories within regional social and economic policy : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. SPb., 2016. 19 p.

10. Potapov A. P. Scenario of formation of resource potential of agrarian production of Russia // Forecasting Problems. 2015. № 2. P. 77-88.

11. Semyonova I. M. Development of the mechanism of realization of economic interests of country people : abstract of dis. ... cand. of econ. sci. Voronezh, 2017. 25 p.

12. Syomin A. N., Mikhaylyuk O. N. Current trends of development of rural territories in the Russian Federation // Science in modern information society : proc. of VI intern. scient. and pract. symp. Nort-Charleston, 2015.

P. 228-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.