Научная статья на тему 'Оптимизация затрат на развитие потенциалов сельского муниципального образования'

Оптимизация затрат на развитие потенциалов сельского муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акберов К.Ч., Малозёмов Б.В.

Работа посвящена оптимизации факторов при планировании затрат на развитие потенциалов сельского муниципального образования (МО) при дефиците ресурсов, имеющихся в распоряжении районных органов управления, и прежде всего финансовых. Построение математической модели оптимального сочетания ресурсов позволяет рассчитывать на проявление возникающих синергетических эффектов инфраструктурного, инновационного, синергию трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акберов К.Ч., Малозёмов Б.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is dedicated to the optimization of factors when planning costs for the development of the rural municipality of potentials with a deficit of resources available to regional authorities, and above all financial. construction of a mathematical model of the optimal mix of resources can count on the manifestation of emerging synergies infrastructure, innovation, synergy of human resources.

Текст научной работы на тему «Оптимизация затрат на развитие потенциалов сельского муниципального образования»

УДК 338.2:323.3

К. Ч. Акберов

Сибирский университет потребительской кооперации (Новосибирск, Россия)

Б. В. Малозёмов

Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, Россия)

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛОВ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа посвящена оптимизации факторов при планировании затрат на развитие потенциалов сельского муниципального образования (МО) при дефиците ресурсов, имеющихся в распоряжении районных органов управления, и прежде всего финансовых. Построение математической модели оптимального сочетания ресурсов позволяет рассчитывать на проявление возникающих синергетических эффектов — инфраструктурного, инновационного, синергию трудовых ресурсов.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, бюджет, социально-экономические блага, синергетический эффект.

Ограниченность ресурсов, имеющихся в распоряжении районных органов управления, и прежде всего финансовых, предопределяет необходимость их оптимального распределения при выборе варианта социально-экономического раз-

вития сельской территории. Сочетание тех или иных ресурсов при решении какой-либо задачи социально-экономического развития дает синер-гетические эффекты одновременно нескольких видов (табл. 1).

Таблица 1

Виды возможных синергетических эффектов

Синергетический эффект Источники синергии Компоненты ресурсного потенциала

Логистический Общие закупки ресурсов, участие в единой товаропроводящей цепочке — Производственный потенциал сферы производственного обслуживания; — производственный потенциал сферы непроизводственного обслуживания; — потенциал земель дорожного хозяйства

Инфраструктурный Общие инфраструктурные потребности — Производственный потенциал туризма; — производственный потенциал сферы непроизводственного обслуживания; — образовательный потенциал; — административный потенциал; — потенциал земель поселений; — потенциал земель сельскохозяйственного назначения: пашен, пастбищ; — потенциал земель промышленного назначения

Инвестиционный Общие инвестиционные ресурсы — Финансовый потенциал сферы производственного обслуживания; — финансовый потенциал сферы непроизводственного обслуживания; — потенциал районного бюджета

Синергии трудовых ресурсов Создание новых рабочих мест, взаимодополняющие квалификация и опыт персонала, наличие стимулов к увеличению потребностей в квалифицированном персонале — Трудовой потенциал сферы производственного обслуживания; — трудовой потенциал сферы непроизводственного обслуживания; — личностный потенциал населения трудоспособного возраста; — потенциал межличностного общения

Инновационный Общие НИОКР, наличие стимулов для совместного поиска и освоения новых ресурсосберегающих технологий, обмен технологическими, организационными знаниями, наличие стимулов для совместного обучения персонала — Технологический потенциал сферы производственного обслуживания; — технологический потенциал сферы непроизводственного обслуживания; — природно-сырьевой потенциал территории

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 2 (5). © К. Ч. Акберов, 2016 © Б. В. Малозёмов, 2016

Синергетический эффект как результат совместного использования ресурсов требует постоянного подбора оптимальных пропорций, используемых для производства того или иного блага. Для оптимизации расходов на производство социальных и экономических благ сельской территории необходимо выполнить предварительные расчеты, определить исходные данные и построить оптимальную функцию средствами линейного программирования. Для решения этой задачи предлагается использовать оптимизационную модель, включающую наряду с уравнениями, описывающими взаимосвязи между переменными (что характерно для дескриптивной, т. е. описательной, модели), еще и критерий выбора лучшего варианта, т. е. целевую функцию. Выбрана функция потребления Вальтуха, потому что она дает возможность гибкого механизма распределения потребления ресурсов и позволяет определить уровень потребления при различных сочетаниях объемов потребляемых товаров. В данном случае использован модифицированный подход,

при котором объемы потребления товаров заменены на объемы используемых ресурсов. В качестве оптимизационной задачи принято определение оптимальной структуры факторов социально-экономического потенциала, которая достигается путем применения методов дифференциального исчисления, позволяющих найти экстремумы функции, т. е. определить ее максимальное значение.

Сравнивая предельную производительность переменного ресурса и затраты на его пополнение, органы местного самоуправления могут определять объем дополнительных затрат бюджетных средств на развитие или социальной, или экономической сферы. Целесообразность этих затрат будет обеспечена в том случае, когда каждая дополнительно вложенная единица средств будет обеспечивать прирост производства социально-экономических благ и контролировать объем бюджетных средств, необходимых для производства оптимального объема благ (рис. 1).

Рис. 1. Карта производимых благ социально-экономической системы при различных бюджетных ограничениях: Q1, Qг, <23 — изокванты различного объема производства; — затраченный труд (ресурс); ^ — используемый капитал (бюджет)

Неполная взаимозаменяемость факторов производства обусловливает необходимость подбора взаимодополняемых факторов, так как отсутствие одного или нескольких ресурсов делает невозможным процесс производства благ и требуются затраты бюджета на их приобретение. В силу ограниченности бюджета выбор у органов управления стоит между вложением либо в социальные, либо в экономические блага и стоимостью ресурсов на их производство. Во временной точке их пересечения будет находиться оптимальная комбинация ресурсов.

Отражаемый на изокванте один и тот же объем благ при различных комбинациях факторов производства достигается за счет их взаимозаменяемости, т. е. увеличение количества социальных благ сельской территории предполагает уменьшение экономических и наоборот. При

движении по изокванте сверху вниз и одновременно слева направо происходит увеличение использования труда (Ь), сопровождаемое соответствующим сокращением затрат капитала (К), т. е. происходит замещение капитала трудом. Это замещение характеризуется понятием «предельная норма технологического замещения» трудом капитала (рис. 2).

При этом взаимозаменяемость является характеристикой факторов производства, определяющей возможности социально-экономической системы в выборе при создании социальных и экономических благ наиболее дешевого и доступного ресурса. Это свойство факторов необходимо использовать при повышении эффективности функционирования социально-экономической системы сельской территории.

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

к

0

ь

Рис. 2. Соотношение объема бюджетных средств сельской территории, направляемых на приобретение ресурсов для производства благ, в зависимости от количества использованного труда (Ь) и затрат капитала (К)

Для оптимизации функции средствами линейного программирования в качестве исходных данных предлагается выделить исследуемый сегмент (вид блага или услуги), объем необходимых для его производства расходов, рассчитать бюджетные средства, необходимые для создания и функционирования данного блага, и определить их долю в общей сумме расходов бюджета. Соотношение затрат бюджета на производство экономических и социальных благ предлагается рассчитывать на основе допущения того, что экономические блага (например, субъекты производственной инфраструктуры) приносят больший эффект, влияя на развитие социальной инфраструктуры и потенциал населения.

Для доказательства предлагается использовать агрегатные индексы:

% — увеличение затрат капитала на производство социальных благ на 1 % обеспечивает % прироста их производства;

У — увеличение затрат капитала на производство экономических благ на 1 % дает возможность получить У прироста.

Исследование проведено на примере Курь-инского района Алтайского края. Используя полученные в ходе исследования данные, допустим, что экономические блага в структуре расходов занимают 10 %, социальные — 15 %, а общий доход — 100 %. Доля экономического блага в общей структуре составляет 7 %, а социального — 10 % (табл. 2).

Таблица 2

Исходные условия для определения оптимальной комбинации ресурсов Курьинского района в 2015 г.

Расходы Сумма, млн руб. Количество в структуре расходов, % Доля в общей совокупности, %

На построение экономической инфраструктуры и сопутствующие программы 22 449 10 10

На построение социальной инфраструктуры и сопутствующие программы 25 947 15 7

Иные расходы* 124 290 75 —

Итого 172 686 — —

* В категорию «иные расходы» входят управленческие расходы — административные и расходы на содержание управленческого персонала.

Приведем методику расчета оптимального распределения бюджетных средств Курьинского района для производства социальных и экономических благ в 2015 г.

Пусть х\ — оптимальное количество социальных благ;

х2 — оптимальное количество экономических благ.

Для двух благ целевая функция потребления затрат труда имеет вид:

и = (Х1 - 7)1/4(х2 - 10)3/4

Вектор цен равен Р = (15; 10); объем дохода равен 100.

Решая его относительно х2, получим: Расчеты, проведенные на основе предло-

женной методики, показывают, что Курьинско-х2 = 17/8, или 2,125 %. му району необходимо перераспределить денеж-

ные расходы, направив в экономическую сферу При х2 = 17/8, или 2,125 %, 81,2 млн руб., в социальную — 32,8 млн руб.,

сократив иные расходы до 58,7 млн руб. (табл. 3).

X] = 21/4, или 5,25 %.

Оптимальное распределение бюджетных средств Курьинского района для производства социальных и экономических благ в 2015 г.

Таблица 3

Расходы Сумма, млн руб. Количество в структуре расходов, % Доля в общей совокупности, %

На построение экономической инфраструктуры и сопутствующие программы 81 162 47 2,125

На построение социальной инфраструктуры и сопутствующие программы 32 810 19 5,250

Иные расходы 58 714 34 —

Итого 172 686 — —

Задавая, таким образом, исходные условия социальных и экономических благ при сложившихся в социально-экономической системе ограничениях, можно определить их оптимальное соотношение в структуре затрат бюджета.

Кроме этого, оптимальное сочетание ресурсов позволяет рассчитывать на проявление всех выделенных нами синергетических эффектов: логического, инфраструктурного, инновационного, синергии трудовых ресурсов, инвестиционного.

Данный анализ позволяет районным органам управления определять объем дополнительных затрат бюджетных средств на развитие определенной услуги или ресурса в социальной или экономической сферах и определять объем бюджетных средств, необходимых для производства оптимального объема благ.

K. C. Akberov, B. V. Malozemov

COST OPTIMIZATION FOR POTENTIALS DEVELOPMENT OF THE RURAL MUNICIPALITY

The paper is dedicated to the optimization of factors when planning costs for the development of the rural municipality of potentials with a deficit of resources available to regional authorities, and above all financial. construction of a mathematical model of the optimal mix of resources can count on the manifestation of emerging synergies — infrastructure, innovation, synergy of human resources.

Keywords: bankroll, synergies effect, budget, social-economic benefits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.