Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЧИНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ТАНЦА'

РАЗВИТИЕ СОЧИНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / СОЧИНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / ВИДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ / УЧЕБНАЯ КОМБИНАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ЭТЮД / CHOREOGRAPHIC ART / CREATIVE SKILLS / TYPES OF CHOREOGRAPHIC COMPOSITIONS / EDUCATIONAL COMBINATION / EDUCATIONAL SKETCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Лидия Яковлевна, Сабанцева Татьяна Виталиевна

Проблема исследования заключается в недостаточном обосновании методов организации системы самостоятельной работы студентов-хореографов в сложившейся современной образовательной среде. Цель - анализ методов организации самостоятельной работы студентов-хореографов в процессе освоения региональных особенностей русского танца, а также разработка методических рекомендаций по формированию сочинительских навыков при самостоятельной работе. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения современных методик в хореографическом образовании. Выделены этапы формирования и совершенствования сочинительских навыков студентов хореографических специализаций: теоретический предполагает формирование системы знаний о структуре танцевальных форм, сложившихся в русской народной хореографии и их региональной специфике, практический - освоение и закрепление навыков сочинения хореографических композиций на практических занятиях. В ходе проведенного исследования обоснована технологическая готовность студента-хореографа к самостоятельной сочинительской деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике вуза для организации самостоятельной творческой работы, а также формирования у студентов-хореографов профессиональных компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Лидия Яковлевна, Сабанцева Татьяна Виталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING CREATIVE SKILLS OF STUDENT CHOREOGRAPHERS IN THE PROCESS OF MASTERING REGIONAL PECULIARITIES OF RUSSIAN DANCE

The system of higher choreographic education today has a large percentage of independent activity of the student, and for a student choreographer it is independent creative activity involving application of creative skills and skills in mastering practical tasks of educational program in the field of Russian folk choreography and rational organization of creative independent activity of the student is successful results of training. The problem of the study is insufficient justification of the organization methods of independent work system for student choreographers in the current modern educational environment. The aim is to analyze the ways and methods to organize student choreographers’ independent work in the process of mastering regional peculiarities of Russian dance, as well as to develop methodological recommendations to shape student choreographers’ creative skills during their independent work. The study is carried out on the basis of methods of scientific and methodological literature analysis and generalization of modern educational methods in choreographic education. The stages of shaping and improving creative skills of choreographic specialization students during mastering regional peculiarities of Russian dance are highlighted: theoretical and practical ones. During the theoretical stage, a student choreographer develops a system of knowledge about thestructure of dance forms established in Russian folk choreography and their regional specificity. The purpose of the practical stage is to master and consolidate the skills aimed to create choreographic compositions in practical classes. It involves several sections and each of them justifies the algorithm of independent work of a student choreographer. During the research, the technological readiness of the student-choreographer for independent writing activities in the field of Russian folk choreography is justified, it involves: - Mastering theoretical knowledge on the technology of creating educational combinations, sketches and whole choreographic forms on the material of regional features of Russian dance; - Acquisition of skills using theoretical knowledge in practical creative activity. Therefore, theoretical thinking and practical implementation of regional styles of Russian folk dance in the process of training student choreographers opens up great opportunities in the development of professional creativity of future specialists in the field of Russian dance culture. The results of the study can be used in the practice of higher choreographic education to improve creative skills in the process of mastering regional peculiarities of Russian dance, as well as shaping professional competences in student choreographers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЧИНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ТАНЦА»

Part 2. Pedagogical Science УДК 793.3: 37.02 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.21

Л Я. Николаева1, Т. В. Сабанцева1

1

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация

Развитие сочинительских навыков студентов-хореографов в процессе освоения региональных особенностей русского танца

Аннотация. Проблема исследования заключается в недостаточном обосновании методов организации системы самостоятельной работы студентов-хореографов в сложившейся современной образовательной среде. Цель - анализ методов организации самостоятельной работы студентов-хореографов в процессе освоения региональных особенностей русского танца, а также разработка методических рекомендаций по формированию сочинительских навыков при самостоятельной работе. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения современных методик в хореографическом образовании. Выделены этапы формирования и совершенствования сочинительских навыков студентов хореографических специализаций: теоретический предполагает формирование системы знаний о структуре танцевальных форм, сложившихся в русской народной хореографии и их региональной специфике, практический - освоение и закрепление навыков сочинения хореографических композиций на практических занятиях. В ходе проведенного исследования обоснована технологическая готовность студента-хореографа к самостоятельной сочинительской деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике вуза для организации самостоятельной творческой работы, а также формирования у студентов-хореографов профессиональных компетентностей.

Ключевые слова: хореографическое искусство, сочинительские навыки, виды хореографических композиций, учебная комбинация, учебный этюд. Дата поступления статьи: 22 октября 2019 г.

Для цитирования: Николаева Л. Я., Сабанцева Т. В. (2020). Развитие сочинительских навыков студентов-хореографов в процессе освоения региональных особенностей русского танца // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 123-127. DOI: 10.17238/ issn1998-5320.2020.14.2.21

Проблема и цель исследования. На сегодняшний день система организации обучения в высшей школе предполагает не только аудиторные занятия с преподавателем, но и самостоятельную работу студента. Хореографическое образование, конечно, имеет свои особенности, принципы и определенные методы. Будущий выпускник по направлению подготовки «Хореографическое искусство» сегодня должен не только владеть навыками и умениями исполнительского и педагогического мастерства, но и обладать сочинительскими навыками в хореографическом искусстве, так как любая деятельность в сфере хореографии предполагает создание хореографических композиций.

В последнее время в системе высшего образования постоянно внедряются новые образовательные стандарты. Так, сегодня в высшей школе по направлению подготовки «Хореографическое искусство» только 30 % предусмотрено аудиторных занятий с преподавателем и 70 % отведено на самостоятельную работу студента.

Вследствие такого факта, можно утверждать, что многие вузы РФ, а также преподаватели и студенты оказались в достаточно сложной ситуации, которая требует от них новых образовательных подходов в организации как аудиторных, так и самостоятельных часов работы.

Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточном обосновании методов организации системы самостоятельной работы студентов-хореографов в сложившейся современной образовательной среде.

Самостоятельная работа студента-хореографа имеет твор-ческо-практический характер и должна быть максимально индивидуализирована и иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер, соответствующий определенному этапу освоения одной из основных образовательных программ. В процессе самостоятельной работы студент-хореограф выполняет задания, требующие сочинительских навыков. Как считает М. А. Каримов, «творчество воспроизводит органическое начало и является деятельностью, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее» [1, с. 1882]

Таким образом, правильно подобранные преподавателем методы организации самостоятельной работы студента-хореографа будут положительно воздействовать на формирование профессиональных знаний, умений и навыков в процессе освоения образовательной программы.

Сегодня издается множество учебной и учебно-методической литературы в области хореографического искусства, но в основе своей издания носят практический характер, тем самым не обладая теоретическим материалом для преподавателей по организации образовательного процесса студентов-хореографов.

В научных трудах В. М. Майорова отмечает, что «действующая система профессиональной подготовки в сфере хореографического искусства не всегда позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал будущих специалистов» [2]. По мнению автора, в деятельности балетмейстеров наблюдается «теоретически и практически неверное исполнение региональ-

ных особенностей русского танца. Несмотря на достаточную разработанность темы в специализированной литературе (Т. А. Устинова, А. А. Климов, Н. И. и Н. А. Заикины, И. И. Веретенников, А. В. Руднева, М. П. Мурашко, М. Д. Яницкая и другие), педагоги и балетмейстеры в своей практике часто демонстрируют незнание региональных особенностей русского танца» [2].

Так же следует отметить, что в современных условиях повышаются требования к формированию у будущих специалистов в области русской народной хореографии способностей, умений и навыков к самостоятельной творческой деятельности, что подтверждает актуальность представленного исследования.

Цель исследования - проанализировать способы и методы организации самостоятельной работы студентов-хореографов в процессе освоения региональных особенностей русского танца, а также разработать методические рекомендации по формированию сочинительских навыков студентов-хореографов при их самостоятельной работе.

Задачами преподавателя при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-хореографов являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- развитие творческой активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности творческого мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

- формирование практических профессиональных умений и навыков в различных областях хореографического искусства;

- развитие исследовательских умений.

- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной практической деятельности.

В планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-хореографов используются следующие типы самостоятельной работы:

• воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

• реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

• творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

Следовательно, правильно поставленные цели и задачи, а также методические принципы организации самостоятельной работы студента-хореографа позволят сформировать профессиональные навыки и умения их творческой деятельности.

Исследование проводится на основе методов анализа научно методической литературы и обобщения современных образовательных методик в хореографическом образовании.

Методология исследования. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения современных образовательных методик в хореографическом образовании.

Результаты исследования. Процесс формирования и совершенствования сочинительских навыков студентов хореографических специализаций в ходе освоения региональных особенностей русского танца складывается из двух основных этапов:

• теоретический;

• практический.

Основной целью теоретического этапа является формирование системы знаний о структуре танцевальных форм, сложившихся в русской народной хореографии и их региональной специфике.

К профессионально значимым теоретическим знаниям в области сочинения различных композиций русского танца необходимо отнести следующие:

• знание композиционной структуры русского танца;

• знание образно-содержательной основы русского танца

• знание структуры традиционной лексики русского танца;

• знание пространственного построения различных форм в русской народной хореографии;

• знание регионально-стилевых особенностей русского танца;

• знание специфики музыкального сопровождения русского танца.

Цель практического этапа - освоить и закрепить навыки сочинения хореографических композиций на практических занятиях. Практический этап предполагает выполнение студентами индивидуальных заданий по сочинению учебных комбинаций, этюдов и хореографических форм на материале региональных особенностей русского танца. При этом педагог должен подобрать индивидуальное творческое задание для каждого студента с учетом его профессиональных навыков и способностей. Кроме того, выбор творческого задания может предлагаться и самим студентам, которые ориентируются в этом случае на свои творческие интересы и собственные возможности.

Практический этап включает следующие три раздела:

• совершенствование умений и навыков создания учебной комбинации;

• совершенствование умений и навыков создания учебного этюда;

• совершенствование умений и навыков создания хореографической формы.

Следует заметить, что этапы следуют в строгой последовательности, так как практический этап опирается на знания теоретических, методических, технологических аспектов создания комбинаций, этюдов и танцевальных форм в целом.

Первый раздел. Основу хореографической лексики в русском танце составляют традиционные танцевальные движения. Как отмечают современные исследователи, «всякое танцевальное движение - это определенная структура, построенная на одном приеме исполнения [3].

Практическое задание этого раздела включает в себя разработку одного из движений русского народного танца (например, «веревочки», «моталочки» или «дроби»).

В ходе практической работы студенты должны освоить основные методы развития традиционных движений русского танца:

Раrt 2. Pedagogical Science

• механическое развитие движений - изменение движений путем добавления «шагов», «подскоков», «ударов», «хлопков», «поворотов» и пр.;

• метроритмическое развитие движений - изменение внутренней организации движений, основанных на чередовании элементов разной ритмической структуры;

• метафорическое развитие движений - создание образной лексики путем добавления подражательных танцевально-пластических элементов.

Для эффективного выполнения творческого задания студенту необходимо владеть основными принципами построения учебных комбинаций: логикой построения, последовательностью, стилевой однородностью, музыкальностью.

Второй раздел. Под учебным этюдом мы подразумеваем определенное задание по созданию хореографической композиции, которая выполняет конкретно поставленную задачу. Учебный танцевальный этюд - это законченный по форме фрагмент русского танца, составленный с использованием его региональных особенностей.

Р. В. Захаров подробно анализирует работу студента над танцевальным этюдом. Автор отмечает, что этюды «заставляют работать воображение будущего балетмейстера, развивают сочинительский дар...» [4].

Выполнение этюдной работы помогает на практике отработать технологию построения русского сценического танца. Прежде чем приступить к сочинению учебного этюда студент должен решить ряд поставленных задач:

• определить региональную принадлежность учебного этюда;

• отобрать наиболее характерные движения, отражающие региональную специфику русского танца;

• изучить специфику пространственного построения русского танца, характерную для выбранного региона;

• подобрать музыкальный материал, соответствующий выбранной форме русского танца и ее региональным особенностям.

Третий раздел. Искусство русской народной хореографии - разножанровая система, которая складывается из отдельных хореографических произведений. При этом каждое конкретное произведение, являясь мельчайшей частицей этой системы, подчиняется специфическим требованиям (особенностям) того или иного жанра русской народной хореографии [5].

Прежде чем приступить к созданию целостного хореографического номера, студенту необходимо определить форму русского народного танца и особенности ее содержания. Большинство авторов рассматривают форму как способ воплощения художественного содержания по законам данного вида и жанра искусства. Так, Г. А. Карцева пишет: «форма - это приведенная к единству совокупность художественных средств и приемов с целью выражения содержания» [6].

Для каждого вида творчества характерны собственные формы. Л. Г. Тимошенко относит к региональным формам русского народного танца игровые хороводы, орнаментальные хорово-

ды, хороводы-танки (проходные и кривые), кадрили, групповые пляски, парно-массовые пляски, переплясы, маленькие сибирские хороводы [7]. Все названные региональные формы русского танца отличаются друг от друга содержанием, спецификой выразительных средств и стилевыми особенностями исполнения.

Известный исследователь А. М. Мехнецов выделяет в процессе формообразования четыре основных структурообразующих комплекса выразительных средств, которые характерны для различного образно-смыслового содержания отдельных видов народной хореографии [8]. К ним автор относит:

• ритмо-акцентное начало;

• семантику графически-орнаментальной формы движения;

• знаково-выразительную систему пластических средств;

• пространственно-векторную основу организации движения.

С. Н. Худеков писал: «Развитие танца можно разделить на

две части: одну, относящуюся к управлению бесконечно разнообразных движений, прямых, кривых, вогнутых и во всех вообще направлениях и линиях; другая же часть заключается в гармонических сочетаниях разнообразных движений всего корпуса вообще, а также и частей его, то есть рук, шеи, головы и игры физиономии. Это, так сказать, механические элементы» [9].

Для осуществления творческого задания студенту необходимо изучить и проанализировать стилевые особенности региональных форм русского танца. М. П. Мурашко отмечает: «Немалую роль в русском танце играет стиль танца, особенно при сочинении танца, построенного на стилевых особенностях региона. Ведь русский танец, имея общую пластическую и содержательную основу, удивительно разнообразен. Каждый регион имеет свой собственный стиль с присущими чертами и особенностями манеры для этого региона» [10]. Отметим, что под региональным стилем мы подразумеваем совокупность специфических черт пространственно-композиционной структуры русского танца и приемов его исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства формам русского народного танца определенной местности (региона).

Основными составляющими практической деятельности студента по сочинению целого хореографического произведения являются:

• выбор формы русского народного танца, ее содержания и комплекса выразительных средств;

• выбор регионально-стилевых особенностей русского народного танца;

• выбор музыкального материала, соответствующего стилю и форме танца.

Каждый раздел завершается творческим показом и анализом хореографической композиции (комбинации, этюда, формы русского танца), сочиненной студентом в ходе самостоятельной практической деятельности.

Таким образом, технологическая готовность студента-хореографа к сочинительской деятельности в области русской народной хореографии должна быть выражена:

• в освоении теоретических знаний по технологии создания учебных комбинаций, этюдов и целых хореографических форм на материале региональных особенностей русского танца;

• в приобретении умений использования теоретических знаний в практической творческой деятельности.

Следовательно, теоретическое осмысление и практическое воплощение региональных стилей русского народного танца в процессе обучения студентов-хореографов открывает большие возможности в развитии профессионального творчества будущих специалистов в области русской танцевальной культуры.

Выводы. По итогам проведенного исследования авторами утверждены этапы работы по совершенствованию сочинительских навыков в процессе самостоятельной работы студентов-хореографов по освоению региональных особенностей русского танца. Так, первый этап - теоретический, предусматривает формирование системы знаний о структуре танцевальных форм, сложившихся в русской народной хореографии и их региональной специфике. Второй этап - практический, предполагает использование полученных на первом этапе знаний в практической деятельности, выраженной в выполнении творческого задания различного уровня сложности, что является

основой их будущей профессиональной деятельности. Ведь выпускник по направлению подготовки «Хореографическое искусство» может осуществлять профессиональную деятельность в разнообразных направлениях искусства и образования, выполнять педагогические или балетмейстерские функции. И главной составляющей этих процессов является сочинительская деятельность, которая и развивается в процессе самостоятельной работы в вузе.

При организации самостоятельной работы студентов по освоению региональных особенностей русского танца вполне закономерно, что конечный результат - создание региональной формы русского танца - и сам процесс сочинительской деятельности студента-хореографа взаимосвязаны: чем глубже теоретические знания регионально-стилевых особенностей русского народного танца; основных форм, средств и методов сочинительской деятельности, тем выше художественный уровень собственных хореографических постановок.

Следовательно, теоретическое осмысление и практическое воплощение региональных стилей русского народного танца в процессе обучения студентов-хореографов открывает большие возможности в развитии профессионального творчества.

Источники

1. Каримов М. А. Развитие творческих способностей учащихся народно-сценического отделения Башкирского хореографического колледжа им. Р. Нуриева // Вестник Башкирского университета. 2012. № 4. С. 1880-1885. https://elibrary.ru/item.asp?id=18891547

2. Майорова В. М. Значение русского танца в процессе обучения студентов хореографических специализаций // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 2. С. 100-105. https://elibrary.ru/item.asp?id=30013658

3. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Русский народный танец. Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. 550 с.

4. Захаров Р. В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. 224 с.

5. Богданов Г. Ф. Работа над танцевально-музыкальной формой хореографического произведения. М.: ВЦХТ, 2008. 143 с.

6. Карцева Г. А. Содержание и форма в онтологии искусства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов: Изд-во Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. 2011. № 11. С. 363-368. https://elibrary.ru/item.asp?id=17909379

7. Тимошенко Л. Г. Проблемы возрождения и сохранения педагогического потенциала русской танцевальной культуры // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2017. № 3 (17). С. 71-77. https://elibrary.ru/item.asp?id=29770168

8. Мехнецов А.М. Народная традиционная культура: статьи и материалы. К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 92.

9. Худеков С. Н. Всеобщая история танца. М.: ЭКСМО, 2010. 628 с.

10. Мурашко М. П. Кризис ансамблей русского танца // журнал «Балет». М.: Искусство, 2011. № 2. С. 48-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Николаева Лидия Яковлевна

Доцент кафедры режиссуры и хореографии. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (644077, РФ, г. Омск, пр. Мира, 55а). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4480-6586. E-mail: nikolaevalidiya@yandex.ru

Сабанцева Татьяна Виталиевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры и хореографии. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (644077, РФ, г. Омск, пр. Мира, 55а). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5464-3253. E-mail: sabtv@mail.ru

T. V. Sabantseva1, L. Ya. Nikolaeva1

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russian Federation

Shaping creative skills of student choreographers in the process of mastering regional peculiarities of russian dance

Abstract. The system of higher choreographic education today has a large percentage of independent activity of the student, and for a student choreographer it is independent creative activity involving application of creative skills and skills in mastering practical tasks of educational program in the field of Russian folk choreography and rational organization of creative independent activity of the student is successful results of training. The problem of the study is insufficient justification of the organization methods of independent work system for student choreographers in the current modern educational environment. The aim is to analyze the ways and methods to organize student choreographers' independent work in the process of mastering regional peculiarities of Russian dance, as well as to develop methodological recommendations to shape student choreographers' creative skills during their independent work.

The study is carried out on the basis of methods of scientific and methodological literature analysis and generalization of modern educational methods in choreographic education.

The stages of shaping and improving creative skills of choreographic specialization students during mastering regional peculiarities of Russian dance are highlighted: theoretical and practical ones. During the theoretical stage, a student choreographer develops a system of knowledge about the

Рэгё 2. Pedagogical Science

structure of dance forms established in Russian folk choreography and their regional specificity. The purpose of the practical stage is to master and consolidate the skills aimed to create choreographic compositions in practical classes. It involves several sections and each of them justifies the algorithm of independent work of a student choreographer. During the research, the technological readiness of the student-choreographer for independent writing activities in the field of Russian folk choreography is justified, it involves:

— Mastering theoretical knowledge on the technology of creating educational combinations, sketches and whole choreographic forms on the material of regional features of Russian dance;

— Acquisition of skills using theoretical knowledge in practical creative activity.

Therefore, theoretical thinking and practical implementation of regional styles of Russian folk dance in the process of training student choreographers opens up great opportunities in the development of professional creativity of future specialists in the field of Russian dance culture.

The results of the study can be used in the practice of higher choreographic education to improve creative skills in the process of mastering regional peculiarities of Russian dance, as well as shaping professional competences in student choreographers.

Keywords: choreographic art, creative skills, types of choreographic compositions, educational combination, educational sketch.

Paper submitted: October 22, 2019

For citation: Sabantseva T. V., Nikolaeva L. Ya. (2020). Shaping creative skills of student choreographers in the process of mastering regional peculiarities of russian dance. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 2, pp. 123—127. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.21

References

1. Karimov M. A. Development of Creative Abilities of Students of the Folk Department of the R. Nuriev Choreography College. Bulletin of Bashkortostan University. 2012, no. 4. pp. 1880-1885. (In Russian)

2. Mayorov V. M. Significance of Russian Dance in the Training Course of Students of Choreographic Specializations. Culture and Education: Scientific and Information Journal of Universities of Culture and Arts. 2017, no. 2, pp. 100—105. (In Russian)

3. Zaikin N. I., Zaikina N. A. Russian folk dance. Oryol: Oryol State Institute of Arts and Culture, 2014 550 p. (In Russian)

4. Zakharov R. V. Dance composition: Pages of pedagogical experience. Moscow, Art Publ., 1983. 224 p. (In Russian)

5. Bogdanov G. F. Mastering dance-musical form of choreographic work. Moscow, WCCT Publ., 2008. 143 p. (In Russian)

6. Kartseva G. A. Content and form in ontology of art. Socio-economic phenomena and processes. Tambov: G.R. Volovina State University. 2011. no. 11, pp. 363—368. (In Russian)

7. Timoshenko L. G. Problems of revival and preservation of pedagogical potential of Russian dance culture. Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. 2017, no. 3, pp. 71—77. (In Russian)

8. Mehnetsov A. M. Folk traditional culture: articles and materials. To the 150th anniversary of the St. Petersburg Conservatoire. St. Petersburg, Nestor-History Publ., 2014. 92 p. (In Russian)

9. Khudekov S. N. Universal History of Dance. Moscow, EKSMO Publ., 2010. 628 p. (In Russian)

10. Murashko M. P. Crisis of Russian dance ensembles. Ballet magazine. Moscow, Art Publ., 2011, no. 2, pp. 48—51. (In Russian)

Information about the authors

Lidiya Ya. Nikolaeva

Associate Professor, Department of Directing and Choreography. Dostoevsky Omsk State University (55а Mira ave., Omsk, 644077, Russian Federation). E-mail: nikolaevalidiya@yandex.ru Tatyana V. Sabantseva

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Directing and Choreography. Dostoevsky Omsk State University (55а Mira ave.. Omsk, 644077, Russian Federation). E-mail:sabtv@mail.ru

© Л. Я. Николаева, Т. В. Сабанцева, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.