Научная статья на тему 'Развитие системы здравоохранения в Узбекистане'

Развитие системы здравоохранения в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3779
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хашимов П. З., Мавланова У. Б.

Вхождение Узбекистана в мировое сообщество, расширение международных связей и сотрудничество со странами, имеющими развитую инфраструктуру здравоохранения, отчетливо выявило сильные и слабые стороны, различия уровней, существующей системы охраны здоровья населения. Система здравоохранения в прошлом была чрезвычайно громоздкой, высокозатратной и малоэффективной, и поэтому появилась необходимость создания национальной модели здравоохранения с учетом её особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы здравоохранения в Узбекистане»

г_40 ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/-ч_ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Хашимов П.З.,

к.э.н., доц. Мавланова У.Б.

соискатель Национальный университет Узбекистана

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Вхождение Узбекистана в мировое сообщество, рас -ширение международных связей и сотрудничество со странами, имеющими развитую инфраструктуру здравоохранения, отчетливо выявило сильные и слабые стороны, различия уровней, существующей системы охраны здоровья населения. Система здравоохранения в прошлом была чрезвычайно громоздкой, высокозатратной и малоэффективной, и поэтому появилась необходимость создания национальной модели здравоохранения с учетом её особенностей.

Для решения накопившихся проблем в системе здравоохранения Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым 10 ноября 1998 года принят Указ №УП-2107 «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан», которая определила поэтапный подход к национальной модели здравоохранения.

В целях разработки и реализации комплекса конкретных мер, направленных на формирование здорового образа жизни в обществе, укрепления здоровья населения, создания условий для воспитания физически здорового и духовно богатого подрастающего поколения в Республике действуют Закон «Об охране здоровья граждан», Указ Президента «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения», Постановление Кабинета Министров «О мерах по реализации приоритетных направлений повышения медицинской культуры в семье, укрепления здоровья женщин, рождения и воспитания здорового поколения» и ряд других норм.

Основными задачами законодательства об охране здоровья граждан являются обеспечение гарантий прав граждан на

охрану здоровья со стороны государства и формирование здорового образа жизни граждан.

В Республике Узбекистан действует единая система здравоохранения, которая представляет собой совокупность государственной, частной и других форм здравоохранения, финансируемых из различных источников. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан является центральным органом государственного управления здравоохранением и в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан. Оно осуществляет свою работу во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и общественными организациями. В государственную систему здравоохранения входят клиники научно-исследовательских институтов, лечебно-профилактические и аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями. Лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения оказывают гарантиро-

~ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

ванную государством медицинскую помощь населению бесплатно. Медицинские и иные услуги сверх установленного государством гарантированного объема медицинской помощи являются дополнительными и оплачиваются населением в установленном порядке.

Граждане Республики Узбекистан обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от возраста, пола, расы, национальности, языка, личного и общественного положения. Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на состояние здоровья, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии территории проживания, рациональных нормах питания, о товарах, работах, услугах, их безопасности, соответствии санитарным нормам и правилам.

Государственная программа реформирования здравоохранения базируется на принципах неукоснительного соблюдения условий социальной защиты населения, всеобщей доступности гарантированного объема медицинской помощи, поэтапного перевода отдельных медицинских учреждений на смешанные и частные источники финансирования.

В Государственной программе выделен ряд приоритетных направлений, требующих первоочередного исполнения. Это -реформирование первичного звена медицинской помощи, создание гарантированной государством эффективной системы экстренной медицинской помощи, совершенствование системы финансирования здравоохранения, обеспечение стабильного санитарно-эпидемиологического благополучия страны и совершенствования медицинской помощи матерям и детям.

В Узбекистане за годы независимости для дальнейшего совершенствования нормативно - правовой базы системы здравоохранения внесены изменения и дополнения в действующие законы Республики: «Об охране здоровья граждан», «О государственном санитарном надзоре», «О профилактике заболевания СПИД», «О

лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» и многие другие. Совершенствование базы системы здравоохранения позволило привести нормативные акты и подзаконные документы, регулирующие функционирование органов и учреждений системы здравоохранения в соответствие с современными реалиями и с уровнем социально - экономических преобразований в обществе. С момента принятия Указа Президента для развития программы реформирования здравоохранения было принято свыше 60 документов, из которых 5 законов, 2 указа, 2 распоряжения Президента, 32 постановления Кабинета Министров, 17 отраслевых нормативных документов.

Важным шагом в привлечении инвестиций в сферу здравоохранения станет создание комплексных автоматизированных систем для лечебных учреждений. Функционирование любой отрасли экономики, в том числе и здравоохранения, все в большей мере зависит от рационального использования не только финансовых, кадровых и материальных, но и информационных ресурсов. Эффективное управление ресурсным потенциалом здравоохранения, особенно в условиях реформирования и модернизации экономики возможно только путём полноценного информационного обеспечения процессов управления системы здравоохранения.

Система управления здравоохранением во время проведения реформ в большей степени требует мониторинга:

• состояния здоровья;

• обеспечения услуг на основе полного охвата и полезности;

• финансовых ресурсов;

• запасов лекарств и модели их распределения;

• состояния оборудования и его наличие;

• лабораторного оборудования и качества лабораторных исследований;

• персонала разных ступеней;

• заболеваемости;

• инвалидности;

• смертности;

• эпидемиологической службы.

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ/ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Средства государственного бюджета

Средства медицинского страхования

Источники финансирования государственной системы здравоохранения

Средства целевых фондов, предназначении х для охраны здоровья граждан

Рисунок 1.

Источники финансирования государственной системы здравоохранения.1

Добровольные и благотворительные взносы учреждениям здравоохранения от предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и физических лиц

Эти проблемы могут быть успешно решены при условии создания единой интегрированной информационной системы здравоохранения. Под единой информационной системой здравоохранения следует понимать многоуровневую систему, образованную аппаратно-программным комплексом органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, лабораторий, органов санитарно-эпидемиологического надзора, НИИ и ВУЗов, а также подразделений медицинской статистики. Создание единой информационной системы должно быть основано на применении Интернет-технологий и новейших технических средств.

Создание единой информационной системы здравоохранения Республики Узбекистан на сегодняшний день является

1 Рисунок составлен авторами

стратегически важной задачей, решение которой позволит:

- обеспечить повышение результативности управленческих решений за счет автоматизации контрольно-аналитических функций управления здравоохранением на всех уровнях;

- повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения;

- осуществлять контроль над распределением и расходованием финансовых средств;

- повысить оперативность статистической информации, упорядочить движение информационных потоков и исключить повторный сбор информации;

- повысить информированность граждан и обеспечить им доступ к необходимой информации;

- улучшить состояние здоровья граждан и усилить потенциал нации.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2012

~ДАВ^ 43 >

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Задача формирования единой информационной среды здравоохранения может быть решена только на государственном уровне и не за один год. Но в то же время уже сейчас существуют технические и нормативно - законодательные предпосылки ее решения.

Для обеспечения полноценности финансирования и повышения эффективности бюджетных средств необходимо расширить привлечение средств международных организаций для охраны здоровья населения, а также финансирования первичного звена здравоохранения.

Решение перечисленных задач даст возможность привлечения инвестиций как внутренних, так и внешних для стабильного воспроизводства и развития человеческого капитала.

В настоящее время в Узбекистане внедрены самые передовые формы и методы лечения, а достижения в сфере защиты материнства и детства, экстренной медицинской помощи, подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, оснащения медучреждений самым современным оборудованием изучаются международным сообществом как весьма значительные.

За годы независимости страны достигнуты значительные результаты в сфере выполнения приоритетных задач по укреплению здоровья населения, воспитанию физически и духовно развитого молодого поколения. Благодаря масштабным реформам в республике создана структура медицинского обслуживания, отвечающая мировым стандартам. И в первую очередь здесь необходимо отметить важность Государственной программы по реформированию сферы здравоохранения в Узбекистане, принятой по инициативе Президента нашей республики рассчитанная на период с 1998 по 2005 годы, она сделала коренной поворот в реформировании данной сферы.

В соответствии с этим документом в системе здравоохранения внедрены передовые методы оказания медицинских услуг. Значительно окрепла материально-техническая база учреждений первичного звена здравоохранения, в частности,

сельских врачебных пунктов, достигнуто коренное улучшение защиты материнства и детства, деятельности службы экстренной медицинской помощи, подготовки медицинских кадров, получила мощное развитие фармацевтика. В городах и селах созданы десятки новых, построенных по типовым проектам медицинские учреждения, лечебные и оздоровительные центры.

Немаловажным шагом в развитии здравоохранения в стране было образование Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений , согласно Постановлению Президента № ПП-1652 от 28.11.11г. Одной из важных задач фонда является финансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений здравоохранения в соответствии с утвержденными программами и нормативами.

Самое главное значение проводимых реформ заключается в их направленности на укрепление здоровья человека, на повышение средней продолжительности жизни и ее качества.

Коренные изменения произошли в первичном звене здравоохранения. Убедительным примером этого служит создание на селе современных сельских врачебных пунктов — СВП. За минувшие годы, в целях улучшения деятельности, более 3 200 пункта первичного звена здравоохранения были оснащены новейшим медицинским оборудованием. Все они полностью обеспечены средствами телефонной, сотовой и радиосвязи. При них функционируют в общей сложности более 770 специальных аптек. Пункты первичной медицинской помощи полностью укомплектованы кадрами медработников высшего и среднего звена.

Доля расходов на здравоохранение в государственном бюджете страны в 2011 году составила 15,7 процента, а к валовому внутренному продукту - 4,1 процента. Только на укрепление материально-технической базы здравоохранения, её переоснащение современным оборудованием и медицинской техникой за истекший 2011 год было привлечено более

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ/ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

700 млн. долларов льготных кредитов, грантовых средств доноров. Несмотря на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис за последние три года (2009 - 2011 гг )объёмы финансирования сферы здравоохранения выросли в 2,5 раза.

Появление в стране новых, оснащенных современным оборудованием медицинских учреждений потребовало и новых подходов к вопросам подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов. В частности, была создана Ташкентская медицинская академия, и важным новшеством стала подготовка в вузах медицинских сестер с высшим образованием. В настоящее время в системе Министерства здравоохранения Республики Узбекистан работает более 72 тысяч врачей и около 300 тысяч медицинских работников среднего звена, оказывающих населению медицинские услуги на уровне мировых стандартов.

В отечественном здравоохранении создана новая уникальная структура - Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи и его 13 областных филиалов, 171 районный субфилиалов. Данная помощь является доступной и бесплатной для всех. Этой службой ежегодно оказывается стационарная медицинская помощь более 635 тысячам пациентов и амбулаторная помощь более одному миллиону больных. Скорой медицинской помощью «03» и санитарной авиацией осуществляется более 8 миллионов вызовов в год. Из года в год возрастает материально-техническое обеспечение этой службы. Например, в 2009-2011 годы для скорой медицинской помощи республики приобретено около 700 единиц специализированного автотранспорта.

В Узбекистане с первых дней независимости в качестве приоритетной задачи выделялись вопросы охраны материнства и детства. Одним из первых международных документов, к которым присоединилась наша страна, была Конвенция «О правах ребенка», ратифицированная парламентом страны 9 декабря 1992 года. Символично и то, что одним из пер-

вых орденов, учрежденных в республике, является орден «Соглом авлод учун» (За здоровое поколение).

В целях оказания специализированной медицинской помощи матерям и детям в стране созданы республиканские специализированные научно-практические медицинские центры педиатрии, акушерства и гинекологии. В Республике Каракалпак-стан, Джизакской, Кашкадарьинской и На-манганской областях функционируют филиалы центра акушерства и гинекологии, во всех регионах - детские многопрофильные медицинские центры, республиканский, областные и городские перинатальные центры.

Для снижения детской заболеваемости, раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний у детей, позволяющего предупредить рождение инвалидов с детства, с 1998 года по инициативе Президента Республики Узбекистан реализуется Государственная программа «Скрининг матери и ребенка». В настоящее время во всех регионах страны созданы современные скрининг-центры, оснащенные новейшей медицинской аппаратурой и инструментарием.

В Ташкенте 25-26 ноября 2011 года прошел международный симпозиум «Национальная модель охраны здоровья матери и ребенка в Узбекистане: «Здоровая мать - здоровый ребенок». Представителям медицинской науки из десятков стран мира, проявляющим живой интерес к достижениям страны в области охраны здоровья населения за годы независимости, была представлена обстоятельная информация об уникальной национальной модели оказания медицинской помощи.

В работе симпозиума приняли участие около 300 медиков и представителей международных организаций в сфере здравоохранения, в том числе руководители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), официальные представители министерств здравоохранения около 40 стран, включая США, Китай, Россию, Канаду, Великобританию, Германию, Италию, Испанию, Францию, Финляндию,

~ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ 45 >

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Швейцарию, Чехию, Данию, Южную Корею.

Повышению эффективности осуществляемой в системе здравоохранения работ также способствовало постановление Президента нашей страны «О дополнительных мерах по охране здоровья матери и ребенка, формированию здорового поколения». Документ наряду с охраной здоровья матери и ребенка нацелен также на организацию широкого комплекса мер в семье и обществе по укреплению репродуктивного здоровья населения, формированию физически и духовно развитого поколения.

Для расширения деятельности в этом направлении реализуется Программа мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребенка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009-2013 годы. В рамках ее выполнения Министерство здравоохранения осуществляет комплекс мер, направленных на оздоровление женщин фертильного возраста, дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и первичного звена здравоохранения, внедрение в практику международных стандартов предоставления медицинских услуг женщинам и детям, обучение медицинских кадров, формирование медицинской культуры в семье. Также в стране уделяется большое внимание массовому привлечению детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, что также обозначено в качестве важного направления в воспитании гармонично развитого поколения. Важно отметить,

что авторитетными международными организациями высоко оцениваются успехи, достигнутые в отечественной системе здравоохранения. В 2007 году Узбекистан вошел в число четырех стран региона, определенных ВОЗ для реализации программы Европейской стратегии «Здоровье, развитие детей и подростков». Также региональным офисом ЮНИСЕФ наша страна признана региональной моделью по внедрению программ в области охраны материнства и детства.

Узбекистан вошел в десятку стран-лидеров в составленном международной организацией «Save the children» («Спасем детей») мировом рейтинге государств, где лучше всего заботятся о здоровье детей.

В некоторых, даже развитых странах, отмечают зарубежные специалисты, услуги здравоохранения в значительной степени сконцентрированы в городах, что осложняет доступ к ним людям из сельской местности. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что квалифицированная врачебная помощь в Узбекистане оказывается роженицам и новорожденным в оснащенных современным оборудованием родильных отделениях всех районных медицинских объединений, на всех уровнях системы здравоохранения. Ее получают беременные женщины и дети, живущие в самых отдаленных населенных пунктах страны.

В заключение следует отметить, что за годы независимости в нашей стране были проведены масштабные реформы в сфере здравоохранении, благодаря которым достигнуты весомые успехи в деле укрепления здоровья населения.

Список литературы:

1. Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан»

2. Указ №УП-2107 «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 10.11.1998г.

3. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011г www.lex.uz

4. http://www.uzbekistan.tj/index.php

5. http://www.api.uz/news/info/country/2070/

6. http://www.eco.uz/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.